Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на ярко выраженные положительные тенденции, проявившиеся в развитии и становлении региональной системы образования Смоленской губернии, существовавшие в XIX веке, в целом процесс развития шел явно замедленно. Данный вывод подтверждается следующими фактами — малое число г народных школ, к 50-м годам XIX века в городе Вязьма Смоленской губернии при населении в 10 тысяч жителей имелось… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
    • 1. 1. Государственная образовательная политика и общественная мысль в России первой половины XIX века
    • I. 2. Реализация государственной образовательной политики при формировании региональной системы образования на территории Смоленской губернии в первой половине XIX века
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
    • II. 1. Государственная образовательная политика в России второй половины XIX века
    • II. 2. Реализация государственной образовательной политики при формировании региональной системы образования на территории Смоленской губернии во второй половине XIX века
  • Н.З. Женское образование Смоленской губернии во второй половине XIX века
  • Выводы по второй главе

Развитие региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях реформирования российской системы образования значительно повышается необходимость изучения отечественной истории, так как знание опыта предшественников — одно из условий поступательного развития общества.

Россия XIX века представляла собой огромный «испытательный полигон» для проведения разнообразных реформ, которые пронизывали все сферы общественной жизни. Именно XIX век представляет большой интерес для истории педагогики, когда происходило зарождение, становление и развитие единой государственной системы всеобщего просвещения, а также разрабатывались и внедрялись на практике теоретические основы построения различных типов образовательных учреждений. Осуществляя свои преобразования, правительство старалось обеспечить страну высококвалифицированными кадрами, что было невозможно без хорошо поставленной и отлаженной системы образования. В данных действиях нуждался каждый регион России, развивая свою собственную региональную систему образования. Эти процессы являются богатейшим материалом для научно-педагогических исследований. Э. Д. Днепров справедливо отмечает, что региональные исследования по истории дореволюционной школы необходимы для «стадиально-регионального и типологического» изучения историко-педагогических процессов и явлений, для раскрытия всей широты и глубины процесса развития народного образования [74].

Одной из положительных тенденций современного общества стал процесс реабилитации исторического прошлого России. В настоящее время одним из ведущих направлений в развитии отечественного многоуровневого и вариативного образования стало возрождение различных видов образовательных учреждений, типичных дооктябрьскому периоду: гимназий различных направлений, лицеев, духовных учебных заведений, кадетских корпусов, накопивших значительный опыт в обучении и воспитании учащихся.

В последние годы одним из наиболее динамичных явлений, происходящих в образовании, стал процесс регионализации, поставивший ряд принципиально новых проблем. Огромная территория России, многообразие национального состава населения, особенности политико-административного устройства — все эти факторы предопределили, что одной из основных структурных единиц во всероссийской системе образования может выступать регион (область, край, республика) со своей формирующейся системой просвещения. Выработка и проведение в жизнь эффективной государственной политики регионализации в сфере образования обусловлены как наличием в стране значительных природных, экономических, социокультурных и демографических различий, так и необходимостью в условиях рыночной экономики сбалансированного развития территориальной, производственной и образовательной систем каждого региона, превращение образования в мощный фактор социокультурного развития.

Все это предполагает выработку каждым регионом самостоятельной политики, обеспечивающей, с одной стороны, развитие своей региональной целостной системы образования, а с другой — разработку механизма интеграции с образовательными системами других регионов России и вхождение в качестве составного компонента в федеральное образовательное пространство. В Программе развития системы образования Смоленской области на 1999;2003 годы записано: «Смоленщина — одна из старейших русских земель, очаг зарождения своеобразной российской культуры и государственности, региональности и демократии» [195. С. 4]. Именно система образования, как отмечается в Национальной доктрине образования Российской Федерации 2000 года, призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Поэтому сферой научного интереса историко-педагогического диссертационного исследования и была определена региональная система образования в Смоленской губернии XIX века.

Степень разработанности проблемы исследования. Историко-педагогические исследования, рассматривающие различные проблемы системы образования России XIX века, традиционно делятся на три группы, в соответствии со временем проведения: дореволюционные (до 1917 года), советские (1917 — 1991) и современные (с 1991 года). К первой группе относятся произведения ^ историков и педагогов прошлого века: И. А. Алешинцева, В. П. Вахтерова, Н. Х. Весселя, П. Ф. Каптерева, С. В. Рождественского [10, 46, 47, 48, 52, 53, 105, 106, 107, 204, 205, 206, 207]. В их трудах дается достаточно убедительная картина развития народного просвещения в России XIX столетия.

Подробную картину становления и развития женского образования в России находим в работах Б. А. Лихачевой, Е. П. Лихачевой, Н. П. Малиновского, В. Овцына [139, 140, 142, 168]. Ими накоплен обширный фактический материал о государственных и частных учебных заведениях для девочек со времен Екатерины II до конца XIX века. V Вторую группу представляют труды, написанные в советский период. К ним следует отнести работы Ш. И. Ганелина, H.A. Константинова, E.H. Медынского, A.B. Ососкова, Н. В. Флит, М. Ф. Шабаевой и другие [60, 121, 149, 171, 172, 278, 279, 290]. В трудах этих ученых излагаются важнейшие вопросы истории начального образования в дореволюционной России, показывается теоретическая и практическая педагогическая деятельность в области начального народного образования К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и других выдающихся педагогов. В их работах давался марксистско-ленинский анализ классовой борьбы вокруг начальной школы разных типов, освещалась пролетарская программа 7 борьбы за всеобщее обучение.

Третью группу представляют труды И. Ф. Гончарова, Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, А. И. Пискунова, З. И. Равкина, Е. К. Сысоевой, A.M. Цирульнико-ва, Р. Г. Эймонтовой [72, 73, 74, 77, 91, 198, 200, 252, 253, 286, 287, 297]. В работах этих ученых нашли отражение общие современные подходы к изучению процесса становления народного просвещения в России и важнейших вопросов его развития.

Изучение проблемы просвещения на территории Смоленской губернии в XIX веке давно привлекало внимание известных историков-краеведов. Различные аспекты образования на Смоленщине в дореволюционную эпоху разрабатывались в трудах В. В. Акимова, М. В. Аксенова, И. И. Андреева, Д.И. Жбанко-ва, П. П. Любимова, H.A. Мурзакевича, П. Никульцева, С. П. Середы, И. П. Сперанского, С. А. Рачинского, П. Д. Шестакова, Ф. Ф. Шперка [4, 5, 6, 9, 12, 78, 99, 154, 165, 180, 201, 227, 291, 296]. По своему содержанию дореволюционные исследования можно разделить на две подгруппы.

Во-первых, исследования, рассматривающие деятельность всей сети учебных учреждений. По своему характеру они являются описательно-энциклопедическими. Так, Ф. Ф. Шперк создал единственную в своем роде работу «Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской гу-^ бернии» [296], которая посвящена деятельности всех типов учебных заведений края с XVII по XIX век включительно. Однако недостаточно внимания в ней уделено организационным аспектам становления сети учебных заведений, а также анализу условий и предпосылок их возникновения.

Во-вторых, работы, отражающие деятельность отдельных типов учебных заведений. Историю и функционирование Смоленской гимназии описывали М. В. Аксенов, И. П. Виноградов, П. Д. Шестаков [5, 54, 291]. Ряд работ, отображающих деятельность духовных учреждений в первой половине XIX века, создали И. П. Сперанский, П. В. Цезаревский [180, 281]. о.

В трудах краеведов и педагогов Смоленщины прошлого столетия находим в основном фактический материал и статистические данные, касающиеся деятельности отдельных учебных заведений губернии. Авторы не давали оценку системы просвещения в губернии в целом, не рассматривали вопросы становления женского образования.

Важную роль в объединении краеведов того периода играл губернский статистический комитет, созданный в 1854 году, который публиковал ежегодно Памятные справочные книжки, где в приложении печатались статьи и целые монографии по истории и образованию Смоленщины.

Показателем развития российской провинции в конце XIX столетия явля-^ ется повышение интереса общества к истории своей Родины, более глубокое и разностороннее исследование культурного наследия своего народа. Именно в эту эпоху наука обогатилась новыми «местными» источниками. Они представлены материалами земского обследования крестьянских хозяйств, народного образования, санитарного состояния начальных школ и грамотности населения. Обобщение этих сведений можно найти в трудах Д. И. Жбанкова. Кроме того, с 1896 года на территории губернии осуществлял свою деятельность Церковно-археологический комитет, в задачи которого входило изучение и написание книг, статей, брошюр по истории местного края, включая вопросы народного * образования, опубликованных в «Смоленских епархиальных ведомостях» [100, 129, 175, 176, 234].

В советский период круг исследователей, занимающихся историей просвещения на Смоленщине, был узок. Наиболее значимыми являются работы краеведов Т. Н. Куро и Г. Т. Рябкова [135, 136, 212]. В своих трудах «Начальное народное образование в Смоленской губернии в первой и второй половине XIX века» Т. Н. Куро освещала вопросы исключительно светского образования, а Г. Т. Рябков рассматривал вопросы образования преимущественно с точки зрения общей истории.

В последние годы существенно возрос интерес к изучению исторического и педагогического аспектов образования на территории губернии в XIX веке. Этой проблеме свои исследования посвящали В. В. Афанасьев, Д. И. Будаев, О. Д. Будаева, Л. С. Журавлева, Г. Н. Зуев, Е. А. Сергеев, М. Е. Стеклов, А. Я. Трофимов, И. С. Уваров, О. Э. Эрдман [21, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 79, 80, 81, 87, 88, 226, 244, 245, 246, 262, 263, 264, 302]. Необходимо отметить разноплановость их исследований. Например, О. Д. Будаева изучала деятельность земства и его значение в сфере народного просвещения конца XIX века. В работах Г. Н. Зуева проведена систематизация и анализ значения Смоленской епархии в решении основной проблемы — просвещения народа конца XIX столетия, дана оценка уровня обучения и воспитания в духовных учебных заведениях края. 0 Е. А. Сергеев разрабатывал вопросы культурологического образования в Смоленской губернии. В трудах М. Е. Стеклова собран богатый краеведческий материал о деятельности на территории Смоленщины выдающихся русских педагогов В. П. Вахтерова и С. А. Рачинского. В осмыслении культурологических аспектов образования важны работы, А .Я. Трофимова. Педагогическая деятельность М. К. Тенишевой раскрыта в работах О. Э. Эрдман. Однако каждый из современных авторов изучал узкий аспект образования в Смоленской губернии XIX века, не затрагивая вопросов развития и становления региональной системы образования в целом, что затрудняет выявление причинно-следственных * связей развития педагогических явлений.

Различные стороны процесса регионализации являются предметом исследования педагогики, философии, социологии, экономики образования. Развитие, становление, управление региональными образовательными системами, разработка программ развития образования на материале краев, областей, городов, автономных областей и округов, представлены в диссертационных исследованиях Н. П. Корнюшкина (1994), И. И. Проданова (1992) и других [123, 197]. Однако, аналогичных исследований, относящихся к Смоленскому региону, не проводилось. с*'.

Необходимость разрешения указанных проблем и обусловила выбор темы исследования «Развитие региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке».

Объект исследования: региональная система образования.

Предмет исследования: развитие и становление системы образовательных учреждений всех типов на Смоленщине XIX века, сформированных на основе государственной образовательной политики России и с учетом региональных особенностей.

Цель исследования: дать характеристику развития региональной системы образования Смоленской губернии на протяжении XIX века и выявить ее особенности.

Сформулированные выше цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать архивные материалы, документы и историко-педагогические источники по теме исследования.

2. Изучить и охарактеризовать региональную систему образования Смоленской губернии на протяжении XIX века.

3. Проанализировать и оценить влияние правительственной государственной политики в сфере образования на развитие народного образования в Смоленской губернии в указанный период.

4. Сравнить степень развития системы народного образования в Смоленской губернии XIX века с другими губерниями Московского учебного округа.

Теоретико-методологической основой исследования явились: философские положения о ведущей роли социальных условий в развитии педагогического процесса, о взаимосвязи и взаимообусловленности педагогических явлений, о важности познания прошлого в интересах современной образовательной практики. Принципы гуманистической педагогикипринципы историко-педагогической науки: историзма, научности, преемственностикомплексный подход к изучению явлений действительности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы историко-педагогического исследования: изучение, классификация, анализ и систематизация архивных материалов, периодики, педагогической и методической литературыоценка существовавшей в тот период времени взаимосвязи между государственной политикой в области образования и состоянием народного образования на территории Смоленской губерниисистематизация и обобщение полученных результатов и выводовсинтез и сравнительно-сопоставительный анализ.

Источниковедческую базу исследования составили: философская и историко-педагогическая литератураисторическая литература по вопросам политического, экономического и культурного развития России XIX векатруды ведущих ученых, педагогов, общественных деятелей в области отечественной педагогикифонды Государственного Архива Смоленской области (ГАСО), Российского Государственного Исторического архива (РГИА), Российского Государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) — диссертационные исследованияпериодические издания по теме исследованиятруды смоленских краеведов, ученые записки и т. д.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что на основе документальных источников и научной литературы впервые представлен целостный опыт организации и развития региональной системы образования Смоленской губернии XIX векавыявлена и проанализирована взаимосвязь между государственной политикой в области просвещения и состоянием народного образования на территории Смоленской губернии на протяжении XIX векаосуществлен комплексный анализ формирования и развития сети учебных учреждений всех типов на Смоленщине исследуемого периодараскрыта специфика и показаны особенности организации и содержания учебно-воспитательной работы женских и профессиональных учебных учрежденийпроведен сравнительный анализ степени развития региональной системы образования Смоленщины на протяжении XIX века по сравнению с другими губерниями Московского учебного округав научный оборот введены новые архивные источники.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что его результаты дадут возможность более полно представить процесс развития и становления региональной системы образования на примере отдельно взятой губернии, что позволит более полно рассмотреть общегосударственные процессы, которые происходят в сфере образования. Содержание и теоретические выводы исследования могут быть использованы для обогащения учебных курсов по истории образования, при разработке учебных планов и программ. Материа-^ лы диссертации могут применяться при составлении лекций, проведении семинарских занятий по истории школы и педагогики, написании учебных пособий в педагогических учебных заведенияхсодержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы в работе институтов повышения квалификации педагогических работников.

Достоверность и научная обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на принцип научного историзма и системностьтеоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным зада-4 чампривлечением широкого спектра историко-педагогических материалов и архивных источников.

Основной понятийный аппарат исследования: Народное образование (ранее употребляемое) — один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

Система образования в Законе «Об образовании» рассматривается как * совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленностисети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам [ст. 8].

Региональная система образования представляет собой совокупность организационных структур, находящихся на определенной территории и включенных в социально-экономическую систему данного административно-территориального региона с присущими ему особенностями (культурно-историческими, этнографическими и другими), а также обеспечивающих полноту и непрерывность образования индивида, проживающего на данной территории [304]. Используемые понятия не нарушают адекватности исторически употребляемых терминов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В XIX веке в Смоленской губернии осуществлялось развитие региональной системы образования, что привело к созданию вариативных учебных заведений, открываемых в соответствии с государственной образовательной политикой и потребностями общества.

2. Процесс развития региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке не был адекватен и отставал от социально-экономических потребностей региона и уровня развития образовательных систем в Московском учебном округе.

3. Со второй половины XIX века на территории Смоленской губернии развиваются женское и профессиональное образование как подсистемы региональной системы образования, что было обусловлено усилением внимания к данным проблемам со стороны как правительства, так и общества, однако создание женских учебных заведений значительно отставало от потребностей общества в повышении образования женщин. Апробация работы: основные положения диссертационного исследования докладывались на международных, всероссийских, региональных конференциях и семинарах: международный семинар «Актуальные проблемы социальной психологии и педагогики» (Смоленск, 1995), вторые педагогические чтения «Учитель и время» (Смоленск, 1996), научно-практическая конференция «Специфика профессионального педагогического образования на современном этапе» (Смоленск, 1998), Всероссийская научная конференция «Школа на рубеже веков» (Смоленск, 2000), межвузовская научная конференция «Российская педагогика между прошлым и будущим: поиск новой парадигмы» (Смоленск, 2001). Материалы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета, использовались автором и преподавателями кафедры педагогики СГПУ в процессе преподавания «Философии и истории образования» на факультете иностранных языков, а также историческом, филологическом, художественно-графическом, естественно-географическом, физико-математическом факультетах.

Структура диссертации обусловлена логикой историко-педагогического исследования. Диссертация включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.

Основные результаты исследования, проведенного в соответствии с его предметом и конкретными задачами на основе комплекса исследовательских методов и изучения многообразных источников, заключаются в следующем.

Россия на протяжении XIX века развивалась в условиях противоборства двух противоречивых процессов: с одной стороны, экономическая, социальная и техническая модернизация, а с другой — охранительная политика государства, усиление контроля над экономикой, ограничение прав собственников и сужение их круга. Эти новые условия вели к качественному изменению потребностей в сфере народного образования в России. Выделяются два основных фактора развития просвещения: государственная политика в образовании (регламентирующий фактор) и свойственное XIX веку общественное и педагогическое движения (определяющий фактор).

Государственная политика как фактор развития народного образования имела противоречивый характер. На региональном уровне в рамках основных установок, данных высшими и центральными органами управления, снимались некоторые существенные противоречия между государственной политикой в образовании и общественно-педагогическим движением, что обеспечивало поступательное развитие системы народного просвещения отдельного региона и в стране в целом.

В развитии региональной системы образования Смоленской губернии в XIX веке можно выделить ряд периодов: первый период — 1802 — 1828 гг. В этот период государственная идеология процесса реформирования была направлена на создание единой государственной системы образования, в которой структурной единицей выступал регион. Позитивность проведенных реформ заключалась в формировании региональной системы образования Смоленщины, как составной части единой образовательной системы России, представленной приходскими и уездными училищами, дающими начальное образование, а также гимназией и семинарией, дающими среднее образование.

Второй период — 1829 — 1849 гг. характеризовался сословным регулированием социального состава учащихся, поддержкой классицизма в средней школе, понимаемого как развивающее и охранительно-воспитывающее сред* ство, и взаимодействием отечественной и зарубежной педагогических культур при доминировании последней в образовательной политике государства. Этот период в развитии региональной системы образования Смоленской губернии имел ряд особенностей: сеть учебных заведений всех типов различных ведомств была в основном сосредоточена в губернском центре, практически отсутствовали подсистемы женского и профессионального образования.

Аналогичным образом вторую половину XIX века можно разделить на два периода — с 1849 по 1871 год и следующий — до начала XX века. Для третьего периода ведущей тенденцией является пристальное внимание обще° ства к проблеме введения в России бессословного образования. Значительные успехи в развитии региональной системы образования в Смоленской губернии были достигнуты благодаря организации сети земских школ. По организации и содержанию учебно-воспитательного процесса земская школа была наиболее прогрессивным типом школы и пользовалась особой популярностью среди жителей губернии. Кроме того, этот период характеризовался созданием в школах среды, учитывающей региональные условия в бытовом, религиозном, трудовом и эстетическом отношениях и уменьшением влияния зарубежной педагогической культуры на учебно-воспитательный процесс. Отрицательные о аспекты правительственной политики заключались в отсутствии стратегии развития народного образования, которая проявлялась в частой смене министров, приверженности классическому образованию, отсутствии мер, направленных на улучшение материальной базы школ и благосостояния учителей.

Важнейшей проблемой четвертого периода был вопрос введения всеобщего обучения. В решении этой проблемы существовали две точки зрения: правительственная, согласно которой было необходимо установить надзор и ограничить самостоятельность школ, и общественная, соответственно которой назрела необходимость обязательного всеобщего обучения, что доказывает связь грамотности населения и темпов развития экономики. Вследствие этого в конце XIX века в Смоленской губернии сложилась парадоксальная ситуация, к По числу открываемых церковно-приходских школ на первом месте находилось Духовное ведомство, но наибольшее количество учащихся было в земских школах. Еще одним позитивным моментом этого периода явилось обеспечение государством плодотворной работы попечительных и педагогических советов, что полагало развивать общественную инициативу в управлении учебными заведениями. К концу века возросла грамотность населения Смоленщины, особенно за счет сельских жителей губернии и развития подсистем женского и профессионального образования.

Формирование региональной и образовательной системы в Смоленской ° губернии на протяжении XIX столетия охарактеризовалось несколькими тенденциями, среди которых выделялись: во-первых, множественность ведомств, ответственных за народное образование на протяжении векаво-вторых, уменьшение значимости Министерства народного просвещения в образовании в течение века и передача ряда учебных заведений под контроль общественных организаций, в частности земствав-третьих, усиление влияния Духовного ведомства на процессы развития народного просвещения. В результате проводимой государственной политики к концу века наметилась одна из основных тенденций в формировании региональной системы образования в Смоленской ° губернии. Это децентрализация управления народным просвещением и передача некоторых полномочий в регионы.

Развитие региональной системы образования Смоленской губернии на протяжении XIX века охарактеризовалось расширением территориальных рамок сети учебных заведений различных типов всех ведомств и увеличением в численном отношении путем открытия новых и преобразования старых типов учебных учреждений.

Несмотря на ярко выраженные положительные тенденции, проявившиеся в развитии и становлении региональной системы образования Смоленской губернии, существовавшие в XIX веке, в целом процесс развития шел явно замедленно. Данный вывод подтверждается следующими фактами — малое число г народных школ, к 50-м годам XIX века в городе Вязьма Смоленской губернии при населении в 10 тысяч жителей имелось только одно приходское и одно уездное училища, в других уездных городах — по одному приходскому. Учебные заведения всех ведомств финансировались недостаточно, в результате чего они не в полной мере удовлетворяли потребности широких слоев населения Смоленщины в сфере образованиянедостаток учителей, специально подготовленных к преподавательской деятельности. Как правило, в народных школах обучение вели церковнослужители, отставные военные, просто грамотные крестьяне. Педагогической деятельностью, кроме того, занимались лица, не ° имевшие соответствующего разрешенияпроблема нерегулярной выдачи заработной платы, которая к тому же была недостаточной. Оплата труда преподавателей не зависела от количества учеников в классе, в результате этого некоторые учителя старались не допустить в школу большое количество детейотсутствие педагогической литературы. В основном в учебных заведениях того времени использовалась переводные пособияплохое состояние училищной инспекции, так как директор всех училищ Смоленской губернии являлся и руководителем гимназии. На него возлагалось большое число обязанностей, что требовало его присутствия в различных районах губернии. ° По сравнению с другими регионами Московского учебного округа процесс развития региональной системы образования Смоленской губернии XIX века шел замедленными темпами и значительно отставал от общественных потребностей в сфере образования. Последовательно претворяя на практике положения правительственной образовательной политики в регионах, Смоленщина в исследуемый период, тем не менее, занимала далеко не лидирующее положение по степени развития просвещения. Этому, на наш взгляд, способствовал ряд объективных причин. Наиболее значимым для развития системы образования любого региона выступало количество крепостных крестьян. По этому показателю Смоленская губерния занимала первое место в России.

Безусловно, одной из главных причин явилась Отечественная война 1812 года. Ни одна из губерний Московского учебного округа не пострадала так сильно в результате военных действий, как Смоленская. Последствия ее глубоко отразились на численности населения, состоянии городов, сел, земельного фонда и, как итог, в худшую сторону изменилось социально-экономическое положение губернии. Естественно, что первоочередные шаги правительства были направлены на восстановление экономической жизнеспособности городов, и лишь на вторых ролях находилось просвещение.

Следующая причина заключается в том, что управление учебными заведениями Смоленской губернии, относящимися к Министерству народного просвещения на протяжении первой четверти XIX века, неоднократно поручалось различным учебным округам. Так, с 1803 по 1824 год Смоленщина была причислена к Московскому округу, в дальнейшем — с 1824 по 1831 год — к Санкт-Петербургскому, а затем — вновь Московскому. Такое же положение дел наблюдалось с учебными заведениями Духовного ведомства, которые в различное время относились то к Санкт-Петербургскому, то к Киевскому учебному округу. Частые изменения руководства, а как следствие, и источников финансирования, не могли не сказаться на качестве организации народного просвещения в губернии.

Необходимо отметить низкую активность смоленского земства, сельских обществ и частных лиц в сфере народного просвещения, вызванную недостаточностью материальной обеспеченности.

Очередная немаловажная причина замедленного развития сети учебных заведений состоит, на наш взгляд, в недостаточно выгодном экономикогеографическом положении. По сути в губернии отсутствовали крупные «караванные» торговые пути — как сухопутные, так и речные.

В первой половине XIX века Смоленская губерния осталась практически в стороне от формирующихся капиталистических отношений в сельской местности. В то время, когда в большинстве регионов центра России образовыва-* лись крупные очаги товарного земледелия, на Смоленщине сельское хозяйство было по сути натуральным (производство только для собственных нужд). Большинство губерний Нечерноземья определили свои отрасли специализации, например, коноплеводство в Калужской и Нижегородской, птицеводство и мясо-молочное животноводство в Московской, Ярославской, Тверской, Нижегородской губерниях. Также как в Ярославской, Костромской и Владимирской губерниях, на Смоленщине развивалось льноводство. Однако степень развития данной отрасли в Смоленской губернии была значительно ниже, чем в остальных губерниях. Учитывая, что в XIX веке сельское хозяйство являлось ° ведущей отраслью производства, становится очевидно, что чем сильнее оно развито, тем более высока доля финансирования народного образования.

В отличие от Смоленщины в других регионах получила широкое распространение мелкая крестьянская промышленность. Именно в это время зародились исконно русские народные промыслы. Среди них выделяются Жос-тово (Московская), Кимры (Тверская), Богородское, Павлово, Городец (Нижегородская), до сих пор известных своей продукцией. Немаловажным выступает тот факт, что на основе мелкокрестьянской промышленности в Европейской части России началось формирование крупной промышленной индустрии. ° Определяя механизмы воздействия трех последних причин на развитие сети учебных заведений в Смоленской губернии, мы считаем, что экономико-географическое положение, отсталость сельского хозяйства, отсутствие мелкокрестьянской промышленности определило недостаточный уровень экономического состояния региона. Поэтому Смоленщина не находилась в числе наиболее богатых и зажиточных губерний центра России, обладая в большинстве своем не грамотным и не стремящимся к образованию населением. В результате сложилась парадоксальная ситуация: у местных обществ не было лишних средств на учреждение большого числа новых училищ, а у сельских жителей губернии отсутствовало желание к обучению. Долгое время такое положение устраивало и тех, и других, в результате, на наш взгляд, пострадали % темпы развития как экономики, так и системы образования в регионе.

Таким образом, имелся целый комплекс причин, объясняющих замедленное развитие региональной системы образования Смоленской губернии в первой половине XIX века.

В XIX веке на территории Смоленской губернии происходило развитие и становление женского просвещения как компонента региональной системы образования. Организация всесословных женских учебных заведений началась в России в начале 60-х годов XIX века. На территории Смоленской губернии расширение сети женских учебных заведений началось во второй половине о XIX века с открытием женских училищ и последующей реорганизацией их в гимназии и прогимназии. Они создали необходимые предпосылки для организации высших женских учебных заведений, стали важным фактором развития народной школы, подготовили значительную часть учительских кадров.

Правительственная политика, проводимая в сфере народного образования в XIX веке, несмотря на реформы и контрреформы, положительно сказалась на становлении и развитии региональной системы народного просвещения в Смоленской губернии. На протяжении девятнадцатого столетия на Смоленщине постоянно возрастало число учебных заведений, обеспечивающих * образовательные нужды различных слоев населения. Если в начале исследуемого периода происходило лишь зарождение региональной системы народного образования, то к концу века рассматривались такие актуальные вопросы, как всеобщее образование населения, дальнейшее развитие и усовершенствование подсистем женского и профессионального образования, привлечение внимания общественности к проблемам народного просвещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. — № 8. — С. 44 — 60.
  2. В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС. — 1996.- № 9. С. 83 — 88.
  3. В.В. Земская деятельность по народному образованию в Смоленской губернии // Журнал Министерства народного просвещения. Новая сер. ХЬУ, 1912.-№ 11.-С. 1 -45.
  4. В.В. Постановка учебного дела в земских школах // Журнал Министерства народного просвещения. 1916. — № 5. — С. 1 — 60.
  5. М.В. Историческая записка о Смоленской губернской гимназии (1786−1833) Ч. I. — Смоленск, тип. Силина, 1912. — 192 с.
  6. М.В. Класс коммерции при Смоленской Губернской гимназии (1804−1812): Историческая справка Смоленск, 1909. — 23 с. // Памятная книжка Смоленской губернии на 1910 год.
  7. М.В. Первый директор Смоленской гимназии Людоговский Л.Ф., его жизнь и деятельность (1761−1838) Смоленск, 1906. — 82 с. // Памятная книжка Смоленской губернии на 1907 год.
  8. М.В. Петр Дмитриевич Шестаков, знаменитый педагог — гражданин II половины XIX в. Краткий обзор его жизни и педагогической деятельности1. Смоленск, 1910. 135 с.
  9. М.В. Смоленский кадетский корпус (1805 1812, историческая записка) — Смоленск, 1907. — 125 с.
  10. И.И. Народное образование в Дорогобужском уезде: исторический очерк содействия земства народному образованию в уезде Ельня: Изд-е Дорогобужского земства, 1913. — 229 с.
  11. З.Андреев Н. В., Маковский Д. П. Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до II половины XIX в.) Ч. I. — Смол. обл. гос. изд-во, 1949.-368 с.
  12. П.Г. Смоленская губерния в Отечественной войне 1812 года — Смоленск: Смол, книжное изд-во, 1959. 116 с.
  13. Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (серединаXIX- начало XX века): Автореф. дис.канд. пед. наук. — М., 2000.- 18 с.
  14. Е.А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика. — 1999.-№ 3.-С. 85−91.
  15. В.В. Университетские учебные округа: история и современность // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 70 — 74.
  16. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века (до реформ 60-х годов) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
  17. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в / Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  18. А.Н. Значение земской школы в развитии начального образования в России (на материалах Московской губернии сер. XIX — нач. XX вв.): Дис.канд. пед. наук. М., 2000. — 131 с.
  19. В. Земство и школа: история и современность // Край Смоленский. 1996. — № 11−12. — С. 27−36.
  20. И.П. Земское движение М., 1914. — 397 с.
  21. A.B. Исторический очерк развития элементарной школы — СПб., 1905.-237 с.
  22. A.B. Краткое обозрение истории гимназий в России — СПб., 1905.
  23. М.Т. Школа и система образования в России в конце XVIII века // Вестник МГУ. Сер. историко-филологическая. — 1959. — № 2. — С. 110 — 125.
  24. .Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей М., 1993. — 252 с.
  25. В.А. Исторические монографии — Т. II. СПб., 1901. — 592 с.
  26. Т.И. Родоначальники славянофильства. A.C. Хомяков и И. В. Киреевский М.: Высш. шк., 1995. — 352 с.
  27. И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР (историко-статистические очерки) М.: Статистика, 1964. — 195 с.
  28. В.А. Материалы для истории Смоленского края (за I пол. XIX в.) // Смоленская старина. Вып. III. Ч. II. — Смоленск, 1916. — С. 91 — 190.
  29. Н.В. Регионализация образования России // Образование и культура северо-запада России // Вестник северо-западного отделения РАО. — СПб., 1996.-Вып. I.-С. 9−14.
  30. Г. Краткий биографический очерк Ф.Ф. Шперк — Смоленск, 1908. 16 с.// Памятная книжка Смоленской губернии на 1909 год.
  31. Д.И., Будаева О. Д. Земская школа в системе народного образования (И пол. XIX нач. XX вв.) // Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Смоленск: СГИИ, 1999. — С. 57 — 64.
  32. Д.И. Роль земства и церкви в просвещении крестьянства // Образование. Христианство. Культура: Материалы междун. науч. конф. Смоленск: СГУ, 1996.-С. 122−123.
  33. Д.И. Смоленская губерния в 1861 1917 годах — Смоленск: СГПИ, 1990.-90 с.
  34. Д.И. Смоленское земство в конце XIX начале XX веков (практическая деятельность) // Местное самоуправление: проблемы, задачи, перспективы: Материалы науч.- практ. конференции 18−19 ноября 1997 года. — Смоленск, 1998.-С. 108−113.
  35. О.Д. Грамотность крестьян и школьное дело в конце XIX века // Письменность и культура Смоленщины. История и современность: Сб. статей по материалам науч. конф. Смоленск: СГПУ, 2000. — С. 146 — 151.
  36. О.Д. Деятельность Смоленского земства в области народного образования в конце XIX нач. XX в. // Общественное движение в центральныхгуберниях России во II пол. XIX нач. XX вв.: Сборник науч. трудов. — Рязань, 1981.-С. 69−89.
  37. О.Д. Земские сельские начальные школы Смоленской губернии (II половина XIX начало XX вв.) // Модели культуры: Межвуз. сб. науч. трудов, посвящ. 60-летию проф. B.C. Баевского / СГПИ им. К. Маркса. — Смоленск, 1992.-С. 171 — 181.
  38. О.Д. Крестьянские школы грамоты // Край Смоленский. — 1993. № 5−6.-С.31 -36.
  39. О.Д. Смоленское земство и народное образование // Из истории Смоленщины Смоленск, 1996. — С. 80 — 89.
  40. Н.Ф. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. 1837−1905 СПб., 1909.-204 с.
  41. Н.Ф. Сельская школа и народная жизнь: наблюдения и заметки сельского учителя СПб.: т-во «Общественная Польза», 1906. — 229 с.
  42. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: хрестоматия по истории общественной мысли XIX и XX веков / Сост. Н. Г. Федоровский. — М.: Логос, 1997.-750 с.
  43. В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование — М., 1917. 210 с.
  44. В.П. Всеобщее обучение М., 1897. — 218 с.
  45. В.П. Спорные вопросы образования М., 1907. — 70 с.
  46. Э.О. В.П. Вахтеров, его жизнь и работа М., 1961. — 366 с.
  47. Ведомости о ходе ремесленного образования в Смоленской губернии за 1882 год // Журналы XVIII очередного Смол. губ. земск. собрания. — Смоленск, 1883.-С. 152−161.51 .Веселовский Б. История земства за сорок лет Т. I. — СПб., 1909. — 724 с.
  48. Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России М., 1959. — 320 с.
  49. Н.Х. Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов- Т. I. Общая часть. Отд. I: исторический очерк общеобразовательных училищ и психологические основания общего образования — СПб., 1873. — 598 с.
  50. И.П. Двадцатипятилетие Александровской гимназии Смоленского земства в городе Вязьме (1869−1894): Историч. записка Вязьма, 1894.- 162 с.
  51. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России — М., 1978.- 171 с.
  52. Вопросы народного образования в Московской губернии — М., 1987. — 67 с.
  53. Всеподданейший отчет губернатора Смоленской губернии за 1896 год — Смоленск, 1897. 23 с.
  54. Вязьма / Сост. Д. Н. Маковский, B.C. Орлов, A.B. Чернобаев, Б.И. Бельтю-ков. Смоленск: Смолгиз, 1953. — 169 с.
  55. П.А. Размышления о судьбах русской школы // Педагогика. — 1998. -№ 6.- С. 10−15.
  56. Ш. И. Очерки по истории средней школы в России 2-й половины XIX в. М.: Учпедгиз, 1954. — 304 с.
  57. Г. А. Земское самоуправление в России — М., 1990. — 262 с.
  58. Город Рославль: Очерки истории города Рославля и Рославльского района — Смоленск: Моск. рабочий, Смол, отд., 1987. 158 с.
  59. Н.И. Земство и культура (из истории Смоленского земства) // Культура и образование: проблемы, перспективы развития. — Ч. I. — Смоленск, 1997.-С. 87−93.
  60. Грамотность детей сельского населения в Смоленской губернии. С 7 картограммами и 6 диаграммами Смоленск, 1900. — 54 с. + 18 с.
  61. В.В. Исторический очерк русской школы М., 1900 — 589 с.
  62. H.H. Воспоминания о годах учения в Смоленской мужской гимназии (1892−1897) // Край Смоленский. 1997. — № 10 — 12. — С. 25−39.
  63. A.A. История России IX — XIX вв.: Справочные материалы — М., 1997.-С. 327−347.
  64. М.И. История русской педагогики — М., 1909. — 212 с.
  65. М.И. Начальная народная школа, ее история, дидактика и методика Изд. 2-е. М., 1916.-350 с.
  66. Т.Е. Городская гимназия как феномен провинциальной культуры Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 18 с.
  67. Г. А. Эпоха великих реформ СПб., 1892. — 132 с.
  68. Э.Д. Женское образование в пореформенной России // Э. П. Федосова Бестужевские курсы в пореформенной России М., 1980. — 144 с.
  69. Э.Д. Современная школьная реформа в России — М.: Наука, 1998. — 464 с.
  70. Э.Д. Школа в России во второй половине XIX века // Советская педагогика. 1975. — № 9. — С. 113 — 124.
  71. Доклад Смоленской земской управы совещанию по вопросам народного образования. Об участии губернского земства в деле народного образования -Смоленск, 1904. 48 с.
  72. Дополнение к сборнику постановлений и распоряжений по женским гимназиям Министерства народного просвещения за 1870 1905 года — М., 1908. — 256 с.
  73. С.Ф. История педагогики в России М., 1999. — 396 с.
  74. Д.Н. Некоторые данные о народном образовании и санитарном состоянии начальных школ в Смоленской губернии в 1895—1896 уч. году — Смоленск, 1897. 142 с.
  75. JI.C. Княгиня Мария Тенишева — Смоленск, 1994. — 319 с.
  76. JI.C. Педагогическое наследие князей Тенишевых — Смоленск, 2000.-40 с.
  77. JI.C. Тенишевы и русская школа // Советская педагогика. — 1990. № 12.-С. 106- 111.
  78. Г. С. Из истории просвещения в дореволюционной России: Очерки М., 1978. — 160 с.
  79. Журнал Министерства народного просвещения Ч. 73 (1852), Ч. 153 (1871), Ч. 187(1876).
  80. Журналы Смоленского губернского чрезвычайного земского собрания с 22 по 24 марта 1872 года Смоленск, б.г. — 131 с.
  81. Западники 40-х годов: Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский / Сост. Ф. Ф. Нелидов. М., 1910. — 272 с.
  82. Земство и его деяния // Отечественные записки. 1874. — № 9. — С. 100 — 145. 87.3 у.е.в Г. Н. Церковь и школьное дело // Край Смоленский. — 1993. — № 11 — 12.- С. 60 64.
  83. Г. Н. Смоленская епархия и ее роль в просвещении жителей губернии на рубеже XIX XX веков — Смоленск: Смядынь, 1993. — 68 с.
  84. В. Женское образование и женские школы в теории и на практике- СПб., б/г. 73 с.
  85. Из истории народного образования на Смоленщине -Смоленск, 1970. — 128с.
  86. Из истории отечественной школы и педагогики // Сб. статей под ред. А. И. Пискунова Калинин, 1970. — 113 с.
  87. Из истории педагогической мысли и школы // Сб. статей под ред. В.А. Ро-тенберга-М.: МГПИ, 1974.- 161 с.
  88. Е.Ю. Общеобразовательный и профессиональный компоненты отечественной системы среднего общего и специального образования (конец 90-х гг. XIX в. 1917 г. Московский учебный округ): Дис.. канд. пед. наук- Н. Новгород, 2000. 171 с.
  89. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / Под ред. А. Г. Небольсина. СПб., 1884. — 259 с.
  90. Историко-статистическое описание Смоленской епархии / Под ред. Трофи-мовского Н.В. СПб., 1864. — 383 с.
  91. Исторический очерк и отчет деятельности педагогического и попечительного советов Смоленской 2-й женской гимназии за 1886 1911 / Сост. И. В. Федоров, В. А. Клестнер. — Смоленск, 1911. — 109 с.
  92. Исторический очерк 1-го Московского кадетского корпуса СПб, 1878. -С. 16−27.
  93. Исторический очерк Смоленска СПб.: Военная тип, 1894. — 62 с.
  94. Исторический очерк Смоленской Мариинской женской гимназии (1861 -1911)/ Сост. П. П. Любимов. Смоленск, 1913. — 189 с.
  95. Исторический очерк церковно-приходской школы и современное ее значение // Смоленские епархиальные ведомости. 1889. — № 20. — С. 899 — 913.
  96. Исторический очерк церковных школ Смоленской епархии к 1909 году -Смоленск, 1909.-70 с.
  97. История России с древнейших времен до наших дней / A.C. Орлов, В. А. Георгиев и др. М.: Проспект, 1997. — 544 с.
  98. К 50-летию со дня открытия в городе Смоленске 1-й Мариинской женской гимназии // Журналы Смол. гор. думы за 1911 год — Смоленск, 1912. — 453 с.
  99. В.В. Очерки по истории школы и просвещения -М, 1902.- 112 с.
  100. П.Ф. Идеалы женского образования // Образование. — 1898. -№ 4. С. 1 — 20.
  101. П.Ф. История русской педагогии Пг.: Земля, 1915. — 746 с.
  102. П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели СПб, 1897. — 146 с.
  103. Карамзин Николай Михайлович, по его сочинениям, письмам и отзывам современников: Материалы для биографии с примечаниями и объяснениями М. Погодина Ч. I. — М, 1866. — 400 с.
  104. П. Материалы для истории просвещения в России № 3. — СПб, 1827.-260 с.
  105. Кизеветтер A.A. XIX век в истории России Ростов на-Дону, 1903 — 48 с.
  106. JI.B. Земские школы в Нижегородской губернии // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 78−83.
  107. Кларин В. М, Петров В. М. Русская религиозная философия воспитания XIX XX вв — М.: МП «Кодекс», 1994. — 80 с.
  108. В.О. Сочинения: В 9-ти томах Т. V. Курс русской истории / Под ред. B.JI. Янина — М: Мысль, 1989. — 476 с.
  109. Е. Дней Александровых прекрасное начало // Директор школы. -1997.-№ 1.-С. 48 -56.
  110. Е. Самая бюрократическая эпоха // Директор школы. 1997. — № 25.-С. 51 -58.
  111. Г. Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца XIX — начала XX веков // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 71 — 77.
  112. Г. Н. Воспитание в отечественной общеобразовательной средней школе: цели, сфера действия, результаты (с начала XIX в. до середины XX века): Монография / Предисл. A.A. Фролова. Н. Новгород, 1999. — 294 с.
  113. О.Ю. Становление и развитие женского гимназического образования в пореформенной России (конец 50-х — 70-е годы XIX в.): Автореф. дис.. канд. пед. наук Ставрополь., 1999. — 22 с.
  114. Т.В. Народные училища в России в 30 50-х годах XIX века: Дисс.. канд. пед. наук — М., 1973. — 208 с.
  115. М.А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 75−80.
  116. H.A. Очерки по истории средней школы — М.: Учпедгиз, 1947.-248 с.
  117. И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем: сборник статей СПб.: Тип. Лопухина, 1902. — 442 с.
  118. Н.П. Разработка региональной концепции образования: теоретические проблемы и технология внедрения: Дис. .канд. пед. наук — Саратов, 1994. 149 с.
  119. H.A. Земский вопрос о народном образовании — СПб., 1867. — 64 с.
  120. H.A. Русская начальная школа: руководство для земских гласных и учителей сельских школ СПб., 1870. — 363 с.
  121. И. Земство, школа, приход СПб., 1899. — 28 с.
  122. М. Епархиальные женские училища // Образование. — 1892. № 2.-С. 221 -227.
  123. Краткие хозяйственно-статистические сведения по Смоленской губернии — Смоленск, 1912. 299 с. / Стат. отд. Смол. губ. зем. управы.
  124. Краткий отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты # // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. — № 2. — С. 79 — 97.
  125. Краткий хронологический очерк истории г. Смоленска, его достопримечательности, учебные заведения, благотворительные и общественные учреждения Смоленск, 1888. — 100 с.
  126. С.А. Роль земства в развитии уездной начальной школы на рубеже XIX XX веков // Начальная школа. — 1996. — № 5. — С. 52 — 54.
  127. М.И. Формирование начального образования в России конца XIX в. нач. XX в.: Дис. .канд. пед. наук. — Оренбург, 2000. — 174 с.
  128. А. Историческая справка о развитии образования в России с ® XVIII по начало XX века // Образование. 1999. — № 1. — С. 71 — 84.
  129. Н. Российские гимназии начала века // Народное образование. — 1992.-№ 5 -6.-С. 84−89.
  130. Т.И. Начальное народное образование в Смоленской губернии в первой половине XIX века // Ученые записки СГПИ. Вып. 5. Смоленск, 1957.-С. 284−308.
  131. Т.И. Начальное народное образование в Смоленской губернии во второй половине XIX века // Ученые записки СГПИ. Вып. 15. Смоленск, 1966.-С. 160- 177.
  132. A.M. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения Пг., 1916. — 154 с.
  133. H.A. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ, послуживших к образованию русского народа с 1825 по 1855 год СПб., 1875. — 98 с.
  134. .А. Материалы для истории женского образования в России (1828- 1856) -Ч. 3.- СПб., 1899.-435 с.
  135. Е.П. Материалы для истории женского образования в России (1856- 1890) СПб: Тип. Стасюлевича, 1901. — 648 с.
  136. Д.П., Орлов B.C. Смоленск с древнейших времен до XX века — Смоленск: Смолгиз, 1948. — 227 с.
  137. Н.П. Очерки по истории женского среднего образования в России // Русская школа. 1914. — № 9 — 10. — С. 129 — 160.
  138. Л.П. Министерская реформа 1802 1811 гг. в оценках современников // Вестник МГУ. — Сер.8: История. — 2000. — № 1. — С. 69 — 89.
  139. Ю. Общественные и умственные течения в России (1870−1905) — М., 1924.-202 с.
  140. А.Ф. Русская общеобразовательная школа — СПб., 1900. — 275 с.
  141. Материалы для истории духовно-учебных заведений Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1885. — № 1. — С. 15 — 26.
  142. Материалы для истории образования в России Т. II. -СПб., 1866. — 345с.
  143. А. Реформы и контрреформы XVIII — XIX вв. // Вестник высшей школы. 1990. — № 4. — С. 66−73.
  144. E.H. История русской педагогики М., 1938. — 580 с.
  145. Е.А. Роль личности учителя в развитии русской начальной школы (конец XIX начала XX вв.) // Начальная школа. — 1992. — № 9 — 10. — С. 3 — 7.
  146. Место и роль земских учреждений в системе государственной власти России в I пол. XIX нач. XX вв. // История государства и права. — 2000. -№ 1.-С. 16−17.
  147. С. Очерки церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени Вып. I. — СПб., 1894. — 263 с.
  148. С. Школа и государство. Обязательность обучения в России: Исторический этюд СПб., 1876. — 230 с.
  149. H.A. История города Смоленска. Юбилейное изд. Смол. губ. стат. комитета / Под ред. Орловского. Смоленск, 1903. — 86 с.
  150. В.А. Из истории русского общества: Этюды и очерки — СПб., 1902.-394 с.
  151. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний — T. X. Народное образование в России М., 1910. — 352 с.
  152. Народное образование в России с 60-х годов XIX века / Сост. Н. В. Чехов. -M., 1912.-224 с.
  153. Начальное народное образование в России / Под ред. Г. Фальборка и В. Чарнолуского. Т. III. Статистические таблицы по уездам, городам, поселениям и селениям Империи — СПб., 1905. — 458 с.
  154. Несколько слов о приходских училищах Московского учебного округа // Журнал Министерства нар. просвещения. — 1860. № 8. — С. 54 — 56.
  155. П.В. Концепция целостной модели развития национально-региональной системы образования (на материале Свердловской области): Дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995. — 148 с.
  156. Нижегородская губерния по исследованию губернского земства — Нижний Новгород, 1896. — 127 с.
  157. Н.Д. Проблема духовности в светском государстве и образовании // Магистр. 1998.- № 2. — С. 3 — 10.
  158. П.Е. Записки о Смоленске М., 1845. — 86 с.
  159. П.Е. История города Смоленска М., 1848.- 316 с.
  160. П. Смоленское Александровское реальное училище в первые пятнадцать лет своего существования (1877−1892) Смоленск, 1892. — 90 с.
  161. О народном образовании // Отечественные записки. 1874. — № 9. — С. 146−204.
  162. Обзор деятельности земства Смоленской губернии за весь период существования земских учреждений (1866−1880) // Смол. губ. земская управа. — Смоленск, 1880. 166 с.
  163. В. Развитие женского образования в России СПб., 1887. — 42 с.
  164. B.C., Вержбицкий В. Г. Декабристы смоляне — Смоленск: Облгиз., 1951.- 156 с.
  165. И.О. Краткая история и география Смоленской губернии Смоленск, 1915. — 44 с.
  166. A.B. Вопросы истории начального образования в России (II половины XIX начала XX вв.) — Ч. I. — М., 1974. — 170 с.
  167. A.B. Проблема введения всеобщего начального обучения в дореволюционной России (1861−1916): Дис. д-ра пед. наук. М., 1970. — 923 с.
  168. А. Низшие учебные заведения СПб., 1894. — 61 с.
  169. Открытие Вяземской земской гимназии 30 августа 1869 года M., 1869. — 28 с.
  170. Отчет Епархиального училищного Совета о состоянии церковноприходских школ за 1898 год // Смоленские епархиальные ведомости. — 1900.-№ 4.-С. 221 -280.
  171. Отчет о состоянии женской образцовой 1-классной церковно-приходской школы при Смоленском епархиальном женском училище за 1898−1899 уч. год // Смоленские епархиальные ведомости. 1900. — № 4. — С. 178 — 182.
  172. Отчет о состоянии Талашкинской кн. М. К. Тенишевой низшей сельскохозяйственной школы СПб., 1903. — 75 с.
  173. Отчет по Смоленскому ремесленному училищу за 1884 год Смоленск, 1885.- Юс.
  174. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II / Сост. С. А. Князьков и Н.И. Сербов- Под ред. C.B. Рождественского. -M., 1910.-240 с.
  175. Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ея преобразования по Уставу 1867 года (1728 1868) / Сост. И. Сперанский. — Смоленск, 1892. — 468 с.
  176. Очерк народного образования Смоленской губернии // Прибавления к Смоленским епархиальным ведомостям. 1868. — № 5 — 6. — С. 145 — 230.
  177. Очерк положения начального народного образования в Смоленской губернии в 1897—1898 уч. году Смоленск, 1901. — 189 с.
  178. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII -начало XIX в. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1973. — 605 с.
  179. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я по-v ловина XIX в. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1976. — 600 с.
  180. Педагогика и политика в образовании России конца XIX — начала XX веков // Конференция молодых ученых 25−26 февраля 1997 года. В 2 ч. М.: International, 1997. — 258 с.
  181. Е.И. Становление и развитие среднего женского образования в России XIX века (40 60-е годы): Дис. канд. пед. наук. — Саранск, 1996. -198 с.
  182. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. — 372 с.
  183. О. Итоги женского образования в России и его задачи — СПб., 1888.-26 с.
  184. A.M. Об образовании девиц духовного происхождения вообще и применительно к потребностям духовенства Московской епархии в частности // Православное обозрение. 1871. — № 2. — С. 273 — 287.
  185. С.Ф. Лекции по русской истории Пг., 1917. — 840 с.
  186. В.Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. № 2. —1. С. 30−34.
  187. Правила и программы для церковноприходских школ и школ грамоты— СПб., 1894.-74 с.
  188. А. Положение епархиальных женских училищ // Народное образование. 1899. — № 5. — С. 37 — 44.
  189. М.А. Министерская реформа в России в начале XIX века // История государства и права. 2000. — № 4. — С. 13−17.
  190. Программа развития системы образования Смоленской области на 1999 — 2003 года Смоленск, 1999.- 105 с.
  191. Программы предметов учебного курса городских по Положению 31 мая 1872 года училищ б.в.д. — 44 с.
  192. И.И. Развитие региональной образовательной системы (на материале Сочинского региона): Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1992. — 184 с.
  193. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли М.: Новая школа, 1995. — 94 с.
  194. А.Н. Исследования и статьи по эпохе Александра I / Предисл. Н. К. Пиксанова. T. I «Религиозные движения». — Пг., 1916. — 486 с.
  195. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87 — 91.
  196. С.А. Сельская школа: Сборник статей М., 1891.-220 с.
  197. Н. Смоленская губерния в эпоху Отечественной войны 1812 года //Смоленская старина. Вып. 11(1812- 1912). — Смоленск, 1912.-С. 1−64.
  198. Реформы Александра II М.: Юрид. лит., 1998. — 464 с.
  199. C.B. Вопрос о народном образовании и социальная проблема в эпоху Александра I // Русское прошлое. 1923. — № 5. — С. 35 — 49.
  200. C.B. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 1902 гг. — СПб.: Министерство нар. просвещения, 1902. — 735 с.
  201. C.B. Материалы по истории учебных реформ в XVIII -XIX веках СПб., 1910.-544 с.
  202. C.B. Очерки по истории систем народного образования в России в конце XVIII XIX в. — T. I. — М., 1912.- 630 с.
  203. Российское образование. История и современность: Коллективная монография // Под ред. С. Ф. Егорова. М., 1994. — 253 с.
  204. Россия земская // Перемены. 2001. — № 4. — С. 16 — 28.
  205. Россия: энциклопедический справочник / Под ред. А. П. Горкина, А. Д. Зайцева, В. М. Карева и др. М.: Дрофа, 1998. — 592 с.
  206. Русский биографический словарьа) Т. VII. -Пг., 1916.-С. 137−143.б) Т. X. СПб, 1914. — С. 27 — 30- 422 — 424. в) Т. XV. СПб, 1910. — С. 436 — 443.
  207. Г. Т. Смоленский край в период феодализма (вторая половина * XVII первая половина XIX вв.) — Смоленск: СГПИ, 1984. — 78 с.
  208. М.В. Развитие гуманитарной направленности содержания гимназического образования в России второй половины XIX начала XX веков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1999. — 20 с.
  209. В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России // Вестник высшей школы. 2000. — № 10. — С. 3−23.
  210. С.И. Судьба нашей средней школы М., 1907. — 132 с.
  211. И. Устройство начальных школ для девочек СПб., 1901. с 217. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870−1903 годы / Сост. Д. Кузьменко. Смоленск, 1904. — 438 с.
  212. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения за 1801 1881 гг. — СПб., 1888.-542 с.
  213. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения за 1881 1900 гг. — СПб., 1906. — 893 с.
  214. Сборник постановлений Смоленского губернского земского собрания за 1866 1895 гг. / Сост. А. И. Петровский. — Т. II. — Смоленск, 1897. — 2204 с. о
  215. Сборник справочных сведений по Министерству народного просвещения за 1862 и, частично за 1863 и 1864 годы СПб., 1864. — Пагинация по главам.
  216. Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии /Сост. Я. Соловьев. М., 1855. — 486 с.
  217. Д. Епархиальные женские училища за первое пятидесятилетие их существования // Русская школа. 1893. — № 9,10. — С. 26 — 37, № 11. — С. 29 — 48, № 12.-С. 12- 17.
  218. Е.А. История развития региональной системы культурологического образования как объект социопедагогического исследования (на материалах Смоленской области) — Смоленск: СГИИ, 1997. 48 с.
  219. С.П. Очерк положения начального народного образования в Вяземском уезде 1897 1898 учебном году. — Смоленск, 1899. — 138 с.
  220. Система образования для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России (с заседания Политического консультативного совета 28 января 2000 г.) // Вестник высшей школы. — 2000. — № 1. — С. 3 — 15.
  221. Е.А. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 74 — 78.
  222. В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX века — М., 1954.-312 с.
  223. Смоленск: Краткая энциклопедия / Редкол.: Д. И. Будаев, В. В. Ильин, В. Б. Козлов, Я. Р. Кошелев, Г. С. Меркин и др. Смоленск: ТРАСТ — ИМАКОМ, 1994−576 с.
  224. Смоленская губерния: Города Б.м.: Б.и. — С. 551 — 634.
  225. Смоленская губерния // Статистический комитет Министерства внутренних дел. М., 1904. — 112 с.
  226. Смоленская духовная семинария в воспоминаниях ее питомцев // Смоленские епархиальные ведомости. 1892. — № 23. — С. 1145 — 1150.
  227. Смоленское земство: Очерки истории и практической деятельности / Под ред. О. В. Молоткова и Д. И. Будаева. Смоленск: Смядынь, 1998. — 112 с.
  228. A.JI. История развития среднего специального педагогического образования в России -М., 1991.-56 с.
  229. Современные педагогические течения /Сост. П. Ф. Каптерев и А.Ф. Му-зыченко. М., 1913. — 224 с.
  230. И.А. Авторская школа профессора С.А. Рачинского // Начальная школа. 1998.-№ 3. — С. 112−115.
  231. С.М. Избранные труды. Записки М., 1983. — 440 с.
  232. Состояние епархиальных училищ (1860 1863 гг.) // Смоленские епархиальные ведомости. — 1889. — № 2. — С. 1 — 35.
  233. Н. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России М., 1910. — 240 с.
  234. Статистический очерк города Смоленска и однодневная перепись 11-го октября 1881 года Смоленск, 1882. — 69 с.
  235. E.JI. Министерство народного просвещения и печати при A.B. Головине (60-е г. XIX в.) // Отечественная история. — 1995. № 5. — С. 60−73.
  236. М.Е. Русские педагоги М.: СКРИН, 1997. — 222 с.
  237. М.Е. Четыре портрета: С. А. Рачинский, В. П. Вахтеров, Х.Д. Ал-чевская, К. Н. Вентцель Москва: Вердикт, Смоленск, 1995. — 160 с.
  238. М.Е. Школьный апостол (С.А. Рачинский) // Педагогика. — 1988. № 2. — С. 64 — 70.
  239. Ю.А. Формирование и функционирование системы народного образования России во II пол. XIX нач. XX века.: Автореф. дис. канд. ист. наук. — Самара, 1997. — 18 с.
  240. М.Т. Внегосударственные формы обучения в самодержавной России // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 90−93.
  241. П.Г. Краткий очерк развития и состояния женского сельскохозяйственного образования СПб., 1902. — 14 с.
  242. В. Смоленская школа конца XIX начала XX вв. //Край Смоленский. — 1993. — № 11−12. — С.54 — 60.
  243. A.B. Духовные семинарии в России (до 1917 г.)// Вопросы истории. 1996. — № 11 — 12. — С. 107 — 114.
  244. Е.К. К истории начального образования в России в первой четверти XIX в. (Училищный устав 1804 г.: идеи и их реализация) // Вестник МГУ Сер.8: история. — 1998. — № 5. — С. 14 — 29.
  245. Е.К. Образовательная политика в России (60 90-е гг. XIX в.) // Педагогика. — 1997. — № 2. — С. 99 — 105.
  246. Таблицы учебных заведений всех ведомств Российской империи — СПб., 1838.-547 с.
  247. О.М. Особенности русской школы как типа системы российского образования: Дис. .канд. пед. наук — М., 1999. — 160 с.
  248. С. Татьевская школа С.А. Рачинского // Народное образова-о ние. 1902. — Т. II. — Кн. 9. — С. 113−159.
  249. ТенишеваМ.К. Впечатления моей жизни —Л.: Искусство, 1991. —288 с.
  250. .В. Духовная школа в России в XIX столетии Вып. 1−2. — Вильно, 1908.-287 с.
  251. A.A. Реформы Александра II и их судьба М., 1910. — 192 с.
  252. Торжественное празднование в г. Смоленске XXV-летнего юбилея цер-ковно-приходской школы Смоленск, 1909. — 54 с.
  253. В.Ю. Пути русской школы М., 1994. — 96 с.
  254. А.Я. Директор народных училищ // Политическая информация. ° 1990.-№ 8.-С. 47−52.
  255. А.Я. Просвещение и культура на Смоленщине (XIX начало XX веков) — Смоленск: СГПУ, 1999. — 208 с.
  256. . И. Смоленский кадетский корпус (1805−1812 гг.) // Край Смоленский. 1997. -№ 3 -4. -С. 9 — 13.
  257. С.С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833 — 1843 гг.-СПб., 1844.-235 с.
  258. Университеты и средние учебные заведения, мужские и женские // Русская школа. 1892. — № 1. -С. 72 — 84.
  259. Р.Ф. Реформа женской школы в России (1860-е годы) — М., 1996.
  260. Успехи начального народного образования за последние 50 лет // Очерк положения начального народного образования в Смоленской губернии в1903 году. Смоленск, 1904. — С. 55 — 66.
  261. Устав Талашкинской низшей сельскохозяйственной школы I разряда в имении кн. М. К. Тенишевой при селе Талашкино Смоленск, 1901. — 20 с.
  262. Устав учебных заведений, подведомственных университетам — Б.м., б.г. (1804).-29 с.
  263. Устав гимназий, училищ уездных и приходских СПб., 1829. — 34 с.
  264. Устав епархиальных женских училищ // Смоленские епархиальные ведомости. 1868.-№ 5−6.-С. 145−230.
  265. К.Д. Русская народная школа // Избранные педагогические о произведения М.: Просвещение, 1968. — С. 33 — 87.
  266. В. Начальная школа Министерства народного просвещения (по официальным источникам) СПб., 1900. — 57 с.
  267. В.А. Духовное образование в русской православной Церкви в XIX веке // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 75 — 83.
  268. .А. Образование и социальный порядок (взгляд на дискуссии XIX века) // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 104−109.
  269. В. Исторический шанс на обновление // Aima mater. 2000. -№ 12. — С. 12−15.
  270. Н.В. Орден для мецената // Частная школа 1995.- № 2. — С. 139.
  271. Н.В. Школа в России в конце XIX нач. XX вв. (государственные и частные гимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат) — JL, 1991. -98 с.
  272. М. Материалы для географии и статистики России. Смоленская губерния СПб., 1862 — 139 с.
  273. П.В. Страничка из истории Смоленской духовной семинарии Смоленск, 1907. — 48 с.
  274. Церковно-приходские школы в 1891−92 учебном году по отчетам епархиальных училищных советов // Смоленские епархиальные ведомости. 1894. — № 1. — С. 30 — 35- № 5 — С. 221 — 306.
  275. Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 269 с.
  276. Циркуляры по Московскому учебному округу за 1862 1870 годы — М., 1871.-668 с.
  277. Циркуляры по Московскому учебному округу за 1871 — 1901 годы — М., 1901.-220 с.
  278. A.M. До Наркомпроса. (уроки земского образования в России) // Знание сила. — 1996. — № 12. — С. 114 — 120.
  279. A.M. Из тайных архивов русской школы М.: Педагогика-Пресс, 1992.- 128 с.
  280. В. Основные вопросы организации школы в России — СПб., 1909.-131 с.
  281. Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии — М.: Мир, 1923.- 148 с.
  282. М.Ф. Школа и учительство России в I четверти XIX века (от начала века до восстания декабристов): Дисд-ра пед. наук. — М., 1955.—999с.
  283. П.Д. Первое пятидесятилетие Смоленской гимназии // Памятная книжка Смоленской губернии на 1858 год — Ч. II. — Смоленск, 1858. — С. 31 -58.
  284. Н.К. Император Александр I его жизнь и царствование Т. II. — СПб., 1904.- 408 с.
  285. Н.К. Император Николай I: его жизнь и царствование Т. II. — СПб., 1903.-821 с.
  286. Школа православного воспитания /Сост. А. Н. Стрижев. — М., 1999 576с.
  287. Г. К. История средних учебных заведений в России / Пер. с нем. А. Ф. Нейлисова. СПб., 1876. — 198 с.
  288. Ф.Ф. Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской губернии / Памятная книжка Смоленской губернии на 1900 год. -Смоленск, 1899. С. 98 — 187.
  289. Р.Г. Просвещение в России первой половины XIX века // Вопросы истории. 1986. — № 10. — С. 78 — 86.
  290. И. Десятилетие возрождения православного образования в России // Aima mater. 2001. — № 1. — С. 14 — 20.
  291. А.Н. Из деревни, 12 писем. 1872−1887. M., 1960. — 516 с.
  292. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: а) Т. ХХа, кн. 40. СПб., 1897. — С. 242 — 245- 268 — 284. б) T. XXIX, кн. 78. СПб., 1903. — С. 176 — 188. в) T. XXXIV, кн. 67. СПб., 1902. — С. 69 — 83. г) T. XXXVIII, кн. 75.-СПб., 1903.-С. 125- 127.
  293. Эпоха великих реформ. Император Александр II (1855 1881) // Пушка-рев С. Г. Обзор русской истории. — Ставрополь, 1993. — С. 334 — 354.
  294. О.Э. Реализация педагогических идей М.К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе М., 1998. — 150 с.
  295. Юбилейный земский сборник СПб., 1914.-467 с.
  296. В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования Киров, 1998. — 120 с.
  297. Архивные материалы: Российский Государственный Исторический архив (РГИА): Ф. 734- Ф. 737- Ф. 851- 970- 1604- 1164.
  298. Государственный архив Смоленской области (ГАСО): Ф. 1- Ф. 19- Ф. 45- Ф. 54- Ф. 114- Ф. 115- Ф. 403.
  299. Диаграмма принадлежности народных школ различным ведомствам в начале царствования Александра I.
  300. Школы, открытые Министерством народного просвещения 60%
  301. Школы, открытые духовенством 13%
  302. Школы, открытые частными лицами 27%
  303. Диаграмма принадлежности народных школ различным ведомствам к окончанию царствования Александра I.
  304. Школы, открытые Министерством народного просвещения 45%
  305. Школы, открытые духовенством 21%
  306. Школы, открытые частными лицами 28%
  307. Школы, открытые Военным министерством 3%
  308. Школы, открытые Министерством Императорского двора 3%
  309. Диаграмма принадлежности народных школ различным ведомствам к окончанию царствования Николая I.
  310. Ш Школы, открытые Министерством народного посвещения 22%
  311. Школы, открытые духовенством 36%
  312. Школы, открытые частными лицами 14%
  313. Школы, открытые Военным министерством 4%
  314. Школы, открытые Министерством государственных имуществ 23%
  315. Школы открытые Министерством Внутренних дел 1%1. Диаграмма 4.
  316. Диаграмма принадлежности народных школ различным ведомствам в 60-х годах XIX века в период правления Александра II.14%
  317. Школы, открытые частными лицами 2%
  318. И Школы, открытые духовенством 44%
  319. П Школы, открытые Министерством народного просвещения 14%
  320. Школы, открытые сельскими обществами 32%
  321. Школы, открытые другими ведомствами (государственных имуществ, военного) 8%
  322. Диаграмма принадлежности народных школ различным ведомствам в 80-х годах XIX века в период правления Александра III.2%12%
  323. Школы, открытые частными лицами 2%
  324. Школы, открытые духовенством 44%
  325. Школы, открытые Министерством народного просвещения 12%
  326. Школы, открытые сельскими обществами 8%
  327. Школы, открытые земством 34%
  328. Численность низших училищ всех ведомств и частных учебных заведений Московского учебного округа к 1855 году.0%-Н
  329. Г ¿-сГ хГ ^ ^ ^ ¿-Г ЛГсГ &bdquo-сГг#1. Ж Ж ^о
Заполнить форму текущей работой