Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности общения в коллективе «по горизонтали»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересно, что на основе изучения симпатий и антипатий, возникающих в коллективе, в социальной психологии появилось целое направление — социометрия. В результате самого простого опроса («Кого из членов коллектива вы пригласит бы па день рождения?» или «Кому послали бы единственную новогоднюю открытку?» и т. д.) выясняются симпатии и антипатии в группе, на основе чего делается вывод… Читать ещё >

Особенности общения в коллективе «по горизонтали» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристика понятия «психологическая совместимость»

Помимо условного разделения на социально-психологические слои и группы, неформальная структура коллектива предполагает также реальное формирование микрогрупп, в основе которых лежат личные отношения членов коллектива друг к другу, их психологическая совместимость, определяющая в конечное счете взаимоотношения между сотрудниками одного уровня. Их принято называть отношениями «по горизонтали». В этике делового общения они играют немаловажную роль, ибо в эти отношения вступают не только рядовые сотрудники (подчиненные), но и сами руководители оказываются вовлеченными в «горизонтальные» отношения с другими руководителями своего уровня.

Психологическая совместимость — это оптимальное сочетание личностных качеств отдельных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Причем, психологически совместимыми могут быть люди как с одинаковыми, так и с разными, но удачно дополняющими друг друга личностными качествами. Часто, однако, приходится иметь дело с психологической несовместимостью.

Психологическая несовместимость — это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психических реакций, различие во внимании, мышлении, ценностных установках; это невозможность дружеских связей, неуважение или неприязнь друг к другу. Психологическая несовместимость препятствует, затрудняет, а иногда и делает невозможной совместную деятельность и жизнь людей.

При этом несовместимость может быть нескольких видов:

  • — психофизиологическая (например, нетерпимость к привычкам и даже запаху другого человека);
  • — социально-психологическая (особенно проявляется при неправильном распределении «ролей» в коллективе);
  • — социально-идеологическая (несовместимость убеждений и мировоззрений и, как следствие, — возможное гражданское противостояние).

Руководитель при формировании коллектива должен уметь определять психологическую совместимость или несовместимость людей (особенно обратив внимание на последнюю).

Успешное решение этих задач зависит от знания психологических типов людей.

Швейцарский психолог К. Г. Юнг указал на существование двух основных характеристик психологических типов личности: интроверсии и экстраверсии.

Интроверсия выражается у нормального субъекта в форме сдержанности, созерцательности, часто нерешительности, социальной пассивности (но на фоне достаточно большой настойчивости), склонности к самоанализу. Интроверт — человек «в себе», скрытый, осторожный, аккуратный, педантичный, предпочитающий монотонную работу.

Экстраверсия проявляется в натурах открытых, отзывчивых, услужливых, легко приспосабливающихся к новым условиям. Экстраверт — человек открытый, общительный, обладающий внешним обаянием, прямолинейный в суждениях, достаточно инициативный (по при этом недостаточно настойчивый), ориентированный на внешнюю оценку. Он хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решений.

Следует подчеркнуть, что в природе редко встречается тот или иной психологический тип в «чистом виде». Качества, присущие и тому и другому типу, соединены в каждом человеке.

Важно также определять тип темперамента и характер человека.

Фромм отмечал, что «совершенно необходимо проводить четкие различия между характером и темпераментом, ибо путаница с этими понятиями только тормозит человека». Темперамент, по его словам, относится к способу, стилю реагирования, он неизменяем; характер же формируется на основе жизненного опыта человека и способен претерпевать определенные изменения под влиянием нового жизненного опыта.

Различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.

Холерика отличает сильная нервная система, он легко переключается с одного вида деятельности на другой, но неуравновешенность его нервной системы уменьшает совместимость (уживчивость) с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам.

У сангвиника также сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи.

У флегматика сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством.

Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, имеет тенденцию к саморазрушению.

Психологическая совместимость может также проявляться в виде симпатии, влечения одного человека к другому. Потребность в общении одного человека с другим выражается в первую очередь том, что первый стремится быть поближе ко второму, объекту своей симпатии. Если мы знаем, с кем человек хочет вместе работать учиться, отдыхать, значит можно утверждать, что он испытывает симпатию к этому, другому человеку.

Интересно, что на основе изучения симпатий и антипатий, возникающих в коллективе, в социальной психологии появилось целое направление — социометрия. В результате самого простого опроса («Кого из членов коллектива вы пригласит бы па день рождения?» или «Кому послали бы единственную новогоднюю открытку?» и т. д.) выясняются симпатии и антипатии в группе, на основе чего делается вывод о совместимости и несовместимости ее членов. Социометрический анализ позволяет решить сразу три задачи. Во-первых, выявить статус каждого члена группы: относится ли он к «звездам», получившим максимальное число выборов (7−8 из 20−22); к «предпочитаемым» (2−8), к «избранным» (1) или к «изолированным» (ни одного). Во-вторых, определить взаимность симпатий, что чрезвычайно важно для выяснения наличия групп и группировок в коллективе и правильной расстановки сотрудников на рабочих местах. В-третьих, социометрический анализ указывает на подлинных, а не формальных лидеров в коллективе, что позволяет корректировать систему управления им. Вот почему социометрия заняла прочное место в современном менеджменте.

Однако применение в коллективе социометрического анализа требует определенной осторожности. Ведь сведения о результатах анализа, просочившиеся в коллектив, могут нанести непоправимую травму человеку, считавшему себя, например, «предпочитаемым», а оказавшемуся «изолированным». Или внести разлад в отношения между людьми, которые надеялись на взаимность, но не получили ее. Следовательно, социометрический анализ должен проводиться только специалистами, в обстановке секретности.

На основе взаимных симпатий в любом коллективе складываются малые группы единомышленников, людей, с удовольствием общающихся друг с другом. Наличие таких положительно ориентированных групп может использоваться руководителем в интересах управления.

Вместе с тем симпатии и антипатии, совместимость и несовместимость людей не должны фатально определять отношения в коллективе. Коллектив должен выполнять свои основные функции при любых условиях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой