Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Любовь как этическая ценность: этико-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что характерной чертой любви как ценности является ее амбивалентность, что подразумевает ее одновременнуюабстрактность и конкретность. Устремлённость на соединение с определённым объектом любви (появление «Мы"-бытия) рождает возможность единения с бытием, космосом, абсолютом. Любовь формирует не только отношение к конкретному индивиду (явлению), но и к миру в целом. Сущность любви… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.З
  • ГЛАВА I. Методологические и историко-философские основания любви как нравственной ценности
    • 1. Понятие любви: историко-философские, ценностные истоки и основания космологический и аксиологический подходы)
    • 2. Религиозно-богословский и эротический подходы в понимании любви. Виды любви, их нравственный смысл

Любовь как этическая ценность: этико-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные выводы.

Этико-философский анализ феномена любви, в его нравственно-ценностном аспекте, позволил прийти к следующим выводам.

1. Нравственное содержание любви заключается в духовном преображении человеческой личности, которое происходит через нравственное совершенствование, механизмом которого является любовь.

2. Можно выделить следующие ступени нравственной актуализации любви: 1) объект любви наделяется чертами идеала, любящий противопоставляет собственную неполноценность его полноценности- 2) соединение с объектом любви: происходит обретение полноценности, достижение идеального «Я», что связано с процессом реализации блага Другого, осознаваемого как ценностное восполнение любящего- 3) в любв№ идеал предстаёт не только в образе идеального «Я» любящего, но и в образе абсолюта — т. е. идеальной1 гармонии мира, механизмом реализации которой является любовь.

3. Любовь может быть определена как базовая* нравственнаяь ценность, которая связана с такими ценностными категориями-как долг, добро, красота, с добродетелями милосердия, самопожертвования, сострадания. Нами, показаночто любовь в системе нравственных ценностей выступает как механизм, посредством которого высшие нравственные идеалы и ценности (долг, добро, красота, истина), проявляются в добродетелях, образуя ценностно-мотивационную и эмоционально-психологическую установки, личности, которые, формируя воление, реализуют ценностные идеалы в нравственной деятельности личности, образ и стиль жизни.

4. Установлено, что характерной чертой любви как ценности является ее амбивалентность, что подразумевает ее одновременнуюабстрактность и конкретность. Устремлённость на соединение с определённым объектом любви (появление «Мы"-бытия) рождает возможность единения с бытием, космосом, абсолютом. Любовь формирует не только отношение к конкретному индивиду (явлению), но и к миру в целом. Сущность любви заключена в том, что, будучи способным любить конкретного Другого, человек получает способность любить мироздание в его целостности, стремиться к его совершенствованию, что делает любовь силой эволюционного развития.

5. Можно утверждать, что в настоящее время в общественном сознании происходят ценностные подмены нравственного содержания любви, в основе которых — вызовы культуры, навязывающие общественному сознанию идеалы успешной жизни, атрибутом которых являются сексуальность, половая сексуальная любовь. Происходит внедрение в сознание таких мотиваций любви как удовлетворение половых потребностей, что сужает ее ценностное содержание, ограничивая этический ареал любви форматом чувственных потребностей и индивидуальных, эгоистических интересов. В сущности, современные представления о любви демонстрируют, утрату традиционных ценностей и идеалов, обозначая факт наличия в современном обществе ценностей «измененного сознания», содержание которых раскрывается как процесс формального единения с Другим и направлено на цели эгоистической самореализации.

3. Любовь есть актуализация нравственного идеала. Стремление выйти за пределы «Я» означает наличие нравственного идеала, к которому стремится человек. Актуализация идеального в любви подразумевает три ступени: стремление к Другому, наделённому идеальными качествамистремление к идеальному «Я" — стремление к идеальному мироустройству. В любви восхождение к идеальному «Я» осуществляется через личность Другого, через другого человека, который для «Я"-эмпирического наделен определенными идеальными качествами. Приближаясь к Другому, человек осознает себя сопричастным идеальному, осознает свою сопричастность идеальному, выраженному в поступках и качествах любимого человека или явления. Такая взаимосвязь присутствует во всех так называемых видах любви (мы считаем возможным указать на условность этрго термина) — половой, родительской, любви детей к родителям, любви к тому, что не является человеком (Богу, природе, работе, музыке). Любя, человек видит в объекте своей любви идеал, объект любви всегда отражает представления любящего об идеале. Здесь осуществляется взаимодействие сущего (эмпирического «Я» любящего) и должного (которое для любящего олицетворяется, в частности, объектом его любви, наделенном идеальными качествами). Так, родитель всегда считает своего ребенка «особенным», самым лучшим. В свою очередь, ребенок любит родителей, видя в них пример того, «как должно быть», руководствуясь их поступками как идеальными, даже если они не являются таковыми. В половой любви возлюбленный (возлюбленная) наделяется, а часто и обладает, теми качествами, которых не хватает любящему, и которыми он (увидев их в любимом человеке) дополняет, восполняет своё эмпирическое «Я». Однако идеал также раскрывается как образ мировой гармонии, т. е. идеального мироустройства. Идеал всегда лежит вне эмпирического «Я», достижение идеала и есть восполнение человеческой сущности, стремление к целостности, и механизмом реализации этого стремления выступает любовь. Целостность есть взаимодействие человека с миром Абсолюта, осознание безграничности возможностей совершенства, в стремлении к ней реализуется желание человека в целом нравственность нередко подразумевает выбор между рациональностью и иррациональностью, то в любви такой выбор на начальном этапе отсутствует, действие, совершаемое по любви, всегда глубоко нравственно и не предполагает рефлексии, связанной с антагонизмом между нравственностью и разумом. Поэтому только в любви достигается гармоническое сосуществование биопсихической и духовной сторон человека.

6. Реализация способности к совершенствованию мира и своего «Я» путем сознательного действия во благо (развитие) Другого (объекта любви) может быть названа нравственным смыслом любви. Любовь благодаря этому оказывается механизмом нравственного самосовершенствования. Способность к любви (как к чувству) присуща каждому человеку, однако она проявляется в различной степени в зависимости от духовно-нравственного развития. Чувство любви — лишь форма проявления этого феномена, через чувство проявляет себя любовь и высокая, oco3HaBaeMafli как нравственная* ценность, и «случайная», реализующая стремление человеческих индивидов к единению (такое стремление, по B.C. Соловьёву, присуще всему живому). В способности к отходу от эгоизма, бескорыстному усилению «Я» Другого, выходу за пределы своего «Я» состоит сущность любви. На определённом уровне личностного развития' любовь осознаётся в качестве нравственной ценности, посредством которой удовлетворяется потребность человеческого существа в самосовершенствовании и совершенствовании мироздания. В системе нравственных ценностей любовь занимает особое место, придавая наполненность и целесообразность другим нравственным ценностям, таким как долг, жертвенность, милосердие, сострадание, и способствуя успешной их реализации в процессе человеческой жизни.

Таким образом, оказывается возможным построить следующую схему проявления любви: чувство (оно характеризует любовь с точки зрения, прежде всего, психологии и социальной психологии) => способность к трансценденции и бескорыстная устремлённость к благу Другого, или к развитию объекта любви (в этом — онтологическая и этическая характеристики любви) => нравственная ценность (в этом случае любовь как способность к трансценденции осознаётся и принимается как ценное с точки зрения нравственности, как-то, следование чему само по себе воспринимается как благоэто — этическая и аксиологическая характеристики любви). В признании блага Другого высшей целью и стремлении реализовать это благо — сущность феномена любвив чувстве, носящем • биопсихосоциальный, осознанный характер и проявляющемсячерез различные эмоции — его природа. В" признании благом самой любви как бескорыстной отдачи — её нравственная ценность. Любовь как чувство • способно стать силой нравственного преображения, т. е. предшествовать ему, а, с другой стороны, выступая в качестве ценности, она сама подразумевает под собой нравственную основу.

7. В современном обществе содержание понятия «любовь» изменяется, в первую очередь, под воздействием рынка, который путем рекламы навязывает упрощенное, вульгаризированное содержание* этого — понятия' (хрестоматийным примером может служить название одиозной телепередачи «Дом-2. Построй свою любовь»). В то время как человек мыслится как проект, который оценивается в соответствии с его > успешностью или неуспешностью, любовь осознается как часть этого ^ проекта. Такое содержательное наполнение категории любви поверхностно, игнорирует нравственно-ценностную составляющую сознания любого человека, а-потому может быть признана губительной1 для человеческого общества. Изменению такой системы может способствовать только общее повышение нравственности каждого^ конкретного индивида, устойчивость нравственных установок перед соблазнами рационально построенного общества.

1. Августин Аврелий. Исповедь/Аврелий Августин, пер. М. Е. Сергеенко. — Спб.: Азбука, 1999. — 391 с.

2. Августин Августин. О граде Божием/Аврелий Августин. — М.: ACTМн.: Харвест, 2000. 1296 с.

3. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии/А. Адлер. — М.: Когито-центр, 2002. 218 с.

4. Адлер А. Понять природу человека/А. Адлер. Пер. с нем. Е. А. Цыпина. Спб.: Академический проект, 2000. — 253 с.

5. Алексеев A.A. Любовь, альтруизм, гедонизм: к определению единства понятий/А.А. Алексеев /Смыслы, ценности, нормы бытия человека, общества, государства. II региональная научная конференция, 30 мая 2010. — Челябинск, 2010. 251 с. — с. 3−4.

6. Анисимов С. Ф.

Введение

в аксиологию/С.Ф. Анисимов — М.: Современные тетради, 2001. 128 с.

7. Апресян Р. Г. Заповедь любви/Р.Г. Апресян//Человек. 1994. № 1. — С. 103−11- № 3.-С.22−33.

8. Апресян Р. Г. Золотое правило в этике Аристотеля/Р.Г. Апресян// Философия и этика. Сборник научных трудов к 70-летию академика А. А. Гусейнова/ Под ред. Р. Г. Апресяна. М., «Альфа-М», 2009. — 797 с. — С. 157 170.

9. Апресян Р. Г. Идея морали/Р.Г. Апресян. М.: ИФРАН, 1995. — 348с.

10. Апресян Р. Г. Разночтения любви/ Р.Г. Апресян// Грани познания. Наука, философия, культура в XXI в.: сб. статей в 2 т. Т.2/Под ред. Н. К. Удумян. -М.: Наука, 2007. С. 325−342.

11. Аристотель. Этика/Аристотель. М., «ACT», 2010. — 492 с.

12. Аристотель. О душе'. Электронный ресурс. http ://psy Iib.org.ua/books/arist01 /txt02.htm.

13. Белинский В. Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1. /В.Г. БелинскийПод общей ред. Ф. М. Головенченко. М., ГИХЛ Гослитиздат, 1948. -800 с.

14. Берберова H.H. Курсив мой. Автобиография/Н.Н. Берберова. — М.: Захаров, 2009. 688 с:

15. Бердяев H.A. Метафизика пола и любви/Н.А. Бердяев. Спб.: Азбука-классика, 2008. — 219 с.

16. Бердяев H.A. О назначении человека/Н:А. Бердяев. М.: ACTМ.: Хранитель, 2006. — 478 с.

17. Бердяев H.A. Смыслтворчества Электронный ресурс. .http://www.philosophy.ru/librarv/berd/creation.html.

18. Бреус Т. В: Любовь как вид бытия.: Дисс. канд. философских наук/Бреус Татьяна Владимировна. — Уфа- 2002. — 198 с.

19. Бреус Т. В. Тело и дух в любви/Т.В. Бреус// Материалы Научно-практической конференции «80 лет высшему образованию Оренбуржья», 14−15 окт. 1999 г. В 2 ч. Ч. 2: Гуманитарные секции. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. С. 80−81.

20. Булгаков С. Н. Свет невечерний Электронный ~ ресурс. http ://www.vehi.net/bulgakov/ svet/.

21. Бычков B.B. Апологеты. Блаженный Августин (серия «Эстетика отцов церкви») Электронный ресурс. http ://www.krotov.info/libr min/b/bul gakovs/page25 .htm ¦

22. Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2 т. Т. 2. /Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1978.-568 с.

23. Валла Л. О наслаждении. Электронный ресурс. http://libelli.ni/works/o kaife.htm.

24. Волков В. Н. Онтология личности/В.Н. Волков. Иваново: Иван, гос. ун-т, 2001.-378 с.

25. Вышеславцев Б. Н. Этика преображённого эроса/Б.Н. Вышеславцев. 1 М.: Республика, 1994. — 367 с.

26. Гаджикурбанова П. А. Учение о долге в этике Ранней Стой: дисс. канд. философских наук/Гаджикурбанова Полина Аслановна. — М., 2001. — 121 с.

27. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т. Т. 1 ./Г.В.Ф. ГегельПер. с нем. М. И. Левиной. М.: Мысль, 1975. — 532 с.

28. Гильдебранд Д. Метафизика любви/Д. фон Гильдебранд. Спб.: Алетейя, 1999.-628 с.

29. Гильдебранд Д. Этика/Д. фон Гильдебранд. СПб.: АлетейяСтупени, 2001.-566 с.

30. Гиппиус З. Н. Задумчивый странник. О Розанове/Гиппиус З.Н.// Розанов В. В. Миниатюры/В .В. Розановсост. А. Н. Николюкин. М.: Прогресс-плеяда, 2004. — 544 с. — С. 499−542.

31. Гоготский С. С. Философский словарь/С.С. Гоготский. — Спб.: Тропа ТрояноваИваново: ИТ «Роща Академии», 2009. 297 с. — (Первые философские словари).

32. Дерябин B.C. Чувства, влечения и эмоции. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций/В.С. Дерябин. М.: ЛКИ, 2010. — 224 с.

33. Джонсон Р. Мы: Источник и<, предназначение романтической любви/Р. Джонсон. пер В. К. Мершавки. М.: Гиль-Эстель, 1998. — 156 с.

34. Епифанова H.H. Нравственность и жизненный мир человека. Осмысление трансцендентального идеала/Н1.Н. Епифанова. — Саратов: Научная книга, 2009. 153 с.

35. Ефимов В. И., Таланов В. М. Общечеловеческие ценности/В.И. Ефимов, В. М. Таланов. М.: Академия естествознания, 2010. — 248 с.

36. Жанбуршина Р. Б. Онтологическое обоснование любви: философско-антропологический аспект. Автореф. дисс.. канд.филос. наук/Жанбуршина Раушана Бейсеновна. Уфа, 1996. — 17 с.

37. Зайцева О. В. Любовь как принцип бытия человека/О.В. Зайцева//Смыслы, ценности, нормы бытия человека, общества, государства. II региональная научная конференция, 30 мая 2010. Челябинск, 2010. — 251 с. -с.80−82.

38. Зубец О. П. Мораль в зеркале любви/О.П. Зубец//Размышления о любви (Любовь как нравственное явление) (Сборник)/ Сост. Зубец О. П. — М.: Знание, 1989. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика», № 4).- С. 3−17.

39. ИвинA.A. Многообразный мир любви/А.А. Ивин// Философия любви. Сб. статей в 2 т. Т.1. /Под ред. Д. П. Горского, сост. A.A. Ивин. — М.: Политиздат, 1990. -С.380−508.

40. Ильенков Э. В. Философия и культура Сборник./Ильенков Э.В., ОЙзерман Т.И., Шилов Г. Е., Суворов A.B. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.

41. Ильин Е. П. Эмоции и чувства/Е.П: Ильин. СПб.: Питер, 2001. -749 с.

42. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 2/И. Кантподобщ. ред. В. Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1966. — 478 с.

43. Котова Е. В. Философский анализ понятий энергии и информации. Дисс.. доктора философских наук/Котова Елена Викторовна. Киев, 1984. -307 с.

44. Котылев А. Ю. Феноменология любви. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. XVII в. Очерки. Хрестоматия/А.Ю. Котылев. Сыктывкар, Сыктывкар, гос. ун-т, 2003. — 259 с.

45. Кузьмина A.B. Категория «интерес» в философии и праве/А.В. Кузьмина. М.: Юридическая литература, 2009. — 189 с.

46. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы/Ф. Ларошфуко. М.: ACT, 2003. -349 с.

47. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян/Н. Лапин//Социс. 1996. -№ 5. — С.3−23.

48. Ласло Э. Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен)/Э. Ласло. М.: Тайдекс Ко, 2004. — 206 с.

49. Левова И. Ю., Пашнина Л. А. Анализ проблемы любви: этимологический, историко-культурный, аксиологический/И.Ю. Левова и Л. А. Пашнина Электронный ресурс. http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Linguist/Article/lev anprobl.php.

50. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Электронный ресурс. http://www.philosophv.ru/library/losef/renaesth/06.htm.

51. Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда/К.С. Льюис. М.: Республика, 1992.-432 с.

52. Минкинен Л. Д. Онтологические и теоретико-познавательные основания этического идеала: дисс. канд. философских наук/Минкинен Людмила Дмитриевна. Спб, 2006. — 150 с.

53. Мир и эрос. Антология философских текстов о любви/Сост. Р. Г. По дольный. М.: Политиздат, 1991.-333 с.

54. Нагапетян E.H. Социально-философская концепция долженствования в эстетической деятельности: автореф. дисс.. канд.филос. наук/Нагапетян Елена Николаевна. Омск, 2006. — 19 с.

55. Назаров В. Н. Прикладная этика. Учебник по направлению подготовки «Прикладная этика"/В.Н. Назаров. М.: Гардарики: 2005. — 302 с.

56. Наука и жизнь: бюро иностранной научно-технической информации//Наука и жизнь. — 2010. № 9. — С. 72−73.

57. Налимов В. В. Вездесуще ли сознание?/В. Налимов//Человек. 1991. — № 6.-С. 15−22.

58. Некрасова H.A. Феномен духовности. Бытие и ценность/Н.А. Некрасова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. — 232 с.

59. Новейший философский словарь/ В. А. Кондратов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 668 с.

60. Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви/Х. Ортега-и-Гассет. СПб.: Лимбах, 2003.-416 с.

61. Платон. Диалоги/Платон. М.: Эксмо, 2009. — 640 с.

62. Платонов К. К. Структура и-развитие личности/К.К. Платонов. — М.: Наука, 1986. 254 с.

63. Разин A.B. Основы этики/А.В. Разин. М.: ФорумИнфра-М, 2010. 304 с.

64. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия, от истоков до наших дней в 4 т. Т. З. От Возрождения до Канта/Пер. с итальянского и ред. С. Мальцева.- М.: «Пневма», 2008. 880 с.

65. Розанов В. В. Миниатюры/В.В. Розанов. — сост. А. Н. Нйколюкин. Приложение: 3. Гиппиус. Задумчивый странник (О Розанове). — М.: Прогресс-плеяда, 2004. 544 с.

66. Розин В. М., Шапинская' Р. В. Природа любви. Понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве/В.М. Розин, Р. В. Шапинская. -М.: Б. и, 1993: 173 с.

67. Руденко А. М: Философско-антропологическая экспликация феномена любви: от классики до постмодерна: дисс.. канд. философских наук/Руденко Андрей Михайлович. Ростов-на-Дону, 2007.

68. Рюриков Ю. Б. Любовь: ее настоящее и будущее// Философия любви. В12 тт. Т. 1/Под ред. Д. П. Горского, сост. A.A. Ивин. М.: Политиздат, 1990.-510 с.-С. 268−331.

69. Сабекия Р. Б. Самореализация личности: онтология, гносеология, аксиология любви/Р.Б. Сабекия. -М.: Наука, 2007. 256 с.

70. Сабекия Р. Б. Философия любви: основания самореализации человека: дисс.. доктора философских наук/Сабекия Раушана Бейсеновна — Уфа, 2007 330 с.

71. Сабиров В. Ш., Соина О. В. Этика и нравственная жизнь человека/В.Ш. Сабиров, О. В. Соина. — Спб.: Дмитрий Буланин, 2010. 486 с.

72. Садунова Н. В. Философия любви немецкого романтизма. Дисс. канд. филос. наук/Садунова Наталия Владимировна. Тверь, 2009. — 154 с.

73. Салас Соммэр Д. Наука любви/Д. Салас Соммэр. — М.: Научная книга, 2008. 256 с.

74. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к Другому: любовь, язык, мазохизм / Философия любви. В 2 тт. Т. 2/Сост. A.A. Ивин. — М.: Политиздат, 1990.-605 с.-С. 459−478.

75. Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье Электронный ресурс. http://www.i-u.ru/biblio/archive/spinosa kratkiv.

76. Спиноза Б. Этика/Б. Спинозапер. с латинского H.A. Иванцова. — М.: Академический проект, 2008. 431 с.

77. Соловьёв1 B.C. Оправдание добра: Нравственная философия/В.С. Соловьёв. М.: Академический проект, 2010. — 672 с.

78. Соловьёв B.C. Сочинения в 2 т. Т.2/В.С. Соловьёв. — М.: «Мысль», 1990.-822 с.

79. Соловьев B.C. Избранные произведения/В.С. Соловьёв. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.

80. Старостин В. П. Сострадание как социально-философский феномен: автореферат дисс.. канд. философских наук/Старостин Владимир Петрович. — Якутск, 2008. 22 с.

81. Суворов О. В. Сознание и абсолют (Философский трактат)/О.В. Суворов. М.: Логос, 1999. — 190 с.

82. Таранов П. С. 150 мудрецов и философов. Жизнь, судьба, учение, мысли. Интеллектуальный энциклопедический справочник. В 2 т. Т.1/П.С. Таранов. Симферополь — Запорожье: «Нарус-М», 2000. — 848 с.

83. Тейяр де Шарден П. Божественная среда/П. Тейяр де Шарден. — М.: ACT, 2003.-314 с.

84. Тейяр де Шарден. Феномен человека/П. Тейяр де Шарденпер. с фр. О. С. Вайнер и др. М.: ACT, 2002. — 352 с.

85. Унамуно^М: О трагическом? чувстве жизни у людей и народов. Электронный ресурс. http://www.musa.narod.ru/unam.htm.

86. Фейербах Л. Собрание сочинений в 2 т. T. l/Л. Фейербахотв. ред. Б. В. Мееровский. -М.: Наука, 1995. 502 с.

87. Фейербах Л. Собрание сочинений в 2 т. Т.2./Л. Фейербахотв.ред.Б. В. Мееровский. М.: Наука, 1995. — 424*с.

88. Философия любви. Сб. статей в 2 т. Т. Г. /Под ред. Д. П. Горского, сост. А. А. Ивин. -М.: Политиздат, 1990. 510 с.

89. Философский энциклопедический словарь/Сост. Е. Ф. Еубский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. Mi: Инфра-М- 2009. — 570 с.

90. Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона Электронный ресурс. http://www.i-u.ru/biblio/archive/fichinipir.

91. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины Электронный ресурс. http://imwerden.de/pdi7florensky stolp i utverzhdenie istini 1914.pdf.

92. Фомин А. А. Любовь к себе: где ошибка?/А.А. Фомин// Николин день. Ежеквартальное приложение к газете «Инженер транспорта». — 2010 № 42 (осень): — С. 7−8.

93. Фрагменты ранних греческих философов/Отв. ред., авт. вступ. ст. И. Д. Рожанский, изд. подгот. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989. — Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. — 576 с. — (Памятники философской мысли).

94. Франк C.JI. С нами Бог. Три размышления Электронный ресурс. http://www.vehi.net/frank/neposty06.html •.

95. Фромм Э. Иметь или быть? Электронный ресурс. http://ru.philosophy.kiev.ua/library/fi'omm/haveorbe.html.

96. Фромм Э. Искусство любить/Э. Фромм. М.: ACT, 2008. — 223 с.

97. Фромм Э. Психоанализ и этика/Э. Фромм. — М.: Республика, 1993. -414 с.

98. Хачатрян A.A. Природа эгоизма, альтруизма и человеческая природа (Лекция)/А. Хачатрян. Ереван, 1982. — 22 с.

99. Шапинская E.H. Эстетика красоты и любви в культуре Индии Электронный ресурс. http://iph.ras.ru/page50837155.htm.

100. Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство Электронный ресурс. http://lit.lib.ru/s/shestakow w p/text OOlO.shtml.

101. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви/А. Шопенгауэрпер. с нем. Ю. И. Айхенвальда. СПб.: ИД «Азбука-классика», 2008.-224 с.

102. Шпрангер Э. Формы жизни/Шпрангер Э.//Психология личности. Тексты, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. -287 с.

103. Шумилов С. Н. Идеал и идеализация в социальном познании: дисс. канд. философских наук/Шумилов Сергей Николаевич. — Казань, 2008. 163 с.

104. Эразм Роттердамский. Философские произведения/Эразм Роттердамский. — М.: Наука, 1986 702 с.

105. Юркевич П. Д. Философские произведения/П.Д. Юркевич. М.: Правда, 1990. — 669 с.

106. Яковлева Е. И. Ценностные основы глобализации/Е.И. Яковлева. -Н. Новгород, 2010. 159 с.

107. Xirau, Joaquin. Amor у mundo у otros escritos / Joaquim Xirau. -Barcelona: univ. autonoma de Barcelona. Colegio de Mexico, 1983. 281 c.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой