Методика реализации уровневой дифференциации в процессе обобщающих повторений курса алгебры и начал анализа
В литературе по методике преподавания математики четко не определены содержание и объем учебного материала, выносимого на обобщающее повторение, не разработаны общие методические принципы и эффективные приемы организации и проведения обобщающих повторений различных видов, не определены роль, место и функции обобщающих повторений в школьном курсе алгебры и начал анализа, в действующих учебниках… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы реализации уровневой дифференциации в процессе обобщающих повторений курса алгебры и начал анализа
- 1. Обобщение, его виды, роль и место в процессе обучения математике
- 1. 1. Философские основы процесса обобщения
- 1. 2. Психолого-педагогические основы процесса обобщения
- 1. 3. Обобщенность как структурный элемент системы качеств знаний
- 2. Повторение как этап в процессе формирования знаний у учащихся и особенности обобщающих повторений в процессе обучения
- 3. Уровневая дифференциация и пути ее реализации в процессе обобщающих повторений
- 1. Обобщение, его виды, роль и место в процессе обучения математике
- Глава II. Методические особенности реализации уровневого подхода на этапе обобщающих повторений в процессе обучения алгебре и началам анализа
- 1. Анализ особенностей системы упражнений действующих школьных учебников по алгебре и началам анализа с позиции возможности реализации уровневого обобщающего повторения
- 2. Отбор и конструирование системы упражнений к урокам уровневого обобщающего повторения функциональной содержательно-методической линии и линии уравнений и неравенств
- 2. 1. Определение понятия «упражнение» в педагогической литературе
- 2. 2. 0 некоторых способах обобщения, реализуемых с помощью целесообразно подобранных упражнений
- 2. 3. Особенности обобщений, строящихся на основе переноса метода решения задач
2.4 Анализ методических возможностей использования свойств функций при решении уравнений и неравенств на этапе обобщающих повторений. $ 3. Методика организации и проведения дифференцированных обобщающих повторений.
3.1 Особенности организации и проведения дифференцированных локальных и частно-системных обобщающих повторений.
3.2 Лабораторные работы как форма реализации дифференцированных тематических и итогово-систематизирующих обобщающих повторений. $ 4. Организация и результаты педагогического эксперимента.
Список литературы
- Авдеева Т.К., Оптимизация процесса повторения учебного материала на уроках алгебры в восьмилетней школе: Автореф. дис. на соиск. ученой степ, к.п.н. 13.00.02. — Минск, 1984. — 16с.
- Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. Л., Изд-во ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 24с.
- Алгебра: Учебник для 7 кл. ср. шк. /Под ред. С.А.Теля-ковского. М., Просвещение, 1991. — 240с.
- Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-Икл. средней школы. /Ш.А.Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др.-3-е изд.- М., Просвещение, 1994. 254с.
- Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11кл. средней школы./А.Н.Колмогорова, А. М. Абрамова, Ю. П. Дудницина и др. /Под ред. Ю. П. Колмогорова 2-е изд.- М., Просвещение, 1991 320с.
- Ананьев В.Г. Избранные психологические труды: в 2хт./Под ред. А. А. Будалаева, Б. Ф. Ломова.- М., Педагогика, 1980.-Ti.-230 е., Тг.- 287 с.
- Аракелян О.А. Некоторые вопросы повторения математики в средней школе. М., Учпедгиз, 1960. — 80 с.
- Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., Госполитиздат, 1954. — 88 с.
- Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (очерки истории: XVII начало XX в.) второе издание., — М., Изд-во «Мысль», 1995. — 312 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989.- 560 с.
- Байдак В. А, Деятельностный подход в обучении математикев школе. Омск, 1990. — 38 с.
- Вайдак В.А. Система изучения свойств функций в школе. Пособие для учителя / Под ред. А. Д. Семушина. Омск, Изд-во ОмГ-ПИ, 1975. — 124 с.
- Байдак В. А. Методика преподавания функций в средней школе: Методическое пособие. Омск, ОмГПИ, 1977. — 109 с.
- Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. Учебник для учащихся средней школе. М., Просвещение, 1991. — 351 с.
- Башмаков М.И., Беккер Б. М., Гольховой В. М. Задачи по математике: Алгебра и математический анализ. М., Изд-во «Наука», 1982.- 191 с.
- Башмаков М.И. Уровень и профиль школьного математического образования // Математика в школе. 1993.- N2.- С.8−9.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 240 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., Педагогика, 1989. 190 с.
- Ботвинников А. Д. Организация и методика педагогических исследований. Рекомендации и материалы. М., Изд-во НИИ СиМО АПН СССР, 1981. — 43 с.
- Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения школьников.- М., Просвещение, 1968.- 65 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление: перевод с англ. яз. /Под ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М., Изд-во «Прогресс», 1987.- 335с.
- Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для Юкл.: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. 3-е изд. — М., Просвещение, 1992.-335 с.
- Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11кл.: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.- 5-е изд. М., Просвещение, 1996.- 288 с.
- Виленкин Н.Я. Современные проблемы курса математики и их исторические аспекты. // Математика в школе.- 1988.- N4.-С.7−14.
- Виленкин Н.Я. и Мордкович А.Г. Производная и интеграл: Пособие для учителя.- М., Просвещение, 1976.- 96 с.
- Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления (логико-психологический анализ).- М., Изд-во МГУ, 1989.- 238 с.
- Волович М.Б. Математика без перегрузок.- М., Педагогика, 1991. 142 с.
- Волович М.Б. Формирование общих приемов работы с понятиями: Автореф. дис. на соиск. ученой степ, к.п.н. (13.00.02).-М., 1967.-16 с.
- Воронцова В.Г. Аксеомологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования. // Гуманизация образования (теория и практика). С.-Петербург, 1994.- С.15−36.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч., Т.2, — М., Педагогика, 1982. 502 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., Изд-во МГУ, 1976. — 150 с.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий //Вестник МГУ. Сер.14. Психология. М., 1979.- N4.- С.54−64.
- Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования в современных условиях //Проблемы социальной педагогики. -М., Педагогика, 1973.- С.36−42.
- Горский Д.П. Обобщение и познание. М., Изд-во «Мысль», 1985.- 208 с.
- Горский Д.П. Проблема общей методологии науки и диалектической логики. М., Изд-во Мысль, 1996. — 374 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение матиматической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М., Педагогика, 1977. 136 с.
- Гришина Т. е. Логический прием сравнения в задачах математического анализа. // Математика в школе.- 1993.- N4.-С.26−27.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике.- М., Педагогика, 1987. 160 с.
- Груденов Я.И. О принципах построения систем упражнений. //Народное образование.- 1963.- N11.- С.56−59.
- Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии.- М., Изд-во Знание, 1992. 42 с.
- Гусев В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференциального обучения математике в средней школе. //Математика в школе.- 1990. N4. — С.27−31.
- Гусев В.Н. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Автореф. дис. на соиск. ученой степ, д-ра пед.наук. М., 1990. — 39с.
- Давыдов В.В. Обобщение в обучении.- М., Педагогика, 1972.- 423 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, Изд-во «Пеленг», 1992. — 114 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных исследований. М., Педагогика, 1986. 239 с.
- Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск, Изд-во ОмИПКРО, 1993. — 324 с.
- Далингер В.А. Методика обобщающих повторений при обучении математике. Омск, Изд-во ОмГПИ, 1992. — 88 с.
- Далингер В.А. Задачи в обучении математике. Омск, Изд-во ОмГПИ, 1990.- 43 с. 49. Далингер В. А. Методика работы над формулировкой, доказательством и закреплением теоремы. Омск, Изд-во ОмИПКРО, 1995.- 196 с.
- Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей в процессе обучения математике в средней школе. Омск, Изд-во ОмГПИ, 1988.- 40 с.
- Далингер В.А. Все для обеспечения успеха на выпускных и вступительных экзаменах по математике. Выпуск 4. Нестандартные уравнения, неравенства и методы их решения.- Омск, Изд-во ОмГПУ, 1995.- 120с.
- Далингер В.А. Все для обеспечения успеха на выпускных и вступительных экзаменах по математике. Выпуск 5. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства и их системы. Омск, Изд-во ОмГПИ, 1996.- 106 с.
- Далингер В.А. Методика обучения учащихся элементам математического анализа. Учебное пособие.- Омск, Изд-во ОмГПУ, 1997.- 149 с.
- Дифференциация в обучении математике /Дорофеев Г. В., Кузнецова JI.B., Суворова С. Б., Фирсов В. В. //Математика в школе. 1990.- N4.- С.15−21.
- Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования.// Матемтатика в школе. 1990.-N6.- С.2−5.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы./ Книга для учителя. М., Просвещение, 1991. — 191 с.
- Ефремов А.В. Научно-методические основы отбора, структурирования и реализации содержания математического образования в старших классах общеобразовательной школы: Автореф. дис. на со-иск. ученой степ, д-ра пед.наук. Казань., 1995. — 58 с.
- Епишева О.Б. К вопросу о развивающем обучении. //"Математика" 1997, N4.
- Зайкин М.И. Обобщающие уроки в малочисленных классах. //Математика в школе.- 1992.- N6.- С.13−16.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Изд-во Средне-уральское, 1971.- 183 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., Педагогика, 1981.- 160 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М., Педагогика, 1978.- 128 с.
- Зорина Л.Я. Системность качество знаний. — М., Изд-во Знание, 1976.- 53 с.
- Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организацииобучения (материалы лекций, прочитанных в политехническом музее на факультете программированного обучения). Вып.1. М., Знание, 1972. — 71 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., Изд-во МГУ, 1986.- 200 с.
- К вопросу о реформе преподавания математики в средней школе /Под редакцией И. Я. Депмана. Минск, Изд-во Вышейшен школа, 1968.- 340 с.
- Кабанова-Meллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., Изд-во Знание, 1981.- 96 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 376 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Роль обобщений в переносе. // Вопросы психологии.-1972.-N2.- С. 55−56.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., Педагогика, 1981.- 199с.
- Капиносов А.Н. Уровневая дифференциация при обучении математике в V-IX кл. //Математика в школе.- 1990.- N5.- С.16−19.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М., Педагогика, 1978.208 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). М., Изд-во Знание, 1989.-76 с.
- Клаус Гюнтер. Введение в дифференциальную психологию (пер. с нем. яз.).- М., Педагогика, 1987.-173 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. I.- М., Просвещение, 1977. 109 с.
- Колягин Ю.М. Общее понятие задачи в кибернетическом и системно-психологическом аспекте и его приложения в педагогикематематики // Роль и место задач в обучении математике. Вып. I, разд. 1,11. М., 1973. — С. 11−35.
- Крупич В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе: методические разработки по спецкурсу для слушателей ФПК. М., Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 117 с.
- Крупич В.И. Модель систематизации структур текстовых задач школьного курса математики //Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы.- Л., 1981.- С.13−25.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., Просвещение, 1980. — 431 с.
- Крутецкий В.А. Психология.- М., Просвещение, 1980.- 335с.
- Лабораторные работы по математике: методические рекомендации / Под ред. М. И. Башмакова. Ленинград, 1989.- 57 с.
- Лазарев Ф.В., Новоселов М. М. Обобщение. //Б.С.Э. 3-е изд. Т. 18.- С. 201−203.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогичесая психология. Учебное пособие для пед. ин-тов. М.: Учпедгиз, 1958.- 322 с.
- Леонтьев A.M. Мышление // Философская энциклопедия Т.З.-М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964.- С. 514−519.
- Леонтьев А.Н. Проблемы деятельности в психологии //Вопросы философии. 1972, N9. С.95−108.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Избранные психологические произведения. Т.2.- М., Педагогика, 1983. 304 с.
- Лернер И.Я. Качество знаний, каким им быть? М., Изд-во Знание, 1978.- 48 с.
- Лернер И. Я. Методы обучения и требования жизни. М., Изд-во АПН СССР, 1981.- 6 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., Знание, 1980. — 96 с.
- Лященко Е.И. Проблема задач в школьном курсе математики.//Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы.- Л., 1982.- С. 3−13.
- Маврин С.А. Педагогические системы и технологии. Омск, Изд-во ОГПИ, 1993. — 97 с.
- Майер Р.А. Задачи по формированию функциональных понятий. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1965.- 111 с.
- Макаренко А.С. О воспитании.//Собрание сочинений Т.5.-М.: Педагогика, 1951. 441 с.
- Матюшкин A.M., Новоселов М. М. Виды обобщения и проблемы психологии обучения //Вопросы психологии.- 1973.- N2.-С. 180−183.
- Махмутов М.И. Современный урок, 2-е изд. М., Педагогика, 1985.-184 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособ. для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов /В.А.Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Савицкий. 2-е изд. — М., Просвещение, 1980. — 368 с.
- Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственное развитие школьника.// Избранные психологические труды.- М., Педагогика, 1989.- 219 с.
- Метельский Н.В. Очерки истории методики математики.-Минск, Изд-во «Вышэйшая школа», 1968. 340 с.
- Методологические знания как основа развивающего обучения математике //Межвузовский сборник научных трудов. Нижний Новгород, 1995. — 155 с.
- Миндюк М.Б. Составление и использование разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися //Математика в школе.- 1991.- N3.- С.12−15.-146 103. Молодший Н. В. Очерки по вопросам обоснования математики.- М.: Учпедгиз, 1958.- 230 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, Изд-во «Перемена», 1995. — 152 с.
- Монахов В.М. Дифференциация обучения. //Советская педагогика. -1990.- N4.- С.38−44.
- Монахов В.М., 0рловВ.А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе //Советская педагогика.- 1990.- N8.-С.42−47.
- Монахов В.М. Резервы совершенствования методической системы обучения. //Советская педагогика.- 1987.- N3.- С.23−29.
- Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения. //Советская педагогика.-1990.- N7.- С.17−23.
- Мурачковский Н.И. Психологические аспекты организации дифференцированных форм работы на уроке. //Советская педагогика. -1983.- N10. С.35−40.
- Нешков К.И. Некоторые вопросы преемственности при обучении математике. Преемственность в обучении математике / Сост. А. М. Пышкало.-М., Просвещение, 1978.- С.13−18.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. М., Просвещение, 1981.- 191 с.
- Осинская В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 9−10 классе.- Киев, Изд-во «Рад-зянська школа», 1980.- 143 с.
- Педагогический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А.В. За-порожзца, Б. Ф. Ломова. М., Педагогика, 1983.- С.376−377.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед ин-тов. /Под ред. Ю. К. Бабанского.- 2-е изд.- М., Просвещение, 1988. -479 с.
- Педагогическая энциклопедия. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1965. Т.-2 911 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении (теоретико-экспериментальные исследования) М., Просвещение, 1983. — 240 с.
- Пидкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке // Новое в жизни науке и технике. Педагогика и психология." N3. М., Изд-во Знание, 1985.- 80 с.
- Планирование обязательных результатов обучения математике. Библиотека учителя математики /Л.О.Денищева, Л. В. Кузнецова, И. А. Лурье и др. /Сост В. В. Фирсов.- М., Просвещение, 1989.- 237с.
- Пойа Д.П. Как решать задачу. Пособие для учителей /Под ред. Ю. М. Гайдука (пер. с англ.). М., Учпедгиз, 1959. — 207 с.
- Пойа Д.П. Математика и правдоподобные рассуждения /Под ред. С. А. Яновской (пер. с англ.). М., Наука, 1975. — 464 с.
- Полонский В.М. Оценка качеств научно-педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1987.- 144 с.
- Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников.- М., Педагогика, 1975. 182 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М., Изд-во «Школа-Press», 1994.- 205 с.
- Родионов М.А. Систематизация знаний в процессе обучения алгебре (7−9кл.): Автореф. на соиск. ученой степ. к.п.н. (13.00.02) / НИИ СиМО. М., 1990.-16 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. Т.1 -608 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Т.1.- М., Педагогика, 1989. 228 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума.- М., Изд-во АПН1. РСФСР, 1962.- 504 с.
- Самовол П.И. К проблеме дифференцированного обучения школьников //Математика в школе.- 1991.- N4.- С.17−19.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике.- М., Просвещение, 1995.- 240 с.
- Саранцев Г. И. Гуманизация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики //Математика в школе.-1995.- N5.- С.36−39.
- Сачков Ю.В. Процессы обобщения в синтезе знаний. // Синтез современного научного знания.- М., Изд-во «Наука», 1973.-С.46−54.
- Семушин А.Д., Кретинин О. С., Семенов Е. Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики /обучение обобщению и конкретизации.- М., Просвещение, 1978. 64 с.
- Семушин А.Д. Политехническое содержание школьного курса математики //Математика в школе. 1977, N4.- С.20−26.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М., Знание, 1981.-100 с.
- Славская К.А. Развитие мышления и усвоение знаний //Обучение и развитие.- М., Просвещение, 1966.- С. 10−13.
- Смирнова И.М. Профильная модель обучения математике //Математика в школе.- 1997 N1. С.32−36.
- Сойер У.У. Прелюдия к математике (пер. с англ.) 2-е изд. М., Просвещение, 1972.-192 с.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей.- М., Просвещение, 1966. 187 с.
- Стальков Г. А. Организация и методика повторения //Математика в школе.- 1946 N1. С.40−51.
- Стандарт среднего математического образования: Проект
- Математика в школе.- 1993.-N4.- С.10−26.
- Стандарт среднего образования (закон).//Учительская газета. 1997.- N1.
- Столяр А. А. Педагогика математики. Минск, Изд-во «Вы-шэйшая школа», 1986.- 414 с.
- Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе.-М., Просвещение, 1986.- 230 с.
- Суворова М.В. Повторительно-обобщающие уроки в курсе математики // Математика в школе.- 1995.- N4.- С.12−13.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, — М., Изд-во МГУ, 1975.- 343 с.
- Талызина Н.Ф. Место и функции учебника в учебном процессе //Проблемы школьного учебника. Вып.6.- М., Просвещение, 1998.- С.18−33.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий //Избранные труды в двух томах. Т.1 М., Педагогика, 1985.- 230 с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека (опыт теоретических и экспериментальных исследований).- М., Изд-во МГУ, 1969.- 304 с.
- Токарева Л.И. Формирование системы математических понятий при изучении темы: «Первообразная и интеграл» в 11 классе на основе решения учебных задач /методическая разработка, часть I.- Уфа, Изд-во АО «Наука, образование, культура», 1991. 123 с.
- Тряпидина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., Изд-во ЛГПИ им. Герцена. 1989. — 91 с.
- Уемов А.И. Выводы из понятий //Логико-грамматические очерки. М., Высшая школа, 1961.- С.5−25.
- Уемов А.И. Системы и системные исследования // Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. — С.64−86.
- Унт Э. И. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М., Педагогика, 1990.-192 с.
- Уроки по теме «Производная»: Методическая разработки, /сост. X.Ж.Танеев.- Екатеринбург, Изд-во Уральский пединститут, 1993.-60 с.
- Усова А.В. Психолого- дидактические основы формирования у учащихся научных понятий / Учебное пособие.- Челябинск, Изд-во Челябинский пединститут, 1979.- 86 с.
- Уфимцева М.А. Формы организации обучения в современной школе. М., Просвещение, 1986.- 80 с.
- Федорова Н.Е. Методическое обеспечение профильной дифференциации обучения математике в старших классах средней школы: Автореферат дис. на соиск. ученой степ, к.п.н. (13.00.02). М., 1991. — 28с.
- Фирсов В.В. Дифференциация как важнейший аспект перестройки школы.// Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции «Дифференциация обучения математике», — Кутаиси, НИИ СиМО, 1989.-С. 6−7.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М., Педагогика, 1977. — 208 с.
- Хазанкин Р.Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. 1991, N1. — С.70−73.
- Хамраев Ч. Прем построения системы подзадач, решаемых общим способом: В помощь учителю //Математика в школе.- 1993.-N5.- С.11−13.
- Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики //Повышение эффективности обучения математике в школе / Предисловие Р. С. Черкасова //Математика в школе.- 1995.- N4.- С.2−8.
- Худяева Г. В. Способы повторения. // Математика в школе. 1995.- N1. — С.25−26.
- Ходякова Г. В. Изучение курса алгебры и начал анализа на основе индивидуализации учебной деятельности учащихся с использованием компьютера : Автореферат дис. на соиск. ученой степ, к.п.н. (13.00.02).- С.-Петербург, 1994.- 16 с.
- Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования: Учебное пособие. Омск, Изд-во ОмГПИ, 1993.-71 с.
- Чередов И.М. Гуманизация и демократизация учебной деятельности ученика /Методические рекомендации учителям, руководителям школ. Омск, 1991.- 71 с.
- Черкасов Р.С. К вопросу о роли обобщений в преподавании геометрии //Математика в школе.- 1996, N4. С.23−26.
- Шабунин М.И. Научно- методические основы углубленной математической подготовки учащихся средней школы и студентов вузов: Автореферат дис. на соиск. ученой степ, д-ра пед.наук.- М., 1994.- 58 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся / Методическое пособие. -М., Изд.-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. 112 с.
- Шамова Т.И. Формирование познавательной самостоятельноети школьников. //Формирование познавательной активности. М., Изд-во МГУ им. В. И. Ленина, 1975. — 178с.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М., Педагогика, 1981. — 208с.
- Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней школе. //Дидактика средней школы / Под ред. М. И. Скаткина.- М., Педагогика, 1982.- С.269−297.
- Шеварев П. Я. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 303 с.
- Эрдниев П.М. Сравнение и обобщение при обучении математике. М., Учпедгиз, 1960 — 152 с.
- Эрдниев П.М. Методика упражнений по математике. 2-е изд. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1970.- 319 с.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. Кн. для учителя.- М., Просвещение, 1986.- 254 с.
- Юртаева Г. Т. Лабораторно-графические работы по алгебре и началам анализа в средней школе.- М., Просвещение, 1978.- 80 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Библиотека журнала «Директор школы" — Спец-вып. N2. М., Сентябрь, 1996.- 96 с.
- Якиманская И.С. Знания и мышление школьника.- М., Изд-во Знание, 1985. 78 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., Педагогика, 1979.- 54 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии. -1994. -N2.- С.64−77.
- Якиманская И.С., ЮдашкинаН.И. Особенности познавательных интересов старшекласников в условиях дифференцированного обучения // Вопросы психологии.- 1989.- N3.- С.32−39.1. Л' ш
- Диагностическая таблица индивидуальных особенностей мышления учащихся 10 класса средней школы N13.
- Ф.И. учащихся Скорость Гиб кость Сравнение Образное Логическое Прос-тран ствен-ное Обобщение Внутренний план Результат дифференцирования
- Ананьева Оксана 0,2 5 35% 30 26 3 0,25 + С
- Баг лай Юлия 0,1 2 15% 19 18 1 0,01 А
- З.Белянина Наталья 0,1 3 16% 20 20 0 0,04 + В
- Варыгина Светлана 0,1 3 30% 18 26 1 0,03 + В
- Б.Волконицкий Андрей 0,1 2 27% 25 26 2 0,01 + В
- Горячая Ирина 0,1 2 24% 25 24 3 0,08 + В
- Дрогайцев Павел 0,1 3 28% 30 28 3 0,04 + С
- Жихарев Иван 0,1 3 30% 30 24 3 0,06 + А
- Журавлев Андрей 0,1 4 19% 25 17 1 0,01 А
- Ю.Завзина Татьяна 0,1 2 24% 15 18 0 0,02 + В
- И.Загарина Рита 0,1 4 18% 31 18 0 0,06 + В
- Киприн Александр 0,1 3 19% 18 15 1 0 А
- Колосова Вереника 0,1 3 18% 17 20 2 0,01 А
- Матвеев Игорь 0,2 4 40% 25 24 2 0,25 + С
- Метелица Евгения 0,1 3 15% 24 18 1 0,01 А
- Палагина Ольга 0,1 3 21% 21 18 3 0,01 + В
- Паламарчук Ирина 0,1 2 24% 19 20 3 0,02 + В
- Семенов Олег 0,1 2 22% 18 18 3 0 А
- Старовойтова Инна 0,1 2 16% 15 19 1 0 А
- Тихонова Анна 0,1 3 28% 24 20 0 0 + В
- Черемных Ольга 0,1 4 40% 30 30 3 0,15 + С
- Яркова Марина 0,1 5 32% 30 24 2 0,06 + С
- Т Е С Т N1. Изучение мышления. Внутренний план.
- Инструкция: Вам предлагается бланк с примерами на действия с натуральными числами. Вы должны постараться решить их «в уме», не пользуясь записями, а в рабочий лист записать только ответы.
- Материал к методике «Внутренний план».1.48+37 6.(45−32)-(87−55):2−32.52+15−39 7.((44:4−6)-(42:7):30−153.56+48:4+27 8.((15−4:5)+8)•(235−115):30−154.86+(27+39:13) 9.(4−4-8−8)-121:100−5-45.(12+17)•(23−19)-76:410.(5,5−0,1−400):(4−0,001)-0,5−0,51. EAi
- Обработка результатов. Успешность А. АСр. = — .п
- Ai номер последнего примера, решенного верно. Если, А > АСр., то в таблицу заносится знак «+». Если, А < АСр., то в таблицу заносится знак «-». п — число тестируемых.
- ТЕСТ N2 Изучение мышления. Гибкость мышления.
- Инструкция: Вам предлагается карточка с символами и фразами. Рассмотрите ее внимательно, познакомьтесь с символами, кото рые Вам понадобятся для выполнения задания. С помощью этих сим волов запишите фразы, указанные в карточке.
- Материал к методике «Гибкость мышления"1. Символы Текст1. А/В, А съело в
- С:(А/В) С специально сделало так, чтобы, А съело В2 увидеть3 иметь1. JI лиса1. В ворона1. С сыр
- Фразы: 1. Был у вороны сыр.2. Заметила сыр лиса.
- Ворона похвасталась сыром перед лисой.4. Сыр стал у лисы.
- Обработка результатов: 1фраза -1 балл2 -•- 1 -•3 2 -•4 3 -•
- Ai сумма баллов за правильное переведение фраз. (0< Ai< 8)
- ТЕСТ N3 Изучение мышления. Сравнение.
- Инструкция: Вашему вниманию предлагается два предмета: книга и тетрадь. Запишите в рабочем листке шесть сходства и шесть различия. Ai+Aj
- Обработка результатов. Ar =2
- Ак успешность одного ученика.
- Ai =- -100% - Ad= -100%, гдеб 6 Сп количество правильно названных черт сходства. Сн — количество неправильно названных черт сходства. Рп — количество правильно названных черт различий. Рн — количество неправильно названных черт различий.
- ТЕСТ N 4 Изучение мышления. Логическое мышление. Инструкция: Вам предлагается карточка с 15-ю строками слов Выберите в каждой строке лишнее по смыслу слово и выпишите его рабочий листок.
- Материал к методике «Логическое мышление»
- Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий-
- Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный-
- Василий, Федор, Семен, Иванов, Профирий-
- Молоко, сливки, масло, йегурт, сметана-
- Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо-
- Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий-
- Лист, почка, кора, дерево, сук-
- Дом, сарай, изба, хижина, здание-
- Береза, сосна, дерево, дуб, ель-
- Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать —
- Темные, светлый, ясный, голубой, тускяый-
- Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога-
- Неудача, крах, провал, поражение, волнение-
- Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото-
- Минута, секунда, час, вечер, сутки.
- Обработка результатов: Успешность А, А= В+Т. (0<А<33) В =2, если слово вычеркнуто верно- В =0, если вычеркнуто неверно или не вычеркнуто- Т — время выполнения задания, выраженное в баллах (см. табл 21).