Интекст как компонент стилевой системы П. И. Чайковского
Диссертация
Глава концентрируется на специфике проявления внешнего интекста в творчестве П. И. Чайковского. Рассмотрение цитат, аллюзий, реминисценций и моментов стилизаций в произведениях композитора подсказывает и необходимость освещения отношения Чайковского и его современников к фактам заимствований и их интерпретации. В основном анализируются мелодико-тематические разновидности интекста речевого уровня… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Интертекстуальные основы композиторского творчества
- 1. 1. Типология музыкального интекста
- 1. 2. Исторические типы и методы заимствований в музыкальной практике и их осмысление в науке
- 1. 3. Методологические основы интертекстуального анализа
- Глава 2. Интертекстуальность стиля П. И. Чайковского (внешний интекст)
- 2. 1. Творчество композитора в зеркале музыкально-эстетических представлений XIX века
- 2. 2. Внешний интекст
- 2. 3. Фольклорный интекст
- Глава 3. Внутристилевая интертекстуальность произведений П.И.Чайковского
- 3. 1. Внутренний интекст
- 3. 2. Различные аспекты интертекстуального анализа произведений П. И. Чайковского. Очерки
- 3. 2. 1. Элегия
- 3. 2. 2. Жанр
- 3. 2. 3. Слезы
- 3. 2. 4. Вопрос
- 3. 2. 5. 1893 год
Список литературы
- Айрапетян В. Толкование слова. Краткое введение в герменевтику для русистов // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991. С.119−138.
- Акопян JI.O. Анализ глубинной структуры музыкального текста: Ав-тореф. Дисс. докт. искусствоведения.- М., 1996. 35 с.
- Албу А. «Чувство природы» в русской музыкальной классике и его мировоззренческая сущность. // О композиционном и исполнительском творчестве русских музыкантов: Науч. тр. Сб. 3. / Ред.-сост. Кандинский А. И. М.: МГК, 1993. — С.58−71.
- Алексеев А.Д. Фортепианное творчество Чайковского. // Русская фортепианная музыка. Конец XIX начало XX века. — М.: Наука, 1969. С. 11−63.
- Алынванг А. Песенные истоки симфонизма Чайковского. // Советская музыка, 1955, № 6. С.52−60.
- Алыпванг A.A. П.И.Чайковский. 3-е изд. М.: Музыка, 1970. -816 с.
- Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности: Введение и часть первая. М.: Музыка, 1996. — 190 с.
- Арановский М. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка, 1980, № 10. С.99−109.
- Арановский М.Г. История музыки и тип творческого процесса. // Процессы музыкального творчества. Вып. второй. Сб.тр. № 140 / РАМ им. Гнесиных. -М., 1997. С. 40−52.
- Арановский М.Г. Мелодика С.Прокофьева. Л.: Музыка, 1969 — 232 с.
- Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Музыка, 1998. — 344 с.
- Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С.90−129.
- Арановский М.Г. Находки и ошибки творческой интуиции (Из рукописного архива П.И.Чайковского) // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти: Материалы научной конференции / Научные труды Московской консерватории. Сб.12. — М., 1995. — С.31−39.
- Арановский М. Опыт построения модели творческого процесса композитора // Методические проблемы современного искусствознания. — JL, 1975. С.127−141.
- Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование.- М.: Музыка, 1991. 320 с.
- Арановский М. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора (к постановке проблемы) // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978. С. 140−156.
- Арановский М. Симфонические искания. Проблема жанра в советской музыке 1960−1975 годов: Исслед. очерки. JL: Советский композитор, 1979.-287 с.
- Арутюнов Д.А. Сочинения П.И.Чайковского в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1989. — 112 с.
- Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. Л.: Музыка, 1972. -376 с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начала XX века. JL: Музыка, 1979.-344 с.
- Афанасьев Ю.Л. Роль моделирования в художественном отражении и его проявлении в музыке. Дисс.. докт. филолог, наук. Киев, 1976.- 148 с.
- Айрапетян В. Толкование слова. Краткое введение в герменевтику для русистов // Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991. С.119−138.
- Барсова И. Опыт этимологического анализа // Советская музыка, 1985, № 5. С. 59 66.
- Барсова И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. JL: Музыка, 1988. С. 99 116.
- Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс, Универс, Рея, 1994 — 616с.
- Барт Р. S/Z. М.: Ad Marginem, 1994. — 303 с.
- Баскакова JI.B. Конструкции с цитатами как синтаксическая единица. Дисс. канд. филолог, наук. Ростов-на-Дону, 1978. — 179 с.
- Белый П. Непостижимый Чайковский (заметки композитора) // Советская музыка, 1986, № 6. С.75−81.
- Бергер JL Закономерности истории музыки // Музыкальная академия, 1993, № 2. С.124−130.
- Бергер Л.Г. Эпистемология искусства М.: Русский мир, 1997 — 432 с.
- Березовчук Л.Н. Ассимиляция элементов музыкального наследия в творчестве композиторов XX века, (на материале сочинений Д. Шостаковича и И. Стравинского): Дисс. .канд. искусствоведения. -Л, 1978.-195 с.
- Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций (психологические и семиотические аспекты) // Аспекты теоретического музыкознания. / Проблемы музыкознания.- Вып.2. Л., 1989. С.95−122.
- Березовчук Л.Н. Процессы категоризации в музыкальном опыте. (Психологический подход к проблеме музыкального языка).// Музыкальная коммуникация./ Проблемы музыкознания.- Вып.8. СПб., 1996. С.105−127.
- Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 215 с.
- Благообразова В. Народная песня в хоровом творчестве П.И. Чайковского // Вопросы русской и советской хоровой культуры.- Тр.ГМПИ. Вып. 23. М, 1975. С.85−104.
- Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. — 144 с.
- Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. В 2-х вып.- Вып. 1. М.: Музыка, 1989. — 268 с.
- Бонфельд М.Ш. Опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» (к проблеме связности художественного текста)// П. И. Чайковский: Вопросы истории и стиля.(К 150-летию со дня рождения) М., 1989.- С.26−46.
- Брагина Н.В. Интонационный словарь эпохи и русская музыка начала XX века / Аспекты жанрово-стилевого анализа: Дисс. канд. искусствоведения. Киев, 1990. — 190 с.
- Вайдман П.Е. Некоторые аспекты композиторской работы П.И.Чайковского 80−90-х годов (по материалам архива). // П. И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти: Материалы научной конференции / Научные труды Московской консерватории. Сб. 12. -М, 1995. С.19−24.
- Валери П. Об искусстве: Сборник. Пер. с фр. М.: Искусство, 1993. -507 с.
- Валькова В.Б. Музыкальный тематизм мышление — культура. — Н. Новгород: Изд-во НИГУ, 1992. — 161 с.
- Варунц. В.П. Исторический аспект проблемы неоклассицизма. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1984. — 208 с.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., Высшая школа, 1971.-240 с.
- Волкова И. Понятие инварианта в концепции музыкального языка: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Л., 1986. — 24 с.
- Воспоминания о П. И. Чайковском: Сборник / Сост. Е. Бортникова, К. Давыдова, Г. Прибегина- Общ. Ред. Вл. Протопопова. 4-е изд.- Л.: Музыка, 1980.-477 с.
- Вязкова Е.В. К вопросу о типологии творческих процессов (наблюдения над высказываниями творцов). // Процессы музыкального творчества. Вып. 3 Сборник трудов № 155 / РАМ им. Гнесиных. М., 1999. С. 156−182.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.-139 с.
- Гачев Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981.-246 с.
- Гайдамович Т. Виолончельные пьесы П.И.Чайковского. М.: Музгиз, 1963.-20 с.
- Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1983. — 288 с.
- Гинзбург С. К вопросу о музыкально-исторических заимствованиях и плагиатах // Музыкальная летопись: статьи и материалы. Сб. 3. — Л.-М.: Мысль, 1926. С.170−173.
- Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. -М.: Музыка, 1980. С. 127−140.
- Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Советский композитор, 1989. — 208 с.
- Демченко А.И. Отечественная музыка начала XX века. К проблеме создания художественной картины мира: Дисс. .докт. искусствоведения. -М., 1991. 380 с.
- Дмитриева Н. К проблеме интерпретации. // Мир искусств: Альманах. М.: Рик «Культура», 1995. С.7−41.
- Дни и годы П. И Чайковского. Летопись жизни и творчества./ Сост. Э. Зайденшнур, В. Киселев, А. Орлова, Н.Шеманин. М.-Л.: Музгиз, 1940.-744 с.
- Добровольская Г. Н. Щелкунчик. / Рос. институт искусствознания. -СПб.: МОЛ, 1996.-200 с.
- Должанский А.Н. Симфоническая музыка Чайковского: Избранные произведения. Л.: Музыка, 1981. — 208 с.
- Домбаев Г. П.И.Чайковский и мировая культура. Справочные материалы. М.: Советский композитор, 1958. — 88 с.
- Друскин М.С. Речитатив в русской классической опере. // Друскин М. С. Исследования. Воспоминания. Л.: Советский композитор, 1977. С. 96−169.
- Дулова Е.Н. Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица» в контексте авторского стиля: Дисс. .канд. искусствоведения. Л., 1989. — 200 с.
- Дьячкова Л. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры.- Сб.тр. Вып. 129. РАМ им. Гнесиных. М., 1996. С. 17−40.
- Дядечко Л.П. Лингвистическая характеристика цитат-реминисценций в современном русском язык: Дисс. канд. филолог, наук. -Киев, 1989.-210 с.
- Евдокимова A.A. Основной аспект содержания музыки (к проблеме способов отражения): Дисс.канд. искусствоведения. Л., 1987. -211с.
- Евдокимова Ю.К. История полифонии. Вып. 1: Многоголосие средневековья. X—XIV вв. М.:Музыка, 1983. 454 с.
- Евдокимова Ю.К. История полифонии. Вып.2 А.: Музыка эпохи Возрождения: XV век. М.: Музыка, 1989.- 414 с.
- Евин И.А. Синергетика искусства. М., 1993. — 171 с.
- Евсеев C.B. Народные песни в обработке П.И.Чайковского. М.: Музыка, 1973.- 140 с.
- Ермолов М.А. О роли устойчивых приемов темообразования в музыке романтиков: Дисс. .канд. искусствоведения. -М., 1984. -24 с.
- Житомирский Д.В. Шуман и русская школа // Житомирский Д. В. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1981. С. 154−171.
- Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма: Автореф. дисс.. докт. искусствоведения. М., 1996. — 54 с.
- Златковский Ю.Д. Инструментальный речитатив как мелодический тип: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. Минск, 1994. — 25 с.
- Иванченко Г. И. Ритм как фактор формообразования в симфоническом творчестве П.И. Чайковского.: Дисс. канд. искусствоведения- Л., 1981.-226 с.
- Кадцин Л.М. Творчество слушателей (Механизм слухового восприятия инструментальных произведений): Дисс.. докт. искусствоведения. Свердловск, 1989. — 406 с.
- Калаберда A.B. Ранние симфонии Яна Сибелиуса в зеркале позднего симфонизма П.И. Чайковского // Российская культура глазами молодых ученых: Сб.тр. С.-Пб. Гос. акад. культуры. СПб., 1995. С.38−43.
- Казанцева Jl.П. Автор в музыкальном содержании: Монография / РАМ им. Гнесиных. М., 1998. — 248 с.
- Казанцева Л.П. О содержательных особенностях музыкальных произведений с тематическими заимствованиями: Дисс. .канд. искусствоведения. М., 1984.- 193 с.
- Карелина Е.К. Камерные ансамбли Р.Шумана в контексте авторского стиля: Дисс.. канд искусствоведения. М., 1996. -215 с.
- Келдыш Ю.В. П.И.Чайковский.// История русской музыки: В 10-ти т. М.: Музыка, 1994. — Т.8: 70−80-е годы XIX века. Ч.2.- с. 89 — 245.
- Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII н. XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика. — М.: МГК, 1996 — 192 с.
- Кирносова E.H. Метод творческой работы Н.К. Метнера и особенности его художественного мышления. М., 1996. — 245 с.
- Кирсанова H.H. Знаковые аспекты искусства и художественного восприятия: Автореф. дисс.канд. филолог, наук. Л., 1983. -16 с.
- Климовицкий А. «Пиковая дама» Чайковского: культурная память и культурные предчувствия // Россия Европа: контакты музыкальных культур: Сб. научных трудов Рос. института истории искусств. Проблемы музыкознания. Вып.7. — СПб., 1994. С. 221 -274.
- Климовицкий А. Отзвуки русского сентиментализма в пушкинских операх Чайковского //Музыкальная академия. 1995, № 1. С.167−178.
- Климовицкий А. «Лейтмотив судьбы Вагнера в Пятой симфонии Чайковского и некоторые проблемы интертекста // Музыкальная академия. 1998. № 3−4, книга вторая. С. 280−285.
- Климовицкий А.И., Никитенко О. Б. Жанр и коммуникативные аспекты музыки: музыкальная деятельность, музицирование, музыкальный язык. //Музыкальная коммуникация. Проблемы музыкознания. Вып. 8. -С-Пб., 1996. С.40−61.
- Комарова Н. «Русское» и «западноевропейское» в музыкальном языке П.И. Чайковского. «Пиковая дама» и «Дон Жуан»: некоторые параллели и аналогии.// Русская опера XIX века. Сб. трудов. Вып. 122 / ГМПИ им. Гнесиных. -М., 1991. С.109−135.
- Комарницкая О.В. Композиция оперы в связи с жанровой и стилевой спецификой в русской классической музыке XIX век: Автореф. дисс. .канд искусствоведения. М., 1991. — 24 с.
- Косиков Г. К. Идеология. Коннотация. Текст (по поводу книги Р. Барта S/Z) // Барт Р. S/Z. М.: Ad Marginem, 1994. — С.277−302.
- Костарев В.П. Строение и тематическое развитие в сонатных разработках произведений П.И.Чайковского: Дисс. .канд. искусствоведения. Свердловск, 1972. — 220 с.
- Красинская JI. Оперная мелодика Чайковского: Исследование. Л.: Музыка, 1986.-247 с.
- Крауклис Г. В. Романтический программный симфонизм. Проблемы. Художественные достижения. Влияние на музыку XX века. — М.: МГК, 1999.-316 с.
- Кремлев Ю. Некоторые истоки мелодических интонаций Чайковского. // Советская музыка, 1940, № 3. С.30−38.
- Кремлев Ю. Симфонии П.И.Чайковского. М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. — 304 с.
- Крылова Л. Некоторые приемы выражения авторского отношения в музыке. // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3.: Сб. статей / Ред.-сост. Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1978. С.59−77.
- Крылова Л. Функции цитат в музыкальном тексте. // Советская музыка, 1975, № 8. С.92−97.
- Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 2.- Л.: Музыка, 1975. — 366 с.
- Лаул Р. Изменение логической функции мотива в процессе формообразования. // Критика и музыковедение. Вып. 2. Л.: Музыка, 1980. С. 100−118.
- Левая Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1992. — 166 с.
- Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Зеркало. Семиотика зеркальности. / Ученые записки Тартусского университета. № 831. Труды по знаковым системам ХХП. Тарту, 1988. С.6−24.
- Левин Ю.И. Повествовательная структура как генератор смысла: Текст в тексте у Х. Л. Борхеса // Текст в Тексте. / Ученые записки Тартусского университета. № 567. Труды по знаковым системам, XIV. Тарту, 1981. С.45−64.
- Лензон В.М. О некоторых стилистических, тенденциях русской музыки конца XIX начала XX века. К проблеме целостности музыкального мышления: Дисс.канд. искусствоведения. — М., 1983. — 160 с.
- Лензон В.М. О реминисценциях стилистики прошлого в русской музыке на рубеже XX- XX веков. // Проблемы музыкального стиля: Сб. v тр. МГК / ред. С. С. Григорьев. М., 1982. С.58−62.
- Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года.: Учебник. В 2-х т. Т.1. По ХУШ век. М.: Музыка, 1983. 696 с.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. — 320 с.
- Лобова Л.Г. Идеи синергетики и музыкальное образование // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Научно-методический сборник. Вып. 7. Воронеж: ВГГГУ, 2000. С.54−59.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М.: МГГ, 1982.-479 с.
- Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Лотман и тартус-ско-московская школа. М.: Гнозис, 1994. С. 17−257.
- Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. В 3-х томах. Таллин: Александра, 1992.
- Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1978.-352 с.
- Мазель Л. Основные черты мелодики Чайковского. // Мазель Л. О мелодии. -М.: Музгиз, 1952. С.252−268.
- Мальцев С.М. Семантика музыкального знака: Дисс. .докт. искусствоведения. Л., 1980. — 251 с.
- Маркова E.H. Интонационная концепция истории музыки: Автореф. дисс.. докт. искусствоведения. Одесса, 1990. — 24 с.
- Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: Слух. Воображение. Духовный быт. -М.: Лабиринт, 1993. 128 с.
- Медушевский В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Автореф. дисс. докт. искусствоведения М., 1981. -28 с.
- Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка, 1979, № 3. С.30−39.
- Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — 174 с. 124., Мельчук И. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл 1. Текст». -М., 1974.
- Меркулов А. Из наблюдений над звуковой символикой. // Советская музыка, 1985, № 8. С.91−96.
- Михайлов M.K. Плагиат и цитата // Этюды о стиле в музыке. JL: Музыка, 1990. С.261−263.
- Михайлов М. Национальный стиль.//Этюды о стиле в музыке. — Л.: Музыка, 1990. С.255−258.
- Михайлов М. О некоторых психологических механизмах музыкального мышления. // Этюды о стиле в музыке. — JL: Музыка, 1990. С.117−139.
- Михайлов М. Стиль в музыке: Исследование Л.: Музыка, 1981. -264 с.
- Михайлов М. Этюды о стиле в музыке. Л.: Музыка, 1990. — 288 с.
- Морару Т.П. Культурное наследие и механизмы его освоения. Дисс. канд философ, наук. -М., 1991. 149 с.
- Музыкальная эстетика Западной Европы ХУП-ХУШ веков / Ред. Шестаков В. П. М.: Музыка, 1971. — 687 с.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
- Назайкинская O.E. Музыка и память. Дисс. кандидата искусствоведения. М., 1992. — 125 с.
- Нейштадт И.Я. Жанровая структура симфоний П.И.Чайковского.: Дисс.. канд. искусствоведения. Новосибирск, 1985. — 164 с.
- Немировская И. Некоторые особенности трактовки плясовых и хороводных истоков в музыкальном тематизме симфоний П.И. Чайковского. // Чайковский и фольклор. Ижевск, 1983. С. 137 — 145.
- Немировская И. Выразительное значение жанровых сплавов и трансформаций в симфониях Чайковского.// П. И. Чайковский: вопросы истории и стиля (к 150-летию со дня рождения): Сб. тр. Вып.108 / ГМПИ им. Гнесиных. М.: 1989. С. 115 — 134.
- Немировская И.А. Значение бытовых жанров в музыкальной драматургии Чайковского и Брамса.: Дисс.. канд. искусствоведения. -Свердловск, 1982. 235 с.
- Никитин Б.С. Старое и новое. М.: Знание, 1990. — 208 с.
- Николаева H.H. Симфонии П.И.Чайковского. М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. -298с.
- Нилова Т.В. Типология сценических ситуаций в русской классической опере (Методика морфологического анализа): Дисс.. кандидата искусствоведения. М., 1993. — 261 с.
- Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире"/ ГМПИ им. Гнесиных.- М., 1991. -54 с.
- Орджонекидзе Г. Звуковая среда современности // Музыкальный современник. Вып.4./ Сост. Зив С. С. М.: Советский композитор, 1983. С. 272 — 304.
- Онеггер А. О музыкальном искусстве: Пер. с франц./ Вступит, статья и коммент. В.Александровой. JL: Музыка, 1985. — 216 с.
- Орлова Е М. Очерки о русских композиторах XIX XX начала века: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1982. — 223 с.
- Петриков С. Текстуальное музыкальное мышление // Музыкальная академия, 1993 № 2. С.113−116.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Уч. пособие. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
- П.И. Чайковский: вопросы истории и стиля (к 150-летию со дня рождения): Сб. тр. Вып. 108 / ГМПИ им. Гнесиных.- М., 1989. — 176 с.
- П.И. Чайковский. К 100-летию со дня смерти: Материалы научной конференции / Научные труды Московской консерватории. Сб. 12. -М., 1995.-116 с.
- П.И. Чайковский и народная песня. Избранные отрывки из писем и статей / Составление, редакция, предисловие и комментарии Б. И. Рабиновича. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 160 с.
- Побережная Г. И. Петр Ильич Чайковский. Киев, 1994. — 358 с.
- Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — 336 с.
- Проблемы теории текста./ Ред. Ф. М. Березин, — М.: Наука, 1978−189с.
- Протопопов В.В. О народной теме в симфонии увертюре D-moll Глинки // Протопопов В. В. Избранные исследования и статьи. М.: Советский композитор, 1983. С. 139−151.
- Протопопов В.В. О полифонии Чайковского / Полифония в русской музыке XVIII н. XX века.// История полифонии. Вып. 5 — М.: Музыка, 1987. С.164−188.
- Пруст М. В поисках утраченного времени. Беглянка. М.: Крус, 1993. -205 с.
- Побережная Г. Петр Ильич Чайковский. Киев, 1994.- 358 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука 1976. — 303 с.
- Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. М.: Мир, 1967. — 334 с.
- Пясковский И.Б. Логико-конструктивные принципы музыкального мышления. Дисс. докт. искусствоведения. Киев, 1989. — 418 с.
- Рабинович Б.И. Предисловие. // Евсеев C.B. Народные песни в обработке П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1973. С. 3−12.
- Рабинович Б.И. Предисловие. // П. И. Чайковский и народная песня. -М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. С.3−45.
- Раку М.Г. «Авторское слово» в оперной драматургии: Автореф. дисс.. канд. искусствоведения.- М., 1993. -24 с.
- Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Музыкальная академия. 1999, № 2. С.9−21.
- Раку М. Не верьте в искренность пастушки // Музыкальная академия, 1993, № 4. С.203−206.
- Рапопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. Сб. статей / Ред.-сост. Е. В. Назайкинский. М.: Советский композитор, 1973. С.17−58.
- Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. — М.: Музгиз, 1982.-440 с.
- Рожновский В. Китч низкопробный или возвышающий // Музыкальная академия, 1993, № 1. С.93−99.
- Розанова Ю.А. История русской музыки. Т. 2, кн. 3. Вторая половина XIX века. П. ИЛайковский: Учебник для муз. вузов. М.: Музыка, 1981.-310 с.
- Роусберри Э. Шостакович. «Урал LTD» / пер. с англ. С.М. Каюмо-ва, 1999.-211 с.
- Розанова Ю.А. Симфонические принципы балетов Чайковского. -М.: Музыка, 1976. 184 с.
- Рукавишников В.Н. Как создавалась «Пастораль» «Пиковой дамы» // Сов. Музыка. 1940. № 3. С. 45 -46.
- Румянцев С.Ю. Взаимодействие стилей как форма художественного обобщения в музыке: Дисс.канд. искусств. М., 1979. — 192 с.
- Ручьевская Е. Мелодия сквозь призму жанра. // Критика и музыкознание: Сб. статей и материалов. Вып. 2 / Сост. О.Коловский. — Л.: Музыка, 1980. -С.35−53.
- Рыжкова Р. Музыкальные курьезы ХУШ XIX веков // Музыкальная академия. 1999, № 1. С. 199 — 205.
- Семиотика города и городской культуры. Петербург.// Труды по знаковым системам. Вып. 18. — Тарту, 1984.- 140 с.
- Синьковская H.H. О гармонии П.И. Чайковского: очерки М.: Музыка, 1983. — 79 с.
- Синьковская Н. П.И.Чайковский: К изучению творческого процесса // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. № 130 / РАМ им. Гне-синых. М., 1994. — С.78−89.
- Скворцова И. Музыкальная поэтика балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: Дисс. .канд. искусствоведения. М., 1992. — 197 с.
- Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973. 448 с.
- Смирнов М.А. Русская фортепианная музыка: Черты своеобразия. -М.: Музыка, 1983. 336 с.
- Соколов A.C. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. 230 с.
- Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. -220 с.
- Соколов О. Об эстетических принципах программной музыки // «Советская музыка». 1985, № 10. С. 90 95.
- Сорокина Т.С. Принципы стилизации в оперных сочинениях И.Стравинского.: Дисс.канд. искусств-Новосибирск, 1985.-221 с.
- Сосоновцева О.Б. Вариантное развитие и вариантная форма в творчестве П.И.Чайковского.: Дисс. канд искусств. М., 1997. — 260 с.
- Стогний И. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема. // С.23−41.
- Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 1971. — 346 с.
- Сысоева E.B. Чайковский и Моцарт. // Памяти Н. С. Николаевой / Научи, труды Моск. гос. консерватории. Сб. 14. — М., 1996. С. 114 120.
- Тамошинская Т.А. Вокальная лирика Рахманинова в контексте эпохи. Автореф. дисс. .канд. искусств. М., 1996. — 24 с.
- Тараева Г. О построении теории музыкального языка. // Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып.106. -М., 1989. С.5−22.
- Тименчук Р.Д. Текст в Тексте у акмеистов // Текст в Тексте. Труды по знаковым системам XIV, № 567. Тарту, 1981. С. 65 — 75.
- Типология стилевого развития XIX века. М.: Наука, 1977. — 494 с.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. — 624 с.
- Тороп П.Х. Проблема интекста // Текст в тексте. Труды по знаковым системам, Х1У. Вып. 567. Тарту, 1981. С.33−44.
- Трембовельский Е. О цитировании и национальной сути // «Советская музыка», 1973, № 3. С.13−20.
- Тухарели М.Д. Аллюзия в системе художественного произведения. Автореф. дисс.. канд. филолог, наук. Тбилиси, 1984. — 25 с.
- Тютчев Ф.И. Лирика. В 2-х томах / Ред К. В. Пигарев.- Т.2 М.: Наука, 1966. -512 с.
- Урванцева O.A. Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа веков XIX XX. (На примере творчества С.А.Рахманинова). Автореф. дисс.. канд искусств. — Магнитогорск, 1997.-21 с.
- Успенский Б.А. История и семиотика (восприятие времени как семиотическая проблема) // Зеркало. Семиотика зеркальности. № 831. Уч. Записки Тартусского ун-та. Труды по знаковым системам XXII. — Тарту, 1988. С.66−84.
- Ушицкая О.У. Музыкальная теория и композиция второй половины XIX века в контексте наук о языке: Дисс.. канд. искусствоведения. -М., 1992. -312 с.
- Федосова Э.П. Парадигма творческого процесса в аспекте типизации музыкального языка // Процессы музыкального творчества. Вып.З. Сб. тр. № 155 / РАМ им. Гнесиных. M., 1999. С.206−216
- Фейнберг E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. — 251 с.
- Фролов C.B. О концепции финала четвертой симфонии Чайковского// К 100-летию со дня смерти: Материалы научной конференции / Научные труды Московской консерватории. Сб. 12. — М., 1995. С. 64−73.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. — 240 с.
- Хвоина О. Элегия в творчестве A.A. Алябьева. // О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов. Сб.З. М.: МГК, 1993. С.5−24.
- Холопов Ю. Выразительность тональных структур у П.И. Чайковского // Проблемы музыкальной науки: Вып. 2. М.: Советский композитор, 1973. С. 89 — 102.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Ч. 1. М.: МГК, 1990. -139 с.
- Холопова В.Н. Типология эмоций в музыке. // Художественный тип человека: Комплексное исслед. / науч. ред. Морозов В. П., Соколов A.C.- Ин-т психологии, МГК, Межвед. центр «Искусство и наука». -М., 1994. С.66−85.
- Хессин А.Б. Встреча с Чайковским. // Воспоминания о П. И. Чайковском. Л.: Музыка, 1980. С.281−287.
- Цуккерман В.А. Выразительные средства лирики Чайковского. М.: Музыка, 1971.- 246 с.
- Цуккерман В. Десять мелодий века // Советская музыка, № 10., 1985. С.80−89.
- Цуккерман В.А. Заметки о музыкальном языке Шопена. // Венок Шопену: Сб.статей. -М.: Музыка, 1989. С.168−177.
- Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х т. М.: Алгоритм, 1997. (Т.1. — 512 е.- т.2 — 608 е.- т. З — 593 е.).
- Чайковский П.И. Дневники. 1873−1891. Репринтное воспроизведение.- СПб, 1993.-296 с.
- Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1986. — 365 с.
- Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф.фон Мекк. Т.2 (1879−1881)/ ред. и примеч. В. А. Жданова, И. Т. Жегина. М.-Л.: ACADEMIA, 1935. -677 с.
- Чайковский П.И. Письма к родным. Т.1. — М.: Музгиз, 1.940 — 768 с.
- Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Т.7. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. — 644 с.
- Чайковский П.И., Танеев С. И. Письма. / Сост. Жданов В. А. М.: Госкультпросветиздат, 1951. — 558 с.
- Чигарева Е.И. Организация выразительных средств как основа индивидуальности музыкального произведения (на примере творчества Моцарта последнего десятилетия): Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. М., 1975.- 23 с.
- Шабшаевич Е.М. Русская фортепианная культура глинкинской эпохи.: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1995. — 22 с.
- Шаймухаметова JI.K. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: Дисс.. канд. искусствоведения. М., 1994. — 301 с.
- Шаповалова Л. О взаимодействии внутренней и внешней формы в эволюции музыкальной жанровости: Автореф. дисс. искусствоведения. Киев, 1984. — 25 с.
- Шевляков Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общности. // Музыкальная академия, 1995, № 3. С.152−155.
- Шевляков Е.Г. Неоклассицизм и отечественная музыка 60−80-х годов. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ин-та, 1992. — 160 с.
- Шелудякова O.E. Мелодика эпохи позднего романтизма: Стилевые аспекты: Автореф. дисс. канд. искусствоведения М., 1996. — 23 с.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до ХУШ века. М.: Музыка, 1975. — 351 с.
- Шольп А.Е. «Евгений Онегин» П.И. Чайковского: Очерки. Л.: Музыка, 1982. -168 с.
- Щербакова Т. Быт бытовой диалект — классика. // «Советская музыка», 1984, № 4. С. 100−107.
- Щербакова Т.А. Музыка быта и русская профессиональная музыкальная культура XX века: Дисс.. докт. искусствоведения. -Минск, 1986.-441 с.
- Ярустовский Б. Оперная драматургия Чайковского. М., Л.: Государственное музыкальное издательство, 1947. — 242 с.
- Mozart in der Musik des 20. Jahrhunderts. Hrsg. Von Gratzer W., Mausers S. — Laaber 1992.
- Kneif Т. Zur Semantik des musikalischen Zitats.- Neue Zeitschrift, Jg. 134,1973, Heft I. S.3−9.
- Kraemer U. Das Zitat bei I. Strawinsky. Neue Zeitschrift fur Musik, 1970. S. 135−141.
- Lissa Z. Asthetische Funktionen des musikalischen Zitats. Musikforschung, Jg. 1% 1966., Heft 4. S. 364−378.
- Noe G. Das Musikalische Zitat. Neue Zeitschrift ftir Musik, Jg. 124, 1963, Heft 4. S.134−137.
- Noe G. Das musikalische Plagiat. Neue Zeitschrift, Jg. 124, 1963, Heft 9. S.330−334.
- Noe G. Das Zitat bei Richard Strauss. Neue Zeitschrift fur Musik, Jg. 125, 1864, Heft 6. S.234−238.
- Sonntag B. Untersuchungen zur Coolagetechnik des 20.Jahrhunderts. -Hrsg. W. Giseler und H.Hopf.- Regensburg: G. Bosse Verlag, 1977.-204s.
- Stepfhan R. Zum Thema «Musik uber Musik».- Jn.: Studia musicilogica, Aesthetica, theoretica, historica / Zespol. Red. E. Dziebowska et al. Krakow: PWM, 1979. S. 395−404.
- Tibbe M. Musik in Musik. Collagetechnik und Zitterverfaren. Musika, Jg. 25,1971, Heft 6. S.562−563.
- Worbs H. Das Zitat in der Neuen Musik. Neue Zeitschrift. Jg. 122, 1961, Heft 2. S.47−49.1. Словари и справочники.
- БСЭ. Т.23. -М.: Советская энциклопедия, 1976. 639 с.
- БСЭ. Т.28. М.: Советская энциклопедия, 1978. — 616 с.
- Большой энциклопедический словарь. 2-изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456 с.302
- Историко-этимологический словарь современного русского языка. -М.: Русский язык, 1993. 514 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.
- Словарь русского языка. Т.З. М.: Русский язык, 1983. — 750 с.
- Словарь русского языка. Т. 1. М.: Русский язык, 1985. — 702 с.
- Словарь современного русского языка. М.: Академия наук СССР, 1978. — 720 с.
- Толковый словарь русского языка. Т.4. М., 1940 — 1226 с.•и• 'Унб? .министерство культуры российской федерации российская академия музыки имени гнесиных1. На правах рукописи1. Спорыхина Ольга Игоревна.1. ИНТЕКСТ
- КАК КОМПОНЕНТ СТИЛЕВОЙ СИСТЕМЫ П. И. ЧАЙКОВСКОГОтом 2. (Приложения)1700.02 музыкальное искусстводиссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
- Научный руководитель: кандидат искусствоведения, и.о. профессора МАСЛОВСКАЯ Т. Ю. москва 2000