Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждая стратегия реализуется с помощью определенного набора речеповеденческих тактик. В рамках одной стратегии реализуются специализированные и неспециализированные (общие) тактики. Для диагностической стратегии специализированными тактиками являются тактика знакомства, тактика обвинения, тактика поддержания эмоционального равновесия. Для лечащей — тактика психологического регулирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы изучения дискурса в современной лингвистике
    • 1. 1. Определение понятия дискурс
    • 1. 2. Институциональный дискурс
    • 1. 3. Исследование медицинского дискурса как одного из типов институционального дискурса
  • Глава 2. Стратегии и тактики медицинского дискурса
    • 2. 1. Определение понятий «речевые стратегии» и «речевые тактики»
    • 2. 2. Способы реализации диагностирующей стратегии
    • 2. 3. Речевые тактики реализации лечащей стратегии
    • 2. 4. Рекомендующая стратегия и тактики её реализации
  • Глава 3. Речевой этикет и вежливость как средства достижения эффективности профессионального общения
    • 3. 1. Средства установления контакта с пациентом в медицинском дискурсе
    • 3. 2. Поддержание вежливых отношений в речевом общении врача с пациентом

Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование посвящено изучению профессионального общения врача с пациентом в различных коммуникативных ситуациях.

Врач — лингвоактивная профессия [Формановская 1998]. Лучшие врачи во все времена понимали огромное значение общения врача с пациентом и сознательно воздействовали на пациента в лечебных целях. Известные психиатры XIX века утверждали, что нравственная сила убеждения является важнейшей составляющей частью лечебного процесса [И.Е. Дядьковский, Г. А. Захарьин]. В XX веке над вопросами взаимоотношения врача и пациента раздумывали многие известные клиницисты [H.H. Блохин, А. Р. Лурия, Т.С. Чадов], считавшие, что в сложном и многогранном процессе общения возникают новые отношения между врачом и пациентом.

От умения врача владеть словом, от уровня его речевой культуры зависит его профессиональная компетенция. В связи с этим язык медиков (прежде всего врачей-профессионалов), их речевое поведение является важным объектом лингвистических исследований [Иванчук 1998, Кочеткова 1998, Бейлинсон 2001]. Изучение медицинского дискурса дает возможность представить речевой облик современного врача, выявить эффективные способы речевого воздействия на пациента.

Однако несмотря на столь важную роль исследования речевого поведения врача, в современной коммуникативистике фактически нет работ, в которых изучаются стратегии и тактики медицинского дискурса, позволяющие установить правила профессионального общения врача. Все сказанное делает изучение медицинского дискурса особенно актуальным.

Объектом исследования является медицинский дискурс.

Предметом изучения в нашей работе выступают стратегии и тактики речевого поведения врача, а также культура его речи как условие эффективности профессионального медицинского общения.

Научная новизна работы заключается в расширении знаний о профессиональном речевом общении врачей. В ней впервые выделен спектр речевых тактик различных стратегий медицинского дискурса, представлен их комплексный анализ и выявлены особенности языкового выражения речевого воздействия врача на пациента. В диссертации показано, что одной из важнейших составляющих профессиональной компетенции врача является культура его речи.

Цель работы — дать многоаспектный анализ речевых стратегий и тактик медицинского дискурса и способов их реализации, рассмотреть этический аспект речевого поведения врача.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. рассмотреть актуальные направления исследования дискурса в отечественной и зарубежной лингвистике;

2. выявить и проанализировать весь спектр речевых тактик диагностирующей, лечащей и рекомендующей стратегий медицинского дискурса;

3. дать анализ способов реализации тактик, выявленных в ходе исследования;

4. определить общие и специализированные тактики стратегий медицинского дискурса;

5. рассмотреть роль речевого этикета и вежливости в гармонизации общения врача с пациентом.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод, включающий в себя приемы включенного наблюдения, анализа, интерпретации, систематизации, обобщенияметод коммуникативно-прагматического анализа дискурса, элементы компонентного анализа.

Материал составляют сделанные автором в 2001;2005 годах диктофонные записи речи врачей в лечебных учреждениях города Саратова. Общий объем фактического материала составил около 20 тыс. словоупотреблений. Запись производилась методом включенного наблюдения. Наблюдалось в основном речевое поведение опытных врачей, представителей достаточно высокого уровня речевой культуры, в разных ситуациях: медицинский осмотр, прием и консультирование в поликлинике, обход в стационаре и некоторые другие.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она способствует дальнейшему исследованию проблем речевой коммуникации в области профессионального дискурса, изучению особенностей речевого поведения врача. В исследовании представлена система тактик, применяемых врачами в процессе общения с пациентом, оценивается их эффективность, выявляется зависимость используемых тактик от стратегий медицинского дискурса, от ситуации общения, от коммуникативного типа личности врача.

Практическая значимость исследования стоит в том, что его материалы могут использоваться при разработке лекционных курсов по прагмалингвистике, речеведению, лингвокультурологии. Результаты исследования могут послужить основой дальнейших разработок по изучению медицинского дискурса. Материал диссертации может быть использован на практических занятиях со студентами медицинских вузов по основам профессионального общения и культуры речи и служить базой для развития медицинской филологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основные стратегии и тактики медицинского дискурса определяются целями профессиональной коммуникации — оказать квалифицированную медицинскую помощь.

2. Стратегии устного медицинского дискурса диагностирующая, лечащая, рекомендующая — редко существуют «в чистом виде». Границы стратегических линий не всегда четко прослеживаются. Взаимопроникновение и слияние коммуникативных стратегий является характерной особенностью этого типа дискурса.

3. Среди всего набора речевых тактик различных стратегий медицинского дискурса выделяются специализированные тактики, т. е. тактики, используемые для реализации одной конкретной стратегии, и неспециализированные тактики, общие для всех стратегий.

4. Для диагностической стратегии специализированными тактиками являются тактика знакомства, тактика поддержания эмоционального равновесия и тактика обвинения. Специализированными тактиками лечащей стратегии являются тактика психологического регулирования состояния, тактика утешения, тактика вразумления и угрозы, рекомендующей — тактика ориентации на материальные возможности пациента.

5. К неспециализированным тактикам медицинского дискурса относятся тактики, общие хотя бы для двух стратегий медицинского дискурса. Так, общими тактиками диагностирующей и лечащей стратегий являются тактики сближения, запроса конкретной информации, комплимента, тактика «честь мундира». Тактика презентации является общей для диагностирующей и рекомендующей стратегий, а тактики обязательного сотрудничества и обязательного успеха — общими для лечащей и рекомендующей стратегий. Остальные выявленные в ходе исследования тактики — убеждения, создания долговременных планов, самопрезентации, объяснения, формирования хода мыслей, умолчания, оценки — являются общими для всех стратегий медицинского дискурса.

6. Каждая конкретная тактика характеризуется своими языковыми и речевыми средствами воплощения.

7. Выбор той или иной тактики и её эффективность зависит от профессиональных целей и ситуаций общения, от типа личности и общей, в том числе и речевой, культуры врача.

8. Речевой этикет и вежливость являются важнейшими составляющими гармоничного общения врача с пациентом, помогающими достичь эффективности общения и тем самым способствовать успешному осуществлению профессиональных целей.

9. Основными функциями речевого этикета и вежливости в профессиональном общении врача с пациентом являются функции установления контакта и поддержания официально-вежливых отношений.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на межвузовских конференциях, проводимых Саратовским государственным университетом им Н. Г. Чернышевского (2005), ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава (2002, 2003, 2004, 2005), а также на заседаниях кафедры русской и классической филологии ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава. Работа обсуждена на кафедре русского языка и речевой коммуникации СГУ. По теме диссертации опубликовано 15 научных работ.

Структура и краткая характеристика диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе анализируются теоретические концепции и фундаментальные исследования, посвященные изучению институционального дискурса, к которому относится медицинский дискурс. Вторая глава посвящена анализу стратегий и тактик медицинского дискурса и их языковому воплощению. В третьей главе рассматривается речевое общение врача с пациентом с точки зрения вежливости и речевого этикета.

Заключение

.

В центре внимания различных дисциплин, связанных с изучением человека, находится дискурс. Но, несмотря на множество работ по проблемам дискурса, ни одно из понятий не является столь дискуссионным и разноречивым, как дискурс. Детальный анализ определений этого понятия с точки зрения различных подходов позволил нам определить дискурс как сложное лингвистическое явление, которое представляет собой речевую деятельность в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами. Никакие языковые явления не могут быть поняты и описаны вне употребления, без учета их дискурсивных аспектов.

Дискурс предполагает наличие говорящего и адресата — двух противопоставленных ролей. Отсюда классификация типов дискурса: персональный (личностно-ориентированный) и институциональный (статусно-ориентированный).

Медицинский дискурс является одним из типов институционного дискурса. В нем четко определены статусно-ролевые характеристики участников общения: врач — пациент. Цель общения — оказание медицинской помощи. Прототипное место общения — поликлиника, стационар.

Под дискурсивной стратегией мы понимаем выбор определенной линии речевого поведения в конкретной ситуации в интересах достижения целей коммуникации. Целями общения врача с пациентом в рамках медицинского дискурса являются постановка правильного диагноза, рекомендация определенных методов лечения выявленного заболевания, проведение его лечения. Этими целями определяются основные стратегии медицинского дискурса — диагностирующая, лечащая и рекомендующая [Бейлинсон 2001].

Материалы исследования показали, что четкое и однозначное выделение конкретной речевой стратегии в профессиональном общении не всегда возможно. Слияние и проникновение речевых стратегий — характерная особенность медицинского дискурса.

Каждая стратегия реализуется с помощью определенного набора речеповеденческих тактик. В рамках одной стратегии реализуются специализированные и неспециализированные (общие) тактики. Для диагностической стратегии специализированными тактиками являются тактика знакомства, тактика обвинения, тактика поддержания эмоционального равновесия. Для лечащей — тактика психологического регулирования состояния, тактика утешения, тактика вразумления и угрозы, для рекомендующей — тактика ориентации на материальные возможности пациента. Остальные речеповеденческие тактики, выявленные в ходе исследования, являются общими хотя бы для двух стратегий медицинского дискурса. Это тактики сближения, убеждения, создания договременных планов, самопрезентации, запроса конкретной информации, объяснения, формирования хода мыслей, презентации, обязательного успеха, обязательного сотрудничества, комплимента, умолчания, оценки и тактика «честь мундира». В процессе речевого общения часто коммуникативно целесообразным является использование нескольких тактик одновременно для усиления эффективности общения. Во многих речевых ситуациях взаимодействие нескольких тактик усиливает воздействующую функцию диалога с пациентом.

Выбор той или иной тактики, конечно, определяется целями общения, но ее эффективность зависит от профессиональной речевой компетенции врача, от его умения выбрать наиболее целесообразные способы ее реализации.

Материал опровергает мнение исследователей о том, что тактика знакомства относится к неинформативным типам тактик. Являясь специализированной тактикой диагностирующей стратегии, тактика знакомства выполняет целый ряд функций, первостепенными из которых являются не только фатическая, контактоустанавливающая, но и функция сбора информации о пациенте.

Характерными способами реализации тактик диагностирующей стратегии можно считать использование стереотипных вопросов и неполных предложений, что определяется стандартностью ситуации.

Важнейшими средствами гармонизации общения врача с пациентом, помогающими врачу успешнее осуществить свою основную профессиональную цель — вылечить пациента, являются речевой этикет и вежливость. Они обеспечивают эффективную реализацию стратегий и тактик медицинского дискурса. Основными функциями речевого этикета (в широком смысле этого слова) являются контактоустанавливающая и контактоподдерживающая. Использование стандартно-ситуативных и нестандартных речевых формул, включение в общий ход разговора тем, не связанных, на первый взгляд, с общим ходом разговора, повышает результативность функции установления контакта. Устанавливая контакт с пациентом, врач обязан учитывать личностные характеристики пациента, его социальный статус, уровень культуры, знаний, степень образованности, его состояние и самочувствие. Созданию оптимального уровня психологической близости между врачом и пациентом служат и средства невербального речевого этикета. Действенность созданного и спланированного врачом диалога во многом зависит от соблюдения этических норм общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Г. Словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. — 672 с.
  2. , Т.В. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2-х т./ Т. В. Ефремова. М.: Русский язык, 2000.
  3. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник/ под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, E.H. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с.
  4. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева, М.: Сов. энцикл., 1990.-682 с.
  5. MAC Словарь русского языка: в 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.- под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1999.
  6. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка/ под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна- ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН-М.: Языки русской культуры, 1999. Вып. 1. — 552 с.
  7. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка/ под общим руководством академика Ю.Д. Апресяна- ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН-М.: Языки русской культуры, 1999. Вып. 2. — 488 с.
  8. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка/ под общим руководством академика Ю. Д. Апресяна. М.: Языки русской культуры, 2003.-Вып. 3.-624 с.
  9. Русский язык. Энциклопедия/ гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия- Дрофа, 1997. — 703 с.
  10. Стилистический словарь Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ под ред. М. Н. Кожиной. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
  11. ТС XX -Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения/ РАН, Ин-т лингвистических исследований/ под ред. Г. Н. Скляревской. СПб: Фолио-Пересс, 1998. — 701 с.
  12. , Э.С. Прагматика художественного слова / Э. С. Азнаурова. -Ташкент: Фан, 1988. 121 с.
  13. , Б.Э. Когнитивно-прагматические особенности делового дискурса (на материале документооборота табачной промышленности): дисс.. канд. филол. наук / Азнаурьян Бэла Эдуардовна. Краснодар, 2005. — 330 с.
  14. Актуальные проблемы прагмалингвистики: тез. док. науч. конф. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1996. — 92 с.
  15. Алексеева, JIM., Мишланова, C.JI. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа / JIM. Алексеева, C.JI. Мишланова. Пермь.: Изд-во Перм. ун-та, 2002. — 200 с.
  16. , C.B. Конструктивно-синтаксические единицы устной речи/ Под ред. проф. О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. — 192 е.: ил.
  17. П.Андреева, С. В Трансформация вопросительных высказываний в речевом общении / C.B. Андреева // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. С. 94−103.
  18. Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1990.- С.136−137.
  19. , Т.Н. Прагмалингвистический аспект деловой коммуникации / Т.Н. Астафурова// Языковая личность: проблемы значения и смысла: сб. науч. тр. / под ред. И. В. Сентенберг, В. И. Карасика. Волгоград: Перемена, 1994.-С. 90−101.
  20. , А.К. Об этнографическом изучении этикета/ А.К. Байбурин// Этикет у народов Передней Азии. М.: Наука, 1988. — С. 12−37.
  21. , А.К. У истоков этикета/ А. К. Байбурин, A. JL Топорков. -Этнографические очерки. JL: Наука, 1990. — 167 с.
  22. , A.A. Этические обращения: функционально-семантический и лексикографический аспекты: автореф. дисс.. канд. филол. наук / Балакай Анна Анатольевна. Новокузнецк, 2005. — 22 с.
  23. , А.Г. Русский речевой этикет и принципы его лексикографического описания/ А. Г. Балакай. Новокузнецк: НГПИ, 2002. — 228 с.
  24. Балашова, J1.B. Русский язык и культура общения для деловых людей / J1.B. Балашова, Т. А. Милехина. С. А. Рисинзон, Н. М. Орлова / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Слово, 1997. — 163 с.
  25. , H.A. Введение / H.A. Безменова, В. И. Герасимов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: сб. обзоров. -М., 1984. -С. 5−18.
  26. , JI.C. Медицинский дискурс // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. С. 103−117.
  27. , JI.C. Характеристики медико-педагогического дискурса (на материале логопедических рекомендаций): Автореф. дисс. .канд. филол. наук / Бейлинсон Любовь Семеновна. Волгоград, 2001. — 19 с.
  28. , Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. / Р. Т. Белл. М.: Международные отношения, 1980. — 318 с.
  29. , Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках / Е. И. Беляева. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1985. — 180 с.
  30. , Э. Общая лингвистика / Эмиль Бенвенист. М.: Прогресс, 1974. -448 с.
  31. , В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты / В. В. Богданов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. — 88 с.
  32. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
  33. , И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры / И. Н. Борисова. -Екатеринбург, 1996. С.21−48.
  34. , И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика / И. Н. Борисова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. — 408 с.
  35. , В.Г. Общая теория дискурса (принципы формирования и смыслопорождения): Автореф. дисс.. д-ра филол. наук / В. Г. Борботько -Краснодар, 1998. 48 с.
  36. , В.Г. Элементы теории дискурса / Борботько В. Г. Грозный: Изд-во Чечен-Ингуш, ун-та, 1981.- 113 с.
  37. , Л.А., Павлова, Д.Г. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Д. Г. Павлова. Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 573 с.
  38. , А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1996. — 416 с.
  39. , А. Речевые жанры / А. Вежбицкая // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. -С.99−112
  40. , Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция рече-поведенческих тактик / Е. М Верещагин, В. Г. Костомаров. Москва, 1999. — 84 с.
  41. , Е.М. Речевые тактики «призыва к откровенности» / Е. М. Верещагин, Р. Ратмайр, Р.Ройтер. Вопросы языкознания. — 1992. — № 6. -С.23−31.
  42. , П.В. Служебный речевой этикет / П. В. Веселов, Н. В. Овчинникова // Русская речь. 1986. — № 5. — С. 45−50.
  43. , С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи /C.B. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения / отв. Ред. JI.K. Граудина, E.H. Ширяев. М.: Наука, 1996. — С. 121 152.
  44. , Р. Язык. Дискурс. Политика / Р. Водак. Волгоград: Перемена, 1997. -139 с.
  45. , В.И. Интонация вежливого вопросительного высказывания в бизнес-общении: автореф. дисс.. канд. филол. нак / Волкова Василина Ивановна. Иваново, 1998. — 24 с.
  46. , Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет / Л. Б. Волченко. М.: Изд-во Московского университета, 1992. — 115 с.
  47. , H.H. Коммуникативная стратегия комплимента и проблемы типологии речевых этикетов / Н. Н. Германова // Язык и модель мира: Сб. научн. трудов. Вып. 416. Москва, 1993. — С.27−39.
  48. , А.Н. Очерки по стилистике русского языка / А. Н. Гвоздев. М.: Просвещение, 1955. — 408 с.
  49. , М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения речевых актов / М. Я. Гловинская // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматичекий аспект. М.: Наука, 1993. — С. 158−218.
  50. , И.Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. М.: Рольф, 1997. — 448 с.
  51. , И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. -М.: Наука, 1980. 104 с.
  52. , H.H. Вежливость речи как правило речевого поведения и его языковая реализация / H.H. Грацианова // Текстовые реализации категориальной грамматической семантики: сб. науч. тр. М.: МГЛУ, 1996. -С. 27−36.
  53. , А.Г. Функционирование формул речевого этикета в акте вербальной и невербальной коммуникации / А. Г. Гурочкина, Л. З. Давыдова // Коммуникативный и номинативный аспект единиц языка: межвуз. сб. науч. тр.-Л.: ЛГПИ, 1989.-С. 3−12.
  54. , Н.К. «Знаки субъекта» в дискурсе / Н. К. Данилова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.-228 с.
  55. , Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. М.: Прогресс, 1989.-312 с.
  56. , В.В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике / В. В. Дементьев // Вопросы языкознания. 1997. — № 1. — С. 109 121.
  57. , В.В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компетенции и типологии речевых жанров/ В. В. Дементьев // Жанры речи: Сб. науч. ст. -Саратов, 1997. С. 34−43.
  58. , В.В. Непрямая коммуникация и её жанры / В.В. Дементьев- под ред. В. Е. Гольдина. Саратов: Изд-во Саратовского университета. 2000. -248 с.
  59. , М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX—XX вв.) / М. Я. Дымарский. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 328с.
  60. , В.В. Запрос информации в жанре медицинской коммуникации / В. В. Жура // Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс: Сб. науч. тр. -Волгоград: Парадигма, 2006. С. 231−238.
  61. , И.А. Культура речи в деятельности врача (к проблеме формирования элитарного типа языковой личности в профессиональной медицине) / И. А. Иванчук // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. -Саратов, 1998. С.187−196.
  62. , A.A. Теория аргументации: Учебное пособие / А. А. Ивин. М.: Гардарики, 2000. — 416 с.
  63. , О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 284 с.
  64. , Ю.В. Выражение сочувствия в русском и английском речевом общении (жанровый аспект): автореф. дисс.. канд. филол. наук / Казачкова Юлия Владимировна Саратов, 2006. — 21 с.
  65. , Э.А. Персональность в дискурсе побуждения: автореф. дисс.. канд. филол. наук / Казимирова Эльза Абдулжалиловна. Махачкала, 2004. -27 с.
  66. , В.И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. С.5−20.
  67. , В.И. Структура институционального дискурса / В. И. Карасик // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — С.25−34.
  68. , В.И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 333с.
  69. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. — 477с.
  70. , В.И. О категориях дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: социолингвистическая и эмотивные аспекты. Волгоград- Саратов: Перемена, 1998.-С.185−197.
  71. , В.И. Характеристики педагогического дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. -Волгоград: Перемена, 1999. С. 3−17.
  72. , A.A. Когнитивные исследования по дискурсу / A.A. Кибрик // Вопросы языкознания. 1994. — № 5. — С. 126−140.
  73. , Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи / Т. Н. Колокольцева. Волгоград: изд-во ВолГУ, 2001.-258 с.
  74. , М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет / М. В. Колтунова. М.: ОАО «НПО „Экономика“», 2000. — 271 с.
  75. Коммуникативное поведение. Вежливость как коммуникативная категория. Воронеж, 2003. — Вып. 17. — 182 с.
  76. Коммуникативные и прагматические компоненты в лингвистическом исследовании: сб. статей. Воронеж: Изд-во Воронежского университета 1995.- 152 с.
  77. Коммуникативный и номинативный аспекты единиц языка: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1989. — 164 с.
  78. , М.А. Категория вежливости в оценочных речевых жанрах / М. А. Кормилицына, Г. Р. Шамьенова // Жанры речи: сб. науч. ст. -Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. С.257−265.
  79. , T.B. Слово самый главный терапевт. Речевая культура врача / Т. В. Кочеткова // Русский язык и культура общения для государственных служащих./ Под редакцией О. Б. Сиротининой, Саратов: Изд-во «Слово». 1998. -С.44−52.
  80. , Т.В. Языковая личность в лекционном тексте / Т. В. Кочеткова. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. 216 с.
  81. , В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. -М.: Гнозис, 2003.-375 с.
  82. , И. Семантика и прагматика перформативных глаголов / Й. Крейкич // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: сб. ст. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — С. 42−51.
  83. , Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка / Л. П. Крысин. М.: Наука, 1989 — 188 с.
  84. , Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (Обзор) / Е. С. Кубрякова // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С.7−25.
  85. Культура русской речи / отв. ред. Л. К. Граудина, E.H. Ширяев. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. — 594 с.
  86. Культура русской речи и эффективность общения / отв. ред. Л. К. Граудина, E.H. Ширяев. М.: Наука, 1996. — 441 с.
  87. , Т.В. Вежливость как предмет научного исследования / Т. В. Ларина // Коммуникативное поведение. Вежливость как коммуникативная категория. Воронеж, 2003. — Вып. 17. — С. 10−22.
  88. , Т.В. Коммуникативная категория вежливости: межкультурный аспект / Т. В. Ларина // Коммуникативное поведение. Вежливость как коммуникативная категория. Воронеж, 2003 в. — Вып. 17. — С. 116−133.
  89. , Б. Искусство быть врачом / Б. Лоун // Будь здоров, 2001. № 1. С. З-6.
  90. , М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 280 с.
  91. , К. Проблема анализа диалогового общения / К. Менг // Текст как психолингвистическая реальность. М., 1982. С. 14−18
  92. , М. Коммуникативный анализ медицинского профессионального общения «врач-пациент» / М. Миллз // Русский язык сегодня. Москва, 2000. -С. 342−350.
  93. , А.К. Риторика и речевое поведение в массовой коммуникации: опыт обобщающей модели / А. К. Михальская // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып.З. С. 167−185.
  94. , С.Л. Когнитивный аспект медицинской коммуникации // Сб. науч. тр. «Теория коммуникации & прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общей ред. И. Н. Розиной. Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. — С. 91−98.
  95. , A.A. Этические модели поведения в британской и русской лингвокультурах: автореф. дисс.. канд. филол. наук / Мосейко Анна Александровна. Волгоград, 2005. — 18 с.
  96. Московский лингвистический журнал / гл. ред. С. И. Гиндин. М.: Издательский центр РГТУ. — 2002. — Т.7. — № 2. — 204 с.
  97. , Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы / Т. М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978. Вып. 8. — С.5−39.
  98. , Э. Русский речевой этикет с точки зрения коммуникативного поведения поляков: дисс.. канд. филол. наук / Новак Эльжбета. -М., 1984. -170 с.
  99. , Г. Н., Павлов, B.B. Общение с пациентом. Психология общения в системе «врач-пациент» / Г. Н. Носачев, В. В. Павлов. Самара. ГП «Перспектива», 2000. — 150 с.
  100. Остин, Дж. J1. Слово как действие / Дж. JI. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. — Теория речевых актов. — М., 1986. -С.5−19.
  101. , A.A. Культура общения медицинских работников A.A. Панова // Русский язык для делового общения / Под ред. JI.A. Месеняшиной. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1996. С.95−130.
  102. , А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие / А. П. Панфилова. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 1999. — 496 с.
  103. , О.Н. Профессиональный диалог: дисс. канд. филол. наук / Паршина Ольга Николаевна. Саратов, 1994. — 267 с.
  104. , О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России ./ О.Н. Паршина- Астрахань: Изд-во АГТУ, 2004.-196 с.
  105. , И.Т. Вежливость как категория языка / И. Т. Пиирайнен // Вопросы языкознания. 1996. — № 6. — С. 100−105.
  106. . О.Г. Основы прагматического описания предложения / О. Г. Поцепцов. Киев: Изд-во при Киевском государственном университете издательского объединения «Вица школа», 1986. — 160 с.
  107. Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2002. — 184 с.
  108. Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2003. — 296 е.: ил.
  109. Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2004.- 184 с.
  110. Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2005. — 220 с.
  111. Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр./ под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2006. — 192 с.
  112. Прямая и непрямая коммуникация: сб. науч. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2003. — 354 с.
  113. , О.Г. Язык и дискурс / О. Г. Ревзина // Вестник МГУ, сер. 9: Филология. 1999. № 1.- С. 25−34.
  114. , М.В. Речь москвичей: Коммуникативно-культурологический аспект / М. В. Китайгородская, H.H. Розанова. М.: 1999. -396 с.
  115. Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — 224 с.
  116. , Ш. С. Система речевого общения: универсальное и этноспецифическое / Ш. С. Сафаров. Самарканд, 1991. — 172 с.
  117. , К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Грамматический и прагматический аспекты / К. Ф. Седов. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ун-та, 1998. — 112 с.
  118. , К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты / К. Ф. Седов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 180 е.: ил.
  119. , К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. — 320 е.: ил.
  120. , П. Как читают тексты во Франции / П. Серио // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса: Пер. с фр. и португ. М.: Прогресс, 1999.-С.14−53.
  121. , Дж. Косвенные речевые акты / Дж. Серль // Новое в зарубежной лингвистике: Теория речевых актов / сост. и вступ. Ст. И. М. Кобозевой и
  122. В.М. Демьянкова- общ. Ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17.-С. 192−222.
  123. , О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности / О. Б. Сиротинина. М.: Просвещение, 1974. — 144 с.
  124. , О.Б. Социолингвистический фактор в становлении языковой личности / О. Б. Сиротинина // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград, Саратов: Перемена, 1998. — С.3−9.
  125. , О.Б. Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи / О. Б. Сиротинина // Человек текст — культура. — Екатеринбург, 1994. — С. 105 -124.
  126. , Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. М.: Academia, 2000. — 128 с.
  127. , В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
  128. Соколова, H. J1. О системном характере речевого этикета / H.JI. Соколова // Филологические науки. 2005. — № 1. — С. 43−52.
  129. , И.В. Репрезентация категории вежливости в современном немецком языке: дисс. канд. филол. наук / Соловьева Инна Владимировна. -М., 2000.-197 с.
  130. Стернин, И. А Светское общение / И. А. Стернин. Воронеж, 1996. — 19 с.
  131. , И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001.-252 с.
  132. , И.А. Проблемы описания вежливости как коммуникативной категории / И. А. Стернин // Коммуникативное поведение. Вежливость как коммуникативная категория. Воронеж, 2003. — Вып. 17. — С. 22−47.
  133. , И.А. Социальные факторы и публицистический дискурс/ И. А. Стернин // Массовая культура на рубеже вв.: Человек и его дискурс. М, 2003.-С.91−108.
  134. Сук, И. С. Врач как личность / И. С. Сук. М.: Медицина, 1984. — 64 с.
  135. , В.М. Устная речь медиков в официальной и неофициальной обстановке: Автореф. дисс. .канд. филол. наук / Тобурокова Валентина Максимовна. -Саратов, 1982. 18 с.
  136. , И.В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика / И.В. Труфанова// Филологические науки. 2001. № 3. С. 56 — 65.
  137. , Е.В. Роль частиц в текстовой организации диалектной и разговорной речи (текстовые функции частицы «-то») / Е. В. Уздинская // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998.-С. 110−118.
  138. , Т. Н. Психологический подход к анализу дискурса / Т. Н. Ушакова // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира». М., 1997. С. 158−159.
  139. , JI.JI. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения / JI. JL Федорова // Вопросы языкознания. 1991, № 6. С. 46−50.
  140. , М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи / М. Ю. Федосюк // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж». 1997.-С.66−87.
  141. , М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: «утешение», «убеждение» и «уговоры» / М. Ю. Федосюк // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 73−93.
  142. , Е.А. Побудительные высказывания как речевые акты в современном русском языке: дисс.. канд. филол. наук / Филатова Елена Алексеевна. М., 1997. — 253 с.
  143. , Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении / Н. И. Формановская. М.: Знание, 1989. — 3-е изд. — 160 с.
  144. , Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения / Н. И. Формановская. М.: Институт русского языка им. A.C. Пушкина, 1998.-213 с.
  145. , Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход /Н.И. Формановская.-М.: Русский язык, 2002. — 216 с.
  146. , Н.И. Выбираем «ты» или «вы» / Н. И. Формановская // Русская словесность. 2001. -№ 4. — С. 66−71.
  147. , Н.И. О речевом этикете / Н. И. Формановская // Русская словесность. 2001 а. — № 1. — С. 63−68.
  148. , Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. М.: Высшая школа, 1989. — 159 с.
  149. , Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты / Н. И. Формановская. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1987. — 158 с.
  150. , Н.И. Употребление русского речевого этикета / Н. И. Формановская. М.: Русский язык, 1982. — 193 с.
  151. Функциональные стили и формы речи / под ред. О. Б. Сиротининой. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1993. 170 с.
  152. , А. Прагмалингвистическая категория вежливости как инструмент диалогового взаимодействия коммуникантов на русском языке: в сравнении с польским: дисс.. канд. филол. наук / Харчарек Анджей. М., 1998.-261 с.
  153. , Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении / Е. В. Харченко. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. — 336 с.
  154. Хорошая речь / О. Б. Сиротинина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др.- под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. — 320 с.
  155. , B.C. Семантика и типология императива / B.C. Храковский. А. П. Володин. Л.: Наука, 1986. — 272 с.
  156. , Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета / Т. В. Цивьян // Труды по знаковым системам. Тарту, 1965. — Вып. 2. — С. 144 149.
  157. , В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований / В. Е. Чернявская // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001. -С. 11−22.
  158. , Г. Р. О влиянии прагматических факторов на реализацию категории вежливости в общении / Г. Р. Шамьенова // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2000. — С. 147−152.
  159. , Б.С. Культура деловой речи / Б. С. Шварцкопф // Культура русской речи / отв. ред. J1.K. Граудина, E.H. Ширяев. М.: НОРМА-ИНФА, 1998.-С. 216−237.
  160. , Б.С. Официально-деловой язык / Б. С. Шварцкопф // Культура русской речи и эффективность общения / отв. ред. JI.K. Граудина, E.H. Ширяев. М.: Наука, 1996. — С. 270−281.
  161. , Т.В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева // Жанры речи. Саратов. 1997.-С. 88−98.
  162. Язык и дискурс: Когнитивные и коммуникативные аспекты: сб. науч. тр. / отв. Ред. И. П. Сусов. Тверь: Тверской государственный университет, 1997. — 84 с.
  163. Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: сб. обзоров. М., 1984. — 222 с.
  164. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1999. — 234 с.
  165. Языковая личность: институанальный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика, Г. Г. Слышкина. Волгоград: Перемена, 2000.-228 с.
  166. Языковая личность: проблемы креативной семантики: сб. науч. тр. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 2000. — 215 с.
  167. Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: сб. науч. тр. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1999.-272 с.
  168. Языковая личность: проблемы обозначения и понимания: тез. докл. науч. конф. Волгоград, 5−7 февраля 1997 г. / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1997. — 144 с.
  169. Языковая личность: система, нормы, стиль: тез. докл. науч. конф. Волгоград, 5−6 февраля 1998 г. /ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1998. -130с.
  170. Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты сб. уч. тр. / ВГПУ- СГУ. Волгоград: Перемена, 1999. — 234 с.
  171. , Т.В. Русский речевой этикет (категория вежливости) и способы его выражения в драматургии А. Н. Островского: дисс.. канд. филол. наук / Яицкая Татьяна Вячеславовна. Таганрог, 1999. — 172 с.
  172. , Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи / Т. Е. Янко М.: Языки славянской культуры, 2001. — 384 с.
  173. Cicourel А. V. Doctor-Patient Discourse// Handbook of Discourse Analysis/ ed. by T.A. van Dijk. New York, 1985. Vol.4.
  174. Corder, S. P. Strategies of communication. In C. Farch & G. Kasper (Eds.) Strategies in interlanguage communikation. London, England: Longman, 1983, 15−19.
  175. , C. & Kasper, G. Part one: Communication strategies gefined. In C. Farch & G. Kasper (Eds.) Strategies in interlanguage communikation. London, England: Longman, 1983,1−3.
  176. Fisher S., Groce S.B. Accounting Practices in Medical Interviews// Language in Society 19.1990.
  177. Harre, R. Discursive psyhology // Rethinking Psychology. London, 1995. P. 143−159.
  178. Harris, Z. Discourse analysis// Language. Baltimore. — 1952. — Vol. 28. -№ 17. — P. 1−30.
  179. Hein N., Wodak R. Medical interviews in internal medicine // Text 7.1987.
  180. Keller, E. Gambits: Conversational strategy signal // Journal of pragmatics, 1979.- P. 219−238.
  181. Labor W., Fanshel D. Therapeutic Discourse. New York, 1977.
  182. Rudinow, J. Manipulation/ // Ethics. Vol.88 July 1978,4. P.338−347.
  183. Wodak R. Disorders of discourse. London and New York: Londman, 1996. -200p.
Заполнить форму текущей работой