Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности речевой культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

То же самое касается неумеренного использования приставки «под-». Например, глагол «подсказать» в русском языке обозначает одно из двух действий: первое — негативное, связанное с подсказкой на уроке или экзамене; второе — позитивное, как бы разговорный синоним глагола «посоветовать», т. е. помочь сделать выбор, принять одно из возможных решений, апеллирующее к опыту, старшинству собеседника… Читать ещё >

Особенности речевой культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культура речи — это составная часть общей культуры делового человека, умение точно передать свои мысли. Она предполагает не только знание норм литературного языка, его выразительных возможностей и национальных особенностей, но и правильное отношение к тому, что именуется ненормативной лексикой. Сколь ни странным покажется такое утверждение, но ненормативная лексика — это также часть нашей культуры, если под культурой понимать не только начитанность и привычку к домашнему музицированию, умение пользоваться вилкой и произносить слова благодарности, но и всю человеческую деятельность с ее результатами, выделяющими человека из природы.

Несомненно, язык современного делового человека должен быть литературным. Литературный язык — нормированный, кодифицированный язык, в котором состав словаря отобран из лексического богатства общенародного языка, значение и употребление слов, их произношение и правописание регламентированы, формообразование и словообразование подчинены общепринятым нормам. Вместе с тем в литературный язык не входят диалекты, просторечия, жаргоны, хотя их разумное использование может сделать язык общения образным и выразительным.

Диалект — это разновидность языка, используемая более или менее ограниченным числом людей, связанных тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью и находящихся в постоянном и непосредственном языковом контакте. Он упрощает процесс общения, позволяя деловым партнерам почувствовать себя «частью целого», «своими» по происхождению или положению.

Жаргон — язык отдельных социальных или профессиональных групп, сообществ, искусственно создаваемый с целью языкового обособления, отличающийся главным образом наличием слов, непонятных людям непосвященным (воровской жаргон, канцелярский, молодежный и т. п.). Так, речь студентов часто насыщена жаргонными словами: «вышка», «степуха», «препод», «пара», а в речи деловых людей могут проскальзывать слова «наехать», «кинуть», «разборка», «беспредел», «базар», «бабки». Несомненно, что перенасыщенная жаргонными выражениями речь «режет слух» и свидетельствует о равнодушии говорящего к родному языку, но в узком кругу «своих» се использование становится своеобразным паролем для установления близости и доверительности отношений.

Просторечия — это слова, выражения, формы словообразования, особенности произношения, характеризующиеся оттенком грубоватости, упрощения, приниженности: «вляпаться», «надуть», «угробить», «достать» (надоесть), «брякнуть», «башковитый», «замызганный», «рехнуться» и т. д. С одной стороны, их использование делает речь человека более эмоциональной, образной, яркой, а с другой — выдает некую леность мышления или даже самоуничижение как своего рода инстинкт самозащиты. Особенно это касается использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах, таких как «билетик», «телефончик», «чашечка», «кофеек», «буковка», «страничка», «заголовочек» и т. д. Такие «вежливые» слова, распространившиеся в последнее время, пришли в наше речевое общение из городского просторечия и, к сожалению, отнюдь не свидетельствуют о высоком уровне культуры человека. Скорее, за этими фразами сквозит бессознательное желание нейтрализовать возможную раздражительность или неуважительность облеченного маленькой властью человека по ту сторону прилавка, кассового окошка, на том конце телефонного провода. В них чувствуется заискивающий тон, стремление не натолкнуться на резкость, а возможно, и грубость.

То же самое касается неумеренного использования приставки «под-». Например, глагол «подсказать» в русском языке обозначает одно из двух действий: первое — негативное, связанное с подсказкой на уроке или экзамене; второе — позитивное, как бы разговорный синоним глагола «посоветовать», т. е. помочь сделать выбор, принять одно из возможных решений, апеллирующее к опыту, старшинству собеседника: «Подскажите, какую культурную программу лучше предложить нашим иностранным партнерам?». Но когда говорят: «Подскажите, пожалуйста, который час?» — здесь нет ситуации советования, выбора, поэтому глагол «подсказать» употребляется незаконно, вместо «сказать» («Скажите, пожалуйста…»). Приставка «под-», однако, вносит в вопрос ненужный оттенок как бы ослабленности, незаметности действия, характеризуя тем самым приниженность спрашивающего. Конечно, не все, употребляющие это слово, чувствуют себя при этом приниженно. Многие люди просто от нечуткости к языку повторяют то, что говорят другие. Может быть, им кажется, что так вежливее. Но такая вежливость — ложный друг говорящего, она его плохо рекомендует.

Л люди, лишенные языкового слуха, не замечают угодливости и зависимости во фразах вроде «завтра подъеду к вам», «подскочу за вами после работы», «заведующий подправил», «коллеги подсказали» .

Отдельного разговора заслуживают находящиеся также за пределами литературного языка вульгаризмы и инвективы. Вульгаризмы — это грубые слова или выражения, характеризующие обычно поведение животных, но переадресованные человеку. Когда с помощью этих слов описывается животное, они прекрасно вписываются в литературный язык («морда», «рыло», «рожа», «околеть», «жрать» и т. д.), но, будучи адресованы человеку, приобретают явно уничижительный смысл и воспринимаются как прямое оскорбление. То же касается инвективы — откровенной брани, ругательств, т. е. матерных слов.

К сожалению, даже среди людей довольно образованных широко распространено убеждение, что ругань естественна для человека, ибо служит как бы громоотводом и выполняет положительную регулятивную роль.

Так, более 100 лет назад в одном английском медицинском журнале было написано: «Тот, кто первым на свете обругал своего соплеменника вместо того, чтобы, не говоря худого слова, раскроить ему череп, тем самым заложи. основы цивилизации» .

И до сих пор многие паши современники считают так же.

На самом же деле человек, прибегающий к инвективной лексике, отнюдь не спасает, а чаще всего «добивает» своего партнера по общению, демонстрируя ему свое пренебрежение и полное отсутствие уважения. О каких деловых отношениях после такого демарша можно говорить?

Поэтому следует помнить, что язык — не только чуткий показатель интеллектуального и нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.

Развитие речевой культуры

Как же развить свою речь? Для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений людей творческих профессий. Но главное заключается в следующем: что «для того чтобы родились своеобразные и оригинальные обороты речи, нужны оригинальные и своеобразные мысли и чувства» , — писал С. Я. Маршак. Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности.

Наблюдать, размышлять, изучать труды великих ораторов — это путь тех, кто хочет, чтобы его живое слово затрагивало сердца и души. Владение словом по справедливости возвышает его обладателя над другими людьми, позволяя ему испытывать необычные по внутренней яркости переживания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой