Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трудности и неуспешность обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все вышеперечисленные трудности обучения, которые возникают у младшего школьника, можно преодолеть совместными усилиями учителя, психолога и семьи ребенка. Важно вовремя заметить проблему, попытаться объективно установить ее причины и разработать индивидуальный план работы с учащимся. При этом необходимо сохранять психологическое здоровье ученика, оказывая ему поддержку со стороны всех субъектов… Читать ещё >

Трудности и неуспешность обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебные перегрузки. Младший школьник, находясь ежедневно в школе, оказывается во власти разнонаправленных воздействий со стороны учителя. На одном из уроков педагог делает акцент на абсолютности знания и спрашивает дословно заученный текст, на другом активно использует групповые формы работы, на третьем требует молчать и строго следовать определенной инструкции. По наблюдениям О. В. Хухлаевой, такая ситуация приводит к серьезной эмоциональной усталости учащихся, особенно имеющих физиологические проблемы в развитии, негативно влияет на дисциплину в классе во время урока, а следовательно, снижает эффективность учебной деятельности и мотивацию учащихся[1].

Перегруженность учащихся начальной школы выступает как фактор риска соматического, нервно-психического и психологического здоровья детей. Данное обстоятельство требует перехода от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации. Педагогу необходимо учитывать особенности познавательного стиля учащихся, который включает в себя оценку способов, приемов, темпа обучения, обеспечивающих максимальную эффективность учебной деятельности. Это важно для тех детей, которые сами не сумели выстроить индивидуальный познавательный стиль и учатся ниже своих способностей. Многие учащиеся могут оказаться в группе риска в плане успешности обучения, так как не умеют вырабатывать способы поведения на уроке, которые позволяют им учиться на максимуме своих возможностей. Для того чтобы ребенок не оказался в «яме неудачника», необходима индивидуализация обучения, которая может явиться профилактикой нарушения учебных навыков[2].

Психологические трудности

В процессе обучения младшие школьники могут столкнуться с различного рода трудностями: когнитивными, регуляционными, коммуникативными. Часто в письменных работах дети пропускают буквы, делают орфографические ошибки, читая текст, неправильно произносят слова. Это связано с низким уровнем фонематического слуха, слабой концентрацией внимания, недостаточностью сформированности приемов самоконтроля. Младшие школьники испытывают трудности при пересказывании текста. Среди причин можно выделить несформированность умения планировать действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень развития образного мышления, заниженная самооценка. Случается видеть у младших школьников неаккуратность при выполнении письменной работы в тетради. Это свидетельствует о слабо развитой моторике пальцев рук, несформированности приемов учебной деятельности, недостаточности объема внимания[3].

Некоторые дети в связи с особенностями работы мозговых функций во время длительного слушания учителя утомляются, в силу чего переключаясь на другую деятельность, они начинают рисовать, чиркать карандашом. Зная эти особенности некоторых детей, учителю следует вкладывать чистый лист бумаги в тетрадь, чтобы ребенок мог избежать умственного перенапряжения. Так же первоклассник поднимает руку на уроке, но при ответе молчит. Возможно, у такого ребенка не сформировано отношение к себе как к школьнику или наблюдается низкий уровень произвольности. Дело в том, что нередки случаи, когда ребенок психологически не готов к обучению в школе, но в силу различных обстоятельств родители все-таки отдают его в 1 класс. У него могут наблюдаться высокий уровень интеллекта, развитое мышление и хорошая память. Но при этом у такого ребенка имеются нарушения регуляторной сферы, несформированность навыков произвольности, повышенная эмоциональная чувствительность и тревожность. Такие дети требуют индивидуального подхода к обучению, они плохо социализированы, а учебная мотивация носит для них игровой характер.

Все вышеперечисленные трудности обучения, которые возникают у младшего школьника, можно преодолеть совместными усилиями учителя, психолога и семьи ребенка. Важно вовремя заметить проблему, попытаться объективно установить ее причины и разработать индивидуальный план работы с учащимся. При этом необходимо сохранять психологическое здоровье ученика, оказывая ему поддержку со стороны всех субъектов образовательного процесса.

  • [1] Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. М.: Генезис, 2007.
  • [2] Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами.
  • [3] Ануфриев А. Ф" Костромича С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 2006.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой