Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественный и философский постмодернизм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Философский постмодернизм не является особым направлением в философии. В нем отсутствует единый комплекс идей; нет какой-либо связной концепции, без которой не может развиваться новое направление в философии; различия между отдельными авторами настолько велики, что если одного из них назвать «постмодернистом», всех других надо едва ли нс исключить из постмодернизма. Для концепции «постмодерните… Читать ещё >

Художественный и философский постмодернизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово «постмодернизм» имеет, таким образом, два основных значения:

  • 1) направление современного искусства;
  • 2) общее представление о современной эпохе, своего рода умонастроение, стремление выразить в абстрактных понятиях присущий концу прошлого века и современности дух времени, описать и объяснить интеллектуальные и эмоциональные его компоненты.

Постмодернизм в первом смысле может быть назван «художественным постмодернизмом». Постмодернизм во втором смысле можно именовать «философским постмодернизмом». Необходимо, однако, учитывать, что философский постмодернизм представляет собой комплексную концепцию, лежащую на границе нескольких научных дисциплин: лингвистики, философии, эстетики, психологии, истории, социологии и др.

Художественный постмодернизм начал складываться в конце 50-х — начале 60-х гг.; философский постмодернизм возник заметно позднее — в конце 70-х гг. Существенную роль в формировании философского постмодернизма сыграли идеи Ж. Дерриды, М. Фуко, Ж. Делсза, Ж. Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ф. Гаттари, Ю. Кристевой, П. де Манна и др. В отечественной литературе проблемам философского постмодернизма и объяснению на его основе тех или иных особенностей художественного постмодернизма посвящены работы Н. Б. Маньковской, И. П. Ильина, В. А. Подороги, М. К. Рыклина, В. М. Диановой и др.

Расширительное истолкование постмодернизма, при котором он охватывает не только течение в искусстве, но и определенное умонастроение, касающееся всей современной культуры, вызывает серьезные возражения. Э. Гидденс полагает, в частности, что термин «постмодернизм» относится главным образом к стилям или направлениям в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре[1]. Отрицая правомерность распространения постмодернистских представлений на сферу экономики, политики и социальных отношений, Гидденс использует близкие по звучанию, но отличающиеся содержанием понятия «модерните» и «постмодерните». «Постмодерните» означает множество признаков современной эпохи, в числе которых и те, что ничего нельзя знать наверняка, поскольку стала очевидной ненадежность всех прежних «оснований» эпистемологии; что история лишилась телеологии и, следовательно, никакую версию «прогресса» нельзя убедительно защищать.

Для концепции «постмодерните», разделяемой многими, свойственно убеждение в мировом лидерстве западной модели развития, в формировании однополярного мира, которое займет первую половину этого века. Если это так, то ни о каком плюрализме мнений, установок, позиций, провозглашаемом философским постмодернизмом, вряд ли возможно вести речь.

Постмодернизм в качестве наиболее адекватного духу времени выражения интеллектуального и эмоционального восприятия эпохи является внутренне непоследовательным. Он пытается соединить несоединимое. С одной стороны, это — бессознательное стремление к целостному постижению современной эпохи, а с другой — отчетливое осознание изначальной фрагментарности и принципиальной несинтезируемости представлений о жизни современного (открытого) общества и его индивидов.

Философский постмодернизм не является особым направлением в философии. В нем отсутствует единый комплекс идей; нет какой-либо связной концепции, без которой не может развиваться новое направление в философии; различия между отдельными авторами настолько велики, что если одного из них назвать «постмодернистом», всех других надо едва ли нс исключить из постмодернизма.

Своего пика постмодернистское мироощущение достигло на Западе в 80-е гт. В этот период, с одной стороны, ощущалась исчерпанность постмодернистских представлений, с другой — ничего нового на смену им не пришло. Создавалось даже впечатление, что постмодернизм втягивает в поле своего воздействия все новые и новые сферы культуры. Однако главным и скорее негативным итогом 90-х гг. явилось переосмысление научно-познавательных возможностей постмодернистской программы: она направлена лишь на нигилистическую критику и не дает никаких позитивных ответов[2].

Философский постмодернизм претендует на то, чтобы быть последовательным истолкованием не только современной культуры, но и современного искусства.

Философским постмодернизмом действительно сказано немало интересного об искусстве нескольких последних десятилетий. Однако никакого единой, связной и последовательной постмодернистской эстетической концепции современного искусства не существует. Философский постмодернизм, как бы ни были интересны отдельные его суждения о современном искусстве, не является эстетикой художественного постмодернизма.

  • [1] См.: Гидденс Э. Последствия модернити // Новая индустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. С. 109.
  • [2] См. в этой связи: Ильин И. П. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998. С. 171.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой