Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Единство и различия естественно-научных теорий и теорий наук о человеке и обществе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для наук о культуре характерен идиографический метод — описание особенностей важнейших социальных фактов, а не их генерализация, что характерно для номотетического метода естествознания; 3] С изменениями и дополнениями по: Концепции современного естествознания / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДЛНА, 2008. С. 18. В социальном познании необходим учет всех субъективных… Читать ещё >

Единство и различия естественно-научных теорий и теорий наук о человеке и обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Науки о природе и науки о культуре — это название самостоятельных областей научного знания, исследуемых в немецкой философии на рубеже XIX и XX вв. неокантианцами В. Виндельбандом (1848—1915) и Г. Риккертом (1863—1936). Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости обоснования самостоятельного научного статуса социально-гуманитарных дисциплин, который нe совпадает с методологическими основаниями естественно-научного знания.

С точки зрения этих мыслителей пауки о природе имеют целью получение объективного знания о законах природной действительности. Науки о культуре сосредоточены на познании индивидуальных, неповторимых особенностей явлений социальной жизни и культуры. Науки о культуре являются идиографическими[1] (от греч. idios — особенный, grapho — пишу), т. е. описывающими неповторимые события и процессы, науки о природе — номотетическими (от греч. nomos — закон), т. е. законоустанавливающими, поскольку они формулируют законы и соответствующие общие понятия.

В неокантианстве культура предстает как мир ценностей в их статическом и динамическом аспектах. Наиболее рельефно выразил специфику социалыю-гуманитариого познания на основе принципа отнесения к ценностям Г. Риккерт[2]:

объект такого познания — культура, т. е. совокупность фактически общепризнан пых ценностей в их систематической связи, а предмет исследования — индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям;

  • — объекты социального знания неповторимы, нередко уникальны, поэтому его конечный результат — не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, материальных остатков прошлого и др.;
  • — для наук о культуре характерен идиографический метод — описание особенностей важнейших социальных фактов, а не их генерализация, что характерно для номотетического метода естествознания;
  • — социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия;
  • — в социальном познании необходим учет всех субъективных моментов; единство гуманитарного знания обусловлено понятием " культура" .

Для социокультурного антрополога особенно важны идеи Г. Риккерта о культуре. Опираясь на них, можно показать, что единство социальноантропологического (культурно-антропологического) знания обусловлено понятием «культура» .

С точки зрения немецкого философа, представителя «философии жизни», В. Дильтея (1833—1911) одни науки изучают жизнь природы, другие («науки о духе») — жизнь людей. Он выделяет «системно-теоретические» и «культурно-практические» методы гуманитарных наук. Предлагаемая В. Дильтеем категория «жизнь» выступает средством теоретического В табл. 2.1 схематически обобщены идеи неокантианства и философии жизни относительно разделения естествознания и обществознания. Однако к некоторым позициям таблицы требуются комментарии, вытекающие из современных представлений философии науки.

Таблица 2.1

Критерии различения гуманитарного и естественно-научного знания в неокантианстве и философии жизни[3]

Критерий различения.

Естественные науки (науки о природе).

Гуманитарные науки (науки о духе, о культуре).

Объект исследования.

Природа.

Человек, общество, культура.

Характер объекта исследования.

Материальный, относительно устойчивый.

Больше идеальный, чем материальный. относительно изменчивый.

Объективные законы.

Присутствуют в объекте.

Отсутствуют.

Цель познания.

Обнаружение законов в объекте исследования.

Описание иидивидуальных и уникальных характеристик объекта исследования.

Характер методологии.

Генерализирующий.

(обобщающий).

Индивидуализирующи й.

Ведущий метод.

Номотетический.

Идиографический.

Ведущая функция.

Объяснение (истины доказываются).

Понимание (истины истолковываются).

Влияние ценностей.

Стремление к «свободе от ценностей» .

Реализация принципа «отнесения к ценностям» .

Антропоцентризм.

Изгоняется.

Неизбежен.

Взаимоотношения субъекта и объекта познания.

Строго разделены.

Частично совпадают.

Количественно-качественные характеристики.

Преобладание количественных оценок.

Преобладание качественых оценок.

Применение экспериментальных методов.

Составляет основу методологии.

Затруднено.

  • [1] В ряде словарей и научных публикаций встречается написание «идеографический» .
  • [2] См.: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика. 1998.

    .

    " схватывания" культурной реальности. Его идеи во многом дополняют позиции неокантианства.

  • [3] С изменениями и дополнениями по: Концепции современного естествознания / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДЛНА, 2008. С. 18.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой