Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний день ни в Польше, ни в России не разработана целостная система оказания детям-инвалидам социально-педагогической помощи с целью их поддержки и обеспечения возможностей для обучения в условиях массовой общеобразовательной школы. Таким образом, имеет место противоречие между объективными потребностями в создании целостной научно обоснованной системы социально-педагогической помощи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы как педагогическая проблема
    • 1. 1. Понятие социализации, ее стадии, задачи и критерии
    • 1. 2. Развитие личности ребенка-инвалида
    • 1. 3. Понятие, сущность и содержание социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы
  • Глава 2. Условия эффективности социально-педагогической помощи детям-инвалидам в общеобразовательной школе
    • 2. 1. Социально-педагогический анализ общественного отношения к проблемам инвалидов
    • 2. 2. Организация социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы
    • 2. 3. Анализ результатов опытной работы

Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы связана с ежегодным увеличением количества детей, имеющих инвалидность, а также их положением, когда нормой для детей является их изоляция от сверстников, ограничение в общении и других видах деятельности и, как следствие, неуверенность в себе, страх перед жизнедеятельностью в обществе здоровых детей и взрослых, а также с недостаточностью реализации на практике системы интеграционного обучения, включающей ребенка-инвалида в полноценный процесс обучения наряду со здоровыми людьми. Дети — инвалиды, не имеющие глубокой патологии, при условии оказания им адекватной и своевременной социально-педагогической помощи могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы. Изучению данной проблемы посвящены работы К. Заблоского, М. Зваловой, Г. Иллеш, К. Кирейчика, Л. Кошч, П. Миттлер, Й. Соба, М. Совак, К. Хортон, М. Шпотаковой и др.

На сегодняшний день ни в Польше, ни в России не разработана целостная система оказания детям-инвалидам социально-педагогической помощи с целью их поддержки и обеспечения возможностей для обучения в условиях массовой общеобразовательной школы. Таким образом, имеет место противоречие между объективными потребностями в создании целостной научно обоснованной системы социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы и отсутствием в педагогической науке достаточно обоснованной теории, а на практике — эффективной технологии оказания такой помощи. Наряду с вышеназванным можно выделить также противоречие между имеющимися у детей-инвалидов потребностями в обучении совместно со здоровыми людьми и несформированностью у большинства как детской, так и взрослой части населения восприятия инвалидов как полноценных членов общества, имеющих иной, нежели здоровый человек, путь развития.

Эти противоречия определяют вопросы: Каким образом обеспечить адекватное включение детей-инвалидов в процесс обучения в условиях массовой общеобразовательной школы и успешность адаптации ребенка в его ходе? Каковы условия эффективности оказания ребенку-инвалиду социально-педагогической помощи в массовой школе? Перечисленные вопросы и определяют проблемное поле нашего исследования.

Цель: выявить и обосновать педагогические условия эффективности оказания детям-инвалидам социально-педагогической помощи в массовой общеобразовательной школе.

Объект исследования: процесс социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы.

Предмет исследования: условия эффективности оказания детям-инвалидам социально-педагогической помощи.

Основной идеей нашего исследования является идея компенсации психологических последствий дефекта в процессе обучения ребенка-инвалида в общеобразовательной школе. Если ориентироваться на ограничения, которые вносит в жизнь ребенка инвалидность, то это затрудняет включение компенсаторных механизмов его организма. Необходима ориентация на полноценное участие ребенка-инвалида в процессе обучения. Затруднения, которые этот процесс вызывает у того или иного ребенка, будут способствовать активизации компенсаторных механизмов. Но не всегда ребенок сам сможет преодолеть возникающие затруднения, поэтому необходима система социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду, обучающемуся в условиях массовой общеобразовательной школы.

Обозначив основную идею нашего исследования, мы хотели бы заметить, что речь идет не о первичной компенсации, которая представляет собой в первую очередь медицинскую деятельность, направленную на относительное уменьшение меры проявления основного дефекта. Мы рассматриваем психологический аспект компенсации в области вторичной соматики, то есть психологических последствий дефекта. Не существует автоматического механизма, который начинает действовать при возникновении дефекта. Бытует мнение, что у слепого слух лучше, чем у зрячего, и таким образом он может компенсировать последствия своей слепоты. Однако исследований, подтверждающих данный постулат, нет. Компенсация дефекта — это деятельность специалистов, направленная не на дефект сам по себе, а на работу с ребенком-инвалидом в целом как с личностью, на развитие его как личности, способной адаптироваться в различных социальных условиях и уравновесить уровень своих притязаний и потребностей с имеющимися способностями.

Гипотеза исследования. Процесс оказания социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в массовой общеобразовательной школе будет способствовать его нормальной адаптации в детской группе и соответствующему возрасту усвоению учебного материала при следующих условиях:

— формирование у ребенка понимания своего дефекта и его последствий как иной, чем у здоровых детей, путь развития и участия в жизнедеятельности;

— ориентация в его ходе на субъектное включение ребенка и его семьи в данный процесс;

— создание специальной развивающей среды как формы жизнедеятельности ребенка.

Сформулированная цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Определить сущность и обосновать содержание социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы.

2. Выявить и проверить в ходе опытной работы педагогические условия эффективности оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в ходе их обучения в массовой школе.

3. Разработать критерии эффективности социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы и принципы, являющиеся ее основанием.

4. Провести социально-педагогический анализ общественного отношения к проблемам детей-инвалидов.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются учение о диалектическом характере социальных отношений (Г.Гегель), гуманистические принципы организации взаимоотношений людей в цивилизованном обществе, нашедшие отражение в работах Ж. Ж. Руссотеория деятельности, положения о творческой сущности личности, о взаимодействии личности и обществатеория формирования личности, системно-ролевого, культурологического подходов к развитию личности. Мы также исходили из положения о влиянии характера социальных отношений на социальное становление ребенкао потребностях и мотивациях как побудительных силах человеческой деятельности и их роли в познании, общении, трудеиз взглядов на проблему социализации и возникающих в ее ходе трудностей И. С. Кона, А. В. Мудрика, Д. В. Ольшанского, проблему инвалидности М. Совака, формирование личности детей-инвалидов Ю. А. Кулагина, В. И. Лубовского, Т. В. Розанова, А. П. Розова.

Отправными методологическими идеями являлись идеи «социальной ситуации развития» Л. С. Выготского, идеи деятельностного подхода к развитию психики А. Н. Леонтьева, формирование способностей в деятельности (которая не может осуществляться без этих способностей).

B.Теплова, положение о саморазвитии личности, в основе которого лежат внутренние противоречия (являющиеся ведущими факторами развития).

C.Л.Рубинштейна. Одним из основных методологических принципов нашего исследования является принцип единства деятельности, сознания и личности в их неразрывной взаимосвязи, определяемый в работах А. Н. Леонтьева и А. В. Петровского.

Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс методов, включающий в себя методы теоретического анализа (системный анализ психолого-педагогической литературы, литературы по дефектологии), диагностические методы (анкетирование, тестирование, интервью, наблюдение, прожективная беседа), праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности), обобщение социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы, методы изучения документации о состоянии здоровья детей.

Опытной работой были охвачены 32 ребенка.

Опытная работа с ними осуществлялась в течение семи лет, то есть весь период их обучения в начальной школе (включая этап подготовки к школе) и обучения в средних классах общеобразовательной школы.

База исследования. Теоретическую базу исследования составили публикации психологов, педагогов и дефектологов по изучаемой проблеме. Практической базой исследования и опытной работы явились школы № 9, 27, 43 в Люблинском воеводстве и школы № 5, 12 в Поморском воеводстве.

Основные этапы и организация исследования.

На первом этапе (1990 — 1993) изучалась проблема социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы, ее разработанность в науке и решение на практике, разрабатывались общие теоретические подходы к решению изучаемой проблемы и обосновывался комплекс условий эффективности данного вида помощи.

На втором этапе (1994 — 2000) проводился социально-педагогический анализ общественного отношения к проблемам инвалидов, осуществлялась опытная работа, в ходе которой были апробированы педагогические условия эффективности оказания детям-инвалидам социально-педагогической помощи в массовой школе, осуществлялся мониторинг полученных результатов.

На третьем этапе (2001 — 2002) осуществлялись обобщение и систематизация полученных результатов исследования и литературное оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методологических позиций, опирающихся на данные философской, социально-педагогической, психолого-педагогической литературы, литературы по дефектологии и патопсихологиииспользованием в комплексе теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям, задачам, объекту и предметуопытной проверкой гипотезы, получением положительной динамики в процессе адаптации детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

— определена сущность и обосновано содержание социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школывыявлены и обоснованы педагогические условия эффективности оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам, обучающимся в массовой школе;

— разработаны критерии эффективности процесса социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях общеобразовательной школы и принципы, являющиеся его основанием;

— проведен социально-педагогический анализ общественного отношения к проблемам инвалидов и выявлены существующие приоритеты этого отношения в зависимости от пола и возрастной принадлежности человека.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении методологии педагогической науки разработкой проблемы оказания детям-инвалидам социально-педагогической помощи в условиях массовой общеобразовательной школы, в дополнении теории воспитания научным представлением о компенсации последствий действия дефекта как определенной деятельности специалистов, направленной не на дефект сам по себе, а на работу с ребенком-инвалидом в целом как с личностью и на развитие его как личности, способной адаптироваться в различных социальных условиях и уравновесить уровень своих притязаний и потребностей с имеющимися способностями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что.

— апробирована технология оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы;

— разработаны методические материалы, позволяющие организовать процесс изучаемого вида помощи;

— разработаны рекомендации по организации работы с родителями в процессе оказания ребенку-инвалиду социально-педагогической помощи;

— разработана процедура социально-педагогического исследования общественного отношения к проблемам инвалидов;

— разработан спецкурс для студентов социально-педагогических отделений вузов по организации изучаемого вида работы;

— подготовлена и апробирована программа повышения квалификации работников школ по изучаемой в исследовании проблеме.

Личный вклад автора заключается: в обосновании содержания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школыв разработке методики реализации основных компонентов социально-педагогической помощи детям-инвалидамв определении содержания основных функций социально-педагогической помощи детям-инвалидам в ходе обучения.

Опытная работа и анализ ее результатов проведены автором диссертационного исследования.

На защиту выносятся:

1 .Понятие социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду, определенное как комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидизацией, в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с нею взаимодействовать.

2.Принципы оказания социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в условиях массовой общеобразовательной школы (персонификации помощи, сотрудничества и взаимодействия, развивающей среды) и критерии эффективности изучаемого процесса (когнитивный, субъектности, эмоциональной комфортности, действенно-практический).

3.Условия эффективности оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам, обучающимся в массовой общеобразовательной школе: восприятие имеющегося у ребенка дефекта и действия его последствий как иной, чем у здоровых детей, путь развития и участия в жизнедеятельностисубъектное включение ребенка и его семьи в данный процесссоздание специальной развивающей среды как формы жизнедеятельности ребенка.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты научной работы были позитивно оценены на научных конференциях в Российской Федерации (2001), в Германии (1999), Голландии (2000), на научных семинарах в Польше (Варшава, Вроцлав, Гданьск, Зеленая Гура, Плоцк, Познань, Торун), а также на лабораторных сессиях в специальных центрах для неполноценных и социально неадекватных детей, молодежи и взрослых.

Внедрение научных теорий в практику происходило также в форме публикации книг, статей и докладов для студентов педагогических факультетов и работников социальной службы, в том числе в Калининграде (в филиале Международного университета г. Москвы) и во многих польских учебных заведениях.

Структура работы. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Выводы по второй главе.

Вторая глава диссертационного исследования представляет собой описание и анализ результатов опытной апробации комплекса условий эффективности оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы, включает в себя также само описание опытной работы. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Дети-инвалиды, имеющие следующие нарушения: отсутствие той или иной конечностисахарный диабетэпилепсиянарушения слуха (но не полная потеря) — нарушение зрения (но не полная потеря) — нарушение опорно-двигательного аппарата, не связанные с необходимостью передвижения в инвалидной коляскиинвалидность, связанная с нарушениями сердечнососудистой системы, функции печени, почек, легких, дыхательных путей, имеют возможности полноценно обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы.

2. Процесс оказания социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в массовой общеобразовательной школе будет способствовать его нормальной адаптации в детской группе и соответствующему возрасту усвоению учебного материала, если:

— Основывается на восприятии имеющегося у ребенка дефекта и действия его последствий как иной, чем у здоровых детей путь развития и участия в жизнедеятельности;

— Ориентирован на субъектное включение ребенка и его семьи в данный процесс;

— Включает в себя создание специальной развивающей среды как формы жизнедеятельности ребенка.

Заключение

.

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы одна из актуальных проблем не только польского, но и российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех условий, которые позволяют данной категории детей включиться в полноценный процесс обучения наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории, которые имеют такую возможность нуждаются в социально-педагогической помощи и поддержки со стороны педагогов, медиков, родителей для успешной адаптации в обществе здоровых детей, в процессе совместного с ними обучения. Решению вопросов, связанных с организацией системы социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы и посвящено диссертационное исследование.

Основной идеей нашего исследования является идея компенсации психологических последствий дефекта в процессе обучения ребенка-инвалида в общеобразовательной школе. Если ориентироваться на ограничения, которые вносит в жизнь ребенка инвалидность, то это затрудняет включение компенсаторных механизмов его организма. Необходима ориентация на полноценное участие ребенка-инвалида в процессе обучения. Затруднения, которые этот процесс вызывает у того или иного ребенка будут способствовать активизации компенсаторных механизмов. Но не всегда ребенок сам сможет преодолеть возникающие затруднения, поэтому необходима система социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду, обучающемуся в условиях массовой общеобразовательной школы.

Компенсация дефекта — это деятельность специалистов, направленная не на дефект сам по себе, а на работу с ребенком-инвалидом в целом как с личностью на развитие его как личности, способной адаптироваться в различных социальных условиях и уравновесить уровень своих притязаний и потребностей с имеющимися способностями.

В своем исследовании инвалидность мы рассматриваем как процесс, обусловленный действием последствий дефекта, вызывающий изменение и особенности развития личности инвалида, характеризующийся нарушением его социальных связей как с обществом в целом так и с определенными группами людей. Процесс динамический, изменяющийся.

Под социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидизацией в ходе которого формируется адекватное восприятие собственного «Я» и окружающей действительности, устойчивость к внешним и внутренним травмирующим воздействиям, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.

Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалидуценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.

Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам обучающимся, в условиях массовой общеобразовательной школы, обеспечивает возвращение ребенка, получившего инвалидность в продуктивную полноценную социальную жизнь, включение его в систему общественных отношений.

Компонентами социально-педагогической помощи, ребенку-инвалиду в условиях массовой общеобразовательной школы, на наш взгляд, являются следующие: диагностический, консультационный, практический, прогностический и социально-реабилитационный.

Система социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы выполняет ряд функций:

Компенсаторная функция — заключается в создании условий, обеспечивающих развитие детей-инвалидов наряду со здоровыми детьми, но с использованием для этого иных, чем у здорового ребенка путей и средств, «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (Л.С.Выготский).

Стимулирующая функция направлена на активизацию ребенка-инвалида в процессе общения в обществе здоровых детей.

Развивающая функция предполагает создание условий для нормальной социализации детей-инвалидов в обществе здоровых детей.

Коррекционная функция — процесс социально-педагогической помощи предполагает коррекцию травмирующих воздействий на ребенка и нейтрализацию факторов вызывающих вторичные или психологические последствия дефекта.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой в работе проблематике, практического опыта оказания детям-инвалидам социально-педагогической помощи в условиях массовой общеобразовательной школы позволил нам разработать критерии эффективности данного вида помощи.

По результатам нашего исследования таковыми являются: когнитивный, субъектности, эмоциональной комфортности, действенно-практический.

Принципами, лежащими в основе организации социально-педагогической помощи детям-инвалидам в массовой школе являются: персонификации мотивации, гуманности, сотрудничества и взаимодействия субъектов оказания данного вида помощи на основе диалога, сотрудничества и взаимного партнерства.

Процесс оказания социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в массовой общеобразовательной школе будет способствовать его нормальной адаптации в детской группе и соответствующему возрасту усвоению учебного материала при следующих условиях:

— Основой его является восприятие имеющегося у ребенка дефекта и действия его последствий как иной, чем у здоровых детей путь развития и участия в жизнедеятельности;

— Ориентация в его ходе на субъектное включение ребенка и его семьи в данный процесс;

— Включение в данный процесс создания специальной развивающей среды как формы жизнедеятельности ребенка.

Опытная работа по проверке комплекса условий эффективности рассматриваемого выше вида помощи включала несколько взаимосвязанных этапов.

Цель первого этапа опытной работы — формирование у ребенка-инвалида и членов его семьи восприятия имеющегося у ребенка дефекта и действия его последствий как иного, чем у здоровых детей пути развития и участия в жизнедеятельности, а также субъективной готовности ребенка к школе.

Второй этап опытной работы — это этап адаптации ребенка в условиях школы. Цель данного этапа работы — создание особой или специальной развивающей среды, в которой ребенок-инвалид чувствует себя комфортно и может реализовать имеющиеся у него возможности.

Третий этап опытной работы мы условно назвали организационным.

Его цель: Оказание индивидуальной социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в процессе его обучения в условиях массовой общеобразовательной школы.

На данном этапе опытной работы осуществлялось отслеживание процесса адаптации ребенка в условиях массовой школы. С этой целью использовалась процедура мониторинга.

Мониторинг позволил нам выявить общую картину адаптации ребенка-инвалида в школе, а также отслеживать изменения, достигнутые применяемыми способами воздействия.

Базой опытной работы являлись школы №№ 43, 9, 27 в Люблинском воеводстве и школы №№ 12, 5 в Поморском воеводстве. Работа проводилась с детьми-инвалидами, имеющими следующие нарушения:

— отсутствие той или иной конечности;

— сахарный диабетэпилепсия;

— нарушения слуха (но не полная потеря);

— нарушение зрения (но не полная потеря);

— нарушение опорно-двигательного аппарата, не связанные с необходимостью передвижения в инвалидной коляски;

— инвалидность, связанная с нарушениями сердечно-сосудистой системы, функции печени, почек, легких, дыхательных путей.

Дети с более глубокой патологией, на наш взгляд, нуждаются в обучении в спец. школах, на дому или в условиях интеграционных классов и школ.

Всего в опытной работе принимали участие 32 ребенка.

Для того, чтобы оценить эффективность реализуемых нами в ходе опытной работы условий оказания ребенку социально-педагогической помощи с целью его успешной адаптации в школе, в начале и в конце каждого года обучения мы проводили обследование детей с использованием следующих методик: методика оценки психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности Н. А. Курганского, Т. А. Немчинаметодика исследования личности с помощью модифицированной формы В опросника FPI А. А. Крылова, Т. Н. Ронгинскойопросник приспособности Белла, а также использование биографического метода.

Полученные результаты показали положительную динамику изменений в личности детей, принимавших участие в опытной работе и высокую степень их адаптации в процессе обучения в массовой школе, что позволяет достоверно говорить о том, что процесс оказания социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в массовой общеобразовательной школе будет способствовать его нормальной адаптации в детской группе и соответствующему возрасту усвоению учебного материала, если:

— Основывается на восприятии имеющегося у ребенка дефекта и действия его последствий как иной, чем у здоровых детей путь развития и участия в жизнедеятельности;

— Ориентирован на субъектное включение ребенка и его семьи в данный процесс;

— Включает в себя создание специальной развивающей среды как формы жизнедеятельности ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. Изд.2-е. М., 1994. 237с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
  3. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992. 128 с.
  4. Ю.П. Диалог // Новый мир. 1978. № 1−2. 79 с.
  5. Г. Ю. Проверьте свои способности. СПб.: Изд-во «Лань», 1995. 159 с.
  6. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 167 с.
  7. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: УрГУ, 1986. 150 с.
  8. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Дренькова. М.: Просвещение, 1994. 282 с.
  9. Ш. А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение, 1983. 208с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
  11. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопросы психологии. 1986. № 6. С.21−23.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
  13. .Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Л., 1971. С. 145 167.
  14. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 10 127.
  15. А. Психологическое тестирование. Книга 1. М.: Педагогика, 1982. 317с.
  16. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 416с.
  17. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская J1.A. Современная социальная психология на Западе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 272с.
  18. В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М: Наука, 1970. С. 19−21.
  19. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 608 с.
  20. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С.3−19.
  21. Аристотель. Сочинение в 4-х т. М.: Мысль, 1975. Т.1. 550 с. Т.2. 687 с.
  22. И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. С. 5 67.
  23. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. 367 с.
  24. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 104 с.
  25. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 151 с.
  26. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368с.
  27. В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. 199 с.
  28. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  29. Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968. 468с.
  30. Ф.В., Рожнов В. Е. О современном подходе к проблемам неосознаваемой психической деятельности (бессознательного) // Вопр. философии. 1975. № 5.
  31. Н.А. Самопознание. JL, 1991. 398 с.
  32. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.
  33. Р. Развитие «Я» концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.210 с.
  34. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века М.: Педагогика, 1988. 179 с.
  35. В.М. Внушение и воспитание. СПб.: Психоневролог, ин-т, 1912.20 с.
  36. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908. 175с.
  37. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в двух томах / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т.1. С.86−164.
  38. В.В. Психология воспитания школьников. Л.: ЛГУ, 1974. 164с.
  39. А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  40. А.А. Психология личности. М., 1989. 188 с.
  41. Л.И. Устойчивость личности, процесс и условие её формирования //Проблемы психологического развития и социальной психологии: Тез.сообщ. XVIII Международный психол.конгресс. М., 1966. Ч.З. С. 297−298.
  42. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  43. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. 96с.
  44. Быков В. В Научный эксперимент. М.: Наука, 1989. 174 с.
  45. ВайнцвайгП. Десять заповедей творческих личностей. М.: Наука, 1990. 192 с.
  46. ВеберМ. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
  47. .З. Делать маленькое дело с большой любовью //Социальная работа. 1992. № 1. С.54−57.
  48. JI. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. 1972. № 2. С. 114 123.
  49. JI.C. Вопросы психологии детской игры // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 38.
  50. JI.C. История развития высших психических функций // Собр.соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т.З. С. 6 328.
  51. JI.C. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика -Т.З. М.: Педагогика, 1983. 368 с. Т.4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  52. Г. Философия духа. Сочинения. Т.З. М.: Госиздат, 1956. 482 с.
  53. К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М.: Соцэкгиз, 1938. 482 с.
  54. К.А. Об уме: Пер. с франц. / Под ред. П.Радлова.. М.: Соцэкгиз, 1917. 436 с.
  55. А.И. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 20. Кн.1. М.: Госиздат, 1960. 494 с. Кн.2. М.: Госиздат, 1960. 994 с.
  56. Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1971. Вып. 9. С. 44 52.
  57. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. 156 с.
  58. П.А. Избранные произведения в 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1963. Т.1. 715 с. Т. 27. 563с.
  59. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: ЛГУ, 1991. 270с.
  60. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград,!995.93 с.
  61. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград: КГУ, 2000. 572 с.
  62. Р.Г. Подготовка старшеклассников к жизни. М.: Просвещение, 1978. 69с.
  63. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 175 с.
  64. В.В. О понятии личности в современной психологии //Психологический журнал. 1988. № 4. С.22−32.
  65. М.И. Очерки истории русской педагогики. М.: Типография И. Д. Сытина, 1913. 379 с.
  66. Диалектическое противоречие: Сборник. М.: Политиздат, 1979. 343с.
  67. Д. Сочинения в 2-х т.: Пер. с франц. М.: Мысль, 1986. T.I. 591с. Т.2. 605 с.
  68. А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 206 с.
  69. Н.А. Собрание соч. в 3-х т. М.: Худ. лит., 1986. Т.З. 871с.
  70. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 1975. 64 с.
  71. В.П. Логика конфликта. Хабаровск, 1993. 129 с.
  72. Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. 2-е изд. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 510с.
  73. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С.38−39.
  74. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 160 с.
  75. М.В. Пять шагов к себе. М., 1992. 173с.
  76. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид.лит., 1989. 448 с.
  77. Играйте вместе с нами / Сост. Новотворцева Н. В. Ярославль, 1994. 107 с.
  78. Ильенков .В. Что же такое личность //С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1983. С.335−349.
  79. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М., 1964. 248с.
  80. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 89 95.
  81. И. О педагогике. 2-е изд. М., 1907. 94с.
  82. И. Сочинения в 6-ти т. Т.З. М.: Мысль, 1964. 799 с.
  83. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей- как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично- как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. Л.: Лениздат, 1991. 708 с.
  84. А.В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.-Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. 303 с.
  85. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. 223с.
  86. КлеМ. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.
  87. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. 143с.
  88. А.Г. Психология личности. 3-е изд. М.: Просвещение, 1970. 391с.
  89. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Л.: ЛГУ, 1960. Т.2. 304 с.
  90. В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М.: Медицина. 1981. 607 с.
  91. М.С. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.
  92. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.
  93. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Педагогика, 1982. 176 с.
  94. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. 80с.
  95. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Народ, асвета, 1984. 240с.
  96. Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. 82 с.
  97. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 255 с.
  98. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 176 с.
  99. Кон И. С. Ребёнок и общество. М., 1988. 268с.
  100. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 384с.
  101. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1987. 367 с.
  102. Конвенция о правах ребёнка и реальности детства в России //Материалы первоначального доклада комитета Российской Федерации по правам ребёнка. М., 1993.
  103. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск, 1993. 197 с.
  104. Я. Как любить детей. Минск, 1980. 80 с.
  105. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. С.392−399.
  106. Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986.303 с.
  107. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. 173с.
  108. Н.И. Методы изучения личности школьника. Ярославль, 1986. 88 с.
  109. К.И. Поступление в колледж: одиночество и проблемы социальной адаптации // Лабиринты одиночества. М.: Наука, 1989. С. 384 411.
  110. А.Ф. Классификация личностей. 3-е изд. М.: Госиздат, 1924. 290 с.
  111. Г. Ф. Биометрия. М., 1973. 350с.
  112. В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. М.: Знание, 1991. 256с.
  113. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. 208 с.
  114. В.Л. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1983. 109 с.
  115. К.Е. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990. 208 с.
  116. Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: Наука, 1964. 320 с.
  117. Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. 134с.
  118. Г. В. Избранные философские сочинения. М.: Госиздат, 1908. 364 с.
  119. А.Н. О социальной природе психики человека //Вопросы философии. 1961. № 1. С.30−34.
  120. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981. 584 с.
  121. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  122. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 575 с.
  123. Личностные опросники СРО, НРО / Науч. ред. В. И. Чирков Ярославль: Научно-производственный центр «Психодиагностика», 1995.
  124. Дж. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. 320 с. Мысли о воспитании. С.67−224- О воспитании разума. С.225−285.
  125. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  126. А.С. Проблемы воспитания в советской школе // Собр. соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т.4. С. 203 208.
  127. Л.И. Человековедение. М.: Педагогика, 1993. 207 с.
  128. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. 139 с.
  129. В.Н. Жизненная позиция личности: Дис. .д-ра философ, наук. М., 1990. 302с.
  130. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 422 с
  131. Ф.С. Лето в лагере ТОС: Записки воспитателя. М.: Мол. гвардия, 1970. 110 с.
  132. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 320 с.
  133. B.C. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности: материалы симпозиума. М.: МГУ, 1970. С. 57−61.
  134. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. 295 с.
  135. Методология педагогики: о чём спорим? //Советская педагогика. 1991. № 7. С.30−41.
  136. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 182 с.
  137. Е.П. Диалектика сохранения и изменения. Кишинев: Штиинца, 1986. 163 с.
  138. А.В. Воспитание //Независимый психолого-педагогический журнал Магистр-1. 1992. Январь С.49−56.
  139. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие. Часть 1. Пенза, 1994. 171с.
  140. А.В. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991.80с.
  141. А.В. Виктимология //Независимый психолого-педагогический журнал Магистр-1. 1992. Май. № 3−4. С.53−58.
  142. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. 175 с.
  143. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  144. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 224 с.
  145. А.Г. О противоречии и противоречивости его разрешения //Социология. М., 1993. С. 2−19.
  146. .И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 1986. 33 с.
  147. К. Психологическая теория строения и развития личности. М.: Прогресс, 1981. 238с.
  148. Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000. 442 с.
  149. Опросник приспособленности Белла / Науч. ред. В. И. Чирков. Ярославль: Научно-производственный центр «Психодиагностика», 1993.
  150. Г. В., Коваленко Ю. П. и др. Социология. М.: Прогресс, 1990. 416 с.
  151. М.С. Специализированные клубы подростков по месту жительства эффективная форма предупреждения правонарушений / Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.: Прогресс, 1978. С. 88 — 96.
  152. .Д. Социальная психология как наука. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Лениздат, 1967. 262 с.
  153. Педагогика / Под ред. И. А. Каирова. М.: Учпедгиз, 1956. 436 с.
  154. В.И. Теория и практика социализации подрастающих поколений в Великобритании и США: Дис. .д-ра пед.наук. М., 1992. 323с.
  155. В.И. О педагогическом эксперименте в изучении процессов воспитания//Советская педагогика. 1974. № 9. С.20−22.
  156. Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 168 с.
  157. А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Наука, 1984. 184 с.
  158. А.В. Быть личностью. М.: Наука, 1990. 112 с.
  159. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  160. А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 15 30.
  161. Н.И. Вопросы жизни. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. С.52−70.
  162. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312с.
  163. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  164. Г. А. Совершенствуем систему воспитания школьников. М.: Просвещение, 1989. 173 с.
  165. Познай себя / Сост.: Рожков М. И., Волохов А. В. М., 1993. 71 с.
  166. И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. С. 52 69.
  167. Л.М. Психология самодеятельности: Дис. .д-ра психол. наук. М., 1992. 345 с.
  168. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. 144с.
  169. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. 273 с.
  170. Практическая психология образования / Под. ред. И. В. Дубравиной. М.: Сфера, 1997. 526 с.
  171. А.С. Исследование по психологии установки. Тбилиси: Мсцниереба, 1967.
  172. A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей//Вопр. психологии. 1981. № 2. С. 143 149.
  173. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981. 231 с.
  174. Психологическая наука и педагогическая практика. Киев: Радяньска школа, 1983. 236 с.
  175. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски. М.:Педагогика, 1981. 224 с.
  176. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 495 с.
  177. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся /Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1. С. 16−19.
  178. М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2000. 253 с.
  179. М.И., Ковальчук М. А. Концепция социально-педагогической и психологической помощи детям с девиантным поведением Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. 25 с.
  180. М.И., Ковальчук М. А., Успенский В. Б. Проблемы социально-педагогической пропедевтики старшеклассников. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. 55 с.
  181. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 328 с.
  182. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  183. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959. 354 с.
  184. С.JI. Основы общей психологии. М.: Госуд. учебно-пед.изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1946. 704 с.
  185. Л.И., Хохлов С. И. Как воспитывать волю и характер. М.: Просвещение, 1986. 142 с.
  186. Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии //Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1987. С.7−13.
  187. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред.В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.
  188. А. История педагогики на Западе и в России. Киев: Сотрудник, 1917. 380 с.
  189. Л.Ю. Теория и практика формирования социальноустойчивой личности учащегося: Дис. .д-ра пед.наук. Казань, 1993. 323 с.
  190. Словарь справочник по психодиагностике / Под ред. Л. Ф. Бургачука и С. М. Морозова. СПб: РГПУ, 1999. 85 с.
  191. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. М.: Изд-во Уральского университета, Свердловск, 1989. 148с.
  192. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. 429 с.
  193. В.А. Избранные произведения в 5-ти т. Киев: Радяньска школа, 1980. Т.5. 678 с.
  194. Теория и практика социальной работы (отечественный и зарубежный опыт). М.-Тула, 1993. Т.1. 460 с. Т.2 390 с.
  195. Д.Н. Психологические исследования. Тбилиси АН Груз. ССР, 1966. 451 с.
  196. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
  197. УшинскийК.Д. Избранные сочинения. М., 1953. Т.1. 638 с.
  198. К.Д. Одиннадцатое собрание сочинений. М.- JL, 19 481 952. Т.1. 739 с. Т.2. 655 с. Т.8. 775 с.
  199. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопед., 1983. 840с.
  200. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М.: Госиздат, 1925. 256 с.
  201. С. Социальные инстинкты у детей. Пг., 1920. 109 с.
  202. В.А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности (по материалам исследования детей и подростков). СПб.: Образование, 2000. 300 с.
  203. В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев, 1993. 144 с.
  204. Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования. М.-Ярославль: ООО Медиум-пресс, 2001. 251 с.
  205. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. 80 с.
  206. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Изд-во Московский рабочий, 1987. 239 с.
  207. С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.
  208. JI.JI. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации: Дис. .д-ра социолог.наук. Кемерово, 1992. 353 с.
  209. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Д.: Медицина, 1990.
  210. ЭльконинД.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 288 с.
  211. В.А. Регуляция социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89 105.
  212. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. 96 с.
  213. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 143 с.
  214. Adler A. Znajomosc czlowieka. Wyd. Jemiolowicz i Ewert, Lodz- 1948.
  215. Balcerek M. Rozwoj opieki nad dzieckiem w Polsce w latach 19 181 939. PWN, Warszawa, 1978.
  216. Baran J: Rewalidacja gluchych. W: Hulek A. Pedagogika rewalidacyjna PWN, Warszawa, 1977.
  217. Bogdanowicz M. Kisiel B. Przasnyska M. Metoda Weroniki Sherborne w terapii i wspomaganiu rozwoju dziecka. WSiP, Warszawa, 1996.
  218. Bogdanowicz M. Psychologia kliniczna dziecka w wieku przedszkolnym. WSiP, Warszawa, 1991.
  219. Borowski R, Zablocki K. J. Czlowiek niepetnosprawny we wspolczesnym swiecie. Alfa, Warszawa, 1999.
  220. Borowski R. Czlowiek niepelnosprawny w spoleczenstwie. Wyd. MPiPS,
  221. Borowski R. Dziecko niepelnosprawne ruchowo i jego integracja. ART LINE, Warszawa-Plock. 1994.
  222. Borowski R. Fonogesty w usprawnianiu mowy dziecka. ART LINE, Warszawa-Plock, 1996.
  223. Borowski R. Formy zachowan spolecznych osob niepetnosprawnych. Polski Przegl^d Nauk о Zdrowiu- Poznan- 2000−1.
  224. Borowski R. Nauczanie resocjalizuj^ce w oddzialach izolacyjnych Panstwowego Pogotowia Opiekunczego. KKWRTPD, Warszawa, 1991.
  225. R. О rownosc osoby niepelnosprawnej w szkole, w zyciu i pracy. Fides Et Ratio. W poszukiwaniu ideahi czlowieka XXI wieku. Wyd. Naukowe «Novum», Plock, 2001. Red. Tomu E.W. Wesolowska.
  226. Borowski R. Rewalidacja osob z chorobq niedokrwienn^ serca. ART LINE, Warszawa-Plock, 2000.
  227. Borowski R. Srodowisko rodzinne dzieci i mlodziezy pogotowia opiekunczego. W: Zabiocki K. J. Dziecko niepelnosprawne jego rodzina i edukacja. «Zak», Warszawa, 1999.
  228. Borowski R. Srodowisko rodzinne mlodziezy przebywaj^cej w oddzialach izolacyjnych Panstwowego Pogotowia Opiekunczego. KKWR TPD, Warszawa, 1992.
  229. Borowski R. Wspomagac zdrowie. Astropsychologia, Bialystok, 2000.
  230. Borowski R. Wybrane zagadnienia z pedagogiki rewalidacyjnej. Alfa, Warszawa, 1999.
  231. Borzyszkowa H. Dziecko uposledzone w rodzinie. W: Hulek A: Pedagogika rewalidacyjna. PWN, Warszawa, 1977.
  232. Borzyszkowa H. Wybrane zagadnienia z oligofrenopedagogiki. Uniwersytet Gdanski, Gdansk, 1977.
  233. Burno-Nowakowa H Polkowska J. Zaj^cia pozalekcyjne z dziecmi uposledzonymi umyslowo. WSiP, Warszawa, 1976.
  234. Burowska Z, Wspolczesne systemy wychowania muzycznego. WSiP, Warszawa, 1976.
  235. Clarke A.B., ClarkeA. M. Uposledzenie umyslowe. PWN, Warszawa, 1971.
  236. Cybulska E. Tajemnice niekonwencjonalnej medycyny. Spolka DPJ, Gdansk, 1991.
  237. Czapow Cz. Jedlewski S. Pedagogika resocjalizacyjna. PWN, Warszawa, 1971.
  238. Czapow Cz. Wychowanie resocjalizuj^ce. PWN, Warszawa, 1978.
  239. D^browski J. Czas wolny dzieci i mlodziezy. WSiP, Warszawa, 1966.
  240. Dega W. Spoldzielczosc inwalidow w Polsce Ludowej. ZSL KAW, Warszawa, 1980.
  241. Dollard J. Miller N. E. Osobowosc i psychoterapia. Analiza w terminach uczenia si$, myslenia i kultury. PWN, Warszawa, 1967.
  242. Donysz, A. Gluszcz A. Patologia. PZWL, Warszawa, 1976.
  243. Doroszewska J. Pedagogika specjalna. Ossolineum, Wroclaw, Warszawa, Krakow, Gdansk, 1981.
  244. Doroszewski W. Slownik j^zyka polskiego. PWN, T. VII, Warszawa, 1965.
  245. Doroszewski W. Sprawy terminologiczne. Szkola Specjalna Nr 1, Warszawa 1969.
  246. Dryzalowska G. Postawy spoleczne mlodziezy nieslysz^cej. WSiP, Warszawa, 1990.
  247. S^kowska Z. Rewalidacja niewidomych. W:A.Hulek, Pedagogika rewalidacyjna. PWN, Warszawa, 1977.
  248. Sherborne V. Cwiczenia ruchowe dla dzieci gl^biej uposledzonych umyslowo. Szkola Specjalna Nr 4, Warszawa, 1983.
  249. Shontz F. Ci^zkie choroby przewlekle. W: Garret J, Levine E: Praktyka
  250. Spasowski W. Wyzwolenie czlowieka. PWN, Warszawa, 1963.
  251. Specjalna, T. XIII, 1935/1936.
  252. Spionek H. Psychologiczna analiza trudnosci niepowodzen szkolnych. PWN, Warszawa, 1970.
  253. Spionek H. Zaburzenia psychoruchowego rozwoju dziecka. PWN, Warszawa, 1969.
  254. Suchodolski B. Wychowanie dla przyszlosci. PWN, Warszawa, 1968.
  255. Szczepankowska B. Projekt ogolnej definicji poj^cia «osoba niepelnosprawna». CB-RRON Problemy Rehabilitacji Spolecznej i Zawodowej. Kwartalnik Nr 4, Warszawa, 1994.
  256. Szczepanski J. Elementarne poj^cia socjologii. PWN. Warszawa, 1963.
  257. Szczepanski J. Sprawy ludzkie. Czytelnik- Warszawa- 1980.
  258. Szewczuk W. Slownik psychologiczny. WP, Warszawa, 1979.
  259. Sztumski J, Spoieczenstwo a wartosc. Uniwersytet Sl^ski, Katowice, 1992.
  260. Szuman W. Zabawy dla najmlodszych. N.K., Warszawa, 1961.
  261. Tokarski J. Slownik wyrazow obcych. PWN, Warszawa, 1971.262. turystyka. Warszawa, 1976.
  262. Tyszka Z. Socjologia rodziny. PWN, Warszawa, 1976.
  263. Wald I. Aktualne zagadnienia niedorozwoju. Szkola Specjalna Nr 3, Warszawa, 1968.
  264. Weiss M. Podstawowe zagadnienia rehabilitacji schorzen narz^du ruchu. AWF, Warszawa, 1969.
  265. Wesolowska E.A. Wspolpraca mi^dzy narodami i wychowanie dla pokoju. Wyd. UMK, Torun, 1993.
Заполнить форму текущей работой