Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История становления и развития воинского этикета и нравов в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наконец, современный воинский этикет (конец XX — начало XXI вв.) отражается в служебных и неслужебных взаимоотношениях военнослужащих, в формах обращения военнослужащих друг к другу (правила воинского приветствия, порядок представления командирам, правила воинской вежливости и поведения военнослужащих), в ритуалах и традициях (празднование государственных праздников, дней части, вручение наград… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные исторические этапы развития воинского «этикета в императорской России
    • 1. Соотношение понятий «нравственность», «этика», «этикет», «общение»
    • 2. Истоки воинского этикета в нравственной жизни России
    • 3. Нравственные традиции в русской армии середины XVIII -* XIX вв
    • 4. Этический анализ системы воспитания воинов середины XIX -начала XX вв
  • Глава 2. Трансформация воинского этикета в России (начало ХХ-ХХ1 вв.)
    • 1. Основные факторы создания и развития воинского этикета в Красной Армии
    • 2. Воинский этикет в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период 96 —<
    • 3. Этикет и нравы в армии современной России
  • Заключение 154 Библиографический
  • список

История становления и развития воинского этикета и нравов в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. История становления и развития морали представляет собой один из фундаментальных разделов, который включает в себя систему моральных ценностей, добродетелей, прикладную этику, историю этосов и нравов. Важное место в ней отведено этикету. Во многом это обусловлено объективно существующей потребностью в поиске научно обоснованной концепции эффективного воспитания гражданина, основанной на традициях воинской этики и этикета. Нравы и этикет всегда занимали особое место в духовной культуре нашего Отечества, русской армии, были предметом национальной гордости современников и пробуждают высокие патриотические чувства у нынешнего поколения россиян. Однако не только военные подвиги России, русской армии привлекают внимание исследователей истории нравов и этикета. Статус, поведение, внешний вид военнослужащих — это своего рода визитная карточка армии, отражение степени заботы общества о своих защитниках, уровня культурно-нравственного воспитания.

Еще при Петре I в России особое значение имели законодательно закрепленные нормы. Первыми важнейшими документами, точно и полно характеризующими воинский этикет, были уставы, наставления и инструкции, которые примечательны тем, что в них раскрывались вопросы нравственности офицера и требования государства, предъявляемые к его поведению в различных обстоятельствахпрописывались правила взаимоотношений военнослужащих между собой и с гражданскими лицами, определялись наказания за невыполнение этих правил, отражалась система воинских чинов. Во многих сочинениях того периода рассматривались вопросы о хороших манерах в обществе и светских приличиях, которыми руководствовался офицер русской армии. Особого внимания заслуживает работа, подготовленная при непосредственном участии Петра 1 В 1717 г. — «Юности честное зерцало». Эти обз стоятельства свидетельствуют о статусе воинского этикета как значимой составной части нравственной культуры России, дают возможность более взвешенной оценки его роли в жизни русской армии, в том числе на современном этапе ее развития. Важность этого момента отмечена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.: «Для возрождения национального сознания нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917;го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую, мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития. В мире XXI в. на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» [152].

Актуальность проблеме изучения воинского этикета придает этико-исторический анализ его становления с XVIII до начала XXI вв., способствующий пониманию его структуры, основных направлений формирования и практической реализации. Во многом это обусловливает не только научную, но и практическую значимость исследования.

Комплексное изучение истории становления и развития воинского этикета и нравов особенно важно для современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации, так как дает возможность реализовать его огромный морально-нравственный потенциал, определить эффективные пути воспитания поведенческой культуры офицеров, повысить духовную культуру воинов и призывников, формировать у них чувство гражданского долга, готовности к защите Отечества. Патриотизм, долг, честь, героизм, человеческое достоинство не случайно стали теми понятиями, на которых базируется соблюдение норм воинского этикета.

Без системы четко сформулированных требований к поведению офицера как на службе, так и вне её невозможно эффективно вести воспитательную работу, целенаправленную подготовку кадров, поддерживать должный уровень боеготовности и боеспособности армии. Министр обороны Российской Федерации С. К. Шойгу подчеркнул то обстоятельство, что «в настоящее время особо следует уделять внимание военно-патриотическому воспитанию граждан нашей страны и всему, что касается сохранения культурного и исторического наследия Вооруженных Сил России» [238].

Таким образом, возникла необходимость качественно нового исследования, которое позволило бы комплексно изучить становление и развитие воинского этикета, определить его структуру, выявить роль в нравственной культуре армии.

Степень разработанности проблемы. Исследование этикета изначально привлекало внимание западных («Этика, или Познай самого себя» П. Абеляра [1]- «Евдемова этика"[6], «Большая этика"[5], «Никомахова этика» [7] Аристотеля- «Этика» Н. Гартмана [44]- «Персидские письма» Ш. Л. Монтескье [126]- «Этика» Б. Спинозы [207]) и русских мыслителей (И. А. Ильин, Н. И. Новиков, В. С. Соловьев, В. Н. Татищев).

К теоретической разработке фундаментальных этико-философских вопросов анализа нравов российского общества обращались в своих работах Р. Г. Апресян, В. И. Бакштановский, Л. Б. Волченко, Л. Г. Гринберг, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Е. Л. Дубко, В. Г. Иванов, В. Д. Комаров, Н. Н. Крутов, В. М. Кукушин, В. Н. Назаров, Б. О. Николаичев, О. С. Пугачев, А. В. Разин, О. А. Родионов, К. Светозарская, А. П. Скрипник, Ю. М. Смоленцев, Ю. В. Согомонов, А. И. Титаренко.

История нравов и духовной культуры русской армии XVIII — начала XX вв., связанная с патриотизмом как духовно-нравственной основой поведения воина, воспитанием, традициями российской армии, представлена в работах Н. Д. Бутовского, М. И. Драгомирова, П. П. Епифанова, А. И. Каме5 нева, А. И. Куприна, Э. Ленобля, Д. Ф. Масловского, А. Н. Норцова, А. А. Свечина, Э. Ф. Свидзинского, А. В. Суворова, В. Н. Татищева, Ф. Ф. Ушакова, Т. В. Швориной и др.

Существенный вклад в разработку истории проблем воинского этикета внесли исследования П. О. Бобровского, А. В. Демидова, А. И. Дырина, И. А. Липского, Г. П. Мещерякова, Г. А. Пикалова, Б. Н. Платонова, Н. Д. Табунова, Е. М. Ярославского и др.

Аспекты, связанные с изучением традиций, обычаев офицерства, нашли свое отражение в творчестве таких известных ученых, как А. Б. Бадьянов, Н. И. Дорохов, В. М. Зайцев, А. Ю. Кривицкий, Ю. М. Лотман, С. Г. Максимов, В. В. Розанов, В. Д. Серых, Сапер, М. И. Ясюков и др.

В советский период (1917;1991) исследование аспектов воинской этики и этикета с позиции социалистической морали представлено в работах Д. А. Волкогонова, Г. А. Пикалова, Я. В. Подоляка, Э. Г. Фишера.

В статьях М. Бабкина, В. Д. Верходубова, С. И. Гусева, В. Пенского, М. В. Шадской рассматриваются понятия «воинская этика», «воинский этикет» не только с этической, но и с правовой и исторической точек зрения. О повышенном внимании к данному вопросу свидетельствуют также диссертационные исследования Л. Н. Антипина, А. В. Демидова, С. Н. Ермоченко,.

A. Н. Кондратьева, М. Г. Лазара, А. А. Минкиной, Р. А. Сайфутдинова,.

B. А. Синюкова.

Анализ степени разработанности исследуемой проблемы свидетельствует, тем не менее, о недостаточном количестве фундаментальных работ, дающих целостную оценку развития и становления воинского этикета армии России с момента ее зарождения до настоящего времени.

Актуальность темы

степень ее научной разработанности позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает воинский этикет как этико-философская и этико-правовая категория, его место в общественных нравах.

Предметом исследования является история становления и развития воинского этикета и нравов в России (XVIII — начало XXI вв.).

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научной методологии определить структуру и особенности развития этикета и нравов в русской армии XVIII — начала XXI вв., их роль в функционировании российских Вооруженных Сил.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

— уточнить и дополнить определение воинского этикета, описать его структуру;

— рассмотреть условия становления и выделить этапы формирования воинского этикета в этической мысли России периода XVIII — начала XXI вв.;

— проанализировать нравы военнослужащих в российской армии и западноевропейские традиции этикета;

— показать историко-культурную значимость воинского этикета и его роль в воинской этике современной России;

— сформулировать общие выводы и практические рекомендации по развитию воинской этики и повышению эффективности нравственного воспитания военнослужащих в современных Вооруженных Силах.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что под воинским этикетом понимается свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, формализованных (законы, уставы, приказания) и неформальных с разной степенью обязательности (традиции, обычаи, привычки, церемонии) требований. Такие правила охватывают служебные и неслужебные взаимоотношения военнослужащих, формы их обращения друг к другу, 7 ритуалы, отношение к другим людям. Воинский этикет имеет два относительно самостоятельных основания: правовое и нравственное.

Теоретико-методологическая основа работы. В диссертационном исследовании широко используются наработки «этической феноменологии» — исследования отдельных социокультурных феноменов, определенные традиции которого были заложены в работах Р. Г. Апресяна, JI. Б. Волченко, А. А. Гусейнова, Е. JI. Дубко, В. Н. Назарова, А. П. Скрипника, А. И. Тита-ренко и др.

Проведение диссертационного исследования на стыке таких наук, как философия, этика, история, культурология, право, предполагает комплексный характер избранной методологии, позволяющей всесторонне и целостно раскрыть сущность воинского этикета. Положенный в основу работы принцип системности предопределил необходимость использования следующих методов исследования: интегративного, позволяющего использовать достижения в различных областях научного знания для решения задач, поставленных в настоящем исследовании;

— сравнительно-исторического, дающего возможность рассмотреть процесс развития представлений о воинском этикете, сопоставляя их между собой и с западноевропейскими традициями;

— герменевтического, способствующего правильному истолкованию и пониманию нравственных позиций и их символического выражения;

— аксиологического, обосновывающего место воинского этикета в системе социокультурных ценностей.

Источники исследования. В первую группу источников входят работы П. Абеляра, Аристотеля, Н. Гартмана, Б. Спинозы, Ш. JI. Монтескье, И. А. Ильина, B.C. Соловьева и др.

Вторую группу представляют документы из фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА): главного штаба 8 ф. 400), канцелярии Военной коллегии (ф. 2), главного военно-технического управления (ф. ВУА), главного Комитета по устройству и образованию войск при Военном Совете (ф. 868), а также из фондов Российского государственного военного архива (РГВА): Управления армиями Южного фронта (ф. 100), Управления армиями Восточного фронта (ф. 106), Всероссийского главного штаба (ф. 11), управления 5 Краснознаменной армии (ф. 185), политического управления Красной Армии (ф. 9).

Третья группа — опубликованные в разные годы законодательные документы и акты (уставы, наставления, инструкции), помещенные в Полное собрание законов Российской империи, в свод военных постановлений либо в отдельные сборники, содержащие важнейшие документы о военном устройстве России, о высшем военном управлении, порядке комплектования Вооруженных Сил, военное законодательство.

Четвертая группа — справочная литература, посвященная вопросам формирования этикетного поведения военнослужащих на службе и в быту, а также мемуары — воспоминания и письма генералов и офицеров армии, содержащие субъективную оценку различных аспектов поведения военнослужащих, действия в армии норм этикета, его роли в построении гармонично развитой личности российского офицера.

Пятая группа — произведения художественной литературы на военную тему А. С. Пушкина, А. И. Куприна, А. И. Каменева и др.

Шестая группа — историко-культурологические источники: журналы «Военная мысль», «Военно-исторический журнал», «Вопросы истории» и другие, в которых широко освещали различные стороны воинского этикета российского офицера известные военные публицисты (Н. Д. Бутовский, В. Д. Верходубов, С. И. Гусев, М. И. Драгомиров).

Научная новизна исследования заключается в следующем: — уточнено и дополнено определение воинского этикета, выявлена его структура;

— выделены этапы развития и становления воинского этикета в российской армии XVIII — начала XXI вв.;

— введены в научный оборот новые архивные источники по истории воинского этикета России;

— изучен и введен в контекст западноевропейский опыт сохранения воинских традиций и этикета;

— представлены конкретные предложения по формированию этикетных норм поведения военнослужащих и использованию этикета в воспитании солдат и офицеров в современной армии России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воинский этикет представляет собой свод строго определенных правил и норм поведения военнослужащих, основанных на принципах армейской морали, формализованных (законы, уставы, приказания) и неформальных с разной степенью обязательности (традиции, обычаи, привычки, церемонии) требований. Такие правила охватывают служебные и неслужебные взаимоотношения военнослужащих, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям. Воинский этикет имеет два основания: правовое и нравственное.

Правовое основание воинского этикета закреплено в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Нравственное основание — это сложное социальное качество, сформированное на основе глубоких знаний, моральных норм и воплощающееся в культуре поведения военнослужащего. Мерилом нравственной составляющей является деятельность по законам добра в сферах военной службы, быта и досуга.

Все нормы и правила современного воинского этикета условно можно представить в виде девяти системных блоков, из них автор выделяет наиболее существенные: служебный, строевой, бытовой, ритуальный.

2. В истории становления и развития воинского этикета русской армии автором выделяются следующие этапы:

Первый — «петровский» (начало XVIII в.) представлен в первых военных уставах Петра I: «Учреждение к бою» (1708), «Воинский устав» (1714), «Воинские артикулы» (1716), «Морской устав» (1720), где впервые нашли свое отражение нормы и правила этикета.

Второй этап — «дворянско-имперский» (середина XVIII — XX вв.) характеризуется попытками передовых русских военачальников (Ф. М. Апраксина, М. М. Голицына, М. И. Кутузова, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Б. П. Шереметьева и др.) и мыслителей (Н. Д. Бутовского, М. С. Галкина, И. П. Маслова, И. Г. Энгельмана) сформулировать основные, исходные понятия воинской этики: идеи патриотизма, верности своей Родине. Воинский этикет приобретает устойчивый характер, играя важную роль в системе боевой и морально-психологической подготовки личного состава армии, организации его быта.

Третий — советский этап (1917 — 1991) сформировал новую систему воспитания бойцов, ввел особые нормы и правила военного этикета (регулирующие взаимоотношения между военнослужащими, способствующие формированию отделенных качеств у военных (дисциплинированность, уважение к командирам), совершенствовавшие профессиональные знания, консервацию опыта традиционного поведения и передачи его из поколения в поколение.

Наконец, современный воинский этикет (конец XX — начало XXI вв.) отражается в служебных и неслужебных взаимоотношениях военнослужащих, в формах обращения военнослужащих друг к другу (правила воинского приветствия, порядок представления командирам, правила воинской вежливости и поведения военнослужащих), в ритуалах и традициях (празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия), в отношениях к обществу (вежливость по отношению к гражданскому населению, проявление особого внимания к пожилым людям, женщинам и детям, защита чести и достоинства граждан, оказание им помощи при несчастных случаях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера).

3. Воинский этикет возникает и формируется в процессе образования и становления государства и его Вооруженных Сил. Важным этапом его генезиса явилось создание регулярной армии. С качественным преобразованием Вооруженных Сил складывалась его система, которая в последующем укреплялась и совершенствовалась. Воинский этикет в российской армии сохраняет основу традиционного воспитания офицерского состава, передавая лучшие образцы высокой морали и нравственности из одного столетия в другое, объединяя эпохи. Подлинная нравственная культура, нравы военнослужащих российской армии основываются на глубокой идейной убежденности, любви к Родине, воинском долге, гражданской ответственности и нравственно-этических знаниях.

История формирования и развития воинского этикета должна быть одной из ведущих тем при распространении военно-исторических знаний о героическом прошлом нашего Отечества, боевых традициях русской армии, в первую очередь среди допризывной молодежи и личного состава Вооруженных Сил. В целях совершенствования воинского этикета представляется целесообразным:

— в справочные пособия для офицеров наряду с материалами по боевой подготовке, отдельным разделом ввести краткие исторические сведения о воинском этикете и данные о его структуре и содержании;

— на страницах войсковой печати публиковать больше материалов способствующих формированию у военнослужащих высокой нравственной культуры и устойчивых представлений о нравах и традициях армии;

— в системе общественно-государственной подготовки систематически проводить занятия, на которых раскрывать сущность и значение этикета в различных сферах деятельности и быта военнослужащих.

Российский воинский этикет представляет собой результат творческого.

12 использования и развития передовых европейских армий с учетом национальных традиций.

4. Эффективность нравственного воспитания в Вооруженных Силах зависит от таких факторов, как социальное положениепорядок прохождения военной службыповседневная жизньбытпример, подаваемый подчиненным командирами всех степенейсоциальные гарантии и поддержка военнослужащих государством, а также медиапроекты (фильмы, телепередачи) патриотического содержания.

Воинский этикет как самостоятельное и уникальное явление основан на требованиях уставов, принципах армейской морали, культуре и традициях Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям. Соблюдение требований этикета всеми военнослужащими позволяет каждому ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, полнее реализовать свои духовные и физически возможности.

Для совершенствования нравов в современной армии необходимо формировать высокую личную ответственность за безупречное решение стоящих перед подразделением задач, добросовестное выполнение своих должностных и специальных обязанностейв процессе повседневной деятельности вырабатывать у себя такие качества, как сильная воля, стойкость, отвага, выносливость, смелостьпунктуально выполнять требования военной присяги и воинских уставовзнать, хранить и приумножать боевые традиции, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей части.

5. На основании архивных документов выявлено, что: во-первых, воинский этикет России представляет собой уникальное и самобытное явление, основанное на традициях Православия, патриотизма, взаимоуважения, товариществаво-вторых, этикет в качестве форм.

13 поведения личности эффективен только тогда, когда имеет тесную связь с внутренним моральным сознанием личности. Особенностью воинского этикета России стало обоснование духовности как определяющей основной характеристики личности. Формирование нравственной культуры личности в воинском этикете должно быть согласовано с реальным развитием этой личности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования позволяют раскрыть особенности развития и становления воинского этикета в России XVIII — начала XXI вв. Выявление нравственного, правового аспектов воинского этикета расширяет возможности современной этической теории и задает новые направления в исследовании данного феномена. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по этике, истории этикета, философии, психологии, а также в качестве методологической основы при разработке практических рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы с офицерским составом Вооруженных Сил Российской Федерации и повышению ее эффективности, особенно в работе с курсантами и слушателями военно-учебных заведений. Выводы работы также могут служить основой для дальнейшего развития и осмысления проблем воинской этики и этикета.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы изложены в 11 статьях, четыре из которых опубликованы в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК: «Известия Самарского научного центра РАН» (Самара, 2013), «Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (Саранск, 2013), «Казанская наука» (Казань, 2013), «Регионология» (Саранск, 2013). Результаты исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях (Москва, 2012, 2013; Новосибирск, 2012, 2013; Ростов-на-Дону, 2012; Саранск, 2013), аспирантских семинарах.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии для гуманитарных специальностей ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации

Поставленные цель и задачи определили структуру диссертации. Она содержит 182 страниц и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 251 наименование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, базирующееся на анализе официальных государственных документов, архивных источников, а также материалов периодической печати, исторической, военно-этической и художественной литературы, позволяет сделать общий вывод о том, что становление и развитие воинского этикета в России XVIII — начала XXI вв. носило в целом последовательный характер и существенно повлияло на службу и быт личного состава русской армии. Разнообразие высказанных в литературе научного, научно-популярного и учебного характера авторских суждений и мнений обусловило особый интерес ученых к развитию этикета русского офицера как к самостоятельному предмету исследования.

Офицерский корпус имел свой строгий этикет, свои крепкие традиции, свою культуру поведения. Исторический опыт их становления и развития бесценен. Военно-этическая мысль предков — это не застывшая история, а боевой арсенал, свод мыслей, идей. Именно на них формируется офицер Вооруженных сил Российской Федерации. Служить России любовью, верой и правдой всегда было и будет смыслом жизни, духовным стержнем военного человека. Целенаправленное воздействие на ценностно-мировоззренческий компонент сознания офицера, выделение эмоционально-психологической сферы его этического и духовного мира призваны способствовать формированию и укреплению духовного потенциала Вооруженных сил России.

До настоящего времени фактически не проводилось комплексного научного исследования, охватывающего весь период развития и становления воинского этикета XVIII — начала XXI вв. от момента его зарождения до современного состояния.

Устоявшийся этикет опирается, как правило, не только на писаные и неписаные законы (так надо), но и на внутренние убеждения, мораль и эсте.

154 тические основания. В этом смысле этикет русской армии XVIII — начала XXI вв. века — явление чрезвычайно интересное, глубокое и разностороннее.

XVIII — начало XXI в. — это большой промежуток времени, и исследование такой исторически узкой проблемы, как воинский этикет, позволяет хорошо проследить его эволюцию в течение трех столетий. В истории становления и развития воинского этикета русской армии нами выделены следующие этапы: петровский (начало XVIII в.) — «дворянско-имперский» (середина XVIII в. — начало XX в.) — советский (1917;1991) — современный (конец XX в. — начало XXI в.). На каждом этапе развития воинского этикета происходит накопление знаний по сущности этикета русской армии.

XVIII век — это становление, утверждение новых нормсоздается правовая база этикета, выходят первые воинские уставы, многое, если не все, решает субъективный фактор в лице Петра Великого. Этикет отражается в юридических документах, первых работах по истории и педагогике.

В конце XVIII — начале XIX в. выходят первые назидательные труды, обучающие приличному поведению русского офицера. Происходит первичное накопление знаний по сущности этикета русской армии. Офицер по статусу — выше гражданского, он опора и надежда правящей власти, он блещет на балах и проявляет невиданный героизм на фронте, он спасает Отечество, он любим и уважаем. В этот период появляются не только многочисленные пособия о том, как вести себя в свете, но и серьезные работы об армии и о личности офицера, о его обучении и воспитании. На рубеже XIX — XX вв. выявляется, насколько важными в развитии этикета являются политический, экономический, социальный факторы. Неудачи в русско-японской войне, русская революция 1905 года и, главное, невосполнимые потери офицерского корпуса в годы Первой мировой войны, практическое превращение армии из дворянской в разночинскую, сильнейшее моральное и политическое давление на неё, отречение императора делают формулу «За веру, царя и Отечество» не действенной.

Начало XX века является важной, и в то же время сложной предпосылкой формирования советской военно-этической теории. Для успешного развития и функционирования Рабоче-крестьянской Красной Армии стала формироваться новая система воспитания бойцов, одним из элементов которой были нормы и правила военного этикета.

Беспредельная любовь к Родине была ярко продемонстрирована нашими воинами в годы Великой Отечественной войны. Военно-этическая мысль отражает новую ступень нравственной зрелости, которой достигли развитое социалистическое общество и его армия, а также качественные сдвиги, произошедшие в морально-психологической сфере сознания личного состава под воздействием положительных социальных изменений в обществе, успешно строящем коммунизм.

Воинский этикет в послевоенный период имел ряд особенностей, обусловленных его статусом в социалистическом обществе, особой ответственностью перед народом за защиту Родины. Он отражал личностные качества, устойчивые интересы, отношения, правила поведения людей, посвятивших себя службе в Вооруженных Силах. Работы советского периода, связанные с этикетом русского офицера, — это прежде всего военно-исторические работы, работы по истории русской армии, а также монографии, раскрывающие отдельные проблемы развития вооруженных сил.

Этический портрет офицера современной российской армии представляет собой, с одной стороны, целостное образование, а с другой стороны — сложную совокупность идейно-теоретических, морально-этических компонентов, отражающих различные стороны общественной и индивидуальной жизни. Несмотря на индивидуальную неповторимость каждого офицера, в нем имеется тот осевой стержень, который организует военно-этические элементы в единое целое и задает им общий вектор. Этот вектор состоит в том, чтобы посвятить свою жизнь благородному делу вооруженной защиты Отечества. Д 56.

Особенность воинского этикета заключается в том, что находит свое юридическое закрепление в военной присяге и уставах, имеющих силу закона. Поэтому каждый военнослужащий обязан полностью выполнять свои служебные обязанности как в силу морального долга, так и на основании особых правовых документов — военной присяги и уставов. Если каждый военнослужащий в армии будет самоотверженно и добросовестно исполнять свой воинский долг и следовать военно-этическим нормам, то многие современные проблемы исчезнут сами собой.

Для развития военно-этической установки в современной армии необходимо:

— формировать высокую личную ответственность за безупречное решение стоящих перед подразделением задач, добросовестное выполнение своих должностных обязанностей;

— настойчиво учиться тому, что необходимо в войне. В боевой учебе быть собранным, проявлять высокую активность, инициативу и творчество, стремиться овладеть всеми навыками в эффективном применении техники и оружия;

— в процессе повседневной деятельности формировать у себя такие качества, как сильная воля, стойкость, отвага, выносливость, смелость;

— пунктуально выполнять требования военной присяги и воинских уставов;

— знать, хранить и приумножать боевые традиции, пропагандировать их среди товарищей, во всем им помогать, дорожить честью и боевой славой Вооруженных сил, своей части.

Работа по поддержанию военно-этического духа армии — это задача не только внутриармейская, но и общегосударственная, общенародная. Армияэто часть общества. Поэтому состояние политических, экономических, социальных и нравственных отношений в нем накладывает отпечаток и на военно-этическое состояние личного состава армии.

Исследование становления и развития воинского этикета XVIII — начала XXI вв. позволило сделать следующие общие выводы:

— создавая армию, государство заботится не только о её вооружении, материальном и финансовом обеспечении, но и о формировании определенной культуры поведения, для чего вырабатывается соответствующий этикет;

— этикет выдвигает требования к внешнему виду военнослужащего, его умению говорить, двигаться, общаться с равными себе по званию, начальниками и подчиненными, соответствующим образом вести себя в бою, в свете и в семье;

— этикет важен не только для армии в целом, но и для её офицеров, этикет — дело государственное, так как он превращает офицера в образец государственного человека, который пользуется (или не пользуется) уважением в обществе;

— крайне важен как воинский этикет, то есть выстроенное практически на автоматизме поведение на службе и в бою, так и неслужебный этикет, и соответствующая культура поведения.- Умение вести себя в обществе, включающее знание иностранных языков, способность к галантному поведению, непринужденные манеры за столом, потребность в занятиях спортом всё это вырабатывалось годами и десятилетиями и становилось плотью и кровью русского офицера. Анализ исторических монографий показал, что этикет офицера зависит от многих факторов. Важнейшую роль, как уже было сказано выше, играет государство, кровно заинтересованное в подготовке всесторонне развитого офицера. Оно должно не только сформулировать свои требования к поведению офицера, но и научить, его такому поведению, создав для этого соответствующие материальные условия, предоставив воспитателей должного уровня, необходимые учебники и создав соответствующую обстановку в войсковых частях.

На основании этих выводов можно сформулировать и некоторые перспективы для современной Россиц и её Вооруженных Сил. — 158.

1. Новый облик Вооруженных сил Российской Федерации — это прежде всего новый облик офицера, уверенного в себе, гордого за принадлежность к офицерскому корпусу, хорошо обеспеченного и красиво одетого, умеющего себя вести, пользующегося любовью и уважением со стороны своих сограждан. Именно такой офицер будет надежной опорой существующему строю, патриотом и защитником своего Отечества.

2. Воспитание высокой культуры поведения — не одноразовая акция, заключающаяся в выработке требований и доведении их до личного состава, а долгая и кропотливая работа, которая начинается в семье, продолжается на школьной скамье и в училище и закрепляется практикой офицерской жизни.

Такое воспитание должно быть всесторонне материально обеспечено, и налаженный офицерский быт должен стать естественным фоном для соблюдения предъявляемых к нему этикетных требований.

3. Важнейший инструмент привития офицерам этикетных требований — это офицерский коллектив. Для офицера официальные, уставные требования столь же важны, как и мнение его товарищей, их оценка и отношение к нему и его поступкам.

4. Формирование духовно-нравственных основ как основа полноценного защитника Отечества.

5. Важнейший стимул строгого соблюдения этикета — воздействие субъективного фактора, пример вышестоящего командира и начальника. Поэтому и в воспитании этикета несомненно важным является известный педагогический принцип: сам воспитатель должен быть воспитан. Невоспитанныйгрубый, необразованный командир не может ожидать от своих подчиненных образцового поведения на службе.

Совмещая вышеприведенные выводы с уроками относительно исторического развития этикета русского офицера, можно сказать, что изучение культуры поведения офицера армии — это не только изучение прошлого, это выработка критериев для оценки настоящего и строительства фундамента.

159 будущего. Среди большого количества работ, имеющихся в распоряжении на сегодняшний день, для использования в Вооруженных силах должны отбираться соответствующие исторической правде и в наибольшей степени пригодные для воспитания современного офицера-патриота. Изучение этикета не должно быть ни конъюнктурным, ни спорадическим, оно должно быть системным и всесторонним, вестись как с исторической, так и философской и психолого-педагогической точки зрения.

Изложенные выше выводы по диссертации позволяют представить ряд рекомендаций и предложений теоретико-методологического и практического характера.

Во-первых, исследование более чем трехвекового опыта изучения этикета русского офицера XVIII — начала XXI вв. показало отсутствие до настоящего времени его подлинно объективной оценки. Поэтому представляется важным начать подготовку обобщающей монографии с учетом всего комплекса выявленных источников. .

Во-вторых, в целях дальнейшего научного познания воинского этикета армии на основе источников следует продолжить разработку относительно мало исследованных сторон ее деятельности. Перспективными комплексными диссертационными исследованиями могут стать темы этикета русских императоров и этикета в военно-учебных заведениях императорской России.

В-третьих, история формирования и развития этикета должна оставаться одной из ведущих тем при распространении военно-исторических знаний о героическом прошлом нашего Отечества, боевых традициях русской армии, в первую очередь среди допризывной молодежи, личного состава Вооруженных сил. — В-четвертых, в целях совершенствования воинского этикета представляется целесообразным:

— в справочное пособие офицеров наряду с материалами по боевой подготовке, отдельным разделом ввести краткие исторические сведения о воинском этикете и данные о его структуре и содержании;

— на страницах войсковой печати публиковать требования воинского этикета, способствующие формированию высокой нравственной культуры и устойчивых представлений о нравах и традициях армии у военнослужащих;

— в системе общественно-государственной подготовки систематически проводить занятия, на которых раскрывать сущность и значение этикета в различных сферах деятельности и быта военнослужащих.

Сегодня очень важно сохранить и укрепить общую ориентацию военнослужащих на совокупность базовых моральных, нравственных, военно-этических и иных ценностей позитивной направленности. Вне базовых ориентиров сознание военных становится аморфным или концентрируется на реализации каждодневных, ситуативных потребностей и интересов. Возрождение базовых ценностей позволит обеспечить нравственную стабильность состава армии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. Этика, или познай самого себя / П. Абеляр // Человек.-1995. № 3 — № 55−67- № 4. — С. 77−92- № 5. — С. 89−107.
  2. С. Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимова. М.: Мысль, 1985.- 159 с.
  3. Л. Н. Идеологическая работа Коммунистической партии в Красной Армии в период военной реформы (1924−1928 гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук / Л. Н. Антипин. М., 1977. — 20 с.
  4. Антонов-Овсеенко В Г А. Строительство Красной Армии в революции / В. А. Антонов-Овсеенко. М.: Крас, новь, 1923. — 59 с.
  5. Аристотель. Большая этика / Аристотель. М.: ACT, 2002.492 с.
  6. Аристотель. Евдемова этика / Аристотель. М.: Директ-Медиа, 2012.-450 с.
  7. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1997. — 73 с.
  8. Армия лишних солдат Электронный ресурс. Загл. с экрана. -Режим доступа: http://www.mdsm.ru/public/golcO/. — (дата обращения: 30.12.2012).
  9. М. «Старая» и «новая» государственные присяги / М. Бабкин // Посев. М., 2007. — № 2. — С. 21−25.
  10. X. Реформы Петра Великого : обзор исследований / пер. с дат. В. Е. Возгрина. М.: Прогресс, 1985. — 199 с.
  11. А. Б. Воинское воспитание : идеалы, традиции, символика / А. Б. Бадьянов. СПб.: б. и., 2004. — 203 с.
  12. К. В. Петр I государственный деятель, преобразователь, полководец / К-. В. Базилевич. — М.: Воен. изд-во М-ва Вооруж. сил СССР, 1946. — 55 с.
  13. JI. Л. Свойства боевых элементов и подготовка войск к г войне и бою / Л. Л. Байков. Одесса, 1910. — 336 с.
  14. В. И. Прикладная этика : опыт университетского словаря / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов. Тюмень: НИИПЭ, 2001.-268 с.
  15. А. В. Советская военная психология и педагогика в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. / А. В. Барабанщиков, Н. И. Киряшов, Н. Ф. Феденко. -М.: ВПА, 1987. 346 с.
  16. П. О. Переход России к регулярной армии / П. О. Бобровский. СПб.: Тип. В. С. Балашова, 1885. — 231 с.
  17. Боевой устав пехоты Р.К.К.А.: Ч. 2. Л.: Изд-во «Военный Вестник», 1927.-304 с.
  18. В. Рождение Красной Армии / В. Бритов. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР, 1961. — 280 с.
  19. А. С. Боевая подготовка и политическая работа / А. С. Бубнов. М., 1927. — 99 с.
  20. В. И. Петр Великий и его время / В. И. Буганов. М.: Наука, 1989.- 192 с.
  21. Н. Д. Очерки современного офицерского быта / Н. Д. Бутовский. СПб.: Тип. Тренке и Фюсно, 1899. — 51 с.
  22. В. А. Красная Армия армия освобождения трудящихся / В. А. Быстрянский. — JL: Ленинздат, 1940. — 28 с.
  23. В. Д. Строительство регулярной армии в начале XVIII века / В. Д. Верходубов // Военная мысль. 1951. — № 4. — С. 56−78.
  24. Военная быль: О доблести, добре и красоте: кн. для чтения по истории Рос. кадет, корпусов / авт.-сост. Е. П. Исаков. М., 2000. — 399 с.
  25. Военная присяга Электронный ресурс. Загл. с экрана. — Режим доступа: http://m.wiHpedia.org/wiki/Boem^ присяга#ске note-5. — (дата обращения: 08.01.2013).
  26. Военное и морское духовенство в России Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/155 073.html. (дата обращения: 15.11.2012). • i? w.— ,= 29 Военное право: учеб. пособие / под ред. А. Г. Горного. М.: Воениздат, 1984. — 334 с.
  27. Военные уставы Петра Великого. М.: Изд-во отдела рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина, 1946. — 80 с.
  28. Военный энциклопедический словарь / Ин-т воен. истории- гл. ред. комис.: Н. В. Огарков (пред.) и др. М.: Воениздат, 1983. -863 с.
  29. Воинская этика / под общ. ред. А. С. Миловидова. М., 1967. -223 с. ¦ v .
  30. Воинский устав о гарнизонной службе. СПб.: Воен. тип., 1884. — 175 с.
  31. Воинское приветствие Электронный ресурс. Режим доступа: ЬПр://ги^1к1рес11а.ог^1к1/%С2%ЕЕ%Е8%ЕО%Р 1%ЕА%ЕЕ%Е5. %ЕР%РО%Е8%Е2%Е5%Р2%Р1%Р2%Е2%Е8%Е5#.ОО.АО.ОО.ВЕ.В1.81.01.81. D0. B8.D1.8 °F. — (дата обращения: 08.01.2013).
  32. Д. А. Воинская этика / Д. А. Волкогонов. М.: Воениздат, 1976. — 320 с.
  33. Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет : Ценности культуры и морали / Л. Б. Волченко. М.: Изд-во МГУ, 1992. -117с.
  34. Л. Б. Нравственность и этикет / Л. Б. Волченко. М.: Зниние, 1976.-64 с.
  35. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: учеб.-метод. пособие / под ред. И. А. Липского. М., 1995. -244 с.
  36. Все об этикете: книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 510 с.
  37. Е. В. Военная реформа Павла I / Е. В. Гавриленко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. — № 85. — С. 53−56.
  38. В. В. Военные реформы Петра I : Проблемы отечественной историографии / В. В. Гаврищук. М.: Воен. ун-т, 1997. -32 с.
  39. М. Новый путь современного офицера / М. Галкин. -СПб.: Воен. тип., 1907. 142 с.
  40. Н. Этика / Н. Гартман. СПб.: Владимир Даль, 2002. -707 с. >
  41. А. А. Партия и Красная армия : исторический очерк / А. А. Геронимус. М. — Л., 1928. — 196 с.
  42. С. К. Нравственный элемент в руках Суворова / С. К. Гершельман. СПб.: Тип. Деп. уделов, 1892. — 134 с.165
  43. E. H. Рождение Советского государства / Е. Н. Городецкий. М.: Наука, 1965. — 532 с.
  44. . Карманный оракул / Б. Грасиан. М.: Наука, 1981.631 с.
  45. JI. Г. Сущность и специфика нравственной культуры / JL Г. Гринберг // Вопросы нравственной культуры / под ред. В. Ю. Жямай-тиса. Вильнюс, 1981. — С. 58−59.
  46. С. И. Партийная работа на фронте / С. И. Гусев // Военная мысль (журнал РВС Вост. Фронта). М., 1919. — № 1. — С. 3−11.
  47. А. А. Великие' моралисты / А. А. Гусейнов. М.: Республика, 1995. — 351 с.
  48. А. А. Этика: учебник / A. A. Гусейнов, Р. Г. Апресян. -М.: Гардарики, 2003. 472 с.
  49. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 700 с.
  50. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 2 И-О / В. И. Даль. М.: Цитадель, 1998. — 2030 с.
  51. JI. С. Политработа в Красной армии / Л. С. Дегтярев. -Л.-М.: Гос. изд., 1925.-134 с. ¦ ¦
  52. Дедовщина Электронный ресурс. Режим доступа: http://m.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E4%EE%E2%F9%E8%ED%E0#.D0.92. D0. A1 .D0.BE.D0.B2.D0.B5.D1.82.D1.81 .D0.BA.D0.BE.D0.B9.D0.90.D1.80.D0 .BC.D0.B8.D0.B8. — (дата обращения: 02.01.2013).
  53. Декреты Советской власти: в 2 т. М.: Госполитиздат, 1957.2 т.
  54. А. В. Артикул воинский Петра I об этикете российского офицера в XVIII в.: учеб. пособие / A.B. Демидов. М.: Военный университет, 2000. — 36 с.
  55. А. В. Этикет русского офицера в XVIII столетии : историческое исследование: автореф. дис.. канд. ист. наук / А. В. Демидов. -М., 2001.-25 с.
  56. Директивы Главного командования Красной Армии (1917 1920 гг.): сб. док. — М.: Воениздат, 1969. — 884 с.
  57. Дисциплинарного устава Вооруженных Сил СССР Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.law7.ru/basel8/part5/dl8ru5263.htm. -(дата обращения: 04.12.2012).
  58. Дисциплинарный устав Красной Армии / Нар. ком. обороны СССР. М.: Воениздат, 1940. — 30 с.
  59. Доклад о Лишнем Солдате, ч. I. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mdsm.ru/public/golcl/. — (дата обращения: 30.12.2012).
  60. Документы Вооруженных Сил РФ Электронный ресурс. Загл. с экрана. — Режим доступа: http://www.shtab.su/publ/vospitatelnajarabota/ т&гткоуаше/го1уот8Ык11/12−1-0−438. — (дата обращения: 07.12.2012).
  61. Н. И. Традиции офицеров русской армии / Н. И. Дорохов, Н. В. Илиевский, Г. И. Короткое. Жуковский — М.: Кучково поле, 2004. — 320 с.
  62. М. И. Дуэли / М. И. Драгомиров. Киев: Тип. Окр. штаба, 1900.- 16 с.
  63. М. И. Избранные произведения / М. И. Драгомиров-М.: Воениздат, 1956. 685 с.
  64. М. И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск / М. И. Драгомиров. М.: Воениздат, 1956. — 689 с.
  65. М. И. Солдатская памятка / М. И. Драгомиров. -СПб, 1896.-58 с.
  66. М. И. Учебник тактики / М. И. Драгомиров. СПб., 1881.-490 с.
  67. О. Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1974.-386 с.
  68. Е. Л. Политическая этика / Е. Л. Дубко. М.: Академический портрет: Трикста, 2005. — 720 с.
  69. Н. Ф. Суворов среди преобразователей екатерининской армии / Н. Ф. Дубровин. СПб., 1886. — 202 с.
  70. А. И. Философские исследования и разработки : Избранное / А. И. Дырин. М.: Современные тетради, 2004. — 606 с.
  71. II. Записки / Екатерина И. СПб.: Изд.
  72. A. С. Суворина, 1907. 410 с.
  73. II. Продолжение начальнаго учения / Екатерина II. -СПб.: Тип. Акад. наук, 1783. 202 с.
  74. П. П. Начало организации русской регулярной армии Петром I (1699−1705) / П. П. Епифанов // Ученые записки МГУ. 1946. -Вып. 87.-С. 69.
  75. К. С. Начало Красной Армии / К. С. Еремеев // Пролетарская революция. 1928. — № 4 (75). — С. 156.
  76. С. Н. Российская воинская культура : опыт интерпретации: автореф. дис. канд. культурологии / С. Н. Ермоченко. Саранск, 2009.- 19 с.
  77. Задонщина: летописная повесть о побоище на Дону. Сказание о Мамаевом побоище. М.: Худож. лит., 1982. — 263 с.
  78. А. М. Стратегический очерк войны 1914−1918 гг. Ч. 7. Компания 1917 года / А. М. Зайончковский. М., 1923. — 207 с.
  79. П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий : 1881−1903 гг. / П. А. Зайончковский. М.: Мысль, 1973.-351 с.
  80. В. М. Воинские традиции Российской армии /
  81. B. М. Зайцев. Рязань: РВВДКУ, 2011. — 144 с.168
  82. В. Г. История этических учений : метод, пособие / В. Г. Иванов. Д., 1982. — 464 с.
  83. Идеологическая работа в Вооруженных Силах СССР: историко-теоретический очерк / под ред. А. А. Епишева. М.: Воениздат, 1983. -344 с.
  84. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. В. 3 т. Т. 3 / общ. ред. И. Я. Щипанова. М.: Госполитиздат, 1951.-406 с.
  85. И. А. Аксиомы религиозного опыта : в 2 т. / И. А. Ильин- сост. и авт. вступ. ст. И. Н. Смирнов. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. — 2 т.
  86. Е. В. Периодизация истории Института военного духовенства. Электронный ресурс. 7 Е. В. Исакова Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/406 641.html. — (дата обращения: 18.09.2012).
  87. История этических учения: учебник / под ред. А. А. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2003. 911 с.
  88. М. С. Теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1999.-165 с.
  89. А. В. Честь, доблесть и слава России / А. В. Казаков, О. Н. Сазонов. СПб., 2002. — 202 с.
  90. С. С. К итогам Гражданской войны / С. С. Каменев // Военная наука и революция. 1921: — Кн. 1. — С. 5−17.
  91. В. «Ты» и «Вы» : Вчера и сегодня в условиях научно-технической революции / В. Канторович. М.: Сов. Россия, 1974. — 273 с.
  92. И. К. Армия страны социализма : к XXII годовщине ра-боче-крестьян. Кр. Армии и Воен.-Мор. Флота / И. К. Карпов. Л.: Лениз-дат, 1940.-96 с.
  93. Н. Записки по военной педагогике / Н. Кирков. СПб., 1913.-368 с.
  94. В. О. Курс русской истории. В 4 т. Т. 4 / В. О. Ключевский. М.: Соцэкгиз, 1937. — 388 с.169
  95. Книжка красноармейца / Высш. воен. инспекция. М.: Воен. отд. ВЦИК, 1918.-115 с.
  96. В. Д. Служебная этика / В. Д. Комаров. JI.: Изд-во Jle-нингр. ун-та, 1968. — 32 с.
  97. А. Н. Этикет офицера русской армии XVIII начала XX в.: историограф, исследование: автореф. дис.. канд. ист. наук / А. Н. Кондратьев. — М., 2011. — 26 с.
  98. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик Электронный ресурс. Загл. с экрана. -Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstl977.htm. — (дата обращения: 10.01.2013).
  99. В. Честь мундира и нравы военной среды / В. Короленко // Собр. соч. Спб., 1914. — Т. 4. — 352 с.
  100. А. Ю. Традиции" русского офицерства / А. Ю. Кри-вицкий. М.: Воениздат, 1945. — 108 с.
  101. П. А. Записки революционера / П. А. Кропоткин. -М.: Мысль, 1966. 504 с.
  102. Н. Н. Мораль в действии : о закономерностях влияния морали на поведение личности / Н. Н. Крутов. М.: Политиздат, 1977. -255 с.
  103. В. М. Твоя профессиональная этика / В. М. Кукушин. -М.: Кодекс, 1994.-63 с.
  104. А. И. Поединок- >/ А. И. Куприн. М.: Современник, 1983.-218 с.
  105. М. Г. Профессиональная мораль как фактор регуляции научной деятельности : автореф. дис.. канд. филос. наук / М. Г. Лазар. Л., 1975.-22 с.
  106. Ла-Шетарди Т. Наставление знатному молодому человеку, или воображение о светском человеке / Т. Ла-Шетарди. СПб., 1778. — 247 с.
  107. В. И. Как навсегда спасти трудящихся от гнета помещиков и капиталистов // Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. М., 1963. -Т. 38.-С. 240−241.
  108. В. И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов // Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. М., 1977.4 Т. 44.-С. 155−175.
  109. В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. М., 1963. — Т. 37. — С. 237−338.
  110. Э. Светская школа, или Отеческое наставление сыну о обхождении в свете / Э. Ленобль. СПб.: При Имп. Акад. наук, 1761. -Т. 1,2.-851 с.
  111. М. Ю. Бэла : повесть / М. Ю. Лермонтов. -Ростов н/Д: Ф. С. Романович, 1891. 43 с.
  112. Л. М. Военное искусство в начале XVIII века / Л. М. Лещинский. М.: Воен. Акад. им. М. В. Фрунзе, 1951. — 35 с.
  113. М. М. Культурная революция в СССР и Армия / М. М. Лисенков. М.: Воениздат, 1978. — 220 с.
  114. Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство-СПб, 1994. — 398 с.
  115. М. Э. Дуэль и честь в истинном освещении / М. Э. СПб., 1902.64 с. •
  116. А. С. Собрание сочинений. В. 5 т. Т. 5. / А. С. Макаренко. М.: Правда, 1971. — 510 с.
  117. С. Г. Русские воинские традиции / С. Г. Максимов. -М.: Вече, 2010.-320 с.
  118. А. Л. Кадеты и юнкера / А. Л. Марков. М.: Воен. изд-во, 2001.-260 с.
  119. Д. Ф. Записки по истории военного искусства в России. В 2 вып. Вып. 2 / Д. Ф.=Масловский. СПб., 1891−1894. — 470 с.171
  120. Г. П. Военное искусство России и стран Западной Европы и США в 50−60-х годах XIX века / Г. П. Мещеряков. М.: б. и., 1951.-35 с.
  121. В. И. Из истории Приказа № 1 Петроградского Совета / В. И. Миллер // Военно-исторический журнал. 1986. — № 5. — С. 109−113.
  122. А. А. Воинский этикет Красной Армии (1918-июнь 1941 гг.): историческое исследование: автореф. дис.. канд. ист. наук / А. А. Минкина. М., 2010. — 25 с.
  123. Ш. JI. Персидские письма / Ш. JL Монтескье. М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2002. — 511 с.
  124. В. Н. История русской этики / В. Н. Назаров. М.: Гардарики, 2006. — 319 с.
  125. Нам и это по плечу Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vz.ru/society/2012/ll/12/606 777.html.
  126. Наставление к самодисциплине и самовоспитанию: собр. писем старого офицера к своему сыну: пер. с нем. Вып. 1−2 / сост. С. К. М.: Иностр. армия. — 2 т.
  127. Наука быть учтивым / пер. с фр. яз. И. Крюковым. СПб.: [Тип. Акад. наук], 1774. — 42 с.
  128. JI. А. Этика : курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов / Л. А. Никитич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 392 с.
  129. . О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности / Б. О. Николаичев. М., 1976. — 96 с.
  130. Н. И. О воспитании и наставлении детей / Н. И. Новиков. М.: Директ-Медиа, 2008. — 217 с.
  131. А. Н. Значение военного мундира, как символа, и некоторые тамбовские военные факты / А. Н. Норцов. Тамбов: Типо-лит. Н. Бер-доносова и Ф. Пригорина, 1911. — 23 с.
  132. О воинской обязанности и военной службе: Федер. закон Рос. Федерации от 28 марта 1998 № 53-Ф3 (ред. от 03.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 13. — Ст. 1475.
  133. О порядке принятия военной присяги: Указ Президиума Верховного совета СССР от 3 янв. 1939 г. / Полит, упр. РККА. М.: Воениздат, 1939.-29 с.
  134. О создании Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ, Президента РФ от 07.05.1992 г. № 466 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992.19.-Ст. 1077.
  135. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 (ред. от 29.07.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. — № 47, ч. 1. — Ст.1 5749.
  136. Основы этических знаний /• под- ред. М. Н. Росенко. СПб.: Букинист, 1998. — 256 с.
  137. Отечество. Честь. Долг / под общ. ред. Н. А. Панкова. М.: Московская тип. № 2, 2007. — 288 с.
  138. I. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%E2%E5%EB I. — (дата обращения: 10.01.2013).
  139. Партийно-политическая работа в Красной Армии (апрель 1918 — • февраль 1919 гг.): документы. М.: Воениздат, 1961. — 324 с.
  140. В. Армия Российской империи в XVIII в. выбор модели развития / В. Пенской // Вопросы истории. 2001. — № 7. — С. 119−135.
  141. Первые уставы РККА Электронный ресурс. Загл. с экрана. -Режим доступа: http://www.rkka.ru/history/ustav/main.htm. — (дата обращения: 10.01.2013).
  142. Петр Великий в его изречениях / предисл. В. Строев. СПб.: Р. Голике, 1910. — 112 с.
  143. Г. А. Воинский этикет / Г. А. Пикапов. Петродворец.: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1991. — 21 с.
  144. . Н. Воинский этикет / Б. Н. Платонов. М.: Воениздат, 1983. — 57 с. t
  145. Повесть временных лет / под ред. В. И. Адриановой-Перетц. -СПб.: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1996. 667 с.
  146. Я. В. Офицеру об этикете / Я. В. Подоляк. М.: Воениздат, 1991. — 127 с.
  147. . Н. Повесть о настоящем человеке / Б. Н. Полевой. -Пермь: Кн. Изд-во, 1975. 287 с.
  148. Положение об управлении полком // Приказ по военному ведомству. 1882. — № 14. — С. 54.
  149. Послание Президента Федеральному Собранию Электронный ресурс. Режим доступа: Ьир://президент.рф/выступления/17 118. — (дата обращения: 13.12.2012).
  150. Поучение Владимира Мономаха. М.: Директ-Медиа, 2007.1. Юс.
  151. Правила учтивости / пер. с фр. лейб-гвардии Преображенскаго полку подпрапорщик П. Калязин. СПб.: Тип. Мор. шляхет. кадет, корпуса, 1779.-51 с.
  152. Преодоление дедовщины Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.taitaria.ru/Obshestvo/Armia/Preodolenie%20dedovshiny.aspx. (дата обращения: 04.11.2012).
  153. Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. -Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1980. 286 с.
  154. Присяга РККА Электронный ресурс. Режим доступа: http://krasnaya-zvezda.ucoz.com/blog/prisjaga/2011−05−17-l. — (дата обращения: 10.01.2013).
  155. Про текст Військової присяги Электронный ресурс. Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1936−12. — (дата обращения: 24.12.2012).
  156. Ф. История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии / Ф. Прокопович. СПб., 1773. — 754 с.
  157. ПСЗ-Т. 17. № 12 413 от 07.06.1765. с. 161.
  158. ПСЗ. Т. 16. № 12 289 от 8.12.1764. — с. 978.
  159. О. С. В. С. Соловьев: этические абсолюты и линия жизненного поведения / О. С. Пугачев // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. -1992.-№ 6.-С. 54−56.
  160. А. С. Капитанская дочка : повесть / А. С. Пушкин. -Краснодар: Сов. Кубань, 1998. 143 с.
  161. А. В. Принцшг дополнительности в этических исследованиях / А. В. Разин // Философия культуры: I Всерос. конгресс. СПб., 1997. T. IV.-С. 321−324.
  162. А. В. Этика : учебник / А. В. Разин. М.: ИНФРА-М, 2012.-416 с.
  163. РГВА. Ф. 100. — Ojiu&v-n Д.' 231−232 Фонд управления армиями Южного фронта (против Краснова и Деникина).
  164. РГВА. Ф. 106. — Оп- 2. — Д. 133. — Л. 29 Фонд управления армиями Восточного фронта.
  165. РГВА. Ф. * 11¦ г*-1 -Оп.1 і 4'. і —> Л. 425−426 Фонд Всероссийского главного штаба. «1 >'• >>.г,. г I ¦
  166. РГВА. Ф. 185. — Оп. 2. — Д. 510. — Л. 1 Фонд управления 5 Краснознаменной Армии.
  167. РГВА. Ф. 9. — Оп. 2. — Д. 89. — Л. 5 Фонд политического управления Красной Армии.
  168. РГВИА. Ф. 2. — Д. 12. — Оп. 3. — Л. 65 Фонд канцелярии Военной коллегии.
  169. РГВИА. Ф. 400. — On. 3. — Д. 5241. — Л. 90 Фонд Главного штаба.
  170. РГВИА. Ф. 868. — On. 1. — Д. 449. — Л. 14 Фонд Главного Комитета по устройству и образованию войск при Военном Совете.
  171. РГВИА. Ф. 868. — On. 1. — Д. 449. — Л. 248 Фонд Главного v Комитета по устройству и образованию войск при Военном Совете.
  172. РГВИА. Ф. 868. — On. 1. — Д. 449. — Л. 8 Фонд Главного Комитета по устройству и образованию войск при Военном Совете.
  173. РГВИА. Ф. 868. — On. 1. — Д. 505. — Л. 43 Фонд Главного Комитета по устройству и образованию войск при Военном Совете.
  174. РГВИА. Ф. ВУА. — Д. 1659. — Л. 345−352 Фонд Главного военно-технического управления. • ¦ i
  175. О. А. Моральные ценности воинской деятельности : философско-этический анализ: автореф. дис.. канд. филос. наук / О. А. Родионов. Тула, 2009. — 26 с. t
  176. В. В. Религия и культура / В. В. Розанов. M.: АСТ — Харьков: Фолио, 2001. — 637 с.
  177. В. В. Русская мысль / В. В. Розанов. М.: Эксмо, 2006.575 с.
  178. Русский офицерский корпус. Гл. 8. Идеология и мораль Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.adjudant.ru/officer/08.htm.
  179. Р. А. Военный сленг в контексте современной российской армейской субкультуры : автореф. дис.. канд. культурологии / Р. А. Сайфутдинов. Саранск, 2011. — 23 с.
  180. Салтыков-Щедрин M. Е. Собрание сочинений. В 10. Т. 7 / M. Е. Салтыков-Щедрин. М.: Правда, 1988. — 269 с.
  181. Сапер. Офицерский быт: (Соврем, вопр.) / Сапер. СПб.: Т-во худож. печ., 1902. — 19 с.
  182. К. Светский человек, изучивший свод законов общественных и светских приличий / К. Светозарская. СПб.: Невский проспект, 1880.- 128 с.
  183. А. Эволюция военного искусства Т. 1 Электронный ресурс. / А. Свечин Режим доступа: http://www.modernlib.ru/books/svechin aleksandr/evolyuciya voennogo iskusstva torn 1/read/. — (дата обращения:2812.2012).
  184. Э. Заметки об общих военных принципах / Э. Свидзинский // Военный сборник. -1857. № 2. — С. 18−19.
  185. Свод правил воинского чинопочитания и отдания воинской, чести / составлено согласно „Воинскому уставу о гарнизонной службе“. Изд.1874 г.-СПб., 1891.-43 с.
  186. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи / Э. Сепир М.: Прогресс: Изд. группа „Универс“, 1993. — 656 с.
  187. Сергей Шойгу: В российской армии будет возрожден институт военных священнослужителей Электронный ресурс. / С. Шойгу. Режим доступа: http://prihod.eparhia.ru/patriarhia/?ID=6645. — (дата обращения: 12.12.2012).
  188. В. Д. Воинские ритуалы / В. Д. Серых. М.: Воениздат, 1986.-255 с.
  189. В.А. Нравы и ценностные ориентации дореволюционного офицерства конца XIX начала XX веков : автореф. дис.. канд. фи-лос. наук / В. А. Синюков. — Саранск, 1997. — 21 с.
  190. А. П. Этика : учебник / А. П. Скрипник. М.: Проект, — 2004.-352 с. 1. Ml
  191. Словарь по этике / авт.-сост. М. М. Зарипов, Ю. Л. Сиротин, П. Н. Курлович. Казань: ЮОИ МВД России, 2012.-496 с.
  192. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  193. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1983.345 с.
  194. Слово о полку Игореве. Воронеж: Воронеж, высш. шк. МВД России, 1998. — 79 с.
  195. А. Т. Основы военной службы / А. Т. Смирнов. М.: Академия, 2007. — 240 с.
  196. В. Феофан Прокопович. М.: Соратник, 1994. — 221 с.
  197. Ю. М. Мораль и нравы : диалектика взаимодействия / Ю. М. Смоленцев. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 199 с.
  198. Л. С. Капитальный ремонт : роман / Л. С. Соболев. М.: Худож. лит., 1989. — 429 с.
  199. Ю. В. Этика воспитания : история и современность / Ю. В. Согомонов. М.: Знание, 1988. — 62 с.
  200. А. Ю. Дедовщина : тип отношения к „значимому другому“ / А. Ю. Солнышков // Социологические исследования. 2004. -№ 12.-С. 45−53.
  201. В. С. Право и нравственность / В. С. Соловьев. СПб.: Изд. Я. Канторовича, 1917.-184 с.
  202. С. М. История России с древнейших времен. Т. 8. Кн. 4 / С. М. Соловьев. М., 1989. — 527 с.
  203. . Этика / Б~. Спиноза. СПб.: Азбука, 2001. — 347 с.
  204. Спутник молодого командира. М.: Военный вестник, 1927.648 с.
  205. И. И. Словарь древнерусского языка. В 3 т. Т. 1, ч. 1. -М.: Книга, 1989. 806 с.
  206. И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза / И. В. Сталин. СПб.: Питер, 2010.-192 с.
  207. Столетие Военного министерства. 1802−1902 / гл. ред. ген. от кавалерии Д. А. Скалон. СПб.: Тип. т-ва М. О. Вольф, 1914. — 215 с.
  208. А. В. Наука побеждать / А. В. Суворов. М.: Воениздат, 1987.-39 с.
  209. Н. Д. Категории этики и воспитание воинов / Н. Д. Табу, нов. М.: Воениздат, 1966. — 207 с.
  210. В. Н. История Российская : в 3 т. / В. Н. Татищев. М.: ACT, 2003.-3 т.
  211. В. Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Собрание сочинений / В. Н. Татищев. М., 1996. — Т. 8. — С. 51» 132.
  212. А. И. Структуры нравственного сознания : опыт эти-ко-философского исследования / А. И. Титаренко. М.: Мысль. 1974. -278 с.
  213. JI. Н. Севастопольские рассказы / Л. Н. Толстой. М.: Монолит, 2001. — 127 с.
  214. Л. Эволюция культуры / Л. Уайт. М.: РОССПЭН, 2004. -1062 с.
  215. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил СССР. М. : — Воениздат, 1951. — 228 с.
  216. Устав императорского «> Шляхетного сухопутного кадетского корпуса. СПб.: Сенатская типография, 1766. — 25 с.
  217. Ухач-Огорович Н. А. Психология толпы и армии / Н. А. Ухач-Огорович. Киев: Тип. С. В. Кульженко, 1911. — 54 с.
  218. Э. Г. Мораль коммунистическая и мораль религиозная / Э. Г. Фишер. Хабаровск: Хабаров- кн. изд-во, 1960. — 314 с.
  219. Н. Ленин и Красная Армия / Н. Френкель. М.: Воениздат, 1939. — 80 с.
  220. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука. 2001. — 379 с.
  221. Христолюбивое воинство: православная традиция Русской Армии / сост. А. Е. Савинкин и др. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский путь, 2006. — 539 с.
  222. Т. В. Этикет в современном обществе / Т. В. Цивьян. -М. ¡-Наука, 1976.-245 с.
  223. Честь офицера Электронный ресурс. // ВМК [блог]. 2007. -Режим доступа: http://navyclub.ru/forum/7−152-l. — (дата обращения: 07.01.2013).
  224. Что такое мораль: сб. ст. / отв. ред. Р. В. Петропавловский. -М.: [б. и.], 1988. 148 с.
  225. В. И. Беспримерный подвиг (О героизме советских воинов в битве на Волге) / В. И. Чуйков. М.: Политиздат, 1965. — 159 с.
  226. М. В. Нравственный облик русского офицера второй половины XIX века / М. Шадская // Военно-исторический журнал. 2006. -№ 8. — С. 3−9.
  227. . М. Воспоминания / Б. М. Шапошников. М.: Воениздат, 1982. — 560 с.
  228. Н. И. Организация и строительство Советской Армии в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918−1920 гг.) / Н. И. Шатагин. М.: Воениздат, 1954. — 102 с.
  229. Г. П. Символ воинской чести, доблести и славы / Г. П. Шатунов. М.: ДОСААФ, 1975. — 56 с.
  230. П. А. Устав дисциплинарный : комментарий / П. А. Швейковский. Пг., 1915. — 202 с.
  231. Т. Воинские Артикулы Петра I / Т. Шворина. М.: б. и., 1940.-64 с.
  232. Школа этикета: поучения на всякий случай / сост. JI. С. Лихачева. Екатеринбург: Сред.-Урал.*кн. изд-во, 1998. — 448 с.180
  233. Шойгу: родители не будут бояться отправлять детей в армию Электронный ресурс. Режим доступа: http://dplike.ru/shojgu-roditeli-ne-budut-boyatsya-otpravlyat-detej-v-armiyu.html. — (дата обращения: 27.01.2013).
  234. Шойгу велел исполнять Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/ 1 l/27/shoygu-site.html. — (дата обращения: 27.11.2012).
  235. Шойгу обозначил приоритеты развития Вооруженных Сил Электронный ресурс. Режим доступа: http://vz.ru/news/2013/1/26/617 586.• (дата обращения: 26.01.2013).
  236. Шойгу скомандовал погонам «на плечо» Электронный ресурс. -Режим доступа: http://polit.ru/article/2012/ll/12/epaulet/. (дата обращения: 12.11.2012).
  237. Д. Ю. На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР / Д. Ю. Элькина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 143 с.
  238. Этика: энциклопедический словарь / под ред. А. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
  239. Е. М. Культурно-просветительная работа в Красной Армии : лекция на дополнительных курсах командного состава / Е. М. Ярославский. М.: Военный отдел ВЦИК, 1919. — 13 с.
  240. М. И. Шпага и честь / М. И. Ясюков. М.: Знание, 1992.-64 с.
  241. Beauchamp Т. L. Philosophical Ethics / Beauchamp Т. L. Engwood, 1982.-354 p.
  242. BourkeV. I. History of Ethics: In 2 vol. / Bourke V. I. N.-Y., 1970.-Vol. 1−2.
  243. Bradley F. H. Ethical Studies / Bradley F. H. Oxford, 1876. — 251 p.
  244. Brandt R. B. Etnical Theory. The Problems of Normative and Critical Ethics / Brandt R. B. N.-Y.: Engwood Cliffs, 1959. — 233p.
  245. Garnett C. The Moral of Man / Garnett C. N.-Y., 1952. — 287 p.181
  246. Hutcheson T. A. System of Moral Philosophy / Hutcheson T. A. N.Y., 1968.- 195 p.
  247. Huxly J. S. Evolutionary Ethics / Huxly J. S. London, 1943. — 257 p. t
Заполнить форму текущей работой