Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мораль и экономическая сфера жизнедеятельности общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К гегелевским приоритетам объективного над субъективным, практического над теоретическим, средств над целью самым теснейшим образом примыкает марксизм. В марксизме труд трактуется как высшее проявление сознательной человеческой деятельности, способ позитивной самореализации человека, посредством которого создаются все материальные и духовные ценности. В связи с этим труд обладает высочайшим… Читать ещё >

Мораль и экономическая сфера жизнедеятельности общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Труд как нравственная ценность

Деловое общение чаще всего является неотъемлемым компонентом экономической сферы жизни общества, имеющей свои моральные составляющие, обеспечивающие регулирующее воздействие.

По мнению многих ученых, в содержание экономической сферы входит труд как комплексное социальное явление, способ производства материальных благ и механизм функционирования материально-производственной сферы в целом[1].

Труд является своеобразным стержневым образованием, вокруг которого вращается вся материально-производственная сфера. Разные грани, уровни, компоненты экономической сферы — особенности проявления общественного и индивидуального труда. Труд составляет важную сторону функционирования и других сфер жизни общества. Поэтому он рассматривается философами всех времен не только как экономическая, но и как нравственная категория.

Для Платона труд есть нравственно благая и к тому же прекрасная деятельность. Свободная воля человека, считали стоики античности, воплощается в добродетели — труде.

В христианстве деятельность человека положена Богом и пронизана его благостью. Бог ведет человека к добру, но чтобы успешно двигаться по этому пути, надо преодолеть разного рода искушения, т. е. трудиться не только экономически, но и совершенствуя себя.

Ф. Бэкон полагал, труд должен быть направлен на облегчение бедствий человеческого существования и достижение благих целей, в особенности согласия между людьми.

И. Кант, в свою очередь, считал высшим достижением практического действия отнюдь не стремление к благим целям, а реализацию основного нравственного закона — категорического императива (предписания), суть которого в следующем: поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя; к человеку нельзя относиться как к средству для реализации своих интересов. При этом проблема цели решалась философом не в сфере того, что есть, а того, что должно быть.

Для Гегеля труд есть самопожертвование человека. В нем он видел не воплощение человеческого замысла, не источник развития производства, а форму, способ самореализации абсолютного духа посредством практической человеческой деятельности. Для Гегеля практика выше теоретического познания, ибо она обладает достоинством не только всеобщности, но и действительности.

К гегелевским приоритетам объективного над субъективным, практического над теоретическим, средств над целью самым теснейшим образом примыкает марксизм. В марксизме труд трактуется как высшее проявление сознательной человеческой деятельности, способ позитивной самореализации человека, посредством которого создаются все материальные и духовные ценности. В связи с этим труд обладает высочайшим нравственным содержанием и является воплощением добра.

Категория труда понимается в широком и узком смысле либо как любая деятельность человека, либо как его исключительно предметная деятельность. В этической плоскости философы чаще всего склонны оценивать труд не с точки зрения узкого практицизма, стремления из всего извлечь непосредственную материальную выгоду, а как реализацию общечеловеческих ценностей.

Труд организовал людей в социальные коллективы, а коллективный образ жизни требовал согласованности действий. Потребности, определяемые коллективной трудовой деятельностью, стимулировали развитие в обществе таких значимых ценностей, как солидарность, взаимопомощь, совместная защита от враждебных сил, забота о потомстве и т. д. С самого возникновения общества труд стал источником духовного и нравственного развития человека, возвысившего его над всем остальным миром. Успешность любой социальной общности зависела от единства трудовой деятельности ее членов, именно через содержание и результаты труда в обществе складывались понятия добра и зла, общего блага. Понятие блага неотделимо от представления о материальном благе, источником которого является труд.

В общественном сознании труд всегда имел значение высшей моральной ценности. «По степени большего или меньшего уважения к труду, — писал Н. А. Добролюбов, — по умению оценивать труд более или менее соответственно его истинной ценности можно узнать степень цивилизации народа»[2].

Несмотря на то, что прямых предметных проявлений морали в труде нет, провести резкую грань между трудовой деятельностью человека и его моралью невозможно. Разве не преломляется моральный облик человека в его отношении к труду, в трудовых мотивациях? Ответ на данный вопрос очевиден.

От того, как человек относится к труду, зависит нравственная оценка его деятельности со стороны других субъектов общественных отношений. Отношение к труду и, следовательно, к трудовому долгу можно рассматривать как главный показатель зрелости сознания личности.

Честное, добросовестное выполнение своих экономических функций — первый необходимый элементарный показатель развития человека. По отношению к труду как к общесоциальному созиданию оценивается сам человек и общество в целом. В этом проявляется ценность труда.

Именно с трудом связана реализация идей, целей человека. Цель присуща субъекту или же группе людей. А там, где речь идет о целях, непременно присутствуют ценности. Поэтому труд по определению не может не иметь морального измерения. Таким образом, труд как важная нравственная категория, не исчерпывается своими внешними результатами, произведенными материальными и духовными ценностями. Созидательный труд песет в себе и иной, не менее важный, нравственный результат. Речь идет о том, что в процессе свободного труда развивается сам субъект труда — человек. В процессе труда он не только удовлетворяет свои потребности, но и получает нравственное удовлетворение.

  • [1] См.: Барулин В. С. Социальная философия. М., 1999. С. 24.
  • [2] См. Добролюбов Н. Л. Избранные философские сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1945. С. 407.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой