Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Экономика, организация и управление общественным сектором

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ю Во-первых, это синтетическая отрасль знаний, которая возникла на пересечении различных аспектов экономических, юридических, политических, социальных наук. Своими корнями она уходит в общую теорию экономики («экономике») и связанные с ней другие экономические науки, такие как менеджмент, государственные финансы, экономика сферы услуг, социальное страхование, государственное управление и т. п… Читать ещё >

Предисловие. Экономика, организация и управление общественным сектором (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная смешанная экономика эволюционирует под воздействием многих внешних и внутренних разнонаправленных факторов, изменяющих не только характер социально-экономических укладов, но и преобразующих ее структуру, элементы которой в ходе процессов глобализации интегрированы на межгосударственном уровне.

Плюрализм форм собственности и рыночные отношения в современных условиях базируются на взаимодействии государственных, муниципальных, общественных и частных структур, которые выполняют различные функции и нередко функционируют как партнеры, обеспечивая тем самым эффективное развитие.

Общественный сектор как неотъемлемый элемент современной смешанной экономики представляет интересы общества в целом, занимает определенную нишу в едином экономическом пространстве, восполняя провалы рынка.

Экономика общественного сектора — одна из самых молодых отраслей экономической науки. Ее формирование началось во второй половине XX в. Дискуссии по поводу формирования ее предмета как научной дисциплины не закончились до настоящего времени. Это обусловлено тем, что не все теоретические положения экономики общественного сектора приобрели завершенную форму. Многие из них находятся в стадии научного исследования, некоторые получили лишь проблемный постановочный вид.

Экономическое пространство неоднородно. Часть его в современной смешанной экономике координируется посредством рынка, где цены и конкуренция способствуют установлению рыночного равновесия. Но рынок не всеобъемлющ и не совершенен, поскольку на некоторой части экономического пространства его законы не срабатывают. Восполнить негативные стороны рынка, содействовать более полному использованию его созидательного хозяйственного потенциала могут и должны государственные и общественные институты.

Сфера и особенности управления деятельности государственных и общественных институтов, экономические и социальные аспекты их поведения, система предпочтений в отношении общественных благ и особенности общественного выбора составляют в наиболее общем понимании предмет экономики общественного сектора.

Экономике общественного сектора как отраслевой науке присущи специфические черты.

ю Во-первых, это синтетическая отрасль знаний, которая возникла на пересечении различных аспектов экономических, юридических, политических, социальных наук. Своими корнями она уходит в общую теорию экономики («экономике») и связанные с ней другие экономические науки, такие как менеджмент, государственные финансы, экономика сферы услуг, социальное страхование, государственное управление и т. п.

Во-вторых, экономика общественного сектора — фундаментальная наука. Это означает, что в основу ее методологии заложены объективные универсальные законы, воспринимаемые с позиций диалектического развития.

В-третьих, экономике общественного сектора свойственен ярко выраженный историзм, который проявляется в том, что переход от одного к другому циклу исторического развития сопровождается изменением в системе взглядов на роль государства и общественных институтов в экономике.

Переход от индустриальной эпохи со свойственным ей индивидуалистическим пониманием общественного благосостояния к постиндустриальной дал положительную тенденцию накопления социального потенциала общества (в том числе в таких областях, как государственное управление, государственный бюджет, банковская система, макроэкономическое регулирование, система национальных счетов).

В-четвертых, в анализе процессов, происходящих в экономике общественного сектора, сочетаются микроэкономический и макроэкономический подходы.

Микроэкономический подход реализуется в изучении особенностей управления и регулирования естественных монополий, государственных, муниципальных и негосударственных некоммерческих организаций, бюджетных учреждений. Микроэкономический подход широко применяется для анализа специфики управления и финансирования посредством налогообложения, налоги при этом выступают ценой общественных услуг, предоставляемых государственным и муниципальным подсекторами.

Макроэкономический подход наиболее применим к анализу управления государственным бюджетом и общественными доходами и расходами на федеральном уровне, в частности их справедливого распределения с целью выравнивания уровня благосостояния различных слоев населения.

Сочетание микроэкономического анализа провалов рынка с макроэкономической характеристикой несовершенства рыночного хозяйства обогатило содержание экономики общественного сектора. Он стал рассматриваться с позиций системы национальных счетов и оборота ресурсов, товаров, продуктов.

Многообразие типов смешанных экономик, возникшее вследствие исторических особенностей формирования государственности, национального менталитета и других факторов, обусловило неоднозначность и подходов к трактовке понятия общественного сектора. Наибольшее распространение получили два подхода. Согласно узкой трактовке общественный сектор сводится к государственному. Широкая трактовка подразумевает общественный сектор как совокупность структур, объединяющих как государственные и муниципальные, так и негосударственные некоммерческие структуры, базирующихся на принципах общественного самоуправления. Промежуточное положение между общественным и рыночным занимает так называемый третий сектор, включающий негосударственные некоммерческие институты.

Проблемное поле экономики, организации и управления общественным сектором охватывает государственный, муниципальный секторы, негосударственные некоммерческие организации и включает следующие проблемы:

  • • определение масштабов и структуры общественного сектора, перспектив его развития;
  • • изучение особенностей спроса и предложения общественных благ, использования финансово-бюджетной, налоговой и ценовой политики для воспроизводства общественных благ;
  • • анализ концепций общественного благосостояния и подходов к реализации социальной политики и социальной поддержки населения;
  • • исследование особенностей управления общественным сектором на различных уровнях и принятия решений об использовании и ресурсов для производства общественных благ;
  • • микроэкономический анализ роли различных институциональных структур общественного сектора как хозяйствующих субъектов смешанной экономики;
  • • интеграционные процессы бюджетного пространства как следствие процессов глобализации.

Изучение экономики, организации и управления общественным сектором ставит целью формирование знаний и компетенций в следующих основных областях.

Организационно-управленческая деятельность:

  • • организация функционирования и обоснование стратегии деятельности государственных, муниципальных, негосударственных некоммерческих организаций и учреждений, их отдельных подразделений, специализирующихся на осуществлении бюджетно-финансовой политики, предоставлении общественных благ и услуг, организации социальной поддержки населению;
  • • управление бюджетными учреждениями, их подразделениями, производящими и предоставляющими общественные блага и услуги;
  • • организация работы в структурах государственного и муниципального управления, общественных организациях для решения проблем обоснования проектов бюджетов, среднесрочных финансовых планов, прогнозов социально-экономического развития;
  • • организация проведения выборов, референдумов, опросов населения для выявления предпочтений в общественных благах и услугах;
  • • организация контроля за деятельностью государственных, муниципальных, негосударственных некоммерческих организаций по целевому и эффективному расходованию общественных, в том числе бюджетных средств.

Аналитическая деятельность:

  • • разработка, обоснование и оценка прогнозов социально-экономического развития регионов, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • • анализ показателей масштаба и динамики развития общественного сектора в регионе, субъекте РФ;
  • • анализ экономических и социальных аспектов деятельности негосударственных некоммерческих организаций, бюджетных учреждений, муниципальных структур;
  • • анализ исполнения бюджетов, в том числе доходов и расходов субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных учреждений;
  • • анализ изменения структуры источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований;
  • • анализ исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов субъектов РФ;
  • • сравнительный анализ доходов и расходов бюджетов различных государств.

Расчетно-экономическая деятельность:

  • • разработка стратегий и направлений социально-экономической политики и соответствующих мероприятий по ее реализации для субъектов РФ, муниципальных образований;
  • • подготовка проектов бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований;
  • • обоснование величины расходов субъектов РФ, муниципальных образований на социальные цели посредством социальных стандартов и нормативов;
  • • расчеты бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований необходимой величины трансфертов, субсидий;
  • • расчеты и оценка показателей экономической и социальной эффективности использования бюджетных средств субъектов РФ, муниципальных образований.

Педагогическая деятельность:

  • • преподавание специальных дисциплин и спецкурсов по проблемам экономики, организации, управления в общественном секторе в высших и средних специальных учебных заведениях, в учебных структурах по повышению квалификации, переподготовке, дополнительному образованию для специалистов и управленческого персонала;
  • • разработка учебных планов, программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин по проблематике общественного сектора в высших и средних специальных учебных заведениях, в учебных структурах по повышению квалификации, дополнительному образованию для специалистов и управленческого персонала.

Научно-исследовательская деятельность:

  • • разработка научных планов, заданий для исполнителей программ проведения научных исследований по проблемам экономики, организации, управления в общественном секторе Российской Федерации, интеграции бюджетного пространства стран СНГ;
  • • сбор, обработка, систематизация и анализ информации по проблематике экономики, организации, управления в общественном секторе Российской Федерации, интеграции бюджетного пространства стран СНГ;
  • • организация и проведение эмпирических исследований по проблемам общественного выбора, деятельности государственных, муниципальных, негосударственных некоммерческих организаций, государственно-частному предпринимательству, бюджетной обеспеченности субъектов РФ, интеграции бюджетного пространства, эффективности расходованию бюджетных средств;
  • • подготовка материалов для составления обзоров, отчетов и научных публикаций.

Вместе с тем изучение экономики, организации и управления общественным сектором нацелено на формирование гражданской позиции, основанной на глубоком понимании процессов, происходящих в современном обществе, национальной российской экономике и экономике других государств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой