Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй аспект теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы позволил сделать вывод о возможностях интеграции гармоничного развития личности, и психофизиологической возможностью развития способностей. В этом положении определяется реализация использования музыки и цвета в эмоциональном и психологическом развитии ребёнка. Научные исследования учёных Р. Арнхейма, Дж. Гибсона, Н. С… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОЙ СИНЕСТЕЗИИ
    • 1. 1. Нейропсихологический подход к формированию и развитию интеллектуальных способностей детей
    • 1. 2. Деятельностный подход к изучению проблемы развития способностей.'
    • 1. 3. Компоненты и уровни развития синестезии цветомузы-кального восприятия у дошкольников
    • 1. 4. Индивидуализация развития личности в процессе формирования способностей детей
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ СИНТЕЗА ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 2. 1. Содержательно-процессуальные особенности развития синтеза цветомузыкального восприятия у дошкольников
    • 2. 2. Результаты педагогического эксперимента по развитию способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии
  • Выводы по второй главе

Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Основным положением современного закона Российской Федерации «Об образовании» является ориентация содержания образования на обеспечение самоопределения личности, и создание условий для её самореализации. В качестве таких условий предполагается формирование у ребёнка базовых интеллектуальных качеств таких как: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума. Эти качества позволяют личности создавать собственную, адекватную современному уровню, реальную картину мира. Поэтому основной вектор современной образовательной системы в целом, и дошкольного образования как подсистемы, связан с ростом ориентации на раскрытие и развитие индивидуальных психологических ресурсов каждого ребёнка.

Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы и дошкольной практики позволяют выявить основные тенденции, перспективы и актуальные проблемы связанные с развитием способностей детей начального (дошкольного) этапа обучения и воспитания. Рассмотрение возможности развития интеллектуальных способностей личности в педагогике и психологии исследуются с разных позиций: 1) с позиции психогенетических детерминант, (В.М. Гиндилис, А. Г. Мотульский, И. Равич-Щербо) — 2) на основе формирования психофизиологических механизмов в процессе обучения (Ю.И. Александров, Б. Г. Ананьев, А.Р. Лурия) — 3) с позиции первичных механизмов научения в когнитивном и социальном развитии (JI.C. Выготский, Ж. Пиаже) — 4) возможности развития способностей общих и специальных (В.Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Теплов) — 5) на основе рассмотрения творческих способностей, определяющих развитие личности, её умственную одарённость и связанные с ними психологические проявления (Н.С. Лейтес, Ю. Д. Бабаева, А. А Мелик-Пашаева) — 6) субъектно-деятельностный подход (К.А. Абдульханова-Слав-ская, А. В Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — 7) в концепции личностно-ориентированного обучения раскрытым в работах М. С. Кагана,.

О.А. Сиротина, М. А. Холодной, A.M. Эткинда и И. С. Якиманской. Указанные подходы основываются часто, и в отдельных аспектах, на диаметрально противоположных концепциях, но в целом представляют единую линию, определяющую закономерность развития биологического в социальном.

Отмеченные положения показывают, с одной стороны, сложность интеграции широкого спектра научно-обоснованных подходов и концепций и, с другой стороны, актуальность исследования проблемы развития интеллектуальных способностей в детском возрасте. Практическое рассмотрение данного вопроса определяет необходимость новых подходов, направленных на совершенствование методической базы развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, и основывается на следующих аспектах.

Первый аспект определяется существующим противоречием между социальным запросом и реальной возможностью образовательной системы. Если целью образования сегодня является обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации (М.С. Каган, A.M. Эткинд), образовательные системы уже на начальном этапе (подсистема дошкольного образования), должны обеспечить ребёнку возможность приобретения специальных навыков саморегуляции в соотношении с возможностями интенсивного развития способностей (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, C. JL Рубинштейн, Д.Б. Элько-нин) без увеличения объёма содержания программ. В этом плане существующая образовательная система, по мнению М. С. Кагана, Н. С. Лейтеса и A.M. Эткинда, испытывает серьёзный недостаток методологически обоснованных технологий и средств, позволяющих интегрировать интеллектуальное развитие детей, формировать и обогащать их ментальный опыт и реализовывать психологическую функцию каждого ребёнка.

Вышесказанное свидетельствует о наличии выраженного противоречия между социальным заказом формирования личности, основанным на существующей необходимости современного общества в людях, умеющих самостоятельно, грамотно и творчески мыслить, владеющих эстетическими и духовными ценностями, средствами самовыражения и самореализации, имеющими устойчивую мотивационную позицию на дальнейшее самосовершенствование, с одной стороны, и реальной возможностью образовательной системы интегрировать в учебных программах современные научные разработки в нейрофизиологии, психологии и педагогике и совершенствовать методы и средства, расширяющие индивидуальные ресурсы личности, с другой стороны.

Анализ состояния проблемы развития способностей показал, что такая реализация возможна в аспекте рассмотрения построения методических программ на основе теоретических концепций формирования психофизиологических систем, объясняющих специализацию или пластичность нейронов, формирующуюся в процессе научения. Продуктивная интеграция формирования внутреннего, субъективного мира личности с учётом уникальности и ценности собственного опыта, должна раскрываться в процессе научения и закрепляться формированием психофизиологических механизмов.

Второй аспект теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы позволил сделать вывод о возможностях интеграции гармоничного развития личности, и психофизиологической возможностью развития способностей. В этом положении определяется реализация использования музыки и цвета в эмоциональном и психологическом развитии ребёнка. Научные исследования учёных Р. Арнхейма, Дж. Гибсона, Н. С. Лейтеса показали, что эстетические средства оказывают интенсивное положительное влияние на совершенствование развитие общих и специальных способностей детей. Параллельно с этим C.JI. Рубинштейн и Б. М. Теплов констатировали свойства отдельных людей синтезировать, и, внутри данного синтеза взаимно трансформировать ау-диальные и визуальные образы, что существенно расширяло потенциал творческих возможностей индивида. Однако, в доступной нам литературе, проблема синестезии изучена недостаточно: нерешен вопрос о наследственных и социальных факторах данной способности, а также её влиянии на уровень общего интеллекта, и оптимальной возможности использования и применения синестезии цветомузыкальной на практическом уровне.

В поисках средств преодоления возникших противоречий в педагогической системе, и реализации недостаточной разработки теоретических и практических исследований процесса синестезии мы сформулировали проблему исследования, сущность которой заключается в методологическом и теоретическом обосновании педагогической технологии развития способностей детей дошкольного возраста. Это обусловило выбор темы нашего исследования «Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии».

Цель исследования: изучение педагогических условий повышения эффективности педагогического процесса развития интеллектуальных способностей детей-дошкольников путём формирования цветомузыкальной синестезии.

Объект исследования: процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология развития интеллектуальных способностей на основе формирования синтеза цветомузыкального восприятия.

Гипотеза исследования. Происходящее в процессе формирования цветомузыкальной синестезии функциональное развитие нейропсихических структур коры головного мозга оказывает интенсивное положительное влияние на развитие интеллектуальных способностей личности при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: а) индивидуально-ориентированный подход к ребенкуб) формирование у детей установки на развитие творческого отношения к восприятию цветомузыкив) комплексный подход к организации взаимодействия с родителями.

В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих основных задач исследования.

1. Проанализировать научно-теоретические основы синтеза цветомузыкального восприятия детей как условия развития их интеллектуальных способностей.

2. Изучить психолого-педагогические условия формирования и развития интеллектуальных способностей дошкольников.

3. Разработать и обосновать компоненты и уровни развития синестезии цветомузыкального восприятия у детей дошкольного возраста.

4. Экспериментально обосновать технологию развития интеллектуальных способностей дошкольников на основе цветомузыкальной синестезии.

Методологической основой явились: современные психологические и педагогические концепции, раскрывающие ведущую роль деятельности как источник формирования и развития способностей, которые разрабатывали: А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровскийа также теория способностей, развиваемая в трудах: Т. И. Артемьевой, Б.М. Теп-лова, C.JI. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса.

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования определили логику, этапы и методы изыскания. Исследование проводилось с 1995 по 2000 гг. — в три основных этапа.

Первый этап (1995;1996 гг.) — поисковый. Изучались и анализировались философские, психофизиологические, психолого-педагогические, социологические отечественные и зарубежные источники, диссертационные работы по проблеме изысканиясовременные научно-практические системы, программы и методы обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, начальной и средней школахопределялись методологическая и теоретическая основы исследования, противоречия, проблемы, цель, объект и предмет исследования.

Основными методами в этот период были: теоретический анализ (срав-нительно-сопостовительный, ретроспективный, логический), обобщение опыта, а также наблюдение, беседы, анкетирование, анализ учебно-методической документации.

Второй этап (1996;1998 гг.) — экспериментально-аналитический. Основное внимание на данном этапе уделялось проведению формирующего эксперимента. Выявлялись уровни развития интеллектуальных способностей детей контрольных и экспериментальных групппроводилась методическая работа с педагогами, участвующими в проведении опытной работы, путём организации семинаров, консультаций, использование методических рекомендаций, проведение показательных индивидуальных и тренинговых занятий по формированию цветомузыкальной синестезиивелась системная работа с родителями детей, участвующими в эксперименте, в форме тренингов, собраний, консультаций, совместных с детьми мероприятий. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях базы исследования.

Основными методами на данном этапе были: беседа, наблюдение, моделирование, тестирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности детей, статистический анализ, анализ продуктов деятельности учащихся.

Третий этап (1998;1999 гг.) — контрольно-обобщающий. Нами выявлялись уровни развития способностей детей контрольной и экспериментальной групп по следующим показателям: развитие вербального интеллекта (4 фактора) — развитие невербального интеллекта (5 факторов) — усвоение базы специальных навыков (3 параметра) — уровень самооценкиадаптацияпсихофизиологическое состояние (6 факторов). Осуществлялась проверка выделенных педагогических условий развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования цветомузыкальной синестезии. Были обобщены материалы исследований, сформулированы выводы, выполнено оформление диссертационного исследования.

Основными методами на данном этапе были: педагогический эксперимент, тестирование, статистический анализ.

Научная новизна исследования:

1. Обоснована возможность развития нейропсихических систем в процессе формирования цветомузыкальной синестезии у детей в возрастном периоде от пяти до семи лет.

2. Разработана педагогическая технология формирования и развития цветомузыкальной синестезии у детей старшего дошкольного возраста.

3. Установлено, что формирование и развитие цветомузыкальной синестезии обеспечивается в специальном комплексе психолого-педагогических условий, таких как: а) индивидуально-ориентированный подход к ребенкуб) формирование у детей установки на развитие творческого отношения к восприятию цветомузыкив) комплексный подход к организации взаимодействия с родителями.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования дополняют, развивают и вносят новые элементы в существующие концепции в области обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Разработаны теоретические положения активизации развития интеллектуальных способностей детей, определены и экспериментально подтверждены на практике принципы их применения. Данные положения могут служить научно-теоретической базой для разработки инновационных педагогических технологий индивидуализированного, интеллектуального и гармоничного развития детей.

Практическая значимость работы. Результаты исследования, подтверждающие возможность развития нейропсихических систем в процессе формирования цветомузыкальной синестезии, важны для решения общеметодических вопросов в теории и практике дошкольного обучения и воспитания. Результаты могут использоваться в широких кругах пользователей: специалистами-практиками в системе развивающего и коррекционного обучения и специалистами системы практической и теоретической подготовки воспитателей, учителей и педагогов-психологов. Внедрение полученных результатов в практику экономически целесообразно. Результаты исследования готовы к внедрению: а) разработана педагогическая технология развития интеллектуальных способностей детей на основе формирования синестезии цветомузыкальнойб) определён комплекс психолого-педагогических условий для внедрения технологиив) разработаны требования и предписания к деятельности педагога (учителя) — г) разработан дидактический материал к представленной технологии.

Научная достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечены: четкостью методологических позицийглубоким теоретическим анализом проблемыширотой и разносторонностью экспериментального исследования, адекватных его объёму, цели, задачам и логикедостаточной длительностью исследования и обоснованным подбором испытуемыхвозможностью повторения педагогического экспериментарепрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных, количественным и качественным их анализом.

• Личное участие автора в получении научных результатов определяется разработкой и обоснованием основных концептуальных положений исследования, собственно разработкой новой технологии, непосредственным участием в проведении экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследований. Основные теоретические положения и результаты экспериментальных исследований были доложены и обсуждались на областных курсах повышения квалификации психологов (кафедра педагогики и психологии) ЧИПКРО в 1998 годуна заседаниях школы педагога-исследователя кафедры педагогики УралГАФК (рук. проф. А.Я. Найн) с 1997 по 1998 гг.- на методических семинарах кафедры методики УралГАФК (рук. проф. О.А. Сиротин) с 1998 по 2000 гг.- на заседаниях и семинарах практических психологов курчатовского районного отдела образования г. Челябинска с 1996 по 1999 гг. С 1996 по 2000 гг. результаты работы публиковались и рассматривались на конференциях, в том числе: на городских научно-методических конференциях «Развитие духовности личности средствами образования» (Челябинск, 1996), «Система работы педагогических коллективов образовательных учреждений района по развитию личности ученика-воспитанника и повышению профессиональной компетентности педагога» (Челябинск, 1999), «Развитие культуры учащихся эстетическими средствами» (Челябинск, ЧГАИК, 2000), на региональных научно-практических конференциях «Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы» (Челябинск, УралГАФК, 1999), «Психолого-педагогические инновации по физической культуре, спорту и туризму» (Челябинск, УралГАФК, 1999) и др.

Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольных образовательных учреждений: муниципального образовательного учреждения школа — детский сад № 337 и частного психолого-педагогического центра «Умник 2000», а также порционное внедрение технологии проведено в шести ДОУ Курчатовского района и в двух муниципальных дошкольных образовательных учреждения Калининского района города Челябинска. Имеются акты внедрения.

Разработанные и обоснованные методики внедрялись посредством проведения авторских семинаров-тренингов в Курчатовском и Калининском районах города Челябинска (4 обучающих семинара-тренинга, обучено 56 человек заместителей директоров, психологов и педагогов).

По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Теоретическое обоснование соотношения биологических и социальных факторов процесса цветомузыкальной синестезии восприятия у детей.

2. Технология, обеспечивающая повышение эффективности педагогического процесса по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста на основе формирования цветомузыкальной синестезии.

3. Педагогические условия развития интеллектуальных способностей дошкольников в процессе формирования синтеза цветомузыкального восприятия: а) индивидуально-ориентированный подход к ребенкуб) формирование у детей установки на развитие творческого отношения к восприятию цветомузыкив) комплексный подход к организации взаимодействия с родителями.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ В научно-теоретическом рассмотрении проблемы развития интеллектуальных способностей ребёнка в деятельности, определяется закономерность и возможность формирования психофизиологических механизмов в синтезе цве-томузыкального восприятия. Теоретические концепции создания единой системы интеграции биологически обусловленных возможностей и социально обусловленных условий позволили экспериментально проверить выдвинутые теоретические положения.

1. Разработана технология развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе формирования синестезии цветомузыкальной. Технология направлена на развитие, в максимально возможном диапазоне роста, индивидуальных психологических ресурсов личности и основана на раскрытии интеллектуальных задатков и развитии способностей ребёнка средствами синтеза музыки и изобразительно-художественной деятельности. В контексте основных задач технологии эффективность развития связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием учебного процесса в самом субъекте обучения (ребёнке), поэтому каждый элемент технологии направлен на реализацию поставленной задачи.

Использование вероятностных и динамических моделей научения, реализуемых в форме тренинговой игры, ориентировано на развитие мотивацион-ной сферы личности, возможности самореализации и формирование индивидуального стиля деятельности в теориях принятия решений. Логика построения сюжетной линии тренинга и регуляция сложности в динамике изменения эмоциональных состояний способствуют развитию интеллектуальных способностей и инициативы, возможности самопознания и формированию адекватной самооценки. Система музыкальных и художественных навыков интегрируется в формируемом синтезе восприятия и определяет развитие общих и специальных способностей, творчества и компетентности личности. Индивидуализированное развитие ребёнка направляется в интегративном подходе, объединяющим взаимодействие педагогов, ребёнка и семьи.

Важным аспектом представленной технологии является логическая интеграция общей структуры, содержания и процессуальных особенностей её комплексной реализации, определяющих возможность внедрения технологии в педагогическую практику.

2. В качестве критериев эффективности разработанной педагогической технологии определены: а) показатели сформированности знаний, умений и навыков (определяемые по продуктам музыкальной и художественно-творческой деятельности) — б) показатели сформированности определённых интеллектуальных качеств личности, характеризующие разные стороны развития интеллектуальных способностей дошкольников.

Эффективность разработанной технологии подтверждается результатами педагогического эксперимента и отражена в таблице 9. Адекватность параметров, критериев и показателей изменений переменных в сравнительном (фоновом и фактологическом) анализе показывает, что эффективность технологии определяется следующими положениями:

— Достоверно (с вероятностью допустимой ошибки 0,001) улучшаются показатели развития интеллектуальных вербальных способностей.

— Развитие интеллектуальных невербальных способностей происходит более активно у детей экспериментальной группы (вероятность допустимой ошибки, в основном 0,01).

— Общее психическое состояние детей имеет тенденцию оптимизации и стабилизации (с вероятностью допустимой ошибки 0,01).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Индивидуализированное развитие задатков и способностей детей в условиях требований существующей образовательной системы — сложная и актуальная проблема. «В антропоцентричной школе задачи обучения органично перерастают в задачи воспитания и соответственно задачи воспитания находят своё отражение в трансформации содержания и методов обучения» (172, С.668). Наличие широкого спектра научно-обоснованных подходов и концепций в развитии интеллектуальных способностей детей раскрывают возможности. выделения общих теоретических закономерностей, позволяющих обеспечить их интеграцию и определить практические возможности реализации существующих противоречий в педагогической системе. Нами предпринята попытка изучения признаков индивидуальности и создания технологии обеспечивающей интеграцию индивидуальных свойств, качеств и закономерностей психического развития детей дошкольного возраста.

Обобщение теоретического и экспериментального материала по проблеме формирования цветомузыкальной синестезии и развитии интеллектуальных способностей в детском возрасте позволило выделить существенные положения объединяющие: а) относительный вклад генетических и средовых факторов в формирование индивидуально-психологических различий и возможные механизмы, опосредующие генетические и средовые влияния на формирование разноуровневых свойств психикиб) функциональные системы, индивидуальные различия и функциональные состояния, а также общие механизмы научения в когнитивном и социальном развитиив) позицию о том, что потенциал имеющихся у человека способностей, в большинстве своём значительно выше, чем их реальное проявление и необходимость признания уникальности личного (субъектного) опыта каждого ученика. Данные положения доказали необходимость организации обучения в целях всестороннего личностного развития.

Проведённые теоретические и экспериментальные исследования позволили разработать и экспериментально обосновать технологию развития интеллектуальных способностей дошкольников на основе цветомузыкальной синестезии. Основным аспектом технологии индивидуализированного развития способностей детей является возможность использования синтеза музыки и цвето-световых ассоциаций. Педагогическая технология направлена на полноценное раскрытие задатков и отрывает перспективы существенного расширения индивидуальных возможностей личности.

Эффективность экспериментальной технологии подтверждается результатами динамики развития интеллектуальных способностей детей. Установлено, что наиболее интенсивно развиваются интеллектуальные вербальные способности и интеллектуальные невербальные способности. Показано, что в процессе работы по представленной технологии происходит стабилизация общего психофизиологического состояния ребёнка, формируется адекватная самооценка и мотивационная позиция содержательного характера научения и самообучения (см табл. 9).

На этой основе представленные основные положения и выводы содержащиеся в диссертации дают основания считать, что цель и задачи поставленные перед исследованием решены. Внедрение разработанной технологии в практику работы образовательных учреждений школа-детский сад и психолого-педагогического центра позволяет утверждать, что работа имеет реальную практическую ценность.

В целом нельзя не отметить, что полученные позитивные результаты поставили новые вопросы, требующие дальнейшего изучения. Перспективным, в этой области, может являться нейрофизиологическое (констатирующее, регистрационное) исследование процесса формирования и развития цветомузыкальной синестезии. Рассмотрение и использование разработанной технологии в коррекционно-развивающем и компенсирующем обучении детей с задержкой психического развития (не имеющих органической патологии). Актуальной проблемой следует считать отдельное изучение возможностей регуляции психологических и психофизиологических механизмов в разработанной технологии. Детальный анализ технологии может быть перспективным в парциальном внедрении отдельных элементов и этапов в педагогическую практику дошкольного и начального школьного образования. Интересные результаты следует ожидать от дальнейшего изучения психолого-педагогических аспектов цветомузыкальной синестезии в различном возрастном аспекте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психологической деятельности. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  2. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.-200 с.
  3. Ю.И., Греченко Т. Н., Гаврилов В. В. и др. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта // Журн. высшей нервной деят-1997. Т. 47,-№ 2. С. 243−260.
  4. М.В., Трубников В. И., Орлова В. А. Наследуемость личностных особенностей, измеряемых MMPI, в семьях больных шизофренией // Генетика-1995. Т. 31, -№ 7. С. 1010−1015.
  5. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика. — T. I, 1980. — 230 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. JI.: Изд-во ЛГУ, 1968.338 с.
  7. А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. -Кн. 1−2. — 603 с.
  8. К.В. Обучение и память в молекулярно-генетической перспективе // Двенадцатые Сеченовские чтения. М.: Диалог, 1996. — С.23−65.
  9. П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. — 197с.
  10. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968. 347 с.
  11. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  12. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Мысль, 1976. -T.I, — 439 с.
  13. Т.И. Методологический аспект проблемы сложностей. -М.: Наука, 1977. 184 с.
  14. И.А. Основы возрастной периодизации. В кн. Возрастная физиология. — JL, 1975. -691 с.
  15. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 217 с.
  16. А.Г. Психология индивидуальности: методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе.-М.: МГУ, 1986 276с.
  17. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе в психологическом анализе деятельности // Вопросы психологии. 1978. — № 1. -С. 68−80.
  18. .Н. Образ и внимание: психофизиологическое изучение двух аспектов деятельности с позиций системно-эволюционного подхода // Труды института психологии РАН. М.: Ин-т психологии РАН, 1995. Т.1. -С.186.
  19. В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы // Психологический журнал, Т. 17, 19. Белоусов С. Н. Индивидуальная манера ведения боя и нуги ее формирования у боксеров: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — JI., 1976. — 19 с.
  20. Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. 1976. — № 4. — С. 23−31.
  21. Л.В., Рощина Е. С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности // Новые исследования в психологии и возростной физиологии. 1987. — № 1 (30). — С. 28−30.
  22. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  23. Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами // Вопросы психологии. 2000 — № 1. — С. 96 108.
  24. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 117 с.
  25. Л.С. История развития высших психических функций. -Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — 328 с.
  26. Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. — С. 84−87.
  27. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Кн. 1−6 — 1790 с.
  28. Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем // Применение математических методов в биологии: сборник научных статей стати. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. — С. 44−50.
  29. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С .Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. — 118 с.
  30. С. Г. К вопросу о профессиональной типологии. -Психотехника и психофизиология труда, т.З. вып. 6. М., 1930. — 64 с.
  31. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. -М., 1988.-с. 464.
  32. Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. 79 с.
  33. Ю.З. Психолого-педагогические основы дифференциации обучения в начальном звене общеобразовательной школы. Киев, 1991. — 68 с.
  34. В.М., Финогенова С. А., Животовский Л. А. Некоторые аспекты генетического анализа полигенных признаков человека на основании семейных корреляций // Проблемы генетической психофизиологии. М., 1978. — 264с.
  35. Д., Стэнлц Д. Статистические методы в психологии и педагогике. -М.: Прогресс, 1976. 494 с.
  36. Г. М., Крылов В. Ю., Савченко Т. М. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М.: ИП РАН, 1995.-45с.
  37. Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-305с.
  38. Т.Н. Нейрофизиологические механизмы памяти. М.: Наука, 1979. — 165 с.
  39. Т.Н., Соколов Е. Н. Нейрофизиология памяти и обучения. Руководство по физиологии (Механизмы памяти). Л.: Наука, 1986. — 180 с.
  40. В.П. Индивидуальные и групповые особенности моторики детей: Учебное пособие. Смоленск: СГИФК, 1980. — 40 с.
  41. Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. 1988. — № 8. — С. 65−69.
  42. Джозеф (УКоннор и Джон Сеймор Введение в нейролингвистиче-ское программирование / Пер. с английского. Челябинск: «Версия», 1997. -256с.
  43. В.А. и др. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии / Лаврентьева П. А., Мирошников М П., Шарай В. Б. 1973. -N 6. — С. 141−145.
  44. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. — 368 с.
  45. Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. //Вопросы психологии.-2000-№ 1. — С.53−58.
  46. О.М. Особенности развития воображения умственно одарённых детей // Дошкольное воспитание. 1993. — № 8 — С. 46−51.
  47. .В. Введение в патопсихологию. М., 1969. — 190 с.
  48. Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. — 177 с.
  49. А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психолог, труды: В 2 т. М., 1986. — Т.1. — С. 9199. 50. Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 464с.
  50. Е.П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности. Личность и деятельность/ Крылов А. А. (отв. ред.). -Вып. II — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — С. 74−84.
  51. Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512с.
  52. М.К., Матова М. А. Межпролушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. № 6. — 1988. — С. 106−115.
  53. М.С., Эткинд А. М. Индивидуальность, как объективнаяреальность // Вопросы психолгии. № 4 — 1989. — С. 5−15.
  54. Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 1981. -№ 12. — С. 45—47.
  55. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости типологических свойств нервной системы. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1969.-279с.
  56. .Н. Основные данные о развитии мозга ребенка. М.: Медгиз, 1949. — 63 с.
  57. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека, Т.Н. Способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 235с.
  58. В.А. Дифференциально- психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л., 1976. -23с.
  59. В.В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М.: Наука, 1993. — 141с.
  60. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997. — 124с.
  61. П.Г., Крышталь О. А. Механизмы электрической возбудимо нервной клетки. М.: Наука, 1981. — 207с.
  62. Краткая медицинская энциклопедия: В 3-х т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Петровский. 2-е изд. — М. Советская энциклопедия. — Т. 1. А — Кривошея, 1989, — 624 с. с ил., 24 л. ил.
  63. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 512с.
  64. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432с.
  65. В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопросы философии. 1983. — № 3.1. С. 18−29.
  66. Р. У Мотивадионная теория эмоций: Психология эмоций. Тексты. -М., 1984.-С. 145−159.
  67. В. В. Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990. -196 с.
  68. Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960. — 215 с.
  69. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 279 с.
  70. Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.- 79 с:
  71. Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей: Автореф. дис.докт. псих. наук. — М., 1970. — 49 с.
  72. Н.С. Способности // Психология /Под ред. А. А. Смирнова и др. -М.: Учпедгиз, 1956. С. 405−466.
  73. Я. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. В кн. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. -368с.
  74. А. П., Лурия А. Р., Смирнов А. Л. О диагностических методах психологического исследования школьников. М.: Советская педагогика, 1968. — 95с.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  76. А.Н. Избранные психологические соч. Т.2, М.: Педагогика, 1983 .-318с.
  77. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960. — № 1. — С. 18−26.
  78. АН. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. — 40 с.
  79. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 143 с.
  80. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983. — 111 с.
  81. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
  82. А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1969.504с.
  83. А.Р. Нейропсихология памяти. Т.1, 2. М.: Педагогика, 1974.-311с.
  84. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. — 374 с.
  85. А.Р. Современная нейропсихология. М.: МГУ, 1982. — 256с.
  86. А.Р., Соколов Е. Н., Климковский М. О. О некоторых нейродинамических механизмах памяти // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1967. — Т. 17. — Вып.2. — С.21−30.
  87. Т.Д. О наследственности и ее изменчивости. М.: Гос-сельхозиздат, 1949. — 80с.
  88. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М.: Яз. русск. культ., 1997. — 217с.
  89. А. К. Матис Т.А. Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. — 191с.
  90. Математические методы в исследованиях индивидуальной и групповой деятельности / Под ред. В. Ю. Крылова. М.: ИП АН СССР, 1989. -134с.
  91. В. Организующий принцип функции мозга— элементарный модуль и распределенная система. В кн Разумный мозг. М.: Мир, 1981.-205с.
  92. В., Пиорковский Г. Детская одаренность. М., 1925. — 79с.
  93. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.-М., 1981.-96 с.
  94. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству (Художественное развитие ребенка в семье). М.: Искусство в школе, 1995. -143с.
  95. B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности: Республиканский сборник научных трудов. Вып. 2. -Пермь: Изд-во гос. пед. ин-та, 1978. С. 15−40.
  96. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Просвещение, 1986. 254с.
  97. B.C. Равноценность свойств общего типа нервной системы и принципы компенсации // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. — С. 124−130.
  98. B.C. Типологически обусловленные особенности в труде и производственном обучении ткачих // Проблемы психологии личности и психологии труда / Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1960. — С. 5−57.
  99. Ю.В. Методологические принципы анализа нарушений поведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1991. — № 2.
  100. Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1996. — № 2.
  101. Ю.В., Корсакова И. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М.: Интелтех, 1994. — 64с.
  102. В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1989. — № 6. -С.116−120.
  103. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 456 с.
  104. Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во ЛГУ, 1976.- 185с.
  105. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М.: Просвещение, 1966. -336 с.
  106. Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология.- 1988.-№ 1.
  107. Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970. — 707с.
  108. Нейропсихологическая диагностика. Под ред. Хомской Е. Д., 4.1, -М., 1994. 192с.
  109. Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии — М.: Просвещение: Владос, 1994. 576с.111. «Нервная система человека. Строение и нарушение», Атлас. Под. ред. Астапова В. М., Микадзё Ю. В. М.: МИПКРО, 1977. — 64с.
  110. .А. Сомато-психологические связи и их роль в управлении деятельностью // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 7. -С. 44−46.
  111. Новые методы нейропсихологического исследования. М.: ИП АН СССР. 1991−150с.
  112. C.JI. Развитие мышления в раннем детстве. М., 1978. -159 с.
  113. Л. Ф., Чурбпиова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М., 1995. — 76с.
  114. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М., 1991.-380 с.
  115. Оке С. Основы нейрофизиологии. М.: Мир. 1969. — 448 с.
  116. Основы психофизиологии / Отв. Ред. Ю. И. Александров. М.: ИНФРА-М, 1997. — 432 с.
  117. Особенности развития близнецов. Под ред. Г. К. Ушакова. М.: Медицина, 1977. — 192 с.
  118. И.П. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1951.-Т.Ш. Кн. 1.-375 с.
  119. Н.Н. Развитие воображения у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание. 1993. — JV"6. — С. 40−46.
  120. А.В. Влияние силы и лабильности нервной системы человека на особенности психомоторной саморегуляции // Личность и деятельность: Тез. докл. к V Всес. съезду об-ва психологов. М.: Изд-во МГУ, 1977. -С.109—110.
  121. Н.М. и др. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально психологических различий человека/ Катин А. П., — Баранов Г. Г., Вагапов Р. Г. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1976. — 176с.
  122. А.В. Способности // Введение в психологию. М., 1995.-493 с.
  123. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
  124. В.А. Активность субъекта в условиях риска: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1977. -22с.
  125. В.А. Тенденция к свободному риску и самоутверждение личности. Социально- психологические аспекты общественной деятельности в формировании личности. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 123с.
  126. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 213с.
  127. . Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. — 680с.
  128. К.К. О системе в психологии. М.: Мысль, 1972. -216с.
  129. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 165с.
  130. JI. Личностные знания. М.: Наука, 1986. — 334 с.
  131. Я.Л. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 270с.
  132. Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология. М., 1982. — С. 128−132.
  133. Программа «Одаренный ребенок»: (Осн. положения) / Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. и др.- Исслед. центр семьи и детства РАО, Детский центр Венгера. М.: Новая шк., 1995. — 61с.
  134. Психолог в детском саду. М.: ИНТОР, 1995. — 64 с.
  135. Психология одарённости детей и подростков / Под ред Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 407 с.
  136. Психология Эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. Вилюнаса В. К.,
  137. Ю.Б. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1993. — 304 с.
  138. А.А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники // Вопр. методол., 1997. — № 3—4. — С. 148−164.
  139. Равич-Щербо И. В. Исследования по психогенетике человека // Вопр. психологии. 1974. — № 2. — С. 178−187.
  140. Равич-Щербо И.В., Шляхта Н. Ф., Шибаровская Г. А. Исследование некоторых типологических показателей у близнецов // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1969. Т. 6. — 158 с.
  141. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Ма-тюшкина.-М., 1991. 155 с.
  142. Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. М., 1924. — 123с.
  143. А.А., Коломинский Социально педагогическая психология -СПб.: Питер Ком, 1999. 416с
  144. X. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности / Пер. с нем. Г. И. Лойдиной- Под ред. Т. А. Гудковой. М.: Мир, 1994.-319с.
  145. Т., Багилакова Л. Воспитатели и дети, их общение //Дошкольное воспитание. 1989. — № 10. — С. 63−65.
  146. Т. Психология чувств. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1898.256с.
  147. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 333 с.
  148. С.К. Психологические проблемы политического развития личности// Психол. Журн. 1984. — Т.5, — № 2,3.
  149. С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973 423 с.
  150. С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999. — 720с.
  151. С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. — 596 с.
  152. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.:1. Педагогика, 1959. 352 с.
  153. C.JI. Проблемы общей психологии. Изд. 2. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  154. C.JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С. 14−22.
  155. C.JI. Экспериментальные методики патопсихологии. -М., 1970.-247с.
  156. В.М. Биологические основы индивидуальных психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352с.
  157. М.И. Нейродинамические предпосылки формирования психомоторных способностей // Личность и деятельность: Тез. докл. к Всес. съезду психологов. М.: Изд-во МГУ, 1977. — С .111.
  158. А.В., Цыганок А. А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. В кн. Нейропсихология сегодня. М.: МГУ, 1996. -175с.
  159. А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: МГУ, 1991. — 95 с.
  160. Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М., 1992.-138 с.
  161. Е. А. Рязанова Т.Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В. Возможности использования теста Бейли для оценки раннего развития: на примере близнецового исслед. // Психологическое обозрение. — 1996. № 1(2). -С. 34−41.
  162. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985. — 190 с.
  163. Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. В кн. Нейропсихология сегодня. — М.: МГУ, 1996. — 175с.
  164. Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М.: Знание, 1991. — 44 с.
  165. П.В. О роли эмоций в приспособительном поведении живых систем // Вопросы психологии. -1965. № 4. — С.75−84.
  166. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 215 с.
  167. О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов. Челябинск: УралГАФК, 1996. -315с.
  168. Системный подход к психофизиологической проблеме. — М.: Наука, 1982. 229 с.
  169. Склонности и способности / Под ред. Мясищева В. Н. JL, 1962.125 с.
  170. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
  171. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
  172. Способности и интересы. Сб. / Под ред. Левитова Н. Д., Крутецкого В. А. М., 1962. — 307 с.
  173. Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996.-600 с.
  174. Способности и склонности. Комплексные исследования. Под ред. Э. А. Голубевой. — М., 1989. 197 с.
  175. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер Ком, 1999. — 752 с.
  176. Р. Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. — № 6. — С.54−61.
  177. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. -Л., Наука, 1990.-197 с.
  178. К.В. Теория функциональных систем. М.: Изд-во РАН, 1996.-95 с.
  179. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., Медгиз, 1965. — 335 с.
  180. Ю.Г., Гизатулина Д. Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1979.-№ 4.-С. 127−130.
  181. . М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.535с.
  182. . М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. — 304 с.
  183. Д.Н. Мотивация период, предшествующий волевому акту: Психология личности. Тексты. -М., 1982. 287 с.
  184. Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC): Адапт. вариант / Госстандарт России, ГП «ИМАТОН». 3. изд., испр. — СПб., 1994. — 94 с
  185. Ф., Мотульский А. Г. Арно Г. Генетика человека. Проблем-мы и подходы. Т.1 М.: Мир, 1989. — 308 с.
  186. Фрейд 3. Групповая психология и анализ ЭГО. М., 1991. — 128с.
  187. X. Мотивация и деятельность. Т. 1−2. М., 1986. — 797 с.
  188. М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990. — 94с.
  189. М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / Рос. АН. Ин- т психологии, Межвуз. центр по пробл. интеллектуал, развития личности. М.: Барс- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. — 391с.
  190. М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С.52
  191. Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. — 288 с.
  192. Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. — 239 с.
  193. Цветкова JI, С. Афазия и восстановительное обучение. М.: Просвещение, 1988. — 204 с.
  194. JI.C. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1997. — 82 с.
  195. В.Н. Интерорецепция. М.: Медгиз. 1960. — 659 с.
  196. В.Э. Воспитание способностей и формирование личноera.-ML, 1986.-79 с.
  197. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание.- М., 1990. -59 с.
  198. В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991.-177 с.
  199. К. А. Философия воспитания. М., 1989. — 207 с.
  200. В.Б. Введение в объективную психологию: Нейрональ-ныег основы психики. М.: ИП РАН, 1995. — 164 с.
  201. В. Умственная одарённость: Психологические методы испытаний умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста. СПб.: Союз, 1997. — 125 с.
  202. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб.: Издательство «Питер», 1999. 656 с.
  203. М. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 1994. — 271 с.
  204. В.М. Проблема школ для одаренных. М., 1927.98 с.
  205. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  206. B.C. Светлая радость познания. М., 1977. — 64 с.
  207. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии.- 1994. № 2. — С.64−77.
  208. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. — 98 с.
  209. М. Г. Наука о поведении: русский путь. М.: Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1996. — 379с.
  210. Arvanitaki A., Chalazonitis N. Potentials d’activite du soma neuronique (Aplysia) // Arch.Sci.Physiol. 1955. — V.9. — P. l 15.
  211. Baker L.A., Asendorf J., Bishop D. et al. Intelligence and its inheritancea diversity of views // Twins as a tool of behavioral genetics / Eds., T.J. Bouchard. P. Propping. -N.Y.: John Wiley. 1992. P.85−109.
  212. Cardon L.R., Fulker D.W., DeFries J.C., Plorn in R. Continuity and change in general cognitive abilities from 1 to 7 years // Dev. Psychol. 1992. -V.28. — P.64−73.
  213. Cattell R.B. The multiple abstract variance analysis and solutions: For nature-nurture research on continuous variables // Psychological Review. — 1960. -V.67.-P.6.
  214. Cloninger C.R. Rice J. Reich T. Multifactorial inheritance with cultural transmission and assortative mating. II. A general model of combined polygenic and cultural inheritance // Amer. J. Human Genetics. 1979. — V.31. — P. 176−198.
  215. Eaves L.J., Eysenck H.J., Martin N.G. Genes, culture and personality: An empirical approach. L: Acad. Press, 1989.
  216. Fisher R.A. The correlation between relatives on the supposition of Mendelian inheritance // Transactions of the Royal Society (Edinburgh). 1918. -V.52. — P. 399−433.
  217. Hartline H.K., Ratliff F. Inhibitory interactions in the Retina of Limulus /Handbook of Sensoiy Physiology. -BerL: Springer. 1972. v.7/2. P. 381.
  218. Hobson P.P. Autism and the development of mind. Hove, 1993.
  219. Jinks J.L., Fulker D.W. Comparison of the bio-metrical genetical, MAVA. and classical approaches to the analysis of human behavior // Psychol. Bull.- 1970.-V.73.-P. 311−349.
  220. Joreskog K.G. Sorbom D. LISREL: Analysis of linear structural relationships by the method of maximum likelihood. Chicago: National Educational Resources, 1986.
  221. Moore C. Theories of mind in infancy // British J. Develop. Psychol. -1996. V.14. — P.1940.
  222. Murray L., Kempton C., Woolgar M., Hooper R. Depressed mothers apeech to rheir infants and its relations to Infant gender and cognitive development //
  223. J. Child Psychol, and Psychiatry. 1993. — V.31. — № 7. — P. 1083−1101.
  224. Neale M.C., Cardon L.R. Methodology for genetics studies of twins and families'. L.: Kluwer Acad. Publishers. 1992.
  225. Nichols R.C. The resemblance of twins in personality and interests // Behavioral genetics: Method and research. -N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1969.
  226. Pederson N.L. Genetic and environmental continuity and change in personality // Twins as a tool of. behavioral genetics / Eds. T J. Bouchard, P. Propping. N. Y: John Wiley. 1992. — P. 147−162.
  227. Plomin R., DeFries J.C., Loehlin J.C. Genotype-environment interaction and correlation in the analysis of human behavior // Psychol. Bull. 1977. — V.84. -P. 309−322.
  228. Tauc L., Gerschenfeldt H.M. Cholinergic transmission mechanisms foi excitation and inhibition in molluscan nervous system // Nature. Loi 1961. -V.192.-P. 366.
  229. Trevarthen C. Development of early social interactions and the affective regulation of brain growth // Neu-robiology of early infant behavior. L, 1989. -P. 191−206.
  230. Tompson J. Intelligence // P. McGuffm, M. F. Shanks, R. G. Holdson (eds). The scientific principles of psychology. N.Y. Gune & Stratton, 1984.
  231. Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. — № 2.
  232. Guilford J. P., Hoepfiier R. The analysis of intelligence. N.Y., 1971.
  233. Vernon P. E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1950.
  234. Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence. -Baltimore: Williams and Wilkins, 1958.
Заполнить форму текущей работой