Анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Бирштубе»
Условно маркетинговые исследования делятся на качественные и количественные. К первым, т.н. «кабинетным» исследованиям, относятся: фокусирование в группе, глубинное интервьюирование, экспертные опросы. Ко вторым, «полевым» исследованиям — массовые опросы, анкетирование, мониторинг. Фокусирование (чаще — фокус-группы) может быть применимо к тестовым исследованиям, проводимым на стадии разработки… Читать ещё >
Анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Бирштубе» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Краткая характеристика организационно-экономической деятельности предприятия (ЗАО «Бирштубе»)
2. Анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Бирштубе»
2.1 Анализ ресторанного рынка Н. Тагила и место ЗАО «Бирштубе» в данном бизнесе
2.2 Система маркетинга и служба маркетинга предприятия
2.3 Маркетинговое исследование структуры потребителей
2.4 Исследование ассортимента товаров в ЗАО «Бирштубе»
3. Характеристика и особенности карьерного роста специалиста по кадрам в ЗАО «Бирштубе»
Заключение
Список литературы
Введение
Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно понимают. Цель маркетинга — повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.
Маркетинг — это процесс согласования возможностей предприятия и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и получения предприятием прибыли, необходимой для его существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем. Процесс согласования запросов потребителей и возможностей предприятия протекает в определенной внешней среде, в которой осуществляется маркетинговая деятельность.
Очередной этап развития экономики вплотную подвел предприятия к осознанию проблемы необходимости практического применения маркетинговых принципов в своей повседневной деятельности. Однако, для этого нужны не только подготовленные специалисты, а определенные усилия по созданию управленческих структур, в задачу которых входит планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов маркетинговой деятельности на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и изучить литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику организационно-экономической деятельности ЗАО «Бирштубе»
3. Проанализировать маркетинговою деятельности ЗАО «Бирштубе»
4. Провести маркетинговое исследование структуры потребителей и ассортимента товара в ресторане «Бирштубе»
5. Дать некоторые рекомендации по совершенствованию системы маркетинга на исследуемом предприятии ресторанный потребитель маркетинг
1. Краткая характеристика организационно-экономической деятельности предприятия (ЗАО «Бирштубе»)
Закрытое акционерное общество «Бирштубе» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и зарегистрировано в реестре под № 101 365 733 и находится по юридическому адресу: г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко 17. Генеральным директором является Барышников Антон Александрович.
Основной целью ЗАО «Бирштубе» является осуществление хо-зяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
ЗАО «Бирштубе» осуществляет ресторанный бизнес и имеет два ресторана ресторан «Бирштубе» и ресторан «Мэтр».
Организацией получены лицензии на розничную торговлю и торгово-производственную деятельность, лицензия на розничную торговлю алкоголь-ными и табачными изделиями, также выдано разрешение на право торговли спиртными напитками в розлив и торговли продукцией собственного производ-ства, покупными товарами, пивом, табачными изделиями по профилю органи-зации. ЗАО «Бирштубе» — объект общественного питания второй наценочной категории, режим работы с 12.00 до 24.00 ежедневно без выходных.
При определении цен на продукцию собственного производства ЗАО «Бирштубе» руководствуется Инструкцией по ценообразованию для предприятий общественного питания всех форм собственности г. Нижнего Тагила от 02.09.2002 г. № 1315. Продажные цены определяются организацией с применением предельной наценки к роз-ничным ценам в размере 70%.
Мощность торгового зала составляет 60 посадочных мест, форма обслужи-вания — обслуживание официантами, по специализации относится к универ-сальным и общедоступным объектам общественного питания.
ЗАО «Бирштубе» оснащено современным торгово-технологическим оборудованием.
Уставный фонд общества согласно учредительному договору объявлен в размере 7 млн. 400 тысяч рублей.
На основе полного хозрасчета Общество обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному раз-витию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств организации.
Структура управления предприятием ЗАО «Бирштубе» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема управления ЗАО «Бирштубе»
В целом структура управления ЗАО «Бирштубе» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять опера-тивное и стратегическое руководство обществом.
2. Анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Бирштубе»
2.1 Анализ ресторанного рынка Н. Тагила и место ЗАО «Бирштубе» в данном бизнесе Анализ ресторанного рынка Нижнего Тагила показал, что общее количество ресторанов, а также ресторанов в составе гостинично-ресторанных комплексов составляет около 30.
Основная часть ресторанов и ресторанных комплексов находятся в центральной части города, где проходят основные транспортные артерии и сосредоточены активные пассажиропотоки. Также пользуются популярность рестораны и гостинично-ресторанные комплексы в пригороде. Следует отметить, что ресторанный рынок Нижнего Тагила находится на раннем этапе своего развития и полного насыщения еще не достиг и в городе развиваются среднеценовые рестораны. Концептуальных заведений в городе единицы.
Исходя из классификации по ценовому признаку, в Нижнем Тагиле выделяют следующие виды ресторанов:
Верхний ценовой сегмент — «На Александровской», «Мэтр». Средний чек на человека 450−700 руб.
Средний ценовой сегмент — «Бирштубе», «Ем сам». Средний чек на человека 250−550 руб.
Нижний ценовой сегмент — «Встреча», «Проспект». Средний чек 70−250 руб.
Рынок ресторанов верхнего ценового сегмента в Нижнем Тагиле представлен небольшим количеством заведений. Активного роста в данном сегменте не наблюдается. Характерной особенностью является пафосное оформление помещения и качество предлагаемого сервиса. Атмосфера данных комплексов иногда навязчива, в силу чего не всегда существует возможность полностью расслабиться.
Атмосфера ресторанов среднего ценового сегмента более неформальна и демократична. Аудитория таких ресторанов намного превышает аудиторию рассмотренного выше сегмента и составляет существенный процент платежеспособного населения. Значительную часть данного рынка занимают так называемые тематические рестораны, концепция которых строится на создании определенной атмосферы для отдыха и развлечений.
Основная часть ресторанов представляет европейскую кухню. Еще одну часть занимают рестораны национальной кухни или этнические. Представлены заведения украинской, кавказкой, китайской, японской, итальянской, греческой кухни.
Интересно также, что рестораны среднего ценового уровня подхватывают и тиражируют на более доступном уровне тенденции фешенебельных ресторанов.
В сегменте быстрого питания развиваются заведения известных сетей «Пицца», «Закусочные».
Особенностью ресторана «Бирштубе» является то, что организация производства широкого ассортимента кулинарной продукции сложного приготовления сочетаются с организацией обслуживания высокого уровня. Широко практикуется изготовление блюд, закусок по индивидуальному заказу, а также фирменных и национальных блюд, предусмотренных в меню. Обслуживание посетителей должно быть на высочайшем уровне.
Меню — это визитная карточка ресторана. Поэтому при его составлении необходимо разнообразить используемое сырьё и продукты для приготовления широкого выбора кулинарных изделий и напитков с применением различных способов кулинарной обработки.
Меню в ресторане «Бирштубе»" отличается обилием заказных и фирменных блюд. Количество и изысканность блюд выделяют его от меню других предприятий питания. Главной концепцией кухни является: белорусская, славянская кухня в современном подаче.
2.2 Система маркетинга и служба маркетинга предприятия Основная цель службы маркетинга на предприятии заключается в налаживании системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конкурентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы. А также в организации регулярного обмена информацией между подразделениями. Главным назначением маркетинга является обеспечение процесса управления ассортиментом. На задачу управления ассортиментом работают все функции службы маркетинга, как внешнего, так и внутреннего. Если внешний маркетинг поставляет информацию из внешней среды предприятия, то внутренний маркетинг исследует свою фирму изнутри. Причем эти исследования начинаются от выявления узких мест и потенциальных возможностей отдельных подразделений предприятия и заканчиваются созданием механизма управления затратами фирмы (управленческий учет). В этой связи достаточно сложно четко разделить функции внутреннего экономического маркетинга и управленческого учета.
Маркетинг на предприятии подразделяется на:
1. маркетинг сырья,
2. маркетинг технологий и производства,
3. маркетинг готовой продукции.
Если последним в различной мере занимаются на большинстве предприятий, то редкое предприятие занимается первыми двумя, а они не менее важны. Ведь определив ту продукцию, которую необходимо произвести, предприятию необходимо подобрать сырье и технологический процесс соответствующего качества. Необходимо найти оптимальное соотношение цена-качество-количество одновременно по все трем подразделениям маркетинга, а не по каждому в отдельности. Следует отметить, что помимо цены, качества и количества продукции в нынешнее время не меньшую роль играет сервис, что означает не только послепродажные гарантии и обслуживание, но, прежде всего, работу с Клиентом.
Конечной целью всех маркетинговых исследований является разработка программы продвижения предприятия на рынок Маркетинговая среда ЗАО «Бирштубе» состоит из внешних факторов и сил, которые влияют на ее способность поддерживать и развивать успешные торговые операции клиентами своих целевых рынков. Она включает в себя микро — и макросреду.
К микросреде ЗАО «Бирштубе» относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов: сам ресторан, посредники, клиенты и широкая общественность. К макросреде относятся более широкие, социальные силы, природные, технологические, политические, конкурентные и культурные.
Маркетинговое исследование рынка — это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед предприятием общественного питания маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах. Такие исследования вы-полняются нейтральными организациями, деловыми фир-мами или их агентствами.
К числу проблем, рассматриваемых при анализе рынка, относятся:
— определение емкости рынка и/или отдельных его сег-ментов;
— конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта;
— исследование поведения покупателей;
— изучение практики деятельности конкурентов.
Проектный этап работы заканчивается после сопоставления альтернативных вариантов и утверждения руководством одного из них. Причем тео-ретически любой из них будет полезен экспортеру. Поэтому для того, чтобы сэкономить людские и финансовые ресурсы и получить наиболее эффективные практические результаты, необходимо выработать определенные принципы и крите-рии отбора тем (объектов анализа) исследований. В связи с этим желательно разработать метод оценки проектов рыноч-ных исследований. По своему содержанию и подходу он может быть аналогичен, например, методу, используемому для оценки потребности (эффективности) капиталовложе-ний.
После того как предпочтение оказано тем или иным ис-следовательским проектам, процесс отбора должен быть про-должен, чтобы определить первоочередность работы в рам-ках отдельных проектов.
Планирование проекта исследования осуществляется после выбора темы (проекта) исследования необходимо тщательно спланировать работу по его осуществлению независимо от того, будет ли оно проводиться собственными силами экспортера или с привлечением внешних исполнителей.
Прежде чем приступить к иссле-дованию, необходимо провести серьезную подготовительную работу, в которую входят:
— формулирование проблемы и предварительное изло-жение задач, выполнение которых в ходе исследования по-служит основой для ее решения;
— организация поискового исследования с привлечением уже имеющейся информации для проверки правильности и полноты сформулированных предварительных задач и прин-ципиальной значимости поставленной проблемы;
— определение требуемых видов исходных данных, мето-дов их сбора и видов анализа, которые необходимо провести.
Уже на этом этапе следует также предусмотреть порядок систематизации обработки собираемых данных и использо-вания результатов исследования.
Установление системы сбора данных включает:
а) порядок их отбора из первичных и вторичных источни-ков информации;
б) составление программы проведения рыночного обсле-дования (при применении выборочного метода);
в) порядок анализа собранных данных;
г) представление решения проблемы в виде, обеспечиваю-щем наиболее эффективное применение результатов иссле-дования;
д) последующий контроль эффективности исследования в целом и анализ трудностей, встретившихся в процессе реали-зации его результатов.
Служба маркетинга ЗАО «Бирштубе» создана с таким расчетом, чтобы она наилучшим образом способствовала достижению ЗАО «Бирштубе» маркетинговой стратегии — создание долговременного конкурентного преимущества (рис. 2):
Рисунок 2. Организационная структура службы маркетинга ЗАО «Бирштубе»
Руководитель службы маркетинга подчинен управляющему ЗАО «Бирштубе» и координирует маркетинговую службу в целом.
Руководители групп, подчиненные консультанту-директору, четко разделены по функциям и возложенной на них ответственностью. Потоки движения информации четко определены, взаимоотношения между группами ясны и не дают повода для конкуренции.
В то же время сотрудники групп могут заменять друг друга по своим функциональным обязанностям. Это необходимо для того, чтобы не было сбоя в работе маркетинговой службы.
Группа анализа информации плодотворно работает со специалистами-менеджерами (товароведами) ЗАО «Бирштубе». Оперативно получаемая и обрабатываемая группой анализа информация по рейтингу продаж передается менеджерам для работы. Это дает возможность менеджерам ежедневно пересматривать свой ассортимент товаров с точки зрения их «жизнедеятельности».
Эффективное планирование маркетинговой деятельности «Бирштубе» состоит в принятии решений, их осуществлении и оценке полученных результатов. Служба маркетинга «Бирштубе» должна обеспечить тщательное планирование взаимосвязанных элементов комплекса маркетинговой деятельности для получения максимально возможного эффекта.
2.3 Маркетинговое исследование структуры потребителей
Условно маркетинговые исследования делятся на качественные и количественные. К первым, т.н. «кабинетным» исследованиям, относятся: фокусирование в группе, глубинное интервьюирование, экспертные опросы. Ко вторым, «полевым» исследованиям — массовые опросы, анкетирование, мониторинг. Фокусирование (чаще — фокус-группы) может быть применимо к тестовым исследованиям, проводимым на стадии разработки концепции ресторана, а также аудиту торговой марки. Этот метод вообще является, наверное, одним из самых часто используемых в брендбилдинге. Ведь в фокус-группах есть возможность с высокой долей вероятности провести тестирование запоминаемости, адекватности, привлекательности, универсальности, адаптированности, защищенности и способов продвижения ресторанного бренда, тестирование на соответствие ожиданиям посетителей, исследование фонетико-лингвистической и визуальной составной названия заведения и фирменного стиля.
Как правило, фокус-группы проводятся в специальных помещениях со стеклянной, односторонне прозрачной стеной, в качестве ведущего выступает модератор, в качестве наблюдателей — эксперт-лингвист и психолог. Метод заключается в приглашении представителей целевой аудитории к дискуссии по заранее сконструированным темам. Ответ на вопрос о том, сколько групп достаточно для проведения полноценного исследования зависит от социальной неоднородности аудитории, ожидаемой в кафе или ресторане. Для гастрономического ресторана и бистро эти цифры будут существенно разниться, — если для первого типа заведений достаточно трех фокус-групп, для второго может потребоваться семь-восемь. Следует помнить, что чем больше учтенных факторов при отборе респондентов, тем точнее, глубже и интересней результаты.
Близок к методу фокусирования и метод холл-тестов, существенное отличие которого в том, что, отвечая на заранее составленные маркетологами вопросы (тест), респондент находится наедине с интервьюером. В основном эта методика применяется при тестировании ресторанных концепций или соответствия между названием заведения, ценовой политикой, дизайном и т. д., при вводе новых позиций в меню, определении эффективности рекламных или PR-кампаний.
Для анализа поведения целевой аудитории хорошо подходит метод наблюдения, осуществляемый в «естественных» условиях. С помощью метода наблюдения можно определить, например, демографический портрет гостей ресторана. Также этот метод часто становится одним из способов исследования движения клиентских потоков. Он может быть взят на вооружение при анализе местоположения заведения, в том числе, относительно конкурирующих предприятий питания, или полном анализе конкурентной среды. Он незаменим и в исследованиях типа «Таинственный гость», заключающихся в том, что ресторанный эксперт ходит по кафе и ресторанам, заказывает еду и напитки, провоцирует официантов, а потом пишет подробный отчет владельцу (управляющему, одному из учредителей), — с предоставлением аудиозаписи посещения и рекомендациями по улучшению сервиса.
Нередко в маркетинговых исследованиях применяется мониторинг, чаще — постоянное отслеживание публикаций в профессиональных СМИ аналитических материалов, обзоров, интервью с экспертами по тем или иным аспектам развития ресторанного бизнеса. Нередко объектом мониторинга являются медиа-носители, посвященные рынку коммерческой недвижимости или вопросам, связанным с поиском персонала.
В основе всех маркетинговых исследований лежит анализ данных, для получения которых кроме первичной, собирается и вторичная информация, то есть та, что уже однажды была кем-то «добыта» и опубликована в открытых источниках. Надежность этих источников оценивается по нескольким параметрам: репутации носителя (например, издания), квалификации автора, его заинтересованности или нейтральности по отношению к исследуемой теме… Сбор вторичной информации может лечь в основу таких проектов, как краткосрочное и долгосрочное исследование рыночной ситуации или анализ предложений основных игроков определенного сегмента ресторанного бизнеса. Но при анализе портрета целевой аудитории, эластичности ценовой политики, ожиданиях ваших потребителей вторичные исследования по очевидным причинам нецелесообразны.
Перед тем, как принять окончательное решение о ребрендинге или каких-то нововведениях, требующих серьезных инвестиций, имеет смысл провести исследование, получившее название «глубинное интервью». Его ценность в том, что, допустим, задав 50 вопросов относительно небольшому числу респондентов, маркетинговая система экспертами в исследуемой области, можно получить не только квалифицированные ответы, но и комментарии по ним. Помимо экспертов-рестораторов, глубинное интервью неплохо сделать с типичными потребителями вводимых услуг, — к примеру, представителями туристических фирм, для которых разрабатывается предложение по предоставлению комплексных обедов. Этот метод является самым оптимальным, а, возможно, и единственно рациональным при диагностических исследованиях: оценке эффективности систем учета и контроля, анализах общего менеджмента, маркетингово-рекламной деятельности ресторана, снабжения и логистики. Один нюанс: важно понимать, что заключение эксперта редко удается получить на безвозмездной основе. Глубинное интервью — наверное, единственный метод, при котором вполне допустимой является прямая денежная компенсация за участие респондента в вашем исследовании.
И все же, наиболее универсальными методами исследований, применяемыми для решения пусть не всех, но многих маркетинговых вопросов, остаются массовый опрос и анкетирование. Они предполагают выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы потребителей. Конечной целью этих методов является получение данных, характеризующих так называемую генеральную совокупность, например, офис-менеджеров, пользующихся такой услугой, как бизнес-ланч. Естественно, всех их опросить не представляется возможным, этого и не требуется. Известно, что большинство представителей четко-определенной группы будут сходным образом реагировать на такие стимулы как обновленное меню, цена, реклама и т. д. Для того чтобы узнать мнение группы, опрашивается несколько сотен ее типичных представителей, которые, в свою очередь, отбираются по заранее составленным формальным признакам. Так что достоверность этого метода, несмотря на опасения скептиков, остается одной из самых высоких. В ресторанном маркетинге с помощью анкетирования и массовых опросов ищутся ответы на такие вопросы как: характеристика потенциальных потребителей, коррекция предложений предприятий питания сообразно представлениям целевой аудитории, оценка внутреннего и внешнего оформления заведения, сбалансированность меню.
Сегодняшние реалии таковы, что рестораторы, перед тем как заказать серьезное исследование, сами вынуждены проводить некое подобие анализа — по выбору исполнителя. В основном, на эту роль выбираются либо маркетинговые агентства с именем и, по сути, отсутствием узкой специализации, либо небольшие структуры, но специализирующиеся именно на ресторанном бизнесе. Стоит заметить, их пока немного, но не потому, что нет спроса. Просто рынок общественного питания, хоть и развивается семимильными шагами, сегодня еще не настолько велик и структурирован, чтобы обеспечить устойчивый поток заказов хотя бы десятку исследовательских компаний.
Исследование структуры потребителей на основе демографических факторов выявило следующую картину: данные по половозрастной структуре показывают, что большую часть посетителей ЗАО «Бирштубе» составляют мужчины (71%), причем в возрастной группе от 29 до 35 лет. В среднем же, от общего числа опрошенных респондентов это составляет 65% и превышает количество женщин на 54%. Это объясняется тем, что люди данного возраста, как правило, уже состоявшиеся бизнесмены, политики, дипломаты, приехавшие в гостиницу по работе в командировку, причем эти профессии встречаются чаще всего среди мужчин. Женщины же, как выяснилось, иногда сопровождают иностранцев и важных персон в качестве переводчиков Структура потребителей на основе демографических факторов представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Структура потребителей ЗАО «Бирштубе» на основе демографических факторов Таким образом, потенциальным клиентом ЗАО «Бирштубе» является мужчина в возрасте от 29 до 45 лет.
Большинство посетителей пользуются услугами ЗАО «Бирштубе» потому, что им удобен такой режим питания (27%). Более того, почти стольким же (25%) нравится качество предоставляемых услуг, 28% респондентов положительно отзываются о кухне, 14% - нравится развлекательная программа, 6% - впечатляет интерьер ресторана. Результаты опроса представлены на рисунке 4.
Рисунок.4. Результаты опроса посетителей ЗАО «Бирштубе»
Причем 54% посетителей абсолютно довольны качеством обслуживания, а 35% скорее довольны, чем нет. Это высокий показатель и очень важный фактор, благодаря которому ЗАО «Бирштубе» постепенно завоёвывает постоянных клиентов, в том числе корпоративных.
2.4 Исследование ассортимента товаров в ЗАО «Бирштубе»
Процесс формирования ассортимента товаров в ЗАО «Бирштубе» складывается из трех этапов.
На первом этапe устанавливается групповой ассорти-мент блюд в ресторане (тем самым определяется его ас-сортиментный профиль). Данная работа проводится на ос-новании маркетинговых исследований в области целевого рынка. В зависимости от этого будут определены место и роль ресторана в общей системе обслуживания населения города, района и т. п.
На втором этапе формирования ассортимента произ-водятся расчеты структуры группового ассортимента, т. е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров. Структура группового ассортимента уста-навливается с учетом посадочных мест ресторана, его раз-мещения и других факторов.
На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществля-ется подбор конкретных разновидностей блюд в преде-лах каждой группы.
Инструментом регулирования ассортимента товаров в «Бирштубе» служит ассортиментный перечень блюд. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент блюд, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.
Полнота и устойчивость ассортимента блюд в «Бирштубе» определяется с помощью показателей, именуемых коэффициентами полноты и устойчивости ассортимента.
где Кп — коэффициент полноты ассортимента блюд в «Бирштубе» на 05.03.06;
Рф = 60 — фактическое количество разновидностей блюд в момент проверки (05.03.06);
Рн = 70 — количество разновидностей товаров, предусмот-ренное ассортиментным перечнем (нормативом).
Рассчитаем коэффициент полноты ассортимента путем отношения фактического количества разновидностей блюд, имеющихся в ресторане, к количеству разновидностей блюд, предусмотренных ассортиментным перечнем ЗАО «Бирштубе»: Kп = 60/70 = 0,86
Разработка ассортиментного перечня блюд в «Бирштубе» и осуществление контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента.
Товарный ассортимент и ценовая политика становится ключевым фактором в конкурентной борьбе ресторана «Бирштубе» между аналогичными предприятиями в городе.
Предприятие меняет структуру в области приготовления, отдавая предпочтение новым и более качественным мясным блюдам и десертам. Предпочтение этим блюдам, которые могут принести дополнительную прибыль предприятию отдано по двум факторам: качество и цена.
По всем товарным группам обеспечены высокие темпы роста реализации товаров как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Неравномерность развития оптового товарооборота по отдельным товарным группам привела к изменению его структуры. В частности, снизилась доля и товарообороте первых и вторых блюд. Предприятие меняет структуру в области приготовления, отдавая предпочтение новым и более качественным мясным блюдам и сдобе. Предпочтение этим блюдам, которые могут принести дополнительную прибыль предприятию отдано по двум факторам: качество и цена.
Клиенты «Бирштубе» (45% от общего числа опрошенных) считают цены на питание вполне нормальными (рис. 5). Респонденты, которые сочли цены высокими и слегка завышенными составляют 9,5% и 24% соответственно, однако для 21,5% цены на питание ресторанного комплекса являются низкими. Здесь, в первую очередь, следует отметить взаимосвязь, которая была замечена между категориями номеров респондентов и их мнениями об уровне цен.
Рисунок 5. Результаты опроса посетителей ЗАО «Бирштубе»
Исследования показывают, что при принятии решения о предпочтении того или иного ресторана наиболее значимое влияние оказывает качество предоставляемой услуги (49% от общего числа опрошенных), следующим фактором является уровень обслуживания (26,5%), затем скорость предоставления услуги (13%), учет индивидуальных особенностей (8%), и лишь 3,5% включили стоимость услуги в ряд наиболее значимых факторов (рис. 6).
Рисунок 6. Результаты опроса посетителей ЗАО «Бирштубе»
3. Характеристика и особенности карьерного роста специалиста по кадрам в ЗАО «Бирштубе»
Кадровиком называют специалиста, который, в основном, ведет на предприятии кадровый учет и делопроизводство, хотя в его сферу деятельности входят самые разнообразные задачи. Профессия эта имеет разные названия: менеджер по управлению персоналом, администратор отдела кадров, HR-менеджер (от англ. «human resourses», что переводится как «человеческие ресурсы»).
Название «кадровик» идет еще из советских времен. Кадровик в то время заполнял трудовые книжки, контролировал соблюдение закона по охране труда, вел личные дела сотрудников, писал должностные инструкции. Сегодня работа кадровиков меняется, но ее стандарты только начинают формироваться, так как в нашей стране пока не сложился настоящий кадровый менеджмент в современном понимании.
Непопулярная ранее, сегодня работа кадрового специалиста становится актуальной. Связано это с тем, что в России появилось много западных фирм, а вместе с ними — и понятие корпоративной этики. Большую роль сыграло также изменение трудового законодательства, что повлекло потребность в грамотных специалистах, которые умеют отбирать наилучших претендентов на должность, делать их работу оптимальной.
Работа инспектора по кадрам в первую очередь связана со взаимодействием с различными людьми. Но какие рекомендации можно дать кадровику для того, чтобы его работа была более эффективной? Инспектор по кадрам может разработать и внедрить свою систему метрик. В таком случае у вас на руках всегда будет точная и, что важно, всесторонняя информация о всем состоянии человеческих ресурсов в компании. В этой сфере управления персоналом существует много показателей, которые необходимо измерять. В разных странах кадровик использует разные метрики, но внедрять их все и одновременно в работу вашей компании — не нужно, в этом не будет никакого смысла.
Следует отметить, что для того, чтобы грамотно управлять численностью персонала, кадровому специалисту нужно точно оценивать саму потребность в сотрудниках, замерять текучесть кадров. И вот в этом случае постоянного отслеживания перемещения, изменения данных, причин увольнения — менеджеры по персоналу могут мобильно реагировать на возможные изменения или ухудшения ситуации. В задачи инспекторов по кадрам входит не только возможность удержать самых лучших сотрудников, но и предоставить им возможности для профессионального и карьерного роста и саморазвития.
Мониторинг — это полезный инструмент в руках специалиста, и если его правильно использовать, то это позволит эффективно и точно управлять сотрудниками. Данная система — это лучшая возможность очень точно оценить и качество работы персонала, и попытаться спрогнозировать их дальнейшее поведение. Комплекс мер, осуществляющих контроль за деятельностью персонала, включает в себя: поощрения лучших сотрудников и расчет зарплаты, разработка нормативных актов, которые могли бы закреплять и регулировать полученные результаты.
Должностной оклад — определяется еще при приеме сотрудника на работу, в обязательном порядке фиксируется в трудовом договоре, учитывает квалификацию сотрудника. Премию сотрудник может получить только по плодам своего труда. В случае премирования сотрудников кадровику необходимо учитывать: экономию средств, которые были выделены на организацию деятельности, показатель и качество выполненной работы, качество организации работы.
Кадровику необходимо знать особенности своей профессии, ведь он должен не только отлично знать трудовое законодательство, технологию подбора персонала, но и обладать умением применять современные методики, которые точно оценивают сотрудников, а также он должен создать систему его адаптации и мотивировать на успех компании.
Функции кадрового специалиста могут быть разными, в зависимости от размеров компании и кадрового отдела, политики, которую ведет руководство. Основными обязанностями кадровика являются кадровое делопроизводство, подбор персонала, организация его обучения, переподготовки и повышения квалификации, начисление заработной платы. Важно, чтобы специалист по кадрам умел формировать кадровую политику компании. В небольших компаниях все эти задачи решаются одним человеком, который должен быть специалистом широкого профиля. Крупные же компании имеют в отделе кадров больше 10 сотрудников, и данные задачи распределяются между ними. Уровень доходов кадровиков зависит от размеров компании, от того, государственная она или частная. У государственных служащих заработная плата бывает намного меньше, нежели у работников крупных корпораций, особенно зарубежных.
Специалист кадровой службы должен иметь хорошие знания в делопроизводстве, управлении, социологии, юриспруденции и психологии. Он должен прекрасно ориентироваться в современных методах оценки персонала. Кадровик должен быть доброжелательным и коммуникабельным, иметь достаточно развитую интуицию, ведь он работает с людьми. Желательны умения работать в команде, организаторские способности, стремление к постоянному самосовершенствованию.
Лишь недавно начала формироваться образовательная отрасль, готовящая кадровых специалистов. В качестве базового образования для кадровика может служить педагогическое, экономическое, психологическое или юридическое высшее образование. Имея подобный диплом, можно окончить специализированные курсы. К тому же во многих вузах технического и гуманитарного профиля сегодня начинают появляться специальности специалиста по управлению персоналом.
Заключение
Обобщая и дополняя вышеизложенное, сделаем основные выводы и заключение по работе.
Выделяются два базовых аспекта маркетинга. Во-первых, управленческий маркетинг, формирующий образ мышления в управлении предприятием; при этом главной целью его становится удовлетворение требований рынка. Все функции предприятия — производственная, торговая, кадровая, финансовая и т. д. — подчиняются этой задаче. Соответственно строится и сама структура управления предприятием.
Во-вторых, маркетинг — это система деятельности предприятия на самом рынке, которая формирует его «образ действия». Складывается и развивается система продвижения товаров с разнообразным набором приемов: совершенствование функций товаров, воздействие на потребителя, гибкая ценовая политика, реклама, каналы товародвижения и т. д., т. е. то, что составляет комплекс способов, используемых в сочетании для достижения поставленных целей.
Большинство специалистов рассматривают управление маркетингом как практическое осуществление тщательно продуманной интегрированной политики предприятия на рынке. Сюда включаются анализ, планирование и проведение мероприятий, направленных на достижение определенных целей на рынке. Управление маркетингом обеспечивает, во-первых, целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия, связанную прежде всего с удовлетворением общественных и личных потребностей. Во-вторых, комплексность этой деятельности, выражающейся в стройном технологическом процессе от замысла товара до его воплощения. В-третьих, позволяет учитывать перспективу в совершенствовании товарного ассортимента в соответствии с потребностями и условиями потребления.
Правильно спланированная маркетинговая компания, ориентированная на перспективу, и направленная не только на получение прибыли, но и на удовлетворение нужд потребителей, является тем, к чему белорусским предприятиям следует стремиться. Копируя не только опыт зарубежных стран в этой области, но разрабатывая и свои технологии с целью повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
Для ЗАО «Бирштубе» характерна ориентация про-изводственной деятельности на долгосрочные программы развития, имеющие целью обеспечение устойчивых рыночных условий и стабильных цен. В результате цены на продукцию ЗАО «Бирштубе» устанавливаются не в результате стихийной ценовой конкурен-ции, а формируются на базе согласованной производственной и рыночной политики. В ее рамках планируют на долгосрочную перспективу проводимую по-литику цен, ориентируют предложение товаров на прогнози-руемый спрос.
1. Алгоритм маркетингового исследования (на примере изучения рынка ресторанных услуг).// Маркетинг в России и за рубежом 2007, № 3, с. 27−33
2. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. — Л.: Наука, 1991.
3. Афанасьев М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. — М.: Финстатинформ, 1995.
4. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. — М.: Статистика, 1980.
5. Голубков Е. П. Измерения в маркетинговых исследованиях. // Маркетинг в России и за рубежом 1998, № 2, с. 12−16
6. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования. — М.: 1998.
7. Маркетинговые исследования ресторанного бизнеса. // Маркетинг в России и за рубежом 2001, № 4, с. 26−31
8. Маркетинговые исследования ресторанного и гостиничного бизнеса.// Маркетинг в России и за рубежом 2003, № 7, с. 23−29
9. Молчанов Н. Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. — СпбГУ, 1995