Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория предельной полезности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шкала Менгера, построенная по принципу убывающей полезности (первый закон Госсена), призвана объяснить, почему блага меньшей родовой полезности могут обладать большей ценностью (это объясняется местом каждого блага в шкале полезностей и степенью насыщения потребности в нем), и проиллюстрировать оптимальный выбор по принципу уравнения предельных полезностей благ разного рода (второй закон… Читать ещё >

Теория предельной полезности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 70-х гг. XIX в. появились новые варианты теории стоимости, так называемые теории предельной полезности. Своим происхождением термин «полезность» обязан английскому социологу Дж. Бентаму (1800−1884). Сторонники этих теорий переместили предмет исследования из сферы производства в сферу обращения. В основе цены, согласно этим теориям, лежит полезность, степень которой каждый участник обмена определяет, исходя из собственных субъективных представлений.

Непосредственной предтечей теории явились работы немецкого экономиста и статистика Г. Госсена (1810−1858). Он исходил из того, что полезность — субъективная категория, а потребление — единственно достойный объект экономического исследования. Им были сформулированы два закона, описывающие взаимосвязь полезности блага, имеющегося запаса блага и степени насыщения потребности в этом благе. Наибольший вклад в оформление этих положений в развернутую научную систему внесла «австрийская школа» — К. Менгер (1840−1921), Ф. Визер (1851−1926), Е. Бём-Баверк (1851−1914).

Предельная полезность представляет собой ту цену, по которой потребитель готов приобрести товар. Если оценка потребителя выше фактического уровня цен, то в этом случае спрос на товарном рынке превышает наличное предложение и имеет место процесс недоупотребления. В противном случае, т. е. если оценка ниже, сложившееся на рынке положение соответствует ситуации перепроизводства и затоваривания. Если же предельная полезность совпадает с фактической ценой, то на товарном рынке наблюдается равновесие.

Теория предельной полезности оперирует «связкой»: полезность — ценность — цена.

Полезность благ может быть классифицирована с разных позиций.

  • 1. Общая и предельная полезность. Общая (совокупная) полезность — это удовлетворение, получаемое от определенного набора товаров и услуг. Предельная полезность — приращение, увеличение общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного блага.
  • 2. Положительная и отрицательная полезность. Если большее количество блага предпочитается меньшему, то это полноценный товар с положительной полезностью. Такое положение характерно для большинства благ. Если же дело обстоит наоборот, то товар является неполноценным с отрицательной полезностью. В качестве примера можно привести скоропортящиеся виды продовольствия.
  • 3. Количественная и порядковая полезность. Количественная полезность заключается в возможности не только определить, что товар А полезнее, чем товар В, но и насколько он полезнее. Однако найти какие-либо объективные единицы измерения полезности очень непросто. Через ранжирование полезностей может быть выделена порядковая полезность, характеризующая относительную полезность одного товара по сравнению с другим.
  • 4. Абстрактная и конкретная полезность. Абстрактная (или родовая) полезность — это способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека. Это понятие полезности по существу аналогично категории потребительной стоимости в трудовой теории стоимости. Конкретная полезность представляет собой субъективную оценку пользы данного экземпляра данного блага для данного субъекта. Например, полезность не просто пальто, а данного пальто для данного человека.

К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления (предполагался рынок с фиксированным товарным предложением). При ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема — как наилучшим образом распределять свои средства для удовлетворения потребностей. Менгер определял ценность как суждение, которое имеют хозяйствующие люди о значении находящихся в их распоряжении благ. Иначе говоря, ценности не могут существовать вне сознания хозяйствующих субъектов.

Шкала Менгера, построенная по принципу убывающей полезности (первый закон Госсена), призвана объяснить, почему блага меньшей родовой полезности могут обладать большей ценностью (это объясняется местом каждого блага в шкале полезностей и степенью насыщения потребности в нем), и проиллюстрировать оптимальный выбор по принципу уравнения предельных полезностей благ разного рода (второй закон Госсена). Так как предполагается, что все включенные в шкалу блага имеют одинаковую цену, то потребитель, обладая ограниченным покупательным фондом, получит максимум удовлетворения своих потребностей при равенстве предельной полезности приобретаемых благ.

Одна из главных опор маржинализма (от англ. marginal — предельный) — принцип рационального поведения человека в рыночной экономике. Равенство предельных полезностей выступает в качестве критерия оптимального выбора, который распространяется сторонниками теории на все стороны хозяйственной жизни.

Однако модель предельной полезности условна и искусственна.

Во-первых, механизм уравнения предельной полезности действует в шкале Менгера при предположении уже имеющейся цены и данного дохода потребителя. Таким образом, отпадает основное положение об определении цены предельной полезностью. Вероятно, что сами субъективные оценки в виде предельной полезности обусловлены уровнем цены и величиной дохода. Получается замкнутый круг: цены выводятся из субъективных оценок, которые сами, в свою очередь, зависят от цен.

Во-вторых, числовые обозначения полезностей благ лишены реального содержания, носят произвольный характер, отражая отсутствие объективных единиц измерения субъективной ценности.

Е. Бём-Баверк ввел различение субъективной и объективной ценности. Субъективная ценность — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная — это цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке.

Бём-Баверк рассматривал цену товара как результат столкновения на рынке различных субъективных оценок продавцов и покупателей: «Цена от начала до конца является продуктом субъективных определенных ценностей», а «высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами»[1].

Итак, теоретики раннего маржинализма уловили, по крайней мере, два реальных обстоятельства: в рыночной экономике цены потребительских товаров и спрос на них зависят от того, каковы мнения будущих покупателей по поводу полезности этих благ; подобные оценки неотделимы от количеств, в которых товары поступают на рынок.

В ходе последующего развития теории предельной полезности сформировались два направления, сохранившие общность основных методологических принципов, но различающиеся в трактовке проблем измерения полезности. Ряд авторов: Дж. Нейман (1903−1957), О. Моргенштерн (1902−1977), У. Армстронг (1810−1900), Д. Робертсон (1890−1963) и др. — предложили искусственные способы измерения абсолютной величины полезности (кардиналистское направление). Сторонники другой, ординалистской, концепции — Ф. Эджуорт (1845−1926), В. Парето (1848−1923), Е. Е. Слуцкий (1880−1948), Дж. Хикс (1904−1989), Р. Аллен, П. Самуэльсон (1915−2009) и др. — выделяли в качестве исходного пункта теоретических рассуждений обнаруживающиеся на рынке предпочтения покупателей.

Количественный подход, являясь исторически исходным, основан на предположении о возможности измерения полезности различных благ в неких гипотетических единицах — ютилах (от англ. utility — полезность).

Субъективно оцениваемые полезности сопоставляемых товаров соотносятся в сознании как их цены. Но, с другой стороны, по соотношению цен происходит сравнение качества, технического уровня, потребительских свойств, полезности разных товаров. Последнее обстоятельство используется, в частности, в ценовой политике фирм, через «сигнализирование ценами»: высокая цена для недостаточно компетентного покупателя обычно говорит о высоком качестве предлагаемого товара; наоборот, низкая цена психологически связывается с низким качеством.

В итоге критики безрезультатных поисков количественных измерителей предельной полезности и субъективной ценности (кардиналистского подхода) возникла ординалистская концепция. Она основана на менее жестких посылках: от потребителя уже не требуется измерять полезность какого-либо блага в ютилах. Достаточно, чтобы он смог упорядочить все возможные товары или их наборы по степени предпочтительности (порядковая полезность). Вопрос о том, насколько один товар предпочтительнее другого, здесь не ставится.

Более поздние исследования выявили непреодолимые трудности в практическом применении ординалистской концепции. При ближайшем рассмотрении аппарат кривых безразличия оказывается сугубо абстрактным аналитическим средством, не поддающимся количественной проверке. Однако можно сделать важный практический вывод: покупательский выбор во многом определяется доходами покупателей. Чем они выше, тем более качественные (и естественно, более дорогие) товары приобретаются.

Несмотря на то что все построения теории предельной полезности характеризуются абстрактностью, искусственностью, условностью, они вовсе не бесполезны для разработки и принятия ценовых решений на практике. Компоненты теории обосновывают ценообразование, основанное на спросе или ценностном подходе. В частности, практические приложения можно выявить в следующих аспектах:

  • • покупательские мотивы, психологию ценовосприятия следует рассматривать в качестве важного ценообразующего фактора;
  • • производители и продавцы должны изучать своих возможных потребителей-покупателей, выявлять их потребности. Необходимо производить только то, что можно продать. При продаже надо эмпирически выявлять (через опытные акты реализации, но разным ценам) покупательские предпочтения, конкретные полезности;
  • • покупатель всегда стремится к оптимуму соотношения «ценность/цена» ;
  • • в практическом ценообразовании весьма важно учитывать степень насыщения потребления теми или иными благами, а также масштабы и динамику доходов покупателей.
  • [1] Бём-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Л.: Прибой, 1929. С. 146.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой