Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии
Диссертация
Второй аспект теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы позволил сделать вывод о возможностях интеграции гармоничного развития личности, и психофизиологической возможностью развития способностей. В этом положении определяется реализация использования музыки и цвета в эмоциональном и психологическом развитии ребёнка. Научные исследования учёных Р. Арнхейма, Дж. Гибсона, Н. С… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОЙ СИНЕСТЕЗИИ
- 1. 1. Нейропсихологический подход к формированию и развитию интеллектуальных способностей детей
- 1. 2. Деятельностный подход к изучению проблемы развития способностей.'
- 1. 3. Компоненты и уровни развития синестезии цветомузы-кального восприятия у дошкольников
- 1. 4. Индивидуализация развития личности в процессе формирования способностей детей
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ СИНТЕЗА ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 2. 1. Содержательно-процессуальные особенности развития синтеза цветомузыкального восприятия у дошкольников
- 2. 2. Результаты педагогического эксперимента по развитию способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова К.А. О субъекте психологической деятельности. М.: Наука, 1973. — 288 с.
- Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.-200 с.
- Александров Ю.И., Греченко Т. Н., Гаврилов В. В. и др. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта // Журн. высшей нервной деят-1997. Т. 47,-№ 2. С. 243−260.
- Алфимова М.В., Трубников В. И., Орлова В. А. Наследуемость личностных особенностей, измеряемых MMPI, в семьях больных шизофренией // Генетика-1995. Т. 31, -№ 7. С. 1010−1015.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика. — T. I, 1980. — 230 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI.: Изд-во ЛГУ, 1968.338 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. -Кн. 1−2. — 603 с.
- Анохин К.В. Обучение и память в молекулярно-генетической перспективе // Двенадцатые Сеченовские чтения. М.: Диалог, 1996. — С.23−65.
- Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. — 197с.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968. 347 с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Мысль, 1976. -T.I, — 439 с.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы сложностей. -М.: Наука, 1977. 184 с.
- Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. В кн. Возрастная физиология. — JL, 1975. -691 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 217 с.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе.-М.: МГУ, 1986 276с.
- Асмолов А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе в психологическом анализе деятельности // Вопросы психологии. 1978. — № 1. -С. 68−80.
- Безденежных Б.Н. Образ и внимание: психофизиологическое изучение двух аспектов деятельности с позиций системно-эволюционного подхода // Труды института психологии РАН. М.: Ин-т психологии РАН, 1995. Т.1. -С.186.
- Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы // Психологический журнал, Т. 17, 19. Белоусов С. Н. Индивидуальная манера ведения боя и нуги ее формирования у боксеров: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — JI., 1976. — 19 с.
- Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. 1976. — № 4. — С. 23−31.
- Бороздина Л.В., Рощина Е. С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности // Новые исследования в психологии и возростной физиологии. 1987. — № 1 (30). — С. 28−30.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами // Вопросы психологии. 2000 — № 1. — С. 96 108.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 117 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. -Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — 328 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. — С. 84−87.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Кн. 1−6 — 1790 с.
- Выханду Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем // Применение математических методов в биологии: сборник научных статей стати. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. — С. 44−50.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С .Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. — 118 с.
- Геллерщтейн С. Г. К вопросу о профессиональной типологии. -Психотехника и психофизиология труда, т.З. вып. 6. М., 1930. — 64 с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. -М., 1988.-с. 464.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. 79 с.
- Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы дифференциации обучения в начальном звене общеобразовательной школы. Киев, 1991. — 68 с.
- Гиндилис В.М., Финогенова С. А., Животовский Л. А. Некоторые аспекты генетического анализа полигенных признаков человека на основании семейных корреляций // Проблемы генетической психофизиологии. М., 1978. — 264с.
- Гласе Д., Стэнлц Д. Статистические методы в психологии и педагогике. -М.: Прогресс, 1976. 494 с.
- Головина Г. М., Крылов В. Ю., Савченко Т. М. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М.: ИП РАН, 1995.-45с.
- Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-305с.
- Греченко Т.Н. Нейрофизиологические механизмы памяти. М.: Наука, 1979. — 165 с.
- Греченко Т.Н., Соколов Е. Н. Нейрофизиология памяти и обучения. Руководство по физиологии (Механизмы памяти). Л.: Наука, 1986. — 180 с.
- Губа В.П. Индивидуальные и групповые особенности моторики детей: Учебное пособие. Смоленск: СГИФК, 1980. — 40 с.
- Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. 1988. — № 8. — С. 65−69.
- Джозеф (УКоннор и Джон Сеймор Введение в нейролингвистиче-ское программирование / Пер. с английского. Челябинск: «Версия», 1997. -256с.
- Доскин В.А. и др. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии / Лаврентьева П. А., Мирошников М П., Шарай В. Б. 1973. -N 6. — С. 141−145.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. — 368 с.
- Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте. //Вопросы психологии.-2000-№ 1. — С.53−58.
- Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одарённых детей // Дошкольное воспитание. 1993. — № 8 — С. 46−51.
- Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. М., 1969. — 190 с.
- Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. — 177 с.
- Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психолог, труды: В 2 т. М., 1986. — Т.1. — С. 9199. 50. Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 464с.
- Ильин Е.П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности. Личность и деятельность/ Крылов А. А. (отв. ред.). -Вып. II — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — С. 74−84.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512с.
- Кабардов М.К., Матова М. А. Межпролушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. № 6. — 1988. — С. 106−115.
- Каган М.С., Эткинд А. М. Индивидуальность, как объективнаяреальность // Вопросы психолгии. № 4 — 1989. — С. 5−15.
- Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 1981. -№ 12. — С. 45—47.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости типологических свойств нервной системы. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1969.-279с.
- Клосовский Б.Н. Основные данные о развитии мозга ребенка. М.: Медгиз, 1949. — 63 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека, Т.Н. Способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 235с.
- Колга В.А. Дифференциально- психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л., 1976. -23с.
- Кочетков В.В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М.: Наука, 1993. — 141с.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997. — 124с.
- Костюк П.Г., Крышталь О. А. Механизмы электрической возбудимо нервной клетки. М.: Наука, 1981. — 207с.
- Краткая медицинская энциклопедия: В 3-х т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Петровский. 2-е изд. — М. Советская энциклопедия. — Т. 1. А — Кривошея, 1989, — 624 с. с ил., 24 л. ил.
- Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 512с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432с.
- Кузьмин В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопросы философии. 1983. — № 3.1. С. 18−29.
- Липер Р. У Мотивадионная теория эмоций: Психология эмоций. Тексты. -М., 1984.-С. 145−159.
- Лебединский В. В. Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990. -196 с.
- Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960. — 215 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 279 с.
- Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.- 79 с:
- Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей: Автореф. дис.докт. псих. наук. — М., 1970. — 49 с.
- Лейтес Н.С. Способности // Психология /Под ред. А. А. Смирнова и др. -М.: Учпедгиз, 1956. С. 405−466.
- Лейтес Я. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. В кн. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. -368с.
- Леонтьев А. П., Лурия А. Р., Смирнов А. Л. О диагностических методах психологического исследования школьников. М.: Советская педагогика, 1968. — 95с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические соч. Т.2, М.: Педагогика, 1983 .-318с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960. — № 1. — С. 18−26.
- Леонтьев АН. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. — 40 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 143 с.
- Лисина М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983. — 111 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1969.504с.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Т.1, 2. М.: Педагогика, 1974.-311с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. — 374 с.
- Лурия А.Р. Современная нейропсихология. М.: МГУ, 1982. — 256с.
- Лурия А.Р., Соколов Е. Н., Климковский М. О. О некоторых нейродинамических механизмах памяти // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1967. — Т. 17. — Вып.2. — С.21−30.
- Лысенко Т.Д. О наследственности и ее изменчивости. М.: Гос-сельхозиздат, 1949. — 80с.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М.: Яз. русск. культ., 1997. — 217с.
- Маркова А. К. Матис Т.А. Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. — 191с.
- Математические методы в исследованиях индивидуальной и групповой деятельности / Под ред. В. Ю. Крылова. М.: ИП АН СССР, 1989. -134с.
- Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга— элементарный модуль и распределенная система. В кн Разумный мозг. М.: Мир, 1981.-205с.
- Меде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. М., 1925. — 79с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.-М., 1981.-96 с.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству (Художественное развитие ребенка в семье). М.: Искусство в школе, 1995. -143с.
- Мерлин B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности: Республиканский сборник научных трудов. Вып. 2. -Пермь: Изд-во гос. пед. ин-та, 1978. С. 15−40.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Просвещение, 1986. 254с.
- Мерлин B.C. Равноценность свойств общего типа нервной системы и принципы компенсации // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. — С. 124−130.
- Мерлин B.C. Типологически обусловленные особенности в труде и производственном обучении ткачих // Проблемы психологии личности и психологии труда / Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1960. — С. 5−57.
- Микадзе Ю.В. Методологические принципы анализа нарушений поведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1991. — № 2.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1996. — № 2.
- Микадзе Ю.В., Корсакова И. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. М.: Интелтех, 1994. — 64с.
- Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1989. — № 6. -С.116−120.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 456 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во ЛГУ, 1976.- 185с.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М.: Просвещение, 1966. -336 с.
- Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология.- 1988.-№ 1.
- Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970. — 707с.
- Нейропсихологическая диагностика. Под ред. Хомской Е. Д., 4.1, -М., 1994. 192с.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии — М.: Просвещение: Владос, 1994. 576с.111. «Нервная система человека. Строение и нарушение», Атлас. Под. ред. Астапова В. М., Микадзё Ю. В. М.: МИПКРО, 1977. — 64с.
- Никитюк Б.А. Сомато-психологические связи и их роль в управлении деятельностью // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 7. -С. 44−46.
- Новые методы нейропсихологического исследования. М.: ИП АН СССР. 1991−150с.
- Новосёлова C.JI. Развитие мышления в раннем детстве. М., 1978. -159 с.
- Обухова Л. Ф., Чурбпиова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М., 1995. — 76с.
- Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М., 1991.-380 с.
- Оке С. Основы нейрофизиологии. М.: Мир. 1969. — 448 с.
- Основы психофизиологии / Отв. Ред. Ю. И. Александров. М.: ИНФРА-М, 1997. — 432 с.
- Особенности развития близнецов. Под ред. Г. К. Ушакова. М.: Медицина, 1977. — 192 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1951.-Т.Ш. Кн. 1.-375 с.
- Палагина Н.Н. Развитие воображения у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание. 1993. — JV"6. — С. 40−46.
- Пасынкова А.В. Влияние силы и лабильности нервной системы человека на особенности психомоторной саморегуляции // Личность и деятельность: Тез. докл. к V Всес. съезду об-ва психологов. М.: Изд-во МГУ, 1977. -С.109—110.
- Пеисахов Н.М. и др. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально психологических различий человека/ Катин А. П., — Баранов Г. Г., Вагапов Р. Г. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1976. — 176с.
- Петровский А.В. Способности // Введение в психологию. М., 1995.-493 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
- Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1977. -22с.
- Петровский В.А. Тенденция к свободному риску и самоутверждение личности. Социально- психологические аспекты общественной деятельности в формировании личности. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 123с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. — 213с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. — 680с.
- Платонов К.К. О системе в психологии. М.: Мысль, 1972. -216с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 165с.
- Полани JI. Личностные знания. М.: Наука, 1986. — 334 с.
- Пономарев Я.Л. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 270с.
- Поддъяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология. М., 1982. — С. 128−132.
- Программа «Одаренный ребенок»: (Осн. положения) / Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. и др.- Исслед. центр семьи и детства РАО, Детский центр Венгера. М.: Новая шк., 1995. — 61с.
- Психолог в детском саду. М.: ИНТОР, 1995. — 64 с.
- Психология одарённости детей и подростков / Под ред Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 407 с.
- Психология Эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. Вилюнаса В. К.,
- Гиппенрейтера Ю.Б. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1993. — 304 с.
- Пузырей А.А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники // Вопр. методол., 1997. — № 3—4. — С. 148−164.
- Равич-Щербо И. В. Исследования по психогенетике человека // Вопр. психологии. 1974. — № 2. — С. 178−187.
- Равич-Щербо И.В., Шляхта Н. Ф., Шибаровская Г. А. Исследование некоторых типологических показателей у близнецов // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1969. Т. 6. — 158 с.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Ма-тюшкина.-М., 1991. 155 с.
- Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. М., 1924. — 123с.
- Реан А.А., Коломинский Социально педагогическая психология -СПб.: Питер Ком, 1999. 416с
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Пробл. становления личности / Пер. с нем. Г. И. Лойдиной- Под ред. Т. А. Гудковой. М.: Мир, 1994.-319с.
- Репина Т., Багилакова Л. Воспитатели и дети, их общение //Дошкольное воспитание. 1989. — № 10. — С. 63−65.
- Рибо Т. Психология чувств. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1898.256с.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 333 с.
- Рощин С.К. Психологические проблемы политического развития личности// Психол. Журн. 1984. — Т.5, — № 2,3.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973 423 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999. — 720с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. — 596 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.:1. Педагогика, 1959. 352 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. Изд. 2. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3. — С. 14−22.
- Рубинштейн C.JI. Экспериментальные методики патопсихологии. -М., 1970.-247с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352с.
- Семенов М.И. Нейродинамические предпосылки формирования психомоторных способностей // Личность и деятельность: Тез. докл. к Всес. съезду психологов. М.: Изд-во МГУ, 1977. — С .111.
- Семенович А.В., Цыганок А. А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. В кн. Нейропсихология сегодня. М.: МГУ, 1996. -175с.
- Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: МГУ, 1991. — 95 с.
- Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М., 1992.-138 с.
- Сергиенко Е. А. Рязанова Т.Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В. Возможности использования теста Бейли для оценки раннего развития: на примере близнецового исслед. // Психологическое обозрение. — 1996. № 1(2). -С. 34−41.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985. — 190 с.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. В кн. Нейропсихология сегодня. — М.: МГУ, 1996. — 175с.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М.: Знание, 1991. — 44 с.
- Симонов П.В. О роли эмоций в приспособительном поведении живых систем // Вопросы психологии. -1965. № 4. — С.75−84.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 215 с.
- Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов. Челябинск: УралГАФК, 1996. -315с.
- Системный подход к психофизиологической проблеме. — М.: Наука, 1982. 229 с.
- Склонности и способности / Под ред. Мясищева В. Н. JL, 1962.125 с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
- Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.-688 с.
- Способности и интересы. Сб. / Под ред. Левитова Н. Д., Крутецкого В. А. М., 1962. — 307 с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996.-600 с.
- Способности и склонности. Комплексные исследования. Под ред. Э. А. Голубевой. — М., 1989. 197 с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер Ком, 1999. — 752 с.
- Стернберг Р. Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. — № 6. — С.54−61.
- Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. -Л., Наука, 1990.-197 с.
- Судаков К.В. Теория функциональных систем. М.: Изд-во РАН, 1996.-95 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., Медгиз, 1965. — 335 с.
- Тропгахина Ю.Г., Гизатулина Д. Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1979.-№ 4.-С. 127−130.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.535с.
- Теплов Б. М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. — 304 с.
- Узнадзе Д.Н. Мотивация период, предшествующий волевому акту: Психология личности. Тексты. -М., 1982. 287 с.
- Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC): Адапт. вариант / Госстандарт России, ГП «ИМАТОН». 3. изд., испр. — СПб., 1994. — 94 с
- Фогель Ф., Мотульский А. Г. Арно Г. Генетика человека. Проблем-мы и подходы. Т.1 М.: Мир, 1989. — 308 с.
- Фрейд 3. Групповая психология и анализ ЭГО. М., 1991. — 128с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1−2. М., 1986. — 797 с.
- Холодная М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990. — 94с.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / Рос. АН. Ин- т психологии, Межвуз. центр по пробл. интеллектуал, развития личности. М.: Барс- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. — 391с.
- Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С.52
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. — 288 с.
- Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. — 239 с.
- Цветкова JI, С. Афазия и восстановительное обучение. М.: Просвещение, 1988. — 204 с.
- Цветкова JI.C. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1997. — 82 с.
- Черниговский В.Н. Интерорецепция. М.: Медгиз. 1960. — 659 с.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личноera.-ML, 1986.-79 с.
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание.- М., 1990. -59 с.
- Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991.-177 с.
- Шварцман К. А. Философия воспитания. М., 1989. — 207 с.
- Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: Нейрональ-ныег основы психики. М.: ИП РАН, 1995. — 164 с.
- Штерн В. Умственная одарённость: Психологические методы испытаний умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста. СПб.: Союз, 1997. — 125 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб.: Издательство «Питер», 1999. 656 с.
- Эйнсворт М. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 1994. — 271 с.
- Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. М., 1927.98 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Юркевич B.C. Светлая радость познания. М., 1977. — 64 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии.- 1994. № 2. — С.64−77.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. — 98 с.
- Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь. М.: Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1996. — 379с.
- Arvanitaki A., Chalazonitis N. Potentials d’activite du soma neuronique (Aplysia) // Arch.Sci.Physiol. 1955. — V.9. — P. l 15.
- Baker L.A., Asendorf J., Bishop D. et al. Intelligence and its inheritancea diversity of views // Twins as a tool of behavioral genetics / Eds., T.J. Bouchard. P. Propping. -N.Y.: John Wiley. 1992. P.85−109.
- Cardon L.R., Fulker D.W., DeFries J.C., Plorn in R. Continuity and change in general cognitive abilities from 1 to 7 years // Dev. Psychol. 1992. -V.28. — P.64−73.
- Cattell R.B. The multiple abstract variance analysis and solutions: For nature-nurture research on continuous variables // Psychological Review. — 1960. -V.67.-P.6.
- Cloninger C.R. Rice J. Reich T. Multifactorial inheritance with cultural transmission and assortative mating. II. A general model of combined polygenic and cultural inheritance // Amer. J. Human Genetics. 1979. — V.31. — P. 176−198.
- Eaves L.J., Eysenck H.J., Martin N.G. Genes, culture and personality: An empirical approach. L: Acad. Press, 1989.
- Fisher R.A. The correlation between relatives on the supposition of Mendelian inheritance // Transactions of the Royal Society (Edinburgh). 1918. -V.52. — P. 399−433.
- Hartline H.K., Ratliff F. Inhibitory interactions in the Retina of Limulus /Handbook of Sensoiy Physiology. -BerL: Springer. 1972. v.7/2. P. 381.
- Hobson P.P. Autism and the development of mind. Hove, 1993.
- Jinks J.L., Fulker D.W. Comparison of the bio-metrical genetical, MAVA. and classical approaches to the analysis of human behavior // Psychol. Bull.- 1970.-V.73.-P. 311−349.
- Joreskog K.G. Sorbom D. LISREL: Analysis of linear structural relationships by the method of maximum likelihood. Chicago: National Educational Resources, 1986.
- Moore C. Theories of mind in infancy // British J. Develop. Psychol. -1996. V.14. — P.1940.
- Murray L., Kempton C., Woolgar M., Hooper R. Depressed mothers apeech to rheir infants and its relations to Infant gender and cognitive development //
- J. Child Psychol, and Psychiatry. 1993. — V.31. — № 7. — P. 1083−1101.
- Neale M.C., Cardon L.R. Methodology for genetics studies of twins and families'. L.: Kluwer Acad. Publishers. 1992.
- Nichols R.C. The resemblance of twins in personality and interests // Behavioral genetics: Method and research. -N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1969.
- Pederson N.L. Genetic and environmental continuity and change in personality // Twins as a tool of. behavioral genetics / Eds. T J. Bouchard, P. Propping. N. Y: John Wiley. 1992. — P. 147−162.
- Plomin R., DeFries J.C., Loehlin J.C. Genotype-environment interaction and correlation in the analysis of human behavior // Psychol. Bull. 1977. — V.84. -P. 309−322.
- Tauc L., Gerschenfeldt H.M. Cholinergic transmission mechanisms foi excitation and inhibition in molluscan nervous system // Nature. Loi 1961. -V.192.-P. 366.
- Trevarthen C. Development of early social interactions and the affective regulation of brain growth // Neu-robiology of early infant behavior. L, 1989. -P. 191−206.
- Tompson J. Intelligence // P. McGuffm, M. F. Shanks, R. G. Holdson (eds). The scientific principles of psychology. N.Y. Gune & Stratton, 1984.
- Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. — № 2.
- Guilford J. P., Hoepfiier R. The analysis of intelligence. N.Y., 1971.
- Vernon P. E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1950.
- Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence. -Baltimore: Williams and Wilkins, 1958.