Резкое омоложение спорта
Многие виды спорта стали молодеть, что обусловлено феноменальными способностями юных спортсменов. По мнению ряда исследователей, для юного спортсмена спорт является школой физического и духовного совершенствования. Спорт воспитывает характер, формируя, помимо двигательных, такие качества, как упорство, решительность, чувство коллективизма и солидарности, умение адаптироваться к существующим… Читать ещё >
Резкое омоложение спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Многие виды спорта стали молодеть, что обусловлено феноменальными способностями юных спортсменов. По мнению ряда исследователей, для юного спортсмена спорт является школой физического и духовного совершенствования. Спорт воспитывает характер, формируя, помимо двигательных, такие качества, как упорство, решительность, чувство коллективизма и солидарности, умение адаптироваться к существующим обстоятельствам, что в конечном счете способствует обогащению жизненного опыта.
Однако пребывание в системе большого спорта оказывает не только позитивное, но и негативное влияние на юного спортсмена. Так, негативно на него воздействуют различные способы «выжимания» результата: запредельная интенсификация подготовки (продолжительность тренировочных занятий иногда доходит до 5−8 часов интенсивного труда в день), психологическая «накачка», биологические виды стимулирования, использование различных способов и форм материального соблазна.
Кроме того, уровень спортивных достижений в современном спорте требует все большей специализированной адаптации юного спортсмена и оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его физического здоровья. Поэтому ряд авторов (М. М. Боген, Ю. А. Власов, А. Г. Егоров, В. А. Пегов, В. В. Ким, М. Я. Сараф, В. И. Столяров и др.) настроены категорически против участия детей в большом спорте, утверждая, что это ведет к потере здоровья, истощению резервов организма юных спортсменов, снижает эстетическую привлекательность спорта.
Еще в прошлом веке II. Ф. Лесгафт писал, что спортивные соревнования не должны использоваться ни в школьном, ни в семейном воспитании ребенка, а в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися, так как это воспитывает в ребенке злобу и агрессивность[1].
Спустя столетие А. Г. Егоров, развивая идеи П. Ф. Лесгафта, утверждает, что спортизация физического воспитания усугубляет проблемы нравственного порядка, поскольку для сферы спорта, где господствует дух соревнования и соперничества, характерно значительное расхождение существующих в ней этических норм с общекультурными[2].
Конечно, такие высказывания — крайность. Невозможно запретить заниматься спортом несовершеннолетним, поскольку желание проявить и проверить себя естественно для подростков, а оптимально подобранные физические нагрузки только способствуют повышению уровня здоровья юных спортсменов. Вместе с тем необходимо помнить, что ранняя специализация, приобщение детей к огромным нагрузкам могут привести (и приводят) к спортивным травмам и болезням.