Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Приемы, сходные с определением понятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, ребенок пытается охарактеризовать жирафа: «Жираф — добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает». Множество характеристик людей, животных, сказочных героев содержится в самых разных книгах для детей. Знакомство с такими характеристиками позволит детям освоить этот прием. Эту работу, так же, как и предыдущие упражнения, можно… Читать ещё >

Приемы, сходные с определением понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться относительно простыми приемами, сходными с определением понятий. Эти приемы — общие для всех, их нередко используют профессиональные исследователи. Использование этих приемов — хорошая база для пропедевтической работы в этом направлении.

Описание. Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Любая наука широко использует описания. Описать объект значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты? Обычно описание фиксирует результаты наблюдений и экспериментов с помощью различных языковых средств, знаков, формул, схем, графиков. Для описания в исследовательской практике применяются как язык, которым мы пользуемся в обычной жизни, так и специальные, искусственные языки.

Примеров описаний много в книгах по разным наукам; наверное, чаще, чем где-либо, описания используются в биологии. Возьмем для примера сочинения великих ученых, например — труд Чарлза Дарвина «Происхождение видов». Наряду с многочисленными научными выводами и умозаключениями здесь отводится большое место описанию разных видов животных и растений.

Вот один из многочисленных примеров описания, содержащийся в книге «Жизнь животных» другого известного биолога — А. Э. Брема. Автор описывает волнистых попугайчиков:

«Волнистый попугайчик принадлежит к числу наиболее мелких попугаев, но на взгляд кажется больше, вследствие длинного хвоста. Клюв его в вышину более, чем в длину; верхняя челюсть почти отвесно спускается вниз, в виде длинного крючка; ноги тонкие, довольно высокие; крылья длинные и острые;хвост длинный ступенчатый. Оперенье чрезвычайно мягкое и красиво окрашено в различные оттенки зеленого цвета».

[Брэм А. Э. Жизнь животных. Т. 2.М., 1992. — С. /59—160]

Интересным упражнением, развивающим способности делать описания, может стать задание понаблюдать, а затем описать тех же волнистых попугайчиков. После чего сравнить собственные описания с описанием А. Э Брема. Насколько оно сделано точно? Прав ли автор, утверждая, например, что оперение волнистых попугайчиков «…красиво окрашено в различные оттенки зеленого цвета»?

Еще один пример более детального, подробного описания животного из другого тома этой же книги:

«Благородный олень (Cervus elapus) отличается круглыми стволами и ветвями своих рогов, которые бывают только у самцов. Это — красивое, стройное, изящное животное, с широкой грудью и длинной головой, с живыми глазами, имеющими овальные зрачки. Из слезных ямок их вытекает жирная, кашицеобразная масса. Величина оленя — 1,852,15 м, причем 15 см занимает хвост, высота плеч 1,21,5; общий вес до 12 пуд. Самки меньше. Шерсть состоит из ости, сероватобурой зимой и красновато-бурой летом, и пепельно-серого подшерстка».

[Брэм А. Э. Жизнь животных. Т. 1. —М" 1992. — С. 471]

Очевидно, для того чтобы сделать такое описание, надо быть очень внимательным наблюдателем. Предложите детям сделать собственное описание оленя. Затем в ходе коллективного обсуждения можно сравнить собственные описания между собой и с описанием А. Э. Брема. То же можно проделать и с описаниями других животных, птиц, насекомых, сделанными разными специалистами. Выполняя эту работу, необходимо объяснить детям некоторые простые правила. Любое описание должно быть: полным; точным; кратким.

Приведем еще один пример описания из другой области — физики. Это описание замечательно тем, что ясно и просто раскрывает суть нескольких физических понятий: инерция, инертность, масса.

«Чем массивнее тело, тем труднее его сдвинуть с места, тем сильнее сопротивляется оно попыткам вывести его из состояния покоя. Эта способность тела сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения называется инерцией или инертностью. Если на тело действует сила, то оно меняет свое движение постепенно и тем медленнее, чем больше его масса. Таким образом, масса служит мерой инертности тела».

[Лишевский В. Масса //Наука и жизнь, № 2, 1985. — С. 95].

Еще одно развивающее упражнение — сравнивать собственные описания с описанием этих же предметов не ученых-классиков, а одноклассников. Детям предлагаем описать какой-то предмет (например: камень, стол, дом и др.) или живое существо (например, какую-либо птицу, животное, рыбу и др.), а затем сравнить эти описания и выбрать в ходе коллективного обсуждения наиболее полное, точное и при этом краткое.

Детям младшего школьного возраста, подросткам, а нередко старшеклассникам нелегко давать определения понятиям, но, как показала наша экспериментальная работа, при целенаправленных педагогических усилиях описания у них получаются вполне достойными внимания. Полученный детьми в результате этой работы опыт станет хорошей базой для развития умений наблюдать, подмечать главное и в дальнейшем, на этой основе, ясно и четко формулировать понятия.

Характеристика. Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Например, ребенок пытается охарактеризовать жирафа: «Жираф — добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает». Множество характеристик людей, животных, сказочных героев содержится в самых разных книгах для детей. Знакомство с такими характеристиками позволит детям освоить этот прием. Эту работу, так же, как и предыдущие упражнения, можно рассматривать как пропедевтическую, позволяющую формировать умения давать определения понятиям.

Приведем в качестве примера интересную выдержку из характеристики того же жирафа, данной уже упоминавшимся биологом А. Э. Бремом в его книге «Жизнь животных»:

«Жирафы. В Средней Африке, на огромном пространстве от знойных песков Сахары до владений свободных буров, водится одно очень странное животное, которое арабы называют «серафе» (милая), а ученые Camelopardalis (верблюдопантера). Обыкновенно же оно известно под именем жирафа, что представляет испорченное слово от того же «серафе».

Оба названия — и арабское, и латинское — как нельзя лучше характеризуют жирафа. Действительно, это, с одной стороны, чрезвычайно добродушное, мирное, кроткое, пугливое животное, которое старается жить в мире не только с подобными себе, но и с другими животными. С другой стороны, во всем животном царстве нет ни одного представителя с более странной фигурой тела…"

[Брэм А. Э. Жизнь животных. Т. I. — М., 1992. — С. 418]

Приведем еще один пример составления характеристики. На этот раз воспользуемся материалом из художественной книги Е. Чарушина «Про Томку». Охотник выбирает себе щенка — будущего помощника на охоте. Вот как он характеризует щенков:

«Щенки небольшие — только что научились ходить.

Который-то из них, думаю, мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?

Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.

А вот еще хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять".

Перед нами краткие, но очень информативные характеристики щенков, полученные охотником в результате наблюдений. Дальше автор описывает, как охотник проводит простой и очень интересный эксперимент, чтобы лучше узнать понравившегося ему щенка:

«В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка? Нет, не нашел, Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. Ну, думаю, вот это охотник. От такого и дичь не спрячется".

Этот отрывок, как видим, замечателен не только тем, что автор показывает нам прекрасный пример краткого описания характеристик нескольких щенков, а еще и рассказывает о том, как можно провести эксперимент. Ведь выбиравший щенка охотник провел настоящее исследование, выбирая щенка. Он понаблюдал за каждым щенком, дал каждому характеристику — определил основные, характерные черты щенков. Он провел эксперимент с тем щенком, который его заинтересовал, и убедился в том, что он может стать настоящим охотничьим псом.

Коллективная беседа по поводу данного отрывка и использование в этих целях аналогичных текстов позволят на доступных детям примерах рассказать о том, как люди проводят исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой