ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° пСдагогичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ образования Π² России XVIII Π²Π΅ΠΊΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

НСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π ΡƒΡΡΠΎ, И. И. Π‘Π΅Ρ†ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π» большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½Ρ‹ Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ сСмСйной ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠ°Π½ΠΎΠ½Π° воспитания Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ ΠΈ Π΄Π΅Π²ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ XVIII Π². Π±Ρ‹Π» ΠΈΠ·Π±Ρ€Π°Π½ «ΡΡΡ‚СтичСский ΠΈΠ΄Π΅Π°Π» с Π½Π΅Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅ΡΡŒΡŽ элСмСнтов граТданских ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ…» (П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π²). Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ «ΡΡΡ‚СтичСского ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Π°» образования… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° пСдагогичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ образования Π² России XVIII Π²Π΅ΠΊΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ XVIII Π². Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€Π° I ΠΈ Π•ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ½Ρ‹ II начался ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ°Ρ€Ρ…Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ российского общСства ΠΎΡ‚ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠΉ Π°Ρ€Ρ…Π°ΠΈΠΊΠΈ ΠΊ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠ΅ΠΉ основным характСристикам западноСвропСйской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Нового Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. Радикальная СвропСизация России ΠΈ ΠΌΠ°ΡΡˆΡ‚Π°Π±Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€Π° 1 ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ создания Π½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅ΠΉ систСмы государствСнного (свСтского) образования, стимулировали Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ русской пСдагогичСской мысли.

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ образования Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ XVIII Π². характСризуСтся Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… Π΄ΠΎΡ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°ΠΊ комплСкс Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ государствСнныС систСмы Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ срСднСго, ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π³ΠΎ образования. Π’Ρ‹Π΄Π°ΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ характСристика государствСнного образования Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° — ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — Π±Ρ‹Π»Π° обусловлСна Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π² ΡΠΊΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠ΅ сроки Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Π΄Ρ€ΠΎΠ² для Π°Ρ€ΠΌΠΈΠΈ, Ρ„Π»ΠΎΡ‚Π° ΠΈ Π½Π°Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π²ΡˆΠ΅ΠΉΡΡ отСчСствСнной ΠΏΡ€ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π”Π°ΠΆΠ΅ простоС пСрСчислСниС Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, созданных Π² Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ, ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ нас Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ государСвых ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡ‰ ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ» Π²ΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ 1760-Ρ… Π³Π³. ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π»ΠΈΡ†Π° муТского ΠΏΠΎΠ»Π°[1].

Π”ΠΎΡ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ исслСдоватСли истории ТСнского образования ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ различия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ ΠΈ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ², слоТившиСся Ρ€Π°Π½Π΅Π΅, Π² ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²ΡΠΊΡƒΡŽ эпоху Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ. ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, рСформаторская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€Π° I ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ сказалась Π½Π° Π²ΡΠ΅ΠΌ ΡƒΠΊΠ»Π°Π΄Π΅ российской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΈ Π² ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π° ΡƒΠΊΠ»Π°Π΄Π΅ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ°Ρ€Ρ…Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сСмьи: ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Π½Π° затворничСства ΡƒΠ½ΠΈΡ‡Ρ‚ΠΎΠΆΠΈΠ»Π° ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ°Ρ€Ρ…Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π°ΠΈ, ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π±Ρ€Π°ΠΊΠΎΠ² с ΠΈΠ½ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Ρ†Π°ΠΌΠΈ, Π° Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, любовь ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€Π° ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ людям ΠΎΡ‚Ρ€Π°Π·ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ ΠΈ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΆΠ΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½. ΠŸΡ€ΠΈ ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€Π΅ I ΠΏΠΎΡΠ²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π² ΠœΠΎΡΠΊΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈ Π»ΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π°Π½ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²ΠΈ Π² ΠΠ΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΎΠΉ слободС ΠΈ Π² Π‘Π°Π½ΠΊΡ‚-ΠŸΠ΅Ρ‚Π΅Ρ€Π±ΡƒΡ€Π³Π΅ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ†Π΅Ρ€ΠΊΠ²ΠΈ Π‘Π². ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€Π°. Π‘Ρ‹Π» принят ΡƒΠΊΠ°Π·, касавшийся ТСнского обучСния ΠΏΡ€ΠΈ монастырях (24 ΡΠ½Π²Π°Ρ€Ρ 1724 Π³.), ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ прСдписывал монахиням «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ сирот ΠΎΠ±ΠΎΠ΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π° ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π΅, Π° Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ, свСрх Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡŽ»[2]. По Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ вопрос ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости образования Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ Π² Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎ Π½Π΅ ΡΡ‚авился.

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Ρ‹ развития муТского ΠΈ ΠΆΠ΅Π½ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ образования Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ XVIII Π². Π±Ρ‹Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΠΌΡƒΠΆΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ТСнской части насСлСния Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠΌΡƒΡŽ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π°Π»ΠΊΠΈΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ потрСбностями ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ развития Российского государства, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ТСнской сфСрой саморСализации ΠΏΠΎ-ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅ΠΌΡƒ ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π΄ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚ная Тизнь.

Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ юношСй, ΠΊΠ°ΠΊ слСдовало ΠΈΠ· ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… «ΠΎΡ‚СчСских Π·Π°Π²Π΅Ρ‰Π°Π½ΠΈΠΉ», «ΠΏΠΈΡΠ΅ΠΌ» ΠΈ «Π½Π°ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ» ΡΡ‹Π½ΠΎΠ²ΡŒΡΠΌ, «Ρ€Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ²» кадСтских корпусов ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡ‰ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΎ «ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Π΅ Π½Π°ΡƒΠΊ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π°» ΠΈ Π΄Ρ€. ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ»Π°ΡΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ «ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² ΡΠ»ΡƒΠΆΠ±Ρ‹ воинскиС ΠΈ Π³Ρ€Π°Π΄ΡΠΊΠΈΠ΅» (Π€. Π‘Π°Π»Ρ‚Ρ‹ΠΊΠΎΠ²), Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ нравствСнного ΠΈ Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ΠΈΠ½Π° своСго государства (И. Π’. Посошков), Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΎ Π²ΠΎ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠ½Ρ€Π°Π²ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚риотичСской готовности ΠΏΠΎΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Ρ†Π°Ρ€ΡŽ ΠΈ ΠžΡ‚СчСству, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ «ΡΡ‹Π½Π° ΠžΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π° (ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠΎΡ‚Π°)» (А. Н. Π Π°Π΄ΠΈΡ‰Π΅Π²) ΠΈ Ρ‚. Π΄.[3]

ИдСя Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π² ΠΎΡ‚СчСствСнной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ XVIII Π². Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π΅ ТСнского воспитания И. И. Π‘Π΅Ρ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΡ€ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π•ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ½Ρ‹ Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΉ. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ТСнского ΠΈ ΠΌΡƒΠΆΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ образования, обоснованныС ΠΈΠΌ Π² ΠΏΠΎΡΡΠ½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ запискС ΠΊ «Π“Π΅Π½Π΅Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π° ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π°», основаны Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСниях Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π° ΠΎ «Π±ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ замыслС» ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ ΠΈ «Π΅ΡΡ‚СствСнном ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΆΠ΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½Ρ‹», ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½Ρ‹ эссСнициалистскими концСпциями ΠΏΠΎΠ»ΠΎΡ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ воспитания Π€. Π΄Π΅ Π€Π΅Π½Π΅Π»ΠΎΠ½Π° ΠΈ Π–.-Π–. Руссо[4].

НСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π ΡƒΡΡΠΎ, И. И. Π‘Π΅Ρ†ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π» большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½Ρ‹ Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ сСмСйной ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠ°Π½ΠΎΠ½Π° воспитания Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ ΠΈ Π΄Π΅Π²ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ XVIII Π². Π±Ρ‹Π» ΠΈΠ·Π±Ρ€Π°Π½ «ΡΡΡ‚СтичСский ΠΈΠ΄Π΅Π°Π» с Π½Π΅Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅ΡΡŒΡŽ элСмСнтов граТданских ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ…» (П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π²). Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ «ΡΡΡ‚СтичСского ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Π°» образования Π»Π΅ΠΆΠ°Π» взгляд Π–.-Π–. Руссо Π½Π° ΠΆΠ΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½Ρƒ ΠΊΠ°ΠΊ сущСство, ΠΏΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ полоТСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‚Π΅Ρ…ΠΎΠΉ ΠΌΡƒΠΆΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Ρƒ сСмьС, ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ — всСму общСству. ОсновноС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ΅ Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Π° Π±Π»Π°Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Π²ΠΈΡ† ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ иностранного языка (французского), Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎ-нравствСнному Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ, занятиям Ρ‚Π°Π½Ρ†Π°ΠΌΠΈ, ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠΉ ΠΈ ΠΈΠ·ΡΡ‰Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΠ΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΠΆΠ΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½Π΅ Π±Π»ΠΈΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠ°Π»ΠΎΠ½Π°Ρ… ΠΈ Π½Π° ΡΠ²Π΅Ρ‚ских Ρ€Π°ΡƒΡ‚Π°Ρ….

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ!

Π‘ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ XVIII Π². Π±Ρ‹Π»ΠΈ приняты бСспрСцСдСнтныС ΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹, Π½ΠΎ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ систСм ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования для Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… слоСв насСлСния, Π½ΠΎ Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Π» Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ нСравСнства ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ² Π² Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌ, сущСствСнных Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ ТСнского ΠΈ ΠΌΡƒΠΆΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ образования, нСравСнства Π² Π³ΠΎΡΡƒΠ΄Π°Ρ€ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ΅ ТСнских ΠΈ ΠΌΡƒΠΆΡΠΊΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ.

БрСдняя ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ°Ρ школа Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ стали Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ свСтскими, строго сословными, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ государство Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΊΠ°Π΄Ρ€Π°ΠΌΠΈ Π²ΠΎΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ…, Ρ‡ΠΈΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΈΠ½ΠΆΠ΅Π½Π΅Ρ€ΠΎΠ², ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… мастСров ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‡ΠΈΡ…, Π½ΠΎ ΠΈ строго Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΡƒ ΠΏΠΎΠ»Π°, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, Π½Π° ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹Ρ… ΠΌΡƒΠΆΡ‡ΠΈΠ½.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, XVIII Π². — Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ институционализации «Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ° ΠΈΠΎΠ»Π° Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ» ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π° конструирования ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия государствСнной систСмы образования Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ. ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ образования, Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ»Ρƒ, Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π½ΠΎ государствСнноС Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π½ΠΈΠ΅, создана Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-правовая Π±Π°Π·Π°, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ организационномСтодичСскиС, пСдагогичСскиС аспСкты ТСнского ΠΈ ΠΌΡƒΠΆΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ образования; Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ Π±Ρ‹Π»ΠΎ принято российским общСством ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Π°Ρ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ российского государства Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎ-цСрковная идСология «Π΅ΡΡ‚СствСнного прСдназначСния ΠΈ Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π΅Π½ΡΡ‚Π²Π° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²».

ГСндСрная асиммСтрия ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ муТского ΠΈ ΠΆΠ΅Π½ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ образования ΠΊΠ°ΠΊ взаимосвязанных ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ государствСнной систСмы образования ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ поколСния соотвСтствовала Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ российской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ XVIII Π²., для ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π±Ρ‹Π»Π° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° мСдлСнная модСрнизация Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ°Ρ€Ρ…Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСства, освоСниС Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ СвропСйского ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, сосущСствованиС ΠΊΠ°ΠΊ Π°Ρ€Ρ…Π°ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ…, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΊΠ»Π°Π΄ΠΎΠ² Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠ°Π½ΠΎΠ½ΠΎΠ² маскулинности ΠΈ Ρ„Смининности.

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ взгляды Π½Π° Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ различия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π² Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π² Ρ€ΡƒΡΠ»Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Π² Π·Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠ΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΉΡΠΊΠΎΠΉ философии ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ (Π°Π½Π΄Ρ€ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌ, гСндСрная поляризация ΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ эссСнциализм). Основная модСль Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ посрСдством образования ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, — бСзусловноС ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ТСнского муТскому Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅. Основной инструмСнт, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ достигался Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚, — Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½ΠΎ-нравствСнноС воспитаниС Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учрСТдСниях, основанноС Π½Π° Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Π΄ΠΎΠ³ΠΌΠ°Ρ‚Π°Ρ… восточного христианства (православия).

  • [1] Π¨Ρ‚Ρ‹Π»Ρ‘Π²Π° Π›. Π’. Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-историчСскиС ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚Ρ‹ формированиягСндСрных Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Π² Π³ΠΎΡΡƒΠ΄Π°Ρ€ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ свСтском ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ России Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏΠ΅ Π΅Π³ΠΎ становлСния (XVIII Π².) // Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΎ-пСдагогичСский ΠΆΡƒΡ€Π½Π°Π». 2014. № 2. Π‘. 45—55.
  • [2] Π—Π°Π²Π°Ρ€Π·ΠΈΠ½Π° Π›. Π­. Из истории ТСнского образования Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ XIX Π²Π΅ΠΊΠ° // ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅-Ρ€Π΅Π² П. Π€. Π”ΡƒΡˆΠ΅Π²Π½Ρ‹Π΅ свойства ΠΆΠ΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½: Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΠΈ. Π’ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π΅ΠΆ: Изд-Π²ΠΎ ΠΈΠΌ. Π•. А. Π‘ΠΎΠ»Ρ…ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΠΈΠ½ΠΎΠ²Π°, 2007. Π‘. 5—6.
  • [3] Устав Π˜ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΡˆΠ»ΡΡ…Π΅Ρ‚ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ сухопутного кадСтского корпуса для воспитанияи обучСния Π±Π»Π°Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ российского ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π°. БПб., 1766; Π“Π΅Π½Π΅Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΎ воспитании ΠΎΠ±ΠΎΠ΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π° ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π°. БПб., 1764; Антология пСдагогичСской мысли Россиивторой ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Ρ‹ XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π². / сост. II. А, Π›Π΅Π±Π΅Π΄Π΅Π². М.: ПСдагогика, 1990. Π‘. 213.
  • [4] Π­Ρ€ΠΈΠΊ-Π₯Π΅Ρ„Π΅Π»ΠΈ Π’. К Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ ΠΎ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ТСнствСнности Π² Π±ΡƒΡ€ΠΆΡƒΠ°Π·Π½ΠΎΠΌΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ XVIII Π²Π΅ΠΊΠ° // Пол. Π“Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€. ΠšΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°: НСмСцкиС ΠΈ Ρ€ΡƒΡΡΠΊΠΈΠ΅ исслСдования: Π² 3 Ρ‚.Π’. 1. М.: Изд-Π²ΠΎΠ Π“Π“Π£, 1999. Π‘. 55−108.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ