Механизм взаимодействия власти с некоммерческими организациями
Представители некоммерческого сектора и общественных объединений являются в ряде случаев выразителями также коммерческих и разносторонних политических интересов. Органы власти, взаимодействуя с НКО и бизнесом на своей территории, содействуют привлечению инвестиций в социальную сферу как в форме благотворительности, так и в виде долевого участия; регулируют отдельные ресурсные потоки. В результате… Читать ещё >
Механизм взаимодействия власти с некоммерческими организациями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными принципами взаимодействия властных структур с НКО являются:
- — демократичность, добровольность, законность;
- — сотрудничество, социальный диалог;
- — конкуренция, соперничество, конфронтация, борьба;
- — компромисс, консенсус;
- — толерантность, нейтралитет;
- — независимость, представительство и защита социальных, экономических, трудовых и политических прав, интересов граждан, а также социальных и профессиональных групп, слоев и других категорий населения;
- — экономическая, материальная и финансовая поддержка НКО;
- — контроль деятельности НКО и их ответственность за действия, противоречащие законам Российской Федерации.
Как видим, одной из существенных особенностей развития системы взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций является поддержка НКО в самых разнообразных формах. Наиболее распространенными среди них являются следующие:
- — предоставление льгот по уплате налогов, а также иных сборов и платежей;
- — полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
- — финансирование размещенных на конкурсной основе среди НКО государственных, муниципальных заказов, грантов и социальных программ;
- — предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным НКО, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку некоммерческим организациям;
- — предоставление льгот по уплате подоходного налога гражданам, получающим помощь от НКО.
Взаимодействие органов власти и негосударственных некоммерческих организаций становится все более разносторонним на основе их участия в деятельности законодательных институтов. Например, в составе Государственной Думы третьего созыва 113 депутатов являлись представителями общественных некоммерческих организаций и профсоюзов. Они получили легальный доступ к власти для себя, для НКО и для своих партнеров. Практически все фракции Государственной Думы имели в своем составе представителей некоммерческих организаций. Так, в «Яблоке» представители НКО имели 6 мест; в КПРФ — 10; в аграрно-промышленной группе — 12; в ОВР — 16; в СПС — 12; в «Регионах России» — 13; в «Единстве» — 22 места.
Представители некоммерческого сектора и общественных объединений являются в ряде случаев выразителями также коммерческих и разносторонних политических интересов. Органы власти, взаимодействуя с НКО и бизнесом на своей территории, содействуют привлечению инвестиций в социальную сферу как в форме благотворительности, так и в виде долевого участия; регулируют отдельные ресурсные потоки. В результате успешнее решаются острые социальные проблемы, создаются новые возможности для улучшения жизни населения.
Богатый опыт взаимодействия органов власти с некоммерческими организациями накоплен в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владимире, Иванове, Ярославле, Нижнем Новгороде и других городах.
В Москве, например, при мэре, департаментах Правительства города действуют около 30 общественно-государственных структур (советов, комиссий, коллегий), которые непосредственно решают вопросы взаимодействия институтов власти с «третьим сектором» и бизнесом. В этом направлении эффективно строят работу Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Городской благотворительный совет, Московское межнациональное совещание, попечительские советы, сформированные в большинстве учреждений образования, здравоохранения, культуры и науки.
В целях совершенствования взаимодействия органов власти с некоммерческими и коммерческими организациями на федеральном уровне создан Федеральный ресурсный центр социального партнерства (ФРЦСП) при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, основной задачей которого является улучшение социального положения наиболее уязвимых групп и слоев населения. Аналогичные центры созданы также на региональном и местном уровнях в ряде субъектов Федерации.
Однако на пути развития некоммерческих организаций, совершенствования их взаимоотношений с государством и бизнесом немало сложнейших проблем. Одной из них является поиск механизмов приведения их деятельности в соответствие с существующими отечественными и международными правовыми и нормативными актами. Известно, к примеру, что значительная часть некоммерческих организаций занимается бизнесом. К тому же в некоторых из них прокручиваются значительные финансовые ресурсы. Достаточно вспомнить скандал с фондом поддержки спортсменов, который в середине 90-х гг., добившись таможенных льгот, заработал миллиарды долларов на поставках спиртного и сигарет. Однако до самих спортсменов эти деньги так и не дошли.
Сегодня назрела настоятельная необходимость разработки новых нормативных актов, регулирующих деятельность НКО, а также введение институционально-правовых норм, регулирующих в том числе и их коммерческую деятельность. В США, например, государство устанавливает верхний предел доходов НКО, при превышении которого они преобразовываются в коммерческую организацию.