Педагогическое стимулирование саморазвития экономической культуры обучающихся в системе «Школа — экономико-правовой колледж»
Диссертация
Теоретическими основами исследования явились труды П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Кочетова о самовоспитании и его социальной детерминацииоб основных факторах, побуждающих личность к самовоспитанию, и их использовании обучающимися в процессе саморазвития, о методах организации самовоспитания и о педагогическом руководстве самовоспитанием обучающихсянаучное наследие Аристотеля, Гегеля… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ^
- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ШКОЛА-ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ»
- 1. 1. Экономическая культура личности как составляющая ее общей культуры
- 1. 2. Критерии и показатели экономической культуры личности
- 1. 3. Педагогические условия стимулирования саморазвития экономической культуры обучающихся в системе образовательных учреждений «школа — экономико-правовой колледж»
- ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА САМОРАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ШКОЛА — ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОЛЕДЖ»
- 2. 1. Общие вопросы организации эксперимента по стимулированию саморазвития экономической культуры обучающихся в системе образовательных учреждений «Школа — экономико-правовой колледж»
- 2. 2. Педагогический мониторинг саморазвития экономической культуры личности обучающихся в системе образовательных учреждений «Школа-экономико-правовой колледж»
- 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности программ саморазвития экономической культуры личности обучающихся в системе образовательных учреждений «Школа-экономико-правовой колледж»
Список литературы
- Аболин JI.M. Образовательное пространство школы нового типа (из опыта работы школы № 6 г. Альметьевска) / Л. М. Аболин, Г. Ф. Блинова. Казань: Карпол, 1997. — 126 с.
- Абрамова Г. С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития / Г. С. Абрамова. М, АСАДЕМА, 2002, — 165 с.
- Абрамова М.Д. Экономика. Вопросы и ответы / М. Д. Абрамова, Л. С. Александрова. М.: Юриспруденция, 2001.-240с.
- Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании / В. С. Аванесов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, — 254 с.
- Авдреев Г. Обучение и воспитание в вузе неразделимы / Г. Андреев // Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С.24.
- Айзенк Ганс. Классические тесты / Ганс Айзенк. М., 2002.-191 с.
- Алфимов В.Н. Учебно-воспитательный комплекс «Лицей-университет» как фактор развития личности / В. Н. Алфимов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 1993. — 266 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьника / Ш. А. Амонашвили. М., 1984. — 206 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили. — М., 1996. — 494 с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-229 с.
- П.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т.2.-287 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
- Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань, 2004. — 417 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 1. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 568 с.
- Андреев В.И. Педагогический мониторинг как проблема системной диагностики в управлении качеством образования / В. И. Андреев // Тезисы V Всероссийской научно-практической конференции: Сб. ст.-Казань, 1997. -173 с.
- Андреев В.И. Педагогический мониторинг качества образования / Под научной редакцией члена-корреспондента Российской Академии образования, д-ра пед. наук, профессора В. И. Андреева. Казань: Центр информационных технологий, 2000. — 176 с.
- Андреев В.И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной личности менеджера / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 1992. -207 с.
- Андреев И.В. Управление персоналом / И. В. Андреев, С. В. Кошелев, В. В. Спивак. СПб.: Нева, 2004. — 224 с.
- Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Э.Пратканис. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-540 с.
- Аронсон Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения / Э. Аронсон, Э.Пратканис. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 384 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. Москва-Воронеж, 1996. — 767 с.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А.Г.асмолов. М.: МГУ, 1985.-96 с.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. — № 2. С. 31.
- Ахметова Д.З. Деятельность учебно-воспитательного комплекса / Д. З. Ахметова // Мэгариф. Казань, 1991. — № 6. — С. 3−9.
- Ахметова Д.З. Инновационная школа учебно-воспитательный комплекс. Модель личности учащегося УВК. Программа поэтапного формирования личности / Д. З. Ахметова // Проблемы теории, методики, управления: Сб. ст. ч.1. — Зеленодольск, 1993. — 183 с.
- Ахметова Д.З. Как сделать образовательное учреждение процветающим? / Д. З. Ахметова, А. В. Тимирясова, М. М. Хадиев. Казань: Изд-во института экономики, управления и права, 2003. — 112 с.
- Ахметова Д.З. Педагогический коллектив учебно-воспитательного комплекса / Д. З. Ахметова. М.: Магистр, 1995 г. — 237 с.
- Ахметова Д.З. Программа воспитания здоровой творческой личности в условиях инновационной школы / Д. З. Ахметова // Тезисы межд. научн.-пр. конф. презент. Новые технологии обучения. Казань, 1993. — 168 с.
- Ахметова Д.З. Развитие исследовательских умений педагогов УВК / Д. З. Ахметова // Материалы н.-пр. конф. Педагогическое образование для XXI века. Ч.И. — М.: Магистр, 1994. — 186 с.
- Ахметова Д.З. Развитие творческих способностей детей в системе учебно-воспитательной деятельности школы комплекса / Д. З. Ахметова: Сб. материалов н.-пр. конф. — Казань, 1995. — С. 46−51.
- Ахметова Д.З. Становление и развитие педагогического коллектива учебно-воспитательного комплекса (на опыте Зеленодольского УВК Республики Татарстан): Автореф. Дис. .к.п.н. / Д. З. Ахметова М., 1992. — 23 с.
- Ахметова Д.З. Уникальным может стать каждый / Д. З. Ахметова // Народное образование. М., 1995. — № 7. — С. 52−55.
- Ахметова Д.З. Школа-комплекс как социально-педагогическая система / Д. З. Ахметова. Казань, 1997. — 188 с.
- Байкова Л.А. Методика воспитательной работы / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина. М.: Академия, 2002. — 160 с.
- Балл Г. А. Анализ педагогического воздействия и его педагогическое влияние / Г. А. Балл // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 23−25.
- Баляр Э.М. Преемственность в развитии культур / Э. М. Баляр. М.: Наука, 1962.-94 с.
- Баляр Э.М. Человек и свобода / Э. М. Баляр. М.: Сов. Россия, 1972. — 228 с.
- Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития / И. Л. Баскакова. Москва-Воронеж, 1995. — 61 с.
- Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. Москва-Воронеж, 1996. — 317 с.
- Беляев В.П. Право социального обеспечения: Учеб. пособие / В. П. Беляев, А. Н. Мануковская, О. Е. Фарберова. М.: РДЛ, 2003. — 240 с.
- Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. / Эрик Берн. М.: Прогресс, 1988. — 398 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Беспалько В.П. Педагогические принципы перестройки профессионального образования / В. П. Беспалько // Среднее специальное образование. 1990. -№ 4. — С. 4−8.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 527 с.
- Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя / Н. Р. Битянова. М.: Междун. педагогическая академия, 1994. — 48 с.
- Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. Т.1. 42 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. Москва-Воронеж, 1995.-317 с.
- Большой психологический словарь / А.Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 704 с.
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Е. Ф. Борисов Е.Ф. М.: Юрист, 2002. — 67 с.
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. 1992. — № 4. С.99−10.
- Бочарина С.П. Проблемы психологии памяти в трудах П.И.Зинченко / С. П. Бочарина // Вопросы психологии. 1978. — № 52. — С. 16−19.
- Брайан Ф. Как написать бизнес-план / Ф.Брайан. СПб.: Нева, 2004.-192 с.
- Бродский Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий. Организационнотехнологический аспект: Дис.. к.п.н. / Ю. С. Бродский. Екатеринбург, 1993.-210 с.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. -М., 1994. 240 с.
- Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. Воронеж, 1996. — 271 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. Москва-Воронеж, 1996. — 388с.
- Вазина К. Управление новым типом учебного заведения (концепция, опыт) / К. Вазина, Г. Костыко, Ф.Клюев. Челябинск, 1996. — 201с.
- Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации / С. В. Валдайцев. М.: Филинъ, 1997.-336 с.
- Валеева Р. А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века) / Р. А. Валеева. Казань, 1997.-С.98−102.
- Вебер М. Избранные произведения / М.Вебер. М., 1990. — 190 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М.: Высш. шк., 1991. 204 с.
- Вердербер К. Психология общения / К. Вердербер, Р.Вердербер. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 320 с.
- Владимиров А.Н. Лучшие рефераты по маркетингу / А. Н. Владимиров. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 320 с.
- Войтенко А.А. Управление педагогическим процессом переподготовки специалистов как средство повышения ее эффективности / А. А. Войтенко. -М., 1990.-273 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Академия, 2002. — 176 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов. М., 1999. -С. 46−84.
- Вульфов Б.З. Исследование проблем учебно-воспитательных комплексов / Б. З. Вульфов, М. М. Плоткин // Советская педагогика.- 1988. № 4. — С. 50−68.
- Выготский А.С. Развитие высших психических функций / А.С.выготский. -М., 1960.-92 с.
- Выготский J1.C. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1987.-341 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. -М.: Изд-во АПН, 1960. 499 с.
- Газман О.С. Новые ценности образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. М.: Инноватор, 1995. — 103 с.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования. 1995. — № 2. — С. 16−45.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века / О. С. Газман // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С.6−33.
- Гальперин П.Я. Психологические проблемы программированного обучения на современном этапе / П. Я. Гальперин, З. А. Решетова, Н. Ф. Талызин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. — 39 с.
- Гафаров А. Взаимодействие школы, семьи и общественности к выбору профессии / А.Гафаров. Душанбе, 1994.-158 с.
- Гертман М. Стратегический менеджмент / Д. О. Ямпольская. СПб.: Нева, 2003.-96 с.
- Годин В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учеб. / В. В. Годин, И. К. Корнеев. М.: Высшая школа, 2001. — 240 с.
- Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 336 с.
- Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых / М. Т. Громкова. М., 1996.-95 с.
- Громыко Ю.В. Образование личности: Пособие для преподавателей / Ю. В. Громыко. -М.: Интерфакс, 1994. 134 с.
- Губарев В.Г. Основы экономики и предпринимательства / В. Г. Губарев. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-288с.
- Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии / В. В. Гузеева. -М.: Знание, 1995. 135 с.
- Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие для студентов / К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-359с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. М.: НПО Образование, 1996. — 158 с.
- Давыдов В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы / В. В. Давыдов, В. В. Репин. М.: Интор, 1997. — 32 с.
- Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина. М.: Академия, 2000. — 160 с.
- Дистервег А. Избр.пед.соч. / А.Дистервег. М., 1956. — 118 с.
- Добротворкая С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни / С. Г. Добротворская. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 189 с.
- Драч Г. В. История мировой культуры / Г. В. Драч. Ростов н/Д., 2002. — 532 с.
- Дубровский В.Ж. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учеб. для вузов / В. Ж. Дубровский, Б. И. Чайкин. Екатеренбург: Изд-во гос. экон. ун-та, 1998. — 443 с.
- Ермакова И.В. Начало экономики / И. В. Ермакова, Протасевич Т. А. М.: Веди, 1999. -217 с.
- Ермакова Н.М. Профессиональная педагогическая подготовка в условиях учебно-педагогического комплекса: Дис.. к.п.н. / Н. М. Ермакова. М. 1996.- 172 с.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б. П. Есипов. М., 1961.-15 с.
- Журавлев Е.И. Основы педагогической конфликтологии. Учеб. для вузов / Е. И. Журавлев. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 196 с. 96.3анков JI.B. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. М.: Дом педагогики, 1999. — 103 с.
- Захаров М.А. Краткий философский словарь / М. А. Захаров,
- А.П.Алексеева. М.: ПБОЮЛ, 2001. — 496 с. 98.3олотогоров В. Г. Экономика. Энциклопедический словарь / В. Г. Золотогоров. — Мн.: Книжный дом, 2004. — 720 с.
- Ивлев Ю.В. Логика: Учеб. пособие /Ю.В. Ивлев. М.: Велби, 2002. — 288 с.
- Ильин С.С. Экономика / С. С. Ильин, Т. И. Васильева. М.: ЭКСМО, 2003. — 544 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. — 240 с.
- Каган О.А. Школа ФРГ и требования ее реформы / О. А. Каган // Сов.педагогика. 1959. — № 10. — С. 23−43.
- Кайл Р. Детская психология. Тайны психики ребенка / Р.Кайл. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 416 с.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс: Избр. пед. соч. / П. Ф. Каптерев. -М.: Педагогика, 1982. 704 с.
- Караковский В.А. Пути повышения воспитательного потенциала массовой школы / В. А. Караковский // Советская педагогика. 1991. № 11.С. 12−24.
- Карелин А.А. Психологические тесты: В 2 т. М.: Гуманит, 2003. -Т.2. -248 с.
- Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоится и начать жить / Д.Карнеги. М., 1989. — 704 с.
- Каган М.С. Мир общения / М.Скаган. М., 1984. — 256 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 216 с.
- Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для вуза / Н. В. Клюева. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 400 с.
- Кожекин Г. Я. Маркетинг предприятия: Учеб. пособие / Г. Я. Кожекин, С. Г. Мисербиева. Мн.: Мисанта, 2004. — 240 с.
- Коллин М.К. Суперменеджер: проведение эффективных переговоров / М. К. Коллин. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 128 с.
- Коломиец Б.К. Комплексная оценка и аттестация преподавателей учебных заведений. Учеб. пособие / Б. К. Коломиец // Концептуальные положения. М., 1991. — 42 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Изб. Пед. соч.: В 2 т. -М.: Педагогика, 1982. Т.1. 656 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Изб. Пед. соч.: В 2 т. -М.: Педагогика, 1982. Т.2. 576 с.
- Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики / Р.Комер. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 608 с.
- Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 512 с.
- Конституция Российской Федерации. М.: ЭКСМО, 2004. — 48 с.
- Корнейчук Б.В. Микроэкономика / Б. В. Корнейчук. СПб.: Питер, 2003. -157 с.
- Коротов В.М. Шаг к созданию программы воспитания / В. М. Коротов, Н.Н.Щуркова//Советская педагогика. 1989. -№ 12. С. 14−21.
- Котова И.Б. Психология: среднее профессиональное образование / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 480 с.
- Кохановский В.П. Философия для средних специальных учебных заведений / В. П. Кохановский. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 320 с.
- Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики / А. И. Кочетов. Рязань, 1971. 136 с.
- Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания / А. И. Кочетов. -М., 1974.-476 с.
- Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова // Народное образование. 2001. — № 1. — С.247−253.
- Крысько В.Г. Социальная психология: схемы и комментарии / В. Г. Крысько. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2001. — 208 с.
- Ксардель Д. Прямой маркетинг / Д. К. Ксардель.- СПб.: Нева, 2004.-128с.
- Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека Д.Кун.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 864 с.
- Курамшин И.Я. Актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях нового типа / И. Я. Курамшин // Тезисы республиканской научно-практической конференции. Казань: Карпол, 1997.- 194 с.
- Курамшин И.Я. Общеобразовательная подготовка и воспитательный процесс в школе-гимназии: Из опыта работы педагогического коллектива школы-гимназии № 102 г. Казани: Метод. пособие / И. Я. Курамшин, М. С. Устинова, Г. Ф. Хасанова. Казань: Карпол, 1997. — 193 с.
- Кутьев В.О. Обновление общества и политическая культура учителя / В. О. Кутьев, З. П. Малюк // Советская педагогика. -1990. № 3. — С. 3−16.
- Кушнир А. Педагогика грамотности / А. Кушнир // Школьные технологии.- 1996. № 4,5. — С. 25−28, — С. 29−31.
- Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия / М. Г. Лапуста. М., 2001. -744 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1979. -47 с.
- Лернер Г. И. Единый государственный экзамен. Биология. Тренировочные тесты / Г. И. Лернер. М.: ЭКСМО, 2004. — 96 с.
- Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой / В. М. Лизинский. М.: ОЦ Педагогический поиск, 1996. — 75 с.
- Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. Педагогика и психология / Х. Й. Лийметс. М.: Знание, 1975. — 26 с.
- Липсиц И.В. Экономика / И. В. Линсиц. М.: Вита-ПРЕСС, 2002.-391 с.
- Лихачев Б.Т. Цели воспитания личности / Б. Т. Лихачев // Советская педагогика. -1991. № 4. — С. 36−57.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. -М.: Межд. пед. академия, 1994. 365 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — С. 123−203.
- Макаренко А.С. Сочинения. Т.5. 124 с.
- Максимова Л.И. Закон Российской Федерации «Об Образовании» от 10 июля 1992 г. Настольная книга директора школы / Л. И. Максимова, Е. М. Шабанова. М., 2002. — С.3−46.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и советская наука / Э. С. Маркарян. -М., 1983.-215 с.
- Маркова А.Н. Культурология / А. Н. Маркова. М., 1995. — 219 с.
- Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу // Пер. с англ. М.: Просвещение, 1989.-216с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов // Кн. для учителей М.: Просвещение. 1997. — 256 с.
- Махмутов М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. М., 1995. — 160 с.
- Мацумото Д. Психология и культура / Д.Мацумото. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 416 с.
- Межуев В.Н. Культура и история / В. Н. Межуев. М., 1977. — 240 с.
- Митина Л.М. Знание самооценки учителя / Л. М. Митина // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С.52−56.
- Морозов Е.П. Подготовка учителей к инновационной деятельности / Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 88−93 .
- Мэш А. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / А. Мэш, Д.Вольф. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с.
- Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А. М. Новиков. М., 1996. — 130 с.
- Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Практикум: ролевые и деловые игры / М. Н. Кулапов. М.: Экзамен, 2003. — 128 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова: институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Основы логистики: Учеб. пособие / Л. Б. Миротина, В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2000. — 200 с.
- Павлов Н. Проектирование образовательной сферы и сообщества в малом городе. Новые ценности образования. Образование и сообщество / Н. Павлов, Н. В. Крылова. М.: Инноватор, 1998. — 258 с.
- Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 544 с.
- Пелих А.С. Малые предприятия / А. С. Пелих, Г. И. Шепеленко. М.: Гардарика, 1996. — 144 с.
- Плотницкий М.И. Экономическая теория: Учеб. пособие / М. И. Плотницкий. Мн.: Мианта, 2003. — 192 с.
- Под одной крышей. О взаимодействии науки и практики / Д. З. Ахметова, Л. А. Алексеева, Б. З. Вульфов и др. // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 33−42.
- Подласый В.П. Педагогика / В. П. Подласый. М., 1996.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учеб. пособие для вуза / И. П. Подласый. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника / М. Л. Полдолина. М., 2003. — 23 с.
- Портфель конкуренции и управления финансами. М.: «СОМИНТЭК», 1996.-728 с.
- Почикаева Н.М. Основы ораторского искусства и культуры речи: Учеб. пособие / Н. П. Почикаева. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 320 с.
- Право социального обеспечения (конспект лекций) М.: ПРИОР, 2001,-128с.
- Предприниматель и право. М.: Московское Финансовое Объединение, 1996.-288 с.
- Прутченков А.С. Методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. М., 2000. — 145 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. Москва-Воронеж, 1996. — 253 с.
- Равич Р. Д. Скажи жизни «Да!»: новый системный подход и практические меры помощи при депрессии / Р. Д. Равич. М.: Народное образование, 2002. — 224 с.
- Равичев С.А. Сборник задач по экономике с решениями / С. А. Равичев. -М.: Дрофа, 2001.-64 с.
- Равичев С.А. Современная экономика: Учеб. пособие / С. А. Равиев, С. А. Михеев. М.: Вита, 2001. — 276 с.
- Радугин А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / А. А. Радугин, Е. А. Кротков. М., 2002. — 252 с.
- Райзберг Б.Ж. Курс экономики: Учеб. пособие / Б. А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 2004.-672с.
- Рафф С.Е. Педагогическое взаимодействие как объект диагностики и коррекции: Дис.. к.п.н. /С.Е.Рафф. Казань, 1994. — 273 с.
- Реан А. Психология подростка / А.Реан. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. -384 с.
- Реан А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / А. Реан. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 640 с.
- Романенко И.В. История экономики: Конспект лекций / И. В. Романенко. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003. 48 с.
- Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1958. — 138 с.
- Рубинштейн С.Л. Психологические воззрения И.М.Сеченова и советская педагогическая наука / С. Л. Рубинштейн // Вопр.психологии. 1955. — № 5. -С. 34.
- Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие / Л. А. Русалева.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 448 с.
- Самыгин С.И. Менеджмент персонала / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, М.: Зевс, 1997. 478 с.
- Самыгин С.И. Педагогика: экзаменационные ответы / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 349 с.
- Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селивко, А. Г. Селивко. -М.: Народное образование, 2002. 176 с.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. М.: Академия, 2002. — 336 с.
- Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗ: Учеб. пособие для преп., учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярощенко. -М.: Мастерство, 2001. 272 с.
- Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии / Е.Сидоренко. СПб., 2002. — 347 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя ВУЗа. -Казань: Изд-во института экономики, управления и права, 2001. 112 с.
- Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент / Н. Н. Смирнов. СПб.: Питер, 2002. — 128 с.
- Смит Н. Современные системы психологии Н.Смит. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 384 с.
- Солодухин О.А. Логика / О. А. Солодухин. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. -224 с.
- Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие / И. А. Спиридонов. М.: ИНФРА-М, 2002. — 256 с.
- Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Ширяев. -М.: Академия, 2001. 576 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 204 с.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: Учеб. пособия. 2-ое изд., перераб. и доп. / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 460 с.
- Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Н. Сухов. М.: Академия, 2002. — 240 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М.: Педагогика, 1979. -Т.1.-560 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.-Т.5.-525 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 6 т. Т.6. 330 с.
- Федосова В.Т. Управление современной школой. Практич. пособ. для руководителей образовательных учреждений, слушателей ИПК / В. Т. Федосова. Ростов н/Д: Изд-во Учитель, 2004. — 144 с.
- Фомин А.А. Соблюдение педагогических технологий как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя / А. А. Фомин // Завуч. 2000. -№ 1. — С. 16−25.
- Фрейд 3. Психология бессознательного / З.Фрейд. М., 1989. — 447 с.
- Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р.Фрейджер. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 864 с.
- Фромм Э. Человек для себя, иметь или быть / Э.Фромм. Минск, 1997. -345 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для вузов / И. Ф. Харламов. Мн.: Университетское, 2002. — 560 с.
- Ходеев Ф.П. Маркетинг для студентов ССУЗ: учеб. пособия / Ф. П. Ходеев. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 224 с.
- Хьелл Л. Теория личности / Л. Хьелл, Д.Зиглер. СПб.: Питер, 2001. 680 с.
- Цырлина Т.В. Встречное движение / Т. В. Цырлина. М.: Знание, 1991. -№ 7.-С. 12−16.
- Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.: Академия, 2002. — 320 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — 268 с.
- Шейнов В.П. Искусство убеждать / В. П. Шейнов. М.: ЗАО Книга-сервис, 2002. — 304 с.
- Шепеленко Г. И. Антикризисное управление производством и персоналом Г.И.Шепеленко. Ростов н/Д, 2002. — 175 с.
- Ширинский В.И. В центре внимания учебно-воспитательный комплекс / В. И. Ширинский // Советская педагогика. 1991. — № 2. — С. 62−64.
- Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. -М.: Академия, 2002. 288 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. М.: ИЦ Педагогический поиск, 1997. — 77 с.
- Экономика управление и право в условиях переходного периода. -Казань: института экономики, управления и права, 2002. 276 с.
- Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие / Е. Г. Яковлев. М.: Гардарики, 2002.-464 с.
- Ямбург Е.А. Педагогическая философия адаптивной модели школы / Е. А. Ямбург // Мир образования. 1996. — № 6. — С. 46−53.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 2000. — 236 с.
- Якиманская И.С. О разработке школьной документации, отражающей личностное развитие ученика /И.С. Якиманская // Школа здоровья. 1996. -№ 1. — С.8−9.
- БЛОЧНО-МОДУЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
- Мир «Азы экономики» 5 кл. 5−7-е классы. экономики и 1 ч (34) Привитие интереса кправ «Основы потребительских восприятию и пониманиючеловека знаний» 6−7-е кл. 1ч.(34) «Экологической культуры» в
- Права гражданина" 7 кл. процессе изучения1ч. (34) экономического поведения
- Начала экономики" 7 кл. людей и «Правовая1ч. (34) культура», воспитаниепотребительскойграмотности. Спецкурс1. Экономика семьи"
- I Начала «Начала экономики» 8 кл. 8−9-е классыэкономики 1ч. (34) Развитие интереса в
- Основы экономики" 9 освоении азов экономики, кл. 1ч.(34) предпринимательства, права.
- Основы потребительских Формирование первогознаний" 8−9 кл. 1ч. (34) целостного представления об
- Роль права в рыночной устройстве современнойэкономике" 8−9 кл. 1ч. экономики, ее механизмах и34. конфликтах.
- V Прикладная Спецкурсы по выбору (от 10−11-е классы. экономика 17 до 68 ч.) Углубленное изучение основ
- Деловая игра «Мы строим коттедж».
- Конкурс «Кто больше знает?».
- Называется материал (металл, стекло, дерево, пластмасса, ткань). Назвать предметы, сделанные из него. На каждый правильный ответ дается фишка. Побеждает владелец большого количества фишек.
- Знакомство с понятием «реклама"1. Содержание
- Где вы видели рекламу? (на экранах телевизоров, в газетах, журналах, в городском транспорте).
- Нравится ли вам, если прерывается показ передачи для показа рекламы? Какой должна быть реклама?. (правдивой, яркой, запоминающейся, корректной по отношению к другим фирмам).
- Представим, что мы с вами работаем в фирме, занимающейся ремонтом квартир. Давайте придумаем рекламу нашей фирме (совместная работа педагога и детей).
- Знакомство с понятием «реклама» (продолжение)1. Содержание
- Реклама стоит очень дорого. Существуют специальные рекламные агентства, которые занимаются созданием рекламы для фирм заказчиков. Фирма может и сама делать рекламу для своего товара.
- Реклама может носить шутливый характер. Можно вспомнить рекламу сладостей: «Энергия принца вам поможет», реклама Несвик с зайцем и т. д.). Торговые марки.
- Красная шапочка из сказки Шарля Перро символизирует сладости, являясь знаком кондитерской фабрики.
- Снежная королева из сказки Ганса Христиана Андерсена рекламирует мороженое.
- Алладин рекламирует косметику.
- Десять заповедей делового человека.
- ОТНОСИСЬ С УВАЖЕНИЕМ К ВЛАСТЯМ, ибо во всем должен быть порядок. Власть необходимое условие порядка в обществе.
- БУДЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМ, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все усилия. Цель должна быть точно определена, поскольку «служение двум господам», как известно, не может привести ни к чему хорошему.
- НЕ РАЗДЕЛЯЙ СЛОВО И ДЕЛО, ибо эффективность делового общения определяется прежде всего тем, что вас правильно поняли, верно истолковывали ваши слова, и они вызвали адекватную реакцию.
- УДЕЛЯЙ ВРЕМЯ ОТДЫХУ И РАЗМЫШЛЕНИЯМ О СВОЕЙ ЖИЗНИ, ибо отдых необходимое условие для творческой и эффективной работы. Отдых и восстановление сил защищают мозг от эмоциональной и умственной перегрузки.
- ОКАЗЫВАЙ УВАЖЕНИЕ СТАРШИМ, ибо будущее и настоящее базируется на прошлом, во всех областях человеческой жизни существует преемственность.
- БУДЬ ПОСТОЯНЕН В СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И В БРАКЕ, ибо семья является фундаментом любого общества, благополучие общества связано с крепкой семьей.
- ПРАВИЛЬНО РАССЧИТЫВАЙ СВОИ СРЕДСТВА, ибо двумя основными отличительными чертами процветающего бизнесмена являются: — Оптимальное использование средств и ресурсов.- Мудрое руководство людьми.
- БУДЬ ЧЕСТЕН И ПРАВДИВ, ибо хорошая репутация это не только недопустимость лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.
- Руководствуйтесь интересами клиента.
- Работайте над своим бизнесом, а не в нем.
- Используйте рекламу непосредственного реагирования.
- Гарантируй клиенту удовлетворение.
- Еженедельно имей отчет о прибылях и потерях и никогда не оставайся без наличных средств.
- Вознаграждай поведение, которое хочешь увидеть.
- Организуй бизнес, исходя из функций, а не личностей.
- Финансовое благополучие компании и ваши собственные успехи не одно и тоже.
- АНКЕТА для учащихся VIII IX классов.1. Фамилия, имя, отчество.2. Год рождения3. Пол мужской, пол женский4. Возраст5. Твое хобби
- В свободное время ты больше:
- A. Смотришь телевизор Б. Слушаешь музыку1. B. Читаешь Г. Гуляешь
- Больше всего тебя интересует:
- A. Как сыграла твоя любимая футбольная команда? Б. Что происходит в мире?
- B. Что сегодня за фильм на СТС в 21.00?
- Какая (какие) из этих вредных привычек присущи тебе?1. A. Курение1. Б. Алкоголизм
- B. Наркомания Г. Токсикомания
- Употребляешь ли ты алкогольные напитки?1. A. Нет
- Б. Иногда с подружками и друзьями в тесной компании или же дома с родителями за праздничным столом
- B. Выпиваю и бывает, что без повода
- Твое отношение к происходящим событиям в городе?
- A. Ни одного не пропускаю Б. Это меня не касается1. B. Редко, но метко
- Твои отношения с родителями:1. A. Натянуты, как струна
- Б. Основаны на взаимопонимании и любви1. B. Дружеские120 своей беде ты расскажешь:1. A. Маме Б. Папе
- B. Другу (подруге) Г. Свой вариант13. Ты любишь смотреть:1. A. Комедии Б. Боевики1. B. «Ужастики» Г. Иное
- Какие чувства ты испытываешь, когда смотришь страшный фильм?
- A. Чувство страха Б. Скучаю
- B. Получаю истинное удовольствие
- Как ты ведешь себя в критической ситуации?1. A. Внутренне возмущаюсь
- Б. Сохраняю полное спокойствие1. B. Теряю самообладание
- Ищешь ли ты пути примирения после очередного конфликта?1. A. Не всегда Б. Иногда1. B. Никогда
- Слово «деньги» в твоем понимании ассоциируются с глаголом:1. A. Обладать Б. Создавать1. B. Разделять Г. Быть
- Какими ты считаешь свои взгляды на жизнь?
- A. Сбалансированными Б. Легкомысленными1. B. Слишком жестокими
- Твоя реакция на статью в журнале о хулиганстве в среде молодежи?
- A. Когда же будут предприняты меры? Б. Следует ввести суровые наказания
- B. Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!
- Как ты отреагируешь, если тебе предложат возглавить какую-нибудь работу?
- A. Приму с некоторым опасением Б. Соглашусь без колебаний
- B. Откажусь от нее ради собственного спокойствия
- Тебя окружают вещи, которыми ты часто пользуешься? Каковы твои правила расположения вещей?
- A. Каждая вещь лежит где попало
- Б. Мой принцип: каждой вещи свое место
- B. Считаю, что это не имеет никакого отношения к самоорганизации22. Какой ты человек?
- A. Со средними способностями Б. Самоуверенный1. B. Пробивной
- Какой (каким) считают тебя подруги? Одноклассники?
- A. Самоуверенной и завистливой Б. Дружелюбной
- B. Спокойной и независимой
- Как ты отреагируешь на статью о распущенности в среде молодежи?
- A. Нужно запретить молодежи недостойные развлечения
- Б. Надо создать ей условия организационно и культурно отдыхать
- B. Не стоит с ней возиться
- Есть ли у тебя цели в жизни, к достижению которых ты постоянно стремишься?1. A. Да, есть
- Б. Разве можно иметь цели, ведь жизнь так изменчива
- B. Я имею такие цели и потому свою жизнь я подчиняю их достижению Г. Цели есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.
- Какую прибыль, по вашему мнению, получают зарубежные миллионеры от неплохой сделки? а) около 1 млн долл.- б) до 10 млн долл. В) свыше 10 млн долл.
- С каким из перечисленных утверждений вы согласитесь? а) чем больше удается заработать денег, тем большее удовлетворение получаете от своей работы-б) деньги это власть-в) обладание богатством вызывает зависть, и это приятно.
- Вложите ли вы свои деньги в мероприятие, когда нет никаких гарантий, что вы эти деньги не потеряете? а) да-б) сумму в разумных размерах (не приведет к разорению) — в) нет.
- Как вы отнесетесь к вымогательству, сопровождаемому шантажом и угрозами физической расправы? а) прибегнете к помощи соответствующих органов- б) постараетесь справиться своими силами- в) откупитесь.
- Участвуете ли вы в азартных играх, в частности, в тотализаторе, наипподроме, и готовы ли вы в пылу азарта сделать крупную ставку? а) да-б) да, если есть «свободные деньги"-в) нет.
- Как вы считаете, люди какой из перечисленных профессий имеют самый большой шанс разбогатеть? а) актер, художник, журналист, инженер, геолог-б) адвокат, врач, политик, певец, мастер на все руки- в) коммерсант, директор фирмы, банкир.
- За ответы на вопросы начисляются баллы:
- Принимали участие 16 молодых преподавателей.
- Как вы обычно (чаще всего) слушаете собеседника?
- Ответьте, пожалуйста, Да или НЕТ.1.этап диагностики.
- Обычно я быстро понимаю, что мне хотят сказать, и дальше слушать уже неинтересно. Да 12, нет — 4.
- Я терпеливо жду, когда собеседник закончит рассказ. Да 10, нет — 6.
- Мое внимание полностью сосредоточенно на рассказе. Да 8, нет — 8.
- Я стараюсь понять, что собеседник при этом хочет скрыть от меня и почему. Да 6, нет — 10.
- Я перебиваю собеседника, чтобы уточнить детали, интересующие меня факты. Да 7, нет — 9.
- Если тема мне не интересна, я стараюсь перевести разговор в другое русло. Да 4, нет — 9.
- Я невольно отмечаю ошибки в речи и поведении говорящего. Да 12, нет — 4.
- Не каждый человек заслуживает моего внимания. Да 3, нет-13.
- Я стараюсь из каждой беседы извлечь максимум информации. Да 13, нет — 3.
- Я могу спокойно выслушать до конца мнение, с которым категорически не согласен. Да 9, нет — 7.
- Когда понял суть рассказа, я начинаю обдумывать то, что я скажу в свою очередь. Да 11, нет — 5.
- Мне трудно слушать до конца длинные и подробные объяснения. Да -11, нет- 7.
- Я стараюсь запомнить важную информацию и необходимые подробности. Да 11, нет — 5.
- Чаще всего я слушаю из вежливости. Да 8, нет — 8.
- Я ставлю себя на место говорящего, чтобы понять его чувства и намерения. Да 10, нет — 6.
- Услышав противоположную точку зрения, я обязательно высказываю свою. Да 10, нет — 6.
- В разговоре я чаще говорю собеседнику «ДА» (выражая понимание), чем «НЕТ». Да 7, нет — 9.
- Обычно я прямо отвечаю на вопросы, стараясь не уклоняться от ответа. Да 7, нет — 9.
- Люди охотно беседуют со мной. Да 12, нет — 4.
- Выслушав собеседника, я обязательно выскажу свое мнение. Да 11, нет — 5.
- Я избегаю вступать в разговор с незнакомым человеком, даже если он стремится к этому. Да 6, нет — 10.
- Большую часть времени я смотрю в глаза рассказчику. Да 6, нет — 10.
- Я всегда помню, что у меня и моего собеседника могут быть разные взгляды на одних и те же проблемы. Да 8, нет — 8.
- Большую часть времени я делаю вид, что слушаю, а сам думаю о своих проблемах и заботах. Да 8, нет — 6.
- Обычно решение проблемы приходит мне в голову гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить. Да -9, нет 7.
- Я всегда помню, что я и мой собеседник может по-разному понимать смысл одних и тех же слов. Да 6, нет — 10.
- Я поправляю ошибки в речи собеседника (ударения, термины, вульгаризмы). Да 3, нет — 123.
- Я не буду слушать человека, которого не уважаю или считаю глупым, некомпетентным, слишком молодым. Да 9, нет — 7.
- Обычно я получаю удовольствие от общения с людьми, даже малознакомыми. Да 7, нет — 9.
- Обычно я больше слушаю других, чем говорю сам. Да 6, нет — 10.