Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Смит. 
Этика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этика нравственного чувства (моральный сенсуализм) сумела построить иную стратегию понимания морали. Для нес несомненным источником добродетели является нс разум, а единые для всех людей эмоции. И если в рационализме положительные чувства — результат жизни, согласной с разумом, то в сентиментализме, напротив, разум должен руководствоваться положительными эмоциями. Однако в понимании сущности этих… Читать ещё >

Смит. Этика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Знаменитый шотландский мыслитель Адам Смит (1723−1790), один из основателей современной экономической теории, начинал свою карьеру ученого в области нравственной философии и также развивал идеи этики морального чувства. Смит был студентом Хатчесона в университете Глазго, а затем возглавил там кафедру моральной философии, наследовав ее за наставником. Его главное произведение по этике — " Теория нравственных чувств" представляет собой университетский курс лекций.

Смит не поддерживает мнения своих предшественников о едином для всех природном моральном чувстве. Для того чтобы жить достойно, не требуется особой познавательной способности. Моральная жизнь — это возможность оценивать наши поступки, сравнивая их с установлением в обществе и ожиданиями других людей. С другой стороны, этика Смита построена на основе различных нравственных чувств. Он только против того, чтобы их считать отдельной способностью и понимать как бессодержательную добродетель. «Среди наших эмоций, — считает Смит, — есть достаточно таких, которые могут отвечать за достойный образ жизни. Самая главная из них — это чувство симпатии, выраженное в интуитивной способности ставить себя на место другого и представлять его чувства, вызванные определенными событиями. Симпатия — это сочувствие, забота о другом, понимание его боли» .

Чувство симпатии ведет нас к удовольствию, доставляемому от участия в жизни других людей. Но при этом Смит замечает, что добродетель и порок определяются не только нашим внутренним чувством, а теми чувствами, которые наши поступки вызывают в других людях. Подлинно моральный поступок приносит удовольствие не только нам, но и людям, ставшим адресатами наших поступков. Причем польза от поступка непосредственно зависит от оценки того человека, на благо которого он был направлен. Получается, что Смит понимает пользу не чисто утилитарно, а именно альтруистически. Ему удалось обосновать моральное чувство не только как субъективную способность человека достичь совершенства своей жизни, но и как социальную добродетель, выраженную в оценках полезности поступка для общего блага.

Юм. Наиболее полную картину этического сентиментализма построил другой шотландский философ Дэвид Юм (1711−1776). Ему принадлежит специальное произведение по этике — " Исследование о принципах морали" . Вопросам этики посвящена и третья часть его главного произведения — " Трактата о человеческой природе" , приложение к которому называется " О моральном чувстве" .

Юм, развивая идеи преимущественно Хатчесона, последовательно критикует несостоятельность роли разума в области морали. Можно сказать, что его целью было последовательное опровержение рационализма, в котором он видел пережиток средневековой схоластической традиции. С точки зрения Юма, разум предназначен различать истину и заблуждения в знании. Но открытие истины жизни ему неподвластно. Разум может делать выводы, только отталкиваясь от проверенных фактов, а существуют ли они в области морали? Сфера нравственной жизни — это море чувств, аффектов, переживаний. Она из-за своей изменчивости не может быть зафиксирована рационально. Кроме того, нас окружает огромное количество моральных оценок тех или иных поступков и мотивов людей, которые часто противоречат друг другу. Можно ли, отталкиваясь от такой крайне изменчивой действительности, рационально сформулировать вывод о правильных поступках или целях человеческой жизни? Наконец, Юм считает, что правильность или неправильность поступков не зависит от того, осмыслены они или нет. Хороший поступок может быть совершен под влиянием аффекта, напротив, дурной — очень хорошо продуман и спланирован. Отсюда напрашивается вывод: разум не способен различить добро и зло!

Сфера морали, по Юму, это переживание того, что происходит с человеком, и оценка этого переживания как хорошего или плохого. Переживание касается и нашего состояния, и того предмета из внешнего мира, который это состояние вызывает. Хорошее — это все, приятное нам, плохое — неприятное. Приятное и неприятное — это индикаторы направленности поступка. При этом Юм не понимает их сугубо гедонистически, как дающих или лишающих нас удовольствия. Чтобы поступок мог стать моральным он, помимо приятного ощущения от его совершения, должен быть бескорыстным. Но какие чувства подходят под перечисленные критерии?

Первое — это благожелательство (benevolence), желание добра другому. Из него проистекают все остальные положительные качества: щедрость, великодушие, любовь, сострадание и т. д. Соответственно, главной отрицательной эмоцией будет бесчеловечность. Благожелательство — такое чувство, которое связывает людей в общество и позволяет нам действовать в едином поле ответственных поступков.

Этика нравственного чувства (моральный сенсуализм) сумела построить иную стратегию понимания морали. Для нес несомненным источником добродетели является нс разум, а единые для всех людей эмоции. И если в рационализме положительные чувства — результат жизни, согласной с разумом, то в сентиментализме, напротив, разум должен руководствоваться положительными эмоциями. Однако в понимании сущности этих чувств, а также способов, благодаря которым они превращаются в практические поступки, указанное направление нс достигло единства. Очевидно, что на данном этапе своей истории этика оказалась на перепутье и ее дальнейшее развитие потребовало искать выход из дилеммы рационального и эмоционального понимания морали.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой