Проблема вины в русской этической мысли: На материале русской художественной литературы XIX века
Диссертация
О писательской ответственности перед будущими поколениями читателей напоминает собратьям по перу Гоголь: «Потомству нет дела до того, кто был виною, что писатель сказал глупость или нелепость. Оно не станет разбирать, кто толкал его под руку: близорукий ли приятель, подстрекавший его на рановременную деятельность, журналист ли, хлопотавший только о выгоде своего журнала. Потомство не примет… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ ПОНЯТИЕ ВИНЫ В ТРАДИЦИИ РУССКОЙ МЫСЛИ
- 1. 1. Формирование понятия вины
- 1. 2. Вина как системообразующее начало в нравственных исканиях Гоголя
- ГЛАВА ВТОРАЯ. ПОНЯТИЕ ВИНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 50-х — 60-х ГОДОВ
- 2. 1. Вина как проблема взаимоотношения личности и 48среды (А.И.Герцен, И.С.Тургенев)
- 2. 2. Проблема вины в литературе 1860×57- 84 годов (Н.Г.Чернышевский, А.Н.Островский)
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ. МЕТАФИЗИКА ВИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО И Л.Н. ТОЛСТОГО
- 3. 1. Абсолютность вины у Ф.М. Достоевского
- 3. 2. Л.Н.Толстой о вине и ответственности человека
Список литературы
- Антоний Епископ (Храповицкий). Нравственный смысл основных христианских догматов. Вышний Волочек, 1904.
- Андрей Белый о Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов. Книга., М., 1990.
- Апресян Р.Г. Идея морали., М., 1995.
- Базаров В. А. Авторитарная метафизика и автономия личности >. Очерки реалистического мировоззрения. СПб., 1904.
- Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология ® науки и техники. Ежегодник 1984−1985. М., 1986.
- Беляев А. Д. Любовь Божественная. Сергиев Посад, 1880.
- Бердяев Н.А. Самопознание, Л., 1991.
- Бердяев Н. А. Философия свободы ., М., «АСТ» 2002
- Бердяев Н. А. Дневник философа // Путь. 1926. № 4.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
- Бердяев Н. А. Душа России. Л., 1990.• 14. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли
- XIX века и начала XX века. В сб.// О России и русской философской культуре. М., «Наука» 1990.
- Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Л., 1959.
- Бирюков П. И. Биография Л. Н. Толстого. Кн. 1−2. М., «Алгоритм», 2000.
- Бродский А.И. В поисках действенного этоса. Обоснование морали в русской этической мысли XIX века. Изд. СПбГУ., 1999.
- Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому ® счастию, или Опыт нравоучительных и отчастифилософических рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению онаго. М., 1784.
- Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Киев, 1991.
- Бурсов Б.И., Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847- 1862. М., 1960.
- Буткевич Т.И. Зло, его сущность и происхождение. Харьков. 1897.
- Бялый Г. А. «Русский реализм конца XIX века». Л., 1973.
- Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы» Изд. «Наука», Л. 1977.
- Вехи. Репринтное воспроизведение издания 1909 г. «Новое время», М., 1990.
- Васильев Н. А. Логический и исторический метод в этике (об этических системах Л. Н. Толстого и В. С. Соловьева) // Сб. статей в честь Д. А. Корсакова. Казань, 1914.
- Виноградов В. Платон и Филарет. Митрополиты Московские. Сравнительная характеристика их нравственного облика // Богословский Вестник. 1913, янв.—февр.
- Вячеслав Иванов. Достоевский и роман трагедия./ О Достоевском.// Творчество Достоевского в русской мысли 1881 — 1931годов. М., «Книга»., 1990.
- Витгенштейн Л. Лекции по этике // Историко-философский ежегодник, 1989. М., 1989.
- ВойтыллаК. Основание этики // Вопросы философии. 1991. № 1.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа.// Гегель Г. В. Ф. Соч.Т.4. Соцэкгиз., М., 1959.
- Гефдинг Г. Этика как наука о нравственности. СПб., 1896.
- Герцен А.И. X, 344, Собр. Соч. в 30 томах. М., 1954 -1966.
- Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995.
- Григорий Богослов. Творения. Т.1., 1843.
- Гоголь Н.В. Поли, собр.соч.: В 14 т. М., 1951.
- Н Гоголь Н. В. Гоголь Собр.соч. в 4-х т. Т.4. Избранные письма. Изд. «Правда». М., 1952.
- Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. Сб. //Духовная проза. Русская книга., М., 1992.
- Н.Гоголь. М. ACT ОЛИМП. 1997 //И.Ф. Анненский
- Гоголь Н. В. Шинель. М.: ACT., ОЛИМП, 1997.
- Голик Н.В. Этическое в культуре. СПб., 2002.
- Гусев Н. Н. Два года с Л. Н. Толстым. М., 1973.
- Гусев А. Ф. Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям Евангелия // Христианское чтение. 1873, ч. III.
- Гусев Ф. Ф. Изложение и практический разбор нравственного учения А. Шопенгауэра. М., 1877.
- Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974.
- Добролюбов Н.А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью.// Собр. соч. В 9 тт. Т.2. М., Л" 1969.
- Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве. Русская критика. Лениздат. 1973.48. Домострой. М., 1994.
- Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в тридцати томах, т. 15, 1930.
- Достоевский Ф. М. Материалы и исследования, т. 1, Л., «Наука», 1980.
- Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 тт., т.7. Л., «Наука» 1973.
- Достоевский Ф. М. Дневник писателя, М., 1911.
- О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 -1931годов. М., «Книга»., 1990.54.. Достоевский. Собр. Соч., т. 6, М., 1958.
- Ф.М.Достоевский. Письма. Госиздат. М- JL, 1928
- Дневники С. А. Толстой. 1860−1891. М., 1928.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1997.
- Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1994.
- Замалеев А. Ф., Зоц В. А. Мыслители Киевской Руси. Киев., 1987.
- Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению.Т. 1−3. СПб., 1926.
- Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1−2. Л., 1991.
- Зеньковский В. В. История русской философии, т. 1, YmcaPress, Paris, 1989.
- Зимбули А.Е. Лекции по этике. СПб. 2003.
- Золотусский И. Гоголь. М., Молодая гвардия. 1998.
- Ермичев А. А. Русская философия. Конец Х! Х- начало XX века. Антология. СПб. СПбГУ 1993.
- Иларион. Слово о законе и благодати// Идейное наследие Илариона Киевского. В 2-х ч., М., 1986.
- Ильин И.А. О сопротивлении злу силою//Путь к очевидности. М., 1993.
- Иоанн Дамаскин. Диалектика, или Философские главы. М., 1999. Точное изложение православной веры. М., 1855.
- Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963−1966.
- Кант И. Основы метафизики нравственности.// Критика практического разума СПБ., 1995.
- Кавелин К.Д. Задачи этики//Кавелин К. Д. Собр. Соч, т. З, СПб, 1899.
- Кавелин К, Д. Наш умственный строй. //Статьи по философии русской истории и культуре. М., 1989.
- Кареев Н.И. Мысли об основах нравственности СПб., 1895
- Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России.// Критика и эстетика. М., 1979.
- Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979.
- Колесов В.В. Древняя Русь: Наследие в слове. Добро и зло. СПб., СП6ГУ.2001.
- Котляревский Н. Канун освобождения 1855—1861. Из жизни идей и настроений в различных кругах того времени. Пг., 1916.
- Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. Просвещение. М., 1991.
- Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н.Толстого. Л., 1966.
- Лосев А.Ф. Этика как наука. Человек, 1995, № 2
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин Лермонтов Гоголь. Просвещение М., 1988.
- Леонтьев К. Н. Собр. соч.: В 9 т. М., 1912. Т. 8.
- Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991 .Бог и мировое зло.М., 1994.
- Лавров П.Л. Современные учения о нравственности и ее история. СПб., 1878.
- Лурье Я. С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века. СПб., 1993.
- Мораль и этическая теория.// Некоторые актуальные проблемы. М., 1974.
- Мотылева T.JI. О мировом значении Л.Толстого. М., 1957.92. Моральный выбор. М., 1980.
- Несмелое В. Н. Наука о человеке. Т. 1−2. Казань, 1906.
- Нил Сорский Предание и устав // Памятники древнерусской письменности и искусства. Вып.179., М., 1912. Послания // ТОДРЛ.Т.29. Л., 1974.
- Николаев Ю. Запросы мысли. СПб., 1906.
- Никоненко В. С. Русская философия накануне петровских преобразований. СПб., 1996.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Соч. в 2-х т., М., 1990.
- Новгородцев И. И. Об общественном идеале. М., 1991.
- Овчинникова Е.А. Моральная философия в России. Русская философия. СПб., 2001.
- Овчинникова Е.А. Этическая мысль в России XVII- XVIII веков. Историческая наука и методология истории в России XX века. СПб., Изд. Северная Звезда,. 2003.
- Олесницкий М. А. Нравственное богословие или христианское учение о нравственности, Киев, 1892.
- Осипов И. Д. Философия русского либерализма XIX — начала XX в. СПб., 1996.
- Островский А. Н. Полное собрание сочинений, Т. 12,14 Гослитиздат, М., 1952.
- О религии Л. Толстого. М., 1912.
- Очерки этической мысли в России конца XIX — начала XX века. М., 1985.
- Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1.1 ' I
- Пономарев П. П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов VII века. Казань, 1899.
- Писарев Д.И. Мыслящий пролетариат. В сб.// Русская критика. Лениздат., 1973.
- ПисемскийА.С., Материалы и исследования. АНСССР М, Л., 1936. Проблемы идеализма. Сб. ст. М., 1902.
- Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987.
- Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии // Избр. Философские и общественно-политические произведения. М., 1952.
- Русский эрос, или Философия любви в России. М., Прогресс, 1991.
- Русская философия XVIII века. Хрестоматия. Свердловск. 1990.
- Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997.
- Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1989.
- Соловьев B.C. Оправдание добра, Соч. в 2-х т., М., 1988, т. 1
- Страхов Н. Н. Об основных понятиях психологии и физиологии. СПб., 1984.
- Страхов Н. Н. Философские очерки. Киев, 1906.
- Страхов Н. Н. О книге Данилевского «Россия и Европа» // Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
- Тареев М. М. Митрополит Филарет как богослов // Филарет митрополит Московский. Сб. ст. Сергиев Посад, 1918.4 177
- Ткачев П.Н. Утилитарный принцип нравственности// Ткачев П. Н. Соч. в 2-х т., Т.2, М., 1976.
- Толстой JI. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М., 1928−1958.
- Толстой JI. Н. Полн. собр. соч. М., 1951, Т. 30.
- Толстой JI. Н. Собрание сочинений в четырнадцати томах, тт. 8 -9, М. 1952.
- Толстой И. JI. Мои воспоминания, М., 1969.
- Толстой JI. Н. Исповедь. «Семейное счастие»: Повести и рассказы. СПб., 1996.1. V"
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994./
- Тургенев И.С. Повести и рассказы. Собр. Соч. в 10 тт.М., 1962.Т.6.f
- Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982.
- Федотов Г. П. Судьба и грехи России. СПб., 1991. Т. 1−2.
- Флоренский П. А, Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.
- Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1988.
- Флоровский Г. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1989. № 10.ф 137. Франк C. J1. Смысл жизни. М., 1994 Этика нигилизма.// Вехи. М., 1991.
- Франк С. JI. Религиозно-исторический смысл русской революции //Русская идея. М., 1992.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
- Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. М., 1980.
- Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч., Издательство. Наука. М., 1991
- Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958. Лj- 143. Чернышевский H. Г. Избранные философские сочинения: В 3 т.1. М., 1950.
- Чернышевский. Н.Г. Полн. собр. соч.- в 16 т. т.4. М., 1949. Ф
- Чичерин Б. Н. О началах этики // Вопросы философии и психологии. 1897, кн. 39.
- Шестов Л.И. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.. 147. Шопенгауэр А. Об основе морали. СПБ., 1993
- Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
- Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1974.
- Этика, (под ред. Гусейнова А. А., Дубко Е.Л.) М., 1999.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.// Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. 86 т. 1890−1907.)