Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление образа «Я» будущего профессионала: На примере профессии социального работника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностно-психологические, профессиональные особенности выступают одним из важнейших психологических факторов, влияющих на становление образа Я будущих социальных работников. Одним из основных направлений совершенствования деятельности кадров в социальной работе является реализация их личностно-психологического потенциала. Для этого нужно реально представлять, кто приходит на социальную работу… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
    • 1. 1. Образ Я будущего профессионала — социального работника
      • 1. 1. 1. Проблема образа Я в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 1. 2. Самооценка и образ Я в развитии личности будущего профессионала по социальной работе
    • 1. 2. Становление профессионального самосознания личности в студенческом возрасте
      • 1. 2. 1. Проблема профессионального становления в отечественной литературе
      • 1. 2. 2. Становление студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности
    • 1. 3. Личность социального работника
      • 1. 3. 1. Профессиональные качества социального работника
      • 1. 3. 2. Духовно — нравственные качества социального работника
      • 1. 3. 3. Влияние профессионального общения на образ Я социального работника
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА Я БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ВУЗЕ
    • 2. 1. Методика исследования
    • 2. 2. Становление когнитивного и аффективного компонентов образа Я будущих социальных работников
    • 2. 3. Становление регулятивного компонента самосознания будущего социального работника
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Становление образа «Я» будущего профессионала: На примере профессии социального работника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном обществе развитие общественной жизни отличается динамизмом, возрастает роль науки и техники, повышается уровень требовательности к себе и своей деятельности. Развитие внутреннего контроля, совершенствование саморегулирования деятельности и поведения связаны с углублением внимания личности к своему внутреннему миру, с ее самовоспитанием.

В настоящее время Россия переживает сложный период своего развития. Растет число пенсионеров, усиливается расслоение граждан по уровню доходов, увеличивается число бездомных детей, устойчиво большим остается число малообеспеченных семей и т. д. Разрешение противоречий в социальной сфере общества должно опираться не только на достаточно устойчивый экономический фундамент, но и на продуманную социальную политику. Для организации такой работы нужны подготовленные кадры. Становление высококвалифицированных специалистов является достаточно сложным и длительным процессом и включает как саму подготовку социальных работников, так и непосредственную их деятельность в социальной сфере. Поэтому на современном этапе очень важно становление будущего социального работника как субъекта профессиональной деятельности, обладающего разносторонними знаниями, профессиональным самосознанием, целенаправленным личностным поведением.

Проблемы развития личности в профессиональной деятельности, в частности, развития ее самосознания, являются недостаточно изученными. Это касается проблемы становления профессионального самосознания будущих социальных работников. Фактические данные по этому вопросу отсутствуют. Между тем знание об особенностях развития образа Я на этапе профессиональной подготовки студентов необходимо для разработки и прикладных целей обеспечения дифференцированного подхода к обучению и воспитанию будущих специалистов в сфере социальной работы. Знание о своеобразии структуры и развития образа Я на этапе становления будущего профессионала необходимо для выяснения условий формирования человека как субъекта труда.

В становлении социального работника первостепенное значение имеют психические образования, входящие в базис личности, обеспечивающие целостность и устойчивость ее структуры, придающие социальную значимость профессиональным установкам. К числу таких образований относится «образ Я» или «Я-концепция» социального работника. В связи с этим актуальной является проблема формирования самосознания будущего профессионала. Становление профессионального самосознания является важнейшим процессом, обеспечивающим человеку субъектную позицию в деятельности.

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применения на практике. Общество нуждается в социальных работниках, которые соответствуют требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), личностно расположены к профессии, имеют личностно-мотивационную готовность, профессионально обусловленные качества. В связи с этим в настоящее время актуализировались вопросы кадрового обеспечения социальной работы.

Личностно-психологические, профессиональные особенности выступают одним из важнейших психологических факторов, влияющих на становление образа Я будущих социальных работников. Одним из основных направлений совершенствования деятельности кадров в социальной работе является реализация их личностно-психологического потенциала. Для этого нужно реально представлять, кто приходит на социальную работу и какие профессиональные качества эти лица имеют. Базовые психологические концепции предполагают, что самосознание служит интегрирующей основой психологической активности в основных сферах жизнедеятельности человека, к которым относят профессиональную и брачно-семейную. Профессиональная деятельность, профессиональная картина мира, самосознание профессионала исследуются разносторонне (Е.А.Климов, Р. В. Кэрт, А. К. Маркова, Т. Л. Миронова, Г. Ранайи и др.), в то время как проблеме самосознания будущего профессионала, осваивающего профессию социального работника, через которого будет в ближайшем будущем осуществляться социальная политика в российском обществе, по нашему мнению, не уделяется должного внимания. В настоящее время проблеме становления профессионального самосознания в вузе на примере разных профессий уделяют значительное внимание (Е.М.Боброва, C.B. Васьковская, Т. Л. Миронова, В. П. Саврасов, Фам Тхань Нги) и другие, однако среди них практически отсутствуют работы, посвященные исследованию образа Я будущих социальных работников.

Значимость проблемы и необходимость исследований взаимосвязи профессиональных и личностных аспектов образа Я студентов — социальных работников обусловили актуальность настоящего исследования.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существует множество подходов к исследованию Я-концепции, ее соотношению с понятиями самосознания и образа Я (Р.Бернс, A.B. Петровский, К. Роджерс, В. В. Столин, В.А.Ядов). В настоящее время разработаны фундаментальные исследования Я-концепции. Это, прежде всего, исследования содержательных аспектов Я-концепции: проблем самосознания и, в частности, его онтогенетических особенностей (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л. И. Божович, И. С. Кон, Ю. М. Орлов, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Т. Шибутани, А. Л. Шнирман и др.) — самоотношения и его взаимосвязи с физическим образом «Я» (Е.Т.Соколова) — самооценки как внутреннего фактора самоопределения, в том числе профессионального (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. В. Столин, Д. Сьюпер, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова и др.) — сопоставления различных образов Я (Б.С.Братусь, Р. Ленг, Е.Т.Соколова) — ценностной и мотивационно-потребностной обусловленности Я-концепции (В.С.Агапов, В. Г. Асеев, А.

Маслоу, Г. Г. Овчинникова и др.). Важное место занимают исследования, описывающие особенности образа Я и Я-концепции в разные возрастные периоды (В.П.Землянухин, В. С. Мухина, Е. В. Некрасова, Р. Б. Стеркина, О. В. Хухлаева, А.Ф.Шадура).

Когнитивная и эмоциональная стороны самооценки изучались в работах Д. В. Ольшанского, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина, Е. О. Федотовой, А. Р. Петрулите.

В общей структуре личности самосознание, и, в частности, его основной компонент — образ Я, выступает в качестве центрального системообразующего образования личности (Б.Г.Ананьев, И. С. Кон, М. И. Лисина, К. К. Платонов, Е. Ф. Рыбалко, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова и др.).

Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания как субъекта деятельности. Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки (В.В. Овсянникова, Г. Ранайи, Н.Ю.Ткачева), с овладением профессиональным мастерством (М.И.Жукова, А. Г. Васюк, Е.М.Борисова). Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом.

В зарубежной психологии проблема человеческого Я, самосознания, структура Я-концепции разрабатывались представителями разных направлений: интроспективного (А.Пфендер, Т. Липпс), гуманистического (А.Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл), символического интеракционализма (Ч.Кули, Дж. Мид), психоаналитического направления в теории личности (З.Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, К. Г. Юнг, Э. Эриксон), когнитивной психологии (Д.Бэм, Ф. Хайдер), теории идентификации (Е.Е. Маккоби, А. Фрейд и др.).

Актуальность темы

степень ее разработанности в науке определили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

В своем исследовании мы руководствовались принципами естественнонаучного подходов в психологии, общенаучными принципами развития, детерминизма, системности (Б.Ф.Ломов, 1984; В. П. Кузьмин, 1980; Э. Г. Юдин, 1978; В. А. Ганзен, 1984), принципами единства сознания и деятельности, обучения и развития (Б.Г.Ананьев, 1974; Л. С. Выготский, 1984; Е. А. Климов, 1996; В. С. Мерлин, 1970; В. И. Слободчиков, 1979; С. Л. Рубинштейн, 1989 и ДР-).

Цель нашей работы — изучить процесс становления образа Я у будущих социальных работников в вузе.

Объект исследования: профессиональное самосознание будущего социального работника и факторы, влияющие на его развитие в вузе. Предметом исследования является процесс становления образа Я будущего социального работника в вузе.

Гипотеза исследования:

1. В начале учебно-профессиональной деятельности образ Я будущего социального работника характеризуется нечеткой системой профессиональных представлений о свойствах направленности, когнитивной сферы, нравственно-психологических, волевых свойствах субъекта. По мере профессионального становления образ Я студента становится более дифференцированным, содержательным и разносторонним.

2. На каждом этапе профессионального становления актуализируются различия в содержании регулятивного компонента образа Я у успешных и неуспешных студентов, которые влияют на развитие профессионального самосознания.

Задачи исследования:

— проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследованияосуществить соотносительный анализ понятий «самосознание», «Образ Я», «Я — концепция», «самооценка»;

— разработать и осуществить методику исследования;

— исследовать особенности когнитивного и аффективного компонентов образа Я студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности;

— проследить динамику осознания себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности в связи с реализацией основной цели профессиональной подготовкивыявить общее и особенное у студентов, находящихся на разных этапах обучения;

— проследить динамику осознания себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности в связи с успешностью — неуспешностью студентов в учебно-профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составили принципы системного анализа психических явлений (П.К.Анохин, А. В. Брушлинский,.

B.П.Кузьмин, Б.Ф.Ломов), личностно-деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, Т. Л. Миронова, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, и другие) — единства сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. В. Запорожец, С.Л.Рубинштейн), развития (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Г. С. Костюк, Д. Б. Эльконин,.

C.Л.Рубинштейн и другие).

Теоретическую основу исследования составили концепции становления человека как личности, субъекта деятельности, отношений и общения, преобразующей роли сознания, самосознания, саморазвития и самоопределения (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев,.

А.В.Брушлинский, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин и другие) — работы, изучающие вопросы развития самосознания в онтогенезе (Л.И.Божович, Е. В. Шорохова, П. Р. Чамата, И. С. Кон, И. И. Чеснокова и другие) — работы, изучающие проблемы профессионального становления в студенческом возрасте (П.И.Бабочкин, Т. Л. Миронова, В. В. Овсянникова и другие). Кроме того, мы опирались на некоторые положения, сформулированные в работах Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева и других, изучавших проблему профессионального развития.

Для осуществления целей исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;

— эмпирические методы: метод поперечных срезовметод анкетированияметод свободного самоописанияметод самооценкиметод стандартизированного самоотчета (методика личностного дифференциала);

— методы математической статистики (сопоставление результатов выборок по критерию достоверности разности выборочных долей Фишера (Ш*), tкритерий Стьюдентавыявление сопряженности созависимых величин с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

Для обработки результатов исследования использовался статистический анализ данных с применением компьютерной программы «MS EXCEL».

Организация и этапы исследования были реализованы с 2000 г. по 2005 г. Исследование образа Я будущих профессионалов, осваивающих профессию социального работника проводилось в три этапа:

Первый этап (2000 — 2001 г. г.) — теоретический анализ исследований по данной проблеме;

Второй этап (2001 — 2002 г. г.) — подбор и апробация основных методик исследования и проведение эмпирического исследования, в котором приняли участие студенты Восточно-Сибирского государственного технологического университета и Бурятского государственного университета г. Улан-Удэ, обучающиеся по специальности «Социальная работа».

Третий этап (2003 — 2005 г. г.) — количественный и качественный анализ эмпирических данных, психологическая интерпретация результатов исследования, их обобщение, внедрение в практику разработанных рекомендаций, оформление диссертационного исследования.

Теоретическая значимость исследования работы заключается в постановке проблемы образа Я студента — будущего социального работника в связи с учебно-профессиональным процессом. В диссертационной работе представлено исследование образа Я студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности, выявлено своеобразие когнитивного и аффективного компонентов образа Я. Выявлено влияние основных факторов на развитие образа Я: возраста, учебно-профессиональной деятельности, как ведущей в студенческом возрасте, успешности — неуспешности в учебно-профессиональной деятельности. Диссертационное исследование позволяет выяснить особенности осознания будущими специалистами объективных требований их профессии и тех личностных индивидуально-психологических характеристик, которые способствуют успеху в учебно-профессиональной деятельности, состав структуры образа Я студентов, связанных с процессом вхождения в профессию социального работника. Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование процесса развития самосознания будущих профессионалов вносит вклад в развитие теории формирования личности в ходе профессионализации.

Практическая значимость работы состоит в том, что установленные факты и закономерности становления профессионального образа Я позволяют реально контролировать и направлять процесс вхождения в профессию будущего социального работника на этапе профессиональной подготовки в вузе. Результаты исследования, выводы и практические рекомендации могут быть использованы преподавателями в практике учебно-воспитательной работы вуза при профессиональной подготовке специалистов в области социальной работы. Материалы исследования представляют интерес для психологов, ведущих занятия по психологии со студентами, а также при проведении психологического консультирования будущих профессионалов, готовящихся стать социальными работниками.

Достоверность и надежность результатов и основанных на них выводов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных положений, использованием адекватных методов исследованияапробацией методик на этапе пилотажного исследования, репрезентативностью выборки (210 студентов), применением количественного и качественного анализа.

Научная новизна исследования.

1. Впервые проведено изучение индивидуального образа Я будущего социального работника — студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности.

2. Прослежена динамика в осознании свойств направленности, межличностного общения, когнитивной сферы, нравственно-психологических, волевых свойствах субъекта учебно-профессиональной деятельности — студентов вуза разных лет обучения, овладевающих профессией социального работника.

3. Выявлена содержательная структура образа Я при осознании себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности будущим профессионалом.

4. Выявлена зависимость осознания личностных качеств от фактора успешности — неуспешности в учебно-профессиональной деятельности студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения и результаты экспериментальной части исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета и кафедры «Социальные технологии» Восточно-Сибирского государственного технологического университета, на международной научно-практической конференции «Проблемы личности на рубеже третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2001), на научных конференциях преподавателей, научных работников и аспирантов ВСГТУ (Улан-Удэ, 2002, 2004), на всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2003).

Положения, выносимые на защиту:

1. Структура образа Я студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности состоит из двух взаимосвязанных компонентов: когнитивного и аффективного. Когнитивный компонент включает содержательную сторону процесса учебно-профессиональной деятельности, волевые свойства, нравственно-психологические качества, особенности общения и учебно-профессиональной мотивации, проявляющиеся в ходе учебно-профессионального становления. Аффективный компонент включает эмоционально-оценочное отношение к себе как к студенту, оценку своих способностей, нравственных и волевых свойств, своих взаимоотношений с однокурсниками как участниками учебно-профессионального процесса, интерес к учебе, к профессии.

2. Образ Я включает элементы профессионального самосознания. По мере профессионального становления, в ходе учебно-профессиональной деятельности, происходит изменение когнитивного и аффективного компонентов образа Я.

3. Существуют различия в образе Я у будущих профессионалов в связи с этапом обучения и уровнем успешности в учебно-профессиональной деятельности. Осознание личностных качеств, развитие самооценки зависит от фактора успешности — неуспешности в учебно-профессиональной деятельности.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 196 источников. В диссертации представлены 22 таблицы.

1. Фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней профессиональной подготовки у субъекта учебно-профессиональной деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в направленности, информированности, умелости.

2. На стадии игры (от 3 до 6 8 лет) ребенок овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности, соответствующими отношениями в системе игрзакладываются элементы эмоционально — волевой регуляции поведения и т. д.

3. Стадия оптации подготовка к жизни и труду (от 13 — 14 до 16 — 18) -характеризуется овладением системой социально значимых ценностных представлений о построении жизни и профессионального пути, формированием самооценки собственной профпригодности.

4. Стадию развития профессионала (от 21 27 до 45 — 50 лет) отличает совершенствование личностных структур профессионала, формирование адекватных структур психологического обеспечения реализации трудовых задач.

5. На стадии реализации профессионала (от 45 до 60 — 65 лет) отмечается полная или частичная реализация профессионального потенциала, намечаются признаки снижения активности, корректируются жизненные цели.

6. Различие жизненных ситуаций социального работника и клиента.

7. Отличие опыта социального работника или специфику общего опыта.

8. Факторы, мешающие общению.

9. Эмоциональное состояние специалиста и клиента в общении.

10. Культурно-окрашенный и сенситивный характер проблем.

11. Усталость и другие аналогичные факторы.

12. Наличие угрозы приводит к мобилизации защиты для поддержки «Я»;

13. Реальность, не совмещающаяся с образом Я человека, не имеет доступа к осознаванию;

14. Возможен перенос, замещение объекта чувств, в которых человек не сознается сам себе, ощущая их моральную и социальную неприемлемость;

15. Профессиональное самосознание понимается как разновидность социально-специфического самосознания, как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности.

16. Расчленение текста самохарактеристики каждого студента на смысловые единицы (высказывания, слова), так или иначе характеризующие качества и особенности учебно-профессионального Я субъекта.

17. Нравственно-психологические качества.3. Волевые свойства.

18. Учебно-профессиональные умения, навыки, опыт.5. Общение.6. Когнитивная сфера.

19. Компетентность (Приложение 2).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой