Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников
![Диссертация: Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников](https://westud.ru/work/5290572/cover.png)
Многие аспекты этой актуальной проблемы остаются недостаточно изученными, в частности не изучены особенности творческого воображения детей с первого по четвертый классы в динамике и в сравнении с нормально развивающимися сверстникамине разработаны вариабельные программы диагностики творческого воображения у этих детейне выделены уровни развития творческого воображения, позволяющие проследить… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблема творческого воображения у младших школьников с умственной отсталостью в специальной психологии
- 1. 1. Содержание понятия творческое воображение в психологических исследованиях
- 1. 2. Проблема специфики развития творческого воображения на ранних этапах онтогенеза в возрастной психологии
1.3. Состояние проблемы особенностей и возможностей в развитии творческого воображения у детей с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте по исследованиям зарубежных и отечественных психологов.
Выводы по главе.
ГЛАВА 2. Программа экспериментального изучения развития творческого воображения у младших школьников с умственной отсталостью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками и анализ полученных результатов.
2.1. Программа экспериментального исследования развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
2.2. Сравнительные данные изучения особенностей проявления творческого воображения у младших школьников по методике Роршаха.
2.3. Сравнительные данные изучения особенностей проявления творческого воображения у младших школьников по методике О. М. Дьяченко «Дорисуй фигуры» (модификация теста Е. Торренса «Неполные фигуры» («Incomplete Figures Task»).
2.4. Сравнительные данные изучения особенностей проявления творческого воображения у младших школьников по методике «Придумай сказку».
Выводы по главе.
ГЛАВА 3. Программа оптимизации развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников.
3.1. Наиболее характерные особенности развития творческого воображения у умственно отсталых учащихся на протяжении младшего школьного возраста выявленные по результатам констатирующего эксперимента.
3.2. Рекомендации по оптимизации работы с умственно отсталыми младшими школьниками по развитию у них творческого воображения.
Список литературы
- Агапова И.А., Давыдова М. А. Лучшие игры и развлечения со словами. — М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. — 224 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. — М., 1982.
- Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание, 2008, № 12. с. 47 52.
- Ален Дж. Фэнтези: Энциклопедия /Пер. с англ. У. В. Сапциной. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. — 144 с.
- Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 — 7 лет: Игровые технологии. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.
- Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество. // Дошкольное воспитание № 12, 2008. с. 47 52.
- Аксенова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 4 классы. 3-е издание. М.: «Просвещение», 2006.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с. С. 181−184).
- Арзыбова О.В. Роль воображения в структуре психической саморегуляции заикающихся дошкольников. Дисс. канд. психол. н. СПб.: 2002.-194 с.
- Бабкина Н.В. Развиваем воображение. // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития № 4, 2009.
- Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
- Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. /Под ред. Л. Н. Собчик. -СПб.: ООО «Каскад», 2005. 240 с.
- Беркинблит М., Петровский А., Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
- Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. М.: Высшая школа, 2003. — 64 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т./ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-399с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 96с.
- Большой психологический словарь. Мещеряков, Зинченко, 2003.
- Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. — М., 2000.
- Боровик О.В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов. Дисс. канд. пед. н. М.: 1999. 172 с.
- Боровик О.В. Развитие воображения // Дошкольное образование. — 1999, № 1.
- Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метод коррекционной работы // Дефектология. 1999, № 2.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-446 с.
- Брушлинский А.В. О воображении. // Вопр. философии. -1967.-№ 11.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.- М., 1996.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Бюллер К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924.-556с.
- Валлон А. От действия к мысли.- М., 1956. — 350с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 356с.
- Воображение и творчество /Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1966.-266с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 173 с.
- Волков К.Н. Деятельность: структура и мотивация. М., 1987. 208 с.
- Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб., 1914. — 246 с.
- Выготский JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-93с.
- Выготский J1.C. Мышление и речь. Изд. 5 испр. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. — 324с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. — 459с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-и т., Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 368с.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1950. — 320с.
- Выготский Л. С. Основы дефектологии //Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.-254 с.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
- Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1976.
- Гаврина С.Е. Учимся фантазировать. Ярославль, 1997.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд. М.: «Книжный дом «Университет», 2002. — 336 с.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400 с.
- Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии, 1966, № 6-с. 25−31.
- Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы психологии, 1977, № 7.
- Гилфорд М.Б. Психология мышления // Сборник М.: Прогресс, 1985.
- Гин С. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей начальной школы / Библиотека учителя начальной школы. — 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2006. — 128 с.
- Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.
- Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик Стиль, 2005.-248 с.
- Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Гусева Г. М. Система работы над сказкой в первом классе вспомогательной школы //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей /Под ред. М. Н. Перовой и др.-М., 1983.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. 240с.
- Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 1997, № 1.
- Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1998. — № 4.
- Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. М., 1966. -271 с.
- Диагностика творческих способностей. Методическое пособие для практических психологов, студентов факультета психологии педвуза. Шадринск: издательство Шадринского пед. института, 1997.
- Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск, 1969.-140с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ.- М.: Совершенство, 1997. 205с.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Просвещение, 1986. -340с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 128 с.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопр. психологии. 1988. — № 6. — с.52−59.
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 1980.-№ 2.- с.107−114.
- Ефимова О.С. Индивидуальные различия в создании нового образа воображения. Автореферат канд. псих. н. М., 2006.
- Забрамная С.Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. — М.: В. Секачев, 2004. 80 с.
- Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. № 2.
- Занков JI.B. Очерки психологии умственно отсталого школьника. — М.: 1935.- 125 с.
- Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. Учпедгиз, 1939.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 томах. — М., 1986. -Т. 1.
- Зак А. З. Развитие способности действовать в «уме» у младших школьников // Вопросы психологии, 1981, № 5, с. 147 150.
- Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольников // Дошкольное воспитание, 2008, № 1. с. 8 — 13.
- Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология /Под ред. М. Р. Гинзбурга. М.: Издательство «Институт практической психологии». 1998.
- Зинина С.М. Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения. Дисс. канд. пед. н. Нижний Новгород, 2004.
- Злотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. дис. психол. наук. М., 1966.
- Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / М. А. Зяблицева. — Ростов .н/Д.: Феникс, 2005.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Политиздат, 1968.- 30с.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Учпедгиз, 1961.-223с.
- Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. — М.: Книголюб, 2004. — 56 с.
- Ильина М.В. Развитие невербального воображения. — М.: Книголюб, 2004. 64 с.
- Ильина М.В. Развитие вербального воображения. М.: Книголюб, 2005. 64 с.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. -СПб.: Речь, 2003.
- Исмаилова И.С. Особенности составления устных рассказов по сюжетной картине детьми с нарушением зрения и интеллекта // Дефектология, № 2, 2009. с. 40.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. СПб.: Речь, 2008. — 160 с.
- Кириллова Г. Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста (2,7 5 лет). — Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1971.
- Кисова В.В., Конева И. А. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2006.-352 с.
- Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.-216 с.
- Кора Н.А. Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения: Дис.канд.псих.наук.- Иркутск, 1998.
- Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. Волгоград: Учитель, 2010.- 164 с.
- Коротаева Л.Г. Возможности развития творческих способностей у детей 3−5 лет. Автореф. дисс. канд. псих. н. Москва, 1996.
- Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М., 1971. 84 с.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. Москва, 1979.
- Кравцова Е.К. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
- Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание, 2008, № 5. с. 29 35.
- Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 5.
- Кудрявцев В.Т. Развивающее воображение. // Дошкольное воспитание. 2004. — № 7.
- Лаврентьева Ю.Ф. Индивидуальные особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. псих. н.-М., 1998.
- Лапп Е.А. Характерные особенности продуктивных письменных работ младших школьников с ЗПР. // Дефектология № 6, 2006.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1985.
- Левченко И.Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Издательство «Книголюб», 2007. — 152 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во московского университета, 1972.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
- Марковская Т. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. 1998. № 4, 2000. № 1.
- Мартышкина Н.В. Психологические особенности коммуникативного творчества и развития коммуникативной креативности дошкольников. Нижний Новгород, 2006.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. — 176 с.
- Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве. Автореферат дисс. докт. психол. наук. Н. Новгород, 2007.
- Медведева Е.А. Изучение творческого компонента социокультурного становления личности детей с задержкой психического развития в условиях взаимодействия с искусством. //Дефектология, № 5, 2007.
- Медведева И.А. Продуцирование дошкольниками сказочных импровизаций как фактор развития творческого воображения. Дисс. канд. псих. н. Казань, 2001.
- Мелкова Н.С. Дорожка в мир фантазий // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. 2010. № 1. с. 62−65.
- Методика контроля усвоения учебного материала детьми с выраженной умственной отсталостью в домах-интернатах реабилитационного исмешанного типов. Сост. Дементьева Н. Ф., Модестов А. А. и др. JVj. ЦИЭТИН, 1990.
- Миронова Н. Как развивать воображение в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 2008, № 1. с. 38 42.
- Морозова Н.Г. Интересы и мечты слепых и слабовидящих школьников // Спец. школа.—1964.
- МКБ-10 (ICD-10). Международная классификация болезней. Всемирная организация здравоохранения. — Женева Россия, Санхст-Петербург. 1999.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1985. — 272 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 430 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
- Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 3 84 с. I
- Мягков И.Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. Медицинская психолбгйя: пропедевтический курс. Учебник для вузов, изд. второе, перераб. и доп. — jy^. Логос, 2003.
- Наши дети учатся сочинять сказки: Методическое пособие к наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей стар1цего дошкольного возраста с недоразвитием речи / Авт.-сост. В. П. Глухов, Ю. А. Труханова. М.: АРКТИ, 2005. — 28 с.
- Набойкина E.JI. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб.: Речь, 2006. 144 с. I
- Немов Р.С. Психология. М., 1995, т. 1. с. 230. /
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.-240 с.
- Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Просвещение, 1978.
- Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей (курс лекций). М., 1978.
- Нудельман М.М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников //Психология глухих детей. М.: Просвещение, 1978. -448с.
- Нудельман М.М., Швец З. И. О возможности управления образами воссоздающего воображения детей дошкольного возраста.// Экспериментальная психология и ее история. М., 1976. — с. 176−211.
- Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2005. 192 с. «
- Общая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. ин./Под ред. Богословского В. В. и др. М., 1981.
- Общая психология / Под ред. Богословского В. В., Ковалева А. Г., Степанова А. А., Шаталина С. Н. М.: Просвещение, 1973. 352 с.
- Общая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. ин./Под ред. Петровского А. В. и др. М., 1986.
- Овчинникова Т.С. Анализ умственной работоспособности детей с речевыми нарушениями // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996.
- Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. /О.Е.Озерова. Ростовн/Д: Феникс, 2005. 192 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: Педагогика, 1988. 136с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 512 с.
- Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М.: Институт практической психологии, 1997. — 136с.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Апрель-Пресс, 2001.- 285 с.
- Петрова В.Г. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1998.
- Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 160 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2000. — 512с.
- Переслени Л.И. Особенности вероятного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии, 1976, № 2.
- Пережигина Н.В. Роль организации когнитивного опыта ребенка старшего дошкольного возраста в развитии продуктивного воображения. Автореф. дисс. канд. псих. н. — Москва, 1999.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997. — 256с.
- Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1997. 180 с.
- Попова О.М. Развиваем воображение дошкольника. Шадринск: издательство ШГПИ, 1996. 151 с.
- Попова О.М. Формирование творческого воображения у дошкольников: учеб. метод, пособие. — Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007. — 165 с.
- Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. СПб.: Речь, 2007. 296 с.
- Программы подготовительного и 1 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 1999. — 191 с.
- Пропп В.Я. Мифология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0−4 классы. / Под ред. И. М. Бгажнокова. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. — 220 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1−4 классы. 5-е издание. / Под ред. В. В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2008.
- Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: Изучение и психокоррекция / Под ред. Проф. У. В. Ульенковой. — СПб.: Питер, 2007. 304 с.
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Савина Е. А. и др. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 223 с.
- Психологический словарь. Хрестоматия. — М.: Высшая школа, 1974.-534с.
- Психологический словарь. /Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448с.
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 144 с.
- Речицкая Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. М.: ВЛАДОС, 1999.- 128с.
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. — СПб., 1901.
- Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901.
- Рибо Т. Творческое воображение. М., 1901.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1990. — 192 с.
- Родари Дж. Уроки фантазии. СПб.: КАРО, 2003. — 304 с.
- Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977.
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.- 688 с. (Серия «Мастера психологии»)
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1986.- 190 с.
- Рыбакова М.М. Начальная форма творческого воображения детей дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества. Реф. канд. дисс. -М., 1952.
- Сатари В.В. Влияние родителей и педагогов на развитие воображения у детей с ДЦП младшего школьного возраста // Коррекционная педагогика: теория и практика, № 2 (32), 2009. с. 66.
- Сатари В.В. Развитие творческого воображения младших школьников с двигательными нарушениями, как средство коррекции недостатков познавательной сферы. // Коррекционная педагогика, 2008, 2. с. 71−74.
- Сапогова Е.Е. Азбука воображения. М.: Просвещение, 2000.
- Семаго М.М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.-336 с.
- Скоробогатов В.А., Коновалова Л. И. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. д-ра филос. наук, проф. В. А. Скоробогатова СПб.: Изд-во «Союз», 2002. 183 с.
- Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. М., 1994.
- Слепович Е.С., Поляков A.M. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. — СПб.: Речь, 2008. — 247 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М., 1995.
- Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2007. -119 с.
- Словарь психолога-практика /Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2003.-976 с.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.-' Под ред.
- В.И.Лубовского. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия"2005. 464 с. у'1f
- Специальная школа. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности /Под ред. А. Левитова. Минск, 1996.
- Страхов И.В. Психология воображения. Саратов, 1971. — 78 с.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями вIразвитии: Кн. Для педагога-дефектолога. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 184 с. i
- Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей.
- Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 192 с. (Серия «Психология детства:1. Практикум»).I
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей Ярославль: Академия развития, 1996.-235с.
- Суворов А.В. Проблема формирования воображения у слепоглухонемых детей. // Вопросы психологии, 1983, № 3. с 62 72.
- Творческие задания «Золотого ключика» / Авторы и составители Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, г. Самара, Центр развития образования, 2001.
- Толкин Дж.Р.Р. О волшебных сказках: Эссе / Пер. с англ. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
- Троицкая И.Ю. Особенности внутреннего плана действий у шестилетних детей с ЗПР. Дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000.
- Умственно отсталый ребенок. Очерки изучения высшей нервной деятельности детей-олигофренов / Под ред. А. Р. Лурия. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.-203 с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 176 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.
- Фуреева Е.П. Развитие творческого воображения как средство оптимизации коррекции отставания в речевом развитии у шестилетних детей с задержкой психического развития. Дисс. канд. пед. н. Екатеринбург: 2000. -139 с.
- Чередникова Т.В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков (методика «Цветоструктурирование») СПб.: Речь, 2004.
- Шаповалова О.Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников: Монография. М.: МГПУ, 2005. — 183 с.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
- Шиф Ж. И. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1961. 181 с.
- Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П.Голубева- Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.
- Шуманова Н.Б., Щербо Н. П., Щебланова Е. И. Тест творческого мышления П.Торренса. -М, 1990.
- Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М"/*Мысль», 1966. 565 с.
- Torrance Т.Р. Torrance tests of creative thinking. Lexington, 1974.
- Traite de psychologie experimentale. Sous la direction de PAUL FRAISSE et JEAN PIAGET professeurs a la Sorbonne. Presses universitaires de France.
- Storfer M. D. Intelligence and giftedness. The contributions of heredity and early environment. SanFrancisco- Oxford: JossyBass Publ., 1990.
- Walberg H. J. Creativity and talent as learning // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 340 361.