Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы
Диссертация
На сегодняшний день ни в Польше, ни в России не разработана целостная система оказания детям-инвалидам социально-педагогической помощи с целью их поддержки и обеспечения возможностей для обучения в условиях массовой общеобразовательной школы. Таким образом, имеет место противоречие между объективными потребностями в создании целостной научно обоснованной системы социально-педагогической помощи… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-педагогическая помощь детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы как педагогическая проблема
- 1. 1. Понятие социализации, ее стадии, задачи и критерии
- 1. 2. Развитие личности ребенка-инвалида
- 1. 3. Понятие, сущность и содержание социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы
- Глава 2. Условия эффективности социально-педагогической помощи детям-инвалидам в общеобразовательной школе
- 2. 1. Социально-педагогический анализ общественного отношения к проблемам инвалидов
- 2. 2. Организация социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы
- 2. 3. Анализ результатов опытной работы
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Изд.2-е. М., 1994. 237с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992. 128 с.
- Азаров Ю.П. Диалог // Новый мир. 1978. № 1−2. 79 с.
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. СПб.: Изд-во «Лань», 1995. 159 с.
- Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 167 с.
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: УрГУ, 1986. 150 с.
- Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Дренькова. М.: Просвещение, 1994. 282 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение, 1983. 208с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопросы психологии. 1986. № 6. С.21−23.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
- Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Л., 1971. С. 145 167.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 10 127.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. М.: Педагогика, 1982. 317с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 416с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская J1.A. Современная социальная психология на Западе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 272с.
- Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М: Наука, 1970. С. 19−21.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 608 с.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С.3−19.
- Аристотель. Сочинение в 4-х т. М.: Мысль, 1975. Т.1. 550 с. Т.2. 687 с.
- Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. С. 5 67.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. 367 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 104 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 151 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368с.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. 199 с.
- Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968. 468с.
- Бассин Ф.В., Рожнов В. Е. О современном подходе к проблемам неосознаваемой психической деятельности (бессознательного) // Вопр. философии. 1975. № 5.
- Бердяев Н.А. Самопознание. JL, 1991. 398 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.
- Берне Р. Развитие «Я» концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1986.210 с.
- Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века М.: Педагогика, 1988. 179 с.
- Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. СПб.: Психоневролог, ин-т, 1912.20 с.
- Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908. 175с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в двух томах / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т.1. С.86−164.
- Богословский В.В. Психология воспитания школьников. Л.: ЛГУ, 1974. 164с.
- Бодалев А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
- Бодалев А.А. Психология личности. М., 1989. 188 с.
- Божович Л.И. Устойчивость личности, процесс и условие её формирования //Проблемы психологического развития и социальной психологии: Тез.сообщ. XVIII Международный психол.конгресс. М., 1966. Ч.З. С. 297−298.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. 96с.
- Быков В. В Научный эксперимент. М.: Наука, 1989. 174 с.
- ВайнцвайгП. Десять заповедей творческих личностей. М.: Наука, 1990. 192 с.
- ВеберМ. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
- Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью //Социальная работа. 1992. № 1. С.54−57.
- Выготский JI. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. 1972. № 2. С. 114 123.
- Выготский JI.C. Вопросы психологии детской игры // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 38.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр.соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т.З. С. 6 328.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика -Т.З. М.: Педагогика, 1983. 368 с. Т.4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Гегель Г. Философия духа. Сочинения. Т.З. М.: Госиздат, 1956. 482 с.
- Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М.: Соцэкгиз, 1938. 482 с.
- Гельвеций К.А. Об уме: Пер. с франц. / Под ред. П.Радлова.. М.: Соцэкгиз, 1917. 436 с.
- Герцен А.И. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 20. Кн.1. М.: Госиздат, 1960. 494 с. Кн.2. М.: Госиздат, 1960. 994 с.
- Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1971. Вып. 9. С. 44 52.
- Голубев Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. 156 с.
- Гольбах П.А. Избранные произведения в 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1963. Т.1. 715 с. Т. 27. 563с.
- Грановская P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: ЛГУ, 1991. 270с.
- Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград,!995.93 с.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград: КГУ, 2000. 572 с.
- Гурова Р.Г. Подготовка старшеклассников к жизни. М.: Просвещение, 1978. 69с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 175 с.
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии //Психологический журнал. 1988. № 4. С.22−32.
- Демков М.И. Очерки истории русской педагогики. М.: Типография И. Д. Сытина, 1913. 379 с.
- Диалектическое противоречие: Сборник. М.: Политиздат, 1979. 343с.
- Дидро Д. Сочинения в 2-х т.: Пер. с франц. М.: Мысль, 1986. T.I. 591с. Т.2. 605 с.
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 206 с.
- Добролюбов Н.А. Собрание соч. в 3-х т. М.: Худ. лит., 1986. Т.З. 871с.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 1975. 64 с.
- Дурин В.П. Логика конфликта. Хабаровск, 1993. 129 с.
- Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. 2-е изд. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 510с.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С.38−39.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 160 с.
- Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992. 173с.
- Игошев К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид.лит., 1989. 448 с.
- Играйте вместе с нами / Сост. Новотворцева Н. В. Ярославль, 1994. 107 с.
- Ильенков .В. Что же такое личность //С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1983. С.335−349.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М., 1964. 248с.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 89 95.
- Кант И. О педагогике. 2-е изд. М., 1907. 94с.
- Кант И. Сочинения в 6-ти т. Т.З. М.: Мысль, 1964. 799 с.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей- как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично- как перестать беспокоиться и начать жить: Пер. с англ. Л.: Лениздат, 1991. 708 с.
- Карпов А.В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.-Ярославль: Аверс-Пресс, 2002. 303 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. 223с.
- КлеМ. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. 143с.
- Ковалёв А.Г. Психология личности. 3-е изд. М.: Просвещение, 1970. 391с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Л.: ЛГУ, 1960. Т.2. 304 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М.: Медицина. 1981. 607 с.
- Коган М.С. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.
- Коган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Педагогика, 1982. 176 с.
- Колесов Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. 80с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Народ, асвета, 1984. 240с.
- Коломинский Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. 82 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 255 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 176 с.
- Кон И. С. Ребёнок и общество. М., 1988. 268с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 384с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1987. 367 с.
- Конвенция о правах ребёнка и реальности детства в России //Материалы первоначального доклада комитета Российской Федерации по правам ребёнка. М., 1993.
- Кондрашенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск, 1993. 197 с.
- Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980. 80 с.
- Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. С.392−399.
- Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986.303 с.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. 173с.
- Курочкин Н.И. Методы изучения личности школьника. Ярославль, 1986. 88 с.
- Кутрона К.И. Поступление в колледж: одиночество и проблемы социальной адаптации // Лабиринты одиночества. М.: Наука, 1989. С. 384 411.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. 3-е изд. М.: Госиздат, 1924. 290 с.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М., 1973. 350с.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. М.: Знание, 1991. 256с.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. 208 с.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1983. 109 с.
- Левитин К.Е. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990. 208 с.
- Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: Наука, 1964. 320 с.
- Легенький Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. 134с.
- Лейбниц Г. В. Избранные философские сочинения. М.: Госиздат, 1908. 364 с.
- Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека //Вопросы философии. 1961. № 1. С.30−34.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: МГУ, 1981. 584 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 575 с.
- Личностные опросники СРО, НРО / Науч. ред. В. И. Чирков Ярославль: Научно-производственный центр «Психодиагностика», 1995.
- Локк Дж. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. 320 с. Мысли о воспитании. С.67−224- О воспитании разума. С.225−285.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
- Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе // Собр. соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. Т.4. С. 203 208.
- Маленкова Л.И. Человековедение. М.: Педагогика, 1993. 207 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. 139 с.
- Маркин В.Н. Жизненная позиция личности: Дис. .д-ра философ, наук. М., 1990. 302с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 422 с
- Махов Ф.С. Лето в лагере ТОС: Записки воспитателя. М.: Мол. гвардия, 1970. 110 с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 320 с.
- Мерлин B.C. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблемы личности: материалы симпозиума. М.: МГУ, 1970. С. 57−61.
- Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. 295 с.
- Методология педагогики: о чём спорим? //Советская педагогика. 1991. № 7. С.30−41.
- Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 182 с.
- Мохоря Е.П. Диалектика сохранения и изменения. Кишинев: Штиинца, 1986. 163 с.
- Мудрик А.В. Воспитание //Независимый психолого-педагогический журнал Магистр-1. 1992. Январь С.49−56.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие. Часть 1. Пенза, 1994. 171с.
- Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991.80с.
- Мудрик А.В. Виктимология //Независимый психолого-педагогический журнал Магистр-1. 1992. Май. № 3−4. С.53−58.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. 175 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 224 с.
- Мячин А.Г. О противоречии и противоречивости его разрешения //Социология. М., 1993. С. 2−19.
- Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 1986. 33 с.
- Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности. М.: Прогресс, 1981. 238с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000. 442 с.
- Опросник приспособленности Белла / Науч. ред. В. И. Чирков. Ярославль: Научно-производственный центр «Психодиагностика», 1993.
- Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. и др. Социология. М.: Прогресс, 1990. 416 с.
- Ошеров М.С. Специализированные клубы подростков по месту жительства эффективная форма предупреждения правонарушений / Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.: Прогресс, 1978. С. 88 — 96.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Лениздат, 1967. 262 с.
- Педагогика / Под ред. И. А. Каирова. М.: Учпедгиз, 1956. 436 с.
- Петрищев В.И. Теория и практика социализации подрастающих поколений в Великобритании и США: Дис. .д-ра пед.наук. М., 1992. 323с.
- Петрова В.И. О педагогическом эксперименте в изучении процессов воспитания//Советская педагогика. 1974. № 9. С.20−22.
- Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 168 с.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Наука, 1984. 184 с.
- Петровский А.В. Быть личностью. М.: Наука, 1990. 112 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
- Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 15 30.
- Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. С.52−70.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Победоносцев Г. А. Совершенствуем систему воспитания школьников. М.: Просвещение, 1989. 173 с.
- Познай себя / Сост.: Рожков М. И., Волохов А. В. М., 1993. 71 с.
- Полонский И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. С. 52 69.
- Попов Л.М. Психология самодеятельности: Дис. .д-ра психол. наук. М., 1992. 345 с.
- Поташник М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. 144с.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. 273 с.
- Практическая психология образования / Под. ред. И. В. Дубравиной. М.: Сфера, 1997. 526 с.
- Прангишвили А.С. Исследование по психологии установки. Тбилиси: Мсцниереба, 1967.
- Прихожан A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей//Вопр. психологии. 1981. № 2. С. 143 149.
- Психологическая диагностика: проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981. 231 с.
- Психологическая наука и педагогическая практика. Киев: Радяньска школа, 1983. 236 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски. М.:Педагогика, 1981. 224 с.
- Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 495 с.
- Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся /Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1. С. 16−19.
- Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2000. 253 с.
- Рожков М.И., Ковальчук М. А. Концепция социально-педагогической и психологической помощи детям с девиантным поведением Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. 25 с.
- Рожков М.И., Ковальчук М. А., Успенский В. Б. Проблемы социально-педагогической пропедевтики старшеклассников. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. 55 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959. 354 с.
- Рубиштейн С.JI. Основы общей психологии. М.: Госуд. учебно-пед.изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1946. 704 с.
- Рувинский Л.И., Хохлов С. И. Как воспитывать волю и характер. М.: Просвещение, 1986. 142 с.
- Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии //Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1987. С.7−13.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред.В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.
- Селиханович А. История педагогики на Западе и в России. Киев: Сотрудник, 1917. 380 с.
- Сироткин Л.Ю. Теория и практика формирования социальноустойчивой личности учащегося: Дис. .д-ра пед.наук. Казань, 1993. 323 с.
- Словарь справочник по психодиагностике / Под ред. Л. Ф. Бургачука и С. М. Морозова. СПб: РГПУ, 1999. 85 с.
- Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. М.: Изд-во Уральского университета, Свердловск, 1989. 148с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. 429 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти т. Киев: Радяньска школа, 1980. Т.5. 678 с.
- Теория и практика социальной работы (отечественный и зарубежный опыт). М.-Тула, 1993. Т.1. 460 с. Т.2 390 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Тбилиси АН Груз. ССР, 1966. 451 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
- УшинскийК.Д. Избранные сочинения. М., 1953. Т.1. 638 с.
- Ушинский К.Д. Одиннадцатое собрание сочинений. М.- JL, 19 481 952. Т.1. 739 с. Т.2. 655 с. Т.8. 775 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопед., 1983. 840с.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М.: Госиздат, 1925. 256 с.
- Холл С. Социальные инстинкты у детей. Пг., 1920. 109 с.
- Худик В.А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности (по материалам исследования детей и подростков). СПб.: Образование, 2000. 300 с.
- Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев, 1993. 144 с.
- Чепурных Е.Е. Социальная защита детства в сфере образования. М.-Ярославль: ООО Медиум-пресс, 2001. 251 с.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. 80 с.
- Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Изд-во Московский рабочий, 1987. 239 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.
- Шпак JI.JI. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации: Дис. .д-ра социолог.наук. Кемерово, 1992. 353 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Д.: Медицина, 1990.
- ЭльконинД.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 288 с.
- Ядов В.А. Регуляция социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89 105.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. 96 с.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. 143 с.
- Adler A. Znajomosc czlowieka. Wyd. Jemiolowicz i Ewert, Lodz- 1948.
- Balcerek M. Rozwoj opieki nad dzieckiem w Polsce w latach 19 181 939. PWN, Warszawa, 1978.
- Baran J: Rewalidacja gluchych. W: Hulek A. Pedagogika rewalidacyjna PWN, Warszawa, 1977.
- Bogdanowicz M. Kisiel B. Przasnyska M. Metoda Weroniki Sherborne w terapii i wspomaganiu rozwoju dziecka. WSiP, Warszawa, 1996.
- Bogdanowicz M. Psychologia kliniczna dziecka w wieku przedszkolnym. WSiP, Warszawa, 1991.
- Borowski R, Zablocki K. J. Czlowiek niepetnosprawny we wspolczesnym swiecie. Alfa, Warszawa, 1999.
- Borowski R. Czlowiek niepelnosprawny w spoleczenstwie. Wyd. MPiPS,
- Borowski R. Dziecko niepelnosprawne ruchowo i jego integracja. ART LINE, Warszawa-Plock. 1994.
- Borowski R. Fonogesty w usprawnianiu mowy dziecka. ART LINE, Warszawa-Plock, 1996.
- Borowski R. Formy zachowan spolecznych osob niepetnosprawnych. Polski Przegl^d Nauk о Zdrowiu- Poznan- 2000−1.
- Borowski R. Nauczanie resocjalizuj^ce w oddzialach izolacyjnych Panstwowego Pogotowia Opiekunczego. KKWRTPD, Warszawa, 1991.
- Borowski R. О rownosc osoby niepelnosprawnej w szkole, w zyciu i pracy. Fides Et Ratio. W poszukiwaniu ideahi czlowieka XXI wieku. Wyd. Naukowe «Novum», Plock, 2001. Red. Tomu E.W. Wesolowska.
- Borowski R. Rewalidacja osob z chorobq niedokrwienn^ serca. ART LINE, Warszawa-Plock, 2000.
- Borowski R. Srodowisko rodzinne dzieci i mlodziezy pogotowia opiekunczego. W: Zabiocki K. J. Dziecko niepelnosprawne jego rodzina i edukacja. «Zak», Warszawa, 1999.
- Borowski R. Srodowisko rodzinne mlodziezy przebywaj^cej w oddzialach izolacyjnych Panstwowego Pogotowia Opiekunczego. KKWR TPD, Warszawa, 1992.
- Borowski R. Wspomagac zdrowie. Astropsychologia, Bialystok, 2000.
- Borowski R. Wybrane zagadnienia z pedagogiki rewalidacyjnej. Alfa, Warszawa, 1999.
- Borzyszkowa H. Dziecko uposledzone w rodzinie. W: Hulek A: Pedagogika rewalidacyjna. PWN, Warszawa, 1977.
- Borzyszkowa H. Wybrane zagadnienia z oligofrenopedagogiki. Uniwersytet Gdanski, Gdansk, 1977.
- Burno-Nowakowa H Polkowska J. Zaj^cia pozalekcyjne z dziecmi uposledzonymi umyslowo. WSiP, Warszawa, 1976.
- Burowska Z, Wspolczesne systemy wychowania muzycznego. WSiP, Warszawa, 1976.
- Clarke A.B., ClarkeA. M. Uposledzenie umyslowe. PWN, Warszawa, 1971.
- Cybulska E. Tajemnice niekonwencjonalnej medycyny. Spolka DPJ, Gdansk, 1991.
- Czapow Cz. Jedlewski S. Pedagogika resocjalizacyjna. PWN, Warszawa, 1971.
- Czapow Cz. Wychowanie resocjalizuj^ce. PWN, Warszawa, 1978.
- D^browski J. Czas wolny dzieci i mlodziezy. WSiP, Warszawa, 1966.
- Dega W. Spoldzielczosc inwalidow w Polsce Ludowej. ZSL KAW, Warszawa, 1980.
- Dollard J. Miller N. E. Osobowosc i psychoterapia. Analiza w terminach uczenia si$, myslenia i kultury. PWN, Warszawa, 1967.
- Donysz, A. Gluszcz A. Patologia. PZWL, Warszawa, 1976.
- Doroszewska J. Pedagogika specjalna. Ossolineum, Wroclaw, Warszawa, Krakow, Gdansk, 1981.
- Doroszewski W. Slownik j^zyka polskiego. PWN, T. VII, Warszawa, 1965.
- Doroszewski W. Sprawy terminologiczne. Szkola Specjalna Nr 1, Warszawa 1969.
- Dryzalowska G. Postawy spoleczne mlodziezy nieslysz^cej. WSiP, Warszawa, 1990.
- S^kowska Z. Rewalidacja niewidomych. W:A.Hulek, Pedagogika rewalidacyjna. PWN, Warszawa, 1977.
- Sherborne V. Cwiczenia ruchowe dla dzieci gl^biej uposledzonych umyslowo. Szkola Specjalna Nr 4, Warszawa, 1983.
- Shontz F. Ci^zkie choroby przewlekle. W: Garret J, Levine E: Praktyka
- Spasowski W. Wyzwolenie czlowieka. PWN, Warszawa, 1963.
- Specjalna, T. XIII, 1935/1936.
- Spionek H. Psychologiczna analiza trudnosci niepowodzen szkolnych. PWN, Warszawa, 1970.
- Spionek H. Zaburzenia psychoruchowego rozwoju dziecka. PWN, Warszawa, 1969.
- Suchodolski B. Wychowanie dla przyszlosci. PWN, Warszawa, 1968.
- Szczepankowska B. Projekt ogolnej definicji poj^cia «osoba niepelnosprawna». CB-RRON Problemy Rehabilitacji Spolecznej i Zawodowej. Kwartalnik Nr 4, Warszawa, 1994.
- Szczepanski J. Elementarne poj^cia socjologii. PWN. Warszawa, 1963.
- Szczepanski J. Sprawy ludzkie. Czytelnik- Warszawa- 1980.
- Szewczuk W. Slownik psychologiczny. WP, Warszawa, 1979.
- Sztumski J, Spoieczenstwo a wartosc. Uniwersytet Sl^ski, Katowice, 1992.
- Szuman W. Zabawy dla najmlodszych. N.K., Warszawa, 1961.
- Tokarski J. Slownik wyrazow obcych. PWN, Warszawa, 1971.262. turystyka. Warszawa, 1976.
- Tyszka Z. Socjologia rodziny. PWN, Warszawa, 1976.
- Wald I. Aktualne zagadnienia niedorozwoju. Szkola Specjalna Nr 3, Warszawa, 1968.
- Weiss M. Podstawowe zagadnienia rehabilitacji schorzen narz^du ruchu. AWF, Warszawa, 1969.
- Wesolowska E.A. Wspolpraca mi^dzy narodami i wychowanie dla pokoju. Wyd. UMK, Torun, 1993.