Нравственная культура мордовского этноса
Диссертация
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА. Теоретической и методологической основой исследования являются философско-этические работы отечественных и зарубежных авторов. За последние десятилетия этикам удалось внести большой вклад в развитие общей теории мора-' ли. Большое значение имеют работы Апресяна Р. Г. (10), Александровой Р. И. (5), Анисимова С. Ф. (9), Архангельского Л. М. СИ), Брейкина О. В. (26), Гусейнова… Читать ещё >
Содержание
- Гл. 1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА
- 1. 1. Мировоззренческие ценности мордовского этноса
- 1. 2. Моральные концепты и образы в мифологии мордвы
- Гл. 2. НРАВЫ И КУЛЬТУРА
- 2. 1. Семья как нравственная ценность в культуре этноса
- 2. 2. Тенденции нравственного развития мордовского этноса на современном этапе
Список литературы
- Автономова X С. Миф: хаос и логос //Заблуждающийся разум Многообразие вненаучного знания-. М.: Политиздат, 1990. — С. 30−57.
- Айхенвальд А. КХ, Петрухин R Я., Хелимский Е. А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов //Балто славянские исследования. — М.: Наука, 1982.- С. 171−228.
- Акцорин К А. Историко-генетические связи финно-угорских племён по данным мифологии //Вопросы марийского фольклора и искусства. Труды МНИИЯЖЭ. Вып. 2. — Йошкар-Ола, 1980. — С. 17−23.
- Акцорин В. А. Марийская народная драма Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1976. — 200 с.
- Александрова Р. И. Перестройка: духовно- нравственный потенциал общества. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. -144 с.
- Александрова Р. И., Петрушина Т. Д. Теои духовные корни //Встречи 89. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989.- С. 66−74
- Алиева Р. М. Мораль и нравственность в системе этнс-культуры. Авт. дис. канд. филос. наук. Опб., 1992. -23 с.
- Анисимов С. ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1988.-254 с.
- Анисимов С. Ф. Духовная культура первобытного общества.-М-Л: Наука, 1966. -243 с.
- Апресян Р. Г. Постижение добра.- М.: Мол. гвар- но 'дия, 198б. 207 с.
- Архангельский JL М. Методология этических исследований, (отв. ред.) — М.: Наука, 1982. -382 с.
- Афанасьев А. а Древо жизни. М.: Современник, 1983.464 с.
- Афанасьев A. Е Живая вода и вещее слово. -М. :
- Сов. Россия, 1988. -508 с.
- Ачильдав И. Власть предыстории. М.: Прометей, 1990.- 180 с.
- Байбурин А. К., Топорков А. А. У истоков этикета: Эт-ногр. очерки. Л.: Наука, 1990. — 165 с.
- Балашов Е А. Бытовая культура мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992. — 253 с.
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья. М.: Худож. лит., 1965. — 527 с.
- Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. -159 с.
- Белидер В. Е Мордва //Народы европейской части СССР.≤i- Т. 2. М., 1964. — С. 548−598.
- Беляева Е Ф. Этнические аспекты духовной жизни мордовского сельского населения //Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1990. — С. 331−335.
- Беляева ЕФ. Традиционные приёмы по уходу за детьми и- 119 Iих воспитанию у мордвы. Авт. дис.. канд. ист. наук. -М., 1986. 19 с.
- Бенифанд А.В. Праздник, сущность, история, современность. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та., * 1936. -140 с.
- Бояркин Е И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мэрд. кн. изд-во, 1986. — 172 с.
- Брейкин О. В. Мораль древнего Рима (VIII I ев. до н.э.). — Саранск: изд-во Морд, ун-та, 1992. — 107 с.
- Брокгауз Ф. А., Ефрон И. Я Язычество //Энциклопедический словарь. Спб.: Типогр. Акц. Общ-ва, 1904. -Т. XXXII.- С. 549−566.
- Брыжинский ЕС. Народный театр мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. — 168 с.
- Буцхрикадзе, а В. Этические аспекты грузинской языческой мифологии //Известия АН ГССР. 1990. N 1. -с. 17−23.
- Бытовая культура мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989. г 144 с.
- Вавилин В. Ф. Количественная оценка современных этнокультурных процессов в Мордовской АССР (сельское населений). Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран, фил., 1989. — 168 с.
- Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа : прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. — 2
- Васильев Б. А. Медвежий праздник //Сов. этнография, 1949. N 4. — С. 27−36.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высш. шк., 1988. — 496 с.- 120 ' ¦
- Волченко Л. Б. Нравственность и этикет. М.: Знание, 1976. — 63 с.
- Всеволжская Е. Очерки крестьянского быта Самарского уезда //Этнографическое обозрение. XXIV, 1885. N 1. — С. 16−45.
- Вундт Е Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912. — 132 с.
- Вышеславцев Б. 11 Сердце в христианской и индийской мистике //Вопросы философии, 1990. N 4.-е.
- Гемуев И. Е Семья у селькупов (XIX нач. XX вв.). -Новосибирск: Наука, 1984. — 156 с. |
- Гемуев И. Е Религиозно-мифологические представления манси. Авт.дис.. докт.ист.наук. Новосибирск, 1992. — 27 с.
- Гердер? И. Г. Идеи к философии истории человечества. -М.: Наука, 1977. 1 704 с.
- Голосовкер Я Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. — 217 с,
- Гребнев М. Мордва Самарской губернии: историко-этнографический очерк //Самарские епархиальные ведомости, 1886. N 24. — С. 440−495.
- Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы об щения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1965. — 274 с.
- Грузнов ЕД Программа возрождения куль туры. Национальный аспект //Сов. Мордовия. 26 мая, 1992.- С. 2.
- Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. — 452 с.
- Гумилёв JL Е Этногенез и биосфера земли, JL: ЛГУ, 1989. — 495 с.
- Гуревич А. Я Средневековый мир: культура беэмолствую- 121 щего большинства. М.: Искусство, 1990. — 395 с.
- Гусейнов А. А. Введение в этику. М.: Изд-во Мэск. ун-та, 1985. — 208 с.
- Дадаева Т. М. Женщина как основная хранительница национальных ценностей //Цивилизованное развитие наций и межнациональных отношений /НИИ регионологии при Морд, ун-те. Саранск, 1992. — С. 12−14.
- Даркевич Е П. Народная культура средневековья. -№: Наука, 1988. 341 с.
- Дубко Е. JL Рациональное и эмоциональное в морали. М.: Мысль, 1974. — 278 с.
- Документы и материалы по истории Мордовии. Труды МНИ-ИЯЛИЭ. Саранск: Мордгиз, 1939. — Т. 1. — Ч. 1. — 453 с.- Т. 2. — 351 с. — Т. 3. — Ч. 1. — 345 с.
- Дробницкий 0. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. -388 с: ¦ «
- Евсевьев М. Е. Избр. труды. Т. 5. Историко-этнографические исследования. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1966. — 552 -с.
- Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. Саранск: Морд. кн. из-во, 1990. — 384 с.
- Емельянов А. И. Курс по этнографии вотякое. Казань: Изд-во Вотск. изд. подотдела. — 150 с.
- Шелудева JL С. Народная культура как средство развития духовности личности //Как возродить духовность общества и спасти культурное наследие России. Тезисы. -Пенза, 1992. С. 116−117.
- Живов Е М., Успенский Б. А. Метаморфозы античного язычества в истории русской Kyju-typti //Материалы научнойконференции. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М.: Сов. художник. — С. 204−296.
- Заварюхин ЕЕ Очерки по истории мордоЕского края периода феодализма. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1993.- 296 с.
- Зарубежные исследования по семиотике фольклора. -М.: Наука, 1985. 316 с.
- Зеленив Д. К. Дореволюционный быт мордвы //Сов. этнография, 1938. N 2. — С. 80−97.
- Зеленин Д. К Народный обычай греть покойников //Сборник Харьковского историко-философского общества.
- Т. 18. Харьков, 1909. — С. 257−261.
- Зеленин Д. К Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. — 112 с.
- Золотарёв А. М. Родовой строй и первобытная мифология.- М.: liayKa, 1964/ 328 с.
- Зыбковец Е Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1982. — 126 с.
- Иванов Е Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 224 с.
- Имайкина ЕЛ. Обрядовый календарь зимнего сезона мордвы //Учёные записки Морд, ун-та. N 64. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1968. -С. 151−162
- Итоги анкетного опроса по теме социологического исследования «Влияние национальных традиций на формирование духовно нравственного мира личности в семье» //Отчёт лаборатории социологии морали при кафедре этики Морд, ун-та, 1991. 10 с.
- Кавтаськин Л. Ц. Эрзянь фольклор (Эрзянский фольклор- 123 — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1939. 157 с.
- Каган М. С. О духовном //Волр. филос., 1985. N 9. -С. 91−102. .
- Каган fOi М. Платон и слова, обозначающие свет и темноту. М.: Изд-BO иностр. литр., 1968. — ?45 с.
- Катаров Е. Об эстонской мифологии //Этнография. М.- Л, 1927. N 2.74. -Калевала. Карело-финский народный эпос. Под ред. Д.ЕБубриха. М.-JL: Академия, 1933. — 295 с.
- Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. -312 с.
- Китиков А. Е. Сходство пословиц финно-угорских народов Поволжья и Приуралья //Вопросы марийского фольклора и искусства. Труды МНИИЯЖЭ. Вып. 2. — Йошкар-Ола: Ма-рийск. кн. изд-во, 1980. — С. 112−128.
- Клементьев Е. Е Карелы. Этнографический очерк. Пет-разаводск: Карелия, 1991. — 79 с.
- Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Наука, 1957. — 131 с.
- Костин Е И. Русско-мордовские связи. На материале любовно-бытовых песен //Вопросы финно-угроведения. -Вып. 5. Йошкар-Ола: Марийск кн. изд-во, 1970.-1 'Tf'tty «««ОС> сц. ''If
- Кропоткин В. А. Нравственные понятия у первобытных народов //Этика: Избр. труды. М.: Политиздат, 1991. -С. 67−81.
- Леви-Брюль JL Первобытное общество. Ы.: ОГИЗ, 1937.- 519 с.
- Леви-Строс К Структурная антропология. М.: Наука, — 124 '1983. 536 с.
- Ленинградское общество исследователей культуры фи-но-угорских народов. Отчёт за 3 год деятельности.1. Л., 1928. 22 с. !I
- Лепёхин И. И. Дневные записки путешествия доктора и ! Академии наук адъютанта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году.I
- Спб.: Изд-во Имп. Акад. наук, 1771 -1805. 44 с. |
- Лехтинен И. Финно-угорская коллекция в финском нацио- нальном музее. Хельсинки, 1991. — 56 с. j
- Лихачев Д. С., Шнырко Е В., Панченко А. К Смех в древней Руси.- JL: Наука, 1984. -296 с. jI
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиз- | дат, 1991. 525 с. j
- Лотман Ю. М Символ в системе культуры /V Труды по зна- ! ковым системам. -XXI. -Вып. 754. -Тарту, 1987. -С. 10−22. |
- Лотман ЕМ, Эмблема- символ- миф в культуре XYIII сто- Iiлетия // Актуальные проблемы семиотики культуры. Труды ' по знаковым системам. -XXY. -Вып. 746. Тар- ' ту, 1987. 85−91. j
- Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. Республика, 1992.-527 с. |
- Майнов Е Е Предварительный очерк имеющихся в литера- i туре сведений о мордве. Спб.: Тип. R Безбородо- | ва, 1877.-27 с. j
- Майнов Е Е Очерки юридического быта мордбы. j
- Максимове. В. Крестная сила- Нечистая сила- Неведомая сила. -Кемерово: Кн. изд-во, 1991. -349 с. j
- Маркелов М. Т. Саратовская мордва //Саратовский этног- !рафический сборник. -Вып. 1. Саратов, 1S2I. -С. 51−234. |j
- Маскаев А. И. К вопросу о мордовской неродной драматургии// Записки МНШШИЗ. N12. Саранск: Морд. кн. !iизд-во, 1952. -С. 138−149
- Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Сара.
- Мэрд. кн. изд-во, 1964. 439 с. !I
- Махарадзе А. IIL Мифологические корки этических категорий добра и зла // Пути преодоления нравственных противоречий.-М.: Изд-во АН СССР, 1956. -С. 123−134. j
- Межнациональные отношения в Мордовской ССР: Итоги этносоциологического исследования / НИИ регионологиипри Морд, ун-те. Саранск, 1992 .-164 с. ji
- Межнациональные отношения в Мордовской ССР. -Вып. 4 j /НИИ регионологии при Морд, ун-те.-- Саранск, 1993.: 100 |.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Нау:-:а, 1976. — 40? с. |
- Мельников- Печерский А. И. Очерки мордвы.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981.- 136 с. j ¦
- Методические документы культурно-просветительского ! общества «Масторава «(устаЕ, программа.- 126 ' i ние, резолюция).- Саранск/1990.
- Мид М. Культура и мир детства. М.:Игд-во АН СССР, 1988.
- Минх А. И. Моленья и обряды Саратовской губернии // ЭО, — 1881. 4.- С. 37- 52 |I
- Мировоззрение финно- угорских народов. Новосибирск: ! Наука. Сиб. отд., 1990.-217 с.
- Мифы народов мира в 2 Т. М.: Сов. энциклопедия. I
- Т. 1. -1987. -671 с.- Т. 2. -1992. -720 с. j
- МихневичЕО. Русская женщина XXYIII столетия.- М.: Понарама, 1990. 404 с. j
- Мокшин Е Ф. Религозные верования мордвы. Саранск: j Морд. кн. изд-во, 1968. — 159 с.
- Мокшин Е Ф. Мордовский этнос. Саранск: Морд. кн. изд-1 1989. 158 с.
- Мокшин ЕФ. Тайны мордовских имен: Исторический оно- ! мастикон мордовского народа. Саранск: Морд кн. j изд-во, 1991.- 112 с. |I
- Мордва: Историко- этнографические очерки. Саранск: ' Морд. кн. изд-во, 1981.- 334 с. |
- Мордовские народные песни.- Саранск: Морд. кн. j изд-во, 1969. 342 с. I
- Мордовские народные сказки.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. 540 с. i1. G2&. I
- Мордовские пословицы, присловицы, поговорки.- Сарав Морд. кн. изд-во, 1986.-278 с. ¦
- Мордовская народная вышивка.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. 120 с.
- Мордовкое народное изобразительное искусство. Сарш Морд. кн. изд-во, 1968. — 135 с.- 127 j
- Мордовское устно- поэтическое творчество. Очерки. Capai Морд. кн. изд-во, 1975. — 432 с.
- Мосин М. R Всемирный форум финно-угорских народов // Регионология, 1993. 1. С. 67−69. Г
- Надькин Д. Т. Духовная культура мордвы и задачи об- j щества «Масторава «(тезисы доклада) // Вестн. Морд, ун-та, 1990. -N 4. С. 37−38.
- Насонова Л. И. Мифотворчество обыденного сознания //
- Философские исследования, 1993. 1. С. 46- 60.
- Национальное и интернациональное в фольклоре и литерат^сходное, общее, смешанное и своеобразное.- Наль- | чик: Кабардино- Балкар, гос. ун-т, 1983. 160 с.
- Новочадов В. Мордва // Тамбовские епархиальные веi Iдомости. Неофиц. часть, 1876. 14.- CJ397−406. j
- Нравственная культура. Сущность, содержание, специ- !фика.Сб. ст.- Вильнюс: Минтис, 1981. 271 с. * 127. Ольховиков К М. Нравы как практический образ фи- - лософии. Авт. дис.. канд. филос. наук. — Екате- | ринбург, 1992.-17 с.
- Орлов Б. Памятники мордовской старины // Отчет МиIнистерства внутренних дел. 433.- Спб., 1851.- С. — 390−405. iI
- Основы финно- угорского языкознания. М.: Наука, 1974. -48^
- Отчет о выборочном социологическом исследовании 1 среди студентов по программе «Нравственные ориентации и духовные интересы студенческой молодежи «
- Материалы лаборатории социологии морали при кафедре этики Морд, ун- та. -Саранск, 1991. 13 с.
- Павлов Ю. Логика здравого смысла (заметки с первогоi 128 -республиканского экологического съезда) // Сов. Мордовия, 1993.-1 дек.- с. 3.
- ПатруШев Е Финно-угры России. Йошкар- Ола: Марийск. кн. йзд-во, 1992. 216 с.
- Пеппе И. Е, Старцев Г. А. Финно- угорские народы. Очерк.- Л. Изд-во Ленингр. общ-ва исследователей культуры финноугорских народностей, 1927. 48 с. i
- Писачкин В. А. Природа: разум и милосердие. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. 184 с.
- Попов М. Селикенские мордвы // Санкт- Петербургские ведомости, 1834. 33. 34.
- Примеров А. Религиозные обряды и суеверные обычаи мордвы Краснослободского уезда // Пензенские епар-хеальные ведомости. Часть неофиц., 1870. 16.- 12 с.
- Пропп ЕЯ Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 19'183 с.
- Привалов Е И. Очерк славянской мифологии. Пг., 1916. — lj
- Радаев В. К. Сияжар. Предания и легенды.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1960. 195 с.
- Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки. Л.: Изд- во ЛГУ, — 348 с.
- Русское народное поэтическое творчество в 2 Т. i М. -Л.: Изд-во АН СССР. -Т. 2. Кн. 1. — 1955. — 543 с. j-
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 191 60? с. -
- Само родов К. Т. Мордовская обрядовая поэзия. Са- Ijранск: Морд. кн. изд-во, 1980. 168 с. jI
- Сбитнев Б. К., Погребняк А. И. Взаимосвязь духовности jjи мировоззрения // Как возродить духоЕность общества и спасти культурное наследие России. Тезисы. -Пенза, 1992.- С. 11−12.
- Сведения о регистрации актов гражданского состояния органами ЗАГС Республики Мордовия // Сводный отчетпо Мордовии за 1985- 1994 гг. Саранск, 1993. j
- Седова JL Е Предания мордвы. Авт. дис.. канд. j фил. наук. М, 1978. — 20 с.
- Селиванов ЕВ. » Душа «и «Духовность » // Бахтин
- М. М: Эстетическое наследие и современность. Меж- !Iвуз. сб. науч. трудов. Саранск: Изд-во МГУ, j 1992.- С. !
- Семенов КХ И. Происхождение брака и семьи. М: | Мысль, 1974. -309 с. |
- Семьж Книга для чтения в 2 Т. М.: Политиз- I дат, 1991.- Т.1. — 346 е.- Т. 2. — 527 с.
- Сильвестров ЕЕ Философское самосознание в границах мифологической культуры // философское обосно- ! вание теории и* истории культуры. М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. — С. 66−18.
- Симонов П. Е, Ершов П. М, Вяземский Е П. Происхождение духовности. М: Наука, 1989. — 352 с. |
- Скрипник А. П. Моральное зло. М.: Политиздат, 1992. — 35!
- Смирнов В. Я., Першиц .. Избегание: формационнаяоценка // Вопросы этнографии. 1978. — N 6. -61- 70.
- Смирнов И. Е Мордва. Историко- этнографическийочерк. Казань: Типогр. Импер. ун-та, 1883.- с. j• i425 494. Ii
- Смоленцев KIM. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия.- М.: ИЗД-ВО МГУ, 1989.- 200 с.
- Согомонов А. Е Социально- нравственная природа зависти // Филос. науки, 1989. 8.- С. 31- 41.
- Соловьев ЕС. Соч. в 2 Т. М.: Мысль, 1991.- Т. 2.822 с. С. 61−82. Ii
- Соловьев С. Очерк нравов, обычаев и религии ела- !iвян, преимущественно восточных во времена язы- ! ческие. М.: Изд-во ЕЕ Калачова, 1850.- 119 с.
- Статистический сборник (по данным Всесоюзной пе- ! реписи населения 1989 года по Мордовской СССР).- j Саранск, 1990. 35 с. j
- Сумченко И. Е Проблема духовного возрождения в фи- jIлософии Бердяева Е А. // Как возродить духовностьjобщества и спасти культурное наследие России. Тезисы. Пенза, 1992.- С. 52- 54. j
- Тайлор Э. Е Первобытная культура. М.: Политизд1989. -573 с. i
- Тимакин 4 Пазонь валке (Слово о богах)// Сятко, 1990. 12.- С. 60−64.
- Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания.
- М.: Мысль, — 1974. 278 с. -
- Токарев С. А. Религиозные верования восточносла- - вянских народов XIX нач. XX века. М. — JL: Изд-во ! АН СССР, 1957. — 164 с. !- 131
- Традиционное и новое в культуре народов России. Тезисы докл. и выступ, на Всеросс. конф. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1992. — 224 с. |
- Тумайкин В. Е Семья и семейные отношения у мордвы 1 Самарской губернии в XVIII XIX вв. //Материальная и духовная культура мордвы в XVIII — XX вв. Труды МНИИЯЛИЭ. — Вып. 62. — Саранск, 1978. — С.77.86. |» |
- Тэрнер R Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. — 277 с{
- Уварова Т. Е Женщина в обществе и культуре: этно- 1 исторические традиции и современность. М.: Изд-во1. АН СССР, 1987. 43 с. j
- Урманцев Ю. А. О формах постижения бытия //Вопр. фи- 1 лос., 1993. N 4. — С. 89−106. !
- Устав молодёжной Ассоциации Финно-угорских народов. 'i- Тарту, 1993. 5 с. ii
- Федотова В. Г. душевное и духовное // Фи лос. науки. -1988. К — С. 50- 58. |
- Федянович Т. Е Семья //Социалистический быт мордовского села. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. -С. 146−156.
- Фольклор и современная духовная культура финно-угров. Саранск: Изд-во НИИ регионологии при Морд, ун-те, 1993. — 143 с.- U2 !
- Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. — 236 с.
- Фрэзер Д. Золотая ветвь. М.: Изд-во «Атеист», 1928. -529 с.
- Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. -' 367 с.
- Хейзинга И. Человек играющий. В тени завтрешнего дня. М.: Прогресс — Академия, 1992, — 464 с.
- Цивилизованное развитие нации и межнациональных отношений /НИИ регионологии ПРИ Морд, ун-те. Саранск, 1992. — 48 с.
- ЦТ АДА. Ф. 350. — On. 1. — Д. 416, — Jin. 1- 260 об. Ландратская книга по Темниковскому уезду 1716 г.
- Цыганкин Д. Е Память земли. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. — 160 с.
- Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI XIX вв. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 236 с.
- Шанжаев ЕИ. Гармонизировать отношения с природой
- Встн. Морд, ун-та, 1990. N 2. — С. 22−26.
- Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия.1. М.: Наука, 1971. 209 с.
- Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник.- liici !
- Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. -343 с.
- Шяыгина Е К Финская этнография о крестьянском быте в эпоху капитализма //Советская этнография, 1989. -N 1. С. 154−160.192. 1Щгляев А. Д. Жизнь и песня. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. — 172 с.
- Экология. Общество. Человек //Вестн. Морд, ун-та, 1990. N 2. — С. 22−31.
- Энгельс Ф. К истории первобытной семьи //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. II изд. Т. 22. С. 214−225.
- Эрзянско-русский словарь. М.: Госиздат, иностр. и нац. словарей, 1949. — 292 с.
- Эстонский фольклор. Таллинн: Ээсти раамат, 1980. -357 с.
- Abrahamsk R. Heating, lighting and a decent funeral: wills and contracts among finnish farr. ung families //Ethnos. Stocholm, 1989.- Uol. 54.-N ½.- p. 4562.
- Bibiiografia Studiorum Uralicorun 1917- 1980 in 4 Vol. Perinnetieeet Ethnology and folkloristik. Helsinki, 1990.-Vol. 2.-624 p.
- Pentikainen & Temenos. Helsinki, 1985.-Vol 21.- 188 p.
- Saarinen J. Suomalais ugrilaisten kansajnen folklore. -Turku.- 1990.- 156 p.
- Sanday P. Famale power and a male domnanc on the origin of sexual inequality. Carrbridg ets., 1981. — XYIII.- 2981. P
- Шнамо одобрение, оценка (качества-
- Шнамо прянь 1. самохвальство, тщеславие-2. гордость
- Эзэльдема вранье, хвастовство1. Эрямо жизнь1. Ялгаксчи дружба
- МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА
- Азаргалема бешенство, дебоширство
- Азгун бездельник, вертопрах
- Азгондиця шляющийся, слоняющийся1. Аймельдиця неустойчивый
- Аксун 1. капризный- 2. дебошир
- Алкуксонь правдивый, реальный, истинный1. Алуж друг, любовник1. Алялгадомс стать дельным
- Андямо парочи добрый человек
- Анелькай баловень, неженка
- Ансяконь непостонный (о человеке)1. Аптюк глупец, дурачок1. Аразень пустяковый
- Арниця уважающий, почитающий1. Атна1. Ашокедь1. Багориця1. Баклан1. Безарькс1. Берянь1. Бесяка1. Бредиця1. Бадря1. Вадяша1. Вадрячи1. Бажов1. Важодиця1. Валаня кель1. Банстыця1. Ваньке1. Варма прев1. Варяв кель1. Ведун1. Вечкевикс1. Виде
- Шожда пряв легкомысленный, ветрекный1. Эзэльдиця врун, хвастун1. Янксиця сожалеющий