Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-философский анализ исторического события

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для развернутой характеристики бытия исторических событий можно применить классификацию исторических событий по определенным критериям: в зависимости от временной протяженности с точки зрения процесса социального развития и проблемы социального времени — длительные, продолжительные, моментальные исторические событияв зависимости от их формы и направленности, с точки зрения социального прогресса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основы и специфика социально-философского подхода в исследовании исторического события
    • 1. 1. Методологические основы социально-философского исследования исторического события
    • 1. 2. Роль социально-философского подхода в исследовании исторического события в западноевропейском социогуманитарном знании
    • 1. 3. Место социально-философского подхода в изучении исторического события в отечественном обществознании
  • Глава II. Место и роль исторического события в процессе социального развития
    • 2. 1. Онтологический статус исторического события и его место в социальном развитии
    • 2. 2. Проблема социально-философской типологии и определения структуры исторического события
    • 2. 3. Функции исторического события в общественном развитии

Социально-философский анализ исторического события (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Спектр проблем, на которое нацелено социально-философское знание, обширен. Однако главным объектом социальной философии выступает общество, которое живет сообразно существующим закономерностям, традициям, условиям. Социальная философия выясняет не только принципы человеческого общежития, основы его бытия, но и анализирует процесс развития общества.

XX век стал переломной эпохой в мировой истории и прежде всего в истории нашей страны. Это время было насыщено событиями, изменившими основы развития общества. В последнее время мы наблюдаем пересмотр событий прошлого и можем отметить тот факт, что новая трактовка событий далека от объективности и носит гипертрофированный характер. Большое влияние сейчас приобретает направление «folk-history», результатом работы которой выступают многочисленные псевдоисторические работы, посвященные пересмотру исторических событий, в том числе событий нашей страны. Можно сказать, что данные обстоятельства оказывают непосредственное воздействие на общественное сознание нашего общества и несут в себе мало положительного. Поэтому изучение исторических событий несет определяющую роль не только в смысле развития исторической науки, но и общественного сознания людей, их ценностных установок и культуры.

Самое непосредственное выражение деятельность человека находит в исторических событиях. Именно они лежат в основе истории как социальной реальности, как реального процесса. Постоянно сменяя друг друга в пространственно-временном континууме, исторические события формируют процесс социального развития общества. Исторические события — это некие точки, фрагменты социальной реальности, которые происходили и происходят благодаря действиям человека. Именно человек совершает действие, и он же его изучает.

Историческое событие есть основа для появления факта исторической науки — исторического факта. Именно в таком виде вплоть до настоящего времени чаще всего понималась специфика исторического события. Поэтому существует настоятельная необходимость анализа исторического события в рамках социальной философии, который позволит исследовать онтологические характеристики исторического события, его структуру, функции и ту роль, которую оно играет в развитии общества.

В отечественной философской традиции событие часто подменялось понятием «факт» или отождествлялось с ним. Следовательно, необходимо не только развести эти два понятия, но и определить специфические особенности каждого из них, чтобы осуществлять верный философский анализ явления исторического события.

Как показывает опыт настоящего, пересмотр роли исторического события может повлечь за собой кардинальные изменения в общественном сознании. Большое значение имеет в настоящий момент анализ переломных событий, оказывающих огромное влияние на настоящее и будущее как России, так и мира в целом.

Степень разработанности темы. Социальная философия, как известно, изучает общество посредством двух срезов: горизонтального (социальная статика) и вертикального (социальная динамика). Горизонтальный срез позволяет конструировать социальную структуру общества. Свой вклад в создание такой структуры внесли почти все крупнейшие зарубежные и отечественные философы. Можно назвать самых известных: Платона, Аристотеля, А. Смита, Сен-Симона, Г. В. Ф. Гегеля, О. Конта, К. Маркса, А. С. Хомякова, B.C. Соловьева1. Причем философы стремятся выделить не только крупные элементы социальной структуры, но и обнаружить самые мелкие ее элементы (первоэлементы), которые лежат в основе более крупных. Например, Ф. Теннис такими первоэлементами называл людей (материя социального). А для Г. Зиммеля такими первоэлементами были влечения, интересы, цели, стремления, психическое со.

1 См.: Аристотель. Никомахова этика. // Аристотель. Соч. в 4-х т. — М., 1984; Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. -М., 1962; Сен-Симон. Избранные сочинения. — М.-Л., 1948— Гегель Г. В. Ф. Философия права. — М., 1990; Конт О. Дух позитивной философии. — СПб., 1910; Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.// Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1- Хомяков А. С. Полное собрание сочинений.-М., 1990; Соловьев B.C. Философские начала цельного знания //Сочинения в 2 т., Т. 2.-М., 1988.

2 Теннис Ф. Общество и общность — М., 2002. — С. 54. стояние людей1. В современной отечественной философии B.C. Барулиным выдвигается идея об антропологическом кванте2, как о своеобразном перводвига-теле или элементе общественной жизни.

При вертикальном срезе ученые выделяют отдельные элементы структуры истории. Однако при данном подходе исследователи ограничиваются в основном крупными элементами (например, ступени развития свободы и права у Гегеля, общественно-экономические формации у К. Маркса, теологическая, метафизическая и позитивная стадии у О. Конта, культурно-исторические типы Н. Я. Данилевского и локальные цивилизации у А. Тойнби). Поэтому задачей социальной философии является выделение элементарной клеточки социального процесса. Внимание к историческому событию, как к такому первоэлементу было недостаточным вследствие того, что событие рассматривалось, прежде всего, в гносеологическом плане как основа факта или в рамках исторической науки как основной источник структурирования истории как науки.

В исследовании исторического события можно выделить следующие подходы:

Исторический подход, в рамках которого исторические события рассматриваются как основа исторического развития общества, осуществляли в своих работах Фукидид, Тацит, Ливий, Полибий, JI. Ранке, JI. Февр, Ф. Лефевр, Ф. Бродель, М. Блок, Р.Дж. Коллингвуд, Э. Ле Руа Ладюрисреди отечественных исследователей — В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, С. М. Соловьев, Н. И. Кареев, Р. Ю. Виппер, М. А. Барг, А. Я. Гуревич, А. И. Неусыхин, Н. П. Грацианский, С. Д. Сказкин и другие.

Экономический подход к изучению исторических событий в своих работах осуществлял П. Б. Струве, будучи сторонником историко-экономического материализма. С точки зрения экономической жизни и развития общества их рассматривал и Ф. Бродель. В рамках материализма и анализа экономического.

1 Зиммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизические главы // Избранное. Том 2. Созерцание жизни. — М., 1996.-С. 486.

2 Барулин B.C. Человек и общественный мир как система//Личность. Культура. Общество. — 2005. Вып. 2 (26). -С. 222. фактора в социальных процессах историческое событие рассматривали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. Плеханов.

Рассмотрение специфики исторического события с позиции социологического подхода осуществлялось в работах И. Валлерстайна, М. Вебера, Э. Дюрк-гейма, Р. Коллинза, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Т. Парсонса, П. А. Сорокина и других.

Психологический подход к изучению исторических событий в своих работах осуществляли Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Е. Ю. Боброва, Н. И. Кареев, Ллойд де Моз, Н. А. Логинова, А. Р. Лурия, Б. Ф. Поршнев, 3. Фрейд, Э. Фромм и другие.

В рамках философского подхода специфика исторических событий представлена в работах Аристотеля, Платона, Вольтера, Г. В. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, О. Конта, Ш. Монтескье, Г. Спенсера и многих других. Проблема цикличности исторических событий и социального развития представлена в работах И. Валлерстайна, Л. Н. Гумилева, Н. Я. Данилевского, Э. С. Кульпина, В. В. Лапкина, В. И. Пантина, А. В. Полетаева, И. М. Савельевой, П. А. Сорокина, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглера, А. Л. Янова и многих других.

Вопрос о соотношении социальной и естественной сторон процесса социального развития в целом, и исторических событий в частности, рассматривался в трудах многих философов. О преимуществах естественной стороны исторических событий говорили: Монтескье, Л. И. Мечников, С. М. Соловьев (окружающая природная среда) — К. Гельвеций, П. Гольбах, Гегель, Э. Ле Руа Ла-дюри, К. Маркс, П. А. Сорокин, Ф. Энгельс (естественные человеческие потребности) — Т. Гоббс, Т. Пейн, А. Шефтсбери, Д. Юм (естественная психика человека) — В. И. Вернадский, Л. Н. Гумилев, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. П. Чижевский (связь общества с окружающей природой и космосом).

Очень большое место в философском подходе занимала гносеологическая проблематика исторического события, которая нашла свое выражение в работах позитивистов — О. Конта и Г. Спенсера, неокантианцев — В. Виндельбандта и Г. Риккерта, критической философии истории — Ф. Г. Бредли, Г. Зиммеля,.

В. Дильтеяв трудах марксистовв работах У. Дрея, К. Гемпеляв трудах отечественных философов — Э. Бернгейма, Ф. Н. Блюхера, А. Булера, Р. Ю. Виппера, А .Я. Гуревич, Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, В. П. Кохановского, А.С. Лаппо-Данилевского, М. Б. Лига, С. Ф. Мартынович, В. Д. Обоймовой,.

A.И. Ракитова, А. Родина, Н. А. Рожкова, А. К. Уледова, Э. Фримана, В.М. Хво-стова, М. М. Хвостова, Ф. Шильмана и других.

Феноменологическое рассмотрение исторического события в рамках философского подхода представлено в работах М. Хайдеггера и Э. Гуссерля. Герменевтический подход в отношении истории был применен одним из первых.

B. Дильтеем, а в полной мере нашел отражение в идеях Х.-Г. Гадамера. В целом такой подход связан с искусством понимания фактов, как зафиксированных событий, которые нашли отражение в тексте. Идеи философской герменевтики, применяемые к истории, нашли отражение в дальнейшем в философии постмодернизма в работах Ж. Делеза, Ж. Ф. Лиотара и П. Рикёра.

На современном этапе развития науки в русле постнеклассической парадигмы, нашел свое развитие синергетический подход к пониманию процессов, явлений и событий, происходящих в обществе. Представители данного подхода — Ф.И. Ги-ренок, С. А. Гомаюнов, Ю. М. Лотман, К. В. Хвостова и другие, рассматривают событие как точку бифуркации. Тесно связанным с синергетическим подходом в настоящее время является так называемый альтернативный подход, представители которого в своих исследованиях опираются на историческую сослагательность. А. И. Бородкин, Ю. М. Лотман, А. В. Облонский, Д. Э. Харитонович, М. А. Чешков в своих работах большую роль в историческом процессе отводят случайностям, а субъект для них — главный, совершающий выбор.

Социально-философский подход, осуществляющий комплексное рассмотрение проблем бытия общества, процесса социального развития и его элементов, представлен в работах B.C. Барулина, И. А. Гобозова, В. Е. Кемерова, К. Х. Момджяна, Н. С. Розова, Ю. И. Семенова и многих других.

Обзор литературы показал, что в целом основное внимание в философии уделялось рассмотрению гносеологической проблематики исторического события и недостаточно исследовалась его онтологическая составляющая. На наш взгляд, благодаря интегрированное&trade-, комплексному изучению процессов и явлений в обществе, именно социально-философское знание способно верно осуществить анализ социальной реальности и проследить специфику процесса социального развития общества и места в ней исторического события.

В настоящий момент одной из задач социальной философии является изучение исторического события в онтологическом плане: его структуры, типологии, функций в процессе социального развитияа также его анализ как первоначального элемента социального развития.

Объектом исследования является процесс социального развития.

В качестве предмета исследования выступает историческое событие как основной элемент изменения и развития общества.

Цель и задачи исследования

.

Целью настоящей работы является проведение социально-философского анализа исторического события как основного элемента социального развития общества. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

— выявить роль социально-философского подхода в исследовании исторического событияf.

— определить место и роль исторического события в социальном развитии;

— обосновать онтологический статус исторического события;

— выяснить особенности социально-философской типологии и структуры исторического события;

— дать анализ функций исторического события в процессе социального развития;

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическим основанием исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, исследующих процесс общественного развития, структуру истории, методологические основы изучения общества, прежде всего классиков: К. Маркса, О. Конта, Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, Р.Дж. Коллингвуда и современных: B.C. Барулина, И. А. Гобозова, К. Х. Момджяна, В. И. Пантина и других.

Методологическую основу исследования составляет принцип единства логического и исторического. Диссертационное исследование опирается на диалектический, системный, историко-генетический, конкретно-исторический, компаративистский, синергетический методы. В диссертации нашли применение общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и обобщения.

Научная новизна работы.

1. Выяснена роль социально-философского подхода в исследовании исторического события в западном и отечественном социо-гуманитарном знании. Определены условия познания исторических событий.

2. Историческое событие представлено как основной элемент изменения и развития общества.

3. В работе обоснован онтологический статус исторического события, позволяющий говорить о нем как о неотъемлемом элементе бытия и развития человеческого общества.

4. Определены особенности социально-философской типологии исторического события как показатель многоаспектности рассмотрения и бытия исторических событий.

5. Выявлена особенность структуры исторического события на основе субъект-объектных отношений и соотношения естественного и социального. Показано, что исторические события детерминированы не только социальной стороной человеческой жизнедеятельности, но и естественной ее составляющей.

6. Проведен анализ функций исторических событий, позволяющий определить место и роль исторических событий в процессе социального развития общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-философский подход позволяет осуществлять комплексное рассмотрение специфики исторического события как основного элемента процесса социального развития общества. Благодаря комплексному изучению процессов и явлений в обществе, именно социально-философское знание способно верно осуществить анализ социальной реальности, проследить специфику процесса социального развития общества и места в ней исторического события.

Социально-философское познание исторического события может осуществляться благодаря комплексному соединению объективных и субъективных источников познания, детерминирующих процесс получения знаний о событии. Выяснено, что к объективным источникам относятся: а) степень развитости исторического события как объекта социальной действительностиб) многосо-ставность и разнородность исторических событийв) неразрывная взаимосвязь исторического события с другими историческими событиями, в основе чего лежит высокая степень взаимных опосредований и взаимных зависимостей между различными социальными отношениями, явлениями, связямиг) индивидуальность, неповторимость исторических событийд) включенность в содержание исторического события человека с его социально-ценностными ориента-циями и возможностями действия в разнообразных направлениях. К субъективным источникам познавательной деятельности субъекта относятся: гносеологические, социально-психологические особенности личности исследователя, и его личный опыт.

2. В основе исторического события заключено действие, совершаемое коллективным или индивидуальным общественным субъектом, по изменению какой-либо сферы общественной деятельности людей или общества в целом. Таким образом, обосновывается положение о том, что историческое событиеэто прежде всего социальное действие, лежащее в основе изменений и развития общества, оно выступает основным элементом процесса социального развития общества.

3. Обоснование онтологического статуса исторического события позволяет говорить о нем как о неотъемлемом элементе бытия человеческого общества. Историческое событие прочно занимает свое место в процессе социального развития общества, реализуя возможности индивидов по изменению существующего общественного порядка.

4. Показателем многоаспектности рассмотрения и проявления бытия исторических событий в обществе может служить социально-философская типология событий, которая строится по определенным критериям: в зависимости от временной протяженности с точки зрения процесса социального развития и проблемы социального времени — длительные, продолжительные, моментальные исторические событияв зависимости от их формы и направленности, с точки зрения социального прогресса — единичные, периодические, циклическиепо масштабности и результатам для общества и его развития — мелкое, ключевое, эпохальное, бифуркационное, переломноев зависимости от количества социальных связей, субъектов и результатов события для общества — простое и сложноепо сфере общественной деятельности и разрешаемых проблем: экономические, социальные, политическиесобытия в духовной жизни общества, межэтнические отношения, военные действия, научные открытия, события в культурной сфере общества.

5. Как основной элемент процесса социального развития, историческое событие имеет свою структуру, которая представляет собой комплекс субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Историческое событие соединяет в себе естественную и социальную стороны жизнедеятельности человека в обществе.

6. Функции исторического события есть непосредственное выражение его места и роли в процессе социального развития. Среди функций исторического события выделены: функция формирования исторического процесса, преемственности социального развития общества, изменения процесса социального развития, открытия и закрытия альтернатив общественного развития, формирования ценностного восприятия истории, переломности общественного развития, прагматическая функция.

Теоретическое и практическое значение результатов исследования.

Проведение социально-философского анализа исторического события позволяет говорить о нем как об основе построения исторического процесса и процесса социального развития общества. Рассмотрение онтологии позволяет расширить представления об историческом событии как о сложном, многосоставном и многозначном явлении исторического процесса и социального развития. Изучение онтологической сущности исторических событий активизирует конкретно-исторические исследования и дает более полное понимание сущности событий прошлого и настоящего.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях и научно-педагогической работе при подготовке специальных курсов в рамках социальной философии, социальной антропологии, социологии, философии истории и написании методических пособий. •.

Анализ особенностей таких функций исторического события как преемственности, открытия и закрытия альтернатив, переломности, формирования ценностного восприятия истории позволит внести вклад в концепции постепенного реформирования и гармонизации российского общества.

Апробация результатов исследования.

Содержание и основные результаты исследования были изложены в форме докладов и сообщений на научных конференциях различного уровня: на Международной конференции «Ломоносов — 2007» (г. Москва, 20 -23 февраля 2007 г.) — на Всероссийской научной конференции «Философия и методология истории» (г. Коломна, 25 — 26 ноября 2005 г.) — на аспирантских семинарах и ежегодных научно-практических конференциях, проводимых кафедрой философии ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. Основные результаты исследования отражены в научных статьях и тезисах докладов и выступлений. Всего по теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Стремление определить историю в общепринятом смысле сводится к тому, что история есть наука о прошедших событиях. Именно события являются для исторической науки той основой, благодаря которой строится процесс познания истории.

Вопрос о том, что есть историческое событие до сих пор остается открытым, несмотря на то, что на всем протяжении развития философской мысли ученые занимались постановкой и решением проблем, связанных с познанием истории, историческое событие не получила собственно комплексного рассмотрения, в частности его онтологическая характеристика.

В целом, в философии можно выделить несколько подходов к проблеме исторического события: прагматический, провиденциалистский, диалектический, позитивистский, герменевтический, компаративистский, феноменологический, синергетический, социально-философский.

Если в период с эпохи античности до эпохи Нового времени историческое событие трактовали как человеческие действия в процессе истории, то в начале XIX века историческое событие как самостоятельная единица исторического процесса отодвигается на второй план, уступая место историческому факту. Самое яркое проявление интереса к историческому факту, как основе процесса познания истории, нашло выражение в работах позитивистской философии. Такое положение сохранялось в науке вплоть до середины прошлого столетия на Западе, и до конца прошлого века в отечественной философской науке. Определяющим моментом для отечественной философской мысли относительно исторического события и исторического факта было влияние марксистской трактовки исторического факта, как отражения прошлого события в сознании человека. Однако нельзя недооценивать тот вклад, который внесли в разработку проблем исторического познания представители позитивистского направления философии и отечественная философская традиция XIX — XX вв. Но, несмотря на это, на наш взгляд, только социально-философский подход осуществляет комплексное рассмотрение проблем общественной жизни, социальной статики и социальной динамики, и рассматривает исторический процесс как непосредственное выражение деятельности людей, которая проявляется в конкретных исторических событиях. Данный подход осуществляют в своих работах современные отечественные философы. Мы выяснили, что процесс социально-философского познания исторических событий представлен как субъективным, так и объективным аспектами, которые проявляются в соответствующих группах источников, детерминирующих процесс получения знаний об историческом событии. И в основе происхождения исторических событий, и в основе получения знаний о событиях лежит человеческая деятельность, только первая направлена на изменение процесса социального развития, а вторая — на его изучение.

Социально-философский подход играет первостепенную роль в познании процессов, происходящих в обществе, осуществляет комплексное рассмотрение исторического события как элемента социального развития общества благодаря онтологическому, гносеологическому, аксиологическому подходам. Кроме того, само социальное развитие рассматривается как многогранный процесс, в основе которого лежит человеческая индивидуальность и неповторимость.

Определяемая философами в своих исследованиях, связь исторического события и факта, легла в основу осуществляемого в работе разведения этих двух категорий. Типичное определение исторического события — это то, что случилось, произошло и имело определенные последствия. Подобная дефиниция свидетельствует о том, что историческое событие есть непосредственное проявление бытия социума, оно есть часть бытия.

В понимании человека существуют два измерения истории — история как реальный процесс развития человеческого общества и история как наука, изучающая этот процесс. Элементом истории как реального прошлого выступает историческое событие, а фрагментом истории как конструируемого прошлого будет выступать некая мыслительная реконструкция того или иного событиятакая реконструкция, проводимая историком на основе каких-либо остатков прошлого в итоге становится фактом истории. Историческое событие и исторический факт по своей природе не совпадают, событие — это категория онтологическая, а факт — гносеологическая.

Историческое событие прошлого, каким оно было на самом деле, не дано историку в его познавательном опыте, он вынужден иметь дело с сообщениями и документами, фиксирующими это событие. В результате историк проводит реконструкцию события прошлого на основе эмпирического материала и в итоге получает некий фрагмент знания о прошлом событии, которое и будет являться историческим фактом. Историческое событие представляет собой фрагмент реального исторического процесса, социально и естественно обусловленный, в основе которого лежит действие социального субъекта, определенно воздействующее на процесс общественного развития. Таким образом, историческое событие может определяться как социальное действие.

Историческое событие как фрагмент прошлой реальности, как составная часть реального исторического процесса, и как определенное социальное действие, имеет такие сущностные характеристики как индивидуальность, неповторимость, единичность относительно пространственно-временного континуума. Мы можем констатировать, что существует некое сходство некоторых событий на структурном уровне, но само по себе событие как явление реальности индивидуально, неповторимо и единично. Событие нельзя воспроизвести, учитывая все многообразие связей, отношений и явлений, которые характеризуют его.

Существуют несколько уровней бытия события: событие реального прошлого, существующее независимо от того, знаем мы о нем или нетсобытие, участником которого можем выступать мы сами, то есть события, происходящие на наших глазахсобытие реконструированного историками прошлого.

Онтологический статус исторического события проявляется, прежде всего, в его природе — так как любое историческое событие есть часть бытия, его фрагмент, в основе которого лежит конкретное действие конкретного общественного субъекта в рамках пространственно-временного континуума. Понятие конкретности связано с понятиями индивидуальности и неповторимости исторических событий. Любое историческое событие происходит с определенной целью, в основе которой лежит изменение общественной жизни и, как следствие, осуществляется процесс социального развития. Таким образом, историческое событие может выступать как непосредственный элемент этого процесса.

Онтологическое содержание исторического события раскрывается посредством определения его структуры, социально-философской типологии и функций, которые оно выполняет в процессе социального развития.

Основу структуры события-действия составляют субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. В зависимости от сложности структуры события, можно выделить одноступенчатые и многоступенчатые действия. Специфика многоступенчатого действия, в отличие от одноступенчатого, состоит в том, что в нем могут присутствовать несколько субъектов и объектов, субъекты могут взаимодействовать друг с другом и одновременно с разными объектами.

Объектом исторического события-действия может выступать как отдельная сфера общественной жизни людей, так и сама общественная система. В широком понимании структуры исторического события, субъектом общественного развития является общество, объектом также может выступать общество. Само человеческое общество является одновременно и субъектом в широком смысле, и объектом, то есть, объект и субъект слиты. Таким образом, общество, благодаря действиям осуществляет изменения в самом себе, в своей жизни. Следовательно, посредством исторических событий-действий реализуется социальное развитие. Соответственно, историческое событие, являясь элементом социального процесса, выступает в качестве катализатора социальных изменений и социального развития.

Яркое выражение в происхождении исторических событий имеет проблема соотношения социального и естественного в общественно-историческом процессе. Несмотря на то, что определяющую роль в исторических событиях играет социальное, наряду с ним присутствует и естественная составляющая. Естественное имеет непосредственное влияние на социальное в происходящих событиях и явлениях. Общественный субъект, руководствуясь естественным желанием улучшения жизни и потенциальной возможностью реализации своих потребностей совершает определенные действия и поступки.

Для развернутой характеристики бытия исторических событий можно применить классификацию исторических событий по определенным критериям: в зависимости от временной протяженности с точки зрения процесса социального развития и проблемы социального времени — длительные, продолжительные, моментальные исторические событияв зависимости от их формы и направленности, с точки зрения социального прогресса — единичные, периодические, циклическиепо масштабности и результатам для общества и его развития — мелкое, ключевое, эпохальное, бифуркационное, переломноев зависимости от количества социальных связей, субъектов и результатов события для общества — простое и сложноепо сфере общественной деятельности и разрешаемых проблем: экономические, социальные, политическиесобытия в духовной жизни общества, межэтнические отношения, военные действия, научные открытия, события в культурной сфере общества.

Однако необходимо признать определенную относительность всех этих типов, так как определяющим моментом в данной классификации выступает сознание человека, его отношение и специфический подход к тому, или иному событию общественно-исторического развития. Приведенная нами классификация исторических событий дает возможность увидеть и проследить многообразие исторических событий и обращает внимание на присущую им сложность и неоднозначность. Посредством типологии и структуры исторического события можно проследить, насколько сложна и многогранна его сущность как социального действия и как основного элемента процесса социального развития общества.

На протяжении всего процесса развития человеческого общества исторические события, не просто чередуясь, сменяют друг друга, они выполняют ряд функций в социальном развитии. Среди функций исторического события особо выделены: функция формирования исторического процесса, преемственности социального развития общества, изменения процесса социального развития, открытия и закрытия альтернатив общественного развития, формирования ценностного восприятия истории, переломности общественного развития, прагматическая функция. Функции исторического события есть непосредственное выражение его места и роли в процессе социального развития.

В целом каждому историческому событию присущи все эти функции, за исключением функции преемственности и переломности. Первая может проявляться частично, или вовсе не проявитьсявторая же функция характерна не для всех исторических событий, а лишь тем, которые коренным образом меняют устои общественной жизни. Обе эти функции тесно связаны со степенью и масштабами изменений в общественном развитии.

История, исторический процесс, это не просто череда событий, в ней находит свое выражение процесс развития общества. Исторические: события не только формируют исторический процесс — они есть выражение деятельности человека. Исторические события, выступая, прежде всего, социальными действиями, воздействуют на социальную реальность и таким образом играют роль в процессе социального развития.

И в заключение хотелось бы отметить, что в современном российском обществе идет определенная переоценка ценностей и история, исторические события оказываются в центре этого процесса. Конечно, необходимо признавать ошибки, сделанные в прошлом, необходимо выяснять и узнавать новое, но все же относиться с пониманием к тому, что история была и существует, и вычеркнуть из нее что-то вряд ли удастся, а переделать — тем более. Отсюда становится ясным, почему в настоящий момент большое значение приобретает анализ переломных событий, оказывающих огромное влияние на настоящее и будущее как России, так и мира в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженый. Творения. Том 1.I. О граде Божием Текст. -СПб.: «Алетейя», 1998. — 595 с.
  2. П.В. Социальная философия Текст.: Учеб. пособие. М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 256 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания Текст.: монография. М.: Наука, 1977. — 297 с.
  4. Р. Избранное: Введение в философию истории Текст. / Р. Арон. Пер. с фр. М.- СПб.: Универс. книга, 2000. — 543 с.
  5. В.Ф. Античная философия Текст.: учеб. для вузов / В. Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 2001. — 400 с.
  6. А.С. Социокультурная динамика России: (к методологии исследования) Текст. / А. С. Ахиезер // Полис. 1991, № 5.- С. 51 — 64.
  7. Г. С. Индивидуализация как метод построения гносеологического образа исторического события Текст. // Социальные проблемы познания и управления. Ч. 1. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1983. — С. 57 — 64.
  8. М.А. Категории и методы исторической науки Текст.: монография. М.: Наука, 184. — 342 с.
  9. М.А. Эпох и идеи: Становление историзма Текст.: монография. М.: Мысль, 1987. — 348 с.
  10. B.C. Социальная философия Текст.: Учебник. Изд. 2-е. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.
  11. B.C. Человек и общественный мир как система Текст. // Личность. Культура. Общество. Вып. 2 (26), 2005. С. 208 -234.
  12. Н.А. Исторический процесс: единство и многообразие Текст.: монография. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. — 183 с.
  13. Н.А. Смысл истории Текст.: монография. М.: Мысль, 1990.- 175 с.
  14. Э. Введение в историческую науку Текст. / Э. Бернгейм. Пер. с нем. В. А. Вейнштока. СПб.: «Вестник знания», 1908. — 69 с.
  15. В.М. Коллективная рефлексология Текст. / В. М. Бехтерев // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. — С.
  16. М. Апология истории, или ремесло историка Текст.: монография. 2 -е изд.: Пер. с. фр. М.: Наука, 1986. — 255 с.
  17. Ф.Н. Философские проблемы исторической науки Текст.: монография. -М.: ИФРАН, 2004. 197 с.
  18. Боброва ЕЛО. Основы исторической психологии Текст.: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997, — 236 с.
  19. Т.В. К определению категории факта в методологии исторического познания Текст. / Т. В. Бородина // Категории философии и развитие научного познания. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. — С. 113−115.
  20. А.И. История, альтернативность и теория хаоса Текст. / А. И. Бородкин // Одиссей: Человек в истории. История в сослагательном наклонении. М.: Наука, 2000. — С. 21 — 26.
  21. Ф. История и общественные науки. Историческая длительность Текст. /Ф. Бродель // Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977.-С. 115−142.
  22. Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное Текст. / Ф. Бродель // Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XVIII вв. Том. 1.-М.: Прогресс, 1986.-622 с.
  23. В. Когнитивная психология или когнитивная физика. О величии и тщетности языка событий Текст. / В. Буданов // Событие и смысл. (Синергетический опыт языка). М., 1999. — С. 44 — 61.
  24. Н.И. Избранные труды Текст. Л., 1988. — 182 с.
  25. В.В. Единство природного и социального в историческом процессе Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук / В. В. Вальковская. -М., 1989.-23 с.
  26. М. Избранные произведения Текст. Под ред. Ю. И. Давыдова / М. Вебер. М.: Мысль, 1990. — 805 с.
  27. М. Избранное. Образ общества Текст. / Под ред. С. Я. Левит. -М.: Юрист, 1994.-704 с.
  28. М. Критические исследования в области логики наук о культуре Текст. / М. Вебер // Культурология. XX век. Антология. -.-М.: Юрист, 1995.-С. 7−57.
  29. В. Избранное: Дух и история Текст. / В. Виндель-банд. Пер. с нем. М.: Юрист, 1995. — 687 с.
  30. В. Прелюдии Текст. / В. Виндельбанд. СПб., 1904. -374 с.
  31. Р.Ю. Очерки теории исторического познания Текст. / Р.10. Виппер.-М., 1911.-112 с. 34. «Время мира» Текст.: Альманах. Вып 1. Историческая макросоциология в XX веке. / Под ред. Н. С. Розова. Новосибирск, 1998 — 362 с.
  32. Гадамер Х.-Г. Истина и метод Текст. / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988.-704 с.
  33. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории Текст. / Перевод A.M. Водена. СПб.: Наука, 2000. — 477 с.
  34. К. Мотивы и «охватывающие» законы в историческом объяснении Текст. / К. Гемпель // Философия и методология истории. М., 1977.-С. 72−93.
  35. К.Г. Функции общих законов в истории Текст. / К.Г. Гем-пель Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. — С. 16−31.
  36. О.В. Источник, факт, событие в историческом познании Текст.: Дисс. канд. филос. наук: 09.00.01. Самара, 1996. — 151 с.
  37. Ф. Археография событий Текст. / Ф. Гиренок // Событие и смысл. (Синергетический опыт языка). М., 1999. — С. 44 — 61.
  38. Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы Текст. / Э. В. Гирусов // Общество и природа М., 1981. — С. 41 -64.
  39. И. А. Введение в философию истории Текст. / 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЕИС, 1999. — 363 с.
  40. И.А. Плюралистичность интерпретаций в историческом познании Текст. / И. А. Гобозов // Проблемы исторического познания. Материалы международной конференции (19−21 мая 1996 г., г. Москва) М.: Наука, 1999.-С. 123- 130.
  41. И.А. Смысл и направленность исторического процесса Текст.: монография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 220 с.
  42. И.А. Социальный детерминизм Текст. // Социальная философия. Учебник. Под ред. И. А. Гобозова. — М.: Издатель Савин С. А., 2003. -С. 80−97.
  43. С.А. Композиционный метод в историческом познании Текст.: монография. М., 1994. — 143 с.
  44. B.C. Социальная философия как форма знания и познания Текст. // Социальная философия. Учебник. Под ред. И. А. Гобозова. — М.: Издатель Савин С. А., 2003. — С. 6 — 47.
  45. А.В. Искусство истории Текст.: монография. М.: Современник, 1980.-288 с.
  46. Л.Н. Этногенез и биосфера земли Текст.: монография. -М.:000 «Издательство ACT», 2002. 560 с.
  47. А.Я. «Что такое исторический факт?» Текст. / А.Я. Гуре-вич // Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. Сб-к. -М.: Наука, 1969.-С. 59−89.
  48. К.В. Исторический факт и историческое сознание Текст. / К. В. Гусев // Проблемы политической и экономической истории России. М., 1998.-С. 7−21.
  49. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому Текст. / Н. Я. Данилевский. -М.: Книга, 1991.-523 с.
  50. Действительность Текст. // Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991. — С. 107 — 108.
  51. . Текст. // Зотов А. Ф. Современная западная философия -М.: Высшая школа, 2001. С. 690 — 725.
  52. В. Введение в науки о духе (предисловие) Текст. / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литатуры XIX XX вв. Трактаты, стать, эссе. — М., 1987. — С. 108 — 112.
  53. В. Наброски к критике исторического разума Текст. / В. Дильтей // Вопросы философии 1988. № 4. С. 134 — 152.
  54. Н.М. К вопросу о содержании понятия «исторический факт» Текст. / Н. М. Дорошенко // Проблемы исторического материализма. Вып. 2. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. — С. 73 — 84.
  55. Н.М. Философия и методология истории в России (конец XIX—XX вв.ека) Текст.: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.-180 с.
  56. У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке Текст. / У. Дрей // Философия и методология истории [Текст]: Сб-к статей. -М.: Прогресс, 1977. С. 37 — 71.
  57. Э. Социология. Ч. 1. Метод социологии Текст. / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1995. — 352 с.
  58. B.C. О природе исторического познания.Текст.: учеб. пособие. М.:3нание, 1986. — 63 с.
  59. B.C. Проблема факта в историческом познании Текст. / B.C. Егорова // Вестник Моск. ун-та Серия «Философия», № 5, 1976. С. 38 -46.
  60. В.И., Мошкина З. В. Практикум по исторической психологии Текст.: учеб.-методич. пособие. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. — 148 с.
  61. A.M. Структурно-событийный и ценностно-смысловой подход к истории Текст. / A.M. Еременко // Динамика нравственных приоритетов человека в процессе его эволюции. Ч. 1. С-Пб., 2006. — С. 44 — 47.
  62. Н.М. Историческая реальность как предмет познания Текст. / Н. М. Есипчук. Киев: Наукова думка, 1978. — 143 с.
  63. В.Ю. Факты и версии в историческом познании Текст. /
  64. B.Ю. Жуков // Факты и версии: Ист.- культуролог, альманах. Вып. 1. СПб., 2000.-С. 9−13.
  65. Замчалова ИЛО. Исторический факт как отношение Текст. / И. Ю. Замчалова // Человек в социокультурном мире. Ч. 3. Материалы Всерос. Научн. Конференции (13 15 ноября 1997 г.) — Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1997.1. C. 17−19.
  66. Г. Философия культуры. Проблема исторического времени Текст. / Г. Зиммель Избранное. Т. 1. М.: Юрист, 1996. — 670 с.
  67. А.Ф. Современная западная философия Текст.: Учебник. -М.: Высш. шк., 2001. 784 с.
  68. В.В. Методологические основы исторического познания Текст.: учеб. пособие по ист. социологии. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991.- 152 с.
  69. А.А. Введение в философию истории Текст.: Учеб. пособие.- М.: «Владос», 1997. 287 с.
  70. Историческое познание: традиции и новации Текст.: Тез. мжд. теор. конф. Ижевск, 26−28 окт. 1993. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. Ч. 1. -232 с.
  71. Казус. Индивидуальное и уникальное в истории Текст. / Под ред. Ю. Л. Бессмертного и М. А. Бойцова. Вып. 3. М.: Изд-во РГГУ, 2002. — 401 с.
  72. Н.И. Историка. Теория исторического знания и исторического процесса Текст.: Ч. 1. Изд-е 2-е. Пг.: Типография М. М. Стасюлевича. -281 с.
  73. Н.И. Историология. (Теория исторического процесса) Текст. / Н. И. Кареев. Петроград: Типография М. М. Стасюлевича, 1915. -320 с.
  74. Н.И. Основные вопросы философии истории. Т. II Текст. / Н. И. Кареев. М., 1883. — 400 с.
  75. Л.П. Введение в историю Текст. / Л. П. Карсавин // Вопросы истории. 1996. № 6. С. 101 — 127.
  76. Л.П. Философия истории Текст. / Л. П. Карсавин. СПб.: АО «Комплект», 1993. — 351 с.
  77. В.Н. Объяснение в социальном познании Текст.: монография. Новосибирск: «Наука», Си б. отд., 1989. — 174 с.
  78. В.Е. Введение в социальную философию Текст.: Учебное пособие / В. Е. Кемеров. М.: Аспект Пресс, 1996. — 215 с.
  79. В.О. Исторические схемы и исторические законы Текст. / В. О. Ключевский // Методология русской истории. Собр. Соч. т.6. -М., 1969.-С. 65−116.
  80. В.А. Единство и соподчиненность природы и общества Текст.: монография М.: Наука, 1986. — 128 с.
  81. В.А. Природа и общество: специфика, единство, взаимодействие Текст.: монография. Красноярск: Изд-во Красноярского унта, 1985, — 176 с.
  82. И.Д. Историческое познание: индивидуальное, социальное и общечеловеческое Текст. / И. Д. Ковальченко // Свободная мысль. 1995. № 2.-С. 111−123.
  83. А.С. Философская компаративистика: основные этапы и идеи Текст. // Компаративистика. Альманах сравнительных социогумани-тарных исследований.- СПб, 2001. С. 58 — 78.
  84. Р.Дж. Идея истории. Автобиография Текст.: монография. М.: Наука, 1980. — 485 с.
  85. С.Э. Социальная философия Текст.: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высш. учеб. заведений / С. Э. Крапивенский. М.: ВЛАДОС, 2003.-416 с.
  86. М.А. Современная философия истории США Текст.: учеб. пособие / М. А. Кукарцева. Иваново, 1998. — 215 с.
  87. Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, концепции Текст. М., 1992. — 62 с.
  88. Ланглуа LLL, Сеньобос Ш. Введение в изучение истории Текст. / Пер. с фр. А. Серебряковой. СПб., 1899. — 275 с.
  89. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. II Текст. / А.С. Лаппо-Данилевский. СПб.: Типогр. «В. Безобразов и Компания», 1913. -799 с.
  90. В.А. Эпистемология классическая и неклассическая Текст./В.А. Лекторский -М.: Наука, 2001.- 253 с.
  91. Ле Руа Ладюри Э. История климата с 1000 года Текст. / Э. Ле Руа Ладюри. Пер. А. С. Чаплыгиной. — Ленинград, 1971. — 280 с.
  92. Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история Текст. / Э. Ле Руа Ладюри // THESIS, 1993, Вып. 2. С. 153 — 173.
  93. М.Б. Факты социального знания как отражение качества жизни Текст.: монография / М. Б. Лига. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. — 116 с.
  94. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология Текст. Пер. с фр. Б. Г. Соколова / Ж.-Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, 2001.-160 с.
  95. Ллойд де Моз А. Психоистория Текст. / А. Ллойд де Моз. Ростов-на-Дону, 2000. — С. 187 с.
  96. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь Текст. / Н. А. Логинова // Принципы развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 156 -173.
  97. О.А. Методологические и аксиологические детерминации исторического познания: проблемы соотношения Текст.: монография. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2004. — 335 с.
  98. О.А. Понятие философско-аксиологического анализа исторического познания Текст. / О. А. Лосева // Человек в социокультурном мире. Ч.З.-Саратов, 1997.-С. 13−16.
  99. Ю.М. Клио на распутье Текст. / Ю. М. Лотман // Наше наследие. 1988, № 5. — С. 1 — 4.
  100. А.Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов) Текст. / А. Р. Лурия. М., 1971. -173 с.
  101. С.Х. О категориальном анализе исторического факта Текст. / С. Х. Ляпин // X Ломоносовские чтения. Доклады и тезисы. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та, 1998. — С. 12 — 15.
  102. А.С. Философские аспекты природы человека и его взаимодействия с окружающей средой Текст. / А. С. Мамзин // Человек и природа. -М.-Наука, 1980.-С. 7−19.
  103. А.А. Социальная детерминация исторического факта Текст. / А. А. Марков. М.: МГУ, 1986. — 18 с. — Деп. в ИНИОН АНСССР 17.08.86, № 25 555.
  104. К., Энгельс Ф. Сочинения. Немецкая идеология Текст. Т.З. Изд-ние второе / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1955. — 629 с.
  105. К. К критике политической экономии. Предисловие Текст. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 13. Второе изд-ние. 1959. — 770 с.
  106. С.Ф. Факт науки и его детерминация Текст.: монография. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. — 180 с.
  107. Э. Теоретические и методологические вопросы истории. Фи-лософско-исторические исследования Текст. / Перевод с нем. А. А. Малинин. -М., 1911.-71 с.
  108. Методология научного познания и исследования социальных процессов Текст. Межвузовский тематический сборник. Иркутск, 1977. — 164 с.
  109. Н.А. Философия истории Текст.: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 1999. 164 с.
  110. К.Х. Введение в социальную философию Текст.: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. — 488 с.
  111. Ф. О пользе и вреде истории для жизни- Сумерки кумиров- Утренняя заря Текст.: Сборник. Пер. с нем. / Ф. Ницше. Минск: ООО «Попурри», 1999. — 512 с.
  112. В.Д. О специфике факта исторической науки Текст. / В. Д. Обоймова // Диалектика социального познания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-С. 33−38.
  113. А.В. Исторические перекрестки как объект альтернативной истории Текст. / А. В. Оболонский // Одиссей: Человек в истории. История в сослагательном наклонении. М.: Наука, 2000. — С. 27 — 32.
  114. Объективный и субъективный факторы в историческом процессе Текст.: доклады молодых ученых на теоретическом семинаре при Отделении актуальных проблем исторического материализма / Редкол.: Власова В. Б., Су-войчик А.В. М., 1988. — 76 с.
  115. Е.П. Историческое познание как предмет современного философского анализа Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук / Е. П. Олейников. Красноярск, 2004. — 24 с.
  116. О.А. Историческая закономерность и историческое познание Текст. / О. А. Останина. Киров, 1997. — 34 с. — Деп. в ИНИОН РАН 04.03.97, № 52 364.
  117. О.А. Вопросы исторического познания в русской философии Текст.: монография. М.: Прометей, 1997. — 137 с.
  118. В.И. Волны и циклы социального развития. Цивилизацион-ная динамика и процессы модернизации Текст.: монография. М.: Наука, 2004.-246 с.
  119. Т. О структуре социального действия Текст. / Т. Парсонс. Пер. с. англ. М.: Мысль, 2000. — 880 с.
  120. Г. В. О материалистическом понимании истории Текст. / Г. В. Плеханов Избранные философские произведения в 5 т. Т.2 -М., 1956. С. 236−266.
  121. К. Имеет ли история какой-нибудь смысл? Текст. // Поп-пер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. М.: Феникс, 1992. — С. 299 — 322.
  122. К. Нищета историцизма Текст. / К. Поппер // Вопросы философии. М., 1992. № 8 — 10
  123. .Ф. Социальная психология и история Текст. / Б. Ф. Поршнев: монография. М., 1966. — С. 186 с.
  124. Проблемы истории и исторического познания Текст.: Сб. науч. ст. Томск: Томск, гос. ун-т, 2001. — 269 с.
  125. Разработка и апробация метода теоретической истории Текст. / Под общ. ред. Н. С. Розова. Новосибирск: Наука, 2001. — 502 с.
  126. А.И. Историзм, историческая истина, исторический факт Текст.: монография. М.: Мысль, 1977. — 268 с.
  127. А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход Текст.: монография. М.: Политиздат, 1982. — 303 с.
  128. Г. Н. Проблема достоверности исторических фактов Текст. / Белгор. гос. технол. акад. стант. материалов / Белгород, 2000. 117 с. — Деп. в ИНИОН РАН 20.04.00, № 55 563.
  129. П. Время и рассказ. Т.1. Интрига и исторический рассказ Текст. / П. Рикер. М., СПб.: Университетская книга, 1998. — 313 с.
  130. П. Объективность и субъективность в истории Текст. // Метафизические исследования. Вып. 3. История. СПб.: «Алетейя», 1997. — С. 85 -110.
  131. Г. Философия истории Текст. / Г. Риккерт. Пер. с нем. С. Гессена. СПб., 1908. — 154 с.
  132. А. Среда и событие Текст. / А. Родин // Событие и смысл. (Синергетический опыт языка). М., 1999. — С. 44 — 61.
  133. В. «Что такое событие?» Текст. / В. Розин // Событие и смысл. (Синергетический опыт языка). М., 1999. — С. 269 — 278.
  134. Н.С. Философия и теория истории. Книга 1. Пролегомены Текст.: монография. М.: ЛОГОС, 2002. — 656 с.
  135. Г. И. Основы философии истории Текст.: Учебник для вузов / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 303 с.
  136. И.М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного Текст. / И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М. «Языки русской культуры», 1997.-800с.
  137. Ю.И. Основные концепции всемирной истории Текст. // Социальная философия. Учебник. Под ред. И. А. Гобозова. -М.: Издатель Савин С. А., 2003.-С. 147−161.
  138. Э. История событий и история структур Текст. // XIII мжд конгресс ист. наук, Москва, 16−23 августа 1970 / Э. Сестан. -М.: Наука, 1970. -С.2−11
  139. В.Н. Методология исторического исследования Текст. / монография. Минск: БГУ, 2000. — 233 с.
  140. Система действия Текст. // Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — С. 310 — 312.
  141. П.А. Голод как фактор: влияние голода на поведение людей, социальных организаций и общественную жизнь Текст. / П. А. Сорокин. -М.: Academia: LVS, 2003. 678 с.
  142. П. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. Сорокин.- М.: Изд-во политич. лит-ры, 1992. 543 с.
  143. Социальное действие Текст. // Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Л. Ф. Ильичев. М.: «Советская энциклопедия», 1983. — С. 637.
  144. Социальная философия Текст.: Учебник. Под. ред. И. А. Гобозова.- М.: Издатель Савин С. А., 2003. 528 с.
  145. В.И. О диалектике снятия биологического социальным Текст. / В. И. Стрельченко // Человек и природа. М., 1985. — С. 35 — 51.
  146. Н.Д. Введение в социальную философию и философию истории Текст.: Учеб. пособие. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. — 231 с.
  147. Н.Д. Социальное в естественном. Естественное в социальном Текст.: монография. М. Прометей, 2001. — 193 с.
  148. Л.В. Исторический факт как социально-философская категория Текст. / Л. В. Сувойчик // Философско-методологические проблемы социального познания. Вып. И. -М., 1981. С. 53 — 61.
  149. В.Н. Введение в философию истории: Своеобразие исторической мысли Текст.: монография. М.: Водолей Publishers, 2006. — 248 с.
  150. А.Дж. Постижение истории Текст.: Сборник / А.Дж. Тойнби. Пер. с англ. М.: Айрис-пресс, 2002. — 640 с.
  151. Е. Исторические источники и подход историка к исторической реальности Текст. / Е. Топольский // Проблемы исторического познания: Материалы международной конференции. М., 1999. — С. 24 — 30.
  152. Э. Историзм и его проблемы Текст.: монография. М.: Юрист, 1994.-719 с.
  153. А. Избранные работы по философии Текст.: Пер. с англ. -М: Прогресс, 1990. 717 с.
  154. И.В. Онтология «исторической реальности»: герменевтический аспект Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук / И. В. Увина. Ижевск, 1999.- 18 с.
  155. А.С. Теория и историческое познание Текст.: Дисс. в форме доклада. докт. филос. наук. -М., 1990. -36 с.
  156. Э. Методы изучения истории: Главные периоды европейской истории Текст. / Э. Фриман. Пер. П. Николаева. М.: Тип. В. Рихтер, 1893.-238 с.
  157. Л. Бои за историю Текст. / Л. Февр. Пер с фр. М.: Наука, 1991.-629 с.
  158. Философия и методология истории Текст.: Сб-к статей. М.: Прогресс, 1977.-331 с.
  159. С.Л. Очерк методологии общественных наук Текст. / Франк С. Л. М.: Изд-во «Берег», 1922. — 124 с.
  160. М. Время и бытие Текст. / М. Хайдеггер. Пер с нем. -М.: Республика, 1993.-447 с.
  161. М. Тождество и различие Текст. / М. Хайдеггер. Пер. с нем. А. Денежкин. -М.: Гнозис, 1997. 64 с.
  162. Д.Э. Методология и нравственный смысл альтернативной истории Текст. / Д. Э. Харитонович // Одиссей: Человек в истории. История в сослагательном наклонении. М.: Наука, 2000. — С. 50 — 52.
  163. В.М. Теория исторического процесса Текст. / В. М. Хвостов. М.: Типография Рихтер, 1909. — 153 с.
  164. К.В. Современная эпистемологическая парадигма в исторической науке (Роль многозначной логики) Текст. / К. В. Хвостова // Одиссей: Человек в истории. История в сослагательном наклонении. М.: Наука, 2000. -С. 10−13.
  165. К.В., Финн В. К. Гноселогические и логические проблемы исторической науки Текст.: учеб. пособие / К. В. Хвостова, В. К. Финн. М.: Наука, 1995.- 176 с.
  166. С.С. Факт в структуре научного знания Текст. / С. С. Худяков // Проблемы теории познания, логики и методологии науки. Вып. 1. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — С. 85 — 95.
  167. В.Ю. Аксиология истории России: Современная отечественная история в свете теории ценностей Текст.: монография. Пермь, 1999. -240 с.
  168. А.П. Космический пульс жизни: Земля в объятиях солнца. Гелиотараксия Текст.: монография. М.: Мысль, 1995. — 386 с.
  169. В.Б. Синергетика и проблемы исторического познания Текст. / В. Б. Шепелева // Историческое знание и интеллектуальная культура. Ч. 1.-М., 2001.-С. 20−24.
  170. B.C. Объяснение и понимание в философии истории Текст.: монография. Новосибирск: Изд-во Сиб. отд. РАН, 2000. — 239 с.
  171. Г. История как проблема логики. Критические и методологические исследования Текст. Материалы в 2-х ч. / Г. Шпет. М., Памятники исторической мысли. 2002. — 1168 с.
  172. С.А. Контрфактическое моделирование, развилки и случайности в русской истории и культуре Текст. / С. А. Экштут // Одиссей: Человек в истории. История в сослагательном наклонении. М.: Наука, 2000. — С. 33 — 36.
  173. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности Текст.: монография. М.: «Добросвет», 2001. — 162 с.
  174. К. Истоки истории и ее цель Текст. // К. Ясперс Смысл и назначение истории/Пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991. С. 27−287.
Заполнить форму текущей работой