Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие аспекты этой актуальной проблемы остаются недостаточно изученными, в частности не изучены особенности творческого воображения детей с первого по четвертый классы в динамике и в сравнении с нормально развивающимися сверстникамине разработаны вариабельные программы диагностики творческого воображения у этих детейне выделены уровни развития творческого воображения, позволяющие проследить… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема творческого воображения у младших школьников с умственной отсталостью в специальной психологии
    • 1. 1. Содержание понятия творческое воображение в психологических исследованиях
    • 1. 2. Проблема специфики развития творческого воображения на ранних этапах онтогенеза в возрастной психологии

    1.3. Состояние проблемы особенностей и возможностей в развитии творческого воображения у детей с умственной отсталостью в младшем школьном возрасте по исследованиям зарубежных и отечественных психологов.

    Выводы по главе.

    ГЛАВА 2. Программа экспериментального изучения развития творческого воображения у младших школьников с умственной отсталостью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками и анализ полученных результатов.

    2.1. Программа экспериментального исследования развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

    2.2. Сравнительные данные изучения особенностей проявления творческого воображения у младших школьников по методике Роршаха.

    2.3. Сравнительные данные изучения особенностей проявления творческого воображения у младших школьников по методике О. М. Дьяченко «Дорисуй фигуры» (модификация теста Е. Торренса «Неполные фигуры» («Incomplete Figures Task»).

    2.4. Сравнительные данные изучения особенностей проявления творческого воображения у младших школьников по методике «Придумай сказку».

    Выводы по главе.

    ГЛАВА 3. Программа оптимизации развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников.

    3.1. Наиболее характерные особенности развития творческого воображения у умственно отсталых учащихся на протяжении младшего школьного возраста выявленные по результатам констатирующего эксперимента.

    3.2. Рекомендации по оптимизации работы с умственно отсталыми младшими школьниками по развитию у них творческого воображения.

Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное развитие общества, изменяющиеся социально-экономические условия, интеграционные процессы в психологической науке и практике требуют совершенствования условий изучения, обучения и воспитания детей, имеющих проблемы в развитии. Социальная интеграция в общество умственно отсталых школьников — одно из ведущих направлений работы в области коррекционной психологии и педагогики.

Для решения этой важной задачи большое значение имеет изучение и учет особенностей познавательной сферы учащихся специальной школы VIII вида в практической работе с ними.

Многие аспекты проблемы развития познавательной сферы у умственно отсталых учащихся глубоко изучены, однако такой познавательный процесс как воображение изучен недостаточно, в отечественной психологической науке мало исследований, методических разработок по этой проблематике. Существует необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.

В теоретический фундамент этой проблемы внесли существенный вклад Л. С. Выготский (1991, 2005), А. В. Брушлинский (1967), С. Л. Рубинштейн (1998), В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев (1995) и другие.

При определении понятия воображения мы придерживаемся позиции Л. С. Выготского, который считал, что всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, представляет собой сущность воображения.

Творческое воображение — процесс самостоятельного создания единственно нового образа, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.

Изучены некоторые аспекты происхождения и развития воображения в филогенезе (В.А.Скоробогатов и другие).

Много сделано в направлении изучения психологических механизмов воображения (Л.С.Выготский (1991, 2005), С. Л. Рубинштейн (1998), И. В. Страхов (1971) и другие).

Исследованием проблемы развития воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались Л. С. Выготский (2005), А. А. Люблинская (1971), В. С. Мухина (1985; 1997), Г. Д. Кириллова (1971), Н. Н. Палагина (1997), О. М. Дьяченко (1986), Ю. Ф. Лаврентьева (1998), Н. В. Пережигина (1999), Н. В. Сметанина (1998), О. В. Боровик (1996), О. М. Попова (1996), И. А. Медведева (2001) и др. Наиболее благоприятным периодом развития творческого воображения, по мнению многих исследователей, является младший школьный возраст.

Работы В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и других специалистов показывают, что с поступлением ребенка в школу в его жизни наступают перемены, которые в значительной степени влияют на характер и содержание воображения, оно приобретает произвольность.

Как и при нормальном развитии, умственно отсталый ребенок проходит ряд возрастных этапов, на каждом из которых воображение приобретает новые качества.

Проблемой изучения специфических особенностей воображения умственно отсталых младших школьников занимались О. В. Боровик, М. М. Нудельман, С. Д. Забрамная, В. С. Мухина, Ж. И. Шиф и некоторые другие ученые.

Ж.И.Шиф (1961) особо подчеркивала связь воображения с мышлением, показывая, что у умственно отсталых детей воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию.

Многие аспекты этой актуальной проблемы остаются недостаточно изученными, в частности не изучены особенности творческого воображения детей с первого по четвертый классы в динамике и в сравнении с нормально развивающимися сверстникамине разработаны вариабельные программы диагностики творческого воображения у этих детейне выделены уровни развития творческого воображения, позволяющие проследить динамику развития этого процесса от класса к классуне даны рекомендации по устранению негативных сторон развития творческого воображения, а ряд противоречий, связанных с коррекцией развития творческого воображения таких учащихся еще требует разрешения. К ним относятся:

— количество умственно отсталых младших школьников растет, остро встает проблема их социальной интеграции. Для решения этой задачи требуется всестороннее изучение таких детей, учет особенностей их познавательной сферы, в том числе и особенностей их творческого воображения, но исследований, посвященных особенностям творческого воображения очень мало, проблема изучена недостаточно;

— воображение по отношению к мышлению выполняет компенсаторную функцию, однако требуют разработки организационно-методические аспекты развития данного познавательного процесса у младших школьников с умственной отсталостью.

Цель исследования: изучение возрастных и индивидуальных I особенностей развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников.

Объект исследования: творческое воображение умственно отсталых младших школьников.

Предмет исследования: возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения в сравнении с полноценно развивающимися сверстникамивыявление потенциала развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников и психологопедагогических условий его реализации.

Определяя теоретические и организационные подходы к исследованию, мы исходили из следующих гипотез:

1. Развитие творческого воображения у умственно отсталых младших школьников имеет возрастную динамику, сходную с нормой, но в то же время имеет и существенные отличия, обусловленные дефектом и своеобразием жизненного опыта: бедностью знаний об окружающем, отсутствием необходимых навыков и умений их использования в новой ситуации, неразвитостью на уровне возраста основных видов мышления.

2. Творческое воображение у умственно отсталых младших школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками имеет ряд специфических особенностей в использовании образов памяти, результатов восприятия, в способах создания новых образов (понимании при этом творческой задачи, способности использовать образы восприятия и памяти, продуктивности воображения, способности использовать способы творческого воображения, оригинальности, самостоятельности продукта воображения с учетом которых необходимо осуществлять учебно-воспитательный процесс в коррекционно-образовательном учреждении VIII вида, соответственно планировать процесс психологической коррекции.

3. Полученные конкретные сведения об актуальных и потенциальных особенностях развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников будут способствовать разработке рекомендаций по оптимизации развития у них изучаемой способности в условиях школы и семьи.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами были сформулированы следующие задачи исследования:

1) выполнить теоретический анализ основной научной литературы по проблеме исследования;

2) выявить возрастные и индивидуальные особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников;

3) выявить общие и специфические психологические особенности творческого воображения у умственно отсталых младших школьников в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;

4) определить возможные направления коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения младших школьников с умственной отсталостью;

5) разработать рекомендации по коррекции и развитию творческого воображения у детей экспериментальной группы;

Методологические позиции исследования были разработаны на основе:

— теории Л. С. Выготского о культурно-историческом понимании природы развития высших психических функций у человека, его теоретической концепции о сущности творческого воображения и его развитии у детей в дошкольном и младшем школьном возрастеположения о единстве закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка, разработанные Л. С. Выготским, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, В. И. Лубовским и другими;

— теории становления личности ребенка на ранних этапах онтогенеза (Л.И.Божович, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

— теории значения ведущего вида деятельности в развитии психики ребенка (А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов);

— значении фактора субъектности в развитии психики ребенка (Б.Г.Ананьев, С. Л. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева и др.);

— результатов исследований познавательной сферы умственно отсталых младших школьников (С.Я.Рубинштейн, В. Г. Петровой, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовского и других);

— результатов изучения воображения у нормальных и умственно отсталых младших школьников (Л.С.Выготского, О.В.Боровика).

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки исходных гипотез нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования:

— изучения и анализа теоретических и прикладных исследований в области возрастной и педагогической психологии по проблеме диссертационного исследованиятеоретико-прикладного моделирования программы изучения психологических особенностей творческого воображения у умственно отсталых младших школьников;

— констатирующего эксперимента;

— количественного, качественного, сравнительного анализа полученных в исследовании экспериментальных данных.

Кроме того, были использованы следующие методы общего психологического назначения:

— наблюдение за детьми в процессе классно-урочной и внеурочной деятельности, направленное на выявление групп учащихся, находящихся на различных уровнях развития творческого воображения.

— изучение медицинских карт, анамнестических сведений о детях, педагогической документации, данных психолого-педагогического обследования учащихся, диагноза ГТМПК с целью выявления индивидуального своеобразия категории изучаемых детей.

— беседы с учителями начальных классов, психологами, дефектологами с целью уточнения психолого-педагогических характеристик учащихся для подтверждения специально выделенных нами параметров и уровней развития творческого воображения.

Надежность и достоверность данных обеспечивалась применением апробированного инструментария, вариативностью констатирующего эксперимента, адекватного цели и задачам исследования, качественным и количественным анализом эмпирического материала, значительной количественной выборкой испытуемых.

Научная новизна исследования:

В работе представлен теоретический анализ взглядов отечественных и зарубежных специалистов, позволяющий уточнить содержательные характеристики исходного понятия: «творческое воображение" — определено место творческого воображения в структуре личностного развития младшего школьникаопределены теоретические подходы к построению программы экспериментального изучения особенностей развития творческого воображения у младших школьников с умственной отсталостьюподобран и апробирован диагностический комплекс в целях изучения специфических особенностей развития творческого воображения у младших школьников с умственной отсталостью в сравнении с нормально развивающимися сверстникамивыявлены и типизированы индивидуальные и возрастные особенности творческого воображения (многоуровневость — в каждом классе можно выделить несколько групп учеников, которые выполняют задание на том или ином уровне-, статичность — динамика развития творческого воображения очень неяркаятенденция к осознанному проявлению творческого воображения у учащихся появляется только к четвертому году обучения), характерные для младших школьников изучаемой категории: по итогам экспериментального исследования получены научные факты о специфических особенностях творческого воображения у умственно отсталых младших школьников в сравнении с нормально развивающимися сверстниками (отставание в развитии как структурного компонента воображения (низкий уровень интереса к творческим заданиям, трудности в актуализации образов памяти, ограниченный запас представлений об окружающем, низкая' критичность к результату творческой деятельности, несамостоятельность), так и операционального (способность к комбинированию в вербальном и невербальном плане на низком уровне по сравнению с нормально-развивающимися сверстниками, высокие показатели инертности и стереотипии).

Выявлены особенности продуцирования младшими школьниками сказочных импровизаций, доказана эффективность разработанной и реализованной в экспериментальных условиях и технологии обучения конструированию сказочных сюжетов.

Полученный массив фактических данных позволяет определить возможные направления коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми младшими школьниками, а также с учителями и воспитателями по оптимизации процесса развития творческого воображенияфактические данные и сделанные на их основе обобщения позволяют расширить и дополнить ряд разделов коррекционной психологии и педагогики, связанных с воспитанием и развитием познавательной сферы умственно отсталых младших школьников и их личности.

Теоретическая значимость исследования:

— теоретически проработано понятие «творческое воображение», его содержаниеопределены теоретические подходы к построению программы экспериментального изучения творческого воображения у умственно отсталых младших школьников;

— систематизирован и теоретически обоснован диагностический • комплекс методик, способствующий выявлению особенностей творческого воображения у умственно отсталых младших школьников в возрастной и индивидуальной логике;

— определены теоретические принципы разработки рекомендаций по развитию и коррекции творческого воображения у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида с учетом выделенных нами особенностей.

Практическую значимость исследования отражают: экспериментально апробированный диагностический комплекс, включающий три методикиданные, характеризующие развитие творческого воображения младших школьников с нарушением интеллектасистема коррекционно-развивающего воздействия, включающая комплекс заданий и упражнений, индивидуальные программы для детей и рекомендации для педагогов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания будущим педагогам, дефектологам, практическим психологам коррекционной психологии, психолого-педагогической диагностики, консультирования, курсов по выбору студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Объективные закономерности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников и их сверстников с нормальным психическим развитием, как показало наше исследование, носят общий характер. Развитие происходит под влиянием одних и тех же объективных и субъективных факторов, на заключительном этапе возрастного периода (в четвертом классе) у детей обеих категорий проявилась тенденция роста качества творческого воображения.

2. Тем не менее, существенной позитивной динамики в развитии творческого воображения учащихся 1−4 классов в обычных условиях коррекционно-образовательного учреждения не происходит. Полученные данные убедили, что педагоги коррекционной школы не владеют достаточной теоретической и методической базой для проведения коррекционной работы в этом направлении.

3. Творческое воображение у умственно отсталых младших школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками имеет ряд специфических особенностей.

Выявленные индивидуальные (сниженный интерес к заданиям творческого характера, низкие показатели вариативности и продуктивности результатов продуктивной деятельности, преобладание стереотипных ответов над оригинальными) и возрастные (многоуровневость, неяркая динамика развития рассматриваемого процесса на протяжении младшего школьного возраста, тенденция к осознанному проявлению творческого воображения у некоторых учащихся появляется только к четвертому году обучения) особенности развития творческого воображения у младших школьников с умственной отсталостью обусловлены спецификой дефекта и условиями социальной ситуации развития, характерной для специальной (коррекционной) школы.

4. Индивидуальный разброс данных, полученный с помощью критериально ориентированного подхода к выделению уровней сформированности у детей на момент изучения творческого воображения, оказался значительным: в первом и втором классах испытуемые, можно сказать, оказались полностью «глухими» к творческому заданию.

Массовидным для умственно отсталых учащихся оказался третий уровень, где начинают проявляться элементы творческого воображения. Некоторые дети оказались способными выполнить задание на четвертом уровне, они показали способность применять способы преобразования образов, однако такие негативные проявления как стереотипия, неустойчивый интерес к творческой деятельности у них имеют место.

5. Выявленные индивидуальные и возрастные особенности развития творческого воображения младших школьников с умственной отсталостью позволили определить возможные направления коррекционно-развивающего воздействия на развитие их воображения: расширение знаний детей о предметах и явлениях окружающего мира, способах создания новых образов воображенияформирование навыков применения способа ассоциации создания новых образов воображения во внутреннем плане действий с последующей вербализацией результата (на материале малоструктурированных изображенийформирование навыков применения способа «включения» при создании новых образов воображения в изобразительной деятельностиформирование навыков использования способов создания новых образов: агглютинации, акцентуирования, типизации, реконструкции в словесном творчестве (при продуцировании сказочных импровизаций) — повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам развития творческого воображения в условиях обученияповышение компетентности родителей в вопросах развития творческого воображения у детей в условиях домашнего воспитания.

6. Результаты коррекционной работы показали в основном положительную динамику развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников, однако негативные проявления остались, что можно объяснить ограниченным по времени использованием коррекционно-развивающей программы, а также степенью выраженности дефекта.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (2005 — 2009 гг.).

Результаты работы были представлены и обсуждались на региональных конференциях: «Психологическая теория и практика в изменяющейся России» (г. Челябинск, 2006) — психолого-педагогических чтениях «Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» на базе научной лаборатории и кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии (г. Шадринск, 2007, 2009).

Результаты работы были представлены и обсуждались на международных конференциях: Международной научно-практической конференции «Теоретико-методологические и психологические основы коррекционно-развивающей работы психологов» (г. Шадринск, 2006) — Международной научно-практической конференции «Теоретико-практические аспекты модернизации социальных, экономических, психолого-педагогических и информационных технологий» на базе Шадринского филиала Московского государственного университета имени М. А. Шолохова (г. Шадринск, 2008) — Международной научно-практической конференции «Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности» (г. Шадринск, 2008) — Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования «Современность и пути развития специального образования» (г. Екатеринбург, 2009).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Работа иллюстрирована 10 таблицами, рисунками, фотографиями.

Заключение

.

Таким образом, выполненное нами теоретико-прикладное исследование, посвященное изучению актуальной проблемы особенностей творческого воображения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, позволило сделать следующие выводы:

1. Подтвердилась гипотеза, что творческое воображение у умственно отсталых младших школьников развивается по тем же объективным законам, что у нормально развивающихся сверстников. В нашем исследовании они показали сходную с нормой позитивную возрастную динамику: к четвертому классу и те, и другие учащиеся по результатам констатирующего эксперимента продемонстрировали не очень выраженную тенденцию роста качественных показателей творческого воображения;

2. Творческое воображение у умственно отсталых младших школьников по сравнению с нормально развивающимися сверстниками имеет ряд специфических особенностей в использовании образов памяти, результатов восприятия, в способах создания новых образов (понимании при этом творческой задачи, способности использовать образы восприятия и памяти, продуктивности воображения, способности использовать способы творческого воображения, оригинальности, самостоятельности продукта воображения).

3. С помощью специально систематизированного диагностического критериально-ориентированного комплекса, направленного на выявление уровней сформированного на момент изучения творческого воображения у детей (в направлении от самого низкого к самому высокому — всего 5 уровней), собран большой массив фактических данных, продемонстрировавших своеобразие индивидуального проявления творческого воображения у детей с патологией интеллекта:

— получен значительный индивидуальный разброс данных по уровням в каждом классе, т. е. строгой зависимости качества результата только от возраста мы не получили;

— выявленная тенденция обусловлена, по всей вероятности, как структурой дефекта, так и общим отставанием ребенка в умственном и личностном развитии;

— общий невысокий качественный результат развития творческого воображения обусловлен и тем, что в типичных условиях обучения детей в школе VIII вида учитель главным образом ориентируется на развитие воссоздающего, а не творческого воображения.

4. Выявлены следующие особенности творческого воображения у младших школьников с нарушениями интеллекта по сравнению с нормой развития:

Небольшой процент детей, распределившихся на первом и втором уровнях, практически не способны выполнить предлагаемые творческие задания.

Массовидным для умственно отсталых учащихся оказался третий уровень, у учеников проявились элементы творческого воображения. Некоторые дети, которые оказались способными выполнить задание на четвертом уровне, они показали способность применять способы преобразования образов, однако негативные проявления (стереотипия, неустойчивый интерес к творческой деятельности) у них имеют место.

5. Выявленные уровни развития творческого воображения позволили с учетом индивидуальных и индивидуально-типических особенностей его формирования у детей разработать программу коррекционно-развивающего обучения.

6. Выявлено, что разработанная нами коррекционно-развивающая программа позволила получить в целом позитивные результаты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А., Давыдова М. А. Лучшие игры и развлечения со словами. — М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. — 224 с.
  2. А. Психологическое тестирование. Кн. 2. — М., 1982.
  3. Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание, 2008, № 12. с. 47 52.
  4. Дж. Фэнтези: Энциклопедия /Пер. с англ. У. В. Сапциной. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. — 144 с.
  5. Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 — 7 лет: Игровые технологии. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.
  6. Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество. // Дошкольное воспитание № 12, 2008. с. 47 52.
  7. А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 4 классы. 3-е издание. М.: «Просвещение», 2006.
  8. А.К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с. С. 181−184).
  9. О.В. Роль воображения в структуре психической саморегуляции заикающихся дошкольников. Дисс. канд. психол. н. СПб.: 2002.-194 с.
  10. Н.В. Развиваем воображение. // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития № 4, 2009.
  11. И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
  12. .И. Тест Роршаха. Практика и теория. /Под ред. Л. Н. Собчик. -СПб.: ООО «Каскад», 2005. 240 с.
  13. М., Петровский А., Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
  14. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. М.: Высшая школа, 2003. — 64 с.
  15. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т./ Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-399с.
  16. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 96с.
  17. Большой психологический словарь. Мещеряков, Зинченко, 2003.
  18. О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации. — М., 2000.
  19. О.В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов. Дисс. канд. пед. н. М.: 1999. 172 с.
  20. О.В. Развитие воображения // Дошкольное образование. — 1999, № 1.
  21. О.В. Использование заданий на воображение как метод коррекционной работы // Дефектология. 1999, № 2.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-446 с.
  23. А.В. О воображении. // Вопр. философии. -1967.-№ 11.
  24. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.- М., 1996.
  25. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  26. К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924.-556с.
  27. А. От действия к мысли.- М., 1956. — 350с.
  28. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196с.
  29. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 356с.
  30. Воображение и творчество /Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1966.-266с.
  31. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 173 с.
  32. К.Н. Деятельность: структура и мотивация. М., 1987. 208 с.
  33. В. Фантазия как основа искусства. СПб., 1914. — 246 с.
  34. JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-93с.
  35. Выготский J1.C. Мышление и речь. Изд. 5 испр. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. — 324с.
  36. Л. С. Психология искусства. М., 1968. — 459с.
  37. Л. С. Собрание сочинений: В 6-и т., Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 368с.
  38. Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение, 1950. — 320с.
  39. Л. С. Основы дефектологии //Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.-254 с.
  40. Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
  41. О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1976.
  42. С.Е. Учимся фантазировать. Ярославль, 1997.
  43. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд. М.: «Книжный дом «Университет», 2002. — 336 с.
  44. П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400 с.
  45. П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии, 1966, № 6-с. 25−31.
  46. П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы психологии, 1977, № 7.
  47. М.Б. Психология мышления // Сборник М.: Прогресс, 1985.
  48. Гин С. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей начальной школы / Библиотека учителя начальной школы. — 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2006. — 128 с.
  49. В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.
  50. А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик Стиль, 2005.-248 с.
  51. И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  52. Г. М. Система работы над сказкой в первом классе вспомогательной школы //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей /Под ред. М. Н. Перовой и др.-М., 1983.
  53. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. 240с.
  54. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 1997, № 1.
  55. И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1998. — № 4.
  56. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. М., 1966. -271 с.
  57. Диагностика творческих способностей. Методическое пособие для практических психологов, студентов факультета психологии педвуза. Шадринск: издательство Шадринского пед. института, 1997.
  58. А.Я. Воображение. Смоленск, 1969.-140с.
  59. Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ.- М.: Совершенство, 1997. 205с.
  60. О.М. Воображение дошкольника. М.: Просвещение, 1986. -340с.
  61. О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 128 с.
  62. О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопр. психологии. 1988. — № 6. — с.52−59.
  63. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 1980.-№ 2.- с.107−114.
  64. О.С. Индивидуальные различия в создании нового образа воображения. Автореферат канд. псих. н. М., 2006.
  65. С.Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. — М.: В. Секачев, 2004. 80 с.
  66. Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993. № 2.
  67. JI.B. Очерки психологии умственно отсталого школьника. — М.: 1935.- 125 с.
  68. Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. Учпедгиз, 1939.
  69. А.В. Избранные психологические труды. В 2 томах. — М., 1986. -Т. 1.
  70. Зак А. З. Развитие способности действовать в «уме» у младших школьников // Вопросы психологии, 1981, № 5, с. 147 150.
  71. Н. Развиваем творческий потенциал дошкольников // Дошкольное воспитание, 2008, № 1. с. 8 — 13.
  72. .В. Психология личности: норма и патология /Под ред. М. Р. Гинзбурга. М.: Издательство «Институт практической психологии». 1998.
  73. С.М. Специфика использования средств искусства в профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения. Дисс. канд. пед. н. Нижний Новгород, 2004.
  74. В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. дис. психол. наук. М., 1966.
  75. М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / М. А. Зяблицева. — Ростов .н/Д.: Феникс, 2005.
  76. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.: Политиздат, 1968.- 30с.
  77. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М.: Учпедгиз, 1961.-223с.
  78. М.В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. — М.: Книголюб, 2004. — 56 с.
  79. М.В. Развитие невербального воображения. — М.: Книголюб, 2004. 64 с.
  80. М.В. Развитие вербального воображения. М.: Книголюб, 2005. 64 с.
  81. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. -СПб.: Речь, 2003.
  82. И.С. Особенности составления устных рассказов по сюжетной картине детьми с нарушением зрения и интеллекта // Дефектология, № 2, 2009. с. 40.
  83. А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. СПб.: Речь, 2008. — 160 с.
  84. Г. Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста (2,7 5 лет). — Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1971.
  85. В.В., Конева И. А. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2006.-352 с.
  86. С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.-216 с.
  87. Н.А. Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения: Дис.канд.псих.наук.- Иркутск, 1998.
  88. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. Волгоград: Учитель, 2010.- 164 с.
  89. Л.Г. Возможности развития творческих способностей у детей 3−5 лет. Автореф. дисс. канд. псих. н. Москва, 1996.
  90. A.M. Теория отражения и творчество. М., 1971. 84 с.
  91. Л.С. Воображение и его роль в познании. Москва, 1979.
  92. Е.К. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.
  93. В.Т. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание, 2008, № 5. с. 29 35.
  94. В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 5.
  95. В.Т. Развивающее воображение. // Дошкольное воспитание. 2004. — № 7.
  96. Ю.Ф. Индивидуальные особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. псих. н.-М., 1998.
  97. Е.А. Характерные особенности продуктивных письменных работ младших школьников с ЗПР. // Дефектология № 6, 2006.
  98. А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1985.
  99. И.Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Издательство «Книголюб», 2007. — 152 с.
  100. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во московского университета, 1972.
  101. И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
  102. Т. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. 1998. № 4, 2000. № 1.
  103. Н.В. Психологические особенности коммуникативного творчества и развития коммуникативной креативности дошкольников. Нижний Новгород, 2006.
  104. Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. — 176 с.
  105. Е.А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  106. Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве. Автореферат дисс. докт. психол. наук. Н. Новгород, 2007.
  107. Е.А. Изучение творческого компонента социокультурного становления личности детей с задержкой психического развития в условиях взаимодействия с искусством. //Дефектология, № 5, 2007.
  108. И.А. Продуцирование дошкольниками сказочных импровизаций как фактор развития творческого воображения. Дисс. канд. псих. н. Казань, 2001.
  109. Н.С. Дорожка в мир фантазий // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. 2010. № 1. с. 62−65.
  110. Методика контроля усвоения учебного материала детьми с выраженной умственной отсталостью в домах-интернатах реабилитационного исмешанного типов. Сост. Дементьева Н. Ф., Модестов А. А. и др. JVj. ЦИЭТИН, 1990.
  111. Н. Как развивать воображение в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 2008, № 1. с. 38 42.
  112. Н.Г. Интересы и мечты слепых и слабовидящих школьников // Спец. школа.—1964.
  113. МКБ-10 (ICD-10). Международная классификация болезней. Всемирная организация здравоохранения. — Женева Россия, Санхст-Петербург. 1999.
  114. B.C. Детская психология. М., 1985. — 272 с.
  115. B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 430 с.
  116. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 240 с.
  117. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 3 84 с. I
  118. И.Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. Медицинская психолбгйя: пропедевтический курс. Учебник для вузов, изд. второе, перераб. и доп. — jy^. Логос, 2003.
  119. Наши дети учатся сочинять сказки: Методическое пособие к наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей стар1цего дошкольного возраста с недоразвитием речи / Авт.-сост. В. П. Глухов, Ю. А. Труханова. М.: АРКТИ, 2005. — 28 с.
  120. E.JI. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб.: Речь, 2006. 144 с. I
  121. Р.С. Психология. М., 1995, т. 1. с. 230. /
  122. Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.-240 с.
  123. З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Просвещение, 1978.
  124. М.М. Методы исследования воображения аномальных детей (курс лекций). М., 1978.
  125. М.М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников //Психология глухих детей. М.: Просвещение, 1978. -448с.
  126. М.М., Швец З. И. О возможности управления образами воссоздающего воображения детей дошкольного возраста.// Экспериментальная психология и ее история. М., 1976. — с. 176−211.
  127. Т.Н. Психологические игры для детей. М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2005. 192 с. «
  128. Общая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. ин./Под ред. Богословского В. В. и др. М., 1981.
  129. Общая психология / Под ред. Богословского В. В., Ковалева А. Г., Степанова А. А., Шаталина С. Н. М.: Просвещение, 1973. 352 с.
  130. Общая психология: Учеб. пособ. для студ. пед. ин./Под ред. Петровского А. В. и др. М., 1986.
  131. Т.С. Анализ умственной работоспособности детей с речевыми нарушениями // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996.
  132. О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. /О.Е.Озерова. Ростовн/Д: Феникс, 2005. 192 с.
  133. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: Педагогика, 1988. 136с.
  134. А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 512 с.
  135. Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М.: Институт практической психологии, 1997. — 136с.
  136. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Апрель-Пресс, 2001.- 285 с.
  137. В.Г. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1998.
  138. В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 160 с.
  139. А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2000. — 512с.
  140. Л.И. Особенности вероятного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии, 1976, № 2.
  141. Н.В. Роль организации когнитивного опыта ребенка старшего дошкольного возраста в развитии продуктивного воображения. Автореф. дисс. канд. псих. н. — Москва, 1999.
  142. . Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997. — 256с.
  143. .И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1997. 180 с.
  144. О.М. Развиваем воображение дошкольника. Шадринск: издательство ШГПИ, 1996. 151 с.
  145. О.М. Формирование творческого воображения у дошкольников: учеб. метод, пособие. — Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007. — 165 с.
  146. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. СПб.: Речь, 2007. 296 с.
  147. Программы подготовительного и 1 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 1999. — 191 с.
  148. В.Я. Мифология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.
  149. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0−4 классы. / Под ред. И. М. Бгажнокова. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. — 220 с.
  150. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1−4 классы. 5-е издание. / Под ред. В. В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2008.
  151. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: Изучение и психокоррекция / Под ред. Проф. У. В. Ульенковой. — СПб.: Питер, 2007. 304 с.
  152. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Савина Е. А. и др. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 223 с.
  153. Психологический словарь. Хрестоматия. — М.: Высшая школа, 1974.-534с.
  154. Психологический словарь. /Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448с.
  155. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 144 с.
  156. Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. М.: ВЛАДОС, 1999.- 128с.
  157. Т. Опыт исследования творческого воображения. — СПб., 1901.
  158. Т. Творческое воображение. Спб., 1901.
  159. Т. Творческое воображение. М., 1901.
  160. Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1990. — 192 с.
  161. Дж. Уроки фантазии. СПб.: КАРО, 2003. — 304 с.
  162. И.М. Психология фантазии. Минск, 1977.
  163. С.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.- 688 с. (Серия «Мастера психологии»)
  164. С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1986.- 190 с.
  165. М.М. Начальная форма творческого воображения детей дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества. Реф. канд. дисс. -М., 1952.
  166. В.В. Влияние родителей и педагогов на развитие воображения у детей с ДЦП младшего школьного возраста // Коррекционная педагогика: теория и практика, № 2 (32), 2009. с. 66.
  167. В.В. Развитие творческого воображения младших школьников с двигательными нарушениями, как средство коррекции недостатков познавательной сферы. // Коррекционная педагогика, 2008, 2. с. 71−74.
  168. Е.Е. Азбука воображения. М.: Просвещение, 2000.
  169. М.М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.-336 с.
  170. В.А., Коновалова Л. И. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. д-ра филос. наук, проф. В. А. Скоробогатова СПб.: Изд-во «Союз», 2002. 183 с.
  171. Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. М., 1994.
  172. Е.С., Поляков A.M. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. — СПб.: Речь, 2008. — 247 с.
  173. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М., 1995.
  174. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2007. -119 с.
  175. Словарь психолога-практика /Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2003.-976 с.
  176. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.-' Под ред.
  177. В.И.Лубовского. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия"2005. 464 с. у'1f
  178. Специальная школа. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности /Под ред. А. Левитова. Минск, 1996.
  179. И.В. Психология воображения. Саратов, 1971. — 78 с.
  180. Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями вIразвитии: Кн. Для педагога-дефектолога. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 184 с. i
  181. Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей.
  182. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 192 с. (Серия «Психология детства:1. Практикум»).I
  183. Л.Ю. Развитие воображения у детей Ярославль: Академия развития, 1996.-235с.
  184. А.В. Проблема формирования воображения у слепоглухонемых детей. // Вопросы психологии, 1983, № 3. с 62 72.
  185. Творческие задания «Золотого ключика» / Авторы и составители Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, г. Самара, Центр развития образования, 2001.
  186. Толкин Дж.Р.Р. О волшебных сказках: Эссе / Пер. с англ. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
  187. И.Ю. Особенности внутреннего плана действий у шестилетних детей с ЗПР. Дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000.
  188. Умственно отсталый ребенок. Очерки изучения высшей нервной деятельности детей-олигофренов / Под ред. А. Р. Лурия. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.-203 с.
  189. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 176 с.
  190. У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.
  191. Е.П. Развитие творческого воображения как средство оптимизации коррекции отставания в речевом развитии у шестилетних детей с задержкой психического развития. Дисс. канд. пед. н. Екатеринбург: 2000. -139 с.
  192. Т.В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков (методика «Цветоструктурирование») СПб.: Речь, 2004.
  193. О.Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников: Монография. М.: МГПУ, 2005. — 183 с.
  194. Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
  195. Шиф Ж. И. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1961. 181 с.
  196. О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П.Голубева- Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 432 с.
  197. Н.Б., Щербо Н. П., Щебланова Е. И. Тест творческого мышления П.Торренса. -М, 1990.
  198. Д.Б. Детская психология.- М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
  199. М.Г. История психологии. М"/*Мысль», 1966. 565 с.
  200. Torrance Т.Р. Torrance tests of creative thinking. Lexington, 1974.
  201. Traite de psychologie experimentale. Sous la direction de PAUL FRAISSE et JEAN PIAGET professeurs a la Sorbonne. Presses universitaires de France.
  202. Storfer M. D. Intelligence and giftedness. The contributions of heredity and early environment. SanFrancisco- Oxford: JossyBass Publ., 1990.
  203. Walberg H. J. Creativity and talent as learning // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 340 361.
Заполнить форму текущей работой