Развитие региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке
Диссертация
Несмотря на ярко выраженные положительные тенденции, проявившиеся в развитии и становлении региональной системы образования Смоленской губернии, существовавшие в XIX веке, в целом процесс развития шел явно замедленно. Данный вывод подтверждается следующими фактами — малое число г народных школ, к 50-м годам XIX века в городе Вязьма Смоленской губернии при населении в 10 тысяч жителей имелось… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
- 1. 1. Государственная образовательная политика и общественная мысль в России первой половины XIX века
- I. 2. Реализация государственной образовательной политики при формировании региональной системы образования на территории Смоленской губернии в первой половине XIX века
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
- II. 1. Государственная образовательная политика в России второй половины XIX века
- II. 2. Реализация государственной образовательной политики при формировании региональной системы образования на территории Смоленской губернии во второй половине XIX века
- Н.З. Женское образование Смоленской губернии во второй половине XIX века
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. — № 8. — С. 44 — 60.
- Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС. — 1996.- № 9. С. 83 — 88.
- Акимов В.В. Земская деятельность по народному образованию в Смоленской губернии // Журнал Министерства народного просвещения. Новая сер. ХЬУ, 1912.-№ 11.-С. 1 -45.
- Акимов В.В. Постановка учебного дела в земских школах // Журнал Министерства народного просвещения. 1916. — № 5. — С. 1 — 60.
- Аксенов М.В. Историческая записка о Смоленской губернской гимназии (1786−1833) Ч. I. — Смоленск, тип. Силина, 1912. — 192 с.
- Аксенов М.В. Класс коммерции при Смоленской Губернской гимназии (1804−1812): Историческая справка Смоленск, 1909. — 23 с. // Памятная книжка Смоленской губернии на 1910 год.
- Аксенов М.В. Первый директор Смоленской гимназии Людоговский Л.Ф., его жизнь и деятельность (1761−1838) Смоленск, 1906. — 82 с. // Памятная книжка Смоленской губернии на 1907 год.
- Аксенов М.В. Петр Дмитриевич Шестаков, знаменитый педагог — гражданин II половины XIX в. Краткий обзор его жизни и педагогической деятельности1. Смоленск, 1910. 135 с.
- Аксенов М.В. Смоленский кадетский корпус (1805 1812, историческая записка) — Смоленск, 1907. — 125 с.
- Андреев И.И. Народное образование в Дорогобужском уезде: исторический очерк содействия земства народному образованию в уезде Ельня: Изд-е Дорогобужского земства, 1913. — 229 с.
- З.Андреев Н. В., Маковский Д. П. Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до II половины XIX в.) Ч. I. — Смол. обл. гос. изд-во, 1949.-368 с.
- Андреев П.Г. Смоленская губерния в Отечественной войне 1812 года — Смоленск: Смол, книжное изд-во, 1959. 116 с.
- Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (серединаXIX- начало XX века): Автореф. дис.канд. пед. наук. — М., 2000.- 18 с.
- Андреева Е.А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика. — 1999.-№ 3.-С. 85−91.
- Анисимов В.В. Университетские учебные округа: история и современность // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 70 — 74.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX века (до реформ 60-х годов) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
- Архипова А.Н. Значение земской школы в развитии начального образования в России (на материалах Московской губернии сер. XIX — нач. XX вв.): Дис.канд. пед. наук. М., 2000. — 131 с.
- Афанасьев В. Земство и школа: история и современность // Край Смоленский. 1996. — № 11−12. — С. 27−36.
- Белоконский И.П. Земское движение М., 1914. — 397 с.
- Белявский A.B. Исторический очерк развития элементарной школы — СПб., 1905.-237 с.
- Белявский A.B. Краткое обозрение истории гимназий в России — СПб., 1905.
- Белявский М.Т. Школа и система образования в России в конце XVIII века // Вестник МГУ. Сер. историко-филологическая. — 1959. — № 2. — С. 110 — 125.
- Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей М., 1993. — 252 с.
- Бильбасов В.А. Исторические монографии — Т. II. СПб., 1901. — 592 с.
- Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. A.C. Хомяков и И. В. Киреевский М.: Высш. шк., 1995. — 352 с.
- Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР (историко-статистические очерки) М.: Статистика, 1964. — 195 с.
- Бочкарев В.А. Материалы для истории Смоленского края (за I пол. XIX в.) // Смоленская старина. Вып. III. Ч. II. — Смоленск, 1916. — С. 91 — 190.
- Бочкина Н.В. Регионализация образования России // Образование и культура северо-запада России // Вестник северо-западного отделения РАО. — СПб., 1996.-Вып. I.-С. 9−14.
- Бугославский Г. Краткий биографический очерк Ф.Ф. Шперк — Смоленск, 1908. 16 с.// Памятная книжка Смоленской губернии на 1909 год.
- Будаев Д.И., Будаева О. Д. Земская школа в системе народного образования (И пол. XIX нач. XX вв.) // Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Смоленск: СГИИ, 1999. — С. 57 — 64.
- Будаев Д.И. Роль земства и церкви в просвещении крестьянства // Образование. Христианство. Культура: Материалы междун. науч. конф. Смоленск: СГУ, 1996.-С. 122−123.
- Будаев Д.И. Смоленская губерния в 1861 1917 годах — Смоленск: СГПИ, 1990.-90 с.
- Будаев Д.И. Смоленское земство в конце XIX начале XX веков (практическая деятельность) // Местное самоуправление: проблемы, задачи, перспективы: Материалы науч.- практ. конференции 18−19 ноября 1997 года. — Смоленск, 1998.-С. 108−113.
- Будаева О.Д. Грамотность крестьян и школьное дело в конце XIX века // Письменность и культура Смоленщины. История и современность: Сб. статей по материалам науч. конф. Смоленск: СГПУ, 2000. — С. 146 — 151.
- Будаева О.Д. Деятельность Смоленского земства в области народного образования в конце XIX нач. XX в. // Общественное движение в центральныхгуберниях России во II пол. XIX нач. XX вв.: Сборник науч. трудов. — Рязань, 1981.-С. 69−89.
- Будаева О.Д. Земские сельские начальные школы Смоленской губернии (II половина XIX начало XX вв.) // Модели культуры: Межвуз. сб. науч. трудов, посвящ. 60-летию проф. B.C. Баевского / СГПИ им. К. Маркса. — Смоленск, 1992.-С. 171 — 181.
- Будаева О.Д. Крестьянские школы грамоты // Край Смоленский. — 1993. № 5−6.-С.31 -36.
- Будаева О.Д. Смоленское земство и народное образование // Из истории Смоленщины Смоленск, 1996. — С. 80 — 89.
- Бунаков Н.Ф. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. 1837−1905 СПб., 1909.-204 с.
- Бунаков Н.Ф. Сельская школа и народная жизнь: наблюдения и заметки сельского учителя СПб.: т-во «Общественная Польза», 1906. — 229 с.
- В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: хрестоматия по истории общественной мысли XIX и XX веков / Сост. Н. Г. Федоровский. — М.: Логос, 1997.-750 с.
- Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование — М., 1917. 210 с.
- Вахтеров В.П. Всеобщее обучение М., 1897. — 218 с.
- Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования М., 1907. — 70 с.
- Вахтерова Э.О. В.П. Вахтеров, его жизнь и работа М., 1961. — 366 с.
- Ведомости о ходе ремесленного образования в Смоленской губернии за 1882 год // Журналы XVIII очередного Смол. губ. земск. собрания. — Смоленск, 1883.-С. 152−161.51 .Веселовский Б. История земства за сорок лет Т. I. — СПб., 1909. — 724 с.
- Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России М., 1959. — 320 с.
- Вессель Н.Х. Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов- Т. I. Общая часть. Отд. I: исторический очерк общеобразовательных училищ и психологические основания общего образования — СПб., 1873. — 598 с.
- Виноградов И.П. Двадцатипятилетие Александровской гимназии Смоленского земства в городе Вязьме (1869−1894): Историч. записка Вязьма, 1894.- 162 с.
- Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России — М., 1978.- 171 с.
- Вопросы народного образования в Московской губернии — М., 1987. — 67 с.
- Всеподданейший отчет губернатора Смоленской губернии за 1896 год — Смоленск, 1897. 23 с.
- Вязьма / Сост. Д. Н. Маковский, B.C. Орлов, A.B. Чернобаев, Б.И. Бельтю-ков. Смоленск: Смолгиз, 1953. — 169 с.
- Гагаев П.А. Размышления о судьбах русской школы // Педагогика. — 1998. -№ 6.- С. 10−15.
- Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России 2-й половины XIX в. М.: Учпедгиз, 1954. — 304 с.
- Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России — М., 1990. — 262 с.
- Город Рославль: Очерки истории города Рославля и Рославльского района — Смоленск: Моск. рабочий, Смол, отд., 1987. 158 с.
- Горская Н.И. Земство и культура (из истории Смоленского земства) // Культура и образование: проблемы, перспективы развития. — Ч. I. — Смоленск, 1997.-С. 87−93.
- Грамотность детей сельского населения в Смоленской губернии. С 7 картограммами и 6 диаграммами Смоленск, 1900. — 54 с. + 18 с.
- Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы М., 1900 — 589 с.
- Давиденков H.H. Воспоминания о годах учения в Смоленской мужской гимназии (1892−1897) // Край Смоленский. 1997. — № 10 — 12. — С. 25−39.
- Данилов A.A. История России IX — XIX вв.: Справочные материалы — М., 1997.-С. 327−347.
- Демков М.И. История русской педагогики — М., 1909. — 212 с.
- Демков М.И. Начальная народная школа, ее история, дидактика и методика Изд. 2-е. М., 1916.-350 с.
- Денисович Т.Е. Городская гимназия как феномен провинциальной культуры Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 18 с.
- Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ СПб., 1892. — 132 с.
- Днепров Э.Д. Женское образование в пореформенной России // Э. П. Федосова Бестужевские курсы в пореформенной России М., 1980. — 144 с.
- Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России — М.: Наука, 1998. — 464 с.
- Днепров Э.Д. Школа в России во второй половине XIX века // Советская педагогика. 1975. — № 9. — С. 113 — 124.
- Доклад Смоленской земской управы совещанию по вопросам народного образования. Об участии губернского земства в деле народного образования -Смоленск, 1904. 48 с.
- Дополнение к сборнику постановлений и распоряжений по женским гимназиям Министерства народного просвещения за 1870 1905 года — М., 1908. — 256 с.
- Егоров С.Ф. История педагогики в России М., 1999. — 396 с.
- Жбанков Д.Н. Некоторые данные о народном образовании и санитарном состоянии начальных школ в Смоленской губернии в 1895—1896 уч. году — Смоленск, 1897. 142 с.
- Журавлева JI.C. Княгиня Мария Тенишева — Смоленск, 1994. — 319 с.
- Журавлева JI.C. Педагогическое наследие князей Тенишевых — Смоленск, 2000.-40 с.
- Журавлева JI.C. Тенишевы и русская школа // Советская педагогика. — 1990. № 12.-С. 106- 111.
- Жураковский Г. С. Из истории просвещения в дореволюционной России: Очерки М., 1978. — 160 с.
- Журнал Министерства народного просвещения Ч. 73 (1852), Ч. 153 (1871), Ч. 187(1876).
- Журналы Смоленского губернского чрезвычайного земского собрания с 22 по 24 марта 1872 года Смоленск, б.г. — 131 с.
- Западники 40-х годов: Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский / Сост. Ф. Ф. Нелидов. М., 1910. — 272 с.
- Земство и его деяния // Отечественные записки. 1874. — № 9. — С. 100 — 145. 87.3 у.е.в Г. Н. Церковь и школьное дело // Край Смоленский. — 1993. — № 11 — 12.- С. 60 64.
- Зуев Г. Н. Смоленская епархия и ее роль в просвещении жителей губернии на рубеже XIX XX веков — Смоленск: Смядынь, 1993. — 68 с.
- Игнатович В. Женское образование и женские школы в теории и на практике- СПб., б/г. 73 с.
- Из истории народного образования на Смоленщине -Смоленск, 1970. — 128с.
- Из истории отечественной школы и педагогики // Сб. статей под ред. А. И. Пискунова Калинин, 1970. — 113 с.
- Из истории педагогической мысли и школы // Сб. статей под ред. В.А. Ро-тенберга-М.: МГПИ, 1974.- 161 с.
- Илалтдинова Е.Ю. Общеобразовательный и профессиональный компоненты отечественной системы среднего общего и специального образования (конец 90-х гг. XIX в. 1917 г. Московский учебный округ): Дис.. канд. пед. наук- Н. Новгород, 2000. 171 с.
- Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / Под ред. А. Г. Небольсина. СПб., 1884. — 259 с.
- Историко-статистическое описание Смоленской епархии / Под ред. Трофи-мовского Н.В. СПб., 1864. — 383 с.
- Исторический очерк и отчет деятельности педагогического и попечительного советов Смоленской 2-й женской гимназии за 1886 1911 / Сост. И. В. Федоров, В. А. Клестнер. — Смоленск, 1911. — 109 с.
- Исторический очерк 1-го Московского кадетского корпуса СПб, 1878. -С. 16−27.
- Исторический очерк Смоленска СПб.: Военная тип, 1894. — 62 с.
- Исторический очерк Смоленской Мариинской женской гимназии (1861 -1911)/ Сост. П. П. Любимов. Смоленск, 1913. — 189 с.
- Исторический очерк церковно-приходской школы и современное ее значение // Смоленские епархиальные ведомости. 1889. — № 20. — С. 899 — 913.
- Исторический очерк церковных школ Смоленской епархии к 1909 году -Смоленск, 1909.-70 с.
- История России с древнейших времен до наших дней / A.C. Орлов, В. А. Георгиев и др. М.: Проспект, 1997. — 544 с.
- К 50-летию со дня открытия в городе Смоленске 1-й Мариинской женской гимназии // Журналы Смол. гор. думы за 1911 год — Смоленск, 1912. — 453 с.
- Каллаш В.В. Очерки по истории школы и просвещения -М, 1902.- 112 с.
- Каптерев П.Ф. Идеалы женского образования // Образование. — 1898. -№ 4. С. 1 — 20.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогии Пг.: Земля, 1915. — 746 с.
- Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели СПб, 1897. — 146 с.
- Карамзин Николай Михайлович, по его сочинениям, письмам и отзывам современников: Материалы для биографии с примечаниями и объяснениями М. Погодина Ч. I. — М, 1866. — 400 с.
- Кеппен П. Материалы для истории просвещения в России № 3. — СПб, 1827.-260 с.
- Кизеветтер A.A. XIX век в истории России Ростов на-Дону, 1903 — 48 с.
- Кильянова JI.B. Земские школы в Нижегородской губернии // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 78−83.
- Кларин В. М, Петров В. М. Русская религиозная философия воспитания XIX XX вв — М.: МП «Кодекс», 1994. — 80 с.
- Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти томах Т. V. Курс русской истории / Под ред. B.JI. Янина — М: Мысль, 1989. — 476 с.
- Князев Е. Дней Александровых прекрасное начало // Директор школы. -1997.-№ 1.-С. 48 -56.
- Князев Е. Самая бюрократическая эпоха // Директор школы. 1997. — № 25.-С. 51 -58.
- Козлова Г. Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца XIX — начала XX веков // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 71 — 77.
- Козлова Г. Н. Воспитание в отечественной общеобразовательной средней школе: цели, сфера действия, результаты (с начала XIX в. до середины XX века): Монография / Предисл. A.A. Фролова. Н. Новгород, 1999. — 294 с.
- Колпачева О.Ю. Становление и развитие женского гимназического образования в пореформенной России (конец 50-х — 70-е годы XIX в.): Автореф. дис.. канд. пед. наук Ставрополь., 1999. — 22 с.
- Колчина Т.В. Народные училища в России в 30 50-х годах XIX века: Дисс.. канд. пед. наук — М., 1973. — 208 с.
- Кондратьева М.А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 75−80.
- Константинов H.A. Очерки по истории средней школы — М.: Учпедгиз, 1947.-248 с.
- Корнилов И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем: сборник статей СПб.: Тип. Лопухина, 1902. — 442 с.
- Корнюшкин Н.П. Разработка региональной концепции образования: теоретические проблемы и технология внедрения: Дис. .канд. пед. наук — Саратов, 1994. 149 с.
- Корф H.A. Земский вопрос о народном образовании — СПб., 1867. — 64 с.
- Корф H.A. Русская начальная школа: руководство для земских гласных и учителей сельских школ СПб., 1870. — 363 с.
- Коссович И. Земство, школа, приход СПб., 1899. — 28 с.
- Краснов М. Епархиальные женские училища // Образование. — 1892. № 2.-С. 221 -227.
- Краткие хозяйственно-статистические сведения по Смоленской губернии — Смоленск, 1912. 299 с. / Стат. отд. Смол. губ. зем. управы.
- Краткий отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты # // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. — № 2. — С. 79 — 97.
- Краткий хронологический очерк истории г. Смоленска, его достопримечательности, учебные заведения, благотворительные и общественные учреждения Смоленск, 1888. — 100 с.
- Крылова С.А. Роль земства в развитии уездной начальной школы на рубеже XIX XX веков // Начальная школа. — 1996. — № 5. — С. 52 — 54.
- Кудинова М.И. Формирование начального образования в России конца XIX в. нач. XX в.: Дис. .канд. пед. наук. — Оренбург, 2000. — 174 с.
- Кузякин А. Историческая справка о развитии образования в России с ® XVIII по начало XX века // Образование. 1999. — № 1. — С. 71 — 84.
- Кузьмин Н. Российские гимназии начала века // Народное образование. — 1992.-№ 5 -6.-С. 84−89.
- Куро Т.И. Начальное народное образование в Смоленской губернии в первой половине XIX века // Ученые записки СГПИ. Вып. 5. Смоленск, 1957.-С. 284−308.
- Куро Т.И. Начальное народное образование в Смоленской губернии во второй половине XIX века // Ученые записки СГПИ. Вып. 15. Смоленск, 1966.-С. 160- 177.
- Лаурсон A.M. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения Пг., 1916. — 154 с.
- Лебедев H.A. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ, послуживших к образованию русского народа с 1825 по 1855 год СПб., 1875. — 98 с.
- Лихачева Б.А. Материалы для истории женского образования в России (1828- 1856) -Ч. 3.- СПб., 1899.-435 с.
- Лихачева Е.П. Материалы для истории женского образования в России (1856- 1890) СПб: Тип. Стасюлевича, 1901. — 648 с.
- Маковский Д.П., Орлов B.C. Смоленск с древнейших времен до XX века — Смоленск: Смолгиз, 1948. — 227 с.
- Малиновский Н.П. Очерки по истории женского среднего образования в России // Русская школа. 1914. — № 9 — 10. — С. 129 — 160.
- Марией Л.П. Министерская реформа 1802 1811 гг. в оценках современников // Вестник МГУ. — Сер.8: История. — 2000. — № 1. — С. 69 — 89.
- Мартов Ю. Общественные и умственные течения в России (1870−1905) — М., 1924.-202 с.
- Масловский А.Ф. Русская общеобразовательная школа — СПб., 1900. — 275 с.
- Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1885. — № 1. — С. 15 — 26.
- Материалы для истории образования в России Т. II. -СПб., 1866. — 345с.
- Медушевский А. Реформы и контрреформы XVIII — XIX вв. // Вестник высшей школы. 1990. — № 4. — С. 66−73.
- Медынский E.H. История русской педагогики М., 1938. — 580 с.
- Меньшикова Е.А. Роль личности учителя в развитии русской начальной школы (конец XIX начала XX вв.) // Начальная школа. — 1992. — № 9 — 10. — С. 3 — 7.
- Место и роль земских учреждений в системе государственной власти России в I пол. XIX нач. XX вв. // История государства и права. — 2000. -№ 1.-С. 16−17.
- Миропольский С. Очерки церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени Вып. I. — СПб., 1894. — 263 с.
- Миропольский С. Школа и государство. Обязательность обучения в России: Исторический этюд СПб., 1876. — 230 с.
- Мурзакевич H.A. История города Смоленска. Юбилейное изд. Смол. губ. стат. комитета / Под ред. Орловского. Смоленск, 1903. — 86 с.
- Мякотин В.А. Из истории русского общества: Этюды и очерки — СПб., 1902.-394 с.
- Народная энциклопедия научных и прикладных знаний — T. X. Народное образование в России М., 1910. — 352 с.
- Народное образование в России с 60-х годов XIX века / Сост. Н. В. Чехов. -M., 1912.-224 с.
- Начальное народное образование в России / Под ред. Г. Фальборка и В. Чарнолуского. Т. III. Статистические таблицы по уездам, городам, поселениям и селениям Империи — СПб., 1905. — 458 с.
- Несколько слов о приходских училищах Московского учебного округа // Журнал Министерства нар. просвещения. — 1860. № 8. — С. 54 — 56.
- Нестеров П.В. Концепция целостной модели развития национально-региональной системы образования (на материале Свердловской области): Дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995. — 148 с.
- Нижегородская губерния по исследованию губернского земства — Нижний Новгород, 1896. — 127 с.
- Никандров Н.Д. Проблема духовности в светском государстве и образовании // Магистр. 1998.- № 2. — С. 3 — 10.
- Никитин П.Е. Записки о Смоленске М., 1845. — 86 с.
- Никитин П.Е. История города Смоленска М., 1848.- 316 с.
- Никульцев П. Смоленское Александровское реальное училище в первые пятнадцать лет своего существования (1877−1892) Смоленск, 1892. — 90 с.
- О народном образовании // Отечественные записки. 1874. — № 9. — С. 146−204.
- Обзор деятельности земства Смоленской губернии за весь период существования земских учреждений (1866−1880) // Смол. губ. земская управа. — Смоленск, 1880. 166 с.
- Овцын В. Развитие женского образования в России СПб., 1887. — 42 с.
- Орлов B.C., Вержбицкий В. Г. Декабристы смоляне — Смоленск: Облгиз., 1951.- 156 с.
- Осипов И.О. Краткая история и география Смоленской губернии Смоленск, 1915. — 44 с.
- Ососков A.B. Вопросы истории начального образования в России (II половины XIX начала XX вв.) — Ч. I. — М., 1974. — 170 с.
- Ососков A.B. Проблема введения всеобщего начального обучения в дореволюционной России (1861−1916): Дис. д-ра пед. наук. М., 1970. — 923 с.
- Острогорский А. Низшие учебные заведения СПб., 1894. — 61 с.
- Открытие Вяземской земской гимназии 30 августа 1869 года M., 1869. — 28 с.
- Отчет Епархиального училищного Совета о состоянии церковноприходских школ за 1898 год // Смоленские епархиальные ведомости. — 1900.-№ 4.-С. 221 -280.
- Отчет о состоянии женской образцовой 1-классной церковно-приходской школы при Смоленском епархиальном женском училище за 1898−1899 уч. год // Смоленские епархиальные ведомости. 1900. — № 4. — С. 178 — 182.
- Отчет о состоянии Талашкинской кн. М. К. Тенишевой низшей сельскохозяйственной школы СПб., 1903. — 75 с.
- Отчет по Смоленскому ремесленному училищу за 1884 год Смоленск, 1885.- Юс.
- Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Сост. С. А. Князьков и Н.И. Сербов- Под ред. C.B. Рождественского. -M., 1910.-240 с.
- Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ея преобразования по Уставу 1867 года (1728 1868) / Сост. И. Сперанский. — Смоленск, 1892. — 468 с.
- Очерк народного образования Смоленской губернии // Прибавления к Смоленским епархиальным ведомостям. 1868. — № 5 — 6. — С. 145 — 230.
- Очерк положения начального народного образования в Смоленской губернии в 1897—1898 уч. году Смоленск, 1901. — 189 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII -начало XIX в. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1973. — 605 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я по-v ловина XIX в. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1976. — 600 с.
- Педагогика и политика в образовании России конца XIX — начала XX веков // Конференция молодых ученых 25−26 февраля 1997 года. В 2 ч. М.: International, 1997. — 258 с.
- Перфильева Е.И. Становление и развитие среднего женского образования в России XIX века (40 60-е годы): Дис. канд. пед. наук. — Саранск, 1996. -198 с.
- Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — 372 с.
- Пиллер О. Итоги женского образования в России и его задачи — СПб., 1888.-26 с.
- Платонов A.M. Об образовании девиц духовного происхождения вообще и применительно к потребностям духовенства Московской епархии в частности // Православное обозрение. 1871. — № 2. — С. 273 — 287.
- Платонов С.Ф. Лекции по русской истории Пг., 1917. — 840 с.
- Попов В.Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. № 2. —1. С. 30−34.
- Правила и программы для церковноприходских школ и школ грамоты— СПб., 1894.-74 с.
- Преображенский А. Положение епархиальных женских училищ // Народное образование. 1899. — № 5. — С. 37 — 44.
- Приходько М.А. Министерская реформа в России в начале XIX века // История государства и права. 2000. — № 4. — С. 13−17.
- Программа развития системы образования Смоленской области на 1999 — 2003 года Смоленск, 1999.- 105 с.
- Программы предметов учебного курса городских по Положению 31 мая 1872 года училищ б.в.д. — 44 с.
- Проданов И.И. Развитие региональной образовательной системы (на материале Сочинского региона): Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1992. — 184 с.
- Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли М.: Новая школа, 1995. — 94 с.
- Пыпин А.Н. Исследования и статьи по эпохе Александра I / Предисл. Н. К. Пиксанова. T. I «Религиозные движения». — Пг., 1916. — 486 с.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87 — 91.
- Рачинский С.А. Сельская школа: Сборник статей М., 1891.-220 с.
- Редков Н. Смоленская губерния в эпоху Отечественной войны 1812 года //Смоленская старина. Вып. 11(1812- 1912). — Смоленск, 1912.-С. 1−64.
- Реформы Александра II М.: Юрид. лит., 1998. — 464 с.
- Рождественский C.B. Вопрос о народном образовании и социальная проблема в эпоху Александра I // Русское прошлое. 1923. — № 5. — С. 35 — 49.
- Рождественский C.B. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 1902 гг. — СПб.: Министерство нар. просвещения, 1902. — 735 с.
- Рождественский C.B. Материалы по истории учебных реформ в XVIII -XIX веках СПб., 1910.-544 с.
- Рождественский C.B. Очерки по истории систем народного образования в России в конце XVIII XIX в. — T. I. — М., 1912.- 630 с.
- Российское образование. История и современность: Коллективная монография // Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1994. — 253 с.
- Россия земская // Перемены. 2001. — № 4. — С. 16 — 28.
- Россия: энциклопедический справочник / Под ред. А. П. Горкина, А. Д. Зайцева, В. М. Карева и др. М.: Дрофа, 1998. — 592 с.
- Русский биографический словарьа) Т. VII. -Пг., 1916.-С. 137−143.б) Т. X. СПб, 1914. — С. 27 — 30- 422 — 424. в) Т. XV. СПб, 1910. — С. 436 — 443.
- Рябков Г. Т. Смоленский край в период феодализма (вторая половина * XVII первая половина XIX вв.) — Смоленск: СГПИ, 1984. — 78 с.
- Савин М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины XIX начала XX веков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1999. — 20 с.
- Садовничий В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России // Вестник высшей школы. 2000. — № 10. — С. 3−23.
- Сазонов С.И. Судьба нашей средней школы М., 1907. — 132 с.
- Самойлович И. Устройство начальных школ для девочек СПб., 1901. с 217. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870−1903 годы / Сост. Д. Кузьменко. Смоленск, 1904. — 438 с.
- Сборник постановлений по Министерству народного просвещения за 1801 1881 гг. — СПб., 1888.-542 с.
- Сборник постановлений по Министерству народного просвещения за 1881 1900 гг. — СПб., 1906. — 893 с.
- Сборник постановлений Смоленского губернского земского собрания за 1866 1895 гг. / Сост. А. И. Петровский. — Т. II. — Смоленск, 1897. — 2204 с. о
- Сборник справочных сведений по Министерству народного просвещения за 1862 и, частично за 1863 и 1864 годы СПб., 1864. — Пагинация по главам.
- Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии /Сост. Я. Соловьев. М., 1855. — 486 с.
- Семенов Д. Епархиальные женские училища за первое пятидесятилетие их существования // Русская школа. 1893. — № 9,10. — С. 26 — 37, № 11. — С. 29 — 48, № 12.-С. 12- 17.
- Сергеев Е.А. История развития региональной системы культурологического образования как объект социопедагогического исследования (на материалах Смоленской области) — Смоленск: СГИИ, 1997. 48 с.
- Середа С.П. Очерк положения начального народного образования в Вяземском уезде 1897 1898 учебном году. — Смоленск, 1899. — 138 с.
- Система образования для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России (с заседания Политического консультативного совета 28 января 2000 г.) // Вестник высшей школы. — 2000. — № 1. — С. 3 — 15.
- Слепенкова Е.А. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 74 — 78.
- Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX века — М., 1954.-312 с.
- Смоленск: Краткая энциклопедия / Редкол.: Д. И. Будаев, В. В. Ильин, В. Б. Козлов, Я. Р. Кошелев, Г. С. Меркин и др. Смоленск: ТРАСТ — ИМАКОМ, 1994−576 с.
- Смоленская губерния: Города Б.м.: Б.и. — С. 551 — 634.
- Смоленская губерния // Статистический комитет Министерства внутренних дел. М., 1904. — 112 с.
- Смоленская духовная семинария в воспоминаниях ее питомцев // Смоленские епархиальные ведомости. 1892. — № 23. — С. 1145 — 1150.
- Смоленское земство: Очерки истории и практической деятельности / Под ред. О. В. Молоткова и Д. И. Будаева. Смоленск: Смядынь, 1998. — 112 с.
- Смятских A.JI. История развития среднего специального педагогического образования в России -М., 1991.-56 с.
- Современные педагогические течения /Сост. П. Ф. Каптерев и А.Ф. Му-зыченко. М., 1913. — 224 с.
- Соловков И.А. Авторская школа профессора С.А. Рачинского // Начальная школа. 1998.-№ 3. — С. 112−115.
- Соловьев С.М. Избранные труды. Записки М., 1983. — 440 с.
- Состояние епархиальных училищ (1860 1863 гг.) // Смоленские епархиальные ведомости. — 1889. — № 2. — С. 1 — 35.
- Сперанский Н. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России М., 1910. — 240 с.
- Статистический очерк города Смоленска и однодневная перепись 11-го октября 1881 года Смоленск, 1882. — 69 с.
- Стаферова E.JI. Министерство народного просвещения и печати при A.B. Головине (60-е г. XIX в.) // Отечественная история. — 1995. № 5. — С. 60−73.
- Стеклов М.Е. Русские педагоги М.: СКРИН, 1997. — 222 с.
- Стеклов М.Е. Четыре портрета: С. А. Рачинский, В. П. Вахтеров, Х.Д. Ал-чевская, К. Н. Вентцель Москва: Вердикт, Смоленск, 1995. — 160 с.
- Стеклов М.Е. Школьный апостол (С.А. Рачинский) // Педагогика. — 1988. № 2. — С. 64 — 70.
- Стойкович Ю.А. Формирование и функционирование системы народного образования России во II пол. XIX нач. XX века.: Автореф. дис. канд. ист. наук. — Самара, 1997. — 18 с.
- Студеникин М.Т. Внегосударственные формы обучения в самодержавной России // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 90−93.
- Сурин П.Г. Краткий очерк развития и состояния женского сельскохозяйственного образования СПб., 1902. — 14 с.
- Суханова В. Смоленская школа конца XIX начала XX вв. //Край Смоленский. — 1993. — № 11−12. — С.54 — 60.
- Сушко A.B. Духовные семинарии в России (до 1917 г.)// Вопросы истории. 1996. — № 11 — 12. — С. 107 — 114.
- Сысоева Е.К. К истории начального образования в России в первой четверти XIX в. (Училищный устав 1804 г.: идеи и их реализация) // Вестник МГУ Сер.8: история. — 1998. — № 5. — С. 14 — 29.
- Сысоева Е.К. Образовательная политика в России (60 90-е гг. XIX в.) // Педагогика. — 1997. — № 2. — С. 99 — 105.
- Таблицы учебных заведений всех ведомств Российской империи — СПб., 1838.-547 с.
- Тамбовский О.М. Особенности русской школы как типа системы российского образования: Дис. .канд. пед. наук — М., 1999. — 160 с.
- Танаевский С. Татьевская школа С.А. Рачинского // Народное образова-о ние. 1902. — Т. II. — Кн. 9. — С. 113−159.
- ТенишеваМ.К. Впечатления моей жизни —Л.: Искусство, 1991. —288 с.
- Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии Вып. 1−2. — Вильно, 1908.-287 с.
- Титов A.A. Реформы Александра II и их судьба М., 1910. — 192 с.
- Торжественное празднование в г. Смоленске XXV-летнего юбилея цер-ковно-приходской школы Смоленск, 1909. — 54 с.
- Троицкий В.Ю. Пути русской школы М., 1994. — 96 с.
- Трофимов А.Я. Директор народных училищ // Политическая информация. ° 1990.-№ 8.-С. 47−52.
- Трофимов А.Я. Просвещение и культура на Смоленщине (XIX начало XX веков) — Смоленск: СГПУ, 1999. — 208 с.
- Уваров. И. Смоленский кадетский корпус (1805−1812 гг.) // Край Смоленский. 1997. -№ 3 -4. -С. 9 — 13.
- Уваров С.С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833 — 1843 гг.-СПб., 1844.-235 с.
- Университеты и средние учебные заведения, мужские и женские // Русская школа. 1892. — № 1. -С. 72 — 84.
- Усачева Р.Ф. Реформа женской школы в России (1860-е годы) — М., 1996.
- Успехи начального народного образования за последние 50 лет // Очерк положения начального народного образования в Смоленской губернии в1903 году. Смоленск, 1904. — С. 55 — 66.
- Устав Талашкинской низшей сельскохозяйственной школы I разряда в имении кн. М. К. Тенишевой при селе Талашкино Смоленск, 1901. — 20 с.
- Устав учебных заведений, подведомственных университетам — Б.м., б.г. (1804).-29 с.
- Устав гимназий, училищ уездных и приходских СПб., 1829. — 34 с.
- Устав епархиальных женских училищ // Смоленские епархиальные ведомости. 1868.-№ 5−6.-С. 145−230.
- Ушинский К.Д. Русская народная школа // Избранные педагогические о произведения М.: Просвещение, 1968. — С. 33 — 87.
- Фармаковский В. Начальная школа Министерства народного просвещения (по официальным источникам) СПб., 1900. — 57 с.
- Федоров В.А. Духовное образование в русской православной Церкви в XIX веке // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 75 — 83.
- Филиппов Б.А. Образование и социальный порядок (взгляд на дискуссии XIX века) // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 104−109.
- Филиппов В. Исторический шанс на обновление // Aima mater. 2000. -№ 12. — С. 12−15.
- Флит Н.В. Орден для мецената // Частная школа 1995.- № 2. — С. 139.
- Флит Н.В. Школа в России в конце XIX нач. XX вв. (государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат) — JL, 1991. -98 с.
- Цебриков М. Материалы для географии и статистики России. Смоленская губерния СПб., 1862 — 139 с.
- Цезаревский П.В. Страничка из истории Смоленской духовной семинарии Смоленск, 1907. — 48 с.
- Церковно-приходские школы в 1891−92 учебном году по отчетам епархиальных училищных советов // Смоленские епархиальные ведомости. 1894. — № 1. — С. 30 — 35- № 5 — С. 221 — 306.
- Цимбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 269 с.
- Циркуляры по Московскому учебному округу за 1862 1870 годы — М., 1871.-668 с.
- Циркуляры по Московскому учебному округу за 1871 — 1901 годы — М., 1901.-220 с.
- Цирульников A.M. До Наркомпроса. (уроки земского образования в России) // Знание сила. — 1996. — № 12. — С. 114 — 120.
- Цирульников A.M. Из тайных архивов русской школы М.: Педагогика-Пресс, 1992.- 128 с.
- Чарнолусский В. Основные вопросы организации школы в России — СПб., 1909.-131 с.
- Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии — М.: Мир, 1923.- 148 с.
- Шабаева М.Ф. Школа и учительство России в I четверти XIX века (от начала века до восстания декабристов): Дисд-ра пед. наук. — М., 1955.—999с.
- Шестаков П.Д. Первое пятидесятилетие Смоленской гимназии // Памятная книжка Смоленской губернии на 1858 год — Ч. II. — Смоленск, 1858. — С. 31 -58.
- Шильдер Н.К. Император Александр I его жизнь и царствование Т. II. — СПб., 1904.- 408 с.
- Шильдер Н.К. Император Николай I: его жизнь и царствование Т. II. — СПб., 1903.-821 с.
- Школа православного воспитания /Сост. А. Н. Стрижев. — М., 1999 576с.
- Шмидт Г. К. История средних учебных заведений в России / Пер. с нем. А. Ф. Нейлисова. СПб., 1876. — 198 с.
- Шперк Ф.Ф. Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской губернии / Памятная книжка Смоленской губернии на 1900 год. -Смоленск, 1899. С. 98 — 187.
- Эймонтова Р.Г. Просвещение в России первой половины XIX века // Вопросы истории. 1986. — № 10. — С. 78 — 86.
- Экономцев И. Десятилетие возрождения православного образования в России // Aima mater. 2001. — № 1. — С. 14 — 20.
- Энгельгардт А.Н. Из деревни, 12 писем. 1872−1887. M., 1960. — 516 с.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: а) Т. ХХа, кн. 40. СПб., 1897. — С. 242 — 245- 268 — 284. б) T. XXIX, кн. 78. СПб., 1903. — С. 176 — 188. в) T. XXXIV, кн. 67. СПб., 1902. — С. 69 — 83. г) T. XXXVIII, кн. 75.-СПб., 1903.-С. 125- 127.
- Эпоха великих реформ. Император Александр II (1855 1881) // Пушка-рев С. Г. Обзор русской истории. — Ставрополь, 1993. — С. 334 — 354.
- Эрдман О.Э. Реализация педагогических идей М.К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе М., 1998. — 150 с.
- Юбилейный земский сборник СПб., 1914.-467 с.
- Юсупов В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования Киров, 1998. — 120 с.
- Архивные материалы: Российский Государственный Исторический архив (РГИА): Ф. 734- Ф. 737- Ф. 851- 970- 1604- 1164.
- Государственный архив Смоленской области (ГАСО): Ф. 1- Ф. 19- Ф. 45- Ф. 54- Ф. 114- Ф. 115- Ф. 403.
- Диаграмма принадлежности народных школ различным ведомствам в начале царствования Александра I.
- Школы, открытые Министерством народного просвещения 60%
- Школы, открытые духовенством 13%
- Школы, открытые частными лицами 27%
- Диаграмма принадлежности народных школ различным ведомствам к окончанию царствования Александра I.
- Школы, открытые Министерством народного просвещения 45%
- Школы, открытые духовенством 21%
- Школы, открытые частными лицами 28%
- Школы, открытые Военным министерством 3%
- Школы, открытые Министерством Императорского двора 3%
- Диаграмма принадлежности народных школ различным ведомствам к окончанию царствования Николая I.
- Ш Школы, открытые Министерством народного посвещения 22%
- Школы, открытые духовенством 36%
- Школы, открытые частными лицами 14%
- Школы, открытые Военным министерством 4%
- Школы, открытые Министерством государственных имуществ 23%
- Школы открытые Министерством Внутренних дел 1%1. Диаграмма 4.
- Диаграмма принадлежности народных школ различным ведомствам в 60-х годах XIX века в период правления Александра II.14%
- Школы, открытые частными лицами 2%
- И Школы, открытые духовенством 44%
- П Школы, открытые Министерством народного просвещения 14%
- Школы, открытые сельскими обществами 32%
- Школы, открытые другими ведомствами (государственных имуществ, военного) 8%
- Диаграмма принадлежности народных школ различным ведомствам в 80-х годах XIX века в период правления Александра III.2%12%
- Школы, открытые частными лицами 2%
- Школы, открытые духовенством 44%
- Школы, открытые Министерством народного просвещения 12%
- Школы, открытые сельскими обществами 8%
- Школы, открытые земством 34%
- Численность низших училищ всех ведомств и частных учебных заведений Московского учебного округа к 1855 году.0%-Н
- Г ¿-сГ хГ ^ ^ ^ ¿-Г ЛГсГ &bdquo-сГг#1. Ж Ж ^о