Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В экспериментальной работе на основании проведенного теоретико-методологического анализа мы выделяем три этапа, каждый из которых нацелен на формирование определенного уровня готовности к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности. На первом этапе опытно-экспериментальная работа была нацелена на достижение среднего уровня готовности к экологическому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научно-теоретический анализ проблемы подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности
    • 1. 1. Анализ современных проблем подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников
    • 1. 2. Межпредметная внеклассная деятельность как средство экологического воспитания школьников
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников во внеклассной межпредметной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности
    • 2. 1. Теоретическая разработка программы подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности
    • 2. 2. Результаты применения программы подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности
  • Выводы по второй главе

Подготовка будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне. Поэтому современная естественно-научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. Взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотичным и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться. Все это делает непреложным тот факт, что в преодолении экологического кризиса, как и в решении других глобальных проблем цивилизации, важная роль принадлежит экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание — это формирование заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества.

Важнейшие принципы экологического воспитания — всеобщность и непрерывность, т. е. включение в процесс всех звеньев образовательной цепи. Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического воспитания. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении.

Как показывает практика, очень часто традиционные методы воспитания оказываются малоэффективными, и возникает необходимость вовлечения учащихся в какую-либо новую для них деятельность. Средством решения этой проблемы может выступать воспитательная деятельность по ряду школьных естественно-научных дисциплин. Однако возможности для раскрытия элементов экологии неодинаковы у разных учебных дисциплину физики они достаточно велики, так как ее содержание включает не только научные и практические аспекты экологического воспитания, но и нравственно-эстетические, мировоззренческие, причем в случае учета их связи эти предметы могут стать базой формирования ответственного отношения учащихся к природе родного края, что служит важнейшим элементом экологического воспитания школьников. Особо следует отметить роль физики в создании приборов и устройств, позволяющих осуществлять экологический мониторинг не только в рамках отдельного региона, но и в рамках всей Земли. В силу вышесказанного процесс подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников представляется особо актуальным и значимым.

Процесс экологического воспитания в целом настолько сложен и многогранен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к экологическим проблемам, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время. Внеклассная (внеурочная) работа является обязательной составной частью учебно-воспитательного процесса, естественным продолжением и дополнением основных форм работы учащихся на уроке.

Кроме того, экологические знания отражают тесные взаимосвязи между различными явлениями природы, а также между ними и социальными процессами. Поэтому их содержание носит междисциплинарный, комплексный характер, и ознакомление учащихся с ними может проводиться успешно лишь при учете межпредметных связей экологии с другими предметами, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

Анализ педагогической практики показывает, что знания будущих учителей физики об экологическом воспитании школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности зачастую излишне теоретизированы и недостаточны для решения конкретных проблем. Все это делает необходимым разработку программы подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности, выступающей актуальным направлением междисциплинарных научно-теоретических и организационно-методических исследований.

Проблема подготовки к профессиональной деятельности и формированию готовности к ее осуществлению — одна из стержневых в педагогике. Данной проблеме посвящено большое количество трудов многих авторов (Б.Г. Ананьев, М.И. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, JI.H. Захарова, Е. А. Климов, А. И. Мищенко, К. К. Платонов, В. Н. Саяпин, Р. Д. Санжаева и др.).

Исследованию структурных компонентов готовности к профессиональной деятельности посвящены работы О. А. Абдуллиной, К.А. Абульхановой-Славской, Е.Н. Кабановой-Меллер, В. П. Косырева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. Маслоу, Р. С. Немова, C.JI. Рубинштейна, В. А. Сластенина, X. Хекхаузена и других.

Проблема профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов — одна из наиболее важных в педагогической науке. Свидетельством этому могут служить многочисленные и разноаспектные исследования О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Л. Г. Вяткина, Г. И. Железовской, И. Ф. Исаева, В.А. Кан-Калика, В. П. Каширина, Н. В. Кузьминой, И. П. Раченко, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова и др.

Особенно возрос интерес к данной проблеме в последние годы. Это исследования В. И. Андреева, Н. М. Борытко, Е. В. Бондаревской, А. А. Вербицкого, С. М. Годника, С. В. Кульневича, А. В. Мудрика, Н. К. Сергеева, В. В. Серикова и многих других авторов.

Процесс профессионально-педагогической подготовки непосредственно будущего учителя физики рассматривается в работах Н. Е. Важеевской, А. Б. Варнавских, Ю. И. Дика, С. Е. Каменецкого, Ю.И.

Лукьянова, Н. С. Пурышевой, В. Г. Разумовского, М. Н. Скаткина, Е. С. Сластениной, Э. А. Турдикулова, И. К. Турышева, Н. В. Шароновой, А. В. Усовой, Э. Х. Хакимова и др.

Изучению различных аспектов экологического воспитания школьников посвящены труды Н. Г. Бибиковой, Э. В. Гирусова, С. Н. Глазачева, Н. С. Дежниковой, С. Д. Дерябо, В. В. Завьялова, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, В. Б. Калинина, Г. Н. Каропо, Н. М. Мамедова, А. В. Миронова, Н. Н. Моисеева, Л. П. Печко, Е. С. Сластениной, Т. И. Суравегиной, А. В. Усовой, Т. И. Тарасовой, Д. Л. Теплов, Э. А. Турдикулова, В. А. Ясвина и др.

Различные аспекты использования межпредметных связей в процессе обучения, их классификацией и исследованием с различных позиций занимались Г. И. Беленький, И. И. Гайдуков, А. И. Гурьев, Ю. И. Дик, И. Д. Зверев, Ц. Б. Кац, Д. М. Кирюшкин, Н. А. Лошкарева, В. Н. Максимова, В. Н. Ретюнский, Н. А. Сорокин, В. Н. Федорова, И. Л. Федотенко и др.

Основные вопросы организации внеклассной работы, в том числе на занятиях по физике, сущность и основы данного вида деятельности рассматриваются в работах Н. М. Верзилина, А. А. Дойнеко, В. В. Завьялова, О. Ф. Кабардина, И. Я. Ланиной, В. М. Минаева, Н. Е. Парфентьевой, В. Г. Разумовского, Л. В. Романенко, М. Н. Скаткина, И. Т. Суравегиной, И. Л. Юфановой и др.

Рассмотрение и анализ трудов перечисленных ученых позволяет утверждать о необходимости экологического воспитания школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности. Однако ретроспективный анализ психологической, педагогической и учебно-методической литературы, реальной практики высшей школы показывает, что недостаточно исследованными на сегодняшний день остаются отдельные вопросы профессиональной подготовки будущего учителя физики, в частности, вопросы подготовки будущего учителя физики с высоким уровнем готовности к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

Таким образом, возникает острое противоречие между потребностями общества в учителях физики, подготовленных к осуществлению профессиональной деятельности по экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности, и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ профессиональной подготовки будущих учителей физики к осуществлению данной деятельности.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью совершенствования подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

Исходя из выявленного противоречия и актуальности исследования, была определена проблема исследования: каковы научно-теоретические и организационно-методические аспекты подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников в условиях межпредметной внеклассной деятельности? В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Подготовка будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности».

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущего педагога в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования — подготовка будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что подготовка будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности будет осуществляться успешно, если:

— созданы психолого-педагогические условия, необходимые для осуществления процесса подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности;

— организация подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности представляет собой непрерывный процесс, осуществляющийся в рамках структурированной программы, включающей в себя целевой, деятельностный, диагностический и результативный компоненты, которые взаимосвязаны между собой;

— сформированность готовности студентов к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности как результата процесса их профессиональной подготовки отслеживается и оценивается с помощью диагностического инструментария, включающего качественные и количественные показатели.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:

1. Уточнить сущность понятия «подготовка будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности».

2. Определить психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

3. Теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность программы профессиональной подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— теория профессиональной деятельности (С.Я. Батышев, Г. И. Железовская, Э. В. Ильенков, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, З. А. Решетова, Е. В. Ткаченко и др.);

— теоретические положения современных подходов по профессиональной подготовке студентов в условиях высшей школы (В.А. Беликов, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Сычкова и др.);

— теория формирования личности учителя (О.А. Абдуллина, С. И. Архангельский, В. А. Сластенин и др.);

— концепция развития непрерывного экологического образования (А.А. Вербицкий);

— теория экологического образования в педагогике (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, И. Т. Суравегина и др.);

— теоретические основы экологического образования (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, Д. Ж. Маркович, А. В. Миронов, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина и др.);

— современные исследования теории и практики экологического образования, воспитания и просвещения (С.Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Н. Н. Моисеев, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин и др.);

— теоретические основы профессиональной педагогической подготовки (В.А. Адольф, Е. П. Белозерцев, В. И. Данильчук, Н. В. Кузьмина, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин, А. И. Уман и др.);

— исследования в области использования межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе (Ю.И. Дик, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, А. В. Усова и др.);

— теоретические основы подготовки будущих учителей физики (Н.Е. Важеевская, С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, А. В. Усова и др.).

Важным компонентом методологической основы исследования являются нормативные документы, определяющие Государственную стратегию экологического образования, воспитания, просвещения, развитие общественного экологического сознания и знаний об окружающей среде. Среди них мы выделяем: Законы Российской Федерации об охране окружающей среды (1991, 2002 гг.) — Экологическую доктрину Российской Федерации (концепция (2001 г.)) — Национальную стратегию экологического образования в Российской Федерации (2000 г.) — Национальную доктрину образования в Российской Федерации (2000 г.).

Методами исследования явились: теоретико-методологический анализ научной литературы по педагогике, психологии, физике, методике преподавания физики, диссертационных работ по проблеме исследования, научных материалов и публикаций периодической печатисистематизация, классификация, сравнительный анализнаблюдение за учебно-воспитательным процессомпсихолого-педагогический эксперимент, в ходе которого использовались анкетирование, беседы, опросы, регистрация полученных данных, методы математической статистики. обработки итоговых данных.

В соответствии с поставленными задачами исследования и его методологической основой был определен ход опытно-экспериментального исследования.

Исследование проводилось поэтапно, с 2006 по 2009 годы на базе физико-математического факультета Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

1 этап — поисково-теоретический (2006 г.) — в ходе которого осуществлялся анализ состояния проблемы подготовки будущего учителя физики ^ к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности в педагогической, психологической, учебно-методической литературе, что позволило сформулировать исходные позиции исследования, определить современные прогрессивные тенденции профессиональной подготовки будущего учителя физики, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи исследования, наметить пути их решения.

2 этап — опытно-экспериментальный (2006;2007 гг.) — был направлен на разработку программы подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности, на выбор комплекса диагностических процедур для определения уровня готовности будущих учителей физики к данному виду профессиональной деятельностивключал проведение констатирующего эксперимента. В ходе данной работы анализировались полученные результаты, уточнялись критерии эффективности профессиональной подготовки студентов.

3 этап — экспериментально-формирующий (2007;2009 гг.) — заключался в проведении формирующего экспериментав ходе данного этапа проводилось уточнение теоретико-экспериментальных выводов, обобщались и систематизировались полученные результаты, формулировались выводы и рекомендации по реализации программы подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельностибыло завершено литературное оформление работы.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: уточнена сущность понятия «подготовка будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности» (комплекс психолого-педагогических мер, направленных на формирование у будущего учителя знаний и умений организации межпредметной внеклассной деятельности по экологическому воспитанию школьников) — определены психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности (реализация междисциплинарных связей, направленных на интеграцию общепрофессиональных и специально-профессиональных знанийусиление связи учебных занятий и педпрактики с целью формирования целостного подхода к последующей профессиональной деятельностиопределение критериев готовности будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности) — предложены показатели эффективности профессиональной подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности (рост уровня теоретических знаний о процессе осуществления экологического воспитания школьников средствами межпредметной внеклассной деятельностиусиление познавательного интереса к данному виду деятельностирост уровня сформированности системы умений, необходимых для успешной реализации экологического воспитания школьников средствами межпредметной внеклассной деятельностииспользование творческого подхода в процессе организации и осуществлении экологического воспитанияусиление степени активности учителей в оперировании межпредметными связями, с увеличением их интенсивности, широты и глубины в учебном процессе) — разработана и экспериментально проверена программа подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности, включающая в себя следующие компоненты: целевой (формирование готовности будущего учителя физики к экологическому воспитанию средствами межпредметной внеклассной деятельности), деятелъностный (формирование у студентов представлений о будущей профессиональной деятельностиосвоение студентами теоретико-эмпирических основ экологического воспитания школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности в ходе изучения модифицированных курсов «Инновационная педагогическая деятельность», «Теория и методика обучения физике», «Педагогика: педагогические технологии», разработанного специального курса «Экологическое воспитание школьников средствами межпредметной деятельности», во время прохождения практики) — диагностический (диагностический комплекс, позволяющий замерять уровень готовности студентов к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности) и результативный (динамика поэтапного изменения уровня готовности будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что: результаты исследования расширяют научные представления о сущности подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельностипостановка и решение задачи повышения уровня подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности способствует теоретическому осмыслению и повышению эффективности профессиональной подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельностиразработанная авторская программа подготовки будущего учителя физики соответствует современным требованиям к организации профессиональной подготовки учителя физики.

Практическая значимость результатов исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя физикив разработке программы подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельностив описании диагностических процедур (опрос, анкетирование, беседа, наблюдение), позволяющих выявлять уровень готовности студентов к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности в процессе реализации программыв предложении авторского комплекса учебно-методических материалов. Выводы и материалы диссертационного исследования могут найти широкое применение при проектировании и организации образовательного процесса не только в вузах, но и в других типах образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены методологической основой исследования, опорой на основные положения педагогики, психологии, физики, частных методик преподаванияиспользованием методики теоретического и экспериментального исследования как единого комплексаадекватностью исследовательских процедур и методов целям и задачам исследованияколичественным и качественным анализом полученных данныхопорой на повседневную педагогическую практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати, выступлений на ежегодных научно-практических конференциях студентов, преподавателей и аспирантов Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (г. Балашов, 2006;2009 гг.) — Международной научно-практической конференции «Вавиловские чтения -2007» (г. Саратов, 2007 г.) — Международной научно-практической конференции «Наука и молодежь: новые идеи и решения» (г. Волгоград, 2008 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодежи» (г. Анжеро-Судженск, 2006 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Экология и здоровье: проблемы и перспективы социально-экологической реабилитации территорий, профилактики заболеваемости и устойчивого развития» (г. Вологда, 2007 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание толерантности в современной школе» (г. Балашов, 2008 г.) — Всероссийской научной конференции «Студент и аграрная наука» (г. Уфа, 2008 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном информационном обществе: синергетическая модель» (г. Балашов, 2009 г.) — Региональной научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 2006 г.) — Региональной научнопрактической конференции «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования» (г. Балашов, 2009 г.) — Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития региональных АПК в контексте Национального проекта» (г. Балашов, 2007 г.) — Региональных научно-практических конференциях «Становление творческой личности в условиях развивающейся среды» (г. Балашов, 2006;2008 гг.) — Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологической безопасности региона: состояние и перспективы» (г. Балашов, 2009 г.) — Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и образования» (г. Балашов, 2006;2009 гг.) — Внутривузовской методической научно-практической конференции «Совершенствование методики преподавания естественно-научных дисциплин в аграрном вузе» (г. Саратов, 2007 г.). Основные положения содержания диссертации и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и физики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (Балашовского филиала).

Результаты исследования используются в практике работы Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.Г. ЧернышевскогоПензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинскогофилиала Московского государственного педагогического университета в г. УльяновскеБалашовского филиала Саратовского государственного аграрного университета имени Н. И. Вавилова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретико-методологическое обоснование профессиональной подготовки студентов к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности, включающее в себя понимание сущности, цели, задач, форм и методов экологического воспитания как составной части процесса воспитания, глубокое и всестороннее знание путей его практического осуществления в школе, совокупности умений организации процесса экологического воспитания школьников.

2. Комплекс психолого-педагогических условий (реализация междисциплинарных связей, направленных на интеграцию общепрофессиональных и специально-профессиональных знанийусиление связи учебных занятий и педпрактики с целью формирования целостного подхода к последующей профессиональной деятельностиопределение критериев готовности будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности), обеспечивающих эффективность подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

3. Программа подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности реализуется поэтапно и включает в себя следующие компоненты: целевой (формирование готовности будущего учителя физики к экологическому воспитанию средствами межпредметной внеклассной деятельности), деятелъностный (формирование у студентов представлений о будущей профессиональной деятельностиосвоение студентами теоретико-эмпирических основ экологического воспитания школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности в ходе изучения модифицированных курсов «Инновационная педагогическая деятельность», «Теория и методика обучения физике», «Педагогика: педагогические технологии», разработанного специального курса «Экологическое воспитание школьников средствами межпредметной деятельности», во время прохождения практики) — диагностический (диагностический комплекс, позволяющий замерять уровень готовности студентов к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности) и результативный (динамика поэтапного изменения уровня готовности будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 230 страниц машинописного текста, содержащего 7 таблиц, 5 рисунков, список литературы из 223 наименований, 7 приложений.

Выводы по второй главе.

1. Анализ программных документов, регламентирующих содержание подготовки современного учителя физики, показал необходимость подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности. Вместе с тем, теоретический материал, касающийся сущности и специфики экологического воспитания школьников и раскрывающий механизмы их применения в условиях межпредметной внеклассной деятельности, представлен в учебной литературе недостаточно полно.

2. В рамках традиционного образовательного процесса в вузе уровень сформированности готовности будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности невысок. Работающие в общеобразовательных школах учителя физики также в массе своей недостаточно владеют теоретическими знаниями о сущности обсуждаемой проблемы, в то же время пытаются их пополнять в ходе своей практической работы с помощью самостоятельного изучения специальной литературы. Все это свидетельствует о недостатках в организации обучения и указывает на необходимость разработки программы, направленной на формирование у студентов готовности к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

3. Для решения проблем подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности определены конкретные пути построения программы подготовки будущего учителя физики к использованию межпредметных связей во внеклассной деятельности в процессе экологического воспитания. В качестве главных компонентов, составляющих программу подготовки будущего учителя физики к указанному виду деятельности, выделены: целевойдеятельностныйдиагностическийрезультативный. Также определены базовые дидактические принципы программы подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

4. В экспериментальной работе на основании проведенного теоретико-методологического анализа мы выделяем три этапа, каждый из которых нацелен на формирование определенного уровня готовности к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности. На первом этапе опытно-экспериментальная работа была нацелена на достижение среднего уровня готовности к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности. На втором этапе опытно-экспериментальная работа была нацелена на закрепление среднего уровня, а также на частичный переход со среднего уровня готовности к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности на высокий. На третьем этапе — на достижение высокого уровня готовности к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности. Для каждого этапа работы в рамках проектируемой программы были подобраны, разработаны и адаптированы деятельностная и диагностическая составляющие педагогического процесса.

5. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что проведенная экспериментальная работа, направленная на формирование готовности будущих учителей физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности, продуктивна, а деятельность в указанном направлении имеет большие перспективы.

Заключение

.

В настоящее время наиболее остро встает проблема подготовки будущих учителей физики. Это обусловлено тем, что ведущая роль в политехнической подготовке учащихся и их ориентация на технические профессии (наиболее востребованные на современном рынке труда) в школе принадлежит физике и, следовательно, учителям физики.

Анализ нормативных документов и общего состояния подготовки студентов специальности 32 200 «Физика» свидетельствует о низком качестве их профессиональной подготовленности. Мы считаем, что причины создавшегося положения можно представить в виде трех групп проблем: кадровые, учебно-методические и организационные.

Одним из звеньев профессиональной подготовки педагогов является подготовка будущих учителей физики к реализации межпредметных связей в условиях современной школы. Межпредметные связи в учебном процессе являются необходимым условием выполнения его основных функций (образовательных, воспитательных, развивающих), и в свою очередь сами выполняют методологические, формирующие и конструктивные функции.

Многообразие типов и видов межпредметных связей свидетельствует об их широком распространении во всех сферах образовательного и воспитательного процесса. Процесс экологического воспитания школьников занимает одно из ведущих мест в общей системе воспитания учеников.

Экологическое воспитание представляет собой процесс формирования личностных качеств, способствующих оптимальным взаимодействиям человека и природы.

Межпредметные связи реализуются не только на уроках и факультативных занятиях, но и во внеклассной работе учащихся, которая представляет собой органическую часть и важный элемент учебно-воспитательной деятельности школы. Опыт работы школ свидетельствует о том, что внеклассные занятия, по организации экологического воспитания, наиболее эффективны, если эта деятельность имеет междисциплинарный характер.

Таким образом, подготовка будущих учителей физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности является актуальнейшей проблемой. Эффективность данного процесса зависит от уровня психологической, профессиональной и специальной подготовки будущего учителя.

Профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности.

Ведущей и наиболее сложной стороной профессиональной готовности специалиста является психологическая — профессиональная готовность психики специалиста. Это та или иная степень подготовленности и настроенности психики, духовных сил специалиста на решение профессиональных задач, исполнение своих функциональных обязанностей.

Наряду с профессиональной и психологической подготовкой, важным звеном процесса подготовки будущего учителя к экологическому воспитанию, выступает специальная подготовка. Специальная готовность предполагает осведомленность и авторитетность педагога в области науки, представителем которой он является и базируется на его научной компетентности.

Профессиональная готовность учителя к экологическому воспитанию учащихся представляет собой интегральное свойство личности. Поэтому только комплексное использование профессиональной, психологической и специальной подготовок способствует целенаправленной и эффективной подготовке учителей физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности как фактора оптимизации процесса воспитания в целях достижения комплексного подхода к его организации.

Изучение путей и приемов осуществления межпредметных связей в практике педагогов позволило выделить три уровня готовности будущих педагогов к их использованию во внеклассной деятельности в процессе экологического воспитания школьников: низкийсреднийвысокий.

По нашему мнению, достижение высокого уровня готовности возможно при соблюдении ряда условий, которые созвучны трем группам проблем подготовки будущего учителя физики: кадровые, учебно-методические и организационные. Для выполнения данных условий целесообразно использовать следующие средства:

— разработанные программы педагогических практик;

— разработанный спецкурс;

— дополнения существующих программ и курсов по специальности 32 200 «Физика».

Проведение констатирующего эксперимента позволило обосновать программу подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

Разработанная программа подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности выступает как длительный и многоплановый педагогический процесс, в ходе которого формирование готовности к экологическому воспитанию школьников в условиях межпредметной внеклассной деятельности у студентов должно осуществляться поэтапно, в определенной логической последовательности.

Для каждого этапа работы в рамках реализации программы подготовки будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности были разработаны и адаптированы деятельностная и диагностическая составляющие педагогического процесса: необходимые межпредметные знаниямодифицированный курсы «Теория и методика обучения физике»,.

Педагогика: педагогические технологии" — разработанная тематика рефератов по курсу «Инновационная педагогическая деятельность" — модифицированная программа педагогической практикимеждисциплинарная координация учебного процесса на факультете у студентов, обучающихся по специальности «Физика" — специализированный курс «Экологическое воспитание средствами межпредметной деятельности».

Авторская программа, представленная совокупностью реализуемых поэтапно целевого, деятельностного, диагностического и результативного компонентов, является эффективным средством формирования готовности будущего учителя физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности.

Результаты применения авторской программы в образовательном процессе Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, полученные на каждом этапе опытно-экспериментальной работы и подтвержденные данными применения методов математической статистики, отражают тенденцию к повышению уровня готовности будущих учителей физики к экологическому воспитанию школьников средствами межпредметной внеклассной деятельности, что подтверждает эффективность разработанной программы и позволяет считать проведенное исследование успешным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. , П.П. Высшее образование России: состояние и проблемы развития Текст. / П. П. Афанасьев, В. К. Зарецкий, B.C. Кагерманьян. М.: НИИВО, 1994.-156 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. -М.: Наука, 1987. С. 4−12.
  4. , В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления Текст. / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина. — Красноярск.: Поликом, 2007. 190 с.
  5. , Е.М. Подготовка студентов педвузов к экологическому воспитанию учащихся начальных классов Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. М. Алексахина. М., 1989. — 24 с.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2002. 288 с.
  7. , В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс Текст. / В. И. Андреев. Казань.: Центр инновационных технологий, 2006. — 499 с.
  8. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  9. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: 1977. — 254 с.
  10. , А.С. Нормирование и тарификация труда преподавателей вузов на основе информационной сложности Текст. / А. С. Байметова // Вестник удмуртского университета. — 2006. — № 2. — с. 192−198.
  11. , М.С. Исследование мотивации труда преподавателей российских вузов Текст. / М. С. Байнова. М.: МГСУ, 2001. — Письмо Министерства образования и науки РФ от 22.02.2002 № 24−5552ин/10.
  12. , С .Я. Профессиональная педагогика Текст. / С. Я. Батышев, М. В. Яковлева, В. А. Скандии и др. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  13. , Г. И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей Текст. / Г. И. Беленький. Советская педагогика, 1977.-№ 5.-с. 60.
  14. , В.А. Технологии обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / В. А. Беликов. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 88 с.
  15. , Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки Текст. / Е. П. Белозерцева. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  16. , Н.Г. Экологическое образование обучающихся как средство формирования гражданственности Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Г. Бибикова. — Ставрополь, 2005. 24 с.
  17. , В.В. Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих учителей информатики Текст. /В.В. Бизюк // Применение новых технологий в образовании: Сб. науч. тр. / под ред. С. И. Золотовой. Троицк.: Тровант, 2003. — выпуск 14. — С. 254−255.
  18. , М.А. Совершенствование самостоятельной работы в методической подготовке будущего учителя физики Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Бобкова. М., 1979. 24 с.
  19. , Л.Ю. Изменения в структуре и социальном статусе преподавателей высшей школы Текст. / Л. Ю. Бондаренко // Социологическое управление, 2000. № 10. — С. 125−127.
  20. , Н.М. Педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, A.M. Байбаков- под ред. Н. М. Борытко. — М.: Академия, 2009. — 492 с.
  21. , JI. Россия перед вызовом XXI века. Человеческий капитал. Экономика образования и образование для экономики Текст. / JL Бреслав, Б. Лисовик, И. Ломова // Человек и Труд. 2005. — № 8. — С. 48−53.
  22. , М.Н. Продуктивная педагогическая практика в профессиональной подготовке будущего учителя Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / М. Н. Бурмистрова. Саратов, 2004. — 24 с.
  23. , Н.М. Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. М. Бурцева. СПб., 2001. — 22 с.
  24. , В.И. Система профессионально-методической подготовки преподавателя физики в классическом университете Текст.: автореф. дис. .д-ра. пед. наук / В. И. Ваганова. М.: Б.И., 2005 — 40 с.
  25. , А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования Текст. / А. А. Вербицкий // Педагогика. 1997. -№ 6. -С. 31−36.
  26. , Н.М. Общая методика преподавания биологии Текст.: учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. -М.: Просвещение, 1983.-384 с.
  27. Внеурочная работа по физике Текст. / Под ред. О. Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 1983.-223 с.
  28. , А.С. Некоторые проблемы развития вузов на примере высшей школы Новосибирска Текст. / А. С. Востриков, A.M. Гринь // Университетское управление. 2004. — № 3(31). — С. 31−43.
  29. , JI.Г. Основы педагогики: метод, пособие Текст. / Л. Г. Вяткин, Н. П. Корнюшкин, Саратов.: Гос. учеб.-науч. центр «Колледж», 1994. -146 с.
  30. , И.И. О межпредметных связях в подготовке учителя математики Текст. / И. И. Гайдуков // Межвузовский сборник научных трудов «Межпредметные связи в обучении. Тула.: Тульский госпединститут, 1980.-100с.
  31. , П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. — М., 1976.-150 с.
  32. , Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию Текст. / Э. В. Гирусов // Взаимодействие общества и природы. — М.: Наука, 1996.-76 с.
  33. , С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя Текст.: автореф. дис. д-ра. пед. наук / С. Н. Глазачев. — М., 1998.-37 с.
  34. , С.Н. Экологическая культура Текст. / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. М., 1997. — 204 с.
  35. , В.П. Круглый стол: Каким быть экологическому образованию в 12-летней школе Текст. / В. П. Голов // Педагогика. 2000. -№ 6.-С. 40−56.
  36. Годник, С М. О сущности профессионально-педагогической деятельности Текст. // Приобщение к педагогической профессии / С. М. Годник. Воронеж, 1992. — С. 11−14.
  37. , М.Я. Перспективы усиления взаимосвязей курсов физики и химии Текст. / М. Я. Голобородько, Ф. П. Соколова // Перспективы развития содержания общего среднего образования: Сб. научных трудов. Выпуск 3. М.: НИИ СиМО, 1976. — С. 16−21.
  38. , А. Кадровый потенциал российской науки Текст. / А. Гохберг // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С. 8−21.
  39. , А.И. Межпредметные связи теория и практика Текст. / А. И. Гурьев // Наука и образование. — Горно-Алтайск, 1998. — № 2. — 204 с.
  40. , В.И. Современный мужской педагогический лицей: теория и практика воспитания и обучения Текст. / В. И. Данильчук, A.M. Саранов. -М.: Владос, 2000. 208 с.
  41. , Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики Текст. /Н.С. Дежникова// Педагогика. -2002. -№ 10. С. 51−56.
  42. , С.Д. Экологическая педагогика и психология Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 — 480с.
  43. , Ж. До того, как умрет природа Текст. / Ж. Дорст. М.: АПР РСФСР, 1968−465 с.
  44. Дурай-Новакова, М. И. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / М.И. Дурай-Новакова. М.: Республика, 1983. — 40 с.
  45. , В.К. Организационная структура учебного процесса Текст. / В. К. Дьяченко. М., 1989. — 160 с.
  46. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко. Минск.: Изд-во Белорус, ун-та, 1976. — 175 с.
  47. , М.И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. -М.: Харвест, 2006.-416 с.
  48. , Г. И. Диалектическое мышление будущих педагогов: Теория, технология Текст. / Г. И. Железовская, А. Е. Николаева. Саратов.: Слово, 2001.-98 с.
  49. , А.А. Профессионально-педагогическое образование России: организация и содержание: монография Текст. / А. А. Жученко, Г. М. Романцев, Е.В. Ткаченко- Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург.: Издательство УГППУ, 1999.-233 с.
  50. , JI.H. Психологическая подготовка педагога Текст. / Л. Н. Захарова. -Н. Новгород, 1993. — 184 с.
  51. А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) Текст. / А. Н. Захлебный. -М.: Знание, 1986. — 112 с.
  52. , А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации Текст. / А. Н. Захлебный // Советская педагогика. 1984. — № 9. — С. 16−21.
  53. , А.Н. Принципы и условия экологического образования в школе Текст. / А. Н. Захлебный. -М.: Просвещение, 1983. 139 с.
  54. , А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации Текст.: автореф. дис. д-ра. пед. наук / А. Н. Захлебный. — М., 1986.-32 с.
  55. , А.Н. Школа и проблема охраны природы Текст. / А. Н. Захлебный. -М.: Просвещение, 1981 -420 с.
  56. А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя Текст. / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  57. , И.Д. Компоненты экологического образования / И. Д. Зверев, Л. Т. Салеева. -М.: Интер-Прайс, 1991. 186 с.
  58. , И.Д. Межпредметные связи в современной школе Текст. / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. -М.: Педагогика, 1981. 160 с.
  59. , И.Д. Подготовка учителя к проблемам охраны природы Текст. / И. Д. Зверев / О преподавании основ охраны природы в педагогических вузах: Материалы Научного совета по природоохранительному просвещению. -М., 1972. — вып. 1. С. 74−82.
  60. , И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания. Межпредметные и внутрипредметные связи важный фактор осуществления воспитания и обучения Текст. / И. Д. Зверев // Советская педагогика. — 1983. — № 2. — С. 71−83.
  61. , И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования Текст. / И. Д. Зверев. -М.: Интер-Прайс, 1980. 276 с.
  62. , И.Д. Экологическое образование школьников Текст. / И. Д. Зверев, Т. И. Суравегина. -М.: Интер-Прайс, 1983. -230 с.
  63. , Э.Ф. Психология профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2009. — 384 с.
  64. , В.И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. И. Земцова. -СПб., 1995.-41 с.
  65. , В.П. Миры сознания и структура сознания Текст. / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 15−36.
  66. , В.А. Томские вузы: от кризиса к. Текст. / В. Зыкин // Томский потенциал: образование, наука, технология, 1998. -№ 2−3. С. 9−12.
  67. , В.В. Нагрузки: нормы и предложения Текст. / В. Иглин // Юрист. 2000. — № 8. — С. 45−47.
  68. , А.Н. Теоретические проблемы воспитания у школьников экологической культуры как части их мировоззрения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Ильина. -М., 1998. — 18 с.
  69. , Э.В. Школа должна учить и мыслить Текст. / Э. В. Ильенков. М.:МПСИ, 2009. — 112 с.
  70. , Е.И. Психологическое образование педагога Текст. / Е. И. Исаев // Вопросы психологии. 1977. — № 3. — С. 51−56.
  71. , Т.Е. Преподаватель как субъект качества образования Текст. / Т. Е. Исаева // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 1723.
  72. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / Е. Н. Кабанова-Меллер. -М.: Просвещение, 1968.-288 с.
  73. , О.А. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития Текст. / О. А. Казакова, Л. И. Романкони. -М.: НИИВО, 1999.-вып. 4.-48 с.
  74. , В.Б. Формула экологического образования Текст. / В. Б. Калинин // Экология и жизнь. 1996. — № 1. — С. 38−44.
  75. , М. Экологизация — важнейшая инновация Текст. / М. Калиникова, М. // Высшее образование в России. — 2003. — № 1. С. 84−86.
  76. , Л.В. Ты и Я Текст. / Л. В. Капцова. М.: Молодая гвардия, 1989.-365 с.
  77. , Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников Текст. / Г. Н. Каропо. -Мн.: НМО, 1999. 184 с.
  78. Кац, Ц. Б. Биофизика на уроках физики: Кн. для учителя: Из опыта работы Текст. / Ц. Б. Кац. -М.: Просвещение, 1988. 159 с.
  79. , Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии Текст. / Е. А. Климов // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 5−8.
  80. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  81. , Е.Ф. Методика преподавания естествознания Текст. / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. -М.: Академия, 2004. 496 с.
  82. , Р.А. Формирование профессиональной готовности специалиста Текст. / Р. А. Коканова // Высшее образование сегодня. 2008. — № 10.-С. 71−72.
  83. , Ю.М. Интеграция школьного обучения Текст. / Ю. М. Колягин, О. Л. Алексеенко // Начальная школа, 2001. № 9. — С. 28−31.
  84. , К.П. Межпредметные связи и их влияние на формирование знаний и способов деятельности учащихся Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / К. П. Королева. М., 1968. — 32 с.
  85. , В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы Текст. / В. Корольков // Высшее образование в России. 2000. -№ 6.-С. 7−19.
  86. , В. Кадровая политика в высшей школе- проблемы и тенденции Текст. / В. Корольков, В. Взятышев, А. Романкова // Высшее образование в России. — 1999. № 2. — С. 7−17.
  87. , В.П. Методическая подготовка инженеров-педагогов Текст. / В. П. Косырев. М.: Изд-во МГАУ, 2003. — 144 с.
  88. , В.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
  89. , Е.М. Педагогические принципы и условия экологического образования Текст. / Е. М. Кудрявцева. ~М.: 1983. -215-с.
  90. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Лениздат, 1970. — 114 с.
  91. , Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С.20−26.
  92. , Я. Образование в России. Что мы можем сделать? Текст. / Я. Кузьминов // Вопросы образования. 2004. — № 1. — С. 5−32.
  93. , П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения Текст. / Кулагин П. Г. -М.: Просвещение, 1981. 96 с.
  94. , С.В. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию Текст. / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Ростов-н/Д.: Учитель, 2006. — 272 с.
  95. , И.Г. Преподавательский корпус высшей школы: состояние, тенденции, проблемы Текст. / И. Г. Кухтина, В. Б. Лидова // Магистр. 1995. -№ 3(19). — С. 7−9.
  96. , Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов Текст. / Г. В. Лаврентьев. — 4.1.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 340 с.
  97. , Т.В. Педагогика личности. Часть III. Педагогическая практика личностной ориентации Текст.: учеб. пособие / Т. В. Лаврикова. — Воронеж, 1998.-144 с.
  98. И.Я. Внеклассная работа по физике Текст. / И. Я. Ланина.- М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  99. И.Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике Текст. / И. Я. Ланина. М: Просвещение, 1991. — 223 с.
  100. , И.Д. Экологические проблемы современности Текст. / И. Д. Лаптев. М.: Мысль, 1982. — 247 с.
  101. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  102. , И.О. О пользе консерватизма при реформировании высшего технического образования Электронный ресурс. / И. О. Леушин, И. В. Леушина. http://lib.uni-dubna.ru/search/files/pvyssheeobrazsegodnya208.htm.
  103. , Б.Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  104. , Н.А. О понятии и видах межпредметных связей Текст. / Н. А. Лошкарева // Советская педагогика, 1972. № 6. — С. 49.
  105. , В. Физика в школе: Научный метод познания и обучение Текст. / В. Майер, В. Г. Разумовский. М.: Владос, 2007. — 463 с.
  106. , В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения Текст. / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  107. , В.Н. Межпредметные связи в учено-воспитательном процессе Текст. / В. Н. Максимова. Ленинград, 1980. — 92 с.
  108. , Н.В. Виды межпредметных связей и их использование Текст. / Н. В. Малахов. 1983. — № 4. — С. 37−40.
  109. , Р.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к руководству гигиеническим самовоспитанием школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Н. Маликова. -Ростов-на-Дону, 1989. 20 с.
  110. ИЗ. Мамедов, Н. М. Основы общей экологии: учебник для старших классов общеобразовательной школы Текст. / Мамедов Н. М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. М.: Устойчивый мир, 2000 — 272 с.
  111. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996. 308 с.
  112. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. -1990.-№ 8.-С. 82−88.
  113. , Д.Ж. Глобализация и экологическое образование Текст. // Социологические исследования. 2001. — № 1. — С. 17−23.
  114. , А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. -М.: Примпресс, 1992. — С. 106−117.
  115. Межпредметные связи курса физики в средней школе Текст. / Ю. И. Дик, И. К. Турышев, Ю. И. Лукьянов и др.- под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. — М.: Просвещение, 1987. 191 с.
  116. , В.М. Психолого-педагогический практикум Текст.: учебное пособие для вузов / В. М. Минаева. М.: Логос, 2004. — 128 с.
  117. , Е.Е. Химия. Методические рекомендации. 8 класс Текст. / Е. Е. Минченков, А. А. Журин. М.: Ассоциация XXI век, 2008. — 224 с.
  118. , А.В. Преподавание экологии в школе Текст. / А. В. Миронов. М.: ВЛАДОС, 2004. — 223 с.
  119. , А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Мищенко. М.: МГУ, 1992. — 44 с.
  120. , Н.Н. Экология и образование Текст. / Н. Н. Моисеев. -М.: «Юнисам», 1996. 191 с.
  121. , А.В. Социальная педагогика Текст.: учебник / А. В. Мудрик. -М.: Академия, 2005. 200 с.
  122. , Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2000. 688 с.
  123. , Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика Текст. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. М.: Академия, 2007. -224 с.
  124. , Е. Открытое письмо министру образования и науки А.А. Фурсенко. Предложения по реформе высшего образования в России Электронный ресурс. / Е. Новикова. -http://zhurnal.lib.rU/n/nowikowae/pismo.shtml.
  125. , П.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования Текст. / П. И. Образцов, А. И. Уман, В. П. Давыдов. М.: Логос, 2006. 128 с.
  126. , JI.M. Проблемы методической подготовки будущих учителей Текст. / Л. М. Панчешникова // Советская педагогика. -1988.-№ 10.-С. 80−85.
  127. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д.: Учитель, 1999.-560 с.
  128. Педагогика Текст.: учебное пособие / Под, ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Высшее образование, 2007. — 430 с.
  129. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 604 с.
  130. Педагогическая практика Текст.: учебно-методические рекомендации / И. В. Штых, Л. Н. Седова и др. / Под ред. И. В. Штых. -Балашов, 1999.-72 с.
  131. Педагогические принципы и условия экологического образования Текст. / Под ред. А. Н. Захлебного. -М.: Просвещение, 1983. 125 с.
  132. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. — М.: Педагогика, 1990. 140 с.
  133. , К.М. Общая экология Текст. / К. М. Петров. С-Пб.: Химия, 1997.-352 с.
  134. , Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе Текст. / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. -М.: Академия, 1999. 176 с.
  135. , С.Ф. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст. / С. Ф. Петрушкин, М. С. Сидорина. Брянск: БИПКРО, 1996.-121 с.
  136. , С.Ф. Технологии обучения // Актуальные проблемы обучения и воспитания Текст. / С. Ф. Петрушкин. Брянск, 1998. — С. 67−69.
  137. , Л.П. Экологическое и эстетическое воспитание школьников Текст. / Л. П. Печко. М.: Просвещение, 1984. — 378 с.
  138. Письмо Министерства образования и науки РФ от 22.02.2002, № 24−55−52 ин / 10 «О лицензировании филиалов высших учебных заведений».
  139. , А. Еще раз об учебной нагрузке преподавателя Текст. / А. Пичугин // Высшее образование в России — 2002. — № 2. С. 122−124.
  140. , К.К. О системе психологии Текст. / К. К. Платонов. — М.: Мысль, 1979.-216 с.
  141. , В.А. Дидактика высшей школы Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев. — М.: Академия, 2004. 192 с.
  142. , В.А. Теория и практика высшего профессионального образования Текст. / В. А. Попков, А. В. Коржуев. — М.: Академический проект, 2004.-432 с.
  143. , С.Е. Информационные технологии в общеобразовательной школе. Проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров Электронный ресурс. / С. Е. Попов, С. В. Поршнев, С. Э. Потоскуев. -http://www.websib.ru/ites/2000/09−04.htm.
  144. Приоритеты национальной экологической политики России Текст. / Под ред. В. М. Захарова. М.: Наука, 1999. — 100 с.
  145. , Ю.В. О мотивационной готовности учителя к профессиональному общению Текст. / Ю. В. Прошунина // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. Тверь, 1994.-С. 106−110.
  146. , И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности учителя Текст. / И. П. Раченко. Пятигорск, 1990.-119 с.
  147. , В.Н. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования математических понятий Текст. / В. Н. Ретюнский // Межвузовский сборник научных трудов «Межпредметные связи в обучении. -Тула.: Тульский госпединститут. 1980. — 100 с.
  148. , З.А. Психологические основы профессионального обучения Текст. / З. А. Решетова. М.: МГУ, 1985. — 207с.
  149. , О.Н. Совместительство в вузах — оценки преподавателей Текст. / О. Н. Римская // Социологические исследования. — 2005. — № 10. — С. 133−135.
  150. , С. А. Материально-техническое обеспечение учебного процесса — необходимое условие качества образования Текст. / С. А. Рогожин // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 4. — С. 19−26.
  151. , JI.B. Организация системы экологического образования подростков во внеклассной работе учителя Текст. / Л. В. Романенко, Н. М. Романенко. Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1992. — 72 с.
  152. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998. — 688 с.
  153. , Н.А. О психологическом анализе деятельности учителя-биолога Текст. / Н. А. Рыков, А. И. Щербаков // Совершенствование методической подготовки учителя биологии. Владимир, 1973. — С. 9−15.
  154. , Н. Новый год, новые школы, старые зарплаты Текст. / Н. Савицкая // Независимая Газета, 2005−08−31.
  155. , Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Р. Д. Санжаева. Новосибирск, 1997. -45 с.
  156. В.Н. Некоторые проблемы формирования готовности студентов педвуза к развитию познавательных интересов учащихся: Монография Текст. / В. Н. Саяпин, Саратов, 1999. 116 с.
  157. , JI.H. Теория и методика воспитания: краткий курс Текст. / JI.H. Седова, Н. П. Толстолуцких. Балашов: Изд-во «Николаев», 2003. — 64 с.
  158. , Н.К. Концепция профессионального воспитания студентов в системе непрерывного педагогического образования Текст. / Н. К. Сергеев, Н. М. Борытко. Волгоград.: Перемена, 2006. — 20 с.
  159. , Н.К. Личность учителя как интегральная цель профессиональной подготовки Текст. / Н. К. Сергеев // Вестник Волжского института экономики и менеджмента Высшей школы коммерции. Серия 3: Педагогика и психология. — 2004. — С. 1−9.
  160. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  161. , В.П. Управление социальными (педагогическими) системами Текст. / В. П. Симонов. -М.: МГОУ, 2005.-425 с.
  162. , В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) Текст.: учеб. пособие для нач. проф. образования / В. А. Скакун. М.: Академия, 2006. — 128 с.
  163. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1985. — 95с.
  164. , В.А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. 576 с.
  165. , В.А. Педагогика профессионального образования Текст. / В. А. Сластенин, Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев и др. М.: Академия, 2008.-368 с.
  166. , В.А. Перестройка педагогического образования в СССР. Проблемы и перспективы Текст. / В. А. Сластенин. М.:3нание, 1981. -96 с.
  167. , В.А. Перестройка педагогического образования в СССР. Перспективы Текст. / В. А. Сластенин //Вопросы образования. 1990. — № 2.-С. 137−149.
  168. , В.А. Психология и педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. М.: Академия, 2001. — 480 с.
  169. , В.А. Методологическая культура учителя Текст. / В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин //Педагогика. 1990. — № 7. — С.82−88.
  170. , Е.С. Подготовка будущих учителей к природоохранительной работе в школе Текст. /Е.С. Сластенина // Советская педагогика, 1974. -№ 12. С. 16−21.
  171. , Е.С. Учить охранять природу Текст. / Е. С. Сластенина // Народное образование, 1977. № 3. — С.22−28.
  172. , Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики Текст. / Е. С. Сластенина. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
  173. , Н.В. Система методической работы в вузе. Повышение методической культуры преподавателя Текст. / Н. В. Соловова // Вестник СамГУ. 2006. -№ 5/1 (55). С. 167−174.
  174. , Н.А. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся Текст. / Н. А. Сорокин, И. Л. Федотенко / Межвузовский сборник научных трудов «Межпредметные связи в обучении. Тула.: Тульский госпединститут. — 1980. — 100 с.
  175. , Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решения педагогических задач Текст. / Л. Ф. Спирин. Ярославль, 1974. — 130 с.
  176. , A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов Текст. / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 С.
  177. , И.Т. Как учить экологии Текст. / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. -М.: Просвещение, 1995. 96 с.
  178. , И.Т. Проблемы и концептуальные идеи экологического образования Текст. / И. Т. Суравегина. С-Пб: НИИ НОВ АПИ СССР, 1990.-84 с.
  179. , Н.В. Моделирование процесса формирования умений исследовательской деятельности у студентов Текст. / Н. В. Сычкова // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. -2001. -№ 5. С. 3−13.
  180. , Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе Текст. / Т. И. Тарасова // Начальная школа. 2000. -№Ю.-С. 61−68.
  181. , Ж. Концепция экологического образования и воспитания Текст. / Ж. Тастанбекова // Педагогика, 1999. № 6. — С. 45−58.
  182. , А.А. Межпредметные связи и их роль в процессе обучения математике Текст. / А. А. Темербекова, В. Т. Карамышева. Горно-Алтайск: Изд-во ИУ, 1992. — С. 40−49.
  183. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е.
  184. , Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.- Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Академия, 2000. — 368 с.
  185. Теория статистики Текст.: учебник / под ред. Р. А. Шмойловой. — 3-е изд., перераб. -М.: Финансы и статистика, 1999. 560 с.
  186. , Д.Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования Текст. / Д. Л. Теплов // Педагогика. 2003.—№ 10. -С. 46−50.
  187. , В.И. Теоретико-методические основы диагностики и прогнозирования процесса обучения будущего учителя физики в педвузе Текст.: автореф. .док. пед. наук / В. И. Тесленко. Челябинск, 1996. — 36 с.
  188. , П.И. Школа: управление качеством образования по результатам Текст. / П. И. Третьяков. -М.: УЦ Перспектива, 2009. — 492 с.
  189. , Э.А. Роль межпредметных связей при формировании экологических знаний Текст. / Э. А. Турдикулов, Э. Х. Хакимов // Физика в школе. 1985. -№ 5. — С. 52−53.
  190. , Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физики Текст. / Э. А. Турдикулов. М.: Просвещение, — 1988. -251 с.
  191. , А.И. Теоретические основы технологического подхода в дидактической подготовке учителя Текст.: автореф. дис. док. пед. наук / А. И. Уман. М., 1996. — 32с.
  192. , Л.В. Заработная плата в экономических отношениях системы высшего образования Текст.: автореф. дис. канд. экон. наук / Л. В. Усачева. Астрахань, 2000. — 22 с.
  193. , А.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике Текст. / А. В. Усова, В. В. Завьялов. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  194. , А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук Текст. / А. В. Усова // Народное образование. 1984. — № 8. — С. 78−79.
  195. , А.В. Межпредметные связи в преподавании психолого-педагогических дисциплин Текст. / А. В. Усова, В. А. Черкасов, В. В. Завьялов // Советская педагогика, 1981. № 9. — С. 85−91.
  196. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование Текст. / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2004.-221 с.
  197. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование Текст. / Министерство образования Российской Федерации. — М., 2004. — 266 с.
  198. , В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин Текст. / В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин. -М.: Педагогика, 1972. -152 с.
  199. , В.Н. Прогнозирование новой системы естественнонаучных дисциплин Текст. / В. Н. Федорова // Советская педагогика. 1971. — № 3. — С. 37−46.
  200. , Т.Н. Формирование готовности будущих специалистов дошкольного образования к профессиональной деятельности Текст. / Т. Н. Фошина // Акмеология образования, 2006. Т. 12. — С. 29−32.
  201. , X. Мотивация и деятельность. Т.1: пер. с нем. Текст. / X. Хекхаузен. -М.: Педагогика, 1986. -408 с.
  202. , А.А. Конструктивно проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики Текст. / А. А. Шаповалов. — Барнаул.: БГПУ, 1999. 359 с.
  203. , Н.В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Шаронова. — М., 1997. — 43 с.
  204. , Н.О. Подготовка учителей физики к реализации межпредметных связей на основе совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. О. Шелехова. — Красноярск, 2006. 22 с.
  205. , Е.Н. Гражданское образование и воспитание школьников Текст. / Е. Н. Шиянов, С. В. Бобрышев Ставрополь, 2001. — 37 с.
  206. , А.И. Совершенствование системы психо лого-педагогического образования будущего учителя Текст. / А. И. Щербаков // Вопросы психологии. 1981. — № 5. — С. 13−21.
  207. Экологическое образование школьников Текст. / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. -М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  208. Экономика образования в зеркале статистики: новые данные Текст. / Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина, Н. В. Ковалева и др. // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. — ГУ-ВШЭ, 2005. — № 6 (14).-40 с.
  209. , Л.И. Занимательные вечера по физике в средней школе Текст. / Л. И. Юфанова. — М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  210. , В.А. История и психология формирования экологической культуры. (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?) Текст. / В. А. Ясвин. -М.: Наука, 1999. 100 с.
  211. , В.А. Методика проведения эколого-психологического тренинга Текст. / В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо // Школа здоровья. 1999. — № 2 -С. 114−121.
  212. Kampits, P. Von der Umwelt zur Mitwelt Perspektiven einer okologischen Ethik Text. / P. Kampits // Umweltpadagogik. Edition Schindele.: Heidelberg, 1988.-S. 95−107.
  213. Katzmann, W. AuBerschulische Umweltbildung. In: Forum Osterreichischer Wissenschaftler fur Umweltschutz (1998): Umweltbildung an Schulen in Osterreich Text. / W. Katzmann // Wissenschaft & Umwelt, 1998. № 4 / April. -S. 28−30.
Заполнить форму текущей работой