Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретико-правовые проблемы регулирования межнациональных отношений: На материалах Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Абдуллаев М.-З.Н. К межнациональному вопросу в Республике Дагестан. — Махачкала, 1997; Его же. Межнациональный вопрос в Республике Дагестан: политико-правовой аспект. — Махачкала, 2004; Алиев А. К. Северный Кавказ: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации // Этноконфеесиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. — Махачкала, 2002. -С.23−26- Алиев М. Г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
    • 1. 1. Общетеоретическая характеристика межнациональных отношений
    • 1. 2. Межнациональные отношения в аспекте исторического взаимодействия государства и наций
  • ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • 2. 1. Международный уровень
    • 2. 2. Федеральный уровень
    • 2. 3. Региональный уровень
  • ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • 3. 1. Российская Федерация
    • 3. 2. Республика Дагестан

Теоретико-правовые проблемы регулирования межнациональных отношений: На материалах Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Проблемы регулирования межнациональных отношений приобретают на современном этапе все большее значение, становятся предметом повышенного внимания со стороны международных организаций, парламентов и правительств, политических и государственных деятелей, ученых и общественности. Особое значение имеют они и в условиях России, как одной из самых многонациональных стран мира, где, в отличие от многих других стран, большинство народов являются коренными жителями1. Президент РФ В. В. Путин сказал: «У нас многонациональная, многоконфессиональная страна, и у нас в России, как ни в одном другом месте на Земле, межконфессиональный и межнациональный мир, традиции межконфессионального мира являются основой нашей государственности в прямом смысле этого слова». Ещё большую общественно-политическую значимость национальные проблемы приобретают в условиях Северо-Кавказского региона Российской Федерации и, в особенности в Дагестане3, в котором исторически проживает более 120 наций и народностей и который является самым сложным в этническом отношении регионом не только в нашей стране, но и во всем мире.

Происшедшие с конца 1980;х годов в России и других странах СНГ социально-экономические, политические изменения осложнили межнациональные и межконфессиональные отношения, обострили межэтнические конфликты, в ряде случаев провоцируя вооруженные столкновения на межнациональной почве. Так, в частности, по результатам проведенного накануне нового года ИТАР-ТАСС опроса религиозные лидеры крупнейших кон.

1 В 1926 году в России, по переписи, фигурировало 194 парода, в 1939 г. —99, в 1989— 128, в 1994 г. -176, а сейчас — около 180 народов и этнических групп. Притом подавляющая часть — свыше 94% — приходится на долю всего 10 крупнейших по численности народов. См.: Россия в цифрах. — М, 2004. — С. 12.

2 Путин В. В. Выступление на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений 5 февраля 2004 года. Чебоксары // Российская газета. 2004.6 февраля.

3 На наличие серьезных нерешенных проблем в сфере межнациональных отношений обратил внимание в своем недавнем Послании Народному Собранию Республики Дагестан первый Президент Республики Дагестан МГ. Алиев // Дагестанская правда. 2006. 31 марта. фессий России констатировали, что в 2005 году существенно улучшилась ситуация со свободой вероисповедания в нашей стране, однако они обеспокоены ксенофобскими тенденциями. При этом межнациональные отношения обострились даже в таких регионах мира, где меньше всего их можно было бы ожидать — во Франции и Австралии и некоторых других относительно благополучных странах. К сожалению, за последний период межнациональные отношения обострились и в России, где нередкими стали случаи избиения иностранцев, а также граждан нерусской национальности4. Как показывают данные социологических исследований, в нашей стране практически нет ни одного региона, где не существует национальных проблем, притом самая неспокойная обстановка отмечается в Москве и на Северном Кавказе: в первом случае из-за огромного наплыва мигрантов, во втором — из-за большого количества национальностей, проживающих на относительно небольшой территории5. Несомненно, межнациональные проблемы, особенно в Северо-Кавказском регионе, оказывают непосредственное влияние на перспективы развития современной России.

Решение национальных проблем в значительной мере зависит от обоснованного государственно-правового регулирования этой сферы жизнедеятельности общества и, поскольку межнациональные отношения — это разновидность общественных отношений, их регулирование осуществляется на основе тех общих положений, которые используются при регулировании общественных отношений в целом. Вместе с тем, специфика этих отношений (их духовная, территориальная и другая определенность) требует при подходе к ним особой осторожности, деликатности как со стороны законодателя, так и со стороны правоприменителя. А в условиях многонационального государства значимость рационального правового регулирования этих отношений многократно усиливается, что обуславливает необходимость создания и.

4 Религиозные лидеры обеспокоены ксенофобскими тенденциями// 02.01.2006 14:45 http://www.riadagestan.ni/.

5 См.: http://bd.fom.ru/report/cat/socictas/nation/d044125 постоянного совершенствования теоретической концепции, позволяющей согласовывать национальные и государственные интересы развития на том или ином этапе развития общества6.

Вместе с тем, характерная для последних десятилетий недооценка национальных факторов привела к тому, что наука оказалась не в состоянии ответить на многие сложные вопросы межнациональных отношений и соответственно скорректировать государственную национальную политику в соответствии с требованиями времени. Таким образом, актуальность исследования проблем регулирования межнациональных отношений объясняется необходимостью разработки мер по регулированию национальных отношений как применительно к отдельному субъекту Российской Федерации, так и к стране в целом.

Степень научной разработанности темы. Следует отметить, что проблемы межнациональных отношений в отечественной правовой науке всегда привлекали к себе внимание ученых. К наиболее фундаментальным работам в области устройства российского многонационального государства дореволюционного периода относятся труды О. Бауэр, А. Д. Градовского, Г. Еллине-ка, В. Медем, П. Н. Милюкова, Фортунатова, Р. Шпрингера7.

В советский период исследуемая тема оказалась подверженной стагнации и испытала на себе влияние догматической и официальной идеологии. Тем не менее, в этих условиях некоторым специалистам (А.Г. Агаев, Ю. В. Бромлей, J1.M. Дробижева, М. А. Казанбиев, А. И. Ким, A. J1. Летифов, М.Б.

6 См.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — М, 2005. — C.507−508.

7 Бауэр О. Национальный вопрос и социал- // Собр.соч. — Т.З. — СПб., 1901; Еллинек Г. Общее учение о государстве. — СПб., 1908; Медем В. Социал-демократия и национальный вопрос. — СПб., 1906; Милюков П. Н. Национальный вопрос (происхождение национальности и национальный вопрос в России). — Прага, 1925; Фортунатов К. Национальные области России (опыт статистического исследования по данным всеобщей переписи). — СПб., 1906; Шпрингер Р. Национальная проблема (борьба национальностей в Австрии) / Предисловие М. Ратнера. — СПб., 1909. о.

Садыков и др.) удалось создать определенные заделы в исследовании этой проблемы, в том числе — в национальных регионах.

Сегодня, как никогда, важна глубокая научная разработка стратегии и тактики правительства академическими и научными институтами. Поэтому наиболее значимые разработки методологических подходов к проблемам управления федеративными и национальными процессами, предложенные в последние годы российскими обществоведами — специалистами в области теории федерализма, философами, социологами, этнологами, политологами, правоведами, экономистами, историками — Р. Г. Абдулатиповым, А. В. Авксентьевым, А. Г. Агаевым, С. С. Бикташевым, В. Бромлеем, З.М. Залимхано-вым, А. Г. Здравомысловым, Ю. Кудрявцевым, Н. К. Кушиевым, В. Н. Лысенко, Э. Т. Майборода, М. Н. Мусаеляном, М. Д. Напсо, JI.C. Рубаном, В. Тишковым, В. Р. Филипповым, В. Г. Казанцевым и другими, имеют в настоящее время особую актуальность.

В настоящее время наблюдается резкий рост признания ряда малых этносов Дагестана, что является подтверждением актуализации этнических проблем, которые исследуются А. А. Магомедовым, А. Г. Агаевым, Т.К. Мус-лимовым, М-А.М-Г.Садыки9 и других.

Анализ отдельных аспектов этничности, национализма, национального самосознания, этнопсихологии, национальных и расовых предрассудков и стереотипов, нашел отражение в исследованиях Г. А. Белова, К. С. Гаджиева,.

8 Агаев А. Г. К вопросу о теории народности. — Махачкала, 1965, — 285 е.- Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. — М.: Наука, 1988; Дробижева Л. М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. — М.: Прогресс, 1981; Казанбиев М. А. Национально-государственное строительство в Дагестанской АССР (1920;1940 гг.). -М., 1960; Ким А. И. К вопросу о государственно-правовой природе РСФСР// Правоведение. 1960. № 1- Летифов А. Л. Возникновение и развитие советской национальной государственности народов Дагестана. — Махачкала, 1968; Садыков М. Б. Национальное самосознание: условия и факторы его развития // Актуальные проблемы развития межнациональных отношений, интернационализма и патриотического воспитания. — Алма-Ата, Казахстан, 1989.

9 Агаев А. Г. Философия совести. — Махачкала, 1996; Амиров С. Д. Дагестан на рубеже третьего тысячелетия: от выживания к прогрессу (Концепция особого экономического режима и приоритеты социального и духовного развития. — Махачкала, 1997; Муслимов Т. К. Аварцы: проблемы и тревоги // Молодежь Дагестана. 1996. 2 августаСадыки М.-А. М.-Г. Дагестан: политические реалии и перспективы. -М&bdquo- 1996.

J1.M. Дробижевой, В. Н. Иванова, К. О. Касьяновой, Р. Г. Кузеева, С .Я. Матвеевой, Н. П. Медведева, В.В. Мунтян10 и других.

Вопросы содержания национального самосознания в работах, анализирующих конкретную историю государства и народов, положение в сфере межнациональных отношений в стране и регионах, исследуются В.Е. Абидо-вой, А. С. Калмырзаевым, М. Б. Садыковым, Л. В. Скворцовым, М.М. Шахба-новой, Д.С. Шихалиевой11.

Теоретико-правовые вопросы исследования межнациональных отношений в современной России затрагиваются в работах Д. А. Аманжоловой, С. Ю. Биджевой, Е. М. Доровских, А. И. Доронченкова, В. Ю. Зорина, В. А. Каламанова, Л. М. Карапетяна, И. А. Кравец, С. В. Кулешова, Е. А. Лукашевой,.

B.Я. Любашиц, Л. С. Мамута, Л. А. Стешенко, Т. Я. Хабриевой и др.

Историко-правовые особенности регулирования межнациональных отношений органами государственной власти в Республике Дагестан в том или.

10 См.: Белов Г. А. О национальных интересах и «русской идее» // Вестник МГУ. Социально-политические исследования. — 1993. № 5.

C.69−75- Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. — М.: Наука, 1990; Дробижева Л. М. Духовная общность народов СССР: историко-социологачеекий очерк межнациональных отношений. — М.: Прогресс, 1981; Иванов В. Н. Межнациональные отношения в России // Социе 1994. №б. — С.32−40- Кузеев Р. Г. Национальные движения в России // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. — С46−60- Матвеева С. Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии // ОНС. 1997. № 1. -С.45−53- Медведев Н. П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. — М.: Политиздат, 1993; Мунтян В. В. Подходы к разработке национальной политики в современных условиях // Национальные процессы в СССР. — М.: Наука, 1991.

11 Абидова В. Е. Историческое сознание нации (Социально-философский анализ): Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Ставрополь, 1999; Капмырзаев А. С. Нация и человек: социально-философский анализ: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1992; Садыков М. Б. Национальное самосознание: условия и факторы его развития // Актуальные проблемы развития межнациональных отношений, интернационализма и патриотического воспитания. — Алма-Ата, Казахстан, 1989; Шахбанова М. М. Национальное самосознание: сущность, структура, социальные функции (на материалах Республики Дагестан): Дис.. канд. филос. наук. — Махачкала, 1999; Шихалиева Д. С. Проблемы нравственного развития личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям (на примере Республики Дагестан): Автореф. дис. .канд. филос. наук. — Махачкала, 1998.

12 Биджева С. Ю. Национально-территориальные и административно-территориальные начала в государственном устройстве Российской Федерации // История государства и права. 2002. № 2- Доровских Е. М. Правовые проблемы защиты русского языка // Государство и право. 2003. № 2- Доронченков А. И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. Этнополитический очерк. — СПб., 1995; Зорин В. Ю., Аманжолова Д. А., Кулешов С. В. Национальный вопрос в Государственных думах России: опыт законотворчества. — М., 1999; Кравец И. А. Формирование российского конституционализма: проблемы теории. — М., 2002; Лысенко В. Н. Развитие федеративных отношений в современной России. — М.: Институт современной политики, 1995; Лукашева Е. А. Межнациональные конфликты и права человека // Права человека и межнациональные отношения. — М., 1994; Любашиц В. Я. Эволюция государства как политического института общества. — Ростов-на-Дону, 2004; Мамут Л. С. Народ в правовом государстве. — М., 1999; Стешенко Л. А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие X—XXI вв. — М., 2002; Хаб-риева Т.Я. Национально-культурная автономия: современные проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2002. № 2. ином аспекте освещены в работах М.-З.Н. Абдуллаева, А. К. Алиева, М. Г. Алиева, Д. М. Гаджиева, М. А. Казанбиева, Ш. Б. Магомедова, A.M. Муртаза-лиева, С. И. Мусаевой, А. Х. Рамазанова, A.M. Халилова, Д. Шахшаева и др.13 Несомненную научную ценность представляют материалы, издаваемые Ассамблеей народов России, в которых всесторонне обосновывается тезис о том, что для многоэтничной и многоконфессиональной России чрезвычайное значение имеет этничность, которая и в прошлом, и в настоящем выступала и выступает важным фактором ее внутренней и внешней политики14.

Взаимодействие государства и этнических движений проанализировано в публикациях Центра по изучению межнациональных отношений (ЦИМО) Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН в рамках проекта «Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве», а также в разработках Центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН.

13 Абдуллаев М.-З.Н. К межнациональному вопросу в Республике Дагестан. — Махачкала, 1997; Его же. Межнациональный вопрос в Республике Дагестан: политико-правовой аспект. — Махачкала, 2004; Алиев А. К. Северный Кавказ: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации // Этноконфеесиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. — Махачкала, 2002. -С.23−26- Алиев М. Г. Программа решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан // Возрождение. 1994. № 1- Казанби-ев М. А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. — Махачкала, 1970; Магомедов Ш. Б. Проблема социально-экономического и национально-государственного строительства в Дагестане (1920;1940 гг.). — Махачкала, 1993; Магомедов Ш. Б. Российский федерализм и правовой статус в Республики Дагестан: вопросы истории, теории и конституционного строительства. -СПб., 1998; Магомедов Ш. Б., Муртазалиев A.M. Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в выработке и осуществлении политики межнационального мира и согласия на пороге XXI века // Воспитание культуры мира — важнейшее условие этнополитической стабильности на Северном Кавказе.- Махачкала, 2000; Муртазалиев A.M. Актуальные проблемы государственно-правового статуса Республики Дагестан на современном этапе // Вестник Даггосуниверситета. Экономика. Философия. Право. — Махачкала, 1997; Муртазалиев A.M. I 1ормативно-правовая основа и практика межнациональных отношений // Современные проблемы теории и практика межэтнических отношений. Региональная НПК. — Махачкала, 2004; Мусаева С. И. Межнациональные отношения в Дагестане: исторические традиции и современность. — Махачкала, 1999; Рамазанов А. Х. Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе России в XIX — начале XX вв. — Махачкала, 1997; Хапилов A.M., Магомедов Ш. Б. Государственное (конституционное) право Республики Дагестан: Учебное пособие. — Махачкала: ИПУ ДГУ, 1998; Халилов A.M., Гамзатов Я. Б., Исмаилов Ч. М. Национальный суверенитет и правовой статус Республики Дагестан. — Махачкала, 2000; Шахшаев Д., Гасанов II. Республика Дагестан: социально-политические проблемы. — Махачкала, 1996.

14 Абдулатипов Р. Г. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе. — М., 1999; Его же. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. — М., 1999; В дружбе народов — единство России: Материалы 1 съезда Ассамблеи народов России. — М., 1999; О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики: Специальный доклад Президенту Российской Федерации. — М., 2001.

Вместе с тем, анализ опубликованной по данной проблематике литературы показывает, что многие теоретико-правовые проблемы регулирования межнациональных отношений на современном этапе в России, несмотря на их очевидную актуальность, недостаточно исследованы. В региональном же аспекте — применительно к Дагестану, эти проблемы затрагиваются лишь в контексте изучения этнополитических процессов и практически не разработаны. Несомненно, современная общественно-политическая реальность требует разработки новых подходов к регулированию межнациональных отношений с учетом возрастания роли этнического фактора в условиях становления гражданского общества и правового государства в России.

Объектом данного исследования выступают межнациональные отношения в жизни современного российского общества, а предметом — теоретико-правовые основы их регулирования с учетом исторических особенностей взаимодействия права, государства и наций в условиях современной России в целом и Дагестана, в частности.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационной работы является разработка теоретико-правовых мер по совершенствованию регулирования межнациональных отношений в Российской Федерации и в Республике Дагестан, как наиболее многонациональном её субъекте.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

• выявить сущность, особенности и другие общетеоретические положения, характеризующие межнациональные отношения как предмет правового регулирования и специфической сферы общественных отношений;

• обобщить и систематизировать историко-правовые особенности становления и развития правового механизма регулирования межнациональных отношений в России в целом и в Дагестане, в частности;

• проанализировать теоретические вопросы взаимодействия государства, права и наций, а также сформулировать меры по дальнейшему совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности государства в этой сфере;

• определить в контексте рассматриваемых вопросов основные меры по правовому регулированию межнациональных отношений в современной России и в Дагестане, в частности;

• исследовать основные теоретические проблемы становления и развития государственно-правовой практики регулирования межнациональных отношений в Дагестане и в некоторых других субъектах Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного познания объективной реальности: диалектико-логический, структурно-функциональный, конкретно-исторический, системный, сравнительно-правовой и формально-юридический.

Специфика предмета исследования, представляющего интерес для нескольких отраслей права, обусловила использование комплексного подхода к изучению природы и сущности межнациональных отношений.

Эмпирической основой диссертационного исследования послужили обобщенные автором материалы: архивов Министерства по делам национальностей, информации и внешним связям РД и Госкомстата РД (19 982 004), программы политических партий и общественно-политических движений России, материалы центральной и местной печати (за последние 10−15 лет), проведенного опроса среди студентов на юридическом факультете ДГУ и в Главном управлении МЮ РФ по РД в 2003 и 2005 годах., а также из Интернет-сайтов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании теоретико-правовых проблем регулирования межнациональных отношений с учетом особенностей взаимодействия государства, права и наций в истории Российской Федерации и Дагестана, как наиболее многонационального её субъекта.

Осуществленный в данной работе анализ роли и значения государственно-правовых механизмов в регулировании межнациональных отношений, по мнению автора, содержит следующие элементы новизны:

• с теоретико-правовой точки зрения, определено понятие «межнациональные отношения» как предмета правового регулирования;

• характеризуются причины и условия формирования конфликтного потенциала в Северо-Кавказском регионе и выявлены возможности его воздействия на регулирование межнациональных отношений;

• прослежена историко-правовая преемственность в теоретическом и государственно-правовом решении межнациональных противоречий;

• выявлены особенности государственно-правового регулирования межнациональных отношений и сложившейся практики в этой сфере применительно к Республике Дагестан;

• определены теоретико-правовые возможности регулирования межнациональных отношений в Республике Дагестан органами государственной власти;

• обосновано применение методов нормативно-правового прогнозирования и предотвращения межнациональных конфликтов в Дагестане;

• разработаны конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию российского законодательства и практики его применения в сфере межнациональных отношений.

Положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Межнациональные отношения — это формирующиеся с учетом исторических особенностей развития общества связи между нациями (этническими группами) в различных сферах жизнедеятельности и уровнях — от национально-личностных до государственных, представляющие один из видов социального взаимодействия, которые носят комплексный, интегральный характер и охватывают все сферы общественной жизни.

2. На всех этапах исторического развития межнациональные отношения имели и сохраняют в настоящее время особую значимость для развития России, и в особенности её многонационального региона — Дагестана, что обуславливает повышенные требования к механизму правового регулирования в этой сфере.

3. На формирование и развитие межнациональных отношений, как предмета правового регулирования, оказывают воздействие объективные (общественно-политический и экономический строй, политический режим, политическая система и культура общества) и субъективные (государственная политика, деятельность конкретных политических партий, общественно-политических организаций и национальных движений) политико-правовые факторы, определяющие эффективность механизма правового регулирования в этой сфере.

4. В условиях федеративного государства взаимодействие с нациями проявляется в двух аспектах (как связи одной нации с другими нациями, составляющими федеративный государственный союз, и общественные связи нации, народности с государством), которые обуславливают в процессе правового регулирования межнациональных отношений также две основные тенденции, связанные соответственно с государственным и национальным суверенитетом.

5. Правовое регулирование межнациональных отношений необходимо осуществлять с учетом проявляющихся исторически в этой сфере двух взаимосвязанных тенденций (дифференциации и интеграции), при которых, с одной стороны, каждая нация стремится к саморазвитию (сохранению национального своеобразия, языка, культуры) и может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства, а с другой стороны, саморазвитие наций в современных условиях невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. При этом тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем и успехами научно-технической революции.

6. Анализ отечественной и зарубежной практики свидетельствует об отсутствии универсальной формы разрешения проблем в сфере национальных отношений и необходимости регулирования межнациональных отношений с учетом особенностей конкретных государств, что требует постоянного и повышенного внимания со стороны органов публичной власти к разработке и осуществлению адаптированных к исторически конкретным условиям общества системы государственно-правовых мер.

7. Регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации осуществляется на современном этапе с учетом имеющихся трех (международный, федеральный и региональный) групп нормативно-правовых мер, дальнейшее совершенствование которых должно осуществляться комплексно, как единой системы, с учетом юридических механизмов их взаимопроникновения (трансформации), специфики национальных проблем в стране и реальной эффективности правового механизма регулирования в этой сфере.

8. С учетом указанной классификации нормативно-правовых мер и особенностей государственно-правовой практики в сфере межнациональных отношений сформулированы конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию национального законодательства и практики его реализации.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы при разработке концепции общероссийской и региональной национальной политики совершенствования механизма государственно-правового регулирования межнациональных отношений, в ходе дальнейших разработок отдельных вопросов, связанных с предметом исследования.

Теоретические положения исследования могут служить рекомендательной базой для совершенствования действующего федерального и регионального законодательства, для повышения качества правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов «Теория государства и права», «Конституционное право Российской Федерации» и других отраслевых дисциплин.

Материалы исследования могут быть также использованы при изучении, прогнозировании и предотвращении межнациональных конфликтов с учетом национальных особенностей Северо-Кавказского региона.

Апробация результатов исследования. Положения диссертации были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета, нашли отражение в научных публикациях автора, а также используются в преподавательской деятельности (в преподавании курсов «Теория государства и права», «Правоохранительные органы в РФ»), а также в практической работе в органах юстиции.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования, диссертант полагает целесообразным сделать ряд выводов обобщающего характера.

Несмотря на принимаемые меры проблемы регулирования межнациональных отношений остаются, к сожалению, весьма актуальными и для России в целом, и для Дагестана, как наиболее многонационального её региона. Притом межнациональные проблемы в той или иной степени затрагивают сегодня все страны мира и все стороны общественных отношений (политических, социальных, правовых, экономических, культурных) и носят государственно-правовой характер. Тем самым, сохраняя на всех этапах исторического развития особую значимость они обуславливают повышенные требования к механизму правового регулирования в этой сфере.

Решение этих проблем требует разработки общетеоретических основ механизма правового регулирования межнациональных отношений с учетом их специфики. Межнациональные отношения, как и другие общественные отношения, представляют собой один из видов социального взаимодействия, носят комплексный интегральный характер, и охватывают все другие сферы общественной жизни. При этом они не могут быть объяснены только на основании феномена этничности, а включают в себя помимо характерных для государственно-правовых отношений элементов, также и социально-экономический, нравственно-духовный, культурный компоненты.

Можно отметить, что межнациональные отношения — это формирующиеся с учетом исторических особенностей развития общества связи между нациями (этническими группами) в различных сферах жизнедеятельности и на различных уровнях взаимосвязей — от национально-личностных до государственных, представляющие один из видов социального взаимодействия, носят комплексный интегральный характер и охватывают все сферы общественной жизни.

В целях эффективного регулирования межнациональные отношения могут быть классифицированы по: количеству охватываемых народов (отношения между двумя народами, группами народов, международные отношения) — по характеру (от более или менее тесного, многоаспектного сотрудничества до вражды) — по содержанию (экономические, политические, культурные и пр. аспекты). Объектом правового регулирования межнациональных отношений выступают общественные связи нации или народности с государством. Государство нормативно-правовыми средствами охраняет определенный круг общественно значимых интересов, выступающих в качестве объекта правоотношения (единство многонационального государства, целостность государства, равноправное этнокультурное развитие народов и др.). Субъектом правового регулирования межнациональных отношений выступают государственно-правовые институты, структуры власти, лица, формирующие и реализующие государственную политику в этой сфере.

Исторически на формирование и развитие межнациональных отношений оказывают воздействие объективные {общественно-политический и экономический строй, политический режим, политическая система и культура общества) и субъективные {государственная политика, деятельность конкретных политических партий, общественно-политических организаций и национальных движений) политико-правовые факторы, определяющие эффективность механизма правового регулирования в этой сфере.

В настоящее время в международной практике национальный вопрос решается в основном по трем направлениям: во-первых, как необходимость преодоления разрыва в социально-экономическом развитии между народами развитых государств и большинством народов бывших колониальных и полуколониальных стран Азии, Африки и Латинской Америкиво-вторых, как необходимость правового регулирования этнических проблем в странах политической демократии и гражданского общества, где отсутствует национальный гнет и сложился достаточно высокий уровень жизни для всего населенияв-третьих, как проблема политической дезинтеграции многонациональных государств по этническому признаку. Именно этот аспект проблемы актуален для современной России, где также исторически сохраняется актуальность решения национальных проблем.

В условиях федеративного государства взаимодействие с нациями проявляется в двух аспектах (как связи одной нации с другими нациями, составляющими федеративный государственный союз, и общественные связи нации, народности с государством), которые обусловливают в процессе правового регулирования межнациональных отношений также двух основных тенденций, связанных соответственно с государственным и национальным суверенитетом.

С учетом состояния теории и практики можно отметить, что правовое регулирование межнациональных отношений необходимо осуществлять с учетом проявляющихся исторически в этой сфере двух взаимосвязанных тенденций (дифференциации и интеграции), при которых, с одной стороны, каждая нация стремится к саморазвитию (сохранение национального своеобразия, языка, культуры) и может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства, а с другой стороны, саморазвитие наций в современных условиях невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. При этом тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем и успехами научно-технической революции.

Анализ отечественной и зарубежной практики свидетельствует об отсутствии какой-либо универсальной формы разрешения проблем в сфере национальных отношений и необходимости регулирования межнациональных отношений с учетом особенностей конкретных государств, что требует постоянного и повышенного внимания со стороны органов публичной власти к разработке и осуществлению адаптированных к исторически конкретным условиям общества системы государственно-правовых мер

Следует отметить, что регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации осуществляется на современном этапе с учетом имеющихся трех (международный, федеральный и региональный) групп нормативно-правовых мер, дальнейшее совершенствование которых должно осуществляться комплексно, как единой системы, с учетом юридических механизмов их взаимопроникновения (трансформации), специфики национальных проблем в стране и реальной эффективности правового механизма регулирования в этой сфере.

Международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия. При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений: 1) отказа от насилия и принуждения- 2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников- 3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью- 4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем. И в целом можно считать, что международный уровень правового регулирования межнациональных отношений, основываясь на достаточно прогрессивных принципах, отражает сложившиеся после второй мировой войны реалии и служит основой для развития национального законодательства, что требует налаженного механизма их трансформации международно-правовых мер в этой сфере с учетом специфики национальных проблем в той или иной стране и эффективности правового механизма регулирования межнациональных отношений.

Имеющаяся относительно развитая нормативно-правовая база оказывается недостаточной перед вызовами современной практики, особенно в части предупреждения фактов проявления национальной неприязни в условиях даже наиболее цивилизованных регионов России. Данное обстоятельство свидетельствует не только о необходимости постоянного внимания к совершенствованию законодательства, но и главным образом о совершенствовании практики её реализации.

Хотя в Дагестане и проделана обширная работа по формированию нормативно-правового механизма регулирования межэтнических отношений, совершенствованию межнационального общения способствовало бы принятие федеральных законов о депортированных и разделенных народах, принятие «Концепции государственной национальной политики Республики Дагестан», закона о защите конституционного строя в Республике Дагестан, о создании согласительных комиссий из авторитетных граждан, общественно-политических организаций, религиозных общин, советов старейшин, принятие договора об общедагестанском согласии между органами государственной власти, органами местного самоуправления, профсоюзами, общественными объединениями, национальными движениями, этнокультурными центрами, религиозными организациями различных конфессий, а также принятие республиканского закона «О национально-культурной автономии» для удовлетворения духовных запросов граждан и этнических общностей, расселенных в разных частях России и Дагестана и расширения возможностей самореализации представителей всех народов республики.

Проведенный анализ теоретической литературы, нормативно-правовых источников и материалов практики показывает, что основные проблемы регулирования межнациональных отношений связаны преимущественно с практикой реализации обоснованных в теории и предусмотренных нормативно-правовыми актами мер в этой сфере.

Будучи самой крупной в мире многонациональным государством Российская Федерация обладает весьма ценной и в плане научного исследования государственно-правовой практикой регулирования межнациональных отношений.

В целом анализ государственно-правовой практики регулирования межнациональных отношений показывает, что узловыми проблемами в этой сфере, требующими государственно-правового решения, являются: — развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства- - развитие национальных культур и языков народов России, укрепление духовной общности россиян- - обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств- - достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе- - поддержка соотечественников, проживающих в государствах СНГ, а также в Латвийской, Литовской, Эстонской республиках, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья.

Важное значение имеет выработка идеологии межнациональных отношений как ценностной основы стратегии регулирования данной сферы общественных отношений. В этой связи формирующаяся позитивная государственно-правовая практика в области межнациональных отношений на современном этапе служит серьезным консолидирующим фактором в обществе и требует широкого распространения. Учитывая важность этих вопросов в работе анализируются конкретные примеры обеспечения и распространения положительной государственно-правовой практики.

События последних лет, особенно межнациональные конфликты и распространение исламского фундаментализма по всему Северному Кавказу, показывают, что Дагестан является мощным стабилизирующим фактором в этом регионе, что несомненно благотворно влияет на становление государственно-правовой практики регулирования межнациональных отношений и в других регионах России.

В Российской Федерации в ходе реформы политической и экономической системы, становления гражданского общества с большим трудом преодолеваются последствия прошлых ошибок национальной политики. Идет трудный поиск основ национальных отношений, становление нового российского федерализма, борьба против обостряющихся в период кризиса проявлений сепаратизма и разжигание межэтнических конфликтов.

Многие проблемы и трудности в сфере межнациональных отношений обусловлены отсутствием четкого механизма реализации принимаемых решений. Существуют параллелизм и дублирование в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, их слабое взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в РД, недостаточное использование возможностей политических партий, общественных организаций и национальных движений, традиционных методов народной демократии. Назрела необходимость создания управленческой структуры, выполняющей функции координатора деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти РД. В целях совершенствования механизма принятия и реализации управленческих решений представляется необходимым: создать государственную комиссию по вопросам Северного Кавказа под руководством Председателя Правительства Российской Федерацииповысить ответственность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе, за реализацию экономических, политических, социальных и правовых мер по оздоровлению обстановки на Северном Кавказесформировать систему коллегиального рассмотрения этнополитических проблем Северного Кавказа и выработки рекомендаций органам исполнительной и законодательной власти. Элементами такой системы могут стать постоянно действующее северокавказское межнациональное совещание с участием руководителей федеральных органов государственной власти Российской Федерации, совет руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе, Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, межпарламентская ассамблея Северного Кавказа с участием депутатов Федерального Собрания Российской Федерации и представительных органов власти субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказесоздать государственную систему мониторинга этнополитической ситуации на Северном Кавказе, работающую в тесном взаимодействии с соответствующими научными и общественными организациями. Такая система, имеющая необходимое финансовое и информационно-техническое обеспечение, могла бы взять на себя функции прогнозирования и раннего предупреждения конфликтов, принятия совместно с органами власти всех уровней, общественными движениями, партиями и организациями превентивно-профилактических мер с использованием институтов государства и общества, включая средства массовой информации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). М., 2000.
  3. Конституции Республики Дагестан // Дагестанская правда.-2003.-26 июля.
  4. Конституция Республики Дагестан 1994 г.-Махачкала, 1994.-35с.
  5. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации» // Собрание Законодательства РФ. -1999.-№ 42.
  6. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"// Собрание Законодательства РФ. -1999.- № 43.- Ст. 5124.
  7. Федеральный закон РФ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в редакции 04.08.2000 г.) // Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822
  8. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N42, ст. 5005.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 12 марта 2004 г.
  10. Постановление Конституционного Суда РФ .По делу о проверке конституционности ряда положений и Устава (Основного Закона) Тамбовской области // Собрание Законодательства РФ. -1997.-№ 51.-Ст.5877.
  11. Проект Концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006−2008 гг.). М., 2005.
  12. Закон Республики Дагестан «О мировых судьях в Республики Дагестан» // Дагестанская правда .-2000, — 26 января
  13. Закон Республики Дагестан «О Конституционном Суде РД» // Дагестанская правда.- 2000. -29 сентября.
  14. Закон Республики Дагестан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РД» // Дагестанская правда. 2000. -29 сентября.
  15. Закон Республики Дагестан «О внесении изменений в ст. 5 Закона РД «Об административно-территориальном устройстве РД» от 20 июня 2003 г.№ 21// СЗ РД.2003.№ 6.Ст.411
  16. Закон Республики Дагестан «О внесении изменений и дополнений в Закон РД «О выборах депутата Народного Собрания РД"// СЗ РД.2003 .№ 2.Ст.89
  17. Закон Республики Дагестан «О выборах депутата Народного Собрания РД» от 25 июля 2003 г № 22// СЗ РД.2003.№ 7.Ст.505
  18. Постановление Народного Собрания Республики Дагестан от 30 октября 2003 г № 81−111 НС «О структуре Народного собрания РД"// СЗ РД.2003 .№ 10.Ст.753
  19. Постановление Президиума Верховного Совета РД"0 Государственном статусе РД» // Текущий архив Президиума Верховного Совета РД за 1991.
  20. Постановление Народного Собрания РД «О решениях Конституционного Суда Российской Федерации» // Собрание Законодательства РД .2000. -№ 9.- Ст. 699.
  21. Указ Государственного Совета РД «О внесении изменений в структуру органов исполнительной власти РД"// СЗ РД. 2003.№ 5.Ст.317.1. Книги, монографии, статьи
  22. Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации. М., 1997.
  23. С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001.
  24. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: РЮИД, «Сашко», 2000.
  25. Л.Я. Социальная напряженность. Социология: что она знает и может? М., 1993.
  26. Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
  27. Р.Г. Основы национальных и федеративных отношений. М., 2001
  28. Р.Г. Заговор против нации: национальное и националистическое в судьбах народов. СПб: Лениздат, 1992.
  29. Р.Г. Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление.- М., 1999.
  30. Абдуллаев М.-З.Н. К межнациональному вопросу в Республике Дагестан. Махачкала, 1997
  31. Ю.Абдуллаева С. Г. Социальные функции религиозных организаций, как институтов гражданского общества//Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия.-Махачкала, 2002.-С.11−15.
  32. А.Г. К вопросу о теории народности.- Махачкала, 1965.-285 с.
  33. А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. -Махачкала: Издательство ДГУ, 1992.-220 с.
  34. А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство. История и современность. Махачкала.: Дагучпедгиз, 1994. — 94 с.
  35. М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVIII начале XIXb.-M. :Наука.-1988.
  36. Л.В. Правовые проблемы регулирования межэтнических отношений в условиях Северо-Кавказского региона.-Ростов-на-Дону, 2000
  37. Актуальные проблемы формирования гражданского общества и правового государства: Материалы республиканской научно практической конференции. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001.
  38. A.M. Национально-культурная автономия как новая форма этнического самоопределения// Материалы НПК «Северный Кавказ и Дагестан: этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации.-Махачкала, 2002.
  39. А.К. Северный Кавказ: современная этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации//Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия.-Махачкала, 2002.-С.-С.23−26.
  40. А.К., Юсупова Г. И. Межнациональное согласие как фактор обеспечения стабильности общества в условиях многонационального Дагестана// Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе.-Махачкала, 1999.
  41. М.Г. Национальные процессы и национальная политика Дагестана на современном этапе//Современные проблемы теории и практика межэтнических отношений. Региональная НПК.- Махачкала, 2004
  42. М.Г. Программа решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан. // Возрождение. 1994. № 1
  43. С.С. Теория права. М., 1999.
  44. В. В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии, на рубеже 80−90-х гг. М., 1993
  45. С.Д. Дагестан на рубеже третьего тысячелетия: от выживания к прогрессу (Концепция особого экономического режима и приоритеты социального и духовного развития. Махачкала. 1997.
  46. З.С. Ваххабизм и духовенство в политической структуре общества. Махачкала. 2002.
  47. С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы.-М., 1997.
  48. М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
  49. О. Национальный вопрос и социал-демократия. Предисловие X. Житловского. СПб., 1909
  50. Г. А. О национальных интересах и «русской идее»// Вестник МГУ. Социально-политические исследования. -1993. -№ 5. -С.69−75
  51. С.Ю. Национально-территориальные и административно-территориальные начала в государственном устройстве Российской Федерации/История государства и права.-2002.-№ 2.
  52. С.Ю. Республики как субъекты Российской Федерации, сформировавшиеся в результате национального самоопределения// Конституционное и муниципальное право.-2002.-№ 2.
  53. Биджева С. Ю. Становление и эволюция самоопределения народов в процессе конституционного строительства в России// История государства и права.-2002.-№ 3.
  54. А. Самоопределение наций и потенциал международной конфликтности // Международная жизнь.- 1992.- № 2.
  55. В.В. Этническая и эволюционная история России.-М., 2001.
  56. Н. А. Конституционно-правовое регулирование национальных отношений // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. М.: Издательство МГУ, 2001.
  57. С.В. Образование этносов высшая стадия биологической эволюции с позиций физического представления об эволюции природы и учения В. И. Вернадского о биосфере. — Пущино, 1998.
  58. В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья : Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 1998.
  59. О.Я. Философия выживания этноса. М., 1998
  60. Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988
  61. Н.Ф. Культура межнациональных отношений составная часть культуры мира //Воспитание культуры мира — важнейшее условие эт-нополитической стабильности на Северном Кавказе.-Махачкала, 2000
  62. Т.Ю. Социология национальных отношений//Социс. -1994. -№ 5.
  63. А. И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализу/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Санкт-Петербургский Университет МВД РФ. СПб., 1999.
  64. А.Б. Теория государства и права. М., 2004.
  65. К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. -М.: Наука, 1990
  66. Э. Нации и национализм / Пер. с англ. Г. В. Бердиковой, М. К. Тюнькиной: Ред. и послесл. И. И. Крупника. М.: Прогресс, 1991.
  67. .И. Категория «суверенитет» в полиэтничном федеративном государстве Российская Федерация: разрушение или создание// Пути формирования гражданского общества в полиэтничном южнороссийском регионе.-Ростов-на-Дону, 2002
  68. .И. Правовое регулирование этнических проблем в Дагестане// Болгария.Дагестан.Турция.-Сборник научных трудов.-Вып.б.-Махачкала, 2001.
  69. .И. Принцип укрепления интернационального единства народов и регулирования межнациональных отношений // Толерантность как социокультурный феномен.- Махачкала, 2002.
  70. Государственное право Российской Федерации. / Под редакцией О. Е. Кутафина М., 1996.
  71. Государство и право России и Дагестана в переходный период: Материалы вузовской и научной конференции. Махачкала: ИПЦ ДГУ. 2001.
  72. А.Д. Статьи и публичные лекции о национальном вопросе. Собр.соч. Т.З.-СПб., 1901.
  73. М. Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? Размышления о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. М., 2000.
  74. М.М. О ходе выполнения Комплексной программы решения проблем национальных отношений в РД// Дагестанская правда.-1997.-8 марта.
  75. К.Г. Влияние этноконфессиональных проблем на государственную целостность многонациональной России//Современные проблемы теории и практика межэтнических отношений. Региональная НПК.-Махачкала, 2004
  76. О.М. Межнациональные отношения: проблемы и перспективы // Народы Дагестана. 1999.№ 112
  77. Д.А. Цивилизационные и геополитические аспекты политических процессов на Кавказе// Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Северного Кавказа.- Ростов н/Д, 2002
  78. Дагестан в правовом пространстве России: Материалы республиканской научно практической конференции. — Махачкала: ИПЦ ДГУ. 2002.
  79. Дагестан в составе России: эволюция государственно-правового статуса: Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 1997.
  80. Даниялов Г.-А. Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX-начале ХХв.- Махачкала, 1970.
  81. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов / Рос. акад. образования. Юж. отд-ние. Сев.-Кавк. центр высш. шк. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1996.
  82. М.С. Суверенитет как социальный феномен.-М., 1994.
  83. Е.М. Правовые проблемы защиты русского языка// Государство и право.-2003.-№ 2.
  84. А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. Этнополитический очерк. Спб., 1995.
  85. JI.M. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. -М.: Прогресс, 1981
  86. Г. М. Ислам и демократия// Голос разума.-Махачкала, 2003.-№ 2.
  87. Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908
  88. О.Н. Самоопределение народов в международном праве// Советское государство и право.-1990.-№ 10.
  89. А.Г. Динамика национального самосознания россиян и этнополитические конфликты // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1996. Вып. 4. — С. 51−68
  90. А.В. Конституционное право России: Проблемы теории и практики. М.-Спб., 2000.
  91. В. Ю., Аманжолова Д. А., Кулешов С. В. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества. М., 1999
  92. Из истории дореволюционного Дагестана.-Махачкала, 1976
  93. И.П. Российский федерализм: проблемы и реше-ния//Независимая газета.-1991.-№ 8.
  94. История народов Северного Кавказа (конец XVIIIb. 1917 г.).-М., 1988.
  95. М.А. Национально-государственное строительство в Дагестанской АССР (1920−1940гг.).-М., 1960.
  96. М.А. Очерки истории советского строительства в Дагестанской АССР (1921−1937гг.).-М., 1965.
  97. М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана.- Махачкала, 1970.
  98. Д.А. Язык и национальная культура// Материалы НПК «Языки народов мира и Российской Федерации». -Махачкала, 2003.
  99. Ю.Н. Институт ответственности в полиэтнических отношениях местного самоуправления// Государственное управление и местное самоуправление в полиэтнической социокультурной среде.- Р-на-Дону, 1999.
  100. А. Россия многонациональная империя.-М., 2000.
  101. Л.М. Государственно-национальные конфликты и политико-правовые основы их разрешения // Социально-политический журнал.-1996.-№ 6
  102. Ким А.И. К вопросу о государственно-правовой природе РСФСР// Правоведение.-1960.-№ 1.
  103. В.А., Трейвиш А. И. Этнические ареалы современной России: сравнительный анализ риска национальных конфликтов // Полис. 1996. -№ 2.
  104. С.А. Общая теория государства и права. М., 2005.
  105. Комментарий к Конституции РФ.-М., 1994.
  106. К.Л. Национальные отношения, их место и роль. Социально-философский аспект.- Элиста, 1999.- С. 19.
  107. Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика. М., 1996.
  108. И.А. Формирование Российского конституционализма: проблемы теории.-М., 2002.
  109. Р.Г. Национальные движения в России// Этнографическое обозрение. -1993. -№ 6. -С46−60
  110. А.Л. Возникновение и развитие советской национальной государственности народов Дагестана.- Махачкала, 1968.
  111. М.Т. Питирим Сорокин. Автономия национальностей и единство государства// Государство и право. 1997.№ 10.
  112. М.В. Особенности применения кластерного анализа при исследовании этнополитического конфликта в республике Дагестан и на Северном Кавказе // Молодежь в информационном пространстве. -М., 2001. Ч. 2.-С. 11−17
  113. Е. А. Межнациональные конфликты и права человека // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994.
  114. С. В. Историческая этнология. М., 1998
  115. В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М.: Институт современной политики, 1995.
  116. В.Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2002.
  117. В.Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко Й. В., Шапсугов Д. Ю. Теория государства и права. М.- Ростов-на-Дону, 2003.
  118. В.Я., Смоленский М. Б., Шепелев В. И. Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв. ред. В. Я. Любашиц.2-е изд. Ростов-на-Дону, 2003.
  119. В.Я. Государственная власть в РФ как выражение народовластия // В кн.: Вестник Луганской академии внутренних дел. Луганск, 2004. Вып. 1.
  120. В.Я., Попова Н. Ю. Правовое государство как институт гражданского общества // Специальный выпуск. Луганск, 2004.
  121. В.Я. Эволюция государства как политического института общества. Ростов-на-Дону, 2004. —288 с.
  122. P.M., Магомедов А. Р. История Дагестана. Махачкала: Дагестанское книгоиздательство, 1994.
  123. А. Евразийский Дагестан к итогам XX века.-Махачкала, 2000.
  124. P.M. Общественно-экономический строй Дагестана в 18- начале 19 вв.- Махачкала., 1957.
  125. Ш. Б. Конституционно-правовые основы межнациональных отношений в Республике Дагестан //Современные проблемы теории и практика межэтнических отношений. Региональная НПК.-Махачкала, 2004
  126. Ш. Б. Конституционно-правовые принципы формирования гражданского общества в Российской Федерации// Материалы НПК «Актуальные проблемы формирования гражданского общества и правового государства в Дагестане.- Махачкала, 2000
  127. Ш. Б. Проблема социально-экономического и национально-государственного строительства в Дагестане (1920−1940гг.).-Махачкала, 1993.
  128. Ш. Б. Российский федерализм и правовой статус в Республики Дагестан: вопросы истории, теории и конституционного строи-тельства.-С.-Пб, 1998.
  129. JI.C. Народ в правовом государстве.-М., 1999.
  130. С.Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии// ОНС.- 1997.- № 1
  131. Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики // Государство и право. 2001. № 10.
  132. Н.ГТ. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. -М.: Политиздат, 1993
  133. В. Социал-демократия и национальный вопрос. СПб., 1906.
  134. Международная зашита прав и свобод человека: Сборник документов.- М., 1990
  135. Международное публичное право. Сборник документов.-М., 1996.-Т.1.
  136. Межнациональные отношения в СССР: история и современ-ность.-М., 1991.
  137. Межнациональные отношения в России и СНГ. Семинар Московского Центра Карнеги. Выпуск 2: доклады 1994−1995 гг. / Под ред. Г. Бор-дыгова и П. Гобла. М. 1995. — 224
  138. П.Н. Национальный вопрос (происхождение национальности и национальный вопрос в России).-Прага., 1925.
  139. М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты: Учеб. пособие М., 1998
  140. Л.А. Теория государства и права: Учебник. М.: «Юристъ», 2002.
  141. В.В. Подходы к разработке национальной политики в современных условиях// Национальные процессы в СССР. -М.: Наука, 1991
  142. Муртазалиев A.M. Актуальные задачи юридической науки по укреплению государственности и проведению правовой реформы в Республике
  143. Дагестан// Вестник Даггосуниверситета. Вып.2. Экономи-ка.Философия.Право.-Махачкала, 1996.
  144. A.M. Актуальные проблемы государственно-правового статуса Республики Дагестан на современном этапе // Вестник Даггосуниверситета. Экономика.Философия.Право.-Махачкала, 1997.
  145. М.М. Нормативно-правовая основа и практика межнациональных отношений//Современные проблемы теории и практика межэтнических отношений. Региональная НПК.-Махачкала, 2004. С.87−93.
  146. М.М. Роль и место русских в национальной системе Дагестана// Проблемы русского и русскоязычного населения Республики Да-гестан.-Махачкала, 1996.
  147. С.И. Влияние этнических и конфессиональных факторов на политическое развитие Дагестана на современном этапе// Материалы НПК «Политический процесс на юге России: политико-правовой аспект. -Армавир, 2002
  148. С.И. Межнациональные отношения в Дагестане: исторические традиции и современность.- Махачкала, 1999.
  149. Т.К. Аварцы: проблемы и тревоги// Молодежь Дагестана. 2 августа 1996.
  150. М. А. Проблемы национально-культурной автономии // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. М., 2001.
  151. Национальная политика России: История и современность/ Под ред. В. А. Михайлова, Р. Г. Абдулатипова и др.-М., 1997.
  152. Национальные отношения. Словарь. Под общей ред. B.JI. Калашникова. М., 1997.
  153. А.П. К единству равных: культурные факторы объединительного движения советских народов. 1917−1924гг.-М., 1991.
  154. B.C. Общая теория права и государства. М. 2002.
  155. B.C. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2002.
  156. B.C. Правовое государство, личность, законность. М.: НИИ правовой политики и проблем правоприменения, 1997.
  157. B.C. Философия права. Учебник для вузов. М., 1999.
  158. Общая теория права и государства: Учебник / Под. Ред.В.В. Ла-зароева. М., 2005.
  159. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. М. Н. Марченко. Том 2. Теория права. М., 1998.
  160. Э. Теория этнополитического конфликта // Информ. бюл. Центра социол. исслед. М., 1995. — N 1. — С. 58−76
  161. Теория государства и права/ Под ред. проф. В. К. Бабаева. М., 2005.
  162. О ходе исполнения Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов». Материалы парламентских слушаний.-М., 1995.
  163. М.И. Регионов 89 Россия одна. Какая федерация нужна России // Российская Федерация,-1998, — № 1.
  164. Н.Д. Территориальное размещение и численность политических партий России в 1907—1917 гг.. М., 1998.
  165. Правовая система Дагестана. Материалы межвузовской научной конференции. Махачкала 2005.
  166. Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан: Материалы республиканской научно практической конференции. -Махачкала, 2003.
  167. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. проф. М. Н. Марченко. -М.: «Проспект», 2004.
  168. А.Х. Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе России в XIX- начале XX вв.- Махачкала, 1997
  169. А.Х. Проблемы эволюции государства и права в Дагестане// Актуальные проблемы формирования гражданского общества и правового государства в Дагестане, — Махачкала, 2000.
  170. А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля.-Махачкала, 1996.
  171. РамазановТ.Б. Проблемы преступности в РД.- Махачкала. 1999
  172. В. А., Киселева А. В. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционные основы организации // Государство и право., 1994.—№ 10
  173. Садыки М.-А. М.-Г. Дагестан: политические реалии и перспективы. М. 1996.
  174. М.Б. Национальное самосознание: условия и факторы его развития// Актуальные проблемы развития межнациональных отношений, интернационализма и патриотического воспитания. -Алма-Ата, Казахстан. 1989
  175. Северный Кавказ: проблемы межнациональных отношений, укрепления единства РФ. Материалы парламентских слушаний.-М., 1995
  176. З.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. пособие. Спб.: Изд-во Михайлова А. А., 1999
  177. . Демократическое решение проблемы этнического многообразия // Вопросы философии. 1994. — № 6
  178. Э. Этнонациональные конфликты и политическая стабильность России // Этнополитический вестник России. -1992. № 2.
  179. Л.И. Теория государства и права. М., 1999.
  180. Л.А. Многонациональная Россия: государственно-правовое развитие Х-ХХ1 вв.-М., 2002.
  181. . Какое государство мы строим? Размышления над новой Конституцией Российской Федерации //Российская Федерация. 1994. № 1.
  182. Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе// Журнал Российского права.-1999.-№ 3−4.
  183. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузо-ва и А. В. Малько. М.: Юристь, 2004.
  184. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2004
  185. В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
  186. В.А. Стратегия национальной политики в РФ// Вестник РАН.-1993 .-Т. 63 .-№ 8.
  187. М. Дагестан: истоки государственности//Народы Дагестана. 1994.№ 4.
  188. Федеративный договор. Документы. Комментарии.-М., 1994.
  189. В.Г. Образование и развитие РСФСР.-М., 1963.
  190. К. Национальные области России (опыт статистического исследования по данным всеобщей переписи).-СПб., 1906.
  191. Т. Я. Проблемы совершенствования законодательства по национально-культурной автономии в Российской Федерации // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. М., 2001.
  192. Т.Я. Национально-культурная автономия: современные проблемы правового регулирования// Журнал российского права.-2002.-№ 2.
  193. А.В., Магомедов Ш. Б. Государственное (конституционное) право Республики Дагестан: учебное пособие. Махачкала: ИПУ ДГУ. 1998.
  194. A.M. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля.-Махачкала, 1991.
  195. A.M., Гамзатов Я. Б. Государственное устройство России и правовой статус Дагестана. Махачкала, 1998.
  196. A.M., Гамзатов Я. Б., Исмаилов Ч. М. Национальный суверенитет и правовой статус Республики Дагестан. Махачкала, 2000.
  197. A.M., Магомедов Ш. Б., Гамзатов Я. Б. Конституция Республики Дагестан.- Махачкала, 2001.
  198. A.M., Магомедов Ш. Б., Омаров А. Р. Национально-государственное устройство Республики Дагестан в составе Российской Федерации. Махачкала, 1995.
  199. B.JI. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий// Политические иследования.-1996.-№ 6.
  200. В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов / Под редакцией В. Г. Стрекозова. М., 2000
  201. В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
  202. М.М. Национальное самосознание: сущность, структура, социальные функции (на материалах Республики Дагестан): Дисс.. канд. филос. Наук. -Махачкала, 1999
  203. Д., Гасанов Н. Республика Дагестан: социально-политические проблемы. Махачкала. 1996.
  204. Linz J. J., Stepan A. Political Identities and Electoral Sequences: Spain, the Soviet Union and Yugoslavia // Daedalus.- 1992, — vol. 121. № 2.
  205. Авторефераты и диссертации
  206. В.Е. Историческое сознание нации (Социально-философский анализ): Автореф. дисс.. канд. филос. наук. -Ставрополь, 1999.
  207. В.Т. Общетеоретические проблемы обеспечения единого правового пространства в РФ / Автореф. канд. дис. М., 2004.
  208. С.Я. Социальная природа межнациональных конфликтов. Дисс. канд. филос. наук. Махачкала, 2001.
  209. М.Г. Межнациональные отношения на Северном Кавказе: механизмы регулирования. Дисс. канд. пед. наук. М., 2000.
  210. С.Р. Теоретические проблемы правовой системы Республики Дагестан / Автореф. канд. дис. М., 2005.
  211. И.И. Этнические конфликты в условиях становления независимого государства. Дисс. канд. пед. наук.-М., 2002.
  212. Г. Р. Проблемы моделирования и экспертизы региональных конфликтов. Дисс. канд. соц. наук.-М., 2002.
  213. Н.Н. Системный анализ международных конфликтов. Дисс. канд. пед. наук.-М., 2003.
  214. М.М. Этноконфессиональные процессы в современном Дагестане. Дисс. канд. филос. наук.- Махачкала, 2000.
  215. К.Г. Межнациональные конфликты в полиэтнической среде: их характер и разрешение. Дисс. канд.филос.н.- Махачкала, 2000.
  216. А.А. Этнополитическая стабильность: понятие, факторы и технологии обеспечения (на материалах Республики Дагестан). Автореф. дисс. канд. полит., наук. Ростов-на-Дону, 2005
  217. А.С. Нация и человек: социально-философский анализ: Автореф. дисс. .канд. филос. наук. -М.: 1992
  218. A.M. Преступность на почве межнациональных конфликтов (криминологиечкие проблемы). Дисс.канд.юрид.наук.-М., 2002.
  219. Т.Р. Исламский фактор в современных межнациональных конфликтах. Дисс. .к.п.н. М., 2000.
  220. С.Г. Социально-этнические процессы в системной организации и развитии общества. Дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 2001.
  221. Лях А. Н. Социальный конфликт в России: исторические особенности и современное состояние: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. М., 1995.
  222. A.M. Социальные конфликты в трансформирующемся обществе: теоретические подходы и Российская действительность. Дисс. канд. соц. наук.- Казань, 2003
  223. Е. Формирование национального самосознания: Социально-философский анализ: Автореф. дисс. док. филос. наук. -М.: 1993.
  224. Э.В. Межэтнический конфликт в современном обществе. Дисс. канд. филос. наук. -Волгоград., 2000
  225. А.П. Современная российская государственность: социальный статус, нормативно-ценностные императивы и легитимация: Автореф. дисс. д-ра социологич. наук. Саратов, 2002.
  226. А.Н. Социально-философские аспекты национальной политики и управления национальными отношениями в РФ.- Автореф. дисс. .докт. филос.наук.-Улан-удэ, 2000
  227. И.М. Самоопределение народов: социально-философское исследование. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2000
  228. А.Н. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции.- Автореф.дисс.. канд.полит.наук.-М., 2000.
  229. А.Ч. Правосознание молодежи: теоретико-региональный аспект (на материалах Республики Дагестан) / Автореф. канд. дис. М., 2005.
  230. Д.С. Проблемы нравственного развития личности в условиях перехода общества к рыночным отношениям (на примере Республики Дагестан): Автореф. дисс. .канд. филос. Наук. Махачкала, 1998.
Заполнить форму текущей работой