Теоретико-методические основы подготовки учителей естественно-научных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций их результатов в печати и выступлений на международных, республиканских, региональных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на международной научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 1995) — XXV… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы подготовки учителей естественно-научных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей
- 1. 1. Историко-педагогические предпосылки подготовки учителей к реализации межпредметных связей
- 1. 2. Состояние реализации межпредметных связей в практике преподавания естественно-научных предметов в школе
- 1. 3. Методологические основы подготовки учителей естественно-научных дисциплин к реализации межпредметных связей
- 1. 4. Психолого-педагогические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к реализации межпредметных связей
- 1. 5. Закономерности и принципы подготовки учителей учителей естественно-научных дисциплин к реализации межпредметных связей
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. Профессионально-педагогическая компетентность учителей естественно-научных дисциплин по реализации межпредметных связей и ее диагностика
- 2. 1. Цели и задачи подготовки учителей учителей естественно-научных дисциплин к реализации межпредметных связей
- 2. 2. Теоретическая модель профессиограммы деятельности учителей по реализации межпредметных связей
- 2. 3. Диагностика и её роль в подготовке учителей к деятельности по реализации межпредметных связей
- 2. 4. Дидактические условия подготовки учителей к реализации межпредметных связей
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 3. Методические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей
- 3. 1. Моделирование деятельности учителей в процессе их подготовки к реализации межпредметных связей
- 3. 2. Содержание и структура программы подготовки учителей к деятельности по реализации межпредметных связей
- ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 4. Технология подготовки учителей естественно-научных дисцип лин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе
- 4. 1. Сущность технологии подготовки учителей к деятельности по реализации межпредметных связей
- 4. 2. Структурно-функциональные особенности процесса подготовки учителей на курсах повышения квалификации
- 4. 3. Содержание подготовки учителей к деятельности по реализации межпредных связей в межкурсовой период
- ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 5. Методика проведения и результаты педагогического эксперимента
- 5. 1. Задачи и методика проведения педагогического эксперимента
- 5. 2. Основные результаты констатирующего педагогического эксперимента
- 5. 3. Основные результаты пробного педагогического эксперимента
- 5. 4. Основные результаты формирующего педагогического эксперимента
- 5. 4. Основные результаты контрольного педагогического эксперимента
- ВЫВОДЫ ПО ПЯТОЙ ГЛАВЕ
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. -141 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 160 с.
- Ананьев Б.Г. Ассоциации ощущений //Уч. зап. Ленинградского ун-та, 1955. № 203. — Серия психологических наук. — Вып. 25. — С.13 — 18.
- Андреев В.А. Педагогика творческого развития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 567 с.
- Анисимов О.С. методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 415 с.
- Антонов Н.С. Слагаемые знаний (о межпредметных связях в учебном процессе). Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1969. -152 с.
- Арутюнов Ю.С. Методика разработки конкретных ситуаций: Методические рекомендации для преподавателей. М.: Педагогика, 1980. -144 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 383 с.
- Архипова С.П. Педагогическое самообразование преподавателей теоретического обучения /инженерно-технических работников предприятий/ в системе непрерывного повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед.наук. -Л., 1981.-17 с.
- Атутов П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения основами наук. М., 1983. — 120 с.
- Афанасьев В.К. Системность и общество.- М.: Политиздат, 1980.-368 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1985. 185 с.
- Балашов М.М., Мякишев Г. Я., Финкельштейн Э. Б., Нотов JI.A., Злотник Г. Л. Проекты программ по физике для средней школы. М.: МИРОС, 1992. — 72 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Беленький Г. И. О сущности и видах межпредметных связей //Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. М., 1982. С. 3−22.
- Белич В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. Челябинск, 1989. — 96 с.
- Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания. — М.: Высшая школа, 1983. 224 с.
- Бердяев Н. Самопознание. М., 1990. — 345 с
- Берулава М.Н. Интеграция естественнонаучных и профессионально-технических дисциплин //Сов. педагогика.- 1987-№ 8. С. 81−83.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.-172 с.
- Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: Научно-изд. центр Бийского пединститута, 1993. -240 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 1980.- 190с.
- Беспалько В.П. Теоретические основы педагогических систем. М., 1980.- 189 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.:ИПО МО России, 1995. 336 с.
- Биология. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998. — 248 с.
- Битинас Б. П. Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспектива //Педагогика. 1993. -№ 2. — С. 10 — 15.
- Блонский П.П. О так называемом комплексном подходе /Народный учитель, 1924. С. 36−44.
- Бобров A.A. Формирование у учащихся старших классов обобщенных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики с химией: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1981. — 203 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия //Сов. педагогика. 1991. -№ 9. — С.34 -42.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983. — 269 с.
- Большая советская энциклопедия /Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Изд-во «Советская энциклопедия. 3-е изд., 1978. — Т.28. — 1469 с.
- Браже Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление /Тезисы к семинару 25−29 июля 1990 /Под ред. В.И. Онуш-кина. Л.: НИИ ООВ, 1990. — С. 39 — 62.
- Браже Т.Г. Основные принципы совершенствования профессионально квалификации учителей в ИУУ //Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения квалификации. М.: АПН СССР, 1982. — С.18−23.
- Братко A.A. Моделирование психики. М.: Наука, 1969. — 265 с.
- Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет. основы: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по физ-мат спец. М.: Просвещение, 1981. -288 с.
- Валович Е.С. Решение задач как средство реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами (6−7 классы): Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1984. — 227 с.
- Вербицкий A.A., Павловец В. И. Непрерывное образование и инженерная практика //Вестник высшей школы. — 1988. № 8. — С. 26 — 31.
- Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1976. 317 с.
- Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы развития системы образования //Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб., Псков, 1996. — № 8. — С. 3.
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1989. — 156 с.
- Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе /H.H. Обозов и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 153 с
- Вопросы повышения квалификации педагогических кадров в институтах усовершенствования учителей: Сб. научных трудов /Под ред. A.B. Даринского. Л.: НИИ АПН СССР, 1975. — 140 с.
- Воробьев Е.И. Диагностика как вид познавательной деятельности: Ав-тореф. .дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1978. — 19 с.
- Всесоюзный съезд учителей 1978 г.: Документы и материалы. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. -М., 1982−1988. С. 153 — 158.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 135 с.
- Ганелин Ш. И. О преемственных и межпредметных связях //Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−7 классах /Под ред. Ш. И. Ганелина, А. К. Бушли. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -С.5−24.
- Гейзенберг В. Беседы о взаимоотношении между биологией, физикой и химией //Природа. 1973. — № 4. — С 76−83.
- Генкова Л. Моделирование процесса усовершенствования учителей. -Челябинск: Российский центр педагогического изобретательства, 1991. 97 с.
- Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940. — 245 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. 154 с.
- Гиро А.И. Мотивация и стимулирование самообразования учителей в системе повышения квалификации: Дис. канд. пед наук. Минск, 1994. — 193 с.
- Голубев Н. Битинас П. Введение в диагностику воспитания. — М.: Педагогика, 1989. 264 с.
- Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю. В., Додоков Ю. Б. Сборник задач и упражнений по химии: Учебное пособие для учащихся 7−10 классов средней школы — 5-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1987. 192 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 260 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «1 100-физика». М.: Изд-во Гос. ком. по высшему образованию, 1995. — 32 с.
- Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика /Под ред B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М.В. Ры-жакова. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 384 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1993. — 215 с.
- Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993.- 164 с.
- Громцова А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
- Груздева Н.В. Курсовая подготовка учителя естествознания //Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: тезисы докладов на международной научно-практической конференции. СПб.: ГУПМ, 1993. — 4.1. — С.144 -146.
- Грушевицкая Т.Г., Садохин А. П. Концепция современного естествознания: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1998. — 383 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996. 112 с. (Б-ка журнала «Директор школы», Вып. 4.).
- Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, 1992. -60 с.
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. -М.: Народное образование, 2001. 128 с. (серия «Системные основания образовательной технологии»)//Современная высшая школа. 1977. — № 1. -С. 91 -96.
- Гуревич K.M. Что такое психологическая диагностика? М.: Знание, 1985.-80 с.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М., 1970 125 с.
- Гурьев А.И. Межпредметные связи в системе современного образования. Монография. Барнаул, изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. — 213 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Личностно-ориентированное обучение: проблемы методологии, теории и практики //Вопросы повышения квалификации работников образования: Сборник научно-методических трудов РИПКРО. М., 1994. — 124 с.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957. — 287 с.
- Демкович В.П., Демкович Л. П. Сборник задач по физике для учащихся 8−10 классов. М.: Просвещение, 1981. — 206 с.
- Диагностика успешности учителя: Сб. методических материалов для руководителей школ /Сост. Т. В. Морозова. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 94 с.
- Диагностика деятельности учителей естественнонаучных дисциплин по реализации межпредметных связей. Учебно-методическое пособие /Сост. B.C. Елагина. Челябинск- Изд-во ЧГПУ, 2001. — 56 с.
- Диалектика познания сложных систем /Под ред. B.C. Тюхтина. М.: Мысль, 1988.-286 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. -163 с.
- Дидактика средней школы /Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. 175 с.
- Дик Ю.И., Пинский A.A., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов //Сов. педагогика. 1987, — № 9. — С. 70 — 75.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-С.105.
- Дубинчук Е.С., Цыбульская Г. Н. Вопросы межпредметных связей курса математики и трудового обучения //Математика в школе. 1981, — № 6. — С. 10−14.
- Думченко Н.И. Дидактические проблемы межпредметных связей в системе профтехобразования. -М.: Высш. шк., 1980. 196 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Изд-во БГУ, 1978.- 210 с.
- Дягилев Ф.М. Концепция современного естествознания. М.: Институт международного права и экономики им. A.C. Грибоедова, 1998. — 192 с.
- Елагина B.C. Диагностика деятельности учителей естественнонаучных дисциплин по реализации межпредметных связей //Завуч. 2002. — № 6. — С. 70 -90.
- Елагина B.C. Изучение уровня подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по осуществлению МПС в процессе обучения учащихся //Вестник ЧГПУ. Челябинск, 1997. — С. 235 — 242.
- Елагина B.C. Курсы для «учителей-межпредметников» //Народное образование. 1996. — № 10. — С. 85 — 87.
- Елагина B.C. Совершенствование подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей (в условиях института повышения квалификации педагогических работников): Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1997. 157 с.
- Елагина B.C. Подготовка учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе: теория и практика. Монография. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2001. — 175 с.
- Елагина B.C. Междисциплинарный подход как условие формирования экологических знаний //Наука и образование. Горно-Алтайск. — 1998. -№ 2. -С.91 — 93.
- Елагина B.C. Дидактические основы подготовки учителей к реализации межпредметных связей в школе: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.-154 с.
- Елагина B.C. Организация самообразования учителей естественнонаучных дисциплин по осуществлению МПС в обучении в послекурсовой период: Методические рекомендации. Челябинск: Изд-во ЧИПКРО, 1995.-13 с.
- Елагина B.C. Основные направления деятельности районного (городского) методического объединения учителей биологии: Методические рекомендации. Челябинск, 1999. — 37 с.
- Елагина B.C. Формирование у учителей естественнонаучных дисциплин умения осуществлять межпредметные связи на учебных занятиях //Наука и Школа.-2000.- № 1.-С. 58−62.
- Елагина B.C. Межпредметные связи в изучении естественнонаучных дисциплин в школе: Программа и учебно-методические указания. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2001. — 60 с.
- Елагина B.C. Теория и методика реализации межпредметных связей в обучении школьников. Учебное пособие по спецкурсу. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. — 157 с.
- Ерыгин Д.П., Орлов JI.H. Задачи и примеры с межпредметным содержанием (химия, физика, биология): Пособие для студентов и учителей. — М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. 165 с.
- Ерыгин Д.П. Проблемы взаимосвязи изучения химии и биологии в средней общеобразовательной школе. Автореф. дис. д-ра. пед. наук. — М., 1979. -48 с.
- Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. -М.: Педагогика, 1976. 224 с.
- Ефименко В.Ф. Методологические основы преподавания физики. -Владивосток, Дальне-восточный гос. ун-т, 1977. 220 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990. — 104 с.
- Журавлев В.И. Методология и методы педагогических исследований //Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — С. 33−54.
- Завьялов В.В. Из опыта проведения комплексных семинаров по физике с вопросами биологии //Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Вып. 1. Челябинск, 1973. — С. 73 — 79.
- Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов //Сов. Педагогика, 1978. № 10. — С. 67 -74.
- Загрекова JI.B. Влияние межпредметных связей на формирование у учащихся понятия о строение вещества при изучении физики’и химии в VI — VIIIклассах: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 197IS- 23 с.
- Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теория и прикладные аспекты: Учебник для вузов. М.: Владос, 1999. — 384 с.
- Зарипов К.П. Дифференциация и индивидуализация учебной деятельности в системе повышения квалификации: Методические рекомендации для ИУУ. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1989. — 53 с.
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М., 1977. — 61 с.
- Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ «Перспектива», 1998. — 112 с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
- Зиновьев n.ft. Формирование у учащихся умений наблюдать исамо-стоятельно ставить опыты в курсе физики 6−7 классов на основе межпредметных связей биологии и химии: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1988.- 19 с.
- Злобина С.П. Межпредметные связи физики с биологией 7−8 классах основной школы: Дис.. канд. пед наук. Челябинск, 1999. — 203 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. -М.: Педагогика, 1978. 128 с.
- Зубов А. Ф- Влияние межпредметных связей физики с биологией на развитие интереса к будущей профессии у слушателей подготовительного отделения медвуза: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1985. — 216 с.
- Зубов В.Г., Шальнов В. П. Задачи по физике. -М.: Наука, 1971. -272 с.
- Иванов Н.Д. Моделирование методической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации: Дис. .канд. пед наук. СПб., 1995. -196 с.
- Извозчиков В.А., Рожков Г. А. Комплексные межпредметные обобщающие экскурсии по физике и астрономии //Физика в школе.- 1987. № 1. — С. 43 -46.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.- Изд-во МГПИ, 1972. 92 с.
- Ильченко В.Р. Формирование у учащихся средней школы естественнонаучного миропонимания в процессе обучения: Дис.. докт. пед. наук. -Полтава, 1989. 374 с.
- Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -240 с.
- Интеграция современного научного знания: Методологический анализ /Костюк Н.Т. и др. Киев: Высш. шк., 1984. — 184 с.
- Интеграция естественнонаучного знания в системе образования: Тезисы докладов на Всероссийской научно-практической конференции 19−22 дек. 1994 г. Самара, Изд-во СИПКРО, 1994. — 113 с.
- Интеграция в педагогике и образовании: Сборник научно-методических работ. Самара, Изд-во СИПКРО, 1994. — 241 с.
- Интеграция структуры методики обучения биологии: Методические рекомендации /Сост. Л. Ф. Кейран. Даугавпилс: Изд-во ДПИ, 1987. — 32 с.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 152 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.: Просвещение, 1968. 288 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1991. — 347 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии: 6−7 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., 1990. -144 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. JI., 1985. -42 с.
- Карасова И.С. Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся средней школы: Дис.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1980. 195 с.
- Кац Ц.Б. О связи преподавания физики и биологии в средней школе науроках физики и во внеурочной работе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1968. -248 с.
- Карпенко С.Х. Основные концепции естествознания: Учеб. пособие для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 208 с.
- Кедров Б.М. Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973. — 640 с.
- Кибернетические аспекты в изучении работы мозга: Материалы симпозиума/Отв. ред. ПК. Анохин. М.: Наука, 1970. — 283 с.
- Ким Н. П. Теория и практика формирования умений самообразования слушателей юридичексих институтов МВД: Дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 2000.-410 с.
- Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Дис.. д-ра пед. наук.-М., 1990.-339 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — С. 104.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 6.).
- Кобыляцкий Н.И. Основы педагогики высшей школы Киев-Одесса, 1978.-269 с.
- Ковалев А.Г. Направленность личности //Общая психология /Под ред. В. В. Богоявленского и др. М.: Просвещение, 1981. — 365 с.
- Коменский Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. — С.287.
- Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Конаржевский Ю.А. Гуманизация процесса повышения квалификации руководителей школ: Педагогические рекомендации. Л.: НИИ НОВ АПН СССР, 1991.-85 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник.- М.: Наука, 1975. -720 с.
- Концепция повышения квалификации педагогических кадров школ /Под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб., 1996.122 с.
- Корнилов Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. — Ярославль, 1982. 94 с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях //Сов. педагогика. 1970. — № 9. — С. 103 — 116.
- Коршунова Н.Л. Единство различия значений терминов «условие» и «средство» в педагогике //Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1. М.: Педагогика, 1991. — С 6 — 12
- Котлярова И.О. Становление профессионально-педагогической квалификации. Челябинск, 1998. — 86 с.
- Крахмалев А.П. Дифференцированное обучение учителей физики в процессе повышения квалификации (в условиях ИУУ). Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1992. — 179 с.
- Крестников С.А. Интегративные уроки как одно из средств реализации межпредметных связей физики с математикой (на примере курса физики 9 класса): Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. — 217 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1980. — Т.5. -597 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — с. 90
- Кузнецов В.И., Печенкин A.A. Формирование мировоззрения у учащихся при изучении химии. -М.: Просвещение, 1978. 151 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. -С.35 — 38.
- Кузьмина Н.В. Закономерности педагогической деятельности //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. JL, 1978. -Вып.4.- С. 66−74.
- Кузьмина Н.В. Рационализация самообразования, самоподготовки, самоконтроля учащихся СПТУ: Методические рекомендации. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-93 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. — 96 с.
- Кузьмина H.B. Аттестация преподавателя и мастера производственного обучения. СПб., 1992. — 85 с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: Изд-во Гомельского ун-та, 1976. — 56 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности учителя. Д.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 144 с.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. -311 с.
- Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса.-М., 1986.-329 с.
- Кузьмин H.H. Взаимосвязь физики с другими предметами естественного цикла как необходимое дидактическое условие формирования общих естественнонаучных понятий (на материале курса физики первой ступени): Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1985. — 175 с.
- Кулагин П.Г. Влияние межпредметных связей на усвоение программного материала в вечерней школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1965. -23 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых //Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 27 — 36.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Куписевич Ч., Янушкевич Ф. Технология обучения и ее влияние на модернизацию высшего образования в Польше //Современная высшая школа. -1982.-№ 2.-С. 43.
- Кустов Л.М. Профессионально-педагогическая диагностика: Введение. Основные подходы: Учеб. пособие. Челябинск: ЧФИПО, 1994- 100 с.
- Кучинский В.И. Оптимизация взаимосвязи обучения на курсах и самообразования учителей в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1987. — 17 с.
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. -176 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера. 3-е изд., испр. и допол. М.: Просвещение, 1969. — 273 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высш. шк, 1989.- 239 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
- Леонтьев А.Н. Очерки развития психики. — М., 1947. 120 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. — 196с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Локк Дж. Педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1. М., 1939. — С. 60.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-289 с.
- Ломов В.Ф. Категория общения и деятельности в психологии //Вопросы психологии. 1979. -№ 8. — С. 43 — 48.
- Лошкарева H.A. Место межпредметных связей в системе дидактических принципов советской педагогики //Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. М., 1973. Ч. 1. — С. 35 — 39.
- Лукашник В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 6−7 классов средней школы: Пособие для учащихся. 4-е изд, перераб., — М.: Просвещение, 1981.- 159 с.
- Луков Т.Г., Платонов К. К. Психология: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1964. — 354 с.
- Лукьянова М.И. Профессионально-значимые личностные качества учителя как фактор развития личности учащихся //Развитие учащихся в процессе усвоения знаний. Ульяновск, 1995. — С. 87−92.
- Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Дис.канд. пед. наук. М., 1996. — 196 с.
- Люсин С.Д. Критериально-ориентированные педагогические тесты и методы конструирования: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1995. 183 с.
- Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1987. 240 с.
- Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. Ленинград, 1981. -44 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Максимова В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. -М.: Просвещение, 1987. 192 с.
- Максимова В.Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема //Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: Тез. докл. СПб., 1994. — Ч. 2. — С. 8−9.
- Максимова В.Н. Межпредметный семинар «Биогенные элементы в периодической системе Д.И. Менделеева» //Химия в школе. 1981. № 2. — С 23 — 29.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательных интересов //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1976. — С. 14 — 16.
- Мамбетакунов Э. Формирование естественнонаучных понятий у школьников на основе межпредметных связей. Бишкек, 1991. — 210 с.
- Мамбетакунов Э.М. Функции межпредметных связей в формировании у учащихся естественнонаучных понятий //Совершенствование процесса обучения физике и подготовки учителей в свете реформы школы. Фрунзе, 1987. — С. 13−27.
- Маркова А. К, Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1 993 192 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности //Сов. Педагогика. № 8. — 1990. — С. 82 — 87.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Марон А.Е., Марьяновский Я. И. Докурсовые и послекурсовые задания //Физика в школе. 1979.- № 1. — С. 35 — 39.
- Марон А.Е. Проблема обоснования содержания повышения квалификации учителей физики //Проблема повышения квалификации учителей естественно-математических дисциплин JL, 1980. — С. 4 — 16.
- Марон А.Е. Содержание и методы повышения квалификации учителей физики: Методические рекомендации. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1980. — 90 с.
- Марон А.Е. Основные направления гуманизации процесса повышения квалификации учителей: Методические рекомендации. Л.: НИИ НОВ АПН СССР, 1991.-97 с.
- Марон А.Е. Примерные учебно-тематический план и программа раздела «Теория и методика преподавания предмета» курсов повышения квалификации учителей физики восьмилетних и средних школ //Физика в школе. 1981. -№ 6. — С. 89−91.
- Маслов В.И. Теория и методика организации непрерывного повышения квалификации руководителей школ: Учебное пособие. Киев, MHO УССР, 1990.- 157 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 297 с.
- Махмутов М.И. Вопросы сближения и объединения общеобразовательной и профессиональной школы //Проблемы взаимосвязи предметов и дисциплин профессионально-технического цикла в средних ПТУ. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. — С. 24 — 25.
- Медведев В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя: Дис. .д-ра пед. наук. — М., 2000 — 380 с.
- Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Тезисы докл. всесоюз. конференции /Отв. ред. И. Д. Зверев. М.: Изд-во АПН СССР, 1973. Ч. 1. — 234 е.- Ч. 2. — 229 с.
- Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей /Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
- Межпредметные связи в преподавании предметов естественно-математического цикла: Сб. статей /Отв. ред. Н. Гайбуллаев. Ташкент, НИИ-ПИ, 1979.-96 с.
- Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе /Ред. колл.: И. Д. Зверев и др. М.: НИИОП и НИИС и МО АПН СССО, 1975.-320 с.
- Межпредметные связи в процессе обучения /Сб. статей. — Рязань, РГПИ, 1976.-68 с.
- Межпредметные связи в процессе обучения: Сб. статей /Под ред. П. Г. Кулагина. Пенза, 1971. — 59 с.
- Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе: Сб. статей /Под ред. A.B. Усовой. Челябинск, 1973. — 148 с.
- Межпредметные связи важный резерв улучшения качества учебно-воспитательной работы школы //Химия в школе. -1976. — № 3. — С. 3 — 8.
- Межпредметные связи как необходимое условие повышения качества подготовки учителя физики в педагогическом вузе: Межвузовский сб. науч. тр. Челябинск, 1981. — 159 с.
- Межпредметные связи курса физики в средней школе /Ю.И. Дик, И. К. Турышев, Ю. И. Лукьянов и др.- Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника.-М., 1989.-249 с.
- Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 359 с.
- Методические рекомендации о проведении лекций, конференций и семинаров по физике в средней школе /Сост. A.B. Усова. Челябинск: ЧГПИ, 1987.-32 с.
- Методические рекомендации по использованию в учебном процессе по физике задач межпредметного содержания /Сост. H.H. Тулькибаева, А. Ф. Зубов. Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 33 с.
- Методические рекомендации по использованию задач межпредметного содержания в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла /Сост. B.C. Елагина. Челябинск: ЧИПКРО, 1995. — 27 с.
- Методические рекомендации об использовании экспериментальных методов изучения вопросов образования взрослых /Сост. Ю. Н. Кулюткин, Ф. И. Казакова. Л.: АПН СССР НИИ ООВ, 1977. — 109 с.
- Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителя /A.B. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каменецкий и др. Под ред. Усовой A.B. 4-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
- Минченков Е.Е. Межпредметные связи химии и физики в школьном обучении на основе структур курсов (на материале восьмилетней школы): Дис. .канд. пед. наук.-М., 1972. 17 с.
- Минченков Е.Е. Роль учителя в организации межпредметных связей //Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе: Межвузовский сб. науч. тр. Челябинск, 1982. — С. 20 — 29.
- Михайлычев Е.А. Основные положения теории педагогической диагностики //Вестник УНМО вузов России по инженерно-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 1993. — № 1. — С.29 -35.
- Мицкевич Н.И. Теоретические основы дидактической системы повышения квалификации: Дис. д-ра пед. наук. Минск, 2001. — 421 с.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1992.-387 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования: Сб. статей,-JI.: Ленинград, гос. ун-т, 1984. 157 с.
- Морозова H.A. Ступени мастерства. Воронеж: Изд-во ВОИПКРО, 1996.-309 с.
- Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Л.: Лениздат, 1972. -263 с.
- Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 263 с.
- Мултановский В.Н. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 168 с.
- Мултановский В.Н. Развитие мышления учащихся в курсе физики. — Киров, 1976.-80 с.
- Мягкова А.Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
- Найн А.Я. Общенаучные понятия в педагогике //Педагогика. 1992. — № 7 — 8. — С. 15−19.
- Немов P.C. Психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 668 с.
- Никифоров В.А. Деятельность, поведение, творчество //Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. — 198 с.
- Никитина Е.Ю. теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -Челябинск, 2001. 32 с.
- Общая методика обучения химии: Пособие для учителей /Под ред. Л. А. Цветкова. М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
- Овладение профессионально методическими умениями: Методические рекомендации /Сост. A.B. Усова, З. А. Вологодская, В. В. Завьялов. — Челябинск: ЧГПИ, 1993.-29 с.
- Огородников И.Т., Шимбирев П. Н. Педагогика. М., 1954. 129 с.
- Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. -С. 136.
- Оконь В. К вопросу интенсификации обучения и воспитания //Педагогика. 1967. — № 12. — С. 39 — 51.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе. Сущность, принципы проектирования, тенденции развития //Высшее образование в России. -1994.-№ 2.-С. 35−43.
- Основина В.А. Подготовка учителей предметов естественнонаучного цикла средних учреждений образования к осуществлению межпредметных связей (на примере гимназии): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ульяновск, 1999. -19 с.
- Осуществление межпредметных связей физики со специальными дисциплинами в СПТУ /Сост. В. Н. Шущарин. Челябинск, ЧГПИ, 1981. — 34 с.
- Павлов И.П. Полн. собр. Соч.: В 6 Т. М — Л: Изд-во АП СССР, 1951. -Т.3.-439 с.
- Пак Мария. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся профтехучилищ: Дис.. докт. пед. наук. М., 1991.-342 с.
- Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Методическое пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 79 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -152 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. — 603 с.
- Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А. И. Кочетова. — Минск: Народна асвета, 1987. 223 с.
- Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукина. Л., 1977. — 387 с.
- Педагогика школы /Под ред. И. Т. Огородникова М., 1978. — 269 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — С. 175.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989. — 148 с.
- Петровский A.B. О совершенствовании психологического образования учителей //Вопросы психологии. 1977. — № 8. — С. 34 — 42.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
- Подготовка учителя биологии к деятельности по реализации межпредметных связей биологии с физикой: Программно-методическое пособие по спецкурсу /Сост. B.C. Елагина. Челябинск, изд-во ЧИПКРО, 1998. — 52 с.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. -104 с.
- Потапов Ф.И. Межпредметные связи в учебном процессе в среднем сельском профтехучилище. -М.: Высш. шк., 1977. 100 с.
- Примерные учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации учителей математики, физики, химии, биологии. М.: МП СССР, 1986.-90 с.
- Примерные учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации учителей физики //Физика в школе. 1987. — № 3. — С. 55 — 60- № 2. — С.47 — 53- № 4. — С.49 — 54.
- Примерные учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации учителей химии //Химия в школе. 1987. — № 1. — С. 41— 46- № 2. — С.40 — 45.
- Примерные учебно-тематический план и программа курсов повышения квалификации учителей физики //Физика в школе. 1976, № 6- 1977, № 3- 1979, № 1.
- Проблемы повышения квалификации учителей естественнонаучных дисциплин. JI., 1980. — 98 с.
- Проблемы самообразования в системе повышения квалификации педагогических кадров школ. В 2 ч. Ч. 2. Л., НИИ ООВ АПН СССР, 1979. — 120 с.
- Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: Тезисы докладов на международной науно-практической конференции. СПб.: ГУПМ, 1993 -4.1. — 153 с.
- Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании: Тезисы докладов на международной науно-практической конференции. СПб.: ГУПМ, 1994 — 4.II. — 63 с.
- Проблемный семинар для учителей биологии как основа формирования системы знаний и умений учащихся /Под ред. JI.C. Коротковой //Биология в школе.-1989.-№ 1.-С. 40- 42.
- Прогностическая концепция целей и содержания образования /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — 131 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия /Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин: 2-е изд., испр. М.: Дрофа, 2001. — 287 с.
- Программы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: Биология: 6−9 классы. М.: Дрофа, 2000. -173 с.
- Программа курсов повышения квалификации учителей биологии //Биология в школе. 1987. — № 1. — С. 41 — 44- № 2. — С.40 — 45- № 3. — С.45 -47- № 5. — С.46 — 48- № 6. — С. 40 — 46.
- Программа проблемных курсов «Подготовка учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе» /Сост. B.C. Елагина. Челябинск: Изд-во ЧИПКРО, 1996. — 18 с.
- Психология. Словарь /Под общей ред. A.B. Петровского, М.Г. Яро-шевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.-М., 1983.- С. 284.
- Психология труда и личности учителя /Под ред. А. И. Щербакова.- Л., Вып.1. 1976. — 87 е.- Вып. 2. — 1977. — 92 с.
- Пунский В. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений //Народное образование. 1983. — № 11. — С. 47 — 51.
- Пути совершенствования профессиональной квалификации учителя средней школы: Методические рекомендации /Сост. Ю. Н. Кулюткина, Т. Г. Браже, А. Е. Марон. Ленинград, 1980. — 112 с.
- Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. Дис. д-ра пед. наук. СПб, 1996. — 352 с.
- Развитие психофизиологических функций взрослых людей /Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М., 1977. — 189 с.
- Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. — 272 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая советская энциклопедия, 1998. — 608 е.- Т.2. М. — Я. — 1999. -672 с. — 608 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика. — Т. I. — 1989. — 486 е., Т.Н. — 1989. — 323 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1958. — 147 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. -378 с.
- Рувинский Л.И., Кобыляцкий Н. И. Основы вузовской педагогики: Учеб пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. вузов. -М.: Просвещение, 1985. 234 с.
- Рымкевич А.П., Рымкевич П. А. Сборник задач по физике для 8−10 классов средней школы. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Савельев А.Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования //Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 4.
- Самарин Ю.Н. Очерки психологии ума. М.: АПН РСФСР, 1962. -504 с.
- Сафин P.C. Формирование личности учителя физической культуры в процессе профессиональной подготовки: Учебное пособие. 4.1. Рязань, 1991. -94 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. — 254 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Монография.- Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
- Сериков Г. Н. Педагогические условия совершенствования управления самообразованием студентов: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Тбилиси, 1989. -35 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961. — 368 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Межд. пед. академия, 1995. — 192 с.
- Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребност-но-информационный подход //Человек в системе наук М.: Наука, 1989 — С. 58 -73.
- Симонова М.Ж. Межпредметные связи физики и химии при формировании понятия о веществе у учащихся основной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 21 с.
- Синенко В .Я. Профессионализм учителя //Педагогика. 1999. — № 5-С. 45 — 51.
- Ситник А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной образовательной практике: Учеб. пособие. М., 1995. -102 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 164 с.
- Сластенин П.В., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности.- М.: Наука, 1989. С. 61.
- Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы //Сов. педагогика. 1973. — № 5. — С. 72 — 80.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Словарь иностранных слов. 19-е изд., стер. — М.: Изд-во «Русский язык», 1990.-624 с.
- Смирнов Э.С. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977. 112 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. М., 1995. — 297 с.
- Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения его квалификации: Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-72 с.
- Советский энциклопедический словарь /Глав. ред. A.M. Прохоров. — 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1987. — 1600 с.
- Солопов Е.Ф. Концепция современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 232 с.
- Сорокин В.В. Методика обучения химии на деятельностной теории учения: Учебное пособие /Моск. гос. ун-т, хим. фак. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.-203 с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая //Завуч. 1999. -№ 4.-С. 130−140.
- Съедин В.В. Некоторые принципы построения модели специалиста. — НИИ проблем высшей школы. -М., 1977. 194 с.
- Сухобская Г. С. Гуманистическая направленность личности преподав-теля как основа совершенствования его профессиональной компетентности
- Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров.- СПб., 1992. С. 43 — 56.
- Сухобская Г. С. Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. — 207 с.
- Суходольский Т.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 120 с.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста //Вестник высшей школы. 1986. -№ 3.-С. 10−15.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986. 108 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 343 с.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории //Современная высшая школа. 1977. — № 1. — С. 91 — 96.
- Тарасов К.Е. Общая методология процесса диагностики как специфического вида познания: Автореф. .дис. д-ра философ. наук.-М., 1969. 34 с.
- Татарченкова С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя: Дис. .канд. пед. наук -СПб., 1997.-229 с.
- Тевлин Б.Л. Межпредметные связи физики с дисциплинами естественнонаучного цикла в 6−7 классах средней школы: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1975. -211 с.
- Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учебное пособие для пед. вузов по спец. «Физика» /Ред. С. Е. Каменецкий. — М.: Академия, 2000. (Высшее образование). — 381 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера М.: Педагогика, 1983. — 218 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т.1. М., 1985. — 385 с.
- Тонких A.C. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. -Воронеж, 1980. 179 с.
- Тонконогая Е.П., Кричевский В. Ю. Совершенствование процесса повышения квалификации руководящих кадров в свете требований реформы школы. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1985. — 90 с.
- Тулькибаева Н. Н, Зубов А. Ф. Задачи межпредметного содержания и методы их решения: Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1988. — 90 с.
- Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-272 с.
- Усова A.B. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе //Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Вып. 1. — Челябинск, 1973.-С. 23−38.
- Усова A.B. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия ее реализации. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. -38 с.
- Усова A.B. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования //Физика в школе. 2000. — № 3. — С. 46 — 48
- Усова A.B. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе: Методические рекомендации. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. — 15 с.
- Усова A.B. Сущность, значение и основные направления в осуществлении межпредметных связей //Совершенствование процесса обучения физике в средней школе. Вып. 3. Челябинск, 1976- С. 3 — 10.
- Усова A.B. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей //Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин /Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. -С. 40−54.
- Усова A.B. Программа курса «Методика преподавания физики». — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1994. 28 с.
- Усова A.B. Влияние системы самостоятельной работы на формирование у учащихся научных понятий (на материале курсов первой ступени): Дис.. докт. пед наук. — Челябинск, 1969. — 481 с.
- Усова A.B. Психолого-педагогические основы формирования физических понятий: Пособие к спецкурсу. Челябинск: Изд-во 41 НИ «Факел», 1988. -88 с.
- Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 86 с.
- Усова A.B., Беликов В. А. Как овладеть рациональными умениями и навыками учебного труда: Методические рекомендации. Магнитогорск, 1990. -78 с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
- Усова A.B., Завьялов В. В. Учебные конференции и семинары в средней школе. -М.: Просвещение, 1975. 111 с.
- Учебные задания для слушателей курсов учителей биологии /Сост. JI.C. Короткова, Г. Д. Сидельникова. Л., 1977. — 42 с.
- Учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации руководителей школ и работников народного образования. М.: Педагогика, 1987. — 96 с
- Учебно-тематические планы и программы семинаров для учителей по проблеме «Межпредметные связи в процессе обучения биологии и химии» /Сост. Л. С. Короткова и Т. В. Черняк. Л., 1984. — 28 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч.: В 11 Т.-М. Л.: Учпедгиз, 1948. — Т. 8. — 527 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М. — Л.: Учпедгиз, 1948. -Т. 5.-С. 335.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1974. 584 с.
- Федорова В.Н. Межпредметные связи в содержании естественнонаучных дисциплин //Совершенствование содержания и методов обучения в средней школе.-Челябинск, 1971. С. 5 — 21.
- Федорова В.Н. Системный аспект межпредметных связей естественнонаучных дисциплин средней школы //Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в школе. Ч. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1973. — С. 17 -22.
- Федорова В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972.-152 с.
- Федорова В.Н. Дидактическое значение взаимосвязи школьных естественнонаучных дисциплин / Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Вып. 1. Челябинск, 1973. — 126 с.
- Федорец Г. Ф. Об интегрирующих функциях ведущих идей учебных дисциплин //Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвузовский сб. науч. тр. Тула, 1983. — С. 3 — 13.
- Федякин М.В., Орлов Л. Н. Применение задач с межпредметным содержанием в школьном курсе химии. Учебное пособие для учителей химии. -Омск, 1986.-46 с.
- Философия. Естествознание. НТР. -М.: Прогресс, 1986. 197 с.
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Филосовский энциклопедический словарь /Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. -815 с.
- Фридман J1.H., Кулагин И. Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений: Метод, рекомендации. М., 1983. — 34 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высш. шк., 1990, -358 с.
- Химия: Программы общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2000.- 143 с.
- Хомутский В.Д. Влияние межпредметных связей физики и математики на формирование у учащихся некоторых научных понятий, умений и навыков (на материале физики и математики): Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1975. -155 с.
- Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы(1917 1981гг.). -М.: Педагогика, 1986. — 184 с.
- Царев Ю.С. Связь физики с биологией на уроках и факультативных занятиях по физике в средней школе (на материале физики второй ступени): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1972. 197 с.
- Черкесс-Заде И. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1968. — 23 с
- Черкасов В.А. оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 200 с.
- Чуракова В.Г. Ситуативные задачи в системе повышения квалификации /Архангельский С.И. и др. Обученность главная переменная шкалы отметок, градации контингента и функции оценивания учителя. — М.: знание, 1995. -С. 88.
- Шадриков В.Д. Проблема профессиональных способностей //Психологический журнал. Т. З 1982.- № 5. — С.56 — 83.
- Шамова Т.И. К вопросу о методах преподавания и учения //Сов. педагогика. 1974. — № 1. — С. 24 — 32.
- Швейцер А. Культура и этика /Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973 — 344с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.- М.: Российское пед. агенство, 1998. 354 с.
- Штофф В.А. О роли моделей в познании. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. — 127с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. — 280с.
- Шуман В.П. Взаимосвязь в преподавании физики и биологии в 8-летней школе, их учебно-воспитательное значение: Дис. .канд. пед. наук. — Новосибирск, 1965.-207 с.
- Щербаков A.M. К проблеме профессионального труда учителя //Психология. Л., 1974. С. 35 — 39.
- Щедровицкий П.Г. Избранные труды. М.: Шк. культ, полит., 1995. -456 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. -167 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 204 с.
- Юдин В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий: Дис.канд. пед. наук.- СПб., 1996. 140 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М.: Наука, — 1978.-391 с.
- Яворук O.A. Дидактические основы построения интегративных курсов в школьном естественнонаучном образовании. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.- 247 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд-во фирмы «Сентябрь», 1996. — 95 с. (Директор школы- Спец. выпуск 2).
- Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего специалиста к творческому решению воспитательных задач: Дис. .д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. — 403 с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. -М., 1986.
- Янцен В.Н. Межпредметные связи на опыте преподавания физики во взаимосвязи с химией в средней школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1969.-24 с.
- Gillette М. Hard, Soft or Medium //Mc. Gill Journal of Education. 1973. -№ 2.-P. 23.
- International Annual on educational technology- London, 1978 p 79.
- Lucas C.H. Schooling and the social order. Englewood cliffs. N.J., -336 p.
- Mitchell P.D. Educational technology //The Encyclopedia of educational media, communications and technology /Ed. D. Univ. R. Mc. Aleesl. — L., 1978. -P. 25.
- Nash P. A Humanistic perspective //Theorj in to Practice. Vol. 18 Dec. 1989.-P. 325−326.