Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Смысл жизни как нравственная проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Столь же актуальным представляется переосмысление с позиций современного научного мировоззрения теоретических и практических принципов, на основе которых осуществляется этико-философское рассмотрение вопроса о смысле жизни. В частности, при исследовании феномена поиска человеком смысла жизни следует уделить особое внимание тому существеннейшему обстоятельству, что современная психологически… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Функции и структура осмысления жизни
    • 1. 1. Регулятивная функция смысла жизни
    • 1. 2. Осмысление жизни и самоидентификация
  • Глава 2. Осмысление жизни и ценности
    • 2. 1. Интерсубъективный характер осмысления жизни
    • 2. 2. Аксиологический статус человеческой жизни
  • Глава 3. Осмысление жизни и история
    • 3. 1. Аксиологический статус истории
    • 3. 2. Ценность истории и роль историка

Смысл жизни как нравственная проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

Иммануил Кант.

Для философии и философской этики вопрос о смысле жизни -" во имя чего должно (достойно) жить человеку?" - вечный вопрос. Мыслители всех времен и народов так или иначе касались данного вопроса, если не посвящали последнему свое творчество в целом. Это естественно: в философско-этической теории категория смысла жизни играет системообразующую роль1. В нравственной практике идеал смысла жизни выступает в роли своего рода абсолюта, объясняющего и оправдывающего другие нравственные ценности и нормы. Соответственно, процесс развития «нравственного» сопряжен с теоретической и практической необходимостью все нового обращения к вопросу о смысле жизни со стороны каждого поколения, каждой личности. Нравственное о значение вопроса о смысле жизни особенно возрастает в кризисные моменты жизни личности и истории, когда, говоря словами Альбера Камю, задача «решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить», действительно становится фундаментальным вопросом философии.

В какой форме актуальна современная философская постановка вопроса о смысле жизни в качестве нравственной проблемы?

Каждая историческая эпоха актуализирует вопрос о смысле жизни особенным образом. Мораль советского общества, основанная на причудливом сочетании модернистской в своей сущности идеологии построения нового — бесклассового коммунистического общества и рудиментов средневекового миросозерцания, предполагала поиск некоего единого для всех ответа на вопрос о смысле жизни. Такова в принципе и доминирующая направленность этико-философской рефлексии о смысле жизни: путь к разрешению «рокового вопроса» полагается в познании онтологической сущности мира и самого человека. При этом, одни из мыслителей ставили задачу познания неких трансцендентных сущностей, иные концентрировали внимание на самом человеке (соответственно, трансцендентная и имманентная традиции3). Однако при всех различиях (как между данными двумя традициями, так и между конкретными концептуальными построениями в рамках последних) этическая сущность вопроса о смысле жизни, согласно большинству концепций, виделась в поиске некоего универсального знания, должного осуществлять стратегическое нравственное ориентирование личности.

Нравственное сознание современной цивилизации, воспроизводство и развитие которой основано на принципах рационализма и прагматизма, не просто допускает мировоззренческий плюрализм, но предполагает его наличие в качестве необходимого условия стабильного общественного развития и прогресса. Соответственно, в рамках этического исследования смысла жизни актуально переосмысление самой проблематичности вопроса о смысле жизни. Оправдана его инверсия: от задачи познания сущности человека в целях определения смысла его жизни — к исследованию самого феномена поиска смысла жизни и его конкретных проявлений в целях углубления самопонимания и взаимопонимания.

Столь же актуальным представляется переосмысление с позиций современного научного мировоззрения теоретических и практических принципов, на основе которых осуществляется этико-философское рассмотрение вопроса о смысле жизни. В частности, при исследовании феномена поиска человеком смысла жизни следует уделить особое внимание тому существеннейшему обстоятельству, что современная психологически обоснованная антропология не позволяет вести речь о поведении человека как о воплощении «разумного эгоизма». Совершенно справедливо отмечают авторы монографии «Жизненный путь личности», что в этических исследованиях проблемы смысла жизни часто проявляется «неизжитый предрассудок классического рационализма», когда феномен смысла жизни трактуется не иначе, как в качестве сознательно формулируемых личностью жизненных устремлений: «Создается впечатление, что основополагающие смысложизненные ориентации личность избирает с помощью логического анализа, „взвешивая“ на весах „этической арифметики“, все „pro“ и „contra“, анализируя соответствие той или иной модели жизненного пути сути человеческого бытия в мире, „измеряя“ его мерками этических категорий и т. д. Если это и верно, то лишь для узкого круга людей, отличающихся высоким уровнем рефлексивности и интровертивным типом личности» 4. Таким образом, при рассмотрении данной проблемы оправдан отказ не только от поиска некоей универсальной нормативной концепции смысла жизни, но также и от поиска какого либо сугубо рационалистического «ответа» в принципе. Более того: предмет данного исследования должны составить не поиски смысла жизни как такового, но лишь критический анализ каких-либо духовных ориентиров, потенциально ведущих человека к самой возможности осмысленного бытия.

Актуальной задачей в рамках исследования феномена смысла жизни в качестве нравственной проблемы является также расширение сферы используемого для анализа теоретического и эмпирического материала. Этико-философская мысль является отнюдь не единственным способом нравственного осмысления жизни (как впрочем и сам смысл жизни отнюдь не сводится к «нравственному»). Религия, искусство, наука, политические идеологии и даже обыкновенная «житейская мудрость» предполагают собственное видение сущности проблемы смысла жизни и путей ее разрешения. Своеобразной формой осмысления человеческого бытия представляется обращение к истории. При этом заслуживает внимания не только «всемирная история», но и тот конкретно-исторический контекст, в котором существует личность, то есть присущий ей образ жизни.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема смысла жизни в отечественной этике в течении последних десятилетий наиболее плодотворно рассматривалась в качестве объекта историко-философских исследований. Их авторами выполнена ценная работа по систематизации существующих концепций смысла жизни в философии, религии и литературе, предложены остроумные формы их классификации. Особо следует отметить труды В. Г. Безносова, В. Л. Губмана, О. И. Джиоева, И. Л. Зеленковой, В. А. Капранова, Т. А. Кузьминой, В. А. Кутырева, Е. С. Протанской, М. М. Рубинштейна, О. Я. Стечкина и др.

В общетеоретическом плане проблема смысла жизни ставилась в идеологических рамках догматизированного марксизма, что делает многие работы «близнецами». Тем не менее, с позиций общетеоретического подхода к проблеме смысла жизни создано немало оригинальных работ. В их числе труды И. Ф. Ведина, З. Гадаинской, Г. Н. Гумницкого, Л. Н. Когана, А. Н. Корха, В. А. Малахова, А. Т. Москаленко, В. Н. Садовникова, В. Ф. Сержантова, Э. С. Трембач, Г. Л. Тульчинского, И. Т. Фролова, В. Н. Шердакова и др. Особое внимание привлекает ряд коллективных монографий, посвященных взаимосвязи проблемы «смысла жизни» и «образа жизни»: «Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования.» (Киев, 1987), «Жизнь как творчество: социально — психологический анализ.» (Киев, 1985), «Образ жизни: Теоретические и методологические проблемы социально — психологического исследования.» (Киев, 1980), «Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы.» (Киев, 1982).

Как психологический феномен проблема смысла жизни исследована в трудах отечественных ученых К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, М. Е. Бурно, Ю. А. Васильевой, Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарника, А. Н. Леонтьева и Д. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Ценным материалом являются также исследования многих зарубежных психологов и психотерапевтов: К. Обуховского, Г. Селье, В. Франкла, Э. Фромма, К. Хорни, К. Г. Юнга.

К сожалению, литературе посвященной данной проблеме свойственней интерес почти исключительно к позитивным аспектам феномена смысла жизни. Оптимистический интерес к «идеалам» превалирует над вниманием к «антиидеям», что, впрочем, характерно для этических исследований в целом.

Основная цель исследования — рассмотреть феномен поиска и реализации личностного смысла жизни в качестве нравственного процесса.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:

— анализ функций процесса осмысления жизни;

— анализ структуры процесса осмысления жизни;

— объективация феномена личностного смысла жизни как иерархизации ценностей;

— анализ нравственного потенциала фундаментальных духовных ценностей (ценности жизни и ценности исторического самосознания).

Методология. Многообразие аспектов проблемы смысла жизни обусловило применение междисциплинарного научного подхода. В процессе работы над исследованием автор обращался к теоретическим положениям и эмпирическому материалу этики, аксиологии, истории философии, социологии, криминологии, а также психологии и психотерапии, медицины.

Методологической основой исследования выступают: интерпретация человека как субъекта деятельности, принцип «отнесения к ценности» (М.Вебер), принцип историзма.

Исходное понятие исследования — смысл — интерпретируется в качестве структурного элемента осознанной деятельности. Данная интерпретация основана на анализе теоретических выводов, сделанных в научных работах отечественных (школа.

A.Н.Леонтьева) и зарубежных психологов (К.Обуховского,.

B.Франкла, Э. Фромма, К. Г. Юнга и др.), посвященных проблеме «смысла» и «смысла жизни». Были также учтены результаты соответствующих изысканий лингвистики и логики (Г.Фреге, Р. И. Павиленис, Г. Л. Тульчинский, C.K.Ogden, I.A.Richards), феноменологического направления в философии (Э.Гуссерль, Г. Шпет).

Научная новизна исследования заключается в применении междисциплинарного научного подхода для многоаспектного философ-ско-этического анализа феномена осмысления жизни как процесса, в целом выходящего за пределы «нравственного» — в переориентации исследовательского интереса с задачи критической оценки каких либо конкретных нормативных моделей смысла жизни, на прояснение функции и структуры осмысления жизни. Новизна исследования обусловлена также расширением сферы используемого для анализа нравственного содержания смысла жизни теоретического и эмпирического материала, в том числе — включением в контекст данной темы проблемы исторического самосознания.

На защиту выносятся следующие положения:

Социальная самоидентификация — основополагающий момент процесса осмысления жизни;

Ценности — интерсубъективная форма процесса осмысления жизни;

Историческое самосознание личности — фундаментальная нравственная ценность. Обращение к историческому знанию — один из путей осмысления жизни и избежания экзистенциального вакуума.

Научно-гдэакшическая Значимость. Материалы работы могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу этики, аксиологии личности, а также спецкурсов по проблеме смысла жизни.

Апробация работах. Основные идеи диссертации изложены автором в ряде выступлений: на 3-х международных Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях (Санкт-Петербург, 1995), на межвузовской научной конференции «Соболевские чтения» (Санкт-Петербург, 1996), на Всероссийской научно-практической конференции «Россия: прошлое, настоящее, будущее» (Санкт-Петербург, 1996), на межвузовской конференции «Биология и психология: новый синтез» (Санкт-Петербург, 1999). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена 25 декабря 1998 года.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех.

Заключение

.

Проблема смысла жизни чрезвычайно многомерна и может быть исследована в соответствии с различными теоретическими и практическими целями и с различных методологических позиций. Следует учесть также, что само исходное понятие — «смысл» -" принципиально междисциплинарное понятие" 180.

В настоящей работе проблема смысла жизни рассмотрена через призму экзистенциальной потребности человека в самоопределении собственных места и роли в социальном бытии (шире: в бытии как таковом). Данная потребность обусловлена, с одной стороны, открытостью человеческого бытия, то есть способностью (можно даже сказать обреченностью) человека относиться к собственному развитию, как предмету осознанного и целенаправленного саморазвития и самосовершенствования. Соответственно, поиск смысла жизни представлен в качестве процесса формирования устойчивой направленности самосознания, выступающей в качестве духовного ориентира жизненной стратегии, критерия самосовершенствования.

С другой стороны, поиск смысла жизни обусловлен необходимостью ответить на «запрос» со стороны некоего «Другого», также осмысляющего мир. В ориентации процесса осмысления на «Другого», как на некое ограничение собственного «смыслового пространства», в осмыслении с позиции уважения к «Другому» и его неотчуждаемым правам заключается нравственный момент осмысления жизни индивидом. В этой связи следует отметить также тот факт, что с нравственной точки зрения важна и осмысленность бытия индивидом как таковая, поскольку последняя выполняет функцию стабилизации личностного поведения. Осмысленность как таковая важна и с точки зрения структуры психической деятельности человека — факт, который побуждает автора сформулировать проблему базового (или психологического) уровня удовлетворения потребности смысла жизни — то есть удовлетворения как такового, безотносительно к какой-либо объективной истине и даже просто к самосознанию личности. Отдельного внимания удостоена взаимосвязь процесса осмысления жизни и психического здоровья (шире: здоровья вообще).

Что касается нравственного момента осмысления жизни, то последний, будучи сопряжен с необходимостью осмыслить бытие «Другого», оказывается взаимосвязанным с социальной самоидентификацией. Форма самоидентификации, глубина или же, напротив, ограниченность последней, оказывают влияние на способность индивида к осмыслению бытия «Другого». Самоидентификация также служит простым и эффективным способом обретения собственного смысла жизни. Таким образом, для осмысляющего собственное бытие субъекта, «Другой» представляет собою не только ограничение смыслового пространства, но также и самостоятельный источник смысла.

Другой" явлен в бытии осмысляющего мир субъекта не только в качестве непосредственной данности. Экзистенциальный опыт «Другого» — ценности, представляют собою своего рода «готовые смыслоформы», соотнесенность с которыми позволяет индивиду осмыслить собственное бытие в качестве именно представителя человечества, а не безосновного существа, переживающего бытие как «заброшенность» в мир (М.Хайдеггер).

Готовые смыслоформы" представляют собою для индивида не а/ ^ /—1 ^ только ценный, но и коварный дар. С одной стороны, некритическое отношение к ценностям чревато превращением последних в своеобразный фетиш. С другой стороны, не следует забывать, что ценности одного сообщества могут противостоять ценностям другого сообщества и тем самым служить фактором вражды. В этой связи особого внимания заслуживает нравственная способность к восприятию в качестве ценности самого «Другого». В данном отношении сама наша эпоха может быть охарактеризована в качестве эпохи утверждения в сознании человека общечеловеческих ценностей — идеалов актуальных для каждого индивида вне зависимости от его социальной, религиозной, политической и прочей принадлежности. В числе общечеловеческих ценностей особого внимания заслуживает ценность жизни, которую правомерно охарактеризовать как базовую ценность.

Аксиологическое рассмотрение ценности жизни как условия реализации любых иных ценностей, по мнению автора, должно стать атрибутом любого этико-философского исследования, посвященного проблеме смысла жизни. Фундаментальность ценности жизни, однако, не умаляет значимости других ценностей и не отвергает необходимости их анализа. В качестве другой фундаментальной экзистенциальной и нравственной ценности автор рассматривает в данной работе ценность истории — исторического самосознания и его элемента — исторического знания.

Отмечая давность взгляда на историю как средоточие нравственного опыта, автор показывает его особую значимость в связи с процессом осмысления жизни. Эта значимость заключается, прежде всего, в открываемой историческим самосознанием возможности самоидентификации. Самоидентификация посредством обращения к истории характеризуется, с одной стороны, утонченной деликатностью относительно уникальности единичного человеческого бытия. С другой стороны, безусловностью, исходящей из невозможности выбирать свое прошлое. Подобная безусловность в условиях современной цивилизации, когда размыты многие привычные, устоявшиеся экзистенциальные и нравственные ориентиры, представляется неоценимым благом.

Фундаментальная значимость истории для осмысления жизни заключена также в возможности воображаемого возвращения в духовный контекст той или иной исторической ситуации, значимой для постижения смысла соответствующей ценности, ее «вновь переживания». Отношение к ценности, основанное на понимании ее истоков, представлении об «испытанности» данной ценности в ходе исторического процесса, придает последней особый авторитет.

Исключительно важной в этой связи представляется роль профессионального историка. Исследуя прошлое — свидетельствуя о прошлом, историческая наука формирует объективную основу для исторического самосознания. Непосредственно постигая различные формы человеческого опьгга, в том числе нравственного и сообщая последний своим современникам, ученый-историк выступает в роли подлинного хранителя ценностей. При этом значимой характери-стикои ремесла историка является его относительная научная отстраненность. Именно данная отстраненность и обеспечивает истории славу тад1з1: га vitae, помогающей человеку действительно свободно и действительно глубоко осмыслить собственное бьггие.

Автор полагает оправданным продолжить начатое исследование феномена смысла жизни как нравственной проблемы. Представляется перспективным развитие работы в следующем направлении:

Исследуя проблему нравственного содержания смысла жизни, автор пришел к выводу о доминировании в философии и этике подхода к данной проблеме, основанного на признании своего рода «презумпции беспомощности» осмысляющего собственное бьгтие индивида. Естественным следствием подобного подхода к данной проблеме является ярко выраженный этический патернализм: уверенность, что некий «Другой» — «Учитель» («Вождь»), общество в целом выступают по отношению к конкретному индивиду в качестве избавителя от бессмыслицы. Столь же естественно, что при подобном подходе нравственный момент проблемы смысла жизни поглощает ее экзистенциальное ядро. Проблема смысла жизни превращается в проблему внешнего, формального соответсвия бытия индивида неким социальным идеалам.

Автор отнюдь не отвергает ценности «Другого» для осмысления жизни — напротив, всячески последнюю подчеркивает. Однако следует помнить и о том, что отношение «Я — «Другой» представляет собою не только поле духовного взаимообогащения, но также своеобразное пространство взаимной ненависти, насилия и жестокости, служащих препятствием для индивида в осуществлении его собственной жизненной стратегии. Соответственно, нравственный момент проблемы смысла жизни, по мнению автора, должен бьггь раскрыт не только посредством презентации неких ценностей, претендующих на роль высших или фундаментальных, но и через раскрытие идеала толерантности.

В этой связи автор полагает необходимой нравственную переоценку проблемы так называемого «экзистенциального вакуума». Неправомерна однозначно негативная оценка данного феномена. Переживание в сознании современного общества некоей «бессмыслицы» является также свидетельством зрелости человека, достижения адекватной осмыслености собственного бытия. Понимание того факта, что смысл мира сконструирован сознанием самого человека, равно как и понимание того, что не все№в мире может быть ясно и однозначно осмыслено, есть шаг на пути к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, к отказу от хищнического отношения к Природе.

Рассматривая проблему смысла жизни во взаимосвязи с проблемой насилия, необходимо учесть следующий важный момент: процесс осмысления обыкновенно односторонне связывается с целеполаганием и «свободным выбором», а нередко и просто отождествляется с последними. Однако, в принципе, процесс осмысления человеком своего бытия пронизан пафосом «человека гонимого» — пафосом постоянной борьбы человека за свое будущее: за лучшее будущее, за будущее как таковое. Гипотетическое устранение из жизни современного человечества духа враждебности, вероятно, явилось бы подлинным взрывом самых оснований взращенной на духе насилия цивилизации. Таким образом, невозможно ограничиться лишь критической констатацией наличия «злого смысла» — необходим поиск действительных, реальных альтернатив смысла жизни «невраждебного человека». Такой поиск — трудная, но тем и достойная задача для философии и этики.

180 Тульчинский Г. Л. Проблема осмысления действительности. Логико-философский анализ. Л., 1986. С. 15.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  2. А. Исповедь.: Пер. с лат. М.: «Гендальф», 1991. -541с.
  3. Адлер А. Понять природу человека/ Пер. Е. А. Цыпина. СПб.: «Академический проект», 1997. — 256с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380с.
  5. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253с.
  6. Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. -Новосибирск: Наука, 1987. 243с.
  7. Е. Этос и история.: Пер. с венг. М.: Мысль, 1988. -128с.
  8. М. Психология счастья.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 332с.
  9. X. Истоки тоталитаризма.: Пер. с англ. М.: ЦентрКом, 1996. — 672с.
  10. Ю.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: «Прогресс"-"Политика», 1992. — 608с.
  11. П.Арьес Ф. Человек перед лицом смерти.: Пер. с фр. М.: Прогресс-Академия, 1992. — 526с.
  12. А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., ПетровскийВ.А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова J1.C. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности// Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С.35−46.
  13. A.C. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т.- М.: ФО СССР, 1991. Т.1. — 318с.- Т.2. — 378с.- Т.З. -470с.
  14. М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. — 222с.
  15. М.А. Категории и методы исторического исследования. -М.: Наука, 1984. 342с.
  16. М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М.: Мысль, 1987. — 348с.
  17. Э.А. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982. — ЗЗбс.
  18. С.С. Человек в его истории. JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. — 295с.
  19. М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 1985. М., 1986. — С.80−160.
  20. Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 173с.
  21. H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии// Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. — 383с.
  22. H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии.- М.: Мысль, 1991. 320с.
  23. . Просвещенное сердце// Человек. 1992. — № 2.- С. 67−80- № 3. С.74−85- № 4. — С.50−64- № 5. — С.48−62- № 6.- С.85−102.
  24. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) М.: Политиздат, 1975. — 399с.
  25. Биологическое и социальное в развитии человека. Сб. ст./ Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1977. — 227с.
  26. Биология в познании человека. Сборник/ Отв. ред. Р. С. Карпинская. М.: Наука, 1989. — 254с.
  27. Биоэтика: проблемы и перспективы. М.: ИФРАН, 1992. -210с.
  28. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. 1992. — № 10. -С.3−28.
  29. М. Апология истории, или Ремесло историка.: Пер. с фр.- М.: Наука, 1986. 254с.
  30. В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. -64с.
  31. Болингброк Письма об изучении и пользе истории.: Пер. с англ. М.: Наука, 1978. — 359с.
  32. Д. Сопротивление и покорность// Вопросы философии. 1989. — № 10. С.114−167- № 11. С.90−162.
  33. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301с.
  34. .С. К изучению смысловой сферы личности// Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. — 1981. — № 2. -с46−56.
  35. М. Два образа веры.: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. — 464с.
  36. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. — 302с.
  37. Д. Американцы: демократический опыт.: Пер. с англ.- М.: «Прогресс"-"Литера», 1993. 832с.
  38. Д. Американцы: колониальный опыт. М.: «Прогресс"-"Литера», 1993. — 480с.
  39. Д. Американцы: национальный опьгг. М.: «Прогресс"-"Литера», 1993. — 624с.
  40. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения// Психологический журнал. 1997. — Т.18. — № 2. — С.58−78.
  41. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 200с.
  42. М. Избранные произведения.: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. — 804с.
  43. Т. Теория праздного класса.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984. — 367с.
  44. И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. — 211с.
  45. JI.C. Мышление и речь// Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1996. — Т.2. — С.5−361.
  46. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — 150с.
  47. Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики.: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. — 699с.
  48. К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1991. — 239с.
  49. Гаджинская 3. Смысл человеческой жизни и проблема суицида: (Опыт философско-психологического исследования). Автореферат диссертации на соискание ученой степени философских наук. -М., 1993. 23с.
  50. П.М., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. — 366с.
  51. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философия истории. СПб.: Наука, 1993. — 477с.
  52. А. О систематике антропологии// Проблема человека в западной философии. Сб. пер. с англ., нем., фр. М.: Прогресс, 1988. — С.152−201.
  53. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. — 703с.
  54. Э. Современность и самоидентичность// Социальные и гуманитарные науки. 1994. — Серия 11. — № 2. — С.14−27.
  55. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сборник.: Пер. с англ. и фр. М.: Прогресс, 1990. — 495с.
  56. И.А. Смысл и направленность исторического процесса.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. 220с.
  57. В.В. Аксиологический аспект философии. Дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. J1., 1989. 413л.
  58. . Г. Философская антропология. Критические очерки. М.: Мысль, 1982. — 188с.
  59. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. — 368с.
  60. .Л. Смысл и значение человеческой жизни в отражении западной философии (натуралистические и религиозные концепции). (Обзор)// Современный человек: цели, ценности и идеалы. Реф. сб. Выпуск 1. М.: ИНИОН, 1988. — С.152−172.
  61. A.B. Искусство истрии. М.: Современник, 1980. -288с.
  62. A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995.- 308с.
  63. A.B. Философия в поисках смысла жизни// Диалог.1990. № 12. — С.96−98.
  64. A.B. Эстетика истории. М.: Наука, 1974. — 128с.
  65. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: ДИ ДИК, 1989. — 637с.
  66. Г. Н. Смысл жизни, счастье, мораль. М.: Знание, 1981. — 64с.
  67. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. — 192с.
  68. Э. Феноменологии внутреннего сознания времени// Гуссерль Э. Собр. соч. М.: Гнозис, 1994. — Т.1. — 162с.
  69. В.Е. Проблемы человеческой свободы. Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1967. — 248с.
  70. E.H. Идентификационные стратегии: российский выбор// Социологические исследования. 1995. — № 6. — С. 120 130.
  71. A.B. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию. СПб.: «ИНАПРЕСС», 1997. — 144с.
  72. О.И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии// Вопросы философии. -1981. № 6. — С.153−163.
  73. Г. Г. В поисках смысла и цели: проблемы массового сознания современного капиталистического общества.- М.: Политиздат, 1986. 255с.
  74. О.Г. Мир оживших предметов: проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. — 351с.
  75. О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк.- М.: Наука, 1974. 388с.
  76. A.A. Записки детского онколога: Драматическая деонтология. М.: СП «Интербук», 1992. — 175с.
  77. Д. Свобода и культура. London: Overseas publ. interchange, 1968. — 195c.
  78. Э. Самоубийство: социологический этюд.: Пер. с фр. М.: Мысль, 1994. — 399с.
  79. Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования/ Отв. ред. Л. В. Сохань. Киев: Наукова думка, 1987. — 277с.
  80. Жизнь как творчество: Социально психологический анализ/ Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. — Киев: Наукова думка, 1985. — 302с.84.3амошкин Ю. А. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. М.: Наука, 1980. — 306с.
  81. Ю.А. Личность в современной Америке: опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980. -247с.
  82. Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев: Наукова думка, 1980. — 187с.
  83. А.Я. Новая медицинская этика приходит изхосписов// Человек. 1994. — № 5. — С.108−115.
  84. Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. — 319с.
  85. Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений)// Социологические исследования. 1995. № 4. — С.3−14.
  86. К. Г. Русская эстетика истории. СПб.: Изд-во ВГК, 1992. — 156с.
  87. М. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  88. М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205с.
  89. З.М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: Мецниереба, 1985. — 309с.
  90. И. О способности духа силою только воли побеждать болезненные ощущения// Трактаты и письма. М.: 1980.1. С.298−318.
  91. К. История против прогресса: Опыт культурно-исторической генетики. М.: Наука, 1992. — 150с.
  92. В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. (Критика религиозно-идеалистических концепций). -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1975. 150с.
  93. Т. Теперь и прежде.: Пер. с англ. М.: Республика, 1994. — 414с.
  94. Э. История моей жизни. М.: Манускрипт, 1994. -224с.
  95. М.М. Смысл жизни человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1994. — 107с.
  96. JI.H. Философия истории. СПб.: АО «Комплект», 1993 — 350с.
  97. Г. Н. Наука о боли. М.: Наука, 1975. — 399с.
  98. Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры// Проблема человека в западной философии. Сб. пер. с англ., нем., фр. М.: Прогресс, 1988.- С.3−30.
  99. В. Ж., Коваль зон М.Я. Теория и история. (Проблемы теории исторического процесса) М.: Политиздат, 1981. -288с.
  100. М.Л. Есть у меня мечта. Избранные труды и выступления. М.: Наука, 1970. 225с.
  101. М.Л. Любите врагов ваших// Вопросы философии. 1992.- № 3. С.66−71.
  102. Ш. Кинг М. Л. Паломничество к ненасилию// Этическая мысль: Науч.-Публицистич. Чтения. 1991/ Общ. ред. А. А. Гусейнова. -М.: Республика, 1992. С.168−181.
  103. Р. Преступность в США: Замечания по поводу ее природы, причин, предупреждения и контроля.: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1975. 422с.
  104. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80 90-е годы)// Социологические исследования. — 1995. -№ 1. — С.59−72.
  105. В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.: Наука, 1968. 525с.
  106. И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. — 439с.
  107. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.- 252с.
  108. Когда убивает государство.: Смертная казнь против правчеловека. (Доклад неправительственной организации
  109. Международная амнистия"): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — 421с.
  110. Р. Дж. Идея истории. Автобиография.: Пер. с англ. М.: Наука, 1980. — 482с.
  111. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 336с.
  112. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  113. . А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. Пер. с фр. М.: Academia, 1936. -266с.
  114. Концепция «американской исключительности»: идеология, политика, культура// Проблемы американистики. 1993. — Вып. 9. — 301с.
  115. A.A. Диалектика и теория медицины. JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. — 100с.
  116. А.Н. Методологический аспект проблемы смысла жизни человека. Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук. Днепропетровск, 1986. — 168л.
  117. A.M., Шаповалов В. Ф. Творчество и отражение висторическом познании. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 129с.
  118. Красота и мозг: биологические аспекты эстетики.: Пер. с англ. М.: Мир, 1995. — 334с.
  119. Н. Пределы наказания.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. — 17бс.
  120. И. А., Морозова Г. Б., Потнин A.C., Корряков А. Д., Семенов О. Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков// Психологический журнал. 1996. — Т.17. — № 5. — С.76−89.
  121. Т.А. Проблема смысла человеческого бьгтия в современной буржуазной философии// Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978. — С. 1360.
  122. Ч. Социальная самость// Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. — С.316−329.
  123. В. Человек в мире: типы смысложизненных ориентации// Общественные науки. 1990. — № 2. — С.119−133.
  124. С. Болезнь к смерти// Кьеркегор С. Страх и трепет.: Пер. с датск. М.: Республика, 1993. — 382с.
  125. М.Г. Этика науки: Философско-социологические аспекты соотношения науки и морали. Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1985. — 126с.
  126. К. Иллюзия бессмертия: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1984. — 286с.
  127. Ланглуа и Сеньобос. Введение в изучение истории.: Пер. с франц. СПб.: Издание О. Н. Поповой, 1899. — 278с.
  128. Ст. Л. Духовный призыв «Американской мечты»// Американский характер. М.: Наука, 1995. — С.56−72.
  129. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян//
  130. Социологические исследования. 1996. — № 5. — С.3−19.
  131. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России// Социологические исследования.- 1994. -№ 5. С.17−28.
  132. М.И. Воспитание трудовой нравственности// Американский характер: очерк культуры США. М.: Наука, 1991. — С.110−132.
  133. М.И. Не по «щучьему велению», а по здравому разумению (Тема труда в американском фольклоре)// Американский характер. М.: Наука, 1995. — С.240−261.
  134. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  135. Леонтьев А. Н. Философия психологии: Из научного наследия. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. 285с.
  136. Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии.(Обзор)// Современный человек: Цели, ценности, идеалы. Реф. сб. Вып.1. М.: ИНИОН, 1988. — С.73−100.
  137. Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. филос. наук. М., 1988. 24с.
  138. М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. В 2-х т.: Пер. с англ.- М.: Радуга, 1992. Т.1. — 671с.- Т.2. — 575с.
  139. Э.Н. Современная философия истории. Таллин: Ээсти раамат, 1980. — 293с.
  140. Г. Что значит: «Этому можно дать толь ко историческое объяснение»?// THESIS. 1994. — Вып.4. — С.213−222.
  141. Мабли Г.-Б. Об изучении истории. О том как писать историю.- М.: Наука, 1993. 414с.
  142. В.А. Смысл жизни и нравственное отношение личностик миру. M.: Знание, 1986. — 64с.
  143. B.C. Неудобства с идентичностью// Вопросы философии. 1998. — № 2. — С.43−53.
  144. М.К. Как я понимаю философию. (Сборник) М.: Прогресс, 1990. — 365с.
  145. К. Диагноз нашего времени.: Пер. с нем. и англ. -М.: Юрист, 1994. 700с.
  146. .В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. — 229с.
  147. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.8. С.115−217.
  148. К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.З. — С.1−4.
  149. К. Экономическо-философские рукописи 1844г.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.42. — С.41−174.
  150. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.З. С.7−544.
  151. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Баузра и компании// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. С.3−230.
  152. X. Микроистория// THESIS. 1994. — Вып.4. — С.193−202.
  153. Медицина и права человека.: Пер. с фр. М.: А/о ИГ «Прогресс», «Прогресс — Интер», 1992. — 214с.
  154. А.И. Слепоглухонемые дети. М.: Педагогика, 1974. — 327с.
  155. Мид Дж. Интернализованные другие и самость// Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. — С.224−227.
  156. Д. За экспериментальную, или веселую, историю// THESIS. 1994. — Вып.5. — С.185−205.
  157. Могхарех-Абед X. Расовая гигиена, или евгеника// Вторая мировая война.Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований.: Пер. с нем. М.: «Весь Мир», 1997. — С.631−644.
  158. Модернизация в России и конфликт ценностей/ Отв. ред. С. Я. Матвеева. М.: ИФРАН, 1994. — 248с.
  159. Моральные ценности и личность/ Под ред. А. И. Титаренко и Б. О. Николаичева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. -175с.
  160. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск: Наука, 1989. 208с.
  161. В.В. В поисках иных смыслов.- М.: Прогресс, 1993. 260с.
  162. A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988 — 263с.
  163. В.В. Влияние хронической болезни на психику: Психол. Исследование. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -168с.
  164. Ф. О пользе и вреде истории для жизни// Ницше Ф. Сочинения в 2-х т.: Пер. с нем. М.: Мысль, 1996. — Т.1. -С.158−230.
  165. Образ жизни и ценностные ориентации личности/ Отв. ред. Л. А. Арутюнян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1980. — 144с.
  166. Образ жизни: Теоретические и методологичесие проблемы социально психологического исследования/ Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. — Киев: Наукова думка, 1980 -299с.
  167. К. Психология влечений человека.: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1972. — 247с.
  168. Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: Наука, 1994. — ЗЗбс.
  169. Одиссей. Человек в истории. 1996. Ремесло историка на исходе XX века. M.: Coda, 1996. — 368с.
  170. Очерки социальной антропологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — 154с.
  171. Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 286с.
  172. А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М.: Изд-во Московского ун-та, 1992. — 207с.
  173. Э. Медицинская этика в США// Человек. 1990. -№ 2. — С.47−55.
  174. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 208с.
  175. Ю.В. Практика и историческая наука. Томск: Изд-во ТГУ, 1980. — 421с.
  176. М.А. «Американская мечта» в контексте современной культуры США// Американский характер. М.: Наука, 1995. — С.73−86.
  177. В. Национал-социалистическая эвтаназия: истоки и пределы// Вторая мировая война.Дискуссии. Основныетенденции. Результаты исследований.: Пер. с нем. М.: «Весь Мир», 1997. — С.645−655.
  178. А. Человеческие качества.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. — 312с.
  179. К.С. Принцип оборачивания метода и превращенные формы в процессе исторического творчества// Материалистическое учение К. Маркса и современность. Межвуз. сб. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1985. — С. 6474.
  180. К.С. Социальная философия. (Пропедевтический курс лекций для студентов гуманитарных специальностей.) Самара: Международный институт «Открытое общество». Самарский филиал, 1996 — 80с.
  181. К.С. Философские проблемы научно-технического творчества//Философские проблемы научного познания и творчества/ Под ред. Ю. В. Манько. СПб.: СПГУТД, 1996. -С.138−157.
  182. X. Ступени органического в человеке// Проблема человека в западной философии. Сб. пер. с англ., нем., фр. -М.: Прогресс, 1988. С.96−151.
  183. .Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. -М.: Наука, 1986. 96с.
  184. К. Открытое общество и его враги. В 2-х т.: Пер. с англ. М.: Международный фонд «Культурная инициатива» -Soros foundation: Открытое о-во «Феникс», 1992. — Т.1. -446с.- Т.2. — 525с.
  185. К.Р. Нищета историцизма.: Пер. с англ. М.: Издат. Группа «Прогресс» — VIA, 1993. — 187с.
  186. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966. — 213с.
  187. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций/ В. А. Подорога, А. Б. Зыкова, И. С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989. — 256с.
  188. Проблема ценности в философии/ Под ред. А. Г. Харчева. М.- Л.: 1966. 261с.
  189. Е.Б. Историк как свидетель, или Об источниках исторического познания// Вопросы философии. 1998. — № 2. -С.35−42.
  190. П. Торжество языка над насилием. Герменевтичекий подход к философии права// Вопросы философии. 1996. — № 4.- С.27−36.
  191. Г. Принципы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки.: Пер. с нем. СПб.: Наука, 1997. — 532с.
  192. М.М. О смысле жизни. В 2 частях. Л.: Издание автора, 1927. — 4.1. Историко-критический очерк. — 198с.
  193. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423с.
  194. Русская идея. (Сборник/ Сост. М.А.Маслин) М.: Республика, 1992. — 494с.
  195. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. (Сборник. В 2-х т.) М.: Искусство, 1994. — Т.1. -538с.- Т.2. — 683с.
  196. A.A. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наукова думка, 1987. — 154с.
  197. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: Петрополис, 1994. — 217с.
  198. В.Н. Смысл жизни и мировоззрение личности. Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук.1. Л., 1985. 190л.
  199. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Отв. ред. В. А. Ядов. Л.: Наука, 1979. — 264с.
  200. А.Д. Воспоминания. В 2-х т. М.: «Права человека», 1996. — Т.1. — 912с.
  201. А.Д. Мир, прогресс, права человека. Л.: Советский писатель, 1990. — 126с.
  202. . Сильные мира сего: бизнес и бизнесмены в американской истории.: Пер. с англ. М.: Прогресс, — 1976. — 455с.
  203. Г. Стресс без дистресса.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. — 124с.
  204. П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. 175с.
  205. О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Педагогика, 1972. — 447с.
  206. А. Моральное зло в истории этики и культуры. -М.: Политиздат, 1992. 349с.
  207. Смысл жизни в русской философии, к. XIX н.ХХ веков: (сборник/ Сост. и авт. послесл. В.Г.Безносов) — СПб.: Наука, 1995. — 380с.
  208. Смысл жизни: Опыт философского исследования. Сб. ст. М.: Изд-во РАУ, 1992. — 146с.
  209. Смысл человеческой жизни: Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1992. — 127с.
  210. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. -М.: Республика, 1996. 479с.
  211. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 543с.
  212. Социология преступности: (современные буржуазные теории): Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. — 368с.
  213. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1982. — 303с.
  214. О.Я. Развитие представлений о смысле жизни в домарксистской этике. Тула: ТГПИ, 1971. — 141с.
  215. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы/ Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1982. — 372с.
  216. Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464с.
  217. A.B. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М.: ИПТК Логос ВОС, 1996. — 118с.
  218. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека.: Пер. с польск. М.:Прогресс, 1981. — 478с.
  219. Ч. Истоки личности: формирование современной идентичности// Социальные и гуманитарные науки. 1994. -Серия 3. — № 3−4. — С.51−59.
  220. С. Американские мечты потерянные и обретенные// США — экономика, политика, идеология. — 1981. — № 7. — С. 8092.- № 8. — С.85−93.- № 9. — С.72−77.- № 10. — С.74−80.
  221. П. Избранное: Теология культуры.: Пер. с англ. -М.: Юрист, 1995. 479с.
  222. А.И. Антиидеи: опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1984. — 231с.
  223. А.И. Сруктуры нравственного сознания: опытэтико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. 278с.
  224. А.Дж. Постижение истории: Сборник.: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1991. 731с.
  225. В. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. -М.: Политиздат, 1975. 184с.
  226. Э. Историзм и его проблемы.: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994. — 719с.
  227. Э.С. Смысл жизни как мировоззренческая проблема. Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук. Л., 1989. — 163л.
  228. О.Э. Современная культура США. М.: Наука, -1989. — 272с.
  229. Г. Л. Проблема осмысления действительности. Логико-философский анализ. Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1986. — 175с.
  230. Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. — 214с.
  231. Г. Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб.: Изд-во РХГИ, 1996. — 412с.
  232. Тюрго А.Р. Ж. Избранные философские произведения.: Пер. с фр. М.: Соцэкгиз, 1937. — 189с.
  233. А.Э. Смерть мозга: Пер с англ. М.: Медицина, 1988. — 287с.
  234. С.Л. Глазами историка. М.: Наука, 1966. — 263с.
  235. Л. Бои за историю.: Пер. с фр. М.: Наука, 1991. -629с.
  236. М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Пер. с фр. М.: Высшая школа, 1992. 351с.
  237. М., Френдли А. Экоцид в СССР: Здоровье и природа на осадном положении: (Перевод). М.: НПО Биотехнология, 1993.- 308с.
  238. Фигуры Танатоса. Философский альманах: Символы смерти в культуре. СПб.:, 1991−1998. — 4.1 — 213с.- 4.2 — 295с.- Ч. З — 108с.- Ч.4 — 220с.
  239. Философия и медицина/ Под ред. В. Ф. Сержантова и А. А. Королькова. Д.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. -213с.
  240. Философия и методология истории. Сб. ст.: Пер. с англ., нем., фр. М.: Прогресс, 1977. — 334с.
  241. Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969.- 319с.
  242. Г. Пути русского богословия. Париж: YMKA -PRESS, 1983. — 600с.
  243. Г. Моя жизнь. Мои достижения.: Пер. с англ. -М.: «Терра», 1989. 190с.
  244. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 510с.
  245. В. Человек в поисках смысла: Сб. пер. с англ. И нем. М.: Прогресс, 1990. — 366с.
  246. В. Жизнь Вениамина Франклина. Автобиография// Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1956. — с. 418 554.
  247. Г. Логические исследования. Томск: «Водолей», 1997. — 128с.
  248. А. Психология «Я» и защитные механизмы.: Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 1993. — 140с.
  249. И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М.: Знание, 1985. — 64с.
  250. И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983.- 350с.
  251. Э. Анатомия человеческой деструктивности.: (Перевод). М.: Республика, 1994. — 446с.
  252. Э. Бегство от свободы.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 269с.
  253. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. -415с.
  254. Э. Человеческая ситуация.: (Перевод). М.: Смысл, 1995. — 239с.
  255. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.: Пер. с фр. СПб.: A-cad, 1994.
  256. Ф. Конец истории?// Вопросы философии. 1990. -№ 3. — с.134−148.
  257. М. Время и бытие: Статьи и выступления.: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 447с.
  258. М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни// Вопросы философии. 1995. — № 11. — С.119−145.
  259. С. Столкновение цивилизаций// Полис. 1994. -№ 1. — С.33−48.
  260. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.: Пер. с англ. М.: «Прогресс» — «Универс», 1993. -480с.
  261. Хук С. «Если бы» в истории// THESIS. 1994. — Вып.5. -С.206−215.
  262. Н. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 171с.
  263. В.Н. Уголовная Россия. М.: «Терра», 1990. -395с.
  264. Человек в системе наук. Сб. ст./ Отв. ред. И. Т. Фролов. -М.: Наука, 1989. 503с.
  265. Человек и его ценности. В 2-х ч. М.: ИФАН, 1988. — 4.1.- 139с.- 4.2. 145с.
  266. A.B. Автономия индивидуальности в культуре. Дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук. СПб., 1991.- 143л.
  267. JI.A. Человек и его ценостный мир в религиозной философии: Критический очерк. Рига: Зинатне, 1980. — 288с.
  268. Е. Утопия и традиция.: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1990. — 454с.
  269. М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии. Сб. пер. с англ., нем., фр. М.: Прогресс, 1988. — С.31−95.
  270. В.Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема// Философские науки. 1985. — № 2. — С.41−50.
  271. Т. Социальная психология.: Сокр. пер. с англ. -М.: Прогресс, 1969. 535с.
  272. О. Закат Европы.: Пер. с нем. М.: Искусство, 1993. — 298с.
  273. Г. Г. Явление и смысл. Томск: «Водолей», 1996. -192с.
  274. Шур Э. М. Наше преступное общество. Социальные и правовые источники преступности в Америки.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 323с.
  275. Шюц А. Структура повседневного мышления// Социологические исследования. 1988. — № 2. — С.129−137.
  276. М. Священное и мирское.: Пер. с фр. М.: Изд-во
  277. Московского ун-та, 1994. 144с. 292. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.: Пер. с англ.
  278. М.: «Прогресс», 1996. 344с. 293. Этика биомедицинских исследований. Реф. Сборник. — М.:
  279. ИНИОН АН СССР, 1989. 174с.
  280. В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Аста-пресс, 1995. — 279с.
  281. Юнг К. Г. Архетип и символ. (Перевод). М.: Renaissance, 1991. — 299с.
  282. М.Т. Личность и общество.: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1973. — 544с.
  283. К. Смысл и назначение истории. М.:Республика, 1994. — 527с.
  284. Charlesworth M.J. Bioethics in a liberal Society. Cambridge: Cambridge university press, 1993. 172p.
  285. Crawford S.C. Dilemmas of life and death. Hindu Ethics in North American context. N.Y.: State University of New York press, 1995. — 233p.
  286. Russell O.R. Freedom to die: Moral and legal aspects of euthanasia. N.Y.- London: Human scienses press, 1977. -413p.
Заполнить форму текущей работой