Новые технологии в обучении русскому языку школьников 7-8 классов
Все программное обеспечение, разработанное в нашей стране для сферы образования, ориентировано на классно — урочную систему. В этой системе ключевую роль в организации процесса обучения играет учитель. Поэтому лучшие образовательные программные продукты сегодня разрабатываются в составе программно — методических комплексов, включающих детальные методические рекомендации для учителя. Эти… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов в образовании
- 1. 1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
- 1. 2. Роль инноваций в развитии образования
- Глава 2. Применение новых технологий в обучении
- 2. 1. Информатика и образование
- 2. 2. Уроки-презентации и Интернет в образовании
- 2. 3. Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании
- 2. 4. Дистанционное образование в современной системе обучения
- Глава 3. Инновационные технологии в обучении русскому языку в школе
- 3. 1. Использование электронных учебных пособий в обучении русскому языку и их примеры
- 3. 2. Технологии интерактивного обучения русскому языку
- 3. 3. Примерный план урока русского языка с использованием инновационных технологий
- Заключение
- Список литературы
В настоящее время в России происходят изменения во всех сферах жизни общества, в том числе и в области образования. В национальной политике образования уже несколько лет разрабатываются новые программы, направленные на совершенствование и модернизацию системы обучения в школе. Это обусловлено переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из основных задач современной школы является раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Проблема образования всегда интересовала ученых, политиков, социологов, поскольку именно образование является той основой, на которой формируется будущее направление процессов в стране, именно образование позволяет укрепить национальную мощь страны.
Данный дипломный проект посвящен. Актуальность темы заключается в том, что система образования не может находиться в стороне от происходящих новшеств, перемен, инноваций, образование и научно-технические процессы, происходящие в мире, должны находится в тесном взаимодействии для успешного и эффективного обучения. Именно поэтому была выбрана тема работы, которая активно рассматривается и обсуждается и исследуется многими учеными педагогами в нашей стране.
Целью данной работы является рассмотрение и применение на практике (конспекты уроков) всех инновационных технологий в обучении русскому языку в школе в современной системе образования. Для достижения поставленной цели нами будут решаться следующие задачи:
1) описание теоретических аспектов инновационных процессов в современной системе образования;
2) рассмотрение новых технологий в образовании и их применения на практике
3) анализ инновационных технологий в обучении русскому языку;
4) составление конспектов уроков русского языка с применением новых технологий обучения.
Объектом исследования данной работы являются новые технологии в обучении русскому языку в школе. Предметом исследования послужили основные тенденции и инновации в современной системе образования.
Работа состоит из введения, трех глав, рассматривающих как теоретические, так и практические аспекты по проблеме исследования, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов в образовании
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Для того чтобы эффективно организовать работу школы в инновационном режиме, нужно не только освоить определенные управленческие навыки, что безусловно является важной составной частью для реализации данной задачи в практической деятельности, но и восстановить первоначальный контекст, связанный с разворачиванием инновационных процессов как таковых, а затем представить специфику этих инновационных процессов в сфере образования.
Для более четкого понимания инновационных процессов в образовании необходимо сначала рассмотреть понятие «инновации» в образовании. Первоначально термин «инновация», предельно широко понимаемый как нечто новое и имеющее общественную значимость, появился в исследованиях по культурологии и лингвистике в середине прошлого века при описании процессов культурной диффузии. Его ввели для рассмотрения ситуации, в которой феномен из одног культурного ареала распространялся в другие, где выступал не как лежащий в культурной традиции, а как культурная (языковая) инновация, в той или иной форме ассимилируемая в сложившейся культуре. Эта диффузия трактовалась фактически в качестве естественного механизма-развития самой культуры. Такое значение термина «инновация» и по сей день сохраняется в ряде наук, например в этнографии.
Усиливающийся с каждым годом интерес и все большее осознание в обществе возможности использования инновационных процессов привели к тому, что с начала XX века стала оформляться специализированная область знания инноватика как особая наука о нововведениях, в рамках которой начали изучаться общие закономерности технических нововведений в сфере материального производства .
Приблизительно в конце 50-х годов на Западе и лишь в последние 10 лет у нас в стране образовательные инновационные процессы выделились в предмет особых исследований ученых. Были созданы специальные информационные службы, издания и журналы, отражающие ход и результаты данных исследований. Так, например, при ЮНЕСКО существует сейчас Азиатский центр педагогических инноваций для развития образования, который обобщает педагогические нововведения в различных странах мира и информирует о них (совместно с Международным бюро по вопросам образования) всю педагогическую общественность на страницах своего специального издания. Международное бюро по вопросам образования также принимает участие в публикации и другого периодического издания, посвященного инновационным процессам, журнала «Информация и инновация в образовании».
Инновации в образовании находятся под контролем отдельной области педагогических знаний педагогической инноватики. Это наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано прежде всего с возникновением и оформлением массового обшественно-педагогического движения. Как и всякое социокультурное явление, российское инновационное педагогическое движение имеет свои субъективные и объективные предпосылки для возникновения, свою собственную историю и основные линии становления.
Инновационные процессы выражают не только внутреннюю, предметную логику нововведения, но и логику его взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения нововведение характеризуется динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающую среду, так и обратное влияние самой среды на нововведение. Динамика этих характеристик во времени и образует жизненный цикл нововведений: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис .
«Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение», то есть можно сказать, что понятие «новое» напрямую связано с инновацией. В известном словаре СИ. Ожегова дается следующее определение: «Новый это впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный» .
Если первое определение «впервые созданный» дает представление о чем-то совершенно неизвестном ранее, то следующие характеристики «недавно» и особенно «вновь открытый» — говорят нам о том, что в новом может присутствовать в какой-то степени элемент «старого», чего-то такого, что уже было. Таким образом, можно говорить о двух типах нового.
1. Впервые созданное новое (абсолютно новое).
Такое новое равносильно открытию в области педагогики.
2. Новое, содержащее в себе элементы старого.
Старые и новые элементы, соединившись, могут дать как конкретизацию и дополнение, так и принципиально новую картину знания.
Любая инновация в образовании относительна как в личностном, так и во временном (историческом) плане. То, что является новым для одного учителя, может быть абсолютно неновым для другого. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер, она рождается в конкретное время и решает задачи конкретно-исторического периода. Нововведение может очень быстро стать достоянием многих, войти в массовую образовательную практику, но затем может также устареть и в более позднее время даже стать тормозом развития.
Список литературы
- Антология «Дистанционное обучение в современном мире». М.: Владос, 2005.
- Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики. СПб.: Наука, 2001.
- Власкин А. А., Сенцова Т. М. Автоматизированная система обучения русскому языку. Материалы VI международной конференции Информационные технологии в образовании
- Горбунова В.А., Ширшова Л. А. Компьютерные технологии — новый ресурс привлечения учащихся в школьные библиотеки. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net
- Ерофеева Н. И. Управление проектами в образовании //Народное образование.2002, № 5.
- Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32, п. 2.
- Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2001.
- Исаев. Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал, 2000, № 11.
- Кажигалиева Г. А., Васенкова М. В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, № 2.
- Карлинский А.Е. Принципы, методы и приемы лингвистических исследований//ИЯШ, 2003, № 4.
- Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
- Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования/Учеб.пособие для студентов пед. вузов и повыш. квалиф. пед. Кадров. М.: ЮНИТИ, 2004.
- Костомаров, В.Г., Митрофанова, О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Академия, 2005.
- Лыфенко А. В. Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения историко-методических вопросов //Начальное образование на пороге XXI века (Проблемы и перспективы). Материалы Всероссийской научной конференции. — Тула, 2000.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Учебное пособие для Студенов педагогических ВУЗов. М.: Наука, 2006.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Эксмо, 2002.
- Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках русского языка потребность времени//Вестник МУ. 2005 № 7.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1996.
- Пугачёва Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения// Завуч, 2005, № 3. С. 29.
- Пугачёва Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения // Завуч, 2005, № 3.
- Руднев Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия // Директор школы, 2006, № 8.
- Сергоманов П. Р. Изменения в школе: одни проблемы // Учитель, 2003, № 6.
- Сластёнин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М.: Магистр, 2007.
- Сластёнин, В. А. Педагогика М.: Школа-Пресс, 2000.
- Трайнев В. А и др. Дистанционное обучение и его развитие. М.: Гардарики, 2005.
- Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Новые технологии. М.: Скрипторий 2003, 2005.
- Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход// Стандарты и мониторинг в образовании, 2004, № 5.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М.: АСТ, 2001.
- Яковлева Е.В. Современные теории и методики обучения русскому языку. М.: Экзамен, 2004.