Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (гуманитарный цикл)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования докладывались автором на Международной научно-практической конференции «Креативная педагогика XXI века» (Москва, 1999 г.), на межвузовских научно-методических конференциях 1999, 2000, 2001 г. г., на методических заседаниях кафедры «Методология творчества» филиала МГИУ в г. Рославле, на педагогических советах Рославльского сельскохозяйственного колледжа. Программа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Проблема развития творческого воображения учащихся УНПО в философской и психолого-педагогической литературе
    • 12. Система креативного образования и формирование творческих качеств личности учащихся УНПО
    • 13. Констатирующий эксперимент
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ИННОВАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Педагогические технологии в развитии творческих способностей учащихся профшкол
    • 2. 2. Педагогические условия формирования ведущих творческих качеств личности
    • 2. 3. Активные методы и средства развития творческого воображения учащихся УНПО в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 4. Формирующий эксперимент
  • Выводы по главе 2

Инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (гуманитарный цикл) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования. Научно-технический прогресс, условия рыночной экономики накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности квалифицированного рабочего, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней.

Требования к повышению творческого уровня работника стали общемировой тенденцией. В рекомендациях II Международного конгресса ЮНЕСКО (г. Сеул, 1999) подчеркивается, что профессиональное образование должно «не просто обеспечивать учащихся знаниями и умениями специфической работы, а давать им нечто большее и более тщательно готовить личность к миру работы».

Задача подготовки квалифицированного рабочего, формирование его творческих способностей, раскрытие его потенциальных возможностей возлагается, прежде всего, на учреждения начального профессионального образования. Однако в практике обучения и воспитания развитие творческих способностей не включено в образовательные технологии, доминирует функциональный подход к развитию творческих способностей учащихся. Одни педагоги акцентируют внимание на стимулировании положительных мотивов учебно-творческой деятельности, другие — на развитии интеллектуальных качеств, третьи максимально активизируют самоорганизацию личности учащегося в учебно-творческой деятельности. При этом сами компоненты творческих способностей личности развиваются неравномерно. В результате многие молодые рабочие не всегда ориентируются в технике и технологических процессах, не проявляют интереса к творческой деятельности.

Нередко это вызвано теми противоречиями, которые сложились в системе начального профессионального образования: потребностью общества в творческих кадрах и снижением уровня творческой активности, отсутствием интереса к учебной деятельности учащихся на протяжении всего старшего подросткового возрастанарушением оптимальных пропорций состояния репродуктивной и продуктивной деятельностидисгармонией рациональных и эмоциональных качеств обучающихся, отражающейся на их интеллектуальном развитиинеспособностью учащихся ориентироваться в потоке информации, отсутствием умений самостоятельно анализировать те или иные явленияпротиворечием между профессионально-техническими задачами, выдвигаемыми социальным и научно-техническим прогрессом, с одной стороны, и уровнем специальных и общетехнических знаний, политехнических и профессиональных умений и навыков — с другойпротиворечием между знаниями и умениями, полученными учащимися в процессе теоретического обучения, и требованиями к уровню знаний, необходимых для эффективного формирования профессиональных умений и навыков творчески деятельной личности.

Большие возможности для разрешения этих противоречий заложены в содержании учебных предметов и методах обучения. Правильная организация учебного процесса позволит вооружить учащихся политехническими и технологическими знаниями, развить у них техническое мышление, конструкторские умения, то есть взаимосвязать компоненты, обеспечивающие высокий уровень практической подготовки к творческой деятельности личности в процессе теоретического обучения.

Процесс подготовки к активной творческой деятельности по основам наук остается актуальной задачей педагогической науки и практики. Сегодня только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс.

Идеи формирования творческой активности личности нашли свое развитие в трудах A.C. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. В них рассмотрены важнейшие условия эффективной организации этого процесса. В ряде исследований обоснованы условия зарождения творчества в процессе обучения, средства и методы организации творческого начала личности (В.В. Анисимов, С. Н. Бондаренко, Д. Б. Богоявленская, Э. А. Гришин, М. М. Зиновкина, Н. Д. Никандров, И. Я. Лернер, П. Н. Новиков, Н. В. Шаронова и др.).

Дидактический аспект развития технического творчества исследовался Г. С. Альтшуллером, Ю. К. Бабанским, В. А. Горским, В. М. Игошевым, М. М. Зиновкиной, Т. В. Кудрявцевым, В. Г. Разумовским, Е. В. Ткаченко, Л. Д. Федотовой т др. Проблема содержания, форм, методов, приемов его организации рассмотрена П. Н. Андриановым, М. А. Галагузовой, А. Т. Глазуновым, B.C. Ледневым, Д. М. Комским, Ю. С. Столяровым и др.

В педагогической науке проблеме формирования творческой деятельности учащихся также посвящен ряд исследований (Андреев В.И., Заботин В. В., Загвязинский В. И., Кязимов К. Г., Лейбович А. Н., Лернер И .Я., Махмутов М. И., Понамарев Я. А., Скаткин М. Н., Талызина Н. Ф., Фридман Л. М., Читаева О. Б. и др.). В них определены основные принципы содержания обучения, методы, способы, средства формирования творческой деятельности.

Философская теория творческой деятельности и ее социальная природа анализируются в работах B.C. Библера, Н. К. Вахтомина, A.M. Коршунова, A.C. Майданова, И. П. Смирнова, А. Т. Шумилина.

Анализ работ указанных авторов позволяет дать определение творчеству как самостоятельной, высокоорганизованной, мотивированной деятельности, направленной на достижение высокого уровня реализации новых оригинальных подходов, путей и способов решения задач. Результатом такой деятельности служат новые общественные или субъективно значимые знания и материальные ценности.

Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель — в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения.

Все вышеперечисленное определило выбор темы нашего диссертационного исследования: «Инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (гуманитарный цикл)».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать инновационные методы развития творческих способностей в процессе профессионального образования (в УНПО).

Объект исследования: процесс развития способностей учащихся УНПО в современном учреждении профессионального образования.

Предмет исследования: инновационные методы развития в учебном процессе творческих способностей учащихся как ведущих профессиональных качеств личности.

Гипотеза исследования: подготовка учащихся системы профессионального образования к творческой деятельности будет более успешной, если:

— обеспечить ориентацию учащихся на активизацию творческой деятельности;

— использовать при подготовке к активной творческой деятельности интеграцию основ гуманитарных дисциплин с Р ГВ, производственно-технические ситуации и задачи поисково-исследовательского характера;

— отобрать и задействовать в учебном процессе инновационные методы (средства, организационные формы и педагогические технологии), обеспечивающие развитие творческой активности учащихся;

— обеспечить эмоциональное восприятие творческой деятельности посредством диалогического общения педагогов и учащихся, учитывающих психологические особенности подросткового возраста;

— обосновать и осуществить отбор тестов для педагогической и психологической диагностики личности;

— разработать для учащихся УНПО содержание интегративных гуманитарных курсов с элементами методологии РТВ и комплекс учебно-программной документации и методического обеспечения по основным разделам интегративных курсов, дидактические требования к системе творческих заданий.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

1. Определение степени разработанности в педагогической теории и практике проблемы эффективного развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования.

2. Теоретическое обоснование инновационных методов, обеспечивающих эффективность процесса развития творческих способностей учащихся на основе обеспечения творческой направленности образовательного процессаорганизацию овладения знаниями и умениями решения творческих задач с применением алгоритмов и эвристических методов.

3. Разработка и экспериментальная проверка инновационной модели педагогического управления развитием творческих способностей учащихся в образовательном процессе в соответствии с выявленными условиями эффективного развития творческих способностей.

4. Разработка методического обеспечения эффективного процесса овладения знаниями и умениями решения задач на основе поэтапного характера развития творческих способностей.

Общей теоретико-методологической основой исследования являются положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мирафилософское положение о социальной природе психической деятельности человека, творческой активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формированияположения о творческой сущности человека, идеи деятельностного подхода в организации учебного процесса и развитии творческих способностей учащихся.

Разрабатывая теоретические аспекты проблемы, мы опирались на философские исследования отечественных и зарубежных ученых, в которых разработаны теоретические положения о деятельности человека (М.Н. Бахтин, B.C. Библер, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили и др.), идеи деятельностного подхода в обучении (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), общие положения теории мышления как продуктивного процесса (Э. Боно, A.B. Брушлинский, В. Е. Клочко, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, O.K. Тихомиров и др.), теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся (В.И. Андреев, М. И. Махмутов и др.), философские, психологические и педагогические идеи о природе творческой деятельности, личностно-деятельностном подходе к развитию творческой личности.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: изучение и анализ исторической, философской, научно-педагогической, психологической, социологической, общетехнической литературы и документов по проблемам профессионального образования учащихсятеоретическое педагогическое моделированиеизучение и обобщение передового педагогического опытаизучение и анализ учебной документации образовательных учреждений, письменных работ учащихсяпедагогическое наблюдениесоциологические методыпедагогический экспериментсравнительно-сопоставительный анализматематические и статистические методы обработки результатов эксперимента и их педагогический анализ.

Материалы и результаты исследования успешно прошли апробацию и используются в педагогической практике Рославльского сельскохозяйственного колледжа и профессионального лицея № 7 г. Рославля.

Исследование проводилось с 1995 по 2001 год и состояло из трех этапов.

На первом этапе (1995;1998 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования, история развития профессионального образования, государственные документы, педагогическая, методическая и специальная литература по проблеме. Одновременно проводился констатирующий эксперимент. На базе всех собранных данных была выявлена актуальность данного исследования, определены цель, предмет, задачи и сформулирована рабочая гипотеза.

Второй этап исследования (1998;1999 гг.) был посвящен определению гнновационных методов развития способностей учащихся. Разработано содержание интегративного курса с системой творческих знаний и инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся. Проведена опытно-экспериментальная работа.

Третий этап (1999;2002 гг.) — завершение педагогического эксперимента по проверке рабочей гипотезы, обработка полученных результатов, уточнение выводов и завершение исследования, оформление диссертационной работы.

Опытно-экспериментальная база исследования: Рославльский сельскохозяйственный колледж и профессиональный лицей № 7 г. Рославля. Всего в эксперименте в течение пяти лет принимало участие более 500 учащихся.

Научная новизна исследования:

1. Определены, систематизированы и апробированы инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования, включающие современные подходы к обучению (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, проблемный, уровневый) на примере преподавания иностранного языка.

2. Выявлена необходимость усиления интеграции гуманитарных дисциплин РТВ как условие подготовки к активной творческой деятельности учащихся для развития творческих способностей учащихся УНПО.

3. Разработаны инновационные дидактические требования к организационным формам и педагогическим технологиям обучения, обеспечивающие развитие творческих способностей учащихся, адаптированы к иностранному языку следующие методы развития творческих способностей — метод пиктограмм, метод фразеологизмов, работа с эвристическими рисунками и др.

4. Создана инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся и содержания этапов этого процесса (мотивационный, смыслоразличительный, аналитический, эвристический).

Практическая значимость результатов исследования:

1. Разработан комплекс инновационных методов развития творческих способностей учащихся, используемых в процессе преподавания интегративных курсов (укрупненный алгоритм работы по тематике интегративных курсов, система деловых игр и интеллектуальных разминок), который может применяться в учебных заведениях НПО и СПО.

2. Создана и апробирована инновационная методика производственно-технических ситуаций в обучении посредством проведения нестандартных уроков с проблемными производственно-техническими ситуациями и интегрированными с РТВ программами гуманитарных дисциплин. Эти материалы могут быть использованы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также в общеобразовательных школах, учебно-производственных комбинатах, учебных центрах службы занятости.

3. На примере гуманитарного предмета «Иностранный язык» создан инновационный методический комплекс поддержки интегративного курса «Немецкий язык с элементами методологии РТВ» для учащихся и преподавателей, включающий рабочую программу курса и комплект методических рекомендаций.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных автором, обеспечиваются выбором методологической основы и комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследованиякомплексно-деятельным подходом к процессу подготовки к творческой работе учащихсядлительностью апробации основных теоретических позицийобсуждением хода и результатов исследованияматематической обработкой экспериментальных данных и проверкой результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование системы инновационных методов, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей учащихся (интегрированные курсы, педагогические технологии, деловые игры и т. д.).

2. Процессуальные особенности инновационной методики эффективного развития творческих способностей учащихся, состоящие в организации обучения как процесса решения эвристических задач.

3. Инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (диагностика творческих способностей, комплекс интеллектуальных разминок, творческих заданий и т. д.).

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования систематически обсуждались на заседании кафедры «Инженерное творчество и образовательные инновации» Московского Государственного Индустриального Университета и на заседаниях Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества МГИУ. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в Рославльском сельскохозяйственном колледже и профессиональном лицее № 7 г. Рославля, Смоленской области.

Результаты исследования докладывались автором на Международной научно-практической конференции «Креативная педагогика XXI века» (Москва, 1999 г.), на межвузовских научно-методических конференциях 1999, 2000, 2001 г. г., на методических заседаниях кафедры «Методология творчества» филиала МГИУ в г. Рославле, на педагогических советах Рославльского сельскохозяйственного колледжа. Программа, методические разработки, содержание интегративного курса используются в практике работы Рославльского сельскохозяйственного колледжа и профессионального лицея № 7 г. Рославля.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

Принципиально новым направлением в подготовке учащихся УНПО является не только языковая подготовка, но и развитие творческого воображения, использование в процессе изучения иностранного языка методологии РТВ.

На основе анализа и обобщения опыта по развитию творческого воображения учащихся УНПО средствами иностранного языка можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо разработать инновационную модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся.

2. Важным педагогическим условием поддержки РТВ является разработка интегративного курса и программы курса «Немецкий язык с элементами методологии РТВ», который ставит целью формировать навыки, умения практического владения учащимися УНПО иностранным языком как средством общения в сфере профессиональной деятельности и оказать поддержку развития воображения, способность мыслить нешаблонно, нестандартно.

3. Алгоритм работы над каждой темой курса «Немецкий язык с элементами методологии РТВ», ориентированный на применение методологии РТВ (интеллектуальные разминки, фразеологизмы, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов, деловые игры) позволяе г развить творческое воображение учащихся УНПО.

4. Исследование позволило провести отбор и разработку активных методов и средств развития творческого воображения учащихся УНПО:

— Разработать и реализовать в учебном процессе разминки, позволяющие включать учащихся УНПО в решение творческих задач по развитию воображения;

— Впервые в педагогической практике иностранного языка в качестве средства развития творческого воображения учащихся УНПО используются:

— Метод морфологического анализа;

— Метод фразеологизмов;

— Алгоритм работы над учебной темой;

— Деловые игры;

— Метод пиктограмм;

— Анекдотические ситуации;

— Метод кроссвордов;

— Юмористические картинки;

— Рассказы в картинках.

Проведенное теоретическое исследование по проблеме и опытно-экспериментальная работа позволяют сделать вывод о необходимости и целесообразности введения интегративного курса «Немецкий язык с элементами методологии РТВ», позволяющего обеспечить непрерывное развитие РТВ учащихся УНПО и тем самым повысить творческую подготовку к их профессиональной деятельности.

Заключение

.

В заключении отражены основные результаты исследования:

1. Приводятся данные педагогических наблюдений, выявивших низкий уровень развития творческих профессионально значимых качеств учащихся УНПО, что негативно влияет на их последующее личностное и профессиональное развитие и, следовательно, непосредственно на будущую профессиональную деятельность. Обосновано, что это требует разработки и применения инноваци —>'ых методов развития творческих способностей учащихся в процессг профессионального образования.

2. Теоретически обоснована система инновационных методов, обеспечивающих эффективность процесса развития творческих способностей учащихся на основе обеспечения творческой направленности образовательного процессаорганизации овладения знаниями и умениями решения творческих задач с применением алгоритмов и эвристических методов.

3. Создана и внедрена, экспериментально проверена инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся в образовательном процессе в соответствии с выявленными условиями эффективного развития творческих способностей.

4. Разработана инновационная модель педагогического управления развитием творческих спссобностей учащихся в процессе профессионального образование. Ведущими в модели выступают: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, уровневый, проблемный подходы, учитапающие закономерности и дидактические принципы креативного образования (научность, непрерывность, преемственность, активность, интегративность).

5. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели в учебном процессе, и проверена на практике целесообразность выдвинутых педагогических условий, о чем свидетельствуют данные формирующего эксперимента.

6. Обоснованы критерии и произведен отбор методов обучения методологии развития творческих способностей («Метод фокальных объектов», «Морфологический анализ», «Метод фразеологизмов», «Метод пиктограмм») и средств («Деловые игры», кроссворды, сюжетные картинки).

7. Разработаны методические требования к содержанию интегративных курсов и проведено экспериментальное исследование эффективности обучения на примере преподавания «Немецкий язык с элементами методологии РТВ».

Исследование выявило ряд проблем, требующих дальнейшего решения: изучение влияния учебных заданий на развитие творческого воображения в учебном процессе, на формирование ведущего творческого качества личности учащихся УНПО и, в том числе, формировании коммуникативных качеств и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (на примере Корякского авг. округа), Дисс. канд. пед. наук. 227 с.
  2. Н.П., Воловик А. Я. Системный подход в научно-техническом творчестве. Красноярск: Стройиздат, 1990. — 198 с.
  3. Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. М.: СИНТ^ЕГ, 1998. — 296 с.
  4. Е.Д. Иностранный язык за двести часов. Система работы для самообучения, монография. СПб: Руди-Барс, 1999. — 128 с.
  5. Р.В. Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. М., 2000. — 20 с.
  6. Активизация обучения иностранному языку: (Тез. д^кл. регион, науч.-метод. конф. преподавателей вузов и учителей I гк,). Ульяновск: УГПИ, 1994.-54 с.
  7. Г. С. Найти идею. Новосибирск: «Нау<�са», 1986. — 209 с.
  8. Г. С. Теория решения изобретательских задач. Справка «ТРИЗ-88». Баку, 1988. — 32 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. М.: Ленинградский ун-т, 1968.-339 с.
  10. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казанский университет, 1988.-238 с.
  11. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ, 1992. — 207 с.
  12. Н. Как запоминать иностранные слова: Метод, рекомендации для учителей, шк. психологов, студентов, школьников. Чебоксары, 1996.-22 с.
  13. В.В. Теория и практика развития начального профессионального образования в России XX века. М.: ИОО МО РФ, 2000.-288 с.
  14. В.В. Тесты по педагогике. Пособие-репетитор для студентов. М.: ИОО МО РФ, 1998. — 120 с.
  15. В.В. Формализованная педагогика. М.: МГПУ, 1999. — 192 с. (в соавторстве).
  16. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / Инновац. об-ние АН СССР- Всесоюз. методол. центр. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  17. Н. С. Интегративные функции обучения. М.: Просвещение, 1985, — 304 с.
  18. Аристотель Сочинение в четырех томах. Т.1. М.: Мысль, 1976. — 550 с.
  19. П.Р., Поляков В.А роль трудового обучения в политехничексом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  20. Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-254 с.
  21. Г. С. Диалектический характер творческого отношения человека к миру. Автореф. дисс. докт. фил. наук. М., 1989. — 42 с.
  22. С. Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. М.: Педагогика, 1981. — 352 с.
  23. С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. -М.: Педагогика, 1988. 176 с.
  24. С. Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984.-672 с.
  25. С.Я. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов пед. вузов. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. -234 с.
  26. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -344 с.
  27. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. / Акад. пед. и социал. наук, Моск. психолого-социал. ин-т.- М.: Ин-т практ. психологии. Воронеж: МОДЭК, 1996. — 318 с.
  28. С.Н. Фразеологизмы говорят о многом: Образная фразеология немецкого языка. Мн.: Высшая школа, 1997. — 224 с.
  29. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  30. А.П. и др. Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования. J1.: ВНИИ профтехобразования, 1987.- 125 с.
  31. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. Санкт Петербург: Радом, 1997. -512с.
  32. H.A. Философиясвободноюдуха-М.: Республика, 1994. 30 с.
  33. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, 1994. Т.1. — 542 с.
  34. В.П. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: ИнтерЭВМ, 1994. — 80 с.
  35. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  36. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988, — 256 с.
  37. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. м.: Наука, 1973.-271 с.
  38. В.М. Эффективность обучения: методологический анализ определения этой категории в дидактике. -М: Педагогию, 1976. 191 с.
  39. Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности. Дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1971. — С. 9−22.
  40. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.-96 с.
  41. Большая советская энциклопедия. Под ред. Прохорова А. Н. М.: Советская энциклопедия, 1971, Т.5. — 351 с.
  42. Боно Эдвард Де. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. -М.: Прогресс, 1976. 143 с.
  43. A.B. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения). Научное творчество. Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1967. — С. 17−22., С. 341−346.
  44. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Воронеж, 1996.-385 с.
  45. Е.Я. Методологические основы эффективного профессионального образования, обеспечение социальной адаптации и занятости молодежи. Сборник докладов Международного конгресса занятости. 2000 г. М., 1996. — 288 с.
  46. Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике // Профтехобразование России: Итого XX века и прогнозы: В 2-х томах. Т. 1. М., 1999. — 15 с.
  47. Е.Я. Система начального профессионального профобразования региона как основа формирования территориального рынка труда.
  48. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Институт повышения квалификации работников образования. Иркутск, 1996. — 17 с.
  49. Буш Г. Я. Основы эвристики для изобретателей. Рига: Знание, 1977. — 95 с.
  50. Ф. Новый органон Соч.: В 2 т. -М: Мысль, 1972. Г. 2. — 207 с.
  51. С.Н. Психология технического изобретательства. Дисс. д-ра пед. наук. Горький, 1952.
  52. М. Продуктивное мышление (перевод с английского). М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  53. И.В. «Бороться и искать». О качествах творческой личности. Нить в лабиринте. Серия «Техника-молодежь-творчество», составитель А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1988. — 277 с.
  54. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.- 173 с.
  55. Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Книга для детей, учителей, родителей. М.: ACT — ПРЕСС, 1999. — 368 е.: ил.
  56. Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. Ч. 1. -Минск, 1995.-240 с.
  57. Г. П. Человек и научно-техническая революция. М.: Политиздат, 1972. — 36 с.
  58. И.И. Приобщение к творчеству. -М.:Просвещение, 1982, — 144 с.
  59. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие / Ун-т Рос. акад. образования. М.: УРАО, 1997.-285 с.
  60. Т.В. Фантазия как основа искусства. СПб-М., 1914. — 37 с.
  61. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 91 с.
  62. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. -279 с.
  63. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
  64. М.А. Эволюция понятия «воспитание» // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Вып. I / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — С. 46−60.
  65. П.Я. Введение в психотогию: учебное пособие: для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям 3-е изд. — М.: КН. Дом «Университет»: ЮРАЙТ, 2000. — 329 с.
  66. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления. Вопросы психологии. 1982. № 5.
  67. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие: Для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. 3-е изд. — М.: Кн. дом «Университет»: ЮРАЙТ, 2000. — 329 с.
  68. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет в двух томах. М.: Мысль, 1971. -630 с.
  69. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  70. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с. — Репринт, воспроизв. изд-я 1923 г.
  71. Гин А. А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. М.: Вита — Пресс, 1999. — 88 с.
  72. А.Т. Региональные модели профобразования // Профессиональное образование. М.: ИРПО, 1997. № 11.
  73. А.Т. Творческое развитие педагога профлицея. М.: АПО, 1999. — 206 с. (в соавторстве).
  74. А.Т. Базовое профессиональное образование: проблемы регионализации и развития. Чебоксары: Чувашский университет, 2001. — 288 с. (в соавторстве).
  75. А.Т. Регионализация профобразования- программа развития и эффектификации управления М.: Издательский центр АПОМ, 2002. -144 с.
  76. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  77. Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования: Учебное пособие / Уральский государственный университет им. А. М. Горького. Екатеринбург: УрГУ, 1992. — 127 с.
  78. В.А. Педагогика как автономная наука: Введение в сравнительную науку о воспитании. М.: Работник просвещения, 1930. — 264 с.
  79. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации (Основные положения). М.: Минобразование России, 1993.
  80. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации. Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. М.: Минобразование России, 1993.
  81. М.П., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 134 с.
  82. Р.М., Никольская И. М. Защита личности (Психологические механизмы). М.: Знание, 1999. — 347 с.
  83. Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1996. — 20 с.
  84. О.Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
  85. Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контекстецивилизации и культуры. М.: Экспертинформ, 1992. — 286 с.
  86. И.Б. Кибернетические модели творчества. М.: Знание, 1969. — 63 с.
  87. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. -424 с.
  88. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  89. В.В. Деловые игры как средство трудовой подготовки старшеклассников (на примере подготовки слесарей механосборочных работ). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1998. -20 с.
  90. Д. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1986, — 591 с.
  91. Дж. Проектирование систем. Изобретательство, анализ, принятие решений. М.: Наука, 1969. — 150 с.
  92. Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы. М.: Современник, — 1989. — 555 с.
  93. А.Я. Воображение. Смоленск: СГПИ, Кафедра психологии, 1969.-94 с.
  94. А.Я., Лустина А. Е. Психологии воображения (фантазии) / Смоленский гуманитарный университет, Кафедра психологии. М. -Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 1997. — 82 с.
  95. Н.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1984. — 63 с.
  96. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Кн. Психология мышления. М.: Прогресс, 1996. — С. 86 — 234.
  97. Дьюи Джон Психология и педагогика мышления. / Пер. с англ. Н. М. Никольской под. ред. Н. Д. Виноградова. -М.: Совершенство, 1997. -203(1) с.
  98. H.H. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. -М.: Высшая школа, 1988. 144 с.
  99. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. 1980. № 2. и Дьяченко О. М. О возможностях использования схематизированного образа детьми.
  100. О.М. Развитие воображения дошкольника М: Международный образовательный и психологический колледж: Психологический институт РАО, 1996. — 197 с.
  101. H.A. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуза: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. Наук. Н. Новгород, 1997. — 25 с.
  102. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. -1977, № 4. С. 74−78.
  103. М.А., Леднев B.C. Вопросы политехнического образования на современном этапе. / Советская педагогика, 1972, № 1. С. 15−16.
  104. Н.И. Процедура подготовки кандидатских и докторских диссертаций по гуманитарным наукам. М.: Росфо, 1994. — 156 с.
  105. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1994.
  106. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Учительская газета, 1992-№ 28.
  107. Л.В. Беседы с учителями: (Вопр. обучения в нач. классах). 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1975. — 191 с.
  108. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -418 с.
  109. Г. Е. Социология образования: В 2 ч. Социология профессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 188 с.
  110. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1996. — 224 с.
  111. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.-220 с.
  112. М.М., Гареев Р. Т., Юрасов А. Б. Творческое воображение и фантазия (методы развития): Учебное пособие.-М:МГИУ, 1997. 58 с.
  113. М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии): Монография. М.: МГИУ, 1996. — 283 с.
  114. М.М., Подкатилин A.B. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления. М., 1997. -173 с.
  115. М.М. Применение фразеологизмов для развития творческого воображения. / ТРИЗ, № 2, 1996, С. 52−54.
  116. М.М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов. Дисс. д-ра пед. наук М.: Академия педагогических наук, 1989. — 326 с. (с приложением).
  117. М.М., Гареев Р. Т., Юрасов А. Б. Развиваем воображение / Школа, 1997. № 2.-8 с.
  118. В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. — С. 90−102.
  119. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Триволо, 1994.
  120. .Л., Зусман A.B. Изобретатель пришел на урок. Кишинев: Лумина, 1990.-246 с.
  121. .Л., Зусман A.B. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: Лумина, 1998.-271 с.
  122. Г. И. Формулы творчества или как научиться изобретать. М.: Просвещение, 1994. — 208 с.
  123. Е.И. Воображение и развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. — 32 с.
  124. З.В. С чего начинается Личность / Под общ. ред. Р. И. Косолапова. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — 360 с.
  125. Исследование проблем психологии творчества. Под. ред. Я. А. Пономарева. М: Наука, 1983. — 336 с.
  126. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.
  127. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 592 с.
  128. В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01.-Минск, 1994.-22 с.
  129. .М. День одного великого открытия. / Об открытии периодического закона Менделеевым. М.: Соцэ-киз, 1958. — 506 с.
  130. Д.И. Индивидуальность и тзорческое мышление. М.: Типография ГА ВС, 1992. — 172 с.
  131. Е.А. Введение в психологию труда М.: Изд-во МГУ, 1988. -200 с.
  132. Ф. Чем характеризуется творческое мышление и творческая деятельность? // Резерв успеха творчество. Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X. Клейна. — М.: Педагогика, 1989. — 7 с.
  133. И.Д. Базовая подготовка рабочих: Сб. науч. трудов ИРПО. -М., 1992.-24 с.
  134. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валуо, 1980. — 324 с.
  135. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза: Научно-методический центр отдела образования городской администрации, 1994. 338 с.
  136. Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980. -223 с.
  137. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормат. подход). М.: МГУ, 1983.- 168 с.
  138. Н.В. Психологические условия результативности деятельности преподавателя в процессе обучения студента иностранному языку. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Тверь, 1999. — 20 с.
  139. Ц.П., Фролова Г. В. Чудо воображения. (Воображение в норме и патологии). Новосибирск: Наука, 1975. — 209 с.
  140. Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: МГУ, 1979. — 145 с.
  141. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: САМГПИ, 1994.- 164 с.
  142. A.A. Педагогика как наука (к истории вопроса). Казань: Литотипография И. Н. Харитонова, 1913. — 26 с.
  143. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: БОХУМ, 1994. — 124 с.
  144. Краткий философский словарь. / под. ред. М. Гозенталя и П. Юдина. -изд. 4-е, доп. и испр. Гос. изд-во полит, лит-ры, 1954. — 704 с.
  145. Креативная педагогика 21 века. Педагогическая деятельность, как процесс непрерывного развития творческого потенциала личности: Тезисы докладов. Под научной редакцией М. М. Зиновкиной. — М.: МГИУ, 1999, — 142 с.
  146. Креативная педагогика: Сборник научных трудов / Под ред. М. М. Зиновкиной. М.: МГИУ, 1998.- 186 с.
  147. В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогический училищ. 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  148. A.B. Обзор методов создания новых технических решений (конспект лекций). М.: ВНИИПИ, 1988. — 52 с.
  149. Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программируемое обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. М/ Советская Россия, 1973. — С. 10−29.
  150. Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л.: Ленинградская организация общества «Знание», 1985. — 32 с.
  151. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.-304 с.
  152. И.Н. Педагогические условия развития творческого воображения учащихся технических колледжей в цикле гуманитарных дисциплин. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2000.-20 с.
  153. О. Очередные задачи в строительстве работы факультетов // Просвещение Донбасса. 1924, № 5. — С. 19−27.
  154. Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: Университесткое, 1988. — 206 с.
  155. A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. — 164 с.
  156. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1990. — 391 с.
  157. К.Г. Основы газового хозяйства. Учебник для начального профессионального образования. 2-е изд. — М., 1999. — 600 с.
  158. К.Г. Организационно-педагогические основы формирования и развития системы профессионального обучения безработных. -Саратов: Поволж. межрегион, учеб. центр, 1999. 50 с.
  159. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз., 1963. — 340 с. с ил.
  160. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  161. B.C. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства. М.: Высшая школа, 1977.
  162. А.Н. Госстандарт в системе начального профессионального образования // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2-х томах. Т. 1. М., 1999, — 24 с.
  163. А.Н. Профессиональная педагогика (учебник). М., 1997. -768 с. (в соавторстве).
  164. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования: Монография. -М., 1996. 672 с.
  165. Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961.-32 с.
  166. Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Пер. A.M. Боковикова. М.: Прогресс, Университет, 1994.-352 с.
  167. Л.А. Физиологические основы формирования профессионально значимых функций. -М.: Медицина, 1987. 204 с.
  168. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: ИПЛ, 1975. -304 с.
  169. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  170. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — С. 17−26.
  171. В.А. Теория и практика прогностики. М.: Наука, 1972. -224 с.
  172. Д.С., Благова Н. В., Белодубровский Е. Д. Школа на Васильевском. М.: Просвящение, 1990. — 75 с.
  173. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  174. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 126 с.
  175. З.Ф. Методы инженерного творчества. Тольятти: Тип. ТВВСКУ, 1991.-40 с.
  176. А.Т. Задачи по профессиональной педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 166 с.
  177. Л.В. Способности к освоению иностранных языков и дидактическая технология их развития: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. д-ра. психол. наук. СПб., 1999. — 36 с.
  178. В.А., Оссовский В. Л. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев, 1982.
  179. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа — Пресс, 1993.- 127 с.
  180. A.M. Проблемные ситуации в мышлении к обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  181. A.M. Психологические основы и программируемого обучения // Проблемное и программируемое обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973. С. 30−56.
  182. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  183. И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления у учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. Авго реф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. 19 с.
  184. М.Т. Дидактические основы структурно-логической организации учебного материала в процессе обучения иностраннымязыкам в высшем учебном заведении. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. Душанбе, 1999. — 27 с.
  185. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь: Пермский пед. институт, 1970. 196 с.
  186. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. — 240 с.
  187. Методология педагогики: в поисках новых идей // Сов. педагогика. -1987, №−12.-С. 42−55.
  188. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования / Академия профессионального образования. М.: Издательский дом «Ореол-лайн», 1998. — 160 с.
  189. Р.П. Организация ролевой игры на уроке иностранного языка в школе. М., 1997, № 3.
  190. Миончинская J1. A Lies und sprich, читай и говори по-немецки. М., Министерство обороны СССР, 1971, — 182 с.
  191. Ю.Л. Система формирования умений иноязычного делового общения у студентов университета. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Саратов, 1999. — 19 с.
  192. В.А. Психология конструктивного замысла. Дисс. канд. психол. наук. Киев, 1966.
  193. Мошер, Ральф и др. Воспитание гражданина: демократические школы: Пер. с англ. /Мошер, Ральф, Кении Р., Гаррод Э.- Под общей ред. Т. Э. Балуян и др. М.: Народное образование, 1996. — 231 с.
  194. И.Н., Малов СЛ. Психология производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1995. 132 с.
  195. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222 с.
  196. А .Я. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993.-213 с.
  197. B.B. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. — 288 с.
  198. A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М.: Мысль, 1972. — 271 с.
  199. A.M. Профессиональное образование России /Перспективы развития/. М., 1997. — 254с.
  200. П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профтехучилищах. Минск: Вышейшая школа, 1987. — 144 с.
  201. С.А., Веер Э. Ф. Стандартизация педагогического творчества: проблемы и пути реализации // Развитие нового качества начального профессионального образвоания. Вып. 1. Екатеринбург, 1997.-С. 38−49.
  202. С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. Екатеринбург: Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 371с.
  203. С.А., Торопов И. А., Платонцсв К. Э. 100 задач по анализу изобретений. В 5-ти частях. Екатеринбург: Урал, Гос. проф.-пед. унта, 1997.-266 с.
  204. Новые исследования в профессиональном образовании: Сб. науч. статей / Академия профессионального образования. Профессиональный лицей № 39 г. Ноябрьска. М.: Ноябрьск, 1998. -108 с.
  205. Г. Что происходит при развитии творческого мышления и творческой деятельности в системе образования // Резерв успеха -творчество / Под. ред. Г. Нойнера, В. Колвейта, X. Клейна: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1989. — 41 с.
  206. Образовательный менеджмент в учреждениях начального профессионального образования / Под науч. ред. А. Т. Глазунова. М. -Старый Оскол, 1998. — 96 с.
  207. Обучение иностранным языкам в вузовский период подготовки специалиста. Тамбов: Тамб. гос. ун-та, 1997. — 52 с.
  208. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В. П. Зенченко и др.- Под ред.
  209. A.B. Петровского. 3-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  210. Г. А. Роль внутренней и внешней наглядности в обучении говорению на иностранном языке. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. М., 1998. — 16 с.
  211. Одаренные дети / Под. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.-380 с.
  212. H.A. Педагогические условия формирования творческих профессионально-личностных качеств студентов технических колледжей и вузов. Автореф. дисс. на соиск. степ. канд. пед. наук. М., 2002.-20 с.
  213. Основы методики трудового и профессионального обучения / Под ред.
  214. B.А. Полякова. М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  215. В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
  216. Очерк развития промышленного образования в России за 1888−1898 гг. -СПб., 1900.
  217. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.-224.
  218. H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. — С. 18−31.
  219. Педагогика + ТРИЗ. Сб. ст. для учителей, воспитателей, менеджеров образования / Мет. образоват. технологий А. Гитна. М.: Вита — Пресс, 2000. Вып. 5. — 2000. — 69(1) с.
  220. Педагогика: Учебное пособие / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, M. J1. Портнов и др./ Под ред. Пидкасистого П. И. 2-е изд., дораб. и испр. — М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.
  221. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. -М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  222. Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация: Метод, разработка / Сост. B.C. Безрукова. Свердловск: Сверял, инж.-пед. инт, 1987.-50с.
  223. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография. СПб.: Образование, 1995. — 172 с.
  224. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография./ Науч. ред. Шамова Т. И. и Третьяков П. И. МППУ-ТИПК. Москва-Тюмень, 1994. — 277с.
  225. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: Казанский университет, 1974. — 253 с.
  226. Перспективы развития непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 208 с.
  227. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. -Н. Новгород: Ай-Кыо, 1994. 352 с.
  228. А.П. Педагогические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Якутск, 1999. -16 с.
  229. A.B. Роль фантазии в развитии личности. М.: Знание, 1991.-47 с.
  230. В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании. // Вопросы психологии. 1985, № 1. С. 12−16.
  231. . Избранные психологические тр ты Пер. с франц. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  232. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М: Российское пед. агентство, 1996. — 269 с.
  233. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие для учеб. заведений профтехобразования. М.: Высшая школа, 1974. — 174 с.
  234. И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. М.: Просвещение, 1996. — 631 с.
  235. Познавательные интересы и способности в обучении: учебное пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  236. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  237. В.А. Проблемы развития современной системы трудового обучения учащихся образовательной школы: Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 1979.-31 с.
  238. О.Г. Тест как средство контроля при коммуникативном подходе к обучению иностранному языку: (базовый курс: англ. и нем. яз.): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1995. -17 с.
  239. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1957. — 244 с.
  240. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — С. 21−44.
  241. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык». М.: МГИУ, 2000.-24 с.
  242. Проблемы научного творчества в современной психологии. Под. ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971. — 334 с.
  243. Проблемы описания и преподавания иностранных языков в вузе. -Белгород: Белгор. гос. ун-та, 1997. 393 с.
  244. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  245. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. / Под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999. 1 том — 424 е., П том -816с.
  246. Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев: КГУ, 1983. -160 с.
  247. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, A.B.Запорожца, В. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  248. Психология профессиональной подготовки / Г. С. Никифоров, A.M. Зимичев, С. И. Макшанов и др.- Общ. ред. Г. С. Никифорова. СПб: С.
  249. Петерб. ун-т, 1993. 171 с.
  250. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. доктора психолог, наук Я. А. Пономарева. -M.: Наука, 1990.-223 с.
  251. Психологические тесты / Сост. Ахмеджанов Э. Р. М.: Лист, 1996. -320 с.
  252. В.А. Учить изобретать смолоду. Краснодар: Книжное издательство, 1985. — 158 с.
  253. Развитие творческой активности школьников / Под. ред. A.M. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991. С. 10−29.
  254. В.Г. Развитие технического творчества учащихся. М.: Учпедгиз, 1961.-С. 7−29.
  255. Ю.И. Интегративные процессы в педагогической науке, или объект методологических исследований // Нов. исслед. пед. наук. Вып. 2/34.-М., 1979.-С. 6−10.
  256. М.Б. Типология методов обучения иностранным языкам. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1998. — 32 с.
  257. Резерв успеха творчество.: Пер. с нем. под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X. Клейна. — М.: Педагогика, 1989. — 120с.
  258. Е.М. Уровни развития творческого воображения: Учебное пособие / Вятский государственный педагогический университет. -Киров: ВГПУ, 1998. 74 с.
  259. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы: задачи и пути реализации. // Сов. Педагогика. 1984, № 8. — С. 24−29.
  260. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 272 с.
  261. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: МГУ, 1985 .-207 с.
  262. Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб.: Пантелеев, 1901.-232 с.
  263. Т.А. Творческое воображение. СПб.: Образование, 1901. — С. 31−68 с.
  264. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -М.: Просвещение, 1991.- 287 с.
  265. Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990, — № 1.-С. 164−168.
  266. И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: БГУ, 1977. — 312 с.
  267. Роль профессионально-технического образования в образовательной системе Российской Федерации // Бюллетень ЮНЕСКО / Под научной ред. И. П. Смирнова. М., 1995. — 32 с.
  268. В.А. Психология творчества. Киев: Вища школа, 1971. -248 с.
  269. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тоах. Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. — 608 с.
  270. B.C. Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984.-С. 17−36.
  271. С.С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  272. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  273. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.- 148 с.
  274. М.Д. Гуманитаризация высшего профессионального образования. М., 1999. — 16 с.
  275. М.В. От наглядных образов к научным понятиям. Киев: Под. школа, 1987.-80 с.
  276. М.С. Технология поиска работы // Профессиональное образование. М.: АПО, 2000. — 67 с.
  277. Ю.П. Как стать изобретателем. М.: Просвещение, 1990. -240 с.
  278. В.Н. Храм и путь к нему // Сб. Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. — С. 82−87.
  279. В.Н. Основание общей теории систем. М.: Наука, 1974. 279 с.
  280. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: АНП РСФСР, 1962. — 504 с.
  281. Сборник «Философско-методологические проблемы технических наук» / Сост. и автор предисловия М. М. Гусев. М.: Московский рабочий, 1986.-264 с.
  282. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования // Минобразование России и др.- Рук. авт. кол. С. В. Кондратьев. М., 1996. — 289 с.
  283. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  284. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. -М.: АНП СССР, 1990. 215 с.
  285. .Ф. Стать гением: От инстинкта к разуму. Л.: Лениздат, 1991.-220 с.
  286. М.П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся. СПб., 1995. — 128 с.
  287. П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992, № 11. -С. 5−7.
  288. В.Д., Кругликов Г. И. Технология творчества: Книга для учащихся. Курск: Кур. гос. пед. ун-т, 1995. — 181 с.
  289. И. Ученье и труд. / Наш современник, 1982, № 1. С. 48−63.
  290. Системное исследование. Ежегодник. 1969. М.: Наука, 1969. — 204 с.
  291. Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  292. К.Л. Мысль в действии (Психология мышления). М.: Политиздат, 1968. — 208 с.
  293. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.
  294. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М.: Ореол-Лайн, 1998. — 87 с.
  295. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 784 с.
  296. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-511 с.
  297. А.Г. Научные основы управления профессиональным техническим учебным заведением. М.: Высшая школа, 1984. — 63 с.
  298. П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  299. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования / Под ред. В. Д. Семенова. Екатеринбург: Урал, ун-т, 1989. — 148 с.
  300. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Ассиметрия мозга. -М.: Мир, 1983.-256 с.
  301. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. — 471 с.
  302. Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
  303. В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива). М.: Молодая гвардия, 1975. — 239 с.
  304. Т.В. Педагогические аспекты коррекции и формирования фонетических навыков при обучении иностранным языкам: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: СПб., 1995. 18 с.
  305. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344 с.
  306. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пис-кунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  307. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь справочник. / Под. ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. — М.: НПО «Информ-система», 1995. — 408 с.
  308. Техническое творчество: Теория, методология, практика. Энциклопедический словарь справочник / Под. ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. — М.: НПО «Информ-система», 1995. — 408 с.
  309. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 94 г., № 650 //Собрание законодательства РФ, 1994, № 8. 864 с.
  310. О. К. Структура мыслительной деятельности. М.: МГУ, 1969.-С. 233.
  311. Е.В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования. М.: Минобразование России, 1996. — 161 с.
  312. Е.В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. отв. ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995, Вып. 1. — 329 е., 1996, Вып. 2.-512 с.
  313. Е.В. Приоритеты российского профессионального образованиям. М.: Педагогика, 1999. № 2. — 15 с.
  314. Е.В. Профессионально-педагогическое образование России. -Екатеринбург, 1999. 368 с. (в соавторстве).
  315. М., Лейтуэйт. Как изобретать. М.: Мир, 1980. — 164 с.
  316. К.Д. Избранные педагогические сочинения / Под. ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. — 639 с.
  317. К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М. — Л.: АПН РСФСР -том 2, 1948.-552 с.
  318. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон
  319. Российской Федерации» «Об образовании» Принят Государственной Думой 12 июля 1995 г., одобрен Советом Федерации 5 января 1996 г. -М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
  320. Л.Д. Дидактические основы формирования интегрированного содержания начального профессионального образования. М.: АПО, 1995. — 144 с.
  321. Л.Д. Профессиональное образование в коммерческой сфере: — М.: Монография, 1999. 216 с. (в соавторстве).
  322. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.- 590 с.
  323. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  324. В. Человек в поисках смысла / Под ред. Л. Я. Гозмона и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  325. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М: Просвещение, 1990. 447 с.
  326. И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие.-М.: Юристъ, 1997. 508 с.
  327. И.Ф. Педагогика: Курс лекций. Минск: Белорус, ун-та, 1990.-464 с.
  328. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / Моск. пед. ун-т им. В. И. Ленина / Под ред. В. А Сластенина, Ю. П. Сокольникова. М.: NB Магистр, 1992. — 159 с.
  329. С.С. Метод индивидуальных моделей речевого поведения как средство эффективного общения обучаемых: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: М., 1998, — 20 с.
  330. В. I., Шанкин В. В. Методические основы развития творческой способности учащихся профтехучилищ: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990, — 128 с.
  331. Н.И. Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7−11 классов в учебном процессе. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2001. — 22 с.
  332. И.А. Многоуровневая система языкового образования в высшей технической школе. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук,-Таганрог, 1995. 48с.
  333. С., Кузнецов Ю. Страницы истории профессионального и технического образования России. Ч. 1. СПб., 1996.
  334. А.Я. Развитие пространственного воображения, задания для учащихся. СПб.: Союз, 2000. — 144 с.
  335. Н.К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учебное пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф. пед. ун-т, 1998. -249 с.
  336. Н.К. Интеграция педагогического и технического в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Сверял, инж-пед. ин-т, 1992. -224 с.
  337. В.Е. Мастер проектирует урок. // Профессионально-техническое образование. 1981, № 10.-С. 18.
  338. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 150с.
  339. Д.В., Морозов A.B. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие для ВУЗов. М.: МГТА, 2001. — 301 с.
  340. О.Б. Инновации в трудовой и профессиональной подготовке молодежи в России и Германии (опыт тенденции развития) Ч. 1/РАО- Исследовательский центр проблем непрерывного профессионального образования М., 1997. — 64 с.
  341. О.Б. Подготовка квалифицированных рабочих по массовым профессиям // Профессиональное образование. 1997. № 4. 5 с.
  342. О.Б. Профессиональное образование в коммерческой сфере: Монография. М., 1999. — 216 с. (в соавторстве).
  343. Чус A.B., Данченко В. Н. Основы технического творчества: Учеб. пособие для техн. вузов. Киев: Вища школа, 1983. — 184 с.
  344. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-318 с.
  345. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.-64 с.
  346. Т.И. и др. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 191 с.
  347. С.А. Вопросы теории производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1981. 208 с.
  348. Н.В. Авторские программы учебных курсов в современной школе // Наука и школа. 1997. № 1. 8 с. (в соавторстве).
  349. Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся. М., 1994. — 300 с.
  350. Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся. М.: АПО, 1994. — 200 с.
  351. Т.Г. Творчество преподавателей иностранных языков как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. СПб., 1996.-20 с.
  352. С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе. Ленинград: Просвещение, 1977. — 295 с.
  353. Г. и др. Педагогикаилогика. М.: Касталь, 1992. — 415 с.
  354. Ф. В. Й. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: Мысль, 1989. -637 с.
  355. О.М. Искусство овладения педагогическими технологиями: Учебное пособие / Под ред. A.A. Деркача- М-во образования Украины- РАУ. М.: Донецк, 1994. — 107с.
  356. О.М. Развитие педагогического мастерства: овладение педагогическими технологиями- алгоритмами продуктивного решенияпедагогических задач: Учебное пособие / Под науч. ред. A.A. Деркача- М-во образования Украины- РАУ. М.: Донецк, 1994. — 170 с.
  357. Школа самоопределения. Шаг второй. М.: АО Политекст, 1994. — 477 с.
  358. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 219 с.
  359. П.К. Эврология и всеобщая теория творчества // Кн. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1916. — Т. 7. — С. 78−81.
  360. А.Ф. Диалектика технической мысли (закономерности технического творчества). Красноярск: Красноярского университета, 1989.- 198 с.
  361. А.Ф. Психология постановки и решения конструкторско-технических задач. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л., 1979. 42 с.
  362. П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М.: Центр, совета Всесоюзн. об-ва изобретателей, 1934.
  363. Е.А. Развитие творческого потенциала личности школьника. // Вопросы психологии. 1996, .№ 3. С. 28−31.
  364. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопр. психол. 1994. № 5.
  365. Н.В. Обучение старшеклассников иноязычному рассуждению на базе художественных текстов. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1994, — 18 с.
  366. Bruner J.S. The Process of Education Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1969
  367. Gagne R.M. The conditions of Learning Holt, Rinehart and Winston. New York, 1965
  368. Koestler D.M. The Act of Creation. N. Y., Macmillan, 1964.
  369. Torrance E.P. Cause for Concern. Chapter / Guiding Creative Talant, Prentice-Hall, 1962.
  370. Selz O. Uber die Gesetze des geordneten Denkverlauts. Stuttgart, 1913, -132 s.
  371. Wertheimer M. Productive thinking. J. appl. Psychol, 1946, 30. — P. 635 643.
  372. Whywrell W. On he Philosophy of Disovery. 3-rd ed. L., John Cambridge University Press, 1929. — 509 p.
Заполнить форму текущей работой