ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В работе предпринята попытка поиска и разработок новых методов исследования, связанных с проблематикой морального выбора. Она традиционно мало была анализируема философской, этической мыслью. Тема эта привлекла внимание советских этиков только в 70 — начале 80-х гг. XX столетия. С тех пор она практически не разрабатывается. Отдавая должное работам тех лет, следует однако подчеркнуть, что авторы их вынуждены были придерживаться принципа монологизма. Он лежал в основе фетишизации марксистской теории и практики и потому «марксистская этика» должна была учитывать принципы целесообразности, классовости. Все, что относилось к сфере сознания, разносилось по рубрикам-«материализм — идеализм», «прогрессивное — реакционное», «советскоебуржуазное».
На рубеже третьего тысячелетия обществоведческие, гуманитарные науки переживают кризис и выход из него видится в признании методологии гуманитарного знания, разработанного М. М. Бахтиным. Имеется ввиду диалог культур. В этой связи автор диссертации, отдавая должное наработкам по проблеме морального выбора в советское время, в особенности идеям А. И. Титаренко, В. Т. Ганжина, продолжает их идеи, но на новой теоретической и методологической основе. Прежде всего анализ морального выбора осуществляется в тесном творческом контакте с рядом гуманитарных наук — философией, психологией, культурологией и др. Без опоры на конкретные данные этих дисциплин нельзя эффективно разрабатывать нашу тему. Разумеется, обращение к ним усложняло задачу исследования морального выбора в этике и в то же время в какой-то мере облегчало. Речь идет о насыщении текста разнообразными авторскими подходами к различным проблемам, имеющими дискуссионный характер.
Для исследования морального выбора большой интерес представляет русская идеалистическая философская и этическая мысль конца XIX — начала.
XX века. Автор опирался на работы H.A. Бердяева, Б. Вышеславцева, Д. Е. Жуковского, И. А. Ильина, JIM. Лопатина, Вл.С. Соловьева, E.H. Трубецкова, С. Л. Франка, и др. Ими оставлено богатое наследие, в котором первостепенное место занимает тематика, связанная с человеком, ориентированность к вечным нравственным проблемам «как человеку жить?», «в чем смысл жизни?». Они напрямую и опосредованно связаны с моральным выбором.
Автор диссертации учел пожелание авторов монографии «Моральный выбор» о необходимости преодоления разрыва между философией и психологией и обратился к анализу причин распада союза между этими важнейшими явлениями духовной культуры. С этой целью анализируются воззрения западноевропейских, американских, отечественных и современных мыслителей на данную проблематику. Именно союз гуманитарных наук может поставлять богатую аргументацию при анализе природы, структуры, механизмов морального выбора.
В качестве одного из них автор опирается на те источники, в которых идет речь о роли духовности при выборе мотивов, целей самого морального выбора. Сегодня духовность выступает в качестве особой парадигмальной формы, в которой ведутся конструктивные взаимодействия различных областей знания, затрагивающих в той или иной форме нашу проблематику. В духовности усматривается главная черта методологии. Именно в таком ключе писали русские философы А. Волынский, В. Зеньковский, И. Ильин, С. Левицкий, Л. Лопатин, П. Новгородцев, Вл. Соловьев, С. Франк, и др. Диссертант, анализируя идеи вышеназванных мыслителей, приходит к выводу о том, что их идеи о личности, ее свободе в выборе формировались в полемике с рационалистической этикой. Они выдвинули новую идею личности как конкретного и своеобразного существа. А многообразию и сложности духовной жизни они приписывали самостоятельную ценность.
В диссертации решается поисковая задача — уяснение роли морального творчества при решении проблем морального выбора. Целый ряд отечественных мыслителей высказывали интересные, благодатные идеи на сей счет, но они до сих пор были не востребованными гуманитарным знанием. Речь идет о Н. Бердяеве, Б. Вышеславцеве, Д. Жуковском, Л. Лопатине и многих др. Под моральным творчеством ими понимается чаще всего как искание абсолютной цели, смысла жизни, способность подниматься над областью рассудка, известного, достигнутого, привычного. Моральное творчество есть открытие нравственных ценностей. В этом отношении характерно творчество Эсхила, который в трагедиях уже поставил проблему ответственности за свой выбор. Он чаще всего присутствует при трагедийной ситуации и потому «уплотнен», говоря словами М. М. Бахтина моральным творчеством.
Моральный выбор в аспекте моральной рефлексии впервые был анализируем В. Т. Ганжиным. Им подчеркивалось, что корни моральной рефлексии многообразны. И им анализируются прежде всего идеи некоторых западных и советских психологов на сей счет. Этот материал интересен, не потерял своей актуальности и может быть анализируем и с позиций достижений современной психологии. Но поскольку В. Т. Ганжин не обращался к опыту отечественной философско-этической мысли, мы решили восполнить этот пробел. В этой связи значительными представляются воззрения В. Г. Белинского, М. И. Владиславлева, Л. С. Выготского, К. Д. Ушинского, М. Г. Ярошевского. Ими была поставлена проблема: как формируется в сознании, а точнее, в душе моральная рефлексия и как это связано со способностью осуществлять выбор. Данная тема нашла свое воплощение и в творчестве российских философов. У Вл. Соловьева в работе «Оправдание добра» понятие моральная рефлексия рассматривается в связи с проблемой самосознания, т. е. души и такими ее состояниями, как «самооправдание», «обман самосознания», «мнимое самосознание», «подпольное сознание». Подробно механизм формирования моральной рефлексии и влияние ее на моральный выбор рассматривался Е. Д. Жуковским, Л. М. Лопатиным.
Завершением морального выбора предстает поступок. Понятие первое более широкое, чем второе. Вместе с тем, поступок есть сердцевина морального выбора. В нем, как верно отмечалось А. И. Титаренко «сливаются идеальные побудители с реальным процессом объективации моральных ценностей» [138, 105]. Поступок, обладающий свойством ценности, заключает в себе определенную ориентацию в отношении других людей. Центром внимания нашего исследования выбрано творчество западноевропейских философов — М. Вебера, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, в России М. М. Бахтина и Ф. М. Достоевского.
Особое внимание в диссертации уделено идеям немецкого философа В. Виндельбанда, изложенным прежде всего в работах «О свободе воли», «История философии» и др. Им абсолютизировалась роль «чистой этики», исходя из которой им анализируются такие понятия как воля, свобода, ответственность применительно к поступку. Методологией для него была ориентация на рациональность. Такой подход не устраивал М. М. Бахтина. В центре его внимания «первая философия», которую он называет нравственной философией. В ранней работе «К философии поступка» им подвергается критике «роковой теоретизм», присущий Канту и его последователям. При этом следует иметь ввиду, что Бахтин критикой теоретизма не ставил целью отрицание роли и значения теории, науки вообще, тем более теоретической философии. Им подвергнута оппонированию притязания на истину в последней инстанции в лице разума.
В нравственной философии Бахтина каждый феномен человеческой жизни воспринимался как феномен культуры и смысл бытия последней. Поэтому культура основывается на творчестве и означает именно творчество. В таком ключе анализируется им философское наследие Достоевского.
Анализ поступков, преступлений героев писателя позволили Бахтину сделать ряд выводов. Некоторые из них выглядят так. Во-первых, понятие «Другого» важнейшая составляющая философии поступка Ф. М. Достоевского. По М. М. Бахтину, ценностная насыщенность этического и эстетического предполагает анализ триединой категориальной структуры сознания, разработанная им же, — «я — для себя, я — для другого» и «другойдля меня». Весь секрет в том, что эти три категории сознания по-разному проявляются как в реальной жизни, так и в искусстве.
М.М. Бахтина увлекла нравственная философия Ф. М. Достоевского, где мерилом поступка человека и общественных явлений были духовные абсолюты: совесть, вина, покаяние, добро, любовь, красота, выработанные мучительным и долгим путем как протест против зла, насилия в любых формах и проявлениях.
Новаторство М. М. Бахтина относительно нравственной ответственности как критерия поступка можно усматривать еще и в том, что эта категория составляет ядро разработанной им концепции гуманизма. Личная ответственность не может быть ограничена, ограждена какими бы то ни было внешними детерминантами — экономическими либо социальными.
В ответственном поступке сочетаются самостоятельность, неслиянность, неалиби. Ответственность должна быть не только за себя, но и за другого и перед другим. Это и есть подлинный гуманизм.
1. Аббаньяно H.
Введение
в экзистенциализм. — СПб.: Алетейя, — 1998. -507 с.
2. Адорно Т. В. проблемы философии морали. -М.: Изд-во «Республика», — 2000. 239 с.
3. Августин А. Дополнительное и сопутствующее // Таранов П. Звезды мировой философии. Философия сорока пяти поколений. -М.: Изд-во «Аст», — 1999.-656 с.
4. Александрова Р. И., Белкин А. И. Философия образования российского зарубежья: духовно-нравственные искания // российское зарубежье. Образование, педагогика, культура 20−50 годы XX века. Саранск, — 1998. -С. 42−50.
5. Александрова Р. И. Нравственная философия и творческое наследие М. М. Бахтина. Саранск: Изд-во Мордовского университета, — 1995. — 173 с.
6. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М.: «Мысль», — 1979. — 142 с.
7. Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. Томск: Изд-во Томского университета, — 1977. — 200 с.
8. Бакштановский В. И. Проблема выбора средств борьбы со злом. // Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, — 1976. — 244 с.
9. Бандзеладзе Г. Д. К вопросу о структуре учебника марксистской этики // Актуальные проблемы марксистской этики.- С. 464−476.
10. Батищев Г. С. Философская концепция человека и креативности в наследии С. Л. Рубинштейна. //Вопр. философии. 1989, — № 4. — С. 96−109 с.
11. Батищев Г. С. Диалектика и смысл творчества // Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов н/Д, — 1983. — 240 с.
12. Бахтин М. М. Архитектоника поступка // Социологические исследования. 1986, — № 2. — С. 168.
13. Бахтин М. М. К философии поступка. // Бахтин М. М. Работы 20-х гг. Киев: Изд-во «НЕХСТ», 1994, С. 9−68.
14. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, — 1979. — 445с.
15. Бахтин М. М. Проблема текста // Эстетика словесного творчества. М.: «Искусство», 1986. С. 297−325. 445 с.
16. Бахтин М. М. Смысловое целое героя // Бахтин М. М. Работы 1920;х годов. 199−237 с.
17. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 30.
18. Белинский В. Г. Статьи и рецензии // Белинский В. Г. Соч.: В 13 тт. -Т.4. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-674 с.
19. Бердяев H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. М., — 1990. — 233 с.
20. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. // Творчество и объективация. Минск: «Экономпресс», 2000. С. 9−138. — 304 с.
21. Бердяев H.A. Смысл творчества. М.: Изд-во «Правда», -1989. — 605с.
22. Бердяев H.A. Творчество и объективация. Минск: Изд-во «Экономпресс», 2000. 304 с.
23. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. — 480 с.
24. Бердяев H.A. Этическая проблематика в свете философского идеализма // Проблемы идеализма. М., — 1900. — 91−36 с.
25. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Изд-во «Знание», 1990. — 64 с.
26. Бонецкая Н. К. Бахтин и традиции русской философии // Вопр. философии. 1993, — № 1. — С. 83−93.
27. Бонецкая Н. К. «Поэтика культуры» или онтология? // Бахтинский сборник. М.: Лабиринт, — 1997. С. 297−300. — 306 с.
28. Бонецкая Н. К. Проблема авторства в трудах М. М. Бахтина. // Studia Slavica Hung 31.1985. Akademiai Kiado, Budapest. — 108 s.
29. Боннар А. Греческая цивилизация. M.: «Искусство», 1992. — 330 с.
30. Бочаров С. Г. Событие бытия // Беседы В. Д. Дувакина с М. М. Бахтиным. М.: «Прогресс», 1996. — 342 с.
31. Братусь Б. С. Возможна ли нравственная психология // Человек. -1998.-№ 1.-С. 57−63.
32. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр. психологии, 1990. — № 6. — С. 9−17.
33. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1892. -Т.7.-С.
34. Васильев В. В. Кант: «Пробуждение от догматического сна» // Вопр. философии. 1999. — № 1. — С. 83 — 105 с.
35. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произв.- М.: «Прогресс», 1991. — 630с.
36. Виндельбанд В. История философии. Киев: «НикаЦентр», «Вист-С», — 1997. 560 с.
37. Виндельбанд В. О свободе воли // Избр.: Дух и историяМ.: Юрист, 1995, — 687 с.
38. Владиславлев М. И. Лекции СПб., 1880. — 486 с.
39. Владиславлев М. И. Психология. СПб. — 1881. — Т. 1. — 640 с.
40. Воеводский Л. Каннибализм в греческих мифах. СПб. — 1874. — 120 с.
41. Волкогонова О. Д. Специфика иррационализма Л. И. Шестова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1997. — № 3. С. 16−25.
42. Волынский А. Нравственная философия гр. Льва Толстого // Вопр. философии и психологии. 1890, — Кн. 5. — С. 26−45.
43. Воробьев Л. И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопр. психологии. 1995, — № 2. — С. 19−31.
44. Выготский Л. С. Педология подростка // Выготский Л. С. Соч.: В 4-х тт.- Т.4. -М.: Наука, 1984.-241 с.
45. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, -1994. — 368 с.
46. Гаврюшин Н. К. Русская философская симфония // Смысл жизни Антология. Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. С. 7−18.
47. Гагаев A.A. Теория и методология субстратного подхода в научном познании. Саранск. Изд-во Морд, ун-та, — 1994. — 308 с.
48. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека. // Вопр. психологии. 1976, — № 1. — С. 28−37.
49. Ганжин В. Т. Моральная рефлексия и выбор. // Моральный выбор. с. 190.
50. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет в 2-х тт. Т. 1. — М., 1972.-608 с.
51. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Гегель Г. В. Ф. Соч. В 14-тт. Т. 4. -М.: Соцэкгиз, — 1959. — 372 с.
52. Гегель Г. В. Ф. Философия истории // Соч.: в 14 тт. Т.8. — М., — 1935. — 470 с.
53. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: «Мысль», — 1974, -Т. 1.-452 с.
54. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т.1. — 1968. — с. Гинзбург JI. Претворение опыта. — М., — 1991. — 240 с.
55. Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, -1983.-360 с.
56. Гуревич П. С. Космос культуры // В. Виндельбанд. О свободе воли // Избр. Дух и история. С. 671−680.
57. Гуревич П. С. Проблема Другого в философской антропологии М. М. Бахтина. // М. М. Бахтин как философ. М.: Наука, — 1992. — С. 86−96.
58. Гусейнов A.A., Апресян Р. Г. Этика. М.: «Гардарика», -1998. — 470 с.
59. Даль В. Н. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: «Русский язык», — 1981. — Т. 1. — 699 с.
60. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, — 1983. — 240 с.
61. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Соб. соч. в 10 тт. Т.10. — М.: Государст. изд-во художественной литературы. — 1958. -313 с.
62. Дубко E. J1. Риск морального выбора // Моральный выбор. С. 82−96.
63. Жаков К. Ф. Принцип эволюции в гносеологии, метафизике и морали. -СПб, 1907.-230 с.
64. Жуковский Д. Е. К вопросу о моральном творчестве // Проблемы идеализма. М., 1902. — С. 504 — 520 с.
65. Зверев Н. А К вопросу о свободе воли // Вопр. филос. и психол. М., 1890.-Кн. 2.-103 с.
66. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антроплогии. М.: «Школа-Пресс», — 1996. — 272 с.
67. Зинченко В. П. Как возможна поэтическая антропология? // Человек. -1994.-№ 6.-С. 11−32.
68. Зинченко В. П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопр. философии. — 1990, — № 1. — С. 33−50.
69. Зинченко В. П. Проблемы психологического развития (читая О. Мандельштама) // Вопр. психологии. 1992. — № 3−4. — 60 с.
70. Зинченко В. П. Рассудок и разум в контексте развивающегося образования // Человек. 2000. — № 4. — С. 16 — 29с.
71. Златоуст И. Беседы на деяния Апостольские XXIV. М.: Изд-во «Посад», 1994.-478 с.
72. Знаков В. В. Типы понимания правды о негативных явлениях // Психолог, журнал. 1991, № 3. — Т.12. — С. 15−29.
73. Зотов А. Ф. Генрих Риккерт и неокантианское движение // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Изд-во «Республика», — 1998. -413 с.
74. Ильин В. Н. Житие Преподобного Серафима Саровского. Париж. -1930.-246 с.
75. Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи. М.: Воениздат, 1993.-368 с.
76. Ильин И. А. Поющее сердце // Наш современник, 1991. — № 6. — С. 164 — 180 с.
77. История религии. М., — 1991. — 235 с.
78. Камю А. Письма к немецкому другу / Изнанка и лицо: сочинения. -М.: ЭКСМО Пресс, — Харьков: Фолио, — 1998. — С. 259. — 864 с.
79. Камю А. Чума / Избранные. -М.: Правда, 1990. — 479 с.
80. Камю А. Шведские речи / Изнанка и лицо: сочинения. М.: ЭКСМОПресс, — Харьков: Фолио, — 1998. — С. 630. — 864 с.
81. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч. в 6-ти тт. Т.2. — М.: «Мысль», — 1964. — 510 с.
82. Кант И. Основы метафизики нравов // Кант. И. Лекции по этике. М.: Изд-во «Республика», — 2000. — 282 с.
83. Кант И. Соч. в 6 тт. Т. 4. 4.1. — М.: Мысль, — 1965. — с.
84. Карпов А. Религиозно-философские идеи и личность Б. Н. Чичерина в свете его воспоминаний // Путь орган русской религиозной мысли. Издание религиознофилософской академии. — Париж. Октябрь, — 1930, — № 24. С. 98 110.
85. Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. М.: Советский писатель, — 1989. — 656 с.
86. Киссель М. А. Историческое сознание и нравственность. // М.: «Знание.» 1990. — № 3. — 64 с.
87. Клюзова М. Л. Этический рационализм Л. Н. Толстого. Автореферат дисс.канд.филос.наук. -М, 2000. — 21 с.
88. Коган Л. Н. Гегель и Шекспир: проблема активности личности // Вопр. филос. 1985, — № 6. — С. 96 — 106 с.
89. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, — 1978. — 367с.
90. Красников А. Н. Почему молчал Авраам? // Вестн. Моск. ун-та, сер. 7. Философия. 1992, — № 5. — С. 24−34.
91. Краткая философская энциклопедия. М.: -Мысль, — 1994. — 575 с.
92. Курабцев В. Л. Иерусалим Льва Шестова // Вестн. Моск. ун-та.Сер.7. Философия, 1991, — № 5. — С. 56−75.
93. Курносикова Е. А. Моральная рефлексия как феномен культуры. Дисс. канд философ, наук. Саранск, — 1996. — 190 с.
94. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Изд-во «Республика», — 1993. — 383 с.
95. Кюльпе О. Современная психология мышления. // Новые идеи в философии. СПб, — 1914. — С. 43−83.
96. Ланц Г. Свобода и сознание // Логос. 1914. — Т.1. Вып.1. — С. 10−37.
97. Лапшин И. И. «Проблема чужого я» в новейшей философии. СПб, -1910. — 210 с.
98. Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретение в философии. -М.: «Республика», 1999. — 399 с.
99. Левин Г. Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопр. философии. -2000,-№ 6. -С. 71−81.
100. Левицкий С. А. Трагедия свободы. М.: «Канон», — 1995. — 512с.
101. Лопатин Л. М. Нравственное учение Канта // Вопр. филос. и психол. -М, — 1890, — № 5. -С. 57−80.
102. Лопатин Л. М. Положение этической задачи в современной философии. Вступительная лекция, читанная в здании Политехнического музея 4 декабря 1889 г.-65 с.
103. Лопатин Л. М. Теоретические основы нравственной жизни // Вопр. филос. и психол., 1890. — Кн. 5. — С. 34−83.
104. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М. Изд-во Политической литер. — 1991. — 525 с.
105. Лотце Р. Г. Основания практической философии. СПб, — 1882. — 260 с.
106. Мамардашвили М. К. О философии // Вопр. философии, 1990. — № 5. -С. 3−19.
107. Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия и наука. М., — 1972. — 423 с.
108. Митин H.A. Против течения. Жизнь и творчество Л. М. Лопатина // Вестн. Моск. ун-та, сер.7. Философия. 1992, — № 4. — С. 35−45.
109. Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., — 1984. — с.
110. Мудрагей Н. С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (КантШопенгауэр) // Вопр. философии, 1999, — № 1. — С. 106−123 .
111. Ненасилие: философия, этика, политика. М.: Наука, 1993. — 188 с.
112. Несмелов В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // Смысл жизни. Антология / Сост. общ. ред., предисловие и прим. Н. К. Гаврюшина. М.: Издательская группа «ПрогрессКультура», -1999. — 592 с.
113. Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч. в 2-х тт. Т 1. — М.: Мысль, 1990.-709 с.
114. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров. Утренняя заря: Сборник. М: ООО «Попурри», — 1999. — с.
115. Новгородцев П. И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева (речь, произнесенная на торжественном заседании психологического общества в память Вл.С. Соловьева 2-го февраля 1901 года) // Вестн. Моск. ун-та, сер. 7. Философия. 1992, -№ 3. — С. 75−84.
116. Нравственная жизнь человека. Искания. Позиции. Поступки. М.: «Мысль», — 1982. — 295 с.
117. Платонов А. Город Градов. / Платонов: Избранное. М.: Московский рабочий, 1988. — С. 397−426.
118. Поппер К. Открытое общество и его враги. Чары Платона // Международный фонд «Культурная инициатива»:Soros Foundation (USA). -М., 1992.-Т. 1. 440 с.
119. Проблемы рефлексии в научном познании // Куйбыш. ун-т. Куйбышев, 1883. 160 с.
120. Пул Б. Роль М. И. Когана в становлении философии М. М. Бахтина // Бахтинский сборник // М.: Лабиринт, 1997. — С.162−181. — 400 с.
121. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Изд-во «Республика», — 1998. -413 с.
122. Риль А. Современная философия: Введение и характер главных течений // Энциклопедическая библиотека. СПб., — 1904. — С. 9−41.
123. Рубинштейн С.Jl. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН / АПН СССР, — 1957.-328 с.
124. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., — 1973. — с.
125. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., — 1990. — 271 с.
126. Сабиров В. Ш. Русская идея спасения. СПб: Изд-во СПб. ун-та, -1995. 152 с.
127. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Тошнота: Избр. произведения. — М.: Республика, — 1994. — 496 с.
128. Селиханович А. Психология нравственных переживаний. Киев, -1913.-30 с.
129. Скрипник А. П. Моральное зло. М.: Изд-во Политической литературы, — 1992.-351 с.
130. Словарь по этике. Под. ред. О. Г. Дробницкого и И. С. Кона. М.: Изд-во политической литературы, — 1970. — 447 с.
131. Соловьев Вл. С. Критика отвлеченных начал // Соловьев Вл. Соч. в 2-х тт.-Т.1.-С. 581−832.
132. Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев Вл. Соч. в 2-х тт. Т. 1. — М.: Мысль, — 1990. — 588 с.
133. Степун Ф. А. Жизнь и творчество // Сборник. М., 1957,.- Т.1. — с.
134. Струве П. Б., Франк С. Л. Очерки философии культуры // Полярная звезда. 1905, — № 1−2. — С.13−27.
135. Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. -М.: МГУ, 1976. 144 с.
136. Титаренко А. И. Антиидеи. М: Политиздат, -1976. — 399 с.
137. Титаренко А. И. Поступок и нравственная мотивация выбора // Моральный выбор, с. 97−136.
138. Титаренко А. И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор .
139. Толстой JI.H. Воскресение // Толстой JI.H. Собр. соч. В 12 тт. — T. l 1. -М.: «Художественная литература», 1975. — 488 с.
140. Топуридзе Е. И. Человек в античной трагедии. Тбилиси: Изд-во «Мецнисреба», — 1984. — 120 с.
141. Трубецкой E.H. История философии права. Киев, — 1906. — 210с.
142. Трубников H.H. От зверя к Богу (читая «Смысл истории» H.H. Бердяева) // ОН. 1995, — № 5. — С. 142−154.
143. Туган-Барановский М. И. Нравственное миросозерцание Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881−1931 годов.- С.
144. Успенский Г. И. Выпрямила. // Успенский Г. И. Теперь и прежде. М.: «Советская Россия», с. 243−265.
145. Ушинский КД. Педагогические сочинения. В 6-ти тт. Т.5. -М.: 1990. -528 с.
146. Федоренко Г. Н. Мировоззрение как категория философии и феномен сознания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Краснодар, — 2000. — 23 с.
147. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т.1. — 4.2. — М.- Изд-во «Правда», — 1990. — 687с.
148. Фофанова К. В. Качество жизни в аспекте морального творчества. Автореф. дисс. канд философ, наук. Саранск, — 1997. — 15 с.
149. Франк C.JI. Душа человека // Франк C.JI. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания. СПб.: Наук, — 1995. — 665 с.
150. Франк C.JI. Реальность и человек. СПб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, — 1997. — 448 с.
151. Франк C.JI. Смысл жизни // Смысл жизни Антология. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», — 1994. — 592 с.
152. Фриш М. Назову себя Гантенбайн. СПб.: Азбука, -1997. — 496 с.
153. Хвостов В. М. Очерк истории этических учений. М., 1913. — 282 с.
154. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. Москва — ХарьковМинск, -1997.-608 с.
155. Цертелев Д. Н. Нравственная философия графа Л. Н. Толстого. СПб., -1898. 158 с.
156. Чаадаев П. Я. Философические письма к даме. М.: Изд-во: Захаров, -2000, — 157 с.
157. Челпанов Т. П. О современных философских направлениях. Киев, -1902.-210 с.
158. Швырев B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.: Наука, -1988. — 175 с.
159. Шестов Л. Афины и Иерусалим // Шестов Л. Соб. соч. в 2-х тт.- Т.1. -М.: Изд-во Наука, 1993. — С. 317−338.
160. Шестов Л. Власть ключей // Соч. в 2-х тт. Т.1. — М.: Наука, -1993. -667 с.
161. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии) // Шестов Л. Избр. соч. М.: Ренессанс, -1993. — 512 с.
162. Шитов С. И. Философия трагедии Льва Шестова // Вестн. Моск. ун-та, сер. 7. Философия. 1993, — № 2. — С. 35−42.
163. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы: Соч. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс- - Харьков: Изд-во «Фолио», — 1998. -736 с.
164. Эсхил. Прометей прикованный // Древнегреческая трагедия. -Новосибирское книж. изд-во, 1993. — 150 с.
165. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIXXX вв. М.: -1987. С. 214−231. -509 с.
166. Яковенко Б. В. Вильгельм Виндельбанд // Вильгельм Виндельбанд. Избр. Дух и история. Юрист. М., — 1995. — 670 с.
167. Яковлев Е. Г. Эстетика молчания, тишины и света // Вестн. Моск. ун-та, сер. 7. Философия, 1993, — № 2. — с. 50−62.
168. Ярославцева И. П. Проблема морального творчества в философии Фридриха Ницше. Автореф. дисс. канд. философ, наук. М., -1988. -22 с.
169. Ярошевский .М. Г. Переживание и драма развития личности (Последнее слово JT.C. Выготского) // Вопр. философии. -1993, № 3. — С.82−91.
170. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1−2. М., 1992. — 527 с.
171. Handley В. Bakhtin and Lacan: the ethics of subject creation // Proceedings of the Int. Bakhtin Conf. Manchester, 1991. p. 705−800.
172. Humanism of the other man in Bakhtin and Levinas // Ibid. p. 170−181.
173. Wund W. Ethik. Eine Untersuehung der sachen und vesutze des sitlichen zebens Stuttgart, — 1912. 325 s.