Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей
Диссертация
В связи с этим как различные по своим психологическим механизмам (составу, уровню и характеру нарушенных операций, лежащих в основе усвоения речевой деятельности) были выделены и отдифференцированы между собой следующие парциальные аномалии речевого развития: моторная алалия — а) с преимущественным нарушением формирования у детей парадигматической системы языкаб) с нарушением формирования… Читать ещё >
Содержание
- ЧАСТЬ I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ И ПУТЕЙ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
- Глава I. Постановка проблемы
- I. Проявления, природа и формы нарушении, обозначаемых термином «первичное недоразвитие речи»
- 2. Метода коррекции речевого недоразвития у детей
- Глава II. Научно-теоретические предпосылки, гипотеза, цели, задачи, методика и организация исследования
- I. Структура речевой деятельности
- 2. Языковая компетентность и механизмы ее формирования
- 3. Речевое программирование и его механизмы
- 4. Гипотеза, цели, задачи, содержание и методика исследования
- 5. Объект исследования
- ЧАСТЬ II. ПСИКОЛОГО-ПЕДАГОГШЕСКИЕ ОСНОВЫ К0РРЕКЦИ0НН0Г
- ОБУЧЕНИЯ
- Глава III. Особенности речевого развития детей с олигофренией и общими задержками психического развития
- I. Общая характеристика детей
- 2. Особенности овладения и использования детьми морфологической системы языка
- 3. Особенности усвоения детьми синтагматической системы языка
- Глава. ЕГ. Особенности речевого развития детей с моторной алалией
- I. Общая характеристика детей
- 2. Характер и структура нарушений усвоения синтагматикеской системы языка
- 3. Характер и структура нарушений усвоения морфологической системы языка
- Глава V. Другие формы первичного речевого недоразвития
- I. Особенности формирования речи и ее грамматического строя у детей с кинестетической
- И кинетической апраксией
- 2. Особенности формирования речи и ее грамматического строя у детей с первичной задержкой речевого развития (пара-алалией)
- 3. Особенности развития речи умственно отсталых детей с парциальными нарушениями речевой функциональной системы
- ЧАСТЬ III. БУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
- Глава VI. Экспериментальное обучение детей с первичным недоразвитием речи
- I. Обоснование содержания и методов коррекционного обучения
- 2. Содержание коррекционного обучения
- 3. Результаты экспериментального обучения
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 29.
- Алексина Л.И. Динамика речевого развития умственно отсталых детей с нарушениями речи. Дис.. канд. психол. наук.- М., 1977, с. 137.
- Андриевская В.В. Психологические особенности формирования грамматических обобщений на начальном этапе обучения иностранному языку: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1967. — 27 с.
- Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазий. М.: Изд-во МГУ, 1975, с. 143.
- Айдарова Л. И, Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. Вопр. психологии, 1964, $ 5, с. 55 — 72.
- Балаева В.И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имевших задержку речевого развития и подготовка их к школепо методике модельного обучения): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1968. — 27 с.
- Балаева В.И. Использование языковых моделей для формирования речевых навыков у старших дошкольников с недоразвитием речи.- Дефектология, 1972, Jfc I, с. 65 69.
- Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. В кн.: Нарушения речи у дошкольников / Под ред. Р.А. Белова-Давид и Б. М. Гриншпуна. М., 1969, с. 10−47.
- Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. В кн.: Нарушение речи у дошкольников / Под ред. Р.А. Беловой-Давид. М., 1972, с. 32 82.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. — 222 с.
- Бельтюков Б.И. Об усвоении детьми звуков речи.й- М.: Просвещение, 1964, с. 91,.
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М.: Педагогика, 1977, с. 176.
- Березин Ф.М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979. — 416 с.
- Берман И.М., Белоцерковская Н. Л. Фразовые стереотипы и обучение чтению текстов. В кн.: Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного. М., 1971, с. 178 — 195.
- Бойко Е.И. К вопросу о механизмах умственных процессов. -Вопр. психологии, 1955, № 2, с. 39.
- Богданов-Березовский М. С. Неговоряшие и плохо говорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. СПб, 1909. -296 с.
- Богоявленский Ю.Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики. Вопр. психологии, 1958, й 4, с. 85 — 97.
- Бозкович Л.И. Значение осознания языковых обобщений. Изв. АПН РСФСР, 1946, вып. 3, с. 44 — 50.
- Ватютнев М.Н. Понятие о языковой компетентности в лингвистике и методика преподавания иностранных языков. Иностранные языки в школе, 1975, № 6, с. 55.
- Винарская Е.Н. Премоторная корковая дизартрия. В кн.:Тр. объед. конф. нейрохирургов. Ереван, I9S5, с. 335 — 337.
- Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М.: Медицина, 1971. 216 с.
- Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. -Ташкент: Медицина, 1973. 143 с.
- Винарская Е.Н. Некоторые системы механизма артикуляторного прогнозирования процесса русской речи .-В кн.'.Вероятностное прогнозирование в деятельности человека.M.f1977,с, 306−333,
- Винокур А.С. Преодоление речевого недоразвития у детей младшего школьного возраста.-Киев:Рад.школа, 1977.- 143 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. — 207 с.
- Власова Т.А. Знание особенностей дефекта важнейшее условие улучшения учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.- Дефектология, 1969, № I, с. 10−17.
- Власова Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержек развития.-Дефектология, 1975, JS6, с. 8 17.
- Воробьева В.К.О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей алаликов.-В кн.:Очерки по патологии речи и голоса/Под ред.С. С. Ляпидевского.М., 1967, вып.8,с.66−77.
- Воробьева В.К. Лексико-семантические особенности речи детей с алалией. В кн.: Расстройства речи и голоса в детском Еозрасте / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1973, с. 176−186.
- Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией. В кн.: Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской, М., 19, с. 55−65.
- Выгодская О.Г. Игра как метод диагностики умственного развития. В кн.: Материалы симпозиума по вопросу. разработки диагностических методов определения уровня умственного раз. вития детей. Рига, 1970, с. 45 — 49.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 1934. -324 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопр. психологии, 1972, Л 2, с. 114 -.123.
- Гак В.Г. К проблеме соотношения между структурой высказыва-^ ния и структурой ситуации. В кн.: Психологические проблемы владения и овладения языком. М., 1970, с. 86 — 95.
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий И понятий. Докл. АПН РСФСР, 1958, Л 2, с. 25 — 32.
- Гвоздев А. Н,.Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 471 с.
- Глозман Ж.М. О нарушений морфологической структуры речи при афазии. Вопр. психологии, 1974, № 5, с. 81 — 87.
- Глозман Ж.М. Нейропсихологический й нейролингвистический анализ нарушений речи при разных формах афазии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1974. — 24 с.
- Глозман Ж.М. Нейропсихологические методы диагностики нарушений грамматики речи при афазии. В кн.: Материалы симпозиума «Вопросы диагностики психического развития» НИИ педагогики. Таллин, 1974, с. 45 — 46.
- Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталыхшкольников. М.-Л.: Учпедгиз, 1957. 136 с.
- Голубева Л.П. Из опыта работы с неговорящими детьми. М.: Учпедгиз, 1953. — 103 с.
- Гохлернер М.М. Понятие единицы усвоения при обучении грамматическим явлениям иностранного языка. В кн.: Психология грамматики / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М., 1968, с. 131 — 143.
- Гохлернер М.М., Невельский П. В., Раппопорт И. А. Чувство языка и его измерение. В кн.: Материалы III Всесоюз. симп. по психолингвистике. М., 1970, с. 154.
- Граборов А.И. Очерки по олигофренопедагогике. М.: Учпедгиз, 196I. — 196 с.
- Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. В кн.: Нарушения речи и голоса: у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и .С. И. Шаховской. М., 1975, с. 71 — 80. .
- Гуменная Г. С. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы. В кн.:
- Расстройства речи и методы их устранения: Тр. Моск. пед. ин-та им. В. И. Ленина / Под ред. С. С. Ляпидевского и !, С.Н.- Шаховской. М., 1975, с. 23 31.
- Гуровец Г. В. Использование ассоциативного эксперимента приобследовании детей с моторной алалией. В кн.: Нарушенияречи и голоса у детей / Иод ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975, с. 47 55. .
- Давидович Л .Р. Особенности развития речи подростков и взрослых с моторной алалией. Дис.. канд. пед. наук. — м., 198I. — 143 с.
- Давидович Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития. В кн.: Расстройства речи и методы их устранения: Тр. Моск. пед. ин-та им. В. И. Ленина / Под ред. С. С. Ляпидевского и С.Н.
- Шаховской. М., 1975, с. 31 37.
- Данилкина Г. И. Об изменений содержания устных связных выска/^ зываний учашихея младших классов вспомогательной школы. В кн.: Шестая науч. сес. по дефектологии. М., 1971, с. 146 -147.
- Данилова Л.А. Особенности логопедической работы при различных формах моторной алалии и афазии. В кн.: Развитие речи И мышления аномальных детей: Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена. М., 1963, т. 256, с. 297 — 309.
- Демьянов Ю.Г. Юшнико-психологйческое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков- Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1971. — 20 с.
- Дульнев Г. М. Трудовое и умственное развитие учащихся вспомогательной школы. В кн.: Материалы совет. Моск. о-ва психологов по вопросам трудового воспитания и обучения: Тез. докл. М., 1961, с. 66 — 67.
- Евзекова Н.Д., Рожкова П. Б. Обучение грамоте детей с недостатками речи. Специальная школа, 1961, вып. 104, & 5, с. 63.
- Егорова Т.В. Особенности внимания, памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. М.: Просвещение, 1973. -150 с.
- Еременко И.Г., Мерсиянова Г. Н. Обучение учащихся вспомогательной школы пользоваться знаниями и уме ниши. Киев: Рад. школа, 1971. — 136 с.
- Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. Киев: Рад. школа, 1972. — 130 с.
- Еременко И.Г., Вавина Л. С., Мерсиянова Г. Н., Турчинская В. Е. Рекомендации к методике изучения учащихся первых классов вспомогательной школы на начальном этапе дифференцированного обучения. Киев: Мии-зо проев. УССР / НИИ педагогики УССР, 1980. — 25 с.
- Еременко И.Г., Вавина Л. С., Мерсиянова Г. Н. Дифференцированное обучение во вспомогательной школе. Киев: Рад. школа, 1979. — 142 с.
- Ермилова К.Г. Особенности построения предложений в устной речи младших школьников с отклонениями в развитии:-Дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 194 с.
- Есечко Л.Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в приготовительном классе. Дефектология, 1974, № 3, с. 32 — 38.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
- Жаренкова Г. И. К вопросу об активной и пассивной речи моторных алаликов. В кн.: Тр. второй науч. сес. по дефектологии. М., 1959, с. 185 — 193.
- Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми- с общим недоразвитием речи. В кн.: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961, с. 103 — 112.
- Ждан А.Н., Гохлернер М. М. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранного языков. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 256 с.
- ЖильцоваО.Л. Фонематическое и лексико-грамматическое развитие старших дошкольников с нарушениями интеллекта. В кн.: УН науч. сес. по дефектологии: Тез. докл. ГЛ., 1975, с. 360.
- Жильцова О.Л. Использование вербальных заданий при диагностике умственной отсталости у детей старшего дошкольноговозраста. Дефектология, 1974, № 3, с. 60 — 65.
- Жинкин Н.И. К вопросам о развитии речи детей. Сов. педал гогика, 1954, йб, с. 79 95. vj
- Жинкин Н.И. На пути к изучению механизмов речи. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1959, т. I, с. 470 — 487.
- Жинкин Н.И. Внутренние коды языка и внешние коды речи. -Вопр. языкознания, 1964, й 6, с. 36.
- Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи. -Иностранные языки в школе, 1965, № 4, с. 2 14.
- Жинкин И.И. Психологические основы развития речи. В кн.: В защиту слова. М., 1966, с. 103 — 117.
- Жинкин Н.И. Грамматика и смысл. В кн.: Язык и человек / Под ред. В. А. Звягинцева. М., 1970, с. 63 — 86.
- Журова Л.Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о психологии фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. В кн.: Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорсшща И А. П. Усовой. М., 1963, с. 213 — 227.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.: Педагогика, 1974. — 152 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973. — 222 с.
- Жукова Н.С. Процессы системного усвоения родного языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. ГЛ., 1976. 24 с.
- Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М.: Просвещение, 1964. — 300 с.
- Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Дне.. канд. психол. наук. — М., 1955. — 238 с.
- Захарова А.В. Усвоение дошкольниками падежных форм. Докл. АПН РСФСР, 1958, № 2 (3), с. 73 — 81.
- Зимняя И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи- В: кн.: Психологические и психолингвистические проблемы владения языком / Под ред. А. А. Леонтьева й Т. В. Рябовой. М., 1969, с. 5 — 17.
- Иванов Е.С. О понимании временной задержки психического развития. В кн.: Науч.-теор. конф., посвящ. 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Сек. дефектологии. Л., 1967, с. 123 — 129.
- Карпова С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на ело- '1 во у детей. М.: Изд-во ШУ, 1978. — 165 с.
- Каше Г. А. Формирование произношения у детей с обшим недораз-Ейтием речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 107 с.
- Китросская И.И. К исследованию роли И места переноса в речевой деятельности. В кн.: Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного. М., 1971, с.29−39.
- Ковалев В.В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых ипсихических нарушений у детей и подростков с синдромом моторной алалии. Журнал невропатологии и психиатрии, 1970, вып. 10, с. 1561.
- Ковшиков Б.А., Демьянов Ю. Г. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития. В кн.: Науч.-теор. конф., посвяш. 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Сек. дефектологии. Л., 1967, с. 157 — 159.
- Ковшиков В.А., Элькин Ю. А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной -алалией. Дефектология, 1980, 2, с. 14−22.
- Колповская Й.К. Некоторые особенности синтаксического строя письменной речи детей-алаликов. В кн.: Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1964, с. 59 — 63.
- Кораблева С.И., Хорошанская В. М. К методике развития основных грамматических форм речи у детей, страдающих моторной алалией. В кн.: Вопросы дефектологии. М., 1963, с. 48 -89.
- Корнев ИЛ. Обучение русскому языку во вспомогательной школе. Л.: Учпедгиз, Ленингр. отд-ние, 1955. — 192 с.
- Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. 23 с.
- Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М.: Педагогика, 1976. — 255 с.
- Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. -Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1958. 320 с.
- ЮО.Кротевич Е. В. Синтаксические отношения между членами словосочетания в предложении. Львов: Изд-во ЛГУ, 1956. — 39 с.
- ЮГ.КроткоЕа Л. А. Изучение грамматического строя речи детей, поступающих в речевые школы. Б кн.: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973, с. ИЗ — 119.
- Кузьмина Н.И., Рождественская Б. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М.: Просвещение, 1977. — 143 с.
- Кузнецова Г. В. Особенности понимания речи окружающих взрослых умственно отсталыми детьми 4 5 лет. — Дефектология, 1978, 1Ь 2, с. 67 — 72.
- Кузнецова Г. В. Некоторые особенности речевого развития умственно отсталых детей дошкольного возраста. Дефектология, 1976, В 3, с. 78 — 83.
- Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. СПб, 1879, — 276 с.
- Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях. М.: Учпедгиз, 1936. — 78 с.
- Левша Р.Е. Об изучении и обучении детей с глубокими расстройствами речи. Изв. АПН РСФСР, 1945, вып. 4, с. 47.
- Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). -М.: Учпедгиз, 1951. 120 с.
- Левина Р.Е. Принципы анализа речевых нарушений у детей. -В кн.: Тр. второй науч. сес. по дефектологии. М., 1959, с. 166 173.
- Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 311 с.
- ПО. Левина Р. Е. Формирование речи у учащихся специальных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. В кн.: Совешание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1964, с. 3 — 6.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968, — 367 с.
- Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей.- Дефектология, 1975, № 2, с. 12 16.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности обуче-¦ ния. Изв. АПН РСФСР, 1946, вып. 17, с. 21 — 30.
- Леонтьев А.'А. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245 с. i
- Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. В кн.: Вопросы порождения речи И обучения языку. М., 1967, с. 6 — 17.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические проблемы порождения фразы. В кн.: Теория речевой деятельности. М., 1968, с. 77 -89.
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Наука, 1969. — 214 с.
- Леонтьев А.А. Исследование грамматики. В кн.: Основы теории речевой деятельности. М., 1974, с. 181 — 188.
- Леонтьев А.А. Исследование детской речи. В кн.: Основы теории речевой деятельности. М., 1974, с. 312 — 317.
- Леонтьев А.А. Эвристический принцип в восприятии, порождении И усвоении речи. Вопр. психологии, 1974,№ 5, с.53−63.
- Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением темпа развития. В кн.: Дети с отклонениями в развитии. М., 1966, с. 76 — III.
- Лубовский В.И. К проблеме разработки диагностических критериев психического развития. В кн.: Материалы симпозиума по вопросу разработки диагностических методов определения уровня умственного развития детей. Рига, 1970, с.150−153.
- Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития. Дефектология, 1972, }Ь 4, с. 10 — 16.
- Лубовский В.И. Изучение формирования грамматического строяречи у нормальных и аномальных детей. В кн.: Тез. науч. сообщ. сов. психологое к 21 междунар. психол. конгр. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1976, с. 96 — 97.
- Лубовский В.И. Генетические корни мышления и речи в свете развития психолннгЕИстйческих способностей у аномальныхдетей. В кн.: Тез. докл. У Всесоюз, съезда психологов СССР. М., 1977, с. 134 — 135.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лурия А.Р. О патологии грамматических операций. Изв. АПН РСФСР, 1946, вып. 3, с. 61 — 98.
- Лурия А.Р. Травматическая афазия. М.: Изд-во АМН СССР, 1947. — 367 с.
- Лурйя А.Р., Юцович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во .АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
- Лурия А.Р. Афазия и анализ речевых процессов. Вопр. языкознания, 1959, й 2, с. 65 — 72.
- Лурйя А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, т. I, с. 516 — 577.
- Лурия А.Р. Мозг человека И психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, т. I. — 479 с.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. О некоторых нейропсихологических механизмах речевого высказывания. В кн.: Тез докл. и сообш. семинара по психолингвистике. — М., 1966, с. 1−3.
- Лурия А.Р. Проблемы и факты нейролингвистики. В кн.: Теория речевой деятельности. М., 1968, с. 198 — 219.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функций человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во МГУ, 1969. -504 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы яейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 374 с.
- Луащхина И.М. Экспериментальные исследования психологической значимости грамматической структуры высказывания. -В кн.: Теория речевой деятельности, 1968, с. 90.
- Ляпидевский С.С. Основы невропатологии. М.: Учпедгиз, 1959. — 262 с.
- Ляпидевский С.С., Гриншпун Б. М. О классификации речевых расстройств. В кн.: Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969, с. 3 — II.
- Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. В кн.: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961, с. 59 — 72.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов психического развития. Дефектология, 1977, № 6, с. 3 — II.
- Маркова А.К. Особенности усвоения слогоеой структуры слова у детей, страдающих алалией. В кн.: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левшой. М., 1961, с. 59 — 72.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. 239 с.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития. Дефектология, 1977, $ 6, с. 3 — II.
- Мартынова Р.И. К вопросу о психическом развитии детей с моторной алалией. В кн.: Расстройства речи и голоса в детоком возрасте. М., 1973, с. 65 74.
- Мастюкова Е.М. Исследование внутренней речи у детей дошкольного Еозраста с различными речевыми нарушениями. Журнал невропатологии И психиатрии, 1971, еып. 10, т. 71, с.1512 1516.
- Мастюкова Е.М. Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений у детей, страдающих церебральными параличами .-В кн.: Клиника и реабилитационная терапия детскихцеребральных параличей. М., 1972, с. 222 278.
- Мастюкова Е.М. О расстройстве памяти у детей с недоразви-. тием речи. Дефектология, 1972, № 5, с. 12 — 18.
- Мастюкова Е.М., Жукова Н. С., Белогруд Л. А., Бурова B.C. Катамнез детей с недоразвитием речи, находящихся в логопедических детских садах. Дефектология, 1972, $ 2, с. 1965.
- Мастюкова Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи. Дефектология, 1976, № I, с. 13 — 17.
- Мастюкова Е.М. Системогенез нервно-психической деятельности у детей с анте- . перинатальным поражением мозга: Авто-реф. дис.. д-ра мед. наук. — М., 1978. — 48 с.
- Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика олигофрении у учащихся с церебральными параличами. Дефектология, 1980, В 3, с. 4 — 10.
- Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии. Дефектология, 1981, № 6, с. 13 -20.
- Мациевская-Гуровец Г. В. Дифференциальная диагностика моторной алалии. В кн.: Очерки по патологии речи и голоса /
- Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1967, вып. III, с. 47 59.
- Мелехова Л.В. Алалия. В кн.: Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., I960, с. 24−52,
- Мнухин С.С., Слуцкина П. И. О сенсорно-афатических расстройствах у детей. Журнал невропатологии и психиатрии, 1946, т. ХУ, вып. 3, с. ИЗ — 121.
- Мнухин С.С. О резидуальных нервно-психических расстройствах у детей. В кн.: Тр. Ленингр. мед. педиатр, ин-та. Л., 1968, с. 5 — 23.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
- Никашина Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи. В кн.: Тез. докл. 1У науч. сес. по вопр. дефектологии. М., 1962, с. 164 — 166.
- Никашина Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым не-доразЕНтием. В кн.: Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965, с. 8 — 32.
- Новикова Н.Б. К исследованию обучаемости иностранному языку у детей с задержкой психического развития. Дефектология, 1978, № 6, с. 3 — II.
- Новикова Н.Б. Парциальность нарушений обучаемости иностранному языку у детей с задержкой психического развития. -Дефектология, 1979, JS 3, с. 15 23.
- Орлова Д.И. Нарушения речи у учащихся 5−7 классов вспомогательной школы. В кн.: Учебно-вспомогательная работа в специальной школе. М., 1964, вып. 3, с. 46 — 51.
- Орлов A.M. К вопросу об объективной обусловленности так называемого «чутья языка». Вопр. психологии, 1955, № 5,с.71 83.
- Орфинская В.К. Развитие фонологических представлений у детей. Дис.. канд. филол. наук. — Л., 1946. — 197 с.
- Орфинская В.К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии. Дис. д-ра пед. наук. — Л., I960. — 561 с.
- Орфинская В.К. Особенности снижения уровня способностей при афазии и алалии. В кн.: Проблема способности. М., 1962, с. 76 — 85.
- Орфинская В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей-анартриков и моторных алаликов. В кн.: Расстройства речи и мышления аномальных детей: Уч. зап. Ленингр. ин-та им. А. И. Герцена, 19 636, т.'256, с. 271-^95.
- Орфинская В.К. Формы моторной алалии, связанные с избирательной неполноценностью речедвигательного анализатора. -В кн.: Физиологические механизмы нарушений речи. Л., 1967, с. 129 137.
- Орфинская В.К. Типы недоразвития языковых систем у учащихся младших классов вспомогательной школы. В кн.: Науч.-теор. конф., посвяш. 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Сек. дефектологии. Л., 1967, с. I89-I9I.
- Орфинская В.К. Закономерности нормального построения и функционирования грамматических систем словообразования и словоизменения: Лекции для аспирантов. Л., 1970 (рукопись).
- Пассов Е.И., Сатинова В. Ф. Трансформация как психолингвистический критерий понимания речи. В кн.: Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного. М., 1971, с. 109 — 132.
- Певзнер М. С, Динамика развития детей-олигофренов. М.:
- Изд-во АПН РСФСР, 1963. 223 с.
- Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1967. 207 с.
- Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии. Дефектология, 1972, № 4, с. 23−29.
- Петрова В.Г. О припоминании и осмысливании знаний умственно отсталыми школьниками в ходе выполнения грамматической задачи. В кн.: Учебно-воспитательная работа в специальных школах, 1957, вып. У1, с. 147 — 157.
- Петрова В.Г. К вопросу об усвоении грамматических понятий учащимися вспомогательной школы. Специальная школа, 1959, ^ 2, с. 32 — 37.
- Петрова В.Г. О развитии устной речи учащихся вспомогатель-. ной школы. Специальная школа, I960, вып. 3, с. 47−51.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977. — 200 с.
- Попова М.И. Грамматические элементы языка в речи детей пред-дошкольного возраста. Вопр. психологии, 1958, № 3, с.106 117.
- Проколиенко Л.Н. Психология обучения детей дошкольного возраста. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. -В кн.: Дошкольная педагогическая психология. Киев, 1970, с. 31 57.
- Проколиенко Л.Н. Психология усвоения грамматических знаний учащимися среднего школьного возраста: Автореф. дис. .д-ра психол. наук. Киев, 1975. — 48 с.
- Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца И Д. Б. Эльконина. ГЛ.: Просвещение, 1964. — 352 с.
- Рахманов И.В. Модели И их использование при обучении иностранному языку. Иностранный язык в школе, 1965, № 4, с. 27 — 32.
- Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологиче-ские представления). Дефектология, 1977, $ 2, с. 3 — II.
- Розенгарт-Пупко Г. Д. Формирование речи у детей раннего возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, — 96 с.
- Рыбников Н.А. Язык ребенка. М.-Л., 1926, с. 84.
- Рябова.Т. В. Механизмы порождения речи по данным афазиоло-гии. В кн.: Вопросы породания речи и обучения языку. М., 1967, с. 76, — 94.
- Рябова Т.В., Штерн А. С. К характеристике грамматического структурирования. В кн.: Психология грамматики. М., 1968, с. 78 — 105.
- Рубинштейн С.Л. 0 мышлении И путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
- Садовникова И.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма в системе начального обучения учащихся. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1979. — 182 с.
- Садырова Б.С. К вопросу изучения речевого развития дошкольников в норме и патологии. Новое в психологических исследованиях, 1975, JS I, с. 117 — 121.
- Самойлова И.К. 0 некоторых особенностях двигательного анализатора у неговорящих: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1953, с. 21.
- Серебрянникова Н.П. К вопросу об овладении детьми предцошкольного возраста элементами грамматического строя языка. -Дис.. канд. психол. наук. Л., 1953. — 218 с.
- Симонова И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития. Дефектология, 1974, В 3, с. 18 — 25.
- Скобликова Е.С. Современный русский язык (Синтаксис простого предложения). М.: Просвещение, 1979. — 240 с.
- Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушениями умственного развития. Дефектология, 1978, № 2, с. 5 — 12.
- Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отставших в развитии. Дис.. канд. психол. наук.-М., 1978. -163 с.
- Смирнова Л.А. Нарушение понимания речи у младших умственно отсталых школьников. Дефектология, 1972, № I, с. 19−24.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966. — 224 с.
- Спирова Л.Ф., Шуйфер Р. И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 100 с.
- Спирова Л.Ф. К вопросу обучения чтению в 1−3 классах. В кн.: СоЕешание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1964, с. 44 — 50.
- Спирова Л.Ф. О взаимосвязи обучения грамматике и правописанию с обучением произношению и развитием речи. В кн.: Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1964, с. 28−32.
- СпироЕа Л. Ф. Усвоение детьми с общим недоразвитием речи словосочетаний, составлениях по способу падежно-предложного управления. Дефектология, 1973, JS 6, с. 30 — 36.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого ра.звития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
- Соботович Е.Ф. Проявление косноязычия у детей дошкольного Еозраста и пути его устранения. Дис.. канд. пед. наук. — Л., 1970. — 199 с.
- СоботоЕИч Е. Ф. Об отставании фонематического развития у детей с неправильным звукопроизношением. В кн.: XXIII Гер-ценоЕСКИе чтения. Дефектология. Л., 1970, с. 101 — 104.
- Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. В кн.: Тр. Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена: Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1970, с. 59 — 97.
- Соботович Е.Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дна -артрий и методы их диагностики. Дефектология, 1974, $ 4, с. 20.
- СоботоЕИч Е.Ф. К вопросу об интеллектуальном развитии него- ~ воряших детей. В кн.: Материалы 7-ой науч. сес. по дефектологии. М., 1975, с. 563 — 564.
- Соботович Е.Ф., Рождественская М. В. Особенности психического и речевого развития детей с моторной алалией. В.кн.: Вопросы дефектологии. Киев, 1975, вып. 10, с. 70 — 86.
- Соботович Е.Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. В кн.: Нарушения речи И голоса %у детей и взрослых. М., 1979, с. 83-?9.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. — 248 с.
- Сохин Ф.А. О формировании языковых обобщений в процессе речевого развития. Вопр. психологии, 1959, В 5, с. II2-I23.
- Стадненко Н.М. О понимании причинно-следственных связей умственно отсталыми детьми. В кн.: УН науч. се с. по дефектологии. М., 1975, с. 455 456.
- Сухарева Т.Е. Лекций по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974, с. 320.
- Трауготт Н.Н. К вопросу об организации И методике речевой работы с моторными алаликами. Б кн.: Тр. Ленингр, науч.-практич. ин-та слуха и речи. Расстройства речи в детском возрасте. Каргосиздат, 1940, с. 70 — 103.
- Трауготт Н.Н., Кайданова С. И., Самойлова И. К. Результаты изучения различных форм патологии речи. Б кн.: Совещание по вопросам физиологии и патологии речевой деятельности: Тез. Л., 1955, с. 44−45.
- Трауготт Н.Н. 0 путях нейрофизиологического исследования алалии И афазии. В кн.: Вопросы патологии речи. Киев, 1959а, т. XXXII/8I, с. 72 — 77.
- Трауготт Н.Н. Моторная алалия (к вопросу о механизмах нарушения развития экспрессивной речи). Рукопись, I960, с. 200.
- Трауготт Н.Н., Кайданова С. И. Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1975, — 180 с.
- Тригер Р.Д. Уровень знаний по русскому языку у учащихся I класса, имеющих задержки психического развития.- В кн.: Клиническое изучение школьной неуспеваемости. М., 1968, с. 54 55.
- Тригер Р.Д. Недостатки письма первоклассников с задержкой психического развития. Дефектология, 1972, JS 5, с. 35 -41.
- Усанова О.Н. Усвоение стечений согласных при моторной алалии. Дефектология, 1969, № 4, с. 10 — 15.
- УсаноЕа О. Н. Анализ персевераций в речи моторных алаликов П. Анализ уподобления звуков. В кн.: Новые исследования в психологии И возрастной физиологии. М., 1970, В 2, с. 188 — 200.
- Усанова О.Н. Логопедическая работа по формированию звуко-произношения у детей с моторной алалией в дошкольном возрасте: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. -27 с.
- Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка. В кн.: Материалы III Всесоюз. симп. по психолингвистике.1. М., 1970, с. .126 127.
- Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества. Вопр. психологии, 1969, JS 2, с. 62 — 63.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973, с. 160.
- Фельдберг А.С. Наши дети говорят правильно. Л.: Медицина,
- Ленингр. отд-ние, 1966. 156 с. усвоения
- Феофанов М.П. Очерки психологии"русского языка.учащимися вспомогательных школ. М.: Изд-ео АПН РСФСР, 1955, с. 132.
- Феофанов М.П. Усвоение учащимися вспомогательных школ предлонного управления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956, № I, с. 100.
- Филичева Т.Е. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления- Автореш. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 18 с.
- Фрадкина Ф.Н. Возникновение речи у ребенка. В кн.: Уч. зап. ЛШИ. JI., 1955, т. 112, с. 123 — 134.
- ЦветкоЕа Л.С., Глозман S.M. Аграмматизм при афазии. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 151 с.
- Цветкова Л.С. К вопросу о механизмах нарушений повторенияи понимания речи при акустико-мнестической афазии. В кн.: Проблемы афазии и восстановительного обучения. М., 1975, с. 24 — 45.
- Цветкова Л.С. К нейропснхологическому анализу так называемой динамической афазии. Сообш. I. Исследование нарушения предикативной функции речи при динамической афазии. В кн.: Психологические исследования. М., 1968, с. 48.
- Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969, с. 120.
- Чиркина Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией. Дефектология, 1973, $ 4, с. 45 — 50.
- Чистович Л.А., Клаас Ю. А. и др. Речь, артикуляция и восприятие. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1965. — 241 с.
- Чудинова Л.М. Приемы активизации речи алаликов. В кн.: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред.Р. Е. Левшой. М., 1961, с. 112 — 131.
- Чудинова Л.М. Формирование грамматического строя речи у учашихся 1−4 классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В кн.: Совешание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.1. М., 1964, с. 19−28.
- Шахнарович A.M. К проблеме психолингвистического анализа детской речи. Дис.. канд. филол. наук. — М., 1974, -189 с.
- Шаумаров Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе анализа стандартизованной методики: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1980. 22 с.
- Шаумян O.K. Теория порождающих грамматик и проблема понимания. В кн.: Семинар по психолингвистике: Тез. дота, и сообш. М., 1966, с. 14 — 16.
- Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грам-' матического строя речи детей, страдающих моторной алалией.- В кн.: Уч. зап. Моск. пед. ин-та им. В. И. Ленина. Патология речи / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1971, т. 406, с. 30 62.
- Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией. В кн.: Тр. Моск. пед. ин-та им. В. И. Ленина. Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975, с. 46 — 51.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. Изв. АПН РСФСР, 1948, JS 13, с. I0I-I33.
- Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления глухих детей.- М.: Просвещение, 1968. 319 с.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. — 428 с.
- Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. Докл. АПН РСФСР, 1957, В I, с. 107.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.:
- Изд-во АПН РСФСР, 1958. 115 с.
- Яссман Л.В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития. -Дис.. канд. психол. наук. М., 1967. — 167 с.
- Беккер К.П. и Совак М. Логопедия. М.: Медицина, 1981. -288 (пер. с нем.).
- Валлон А. От действия к мысли. М.: Изд-ео иностранной лит-ры, 1956. — 238 с. (пер. с фр.).
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М.: Медицина, 1962. — 239 с. (пер. с чеш.).
- Исследование познавательной деятельности / Под ред. Брун-нер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. М.: Педагогика, 1974, с. 99 — 109 (пер. с англ.).
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.-Л., 1932. — 412 с. (пер. с фр.).
- Слобии Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976.- 351 с. (пер. с англ.).
- Хомский Н. Синтаксические структуры. Новое в лингвистике.- М.: Изд-во МГУ, 1962, вып. II, с. 137 159 (пер. с англ.).
- Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1922. -280 с. (пер. с нем.).х х
- Ajuriaguerra J. Truble du language chez 1'enfant an cours des l’esion cerebrales en foyer et des demences. Y.F. ORZ, 1958, N 7, p. 225 — 239.
- Anderson D.E., Coleman R.O. The use of a receptive/cognitive approach in language habilitation. DSH Abstr., 1978, v. 18, N 3, p. 344.
- Barry H. Training the young aphasic child. Volta Rev., I960, N 62, p. 326 — 328.
- Battin R.R., Haug CoO., Blair C.A., Miller S.D. Speech and language delay: A home training program. Springfield, II Charles C. Thomas, 1978, 3-rd ed. — 102 p.
- Baumgartner S. Empirical investigations of the social behaviour of speech-handicapped preschoolers. DSH Abstr., 1979, v. XIX, N 1, p. 105.
- Bell P. Transformational complexity and sentence difficulty: a development study. Lan. Speech, 1976, N 19(3), p. 285 — 302.
- Bishop D.V. Comprehension in developmental language disorders. DeveXopm. Med. Child. Neurol., 1979, N 21(2), p. 225 — 238.
- Bliss Z.S., Peterson D.M. Performance of aphasic and non-aphasic children on a sentence repetition task. J. Commun. Die., 1975, N 8(3), p. 207 — 212.
- Bouvillian J.D., Raeburn V. P, Horan E.A. Talking to children: the effects of rate, information and length of children’s sentence imitation. J. Child.Lang., 1979, N 6(3), p. 459 467.
- Boxx J.A. Comparison of peer-modeling and direct instruction procedures to develop language structure in pre school children. DSH Abstr., 1980, v. XX, N 4, p. 474.
- Braine M.D. On learning the grammatical order of words.- Psychol. Rev., 1963, N 70, p. 323 348.
- Brunner I.S. The ontogenesis of the speech act.(1974). -DSH Abstr., 1976, v. 16, H 3, p. 341.
- Brown R. Linguistic determinism and the part of speech.- J. Abnorm. social psychol., 1957, v. 55, N 1, p. 38 -49.
- Brown R., Belluigi U. Three processes in the child’s acquisition of syntax. Harwarf Educational Rev., 1964,1. N 34(2), p. 133 151.
- Brown R., Berko J. Word association and scquisition of grammar. Child Developm., I960, v. 31, p. 1 — 14.
- Buse L., Massing H., Pirsich V. Factors and condition of speech performance in preschoolers. DSH, Abstr., 1980, v. XX, N 3, p. 342.
- Cartelli L.M. Paradigmatic language training for learning disabled children. J. Learn. Disabil., 1978, N 11 (5), p. 313 — 318.
- Chevrie-Muller C., Simonet A., Ballon B. Exploration du language chez 1'enfant en reisagee d’un point de vue neu-rologique. Rev. de laryngol., 1978, N 7 — 8, p. 403 -410.
- Coggins Т.Е. Relational meaning encoded in the two-word utterances of stage Down syndrome children. J. Speech Hear. Res., 1979, IT 22(1), p. 166 — 178.
- Coleman R.O., Anderson D.E. Enhancement of language comprehension in developmentally delayed children. Lang.
- Speech Hear.Serv. Schs., 197S, N 9(4), p. 241 251.
- Coutright J.A., Courtright J.C. Imitative modeling as a language intervention study: The effects of two mediating variables. J. Speech Hear. Res., 1979, N 22(2), p. 389 402.
- Dale P. S. Is early pragmatic development measurable. J. Child. Lang., 1980, N 7(1), p. 1 — 12.
- Dally A. Language remediation with primary scholl-age children. Lang. Speech Hear. Serv. Schs., 1978, N 9(2), p.85 90.
- Davie C.M. Programming language for severely retarded children. Lang. Speech Hear. Serv. Schs., 1978, N 3(4), p. 213 — 219.
- Eilers R.E. Suprasegemental and grammatical control over letegraphic speech in young children. J. Psychol. Res., 1975, N 4(3), p. 227 — 239,
- Emerson H.F., Gekoski W.Z. Development of comprehension of sentences with «because» of «if». J. Exp. Child. Psychol., 1980, N 29(2), p. 202 — 224.
- Erreich A., Walian V., Winzemer J. Aspects and theory of language acquistion. J. Child. Lang., 1980, N 7(1), p. 157 — 159.
- Erwin-Tripp S.M. Imitation and structural changes in children’s language. In: Hew directions in the study of language. Cambridge, 1964, p. 87.
- Erwin-Tripp S.M., Miller W.R. Language development. -Child psychol., 1963, 62 Yehrb., p. 1.
- Fodor J. Now learn to talk: some simple ways. The genesis of language. M.I.T, Press, 1966. In DSH. Abstr., 1968, v. 8, N 3, P. 167 — 168.
- Polger M.K., Leonard L.B. Language and sensorimotor development during the early period of referential speech. J. Speech Hear. Res., 1978, N 21(3), p. 519 — 527.
- Garcia Е.Б., Bullet J., Rust P.P. An experimental analysis of language training generalisation across classroom and home. -DSH Abstr., 1978, v. 18, N 3, p. 345 346.
- Goodglass N., Berko J. Agramatism and inflectional morphology in English. J. Speech Hear. Dis., I960, IT 3. p. 257 — 267.
- Gordon S.E. Symbolic play in Language-impaired and normal children. DSH Abstr., 1980, v. XX, N 4, p. 475.
- De Grunberg G.S., Bianco E., Mendilaharsu C. Comparative study of the performance of repetition of grammatical structures in dyslalic and dysphasic children. In: DSH Abstr. (In Spanish), 1978, v. 18, N 1, p. 84, N 437.
- Hodgess P.M., Deich R.P. Teaching an artificial language to nonverbal retardates. Behav. Modif., 1978, N 2(4), p. 489 -509.
- Gordal J. Treatment of severe language disorders in children.- Polia Phoniat., 1977, N 29(1), p. 22 60.
- Horgan D. The developmnet of the full passive. J. Child. Lang., 1978, N 5(1), p. 65 — 80.
- Hunter G. Childhood apraxia or intra-oral perceptual-motor disorder. DSH. Abstr., 1978, v. 18, N 2, p. 208.
- Kahn J.V. Application of the Piagetian literature to severely and profounly mentally retarded person. Ment. Retard., 1979, N 17(6), p. 273 — 280.
- Karlin G.W., Karlin D.B., Gurren L. Development in the disorders of speech in childhood. Sh. C. Thomas, Springfield, a Illinois USA, 1965. — 342 p.
- Keeny T.J., Smith H.D. Young children’s imitation comprehen451 — sion of sententia singularity and plurality. Lang. a.
- Speech., 1973, v. 14, N 4, p. 87 94.
- Kugel R.B., Reque D. A comparison of mongoloid children. -J. Amer. Med. Assoc., 1961, v. 174, p. 959 961.
- Lamberts F., Burns M. Onservations on elicted language imitation with severly retarded. Lang. Speech, 1979, N 22(1), p. 21 — 36.
- Landon S.J., Sommers R.K. Talkativeness and children’s linguistic abilities. Lang. Speeeh, 1979, N 22(3), p. 269 276.
- Leonard L.B. Language impaiment in children. DSH Abstr., 1980, v. XX, N 3, p. 356 — 357.
- Leonard L.B., Bolders J.G., Curtis R.A. On the nature of childrerfs judgements of linguistic features: semantic relations and grammatical morphemes. J. Psychol. Res., 1977, N 6(3), P. 233 — 245.
- Levi J., D’Andrea A., De Andreis I., Pabrizi A. Neuropsychological problem in a dysphasie-apraxic child. DSH Abstr., 1980, v. XX, N 3, p. 350.
- Lieberman A. Some effects of semantic and grammatical context on the production and perception of speech. Lang. Speech., 1963, N 6, p. 172 — 187.
- Liles B.Z., Shulman M.D., Barlett S. Judgementz of grammati-cality by normal and language-disordered children. J. Speech Hear. Dis., 1977, H 42(2), p. 199 — 209.
- Limber J. Unravelling competence, performance and pragmatics in the speech of young children. J. Child. Lang., 1976, N 3(3), p. 309 — 318.
- Linck H.A., Haberkamp H. Impairment vs. retardation of language development. DSH Abstr., 1978, b. 18-ji N 4, p.455.
- Malgady R.G., Barcher P.R., Towner G., Davies J. Language factors in vocational evaluation of mentally retarded workers. DSH Abstr., 1980, v. 20, N 2, p. 224.
- Marrarrive J. L’absence de langage chez 1'enfant. (The absence of language), e Rev. Laringol. Otol. Phinol., 1977, v. 98, N 3 4, p. 165 — 174.
- McNeil. Developmental psycholinguistics. In.: R.D. Smith P., Miller G.A. (eds.) Handbook. The genesis of language. A Psycholinguistic approach. Cambridge Mass mit Press, 1966, p. 107 — 118.
- Mecham M.J., Jex J.L. Training mentally retarded children in oral communication. DSH Abstr., 1962, v. 4, Ж 1, p. 441 — 443.
- Menunk R. Syntactic rules used by children from preschool through first grade. Child Developm., 1964, N 35, p. 533 — 546.
- Mikelson P., Parmenter T.R. Language acquisition programs for the handicapped. DSH Abstr., 1981, v. 21, N 1, p. 107.
- Miller G.A., Chomsky N. Introduction to the formal analysis of natural languages /R.D. Luce D., Bush R., Galanter E. (eds.). In: Handbook of Mathematical Psychol., 1963, v.2, N 4, p. 419 491.
- Moran M.R., Byrne M.C. Mastery of verb tense markers by normal and learning disabled children. — J. Speech Hear. Res., 1977, v. 20, N 3, p. 529 — 542.
- Morgulas S., Zimmerman B.J. The role of comprehension in children’s observational learning of a syntactic rule. J. Exp. Child Psychol., 1979, v. 28, N 3, p. 445 — 468.
- Mueller M.W., Weaver S.J. Psycholinguistic abilities of institutionalized and non-institutionalized trainable mental retardates. Amer. J. Ment. Defic., 1974, v. 68, p. 775 — 783.
- Newcomer P., Hammill D.D. Using the test of language devei. lopment with language impaired children. «J. Learn. Dis., 1978, v. 11, W 8, p. 521 — 524.
- Noll J.D., Randolh S.R. Auditory semantic, syntactic and retention errors made by aphasic subjects on the Token Test. J. Commun. Dis., 1978, v. 11, N 6, p. 543 — 553.
- Palmer N.F., Worth C.W., Kichloe J.N. The incedence of lingual apraxia and agnosia in functional disorders of articulation. Cerebral Palcy Rev., 1964, v. 25, N 6, p. 7 — 9.
- Rambatz K. Moglichkeiten der Sprachtherapie bei expressi-ver Aphasie im Kindersalter unter besonderer Beriicksicht-igung des Dysgrammatismus. Sprachheilarbeit, 1977, Bd.22, N 4, S. 101 116.
- Reef H. Apraxia, desartria. Dch. Abstr., 1969. — DSH Abstr., 1971, v. 11, N 2, p. 183.
- Rees U.S. Imitation and language development: issues and clinical implications. J. Speech Hear. Diord., 1975, v. 40, N 3, P. 339 350.
- Reich R. Gestural facilitation of expressive language in moderately/severely retarbed preschoolers. Ment. Retard., 1978, v. 16, N 2, p. 113 — 117.
- Rodgon M.M., Gankowski W., Alenskas L. A multi-functional approach to single-word usage. J. Child. Lang., 1977, v. 4, N 1, p. 23 — 43.
- Rubin K.N. Preschoolers private speech in play setting. -DSH Abstr., 1981, v. 21, N 1, p. 77.
- Saley A.-M. La dysphasie et les dysphasique. (Dysphasie and dysphasies). Rev. Laryngol. Otol. Rhinol., 1977, v. 98, N 3 — 4, p. 154 — 163.
- Schlesinger J.M. The role of cognitive development and linguistic input in language acquisition. J. Child, lang., 1977, v. 4, N 2, p. 153 — 169.
- Shulman M.D., Liles B.Z. A sense of grammaticality: An in gredient for language remediation. DSH Abstr., 1980, v. 20, N 1, p. 108 — 109, N 532.
- Sievers D.J., Rosenberg C.M. The differential language facility test and electroencepholograms of brain-injured mentally retarded children. Amer. J. Ment. Def., I960, v. 65, P. 46 50.
- Slama-Cazacu T. Relatiile dintre gindire si limbaj in ontogeneza (3−7 ani). Bucurest, 1957, p. 448.
- Slobin D. Imitation and grammatical developmnet in children. Contemporary issues in developmental psychology. N.Y., 19§ 8, p. 121.
- Spradlin J.E. Language and commumication of mental defectives. N.Y., 1963, In: DSH Abstr., 1965, v. 5, Jh 2, p. 98.
- Steckol K.F., Leonard L.B. The use of grammatical morphe-mer by normal and language-impaired children. J. Commun.
- Dis., 1979, v. 12, К 4, p. 291 301.
- Tallai P. Relation between speech perception, language comprehension and speech production in children with specific development language delay. DSH Abstr., 1979, v. XIX, p. 480, N 2272.
- Tanaka Y. Development of the linguistic function in the brain and its disorders. In special reference to retarded development of language and acquired childhood aphasia. -DSH Abstr., 1980, v. XX, p. 490.
- Ucen I. Probabilictic prognosis in the speech activity of mentally retarded children. DSH Abstr., 1979, v. XIX, N 3, P. 352.
- Zwitman D.H., Sonderman J.C. A syntax program designed to present base linguistic structures to language-disordered children. J. Commun. Dis., 1979, v. 12, N 4, p. 323−335.