Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция. 
Стратегический менеджмент

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка концепции в зависимости от глубины проработки вопросов может состоять из нескольких этапов. При этом каждый последующий этап отличается от предыдущего большей глубиной проработки. При разработке концепции целесообразно рассмотрение различных альтернативных вариантов развития объекта управления, их проработка и оценка. На завершающих этапах разработки концепции может предусматриваться… Читать ещё >

Концепция. Стратегический менеджмент (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следующей управленческой конструкцией после видения, цели и миссии, активно используемой в процессе стратегического управления, является концепция. Для реализации стратегического управления развитием любой бизнес-организации или государственного учреждения — любого объекта управленияважную роль играет профессионально разработанная концепция.

Если миссия дает общую характеристику того, ради чего создана организация, ее позиционирование во внешнем мире и предназначение, то назначение концепции — определение ключевых направлений деятельности объекта управления, которое включает выявление путей и технологий достижения поставленных целей с выделением главных факторов их достижения.

В то же время не следует путать концепцию со стратегическим или тактическим планированием, цель которых состоит в конкретных мероприятиях по реализации стратегии и решению краткосрочных задач или возникших проблем. Хорошо продуманная концепция — это, прежде всего, направления, приоритеты и технологии развития объекта управления на долгосрочную перспективу.

В концепции должны быть представлены наиболее приоритетные направления развития объекта управления на конкретный период времени или до момента достижения поставленной цели. Она, по существу, служит представленным в общем виде сценарием достижения целей, которые также должны быть выяснены в процессе разработки концепции. Кроме того, в концепции определяются пути перехода от текущего положения объекта управления к желательному в соответствии с целями, поставленными субъектом управления.

Концепция — это управленческая конструкция, содержащая общее системное представление путей перехода от текущего положения объекта управления к желательному.

Концепцию развития объекта управления можно считать своего рода прологом к разработке стратегии его развития.

Виды концепции

Так же, как и миссия, концепция бывает укрупненной и детализированной. Укрупненная концепция дает только общее представление о путях развития объекта управления или путях решения крупной управленческой проблемы. Детализированная концепция дает их более полное представление.

Укрупненная концепция должна содержать следующие составляющие.

  • 1. Общее описание и оценку состояния объекта управления и его положения во внешней среде.
  • 2. Цели развития объекта управления на заданный период.
  • 3. Проблемы и задачи, которые должны быть решены для достижения стратегических целей.
  • 4. Пути и этапы достижения стратегических целей.
  • 5. Ожидаемые результаты и состояние объекта управления на конец заданного периода.
  • 6. Показатели, с помощью которых может быть оценена степень достижения стратегических целей.
  • 7. Характеристику системы управления, обеспечивающей достижение стратегических целей.

Разработанная концепция должна выработать требования общего характера к технологиям и необходимым ресурсам, ключевые факторы, способные обеспечить достижение поставленных стратегических целей или как их называют, ключевые факторы успеха. Поскольку получение ожидаемых результатов невозможно без эффективного управления, в концепции должно быть предусмотрено организационное решение вопросов, возникающих в процессе реализации стратегии и выполнения стратегических планов, которые будут разработаны на ее основе.

Даже детализированная концепция, не говоря уже об укрупненной, не требует полной детализации. В ней должны содержаться продуманные, всесторонне обсужденные идеи, как и за счет чего состоится переход от текущего положения объекта управления к желательному.

Концепция, так же, как и видение, может быть траекторией и точечной.

Разработка концепции в зависимости от глубины проработки вопросов может состоять из нескольких этапов. При этом каждый последующий этап отличается от предыдущего большей глубиной проработки. При разработке концепции целесообразно рассмотрение различных альтернативных вариантов развития объекта управления, их проработка и оценка. На завершающих этапах разработки концепции может предусматриваться экспериментальная проверка основных положений концепции, в особенности, если речь идет о производстве нового вида продукции, внедрении нового оборудования или новых технологий.

Разработанная и принятая концепция представляет собой завершенный документ, на основе которого разрабатывается стратегия развития и стратегический план мероприятий по ее реализации. В концепции должен быть изложен наиболее предпочтительный вариант из рассматривавшихся в процессе ее разработки. Если принимается решение о более глубокой проработке концепции, разработанный вариант концепции становится исходной точкой для последующей более углубленной и детализированной проработки.

Приведем в качестве примера разработку концепции создания автомобиля XXI в. модели Prius, в соответствии с технологиями разработки концепции, принятыми в компании Toyota. Она состояла из трех этапов. Сначала была разработана общая концепция нового автомобиля, затем — уточненная концепция, завершил разработку глубоко проработанный детализированный вариант концепции.

Концепция в компании разрабатывается, когда необходимо решить новую, сложную, трудноразрешимую проблемуКонцепция задает вектор движения к достижению поставленной цели. В ней намечаются общие направления предстоящей работы, общие контуры проекта, а показатели, которые должны быть достигнуты, определяются лишь ориентировочно.

Первоначальная идея была проста — разработать экономичную, компактную машину с минимально возможным расходом топлива, в противовес громоздким автомобилям, превратившимся в «пожирателей» бензина. В то же время несмотря на сравнительно небольшие габариты модели, салон ее должен был быть вместительным и просторным. На этом этапе разработки концепции определились требования к будущему автомобилю:

  • 1) максимально просторный салоп при минимальных размерах автомобиля:
  • 2) экономичность расходования топлива.

Па втором этапе в качестве базовой модели для дальнейшей проработки была выбрана Corolla, в которой галлон бензина расходовался за 30,8 мили. Была поставлена задача, чтобы для нового автомобиля галлона бензина хватало на 47,5 мили, что па 50% выше, чем у существовавшего автомобиля. Для разработки уточненной концепции проекта отводилось три месяца. К концу срока группа не только представила идеи, по и выполнила чертежи в масштабе 1: 2. Требования, предъявляемые к будущему автомобилю, были по сравнению с первым этапом разработки концепции конкретизированы:

  • 1) вместительный салон за счет максимальной длины колесной базы;
  • 2) относительно высокое размещение сиденья для удобной посадки и высадки из автомобиля:
  • 3) обтекаемая форма кузова при высоте 1500 мм;
  • 4) расход топлива — 47,5 мили на галлон и т. д.

Уточненная концепция стала результатом большой исследовательской работы и подкреплялась конкретными расчетами параметров и характеристик будущего автомобиля. Она была одобрена высшим руководством компании.

На третьем этапе разработки концепции предполагалась уже разработка чертежей будущего автомобиля. На это отводилось шесть месяцев. Согласно практике Toyota на завершающей стадии проработки концепции должен быть изготовлен опытный образец. Однако возглавлявший этот этап господин Утиямада посчитал, что с изготовлением опытного образца торопиться не следует, поскольку далеко не все еще было ясно. Он хотел, чтобы до принятия окончательного решения были рассмотрены и оценены все возможные альтернативные варианты реализации проекта, что получило название «параллельного проектирования на базе ряда альтернатив». Окончательное решение предполагалось принять только после их рассмотрения и оценки.

Очень важно было не «утонуть» в обсуждении деталей. В частности, много времени заняло обсуждение трансмиссии. Это был тупиковый путь, на что лидер указал группе разработчиков: «Это нужно прекратить. Перестаньте думать про железо. Мы, инженеры, привыкли думать только о железе. По мы должны решить, какова концепция будущей машины, а не ее материальное воплощение. Давайте забудем о железе и вернемся к концепции качественно новой машины, которую нужно создать» .

Проведенный «мозговой штурм» привел разработчиков к пониманию ключевой проблемы — необходимости создания экологически чистого автомобиля. Этой проблеме предстояло стать одной из главных при разработке модели Prius. Дело в том, что до сих пор существовала возможность решения этой проблемы в рамках электромобиля. Но тогда автомобиль превращался в средство для перевозки слишком громоздких аккумуляторных батарей. Концепцию спасла идея гибридного двигателя, с помощью которого оказалось возможным реализовать оптимальное соединение двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя. Оптимальный режим их последовательной работы определялся посредством встроенного компьютера.

Идея создания гибридного двигателя рассматривалась и раньше, но считалась слишком рискованной, поскольку требовала много принципиально новых решений. И то, что концептуальная модель нового автомобиля привела к созданию гибридного двигателя, послужило толчком к началу его создания.

Однако одна идея, а точнее возможности, которые появились при се разработке, породила другие. Раз уж гибридный двигатель будет создаваться, нужно выжать из него все возможное с точки зрения экономного расходования топлива ведь реальным становился переворот в автомобильном энергопотреблении. Двигатель нового класса открывал иные возможности и в компоновке созданного автомобиля.

По запросу руководителя группы по разработке концепции были выделены лучшие специалисты компании. Вновь использовался принцип «параллельного проектирования на базе ряда альтернатив». Было рассмотрено 80 альтернативных вариантов гибридного двигателя. Из них отобрали около 10 «жизнеспособных». После проведенного сравнительного анализа и оценки остались четыре варианта, представлявшие наибольший интерес. Каждый из них тщательно исследовался с помощью компьютерного моделирования, на основании которого был выбран наиболее предпочтительный вариант. Тем самым разработка концепции завершилась и можно было перейти к разработке и реализации стратегии организации серийного производства автомобиля, впервые в мире имеющего гибридный двигатель.

Для разработки концепции целесообразно сформировать группу, в состав которой могут входить как специалисты в соответствующей предметной области, так и специалисты, владеющие необходимыми управленческими технологиями. Если концепция носит межотраслевой или многофункциональный характер, то в ее состав должны быть включены специалисты соответствующих областей профессиональной деятельности. Руководитель группы должен быть наделен необходимыми полномочиями и нести ответственность за разработанный группой документ.

Все положения представленной концепции должны быть обоснованы. Целесообразно открытое обсуждение представленной концепции, учет высказываемых в процессе ее подготовки предложений.

Наибольшую опасность представляет формальное отношение к разработке концепции, ее явно выраженный декларативный характер. В таком случае она не может выполнять функции документа, с учетом которого разрабатывается стратегия и стратегические планы ее реализации. В концепцию не должны включаться положения, реализуемость которых вызывает сомнения.

Уровни разработки концепции

Цель разработки концепции состояла в создании управленческой конструкции, способной определить стратегические цели и ключевые направления разработки стратегии развития объекта управления (рис. 4.11).

Уровни разработки концепции.

Рис. 4.11. Уровни разработки концепции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой