Церковная живопись конца XIX — начала XX вв. Виктор Васнецов и его последователи
Диссертация
Религиозность и народность всегда были определяющими признаками русской культуры. После реформ императора Петра I в XVIII в. на русскую почву внедряются западные тенденции, которые сильно повлияли на форму, но не исказили содержание русского искусства. В XIX в. возник интерес к своему наследию, который первоначально имел романтическую природу. С течением времени возвращение к забытым традициям… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Осмысление церковного искусства в конце XIX — начале XX вв
- Глава 2. Церковная живопись Виктора Васнецова. «Религиозно-национальный стиль»
- Глава 3. Церковная живопись художников «круга Виктора Васнецова»
Список литературы
- Антонов А.А., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Т.1. СПб., 1994.- Т.2,3. СПб., 1996.
- Апокрифы Древней Руси. СПб.: Амфора, 2002.
- Ашешова А.Н. К изучению внутреннего мозаичного убранства храма Спаса на крови //Церковная археология. Вып. 4. СПб., 1998. — С.17−19.
- Белецкий А.И. Е.К. Редин как историк византийского искусства. -Харьков, 1910.
- Бенуа А. История русской живописи в XIX в. М.: Республика, 1995.
- Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1996.
- Богдан В.-И. Т. Исторический класс Академии художеств второй половины XIX века (к вопросу об эволюции русской исторической живописи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 1995.
- Богословие образа. Икона и иконописцы. Антология /Сост. А. Н. Стрижев. М.: Паломник, 2002.
- Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1889 года. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1889.
- Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1890 года. Вып.1,2,3. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1890.
- П.Булгаков Ф. И. Альбом Академической выставки 1891 года. Вып.1,2,3. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1891.
- Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1892 года. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1892.
- Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1894 года. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1894.
- Булгаков Ф.И. Альбом Академической выставки 1896 года. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1896.
- Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1−2. Лейпциг, 1970.
- Буслаев Ф.И. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М.: Благовест, 1997.
- Бутиков Г. П. Музей Исаакиевский собор. Лениздат, 1991.
- Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови». СПб., 2000.
- Бухарев И. (Протоиерей). Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы (История их изображений). М., 1901.
- Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.
- Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991.
- Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси //Эстетика. -1998. № 1. — М.: Знание, 1988.
- Вагнер Г. К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников середины XIX начала XX вв. — М.: Искусство, 1993.
- Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.
- Васнецов В.М. Киевский Владимирский собор. Т.1. Киев, 1896.
- Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986.
- Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы /Сост. JI.B. Короткина. СПб.: АРС, 2004.
- Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников /Сост. и вступит, ст. Н. Ярославцевой. -М.: Искусство, 1987.
- Воробьева Т.А. К истории мастерской религиозной живописи в Академии Художеств //Наследие и современность (Искусство России). СПб., 1992. — С.32−39.
- Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде. 1893−1896. СПб., 1897.
- Гаевский В.М. Русские школы живописи //Россия в её прошлом и настоящем. М., {Б.Г.}. — С.1−8.
- Гагарин Г. Г. Строителям русских церквей. СПб., 1892.
- Георгиевский В.Т. Школа иконописания в селе Холуе Владимирской губернии //Искусство и промышленность. 1899. -№ 11. — С.851−866.
- Гладкова Д., Пастон Э. Две работы Виктора Васнецова //Русская галерея. 2001. — № 1. — С48−51.
- Гнедич П. Последние картины В. М. Васнецова (Страницы записной книжки литератора) //Художественные сокровища России. 1905. -№ 12. — С.166−170.
- Голубинский Е.Е. История иконостаса //Православное обозрение. -1872. № 2.
- Голубинский Е. Е История русской церкви. Т.1,2. СПб., 1907.
- Григоров Д.А. Русский иконописный подлинник //Записки Императорского Русского археологического общества. Т.З. СПб., 1877.
- Грищенко А. О связях русской живописи с Византией и Западом XIII XX вв. Мысли живописца. — М., 1913.
- Грищенко А. Русская икона как искусство живописи. М., 1917.
- Гудыменко Ю.Ю. Тимофей Андреевич Нефф (1804−1876). Жизнь и творчество. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2000.
- Дедлов В.Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901.
- Дионисий в Русском музее. К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря. СПб.: Palace Editions, 2002.
- Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М.: Наука, 1975.
- Журнал и отчет Императорской Академии художеств за 1902−1903 гг. СПб., 1904.
- Залевская В.Е. Заметки о русском храмовом зодчестве. СПб.: Приход Благовещенской Пискаревской церкви. Санкт-Петербургская епархия русской православной церкви. Московский патриархат, 2003.
- Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV—XX вв. Каталог выставки. СПб.: Издательство ГРМ, 2000.
- Икона. Секреты ремесла /Сост. А. С. Кравченко, А. П. Уткин. М., 1993.
- Иконостас /Сост. и ред. A.M. Лидова. М.: Прогресс-традиция, 2000.
- Инок Григорий (Круг). Торжество Фаворского Преображения. Мысли о православной иконе. М.: Аксиос, 2002.
- Иовлева Л.И. Виктор Михайлович Васнецов. Л.: Художник РСФСР, 1964.
- Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу. М.: Изобразительное искусство, 1994.
- История иконописи. М., 2002.
- Карпова Т.Л. Портрет в мире русской духовной культуры 18 601 870-х гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1993.
- Карпова А.Н. О восприятии древнерусскими людьми западноевропейского искусства (проблемы взаимодействия православия и католичества) Материалы научной конференции «Православие в истории России». СПб., 1999.
- Кено М. Икона. Окно в вечность. Минск.: Белосток, 2001.
- Киевский Владимирский собор. Альбом фотографий с росписей русских художников. Т1. Киев, 1916.
- Кириков Б.М. Памятник «русского стиля» // Ленинградская панорама. 1983. — № 10. — С.33−35
- Кириков Б.М. «Русский стиль» в архитектуре XIX в //История и культура славянских стран / Под ред. В. В. Мавродина. М., 1972. -С.73−78.
- Кириков Б.М. Храм Воскресения Христова (К истории «русского стиля» в Петербурге) //Невский архив: Историко-краеведческий сборник. СПб., 1993.
- Е.И. Кириченко. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986- Русская архитектура 1830-х-1910-х годов. М.: Искусство, 1978.
- Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886.
- Кондаков Н.П. Воспоминания и думы /Сост. И. Л. Кызласова. М.: «ИНДРИК», 2002.
- Кондаков Н.П. Записка об издании Лицевого иконописного подлинника по древним образцам. СПб., 1899.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. М.: Паломник, 1999.
- Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Исторический иконографический очерк. СПб., 1905.
- Кондаков Н.П. О научных задачах истории древнерусского искусства. СПб., 1899.
- Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи. 1901.
- Кондаков Н.П. Путешествие на Синай в 1881 году. Из путевых заметок. Древности Синайского монастыря. Одесса, 1882.
- Корнилова А.В. Григорий Гагарин. Творческий путь. М.: Искусство, 2001.
- Кутейникова Н.С. Из истории монументальной живописи России конца XIX начала XX века. В. В. Беляев. (Материалы к биографии художника) //Монументальное искусство (теория, история, современная практика). — Л., 1990. — С. 34−44.
- Кутейниикова Н.С. Мозаика. К истории художественной жизни России второй половины XIX начала XX века. — СПб., 1997.
- Кутейникова Н.С. Общество возрождения художественной Руси (1915−1917). К истории художественной жизни России //К истории русского изобразительного искусства XVIII—XX вв. Новые материалы, тенденции, концепции. СПб, 1993. — С.72−78.
- Кутейникова Н.С. Творцы красоты //Санкт-петербургская панорама. 1993. — № 5. — С.29−35.
- Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Буслаев, Н.П. Кондаков- методы, идеи, теории) М.: Издательство МГУ, 1985.
- Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Наука, 1971.
- Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М.: Наука, 1978.
- Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1−2. М.: Искусство, 1986.
- Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. -М.: Искусство, 2000.
- Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М.: Совпадение, 2000.
- Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства (Сообщение Н.В. Покровского). СПб.: Столичная скоропечатня, 1899.
- Лихачев Д. Культура Руси. М-Л., 1962.
- Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи, изображение Богоматери в произведениях итало-греческихиконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. СПб., 1911.
- Лихачев Н.П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас (снимков). 4.1,2. СПб., 1906.
- Лихачева В.Д. Искусство Византии IV—XV вв.еков. Л.: Искусство, 1981.
- Лихачева В.Д. Некоторые особенности перспективной системы византийской живописи и икона «Сошествие святого Духа на апостолов» //Палестинский сборник. Вып. 25 (86). Византия и Восток. Л.: Наука, 1971.
- Макаревский М.И. Храм-памятник в Санкт-Петербурге, 300-летие царствования Дома Романовых. СПб., 1911.
- Мартыновский А. О иконописании //Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология /Сост., общ. Ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. -М.: Прогресс, 1993. С.71−100.
- Молчанов К. Новый православный собор во имя благоверного великого князя Александра Невского в Варшаве. 1894−1912. -Варшава, Б.г.
- Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1962.
- Мухин В. Церковная культура Санкт-Петербурга. СПб.: Типография «Иван Федоров», 1994.
- Неклюдова М.К. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX веков. — М.: Искусство, 1991.
- Нестеров М.В. Воспоминания /Под ред. А. А. Русаковой. М.: Советский художник, 1989.
- Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М.: Искусство, 1959.
- Нестеров М.В. Письма. Избранное. /Под ред А. А. Русаковой. JL: Искусство, Ленингр. Отд., 1988.
- Никодим Павлович Кондаков. 1844−1925. Личность, научное наследие, архив. К 150-летию со дня рождения. СПб.: Palace Editions, 2001.
- О церковной живописи. Сборник статей. Ч. 1−2. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998.
- Панов Н. Виктор Михайлович Васнецов //Живописное обозрение. -1905. № 2. — С.49.
- Пастон Э. Он первый из художников снова обратился к украшению жизни //Декоративное искусство СССР. 1984. — «2. -С.37−42.
- Плотникова И.В. О религиозной живописи Васнецова во Владимирском соборе //Виктор Михайлович Васнецов. 1848−1926. Сборник материалов научной конференции, состоявшейся в сентябре 1990 года. М.: Издательство ГТГ, 1994. — С.47−62.
- П.М. Русская церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Вене //Искусство и художественная промышленность. 1899. — № 9−10. -С.735−741.
- Погодин М.П. Год в чужих краях. М., 1844.
- Погодин М.П. Месяц в Риме //Московитянин. 1842. — № 20.
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. М., 2001.
- Покровский Н.В. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания. СПб., 1901.
- Покровский Н.В. Лицевой Сийский иконописный подлинник. Вып.1. СПб., 1894.
- Покровский Н.В. Материалы для истории русского иконописания. -СПб., 1904.
- Покровский Н.В. Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря XII века. СПб., 1887.
- Покровский Н.В. Об иконопочитании //Нижегородский Новгородский Церковно-Общественный Вестник. 1910. — № 25, 26, 27, 28.
- Ш. Покровский Н. В. Определение Стоглава о святых иконах (речь, произнесенная на годичном акте академии 17 февраля текущего года). Б.М., Б.Г.
- Покровский Н.В. Основные начала православно-русского иконописания //Православно-русское слово. 1903. — № 3. — С. 17−24.
- Покровский Н.В. Отзыв на Лицевой Апокалипсис Буслаева. -СПб., 1900.
- Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. -СПб.: Лига Плюс, 2000.
- Покровский Н.В. Практические меры к улучшению нашего иконописания //Православно-русское слово. 1902. — № 2. — С.99−106.
- Покровский Н.В. Церковно-Археологический музей СПбДА. -СПб.: Синодальная типография, 1909.
- Покровский Ф.И., Глубоковский Н. Н. Академик Никодим Павлович Кондаков. СПб., 1911.
- Попов А.Н. Иконописание. СПб., 1849.
- Поселянин Е. Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон. Книги 1,2. М.: Отдых христианина, 2002.
- Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа /Сост. А. Н. Стрижев. М.: Паломник, 1998.
- Прахов А.В. Киевский Владимирский собор. К истории его постройки. Киев, 1896.
- Прахов А.В. Открытие фресок Киево-Кирилловской церкви XII в., исполненное А. В. Праховым, действительным членом Русского археологического общества. СПб., 1883.
- Прахов Н.А. Страницы прошлого. Очерки воспоминания о художниках. Киев, 1958.
- Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломник, 2001.
- Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя Святого Благоверного князя Александра Невского в Варшаве с объяснительной запиской Н. В. Покровского. СПб.: Типография А. П. Лопухина, 1900.
- Редин Е.К. Ф.И. Буслаев. Обзор трудов его по истории археологии и искусства. Харьков, 1898.
- Редин Е.К. Заметки по христианской иконографии. Харьков, 1894.
- Редин Е.К. История искусства и русских художественных древностей. Харьков, 1902.
- Редин Е.К. Критико-библиографические заметки по истории и археологии искусств. Харьков, 1902.
- Редин Е.К. Критический разбор научных исследований. Харьков, 1902.
- Редин Е.К. Материалы для византийской и древнерусской иконографии. М., 1893.
- Редин Е.К. Материалы к истории византийского и древнерусского искусства. СПб., 1902.
- Редин Е.К. Профессор Никодим Павлович Кондаков. К 30-летней годовщине его учебно-педагогической деятельности. СПб., 1896.
- Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до конца XVII в. СПб., 1856.
- Рождественский Н.В. О значении Киевского Владимирского собора в русском религиозном искусстве //Вера и церковь. Книги 1,4. М., 1900.
- Руднев В. И мастерство и вдохновение //Санкт- Петербургская панорама. 1993. — № 5. — С.26−28.
- Русская икона. Сборник 1. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1914.
- Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира /Под ред. Г. Ю. Стернина. М.: Наука, 1991.
- Савинов А.Н. Фирс Сергеевич Журавлев. 1836−1901 //Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX в. Т.1 /Под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1962.-С. 131−148.
- Сарабьянов Д. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Советский художник, 1980.
- Сарабьянов Д. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989.
- Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании. Кн. 1,2. -СПб., 1849.
- Семанова М.С. В.В. Беляев о религиозной живописи в высшей художественной школе //Из творческого опыта (История и современность). Сборник научных статей. СПб., 1998. — С.61−65.
- Семанова М. С. Творчество В.В. Беляева (1867−1928) и русская религиозная монументальная живопись конца XIX-начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 1996.
- Семанова М.С. Национальное своеобразие религиозной живописи В.В. Беляева (к постановке проблемы) //Искусство и религия (история и современность). СПб., 1996. — С.79−82.
- Семанова М.С. Николай Васильевич Покровский. О церковной живописи конца XIX начала XX века //Искусство и православие (Россия, XI—XX вв.ека). — СПб., 1997. — С.38−43.
- Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб.: Наука, 1994.
- Сикорский И.А. Богоматерь в художественных воспроизведениях Рафаэля и Васнецова. Киев, 1905.
- Смирнов С.Н. Храм памятник. Строен в 1910−11. — Петроград: Издательство Высочайше Учрежденного Комитета по сооружению храма, 1915.
- Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. СПб., 1898.
- Снессорева С. Санкт-Петербургский первоклассный общежительный женский монастырь. История. Описание. 4.1,2. -СПб., 1887.
- Собко Н.П. Словарь русских художников с древних времен и до наших дней. СПб., 1893−1899.
- Соболев А. Живопись В. М. Васнецова в киевском соборе. М., 1898.
- Собор Святого Князя Владимира в Киеве. Киев: Изд. С. В. Кульженко, 1905.
- Стасов В. Виктор Михайлович Васнецов и его работы //Искусство и художественная промышленность. 1898. — № 1−2.
- Стасов В.В. Избранные сочинения.Т. 1−3. М.: Искусство, 1983.
- Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства Н. В. Покровского. Одесса: Типография А. Шульца, 1887.
- Сумцов Н.Ф.(Профессор). Человек золотого сердца (О профессоре Егоре Кузьмиче Редине). Харьков, 1909.
- Тарабукин Н. Смысл иконы. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2001.
- Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. М.: Прогресс-культура, 1995.
- Типология русского реализма второй половины XIX века /Ответственный редактор Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1979.
- Тренев Д.К. Несколько слов о древней и современной иконописи. М., 1905.
- Тренев Д.К. Несколько слов о современном иконописании. Реферат. М., 1901.
- Тренев Д.К. О русской иконописи по поводу вопроса о ней в Государственной Думе. М., 1910.
- Тренев Д.К. Русская иконопись и её желаемое развитие. М., 1902.
- Удралова Н.В. Некоторые направления в русской монументальной храмовой живописи второй половины XIX—XX вв.ека //Памятникирусской архитектуры и монументального искусства. Столица и провинция. М.: Наука, 1994. — С.205−218.
- Успенская Е. „Сотруднику моему по постройке“ //Санкт-Петербургская панорама. 1993. — № 5. — С.22−23.
- Успенские М.И. и В.И. Заметки о древнерусском иконописании. Известные иконописцы и их произведения. Святой Алимпий. Андрей Рублев. СПб.: Синодальная типография, 1901.
- Успенский А.И. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1906.
- Успенский А.И. Значение иконописного подлинника в современной церковной живописи. Реферат. М., 1901.
- Успенский А.И. Изображение Богоматери. М.: Издание С. Т. Большакова, 1905.
- Успенский А.И. Иконописание в России до второй половины XVII в. //Золотое руно. 1906. — № 7−8.
- Успенский А.И. Подлинник иконописный. М., 1898.
- Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы. Т. 1−4. М., 1913−1916.
- Успенский JI.A. Богословие иконы православной церкви. — Переяславль: Издательство Братства во имя св. блг. князя Александра Невского, 1997.
- Филимонов Г. Д. Иконописный подлинник. Новгородская редакция по софийскому списку конца XVI в. М., 1873.
- Филимонов Г. Д. Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Филимонова. М., 1874.
- Философов Д. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа //Мир искусства. 1901. — № 10. — С.217−233.
- Фирс Сергеевич Журавлев. Альбом /Вступит. Ст. А. Н. Савинов. -М.: Изогиз, 1963.
- Флоренский П. (священник) Избранные труды по искусству. М.: Искусство, 1996.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины.Т. 1,2. М.: Правда, 1990.
- Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990.
- Храм-памятник. Строен в 1910—1911 гг. Издание Высочайше учрежденного Комитета по сооружению храма /Сост. По поручению комитета С. Смирнов. Петроград, 1915.
- Художник (Ф. Львов). Воспоминания об Академии художеств //Русская старина. 1880. — Октябрь. — С.385−416.
- Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М.: Паломник, 2003.
- Царице моя Преблагая. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Описание. Тропари. Молитвы. СПб.: Сатис, 2004.
- Шаталина Л. „Страшный суд“ Виктора Васнецова //Художник. -1990. № 4. — С.55−61.
- Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга: история и современность. -СПб., 1994.
- Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI—XIII вв.еков. М.: „Прогресс-Традиция“, 2000.
- Ярославцева Н. Бога надо выстрадать //Слово. 1998. — № 4. -С.82−86.
- Ярославцева Н. Творчество В. М. Васнецова в 70−90-е годы XIX века. Формирование и развитие стиля //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1987.
- Ярославцева Н. Царица Небесная, женщина земная. Образ Богоматери в творчестве Виктора Васнецова //Советский музей. -1991. № 4. — С.44−55.
- Ярославцева Н. „Я ищу лик Христа.“ Неизвестный Виктор Васнецов //Советский музей. 1991. — „2. — С.44−53.
- Ясинский И.И. (иерей). Виктор Михайлович Васнецов и его творчество. Очерк //Нива. 1914. — № 43. — С. 1−3.
- Документы по росписи Федоровского государева собора № 72 Устав Общества преемственного возрождения художественно-бытовой Руси.
- Научно-библиографический архив Академии художеств Фонд 7 Посольский храм в Вене Опись 39 мая 1894 г. 14 августа 1897 г. № 1 Планы церкви, иконостаса, наброски архитектурных деталей Фонд 14 Беляев Василий Васильевич Опись 1
- Тетрадь с библиографией по христианской иконографии и истории
- Религиозная живопись в Высшей школе
- Письма академику живописи В. Беляеву от Н. Н. Харламова До 1917 г. № 163 Эскизы Н. Н. Харламова.
- Начало XX в. № 164 Эскизы, наброски, кальки и шаблоны Н.Н. Харламова
- Фонд 43. Павел Александрович Шиллинговский.1940−1941 гг. № 19. Письмо Поляка М. Я. к Шиллинговскому П.А.
- Фонд 112 Чистяков Павел Петрович31 мая 1902 г. № 286 Расписка о получении денег за исполнение образа святого Филиппа для Нечаева-Мальцева Ю.С.8 марта 1910 г. № 274 Копия прошения Райляна Ф. Президенту Академии художеств
- Копия письма Валерьяна Отмара к Павлу Петровичу Чистякову № 332 Копии писем Фомы Райляна к Павлу Петровичу Чистякову Фонд 122 Георгиевский Василий Тимофеевич
- Письма Николая Харламова к Василию Тимофеевичу Георгиевскому
- Фонд 137 Бенуа Александр Николаевич20 сентября 1910 г. № 1451 Письмо Райляна Фомы Родионовича, издателя журнала“ Свободным художествам» Бенуа Александру Николаевичу
- Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки Фонд 290 Заволокин П.Я.
- Райлян Фома. Автограф-запись на память А. Н. Волжину 20 октября 1915 г., Петроград
- Фонд 781 Толстой Иван Иванович1192 Прахов Адриан Викторович. Письма к Ивану Ивановичу Толстому1356 Харламов Николай Николаевич, преподаватель художественной школы. Письма Ивану Ивановичу Толстому
- Николай Харламов. К 140-летию со дня рождения художника. -СПб., 2003. 16 с. — Деп. В НИО Информкультура Российской гос. б-ки, № 3360.
- Фома Райлян. Избранные аспекты биографии. СПб., 2003. -10 с. — Деп. В НИО Информкультура Российской гос. б-ки, № 3361.
- Иконография «Спас Благое Молчание». Возникновение и развитие //Макариевские чтения. Русская культура XVI века -эпоха митрополита Макария. М.: «Можайск-Терра», 2003. -С.412−418.
- Этические и эстетические взгляды А. А. Иванова (на опыте анализа картины «Явление мессии») //Макариевские чтения. Русская культура XVI века эпоха митрополита Макария. — М.: «Можайск-Терра», 2003. — С.419−433.
- Мастерская Церковной живописи в Академии художеств: история и современность. //Университетские Петербургские чтения. 300 лет Северной столице. Сб. статей /Под ред. Ю. В. Кривошеева, М. В. Ходякова. СПб.: Изд-во «Знаменитые универсанты», 2003. — С.328−333.
- Игровой метод в проведении уроков по мировой художественной культуре. Учебно-методическое пособие. -Спб.: КРАК, 2004.
- Православный словарь церковного искусства. СПб.: Лита, 2004.1. Находятся в печати:
- Мозаики Харламова в храме Воскресения в Петербурге (К вопросу изучения древнерусского наследия в конце Х1Х-начала XX вв.) //Академия художеств и Православная церковь. СПб.:
- Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, 2004.
- Статьи по церковному искусству для издания: Большой энциклопедический словарь по изобразительному искусству. Т.5.
- Большой церковный словарь изобразительного искусства и архитектуры.1. АВТОРСКИЕ ДОКЛАДЫ
- Икона и картина в культурно-историческом контексте. Международная конференция «История и культура». Санкт-Петербургский государственный университет. 12−16 апреля.2004.
- Славянские традиции в православной культуре. Кирилло-Мефодиевские чтения. Санкт-Петербургский государственный университет. 11−14 мая. 2004.173