Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сознание и бессознательное

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бессознательное — все психические явления и процессы, протекающие вне сферы разума, неосознаваемые и неподдающиеся контролю воли. Сознательная информация может забываться, тягостные воспоминания вытесняются, а то, что воспринимается человеком как негативное, злое и отрицательное, подавляется. Все это и составляет содержание бессознательного. Граница между сознанием и бессознательным размыта… Читать ещё >

Сознание и бессознательное (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теория бессознательного Зигмунда Фрейда

Еще в Античности появились представления о том, что в психике человека есть неосознаваемая, не поддающаяся контролю часть. Так, например, Демокрит различает душу, состоящую из мокрых и малоподвижных атомов, и душу, состоящую из огненных и подвижных атомов. Огненная душа соответствует разуму, ясному сознанию, влажная душа — тому, что мы сейчас называем бессознательным. В Средневековье Аврелий Августин размышляет не только о сознании, но о внутреннем опыте субъективности, который гораздо богаче и насыщеннее, чем опыт сознания и мышления. В Новое время представления о неосознаваемой части психики развивает Готфрид Лейбниц.

Но первая теория бессознательного была создана только в начале XX в. Зигмундом Фрейдом. Новые идеи появились сначала в клинической психологии в виде методики лечения невротических заболеваний, а затем психоанализ стал общей психологической теорией. Позже благодаря усилиям последователей и учеников Фрейда он превратился в философскую концепцию. В отличие от своих предшественников Фрейд утверждал, что бессознательное первично по отношению к сознанию и определяет его. До Фрейда бессознательное считалось низшей формой психической активности, которая преодолевается благодаря сознанию. Фрейд отверг тезис о том, что сознание первично, а бессознательное лишь недоразвитое сознание, и подтвердил это богатым опытом наблюдения и лечения.

Бессознательное — все психические явления и процессы, протекающие вне сферы разума, неосознаваемые и неподдающиеся контролю воли. Сознательная информация может забываться, тягостные воспоминания вытесняются, а то, что воспринимается человеком как негативное, злое и отрицательное, подавляется. Все это и составляет содержание бессознательного. Граница между сознанием и бессознательным размыта, существует множество психических явлений, которые мигрируют из сознания в бессознательное и наоборот. Для того чтобы обозначить границу между сознанием и бессознательным, Фрейд вводит понятие подсознания. Подсознание — это те бессознательные психические явления, которые связаны с переходом на уровень сознания. Бессознательное прорывается наружу в виде сновидений, гипнотических состояний, оговорок, ошибок и неправильных действий, по этим «следам» мы и узнаем о бессознательном.

По мнению Фрейда, главная функция бессознательного — охранять сознание и уменьшать груз тягостных переживаний. Содержание бессознательного носит сексуальный характер. В бессознательном формируются комплексы — устойчивые психические структуры, которые складываются вокруг сильных переживаний, а затем вытесняются и могут стать причиной психических заболеваний. Обнаружить комплекс, довести до сознания и тем самым избавить человека от него можно с помощью свободных ассоциаций или толкования сновидений.

Фрейд предложил собственную модель субъективности, в которой представлены и сознание и бессознательное. В субъективной реальности он выделяет:

" Оно" или «Id» — глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения;

" Я" или «Ego» — сознание, посредник между бессознательным и внешним миром, в этой сфере действует принцип реальности;

" Сверх-Я" или «Super-Ego» — установки общества и культуры, моральная цензура, совесть.

" Сверх-Я" выполняет репрессивные функции, а инструментом репрессии выступает «Я». «Я» — посредник между внешним миром и «Оно», «Я» стремится сделать «Оно» приемлемым для мира или привести мир в соответствии с желаниями «Оно». Под внешним миром понимается культура, которая как раз и состоит из требований «Сверх-Я», т. е. норм и правил, противоречащих желаниям «Оно». Чтобы проиллюстрировать взаимоотношения «Я» и «Оно», Фрейд предложил образ всадника «Я», который управляет лошадью — «Оно». Когда человек здоров, «Я» властвует над «Оно», превращает волю «Оно» в собственное действие. По если противоречия между стремлениями «Оно» и установками «Сверх-Я» становятся непреодолимыми, то «Оно» вырывается из-под контроля «Я», это, по мнению Фрейда, и становится главной причиной неврозов.

Зигмунд Фрейд считал, что все люди невротичны, поскольку они живут в культуре, которая подавляет все биологические влечения: агрессивность, деструктивность, сексуальность. Вопрос только в степени невротичности каждого конкретного человека. Внутри любой личности существует конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», а сознательное «Я» часто оказывается настолько слабым, что не в состоянии управлять инстинктами. До тех пор, пока человек вынужден подчиняться нормам и правилам общества, он не сможет избавиться от давления «Сверх-Я», и пока у него есть тело, он не сможет избавиться от желаний «Оно». Поскольку ни избавиться от тела, ни вырваться из культуры человек не может, единственным выходом остается разумный компромисс между «Оно» и «Сверх-Я». Инструментом этого компромисса выступает «Я». Содержание «Оно» должно постепенно осознаваться и превращаться в содержание «Я», чем более осознана внутренняя жизнь личности, тем менее эта личность подвержена неврозам, но совершенно свободных от душевного страдания людей в современной культуре не встретишь, — таков неутешительный вывод Фрейда.

Ключевое место в концепции Фрейда занимает понятие эдипова комплекса. Историю царя Эдипа две с половиной тысячи лет назад поведал Софокл, а в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдина такова. В Фивах правили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул напророчил Лаию, что он погибнет от руки своего сына. Правитель Фив поверил, и когда у него родился сын, царь велел пастуху отнести младенца на съедение хищным зверям. Пастух пожалел новорожденного и отдал его царю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было наследников, поэтому он воспитал Эдипа как своего сына. Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы выяснить, чей он сын. Пророчество было ужасным. Оракул ответил, что Эдипу суждено убить родного отца и жениться на родной матери. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он встретил колесницу, повздорил с ее седоком и убил его. Затем Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса — женщины с львиным телом, и освободил от ее власти Фив. В награду жители города объявили его царем и дали в жены вдовую царицу Иокасту. Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды — это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына. Не выдержав тяжести греха, царица Иокаста, мать и жена Эдипа, покончила с собой, а Эдип в отчаянии ослепил себя.

По мнению Фрейда, в этом мифе отображен фундаментальный психический конфликт человека, объясняющий, как формируется сексуальность и основа взрослых отношений. В возрасте трех-пяти лет сексуальное желание ребенка направлено на родителей, он вовлекает их в свои фантазии и копирует их поведение. Эдипов комплекс — та фаза развития, во время которой ребенок усваивает запреты, учится контролировать свои желания и отказываться от некоторых из них. «Овладеть» матерью — такова главная бессознательная фантазия маленького мальчика, по утверждению Фрейда. Соперничество с отцом и одновременно страх перед ним приводят к тому, что мальчик начинает идентифицироваться с отцом и в результате отказывается от матери. Эдипов комплекс у девочки выражается в том, что она «соперничает» с матерью за отца, при этом она копирует поведение матери, с одной стороны, ненавидя ее как соперницу, а с другой — восхищаясь ею. Одним словом, эдипов комплекс — это сложные и противоречивые чувства любви и ненависти, которые ребенок испытывает к обоим своим родителям. Фрейд считает, что стоит взрослому человеку влюбиться или почувствовать желание, как маленький ребенок эдиповой фазы вновь оживает в нем.

В последних работах Фрейд предпочел заменить понятие «сексуальное влечение» — основную характеристику бессознательного, на более широкое понятие «либидо». Либидо — не только сексуальность, это вся сфера любви, родительские, дружеские, патриотические и прочие чувства. Кроме либидо или «эроса» в размышлениях Фрейда есть и понятие «Танатос». Эрос — греческий бог любви, олицетворяет инстинкт жизни, Танатос — греческий бог смерти — инстинкт разрушения и смерти. По мнению Фрейда, два этих противоположных влечения руководят и управляют человеком всю его жизнь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой