Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: обоснованы место и роль эстетических интересов и потребностей в системе духовного, общекультурного развития, эстетического воспитания личности студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как важнейших условий в их профессиональной подготовкераскрыты психолого-педагогические основы формирования… Читать ещё >

Содержание

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПРОМЬШЕКНЫХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТЕХНИКУМОВ И КОЛЛЕДШ КАК ПСИХОЛОГО-1ЩАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1. Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как важнейший фактор в системе среднего профессионального образования

1.П. Место и роль курсов «Мировая художественная культура» и «Дизайн» (дополнительные дисциплины, по выбору студентов) в формировании эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей. 52 1.Ш. Психолого-педагогические основы формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей.

Глава II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПРОМЬШЕННЬОС И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТЕХНИКУМОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ 3 ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ П.I. Педагогическое обоснование экспериментальных программ курсов «Мировая художественная культура «и «Дизайн» (дополнительные дисциплины | по выбору студентов) как важнейших компонентов

П.I. Педагогическое обоснование экспериментальных программ курсов «Мировая художественная культура» и «Дизайн» (дополнительные дисциплины по выбору студентов) как важнейших компонентов системы общекультурной и профессиональной подготовки студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей.

I П. П. Педагогические пути, методы и средства эффективного формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей

ЗАЩГСШЕ. те? ятяогркш.

Формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимое условие их профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования, В современных условиях, характеризующихся коренной перестройкой всех сфер жизнедеятельности нашего общества и, прелоде всего, в системе среднего и высшего профессионального образования, гуманизация и демократизация системы профессиональной подготовки специалистов в любой отрасли и области промышленности, культуры и науки, усиление культурологического аспекта этой подготовки становятся чрезвычайно актуальными проблемами, требованиями времени. И это понятно. Высокий уровень производства, развития промышленности, техники, энергетики в наше время невозможен без высокопрофессиональных специалистов, обладающих не только узко профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, но и обладающими высокой культурой, широким кругозором, способными разбираться в вопросах культуры, искусства, литературы, современного дизайна, экологии и т. п. И не случайно технический прогресс, высокие достижения в технике и промышленности наблюдаются, прежде всего, в тех государствах, где особое внимание в профессиональной подготовке специалистов уделяется проблемам культурологического характера, вопросам технической эстетики, современного дизайна, художественной культуры, развитию творческих способностей и художественно-эстетических интересов и потребностей будущих специалистов, как необходимых факторов их общекультурного и творческого развития, развития индивидуальности их личности (США, Япония, Германия).

Сказанным объясняется то, что в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования, в государственных требованиях к уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений (независимо от профиля специальности) по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам предусматривается: «владеть основами гуманитарных и социально-экономических наук, уметь использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности», «иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации», «иметь представление об условиях формования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды». А в обязательный минимум содержания профессиональных образовательных программ входят «человек, общество, цивилизация, культура, человеческое познание и деятельность» («Вестник» — газета научно-методического центра среднего профессионального образования Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию, 1995, № 10, октябрь).

Успешное решение указанных задач государственного стандарта среднего профессионального образования во многом обусловливается формированием эстетических интересов и потребностей у будущих специалистов как необходимого условия продуктивного усвоения знаний, умений и навыков культурологического характера, как важнейшего фактора их духовного, общекультурного, творческого развития и профессиональной подготовки.

В психологической и педагогической науках интерес рассматривается как активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека, является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повывает познавательную активность человека, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе.

В основе интереса лежат потребности человека, в свою очередь определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Вместе с тем, нередко интерес является началом, основой зароздения потребности. То есть эти процессы неразрывно, диалектически связаны друг с другом.

Эстетические потребности, являясь диалектическим отношением ощущения недостатка эстетических ценностей личностью и ее стремления к ним составляют фундамент, стержень художественно-творческого и духовного развития личности, ее эмоционально-чувственных компонентов и особого, эстетически окрашенного отношения к предметам и явлениям действительности, к своей профессии, трудовой деятельности.

Изучением проблем интереса и потребностей занимались В. Г. Ананьев, В. А. Крутецкий, А. Г. Волостникова, Г. И. Щукина, А. Н. Дрдцехо, В. Б. Бондаревский, В. Т. Лежнев, Л. А. Гордон, A.B.Петровский, Ю. В. Шаров и др.

Методологический подход к изучению эстетических почреб-ностей и интересов определен в раде философских исследований М. Ф. Овсянникова, А. И. Бурова, М. С. Кагана, Л. И. Когана,.

Л.Й.Колесника, О. В. Ларнина, В. А. Разумного, В. К. Скатерщикова, Б. Г. Лукьянова.

Общие вопросы эстетического воспитания, формирования духовной культуры школьников, профессионально-эстетической и художественной подготовки будущих учителей рассматриваются в работах В. Н. Шацкой, С. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, В.А.Сухомлинск*го, Д. Б. Кабалевского, Б. Т. Лихачева, Е.В.Квят-ковского, В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Т. С. Комаровой, Е. В. Шорохова, Ю.У.Фохт-Бабушкина, В. Г. Горецкого, Т. Я. Шпиналовой и других известных ученых.

В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных раскрытию различных аспектов, теории и методики эстетического воспитания школьной и студенческой молодежи, подготовки кадров будущих учителей в педагогических вузах и университетах (формирование у школьников эстетического вкуса, эстетических чувств, ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у школьников средствами музейной и народной педагогики, развитие художественно-творческих способностей у студентов педагогических институтов и т. д.).

Вместе с тем, являются малочисленными диссертационные исследования, в которых бы освещалась специфика теоретической и методической подготовки будущих учителей в среднем профессиональном звене — в педагогических училищах и колледжах, исследования, посвященные раскрытию проблем формирования эстетических потребностей и интересов у молодежи (как у школьной, так и у студенческой).

Можно лишь назвать единственную кандидатскую диссертацию Ф. К. Габолаевой, посвященной этой проблеме — «Педагогические основы формирования эстетических потребностей у учащихся педагогических училищ» (М., 1996).

К совсем отсутствуют диссертационные исследования по проблемам эстетического воспитания, формирования духовного мира студентов средних специальных учебных заведений технического профиля. Обычно, кроме общих рассуждений о важности всесторонней подготовки специалистов со средним и высшим специальным техническим образованием, о необходимости формирования у них духовной и эстетической культуры, творческого отношения к своей профессии, в научной и популярной литературе мы не находим ничего конкретного.

Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогике, в теории и практике профессиональной подготовки студентов промадленных и энергетических техникумов и колледжей.

Проблема исследования: рас1фытие педагогических основ формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимого условия их профессиональной подготовки, и на этой основе разработка и экспериментальная проверка эффективной методики художественно-эстетического воспитания — составного компонента профессиональной подготовки специалиста со средним специальным образованием технического профиля, отвечающего современным требованиям.

Цель исследования: повысить уровень профессиональной подготовки студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей посредством всестороннего развития их личности, эффективного формирования у них духовной культуры, творческого, эстетического отношения к своей профессии, к трудовой деятельности на основе целенаправленного формирования эстетических интересов и потребностей.

Объект исследования: процесс формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей в системе дополнительных дисциплин.

Предмет исследования: педагогические основы формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как необходимого условия их профессиональной подготовки.

Гипотезой исследования является предположение о том, что разработка эффективной методики эстетического развития личности будущих техников как необходимого условия их успешной профессиональной подготовки возможно при условиях: обоснования места и роли эстетических интересов и потребностей в системе духовного развития, эстетического воспитания личности студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как важнейших факторов в их профессиональной подготовкераскрытия психолого-педагогических основ формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжейвыявления места и роли курсов «Мировая художественная культура» и «Дизайн» (как дополнительные дисциплины) в формировании эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжейразработка эффективной методики формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей в процессе их профессиональной подготовки.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования;

1. Обосновать место и роль эстетических интересов и потребностей в системе духовного, общекультурного развития, эстетического воспитания личности студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как важнейших условий в их профессиональной подготовке.

2. Раскрыть психолого-педагогические основы формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей.

3. Определить место и роль курсов «Мировая художественная культура» и «Дизайн* (в системе дополнительных дисциплин) в формировании эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей.

4. Педагогически обосновать экспериментальные программы курсов «Мировая художественная культура» и «Дизайн» как важнейших компонентов системы общекультурной и профессиональной подготовки студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей.

5. Разработать и экспериментально проверить педагогические пути, методы и средства эффективного формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей.

Теоретической основой исследования явились труды известных философов, педагогов, психологов, видных деятелей техники, культуры и искусства, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики профессионального образования в средних специальных учебных заведениях технического профиля.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической, культурологической и технической литературы;

— изучение и обобщение опыта педагогов, осуществляющих профессионально-техническую подготовку студентов, педагогов, ведущих курсы мировой художественной культуры и дизайна;

— наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов;

— беседы, анкетирование и интервьюирование;

— психолого-педагогический развивающий эксперимент;

— анализ продуктов деятельности школьников (сочинений, рисунков, макетов, рассказов по репродукциям и фотографиям и т. п.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Санкт-Петербургском, Шатурском энергетических техникумах, в Конаковском энергетическом колледже.

Исследование проводилось с 1980 по 1997 гг.

Исследование было проведено в три этапа.

На I этапе (1980;1982 гг.) изучалась и анализрфовалась философская, культурологическая, техническая, педагогическая.

— 13 и психологическая литература, инструктивные материалы по среднему профессиональному образованию в Российской Федерации, выяснялось состояние эстетического воспитания и развития духовной культуры студентов технических техникумов (в массовой практике), влияние уровня развития их общей культуры на качество профессионально-технической подготовки. Все это позволило разработать первый вариант методических рекомендаций к проведению занятий по курсам мировой художественной культуры и дизайна, направленных на эффективное формирование эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей, разработать методику эксперимента. (Систематический анализ специальной литературы и доработка содержания курсов «Мировая художественная культура» и «Дизайн» и методических рекомендаций осуществлялись и дальше, до момента завершения работы над диссертацией.).

На П этапе (1983;1996 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения курсам «Мировая художественная культура» и «Дизайн» в экспериментальных группах с установкой на эффективное формирование эстетических интересов и потребностей, общекультурное развитие будущих техников, по разработанным диссертантом методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей в параллельных группах (контрольные группы).

Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных.

— 14 группах в прогрессе обучения как общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (истории, литературе и т. д.)" так и специальным, профессионально ориентированным дисциплинам («Основы эксплуатации электрооборудования станций и сетей», «Охрана труда и промышленная экология», «Монтаж электрооборудования станций и подстанций» и т. д.). В экспериментальных группах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий, с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на темы культуры и искусства.

Широко проводились экскурсии на природу, технические объекты, электростанции, к памятникам старины и культуры, в ифгзеи, на выставки, в театры, организовывались лекции, доклады известных художников, музыкантов, ученых, вечера искусств и культуры.

В результате систематических анкетирований, проведения контрольных занятий, написания докладов и рефератов, выполнения художественно-творческих сочинений, технических эскизов, сравнивались результаты профессиональной подготовки студентов на основе влияния экспериментального преподавания курсов мировой художественной культуры и дизайна и результаты традиционной обычной профессиональной подготовки техников.

То есть, в экспериментальных группах использовалась экспериментальная методика преподавания художественно-эстетических дисциплин, направленная на активное формирование эстетического вкуса и художественных интересов, на развитие эстетического восприятия и чувств, составляющих структурную основу и одновременно необходимые условия успешного развития и формирования эстетических потребностей.

В контрольных группах не использовались курсы М1ф0В0й художественной культуры и дизайна и, соответственно, не применялась экспериментальная методика, не использовались экспериментальные методические разработки учебных занятий, не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, отсутствовали проблемные ситуации, задания и вопросы, отрывочно, бессистемно использовались технические средства. Редко организовывались экскурсии на природу, на технические объекты, в краеведческий музей и художественный выставочный зал, к памятникам архитектуры и старины, посещение театров. Другими словами, методика обучения и воспитания, вся система профессиональной подготовки в контрольных группах, в отличие от методики в экспериментальных грушах, была обычной, наблюдаемой в широкой профессионально-педагогической практике.

На Ш этапе (1996;1997 гг.) проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Исходя из задач и требований государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, форм! фование эстетических интересов, потребностей у выпускников промышленных и энергетических техникумов и колледжей является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущего техника в условиях гуманизации и гуманитаризации образования, возрождения культуры народов России и заботы об экологии окружающей природы, среды.

2. Формирование эстетических интересов и потребностей может наиболее успешно осуществляться посредством комплексного изучения искусств, технической эстетики, дизайна, культурологических знаний, позволяющего наиболее реально обеспечить разносторонний и вместе с тем дифференцированный, личностный подход к эстетическому освоению действительности, к тому или иному явлению искусства, культуры, природы, художественно-творческой и профессиональной деятельности.

3. Формирование эстетических интересов и потребностей предполагает усвоение ряда эстетических понятий, знаний, представлений, умений и навыков, которые в дальнейшем должны расширяться и углубляться.

4. Наряду с усвоением знаний, понятий, представлений и навыков, формирование эстетических интересов и потребностей предполагает одновременное использование полученных знаний, умений и навыков в процессе анализа художественных произведений, явлений действительности, природы, в собственном творчестве, в учебной деятельности и производственной практике, в повседневной жизни.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: обоснованы место и роль эстетических интересов и потребностей в системе духовного, общекультурного развития, эстетического воспитания личности студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей как важнейших условий в их профессиональной подготовкераскрыты психолого-педагогические основы формирования и индивидуально-психоло г ические особенности развития эстетических интересов и потребностей у студентов техникумов и колледжей — будущих техниковопределены место и роль дополнительных дисциплин — курсов «Мировая художественная культура» и «Дизайн» в формировании эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжейустановлены диалектические связи в формировании эстетических потребностей и в развитии эстетических вкусов, интересов, восприятия и эмоционально-чувственной сферы личности студента, его познавательной и творческой активности.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей в процессе занятий по предметам «Мировая художественная культура» и «Дизайн» в системе дополнительных дисциплинв разработке и педагогическом обосновании экспериментальных программ курсов «Мировая художественная культура» и «Дизайн», нацеленных на продуктивное формирование и удовлетворение эстетических интересов и потребностейв создании комплекса наглядных учебно-методических пособий — таблиц к указанным занятиям.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных планов, программ, лекционных курсов для средних профессионально-технических учебных заведенийтехникумов и колледжей, технических вузов и университетов, при подготовке учебников, учебных и методических пособий как по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, так и по предметам специальной, профессиональной подготовки.

— 18 специалистов в промышленных и энергетических техникумах и колледжах, при коррект1фовке государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений техники, промышленности, педагогической науки, психологии, культурологии и эстетики, теории и практики эстетического воспитания, требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального (в том числе и технического) образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Санкт-Петербургском, Шатурском энергетических техникумах, в Конаковском энергетическом колледже.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практической конференции общественного института эстетического воспитания при Центральном Совете педагогического общества Российской Федерации (1989 г.), на заседании отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (19 961 997 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1994;1996 гг.), на Первой научно-практической конференции преподавателей политехникума Лаоско-Советской дружбы (июль 1986 г.). Материалы исследования внедрены в практику также в виде опубликованных научных работ, инструктивных материалов, разработанных диссертантом. Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В работу вошли также таблицы и рисунки.

1. Творчество русских романтиков и формирование передовогочеловека декабристской эпохи, развитие общественного сознания последующих поколений.

2. Многообразие течений в русском романтизме — элегического (В.А.Жуковский), революционного (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхедьбекер), философского (Е.А.Баратынский), их взаимопроникновение и условность определений.

3. Сенатской площади" (А.Герцен). Трагический характер романтической лирики Лермонтова. Острокритический взгляд его героя на современность, тоска по неосуществимому идеалу.

4. Русские поэты-романтики о роли искусства и его творцовв жизни людей (К.Ф.Рылеев. «Гражданин», «Наливайко» — А.С.

5. Пушкин. «Пророк» — М. Ю. Лермонтов. «Поэт», «Пророк» и др.).- 119.

6. Западноевропейский и русский романтизм. Развитие литературных переводов. Значение деятельности Жуковского. Художественное совершенство и непреходящая ценность достижений русского романтизма.

7. Тема 5. Романтизм в изобразительном искусстве России.

8. Портреты художника О. А. Кипренского. Психологизм и драматургическое решение. Внешнее спокойствие и внутренняя напряженность образов, раскрывающие глубокое душевное волнение, силу чувств. Теплая, звучная цветовая гамма портретов. Портрет.

9. А. С. Пушкина — одухотворенность образа поэта, запечатленная внем воля, энергиятонкая передача глубоко скрытых чувств горечи, душевной боли.

10. Реалистические черты в романтических произведениях.

11. В. А. Тропинина. Автопортрет, портрет сына. Утверждение возможности достижения гармонии человека и мира в произведениях 1. Кипренского и Тропинина.

12. Традиции классицизма и черты романтизма в произведениях.

13. Контрасты цвета и света, световые рефлексы.

14. Автопортреты в творчестве русских художников-романтиков — история духовной жизни общества первой половины XIX в.

15. Личность современника, мир глубоких человеческих чувств истрастей в автопортретах Кипренского (1808 г.), Брюллова (1820г.). — 120.

16. Тема б. Романтизм и становление реализма в русскоймузыке.

17. Подъем национального самосознания в начале XIX в. и развитие русской музыки. Творчество М. И. Глинки — «Пушкина в музыке» — начало новой эпохи в русском музыкальном искусстве.

18. Глинка — певец русского народа. Нерасторжимая связь музыки снародной почвой, художественное переосмысление народных образов. Глинка и мировая музыкальная культура.

19. Опера «Руслан и Людмила» — торжественный гимн свету, добру и красоте, своеобразный реквием Пушкину (Вторая песня.

20. Значение творчества Глинки для развития русской культуры.

21. Мировое значение его творчества.1. Обобщение.

22. Романтизм — эпоха в истории мировой художественнойкультуры. 1. Раздел И!

23. Художественная культура 30−50-х гг. XIX в.

24. Общая характеристика периода.

25. Возникновение термина «реализм» в европейском искусстве.

26. Стремление художников передать свое мироощущение в формах самой жизни. Литературные манифесты реалистов. Реализм Просвещения и реализм 30−50-х гг. XIX в. Реализм и классицизм. — 122.

27. Реализм и романтизм. Их преемственность в развитии художественных средств познания человека и окружающего его мира.

28. Тема I. Реализм в зарубежной литературе.

29. История французского общества периода Реставрации ииюльской монархии в творчестве О.Бальзака. Предисловие к «Человеческой комедии» — реалистический манифест писателя.

30. Психологические портреты в творчестве Диккенса. Высокие нравственные идеалы, утверждаемые героями Диккенса. Непримиримость писателя ко всем формам лицемерия и эгоизма. Вера в победу добра.

31. Поэзия 30−50-х гг. П. Ж. Беранже и его песни 30−50-х гг.

32. XIX в., их тематическое и жанровое многообразие. Традициипесен эпохи Французской революции в творчестве Беранже и национальные народные традиции. Тема народа — главная тема творчества Беранже. — 123.

33. Тема 2. Реализм в зарубежном изобразительномискусстве.

34. Философская обобщенность образов. Сложный, тонкий колористический строй живописи Домье. Домье и Бальзак.

35. Тема тяжелой доли крестьянина-труженика в картинах Ж.Ф.

36. Милле. «Собиратели хвороста», «Человек с мотыгой». Рабочий, его судьба в картине Г. Курбе «Дробильщики камня». Курбе и 1. Парижская Коммуна.

37. Мастерство психологического анализа в портретном творчестве художников-реалистов. Г. Курбе. Портреты Шопена, Берлиоза, 1. Бодлера.

38. Реализм и демократические тенденции в творчестве художников Японии. Поэзия человеческого труда в гравюрах Капусики.

39. Хокусая. Реалистическая острота рисунка. Философская картинаединства мира в творчестве Хокусая («36 видов горы Фудзи»).

40. Тема 3. Реалистические тенденции в зарубежном. музыкальном искусстве.

41. Возникновение в XIX в. национальных музыкальных школ.

42. Бытовая танцевальная музыка. Вальсы И. Штрауса — демократические песни без слов, разнообразие мелодий и мелодичность их музыки, вальсов, навеянных сценами народной жизни и картинами австрийской природы.

43. Тема 4. Утверждение реализма в художественнойкультуре России.

Литература

.

44. Роман «Евгений Онегин». Два героя Пушкина: Онегин и Ленский.

45. Гоголя. Переплетение в повести мотивов гуманности и сострадания с сатирическим обличением «бесчеловечья и грубости», царящих в жизни.

46. Значение творчества Пушкина и Гоголя для судеб русской имировой культур и для формирования человеческого в человеке.

47. Тема 5. Реализм в русском изобразительном искусствепервой половины XIX в.

48. Иванов — основоположник реалистического портрета в русскомискусстве и крупнейший пейзажист XIX века. Этюды Иванова к картине «Явление Христа народу». Иванов и Гоголь. — 126.

49. Тема б. Реализм в русском музыкальном искусстве.

50. Портреты современников в песнях и романсах Даргомыжского.

51. Сочетание значительности содержания, яркой образности, выразительности с предельной простотой, демократичностью формы. — 127.

52. Музыкальные портреты-монологи «Старый капрал», «Червяк» (слова Беранже в переводе Курочкина) — песни куплетной формы с припевом.

53. Партии фортепиано, их роль в песнях и романсах композитора. Авторские ремарки к сатирическим песням. Значение творчества Даргомыжского для развития русского музыкального искусства.

54. Социально-историческая типичность героев. «Герой романаникогда не должен быть исключениемп (Бальзак). Многообразие типов и характеров. Общее и специфическое в художественном постижении человека с позиций реализма творцами различных видов искусств.

55. Бессмертие и непреходящая ценность великих творений искусства прошлых эпох, неисчерпаемость их художественных образов, обращение к ним поколений людей, потомков в поисках ответов на вопросы своего времени.

56. Место и значение классического искусства в жизни подростков, в определении ими своего места в жизни, в стремлении понять себя, свое призвание и жизненное предназначение.

57. Мировая художественная культура60-х гг. XIX в. — начала XX в. 1.

Введение

.

58. Художественная картина мира. Нравственно-эстетическийидеал в художественных произведениях выдающихся деятелей культуры, в сознании и духовных исканиях потомков.

59. Общечеловеческие духовные ценности, которые утверждают ипередают от поколения к поколению великие творцы искусства разных эпох. Роль искусства среди других форм познания мира.

60. Правда жизни в искусстве и законы условности.- 129 1. Раздел 1У.

61. Художественная культура 60−90-х гг. XIX в.

62. Общая характеристика периода.

63. Реформы 60-х гг. XIX в. в России и их значение. Многообразие противоречий в российском обществе.

64. Борьба направлений. Понятие «декаданс». Причины возникновения. Натурализм, его особенности. Художественные открытия натурализма и утраты. Критический реализм как ведущее направление второй половины XIX в.

65. Движение за сохранение и развитие национальных традицийв искусстве. Формирование национальных художественных школ и обогащение мировой художественной культуры достижениями культурного развития различных народов.

66. Тема I. Критический реализм в литературе зарубежныхстран. «Чистое искусство». Зарождение символизма.

67. Его композиция и символический смысл финала романа. Зримость, живописность образов и сцен. Пейзаж в романе.

68. Традиции Бальзака в художественном наследии Золя. Переводы и публикации произведений Золя в русских журналах, отношение к ним читателей.

69. Тема 2. Многообразие художественных теченийв зарубежном изобразительном искусстве.

70. Стремление художников запечатлеть на полотне постоянноедвижение, изменение реального мира. Новая техника письма импрессионистов.

71. События Парижской Коммуны в графике Э.Мане. Литография" Гражданская война". Идейная и сюжетная общность гравюр Мане — 131 с произведениями Гойи («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.) и Домье («Улица Транснонен»).

72. Многообразие мира, жизнь природы, ее вечное движение впейзажах К.Моне. «Скалы в Беяьнйль». Стремление художника воплотить на полотне свет и воздух, атмосферу живую, подвижную, передать ее связь с жизнью моря, движением волн, ветра, солнечных бликов.

73. Современный город и его обитатели в искусстве импрессионистов. К.Моне. «Вокзал Сент-Лазар» — К.Писсарро. «Бульвар

74. Монмартр в Париже" - Э.Дега. «Абсент», «Театральные сцены» .

75. Сходство и различие в восприятии и передаче художниками жизнигорода, в отношении к его контрастам.

76. Портреты О. Ренуара — «Жанна Самари», «Девушка с веером» .

77. Отсутствие идеализации и удивительная гармония образов, радость, нежность, доверительное общение героинь со зрителем.

78. Умение художника запечатлеть мимолетное настроение, мгновенную неповторимость душевного состояния.

79. Интенсивность, экспрессия чувства, переданная через усилениеэмоциональной выразительности цвета, напряженности линий.

80. Живописные искания П. Сезанна («Автопортрет», «Натюрмортс фруктами», «Берега Марны»). Стремление передать материальность, весомость, постоянство формы предметов мира. Цвет как — 132 основа для создания формы предмета. Строгая логика композиции.

81. Рассудочность творчества позднего Сезанна. Утрата чувства многообразия форм жизни. Влияние его творчества на развитие изобразительного искусства XX в.

82. Тема 3. Реалистические тенденции в зарубежноммузыкальном искусстве.

83. Дальнейшее развитие национальных музыкальных школ в европейских странах. Стремление к демократизации музыкального искусства. Смелое обращение к бытовым сюжетам и обычаям из жизни народа.

84. Развитие музыкальных образов. Народные сцены.

85. Тема 4. Расцвет реализма в художественнойкультуре России.

Литература

.

86. России второй половины XIX в. — тема народа. Ее острый социально-политический смысл.

87. Образы мужиков-праведников, бунтарей, альтруистов и философов в творчестве К. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого.

88. Многообразие жанров и форм, стилистическое богатстворусской литературы.

89. Развитие русского романа в творчестве Тургенева, Достоевского, Л.Толстого. Новая роль романа в литературном процессе.

90. Романы Достоевского и Л. Толстого как особые явления в историимировой культуры, в художественном развитии всего человечества.

91. Творчество А. П. Чехова. Драматические произведения А. К. Островского и А. П. Чехова. — 134.

92. Зысокая гражданственность поэзии К. А, Некрасова, его любовная лирика. Проникновенная лирика Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А.К.

93. Толстого, развитие сатиры (сатирическая поэзия А. К. Толстогои В.С.Курочкина).

94. Значение открытий русской литературы второй половины.

95. XIX в. для развития мировой художественной культуры.

96. Тема 5. Реализм в русском изобразительном искусстве.

97. Острое чувство гражданственности — характерная черта изобразительного искусства пореформенной России. «Бунт четырнадцати». Создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников.

98. Широта тематики и многообразие жанров в русском изобразительном искусстве: от произведений сатирических, обличающих, построенных по принципу прямого социального контраста, до произведений философских, поэтических, полных раздумий о судьбах.

99. Родины и утверждающих достоинство и красоту человека. Развитиетрадиций П. А. Федотова и А. А. Иванова.

100. Портрет в искусстве передвижников. Новый герой — разночинец, демократ, человек духовно богатый, творческий, активный общественный деятель. Портреты писателей в творчестве В.Г.

101. Третьякова), Портреты крестьян. Принципиально новое отношение.

102. Крамского к созданию крестьянских образов: стремление запечатлеть сложность духовной жизни, глубину характера, создать портрет яркой личности.

103. Появление в русском искусстве темы города. Образ рабочегов картине Н, А, Ярошенко «Кочегарп. Контрасты светотени, багровокрасный цвет, его символическое звучание.

104. Простота и лаконичность художественного языка передвижников. Тесная связь с русской литературой. Значение творчества передвижников.

105. Творчество й.Е.Репина и В. И, Сурикова — вершина передвижничества и начало нового этапа в развитии национального русского искусства. Сложные социально-психологические конфликты и глубина их обобщения в произведениях художников.

106. Многоликость народной толпы. Композиционное и цветовое решение в раскрытии характеров и психологического состояния сочувствующих Морозовой и осуждающих ее. Образ Юродивого, его значение в произведении. Роль пейзажа русской зимы в картине.

107. Историческое полотно Репина «Иван Грозный и его сын Иван» .

108. Образы крестьян («Мужичок из робких»). Портреты представителей официальной России («Победоносцев» — этюд к картине «Торжественное заседание Государственного совета»).

109. Пейзаж в произведениях русских художников. Величие, богатство, лиризм в картинах родной природы, «песенность русского пейзажа» (Б.Асафьев). Становление реалистического пейзажа (А.Саврасов. «Грачи прилетели» — Ф. А. Васильев. «Оттепель» ;

110. Живописное мастерство. Связь творческих исканий позднего Левитана с импрессионизмом.

111. Изобразительное искусство второй половины XIX в. исовременный зритель.

112. Тема б. Реализм в русской музыке.

113. Тесная связь музыкального искусства России с демократическим движением эпохи. «Могучая кучка». Развитие традиций.

114. Глинки и Даргомыжского. Утверждение народно-национального характера в музыке. Обращение к крестьянской песне. Интерес к музыкальной культуре других народов. Народ — герой музыкальных творений «кучкистов» .

115. Острые социальные конфликты 60−70-х гг. XIX в. в музыке.

116. Монологи Бориса Годунова, их песенно-речитативный характер.

117. Кромами, Образ Юродивого как носителя общенародных чувств.

118. Особое место его в опере* Значение последней, заключительнойсцены 1У действия (плач-причет Юродивого). Идейная близость оперы Мусоргского, исторических полотен Сурикова и Репина, романа-эпопеи «Война и мир» Толстого.

119. Развитие традиций Моцарта и Глинки.

120. Богатство жанров в творческом наследии Чайковского (оперы, балеты, симфонии, инструментальные концерты, увертюры, — 139 фантазии, романсы и др.). Вершины в его творческом наследии: опера «Пиковая дама» и Шестая симфония.

121. Шестая симфония («Патетическая»), Философская проблемасмысла жизни в симфонии. Конфликт человека с окружающей действительностью: стремление его к свету, к радости, любовь к жизни и неизбежность самоотверженной борьбы за их торжество.

122. Контрастные темы в симфонии. Трагическое звучание и высокийгуманизм произведения. Вера композитора в духовные силы человеческой личности. 1. Обобщение.

123. Основные вехи развития художественной культуры в XIX в.

124. Россия и Запад. Диалог культур.

125. Мировое значение русского искусства, его особая отзывчивость, способность «страдать людскою болью». Личность и общество в русском искусстве второй половины XIX в. Проблемы нравственного выбора художника и его героя.

126. Выступления деятелей демократического искусства: писателей, художников, музыкантов, режиссеров и актеров против всех форм эксплуатации. Влияние их творчества на формирование общественного сознания своих народов и народов мира.

127. Мысль о судьбах человечества, поиски путей его освобождения от страданий — главная идейная задача и отличительная черта произведений критического реализма, созданных в разных странах с мастерами различных видов искусства в конце XIX в.

128. Творческие завоевания критического реализма. Появление новыхтворческих методов, их место в совершенствовании средств художественного познания и преобразования жизни. — 140 1. Раздел У.

129. Художественная культура конца XIX — начала XX в.

130. Общая характеристика периода1Мировая цивилизация к началу XX в. Развитие индустриального общества. Утверждение в ряде стран конституционных порядков. Формирование правовых демократических традиций. Начало научно-технической революции.

131. Реалистическое искусство и утверждение новых творческихметодов и направлений. Влияние на европейское искусство открытий в области египетского, негритянского искусства, культур

132. Востока. Символизм как возврат к романтизму. Философская основа символизма. Акмеизм. Фовизм, кубизм в изобразительном искус стве. Импрессионизм в музыке.

133. Тема I. Творческие направления в литературезарубежных стран.

134. Промышленный город в творчестве бельгийского поэта.

135. Э.Верхарна. Образ Бельгии — основной в его произведениях.

136. Оригинальная поэтическая форма произведения, яркая красочностьязыка, его фольклорная основа.

137. Творчество Роллана и мировая культура. Роллан о значении.

138. Микеланджело, Бетховена, Л. Толстого для формирования его какписателя. Роллан и искусство России. «Кола Брюньон» в музыке.

139. Д. Кабалевского (опера «Кола Брюньон») и графика Е.Кибрика.

140. Тагор и Л.Толстой. Тагор и Роллан.

141. Тема 2. Реализм в зарубежном изобразительном искусстве.

142. Творческие искания художников. Фовизм и кубизм.

143. Непосильный труд, нищета, отчаяние и борьба угнетенныхглавные темы в творчестве выдающейся немецкой художницы.

144. К.Кольвиц. Историческая основа и современность в идейном замысле серии гравюр «Крестьянская война» .

145. Творческие направления в изобразительном искусстве начала.

146. XX в. Стремление художников своим творчеством активно участвовать в познании и поеобразовании мира. — 142.

147. Кубизм. Творческая задача изобразительного искусствараскрыть философскую сущность видимого мира, передать внутренние процессы, которые в нем происходят. Кубизм как дань научному прогрессу. Идеи кубизма в искусстве крупнейшего художника.

148. Пикассо («Старик нищий и мальчик», «Гитарист», «У моря» ," Двое"). Потребность людей друг в друге, стремление найти опору, спастись от одиночества. «Голубой» и «розовый» периоды как сумрак жизни и ее расцвет.

149. Тема 3. Импрессионизм в зарубежной музыке".

150. Поиски новых средств музыкальной выразительности.

151. Творческие искания в музыкальном искусстве начала XX в.

152. К.Дебюсси. Симфоническая пьеса «Море» — М.Равель." Испанская рапсодия" .

153. Тема 4. «Серебряный век» русской культуры.

Литература

.

154. Период развития русской культуры рубежа веков (названный в сравнении с «золотым» пушкинским «серебряным веком»).

155. Его пролог — речь Достоевского на празднике по поводу открытия в Москве памятника Пушкину (1880 г.) и эпилог — речь Блока «0 назначении поэта» (1921 г.), также посвященная Пушкину.

156. А. Белый, Зяч. Иванов). Пророческий характер русской поэзииначала XX в.

157. Тема 5. Творческие направления в изобразительномискусстве России конца XIX — начала XX в. «Мир искусства» .

158. Ведущая роль русского портрета начала XX в.

159. ЕРМОЛОВОЙ, Шаляпина — олицетворение высокого гуманизма.

160. Философское осмысление жизни, мысль о величии и непобедимости человеческого духа — лейтмотив творчества М. А. Врубеля.

161. Обращение Врубеля к живому источнику сказочных и былинных образов («К ночи», «Пан», «Царевна-лебедь»). Совершенство, красота, гармония, пластическая выразительность полотен.

162. Сила психологических характеристик в портретах Врубеля (портрет Мамонтова, портрет Н.3абеллы-Врубель), его восхищение духовной красотой человека.

163. Просветительская роль «Мира искусства». Деятельность.

164. А.Дягилева. Выставки. Изучение русского искусства ХУШначала XIX в., открытие этого искусства для широкого русского — 145 зрителя. Знакомство европейского общества с блестящими достижениями русского искусства.

165. Петербург Достоевского в графике художника. Русский Север и.

166. Древняя Русь в живописи Н. К. Рериха («Гонец», «Заморские гости»).

167. Символические образы в творчестве Рериха. «Небесный бой» .

168. Особое место Б. М. Кустодиева среди художников «Мира искусства» .

169. Народная русская тема в его творчестве.

170. Тема 6. Музыкальное искусство в России на рубеже веков.

171. Традиции и новаторство. Символизм.

172. Предчувствие эпохи революционных бурь и потрясений втворчестве В.Рахманинова. Третий концерт для фортепиано с оркестром, кантата «Колокола». Творческое развитие традиций.

173. Постановка «Золотого петушка» в период реакции в 1909 г. Художественное мастерство композитора. Музыкальные образы, инструментовка. Сценическое опошление опет К. А. Коровиным и И.Я. 1. Билибиным. — 146 1. Обобщение.

174. Итоги развития художественной культуры второй половины.

175. XIX — начала XX в. Ускорение процесса формирования мировойхудожественной культуры. Развитие национальных школ, их взаимовлияние и взаимообогащение.

176. Совершенствование традиций реалистического искусства.

177. Возникновение новых художественных направлений, их роль впознании и самопознании человека. Творческая сила искусства рубежа веков.

178. Роль искусства России в развитии мировой художественнойкультуры. 1. Д И З, А Й Н 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА 1. часть 1. БЕСЩЩ.

179. Дизайн — что это такое? Возникновение дизайна. Декоративно-прикладное искусство и дизайн.

180. Значение рисунка и чертежа в дизайне. Основные выразительные средства в художественном конструировании (начальное ознакомление).

181. Шрифт как необходимый элемент и выразительное средствохудожественного проекта. 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

182. Выполнение композиций нарукавных знаков, дорожно-сигнальных знаков, школьных эмблем, эмблем класса, кружка (индивидуальные и коллективные работы).

183. Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) макета упаковки для овощей, фруктов, ягод, мороженого (индивидуальные и коллективные работы).

184. Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек, состоящих из геометрических форм (кубиков, шаров, пирамид, конусов и т. п.).

185. Выполнение шрифтовых композиций (название учебного предмета, учебного кабинета и т. п.). 1. П часть 1. БЕСЕДЫ.

186. Отличия рисунка, технического рисунка и чертежа. Основныеправила выполнения технического рисунка и чертежа.

187. Понятие о композиции в дизайне. Основные средства композиции. Виды композиции — фронтальная, объемная, глубиннопростоанственная (начальные сведения). — 148.

188. Основные категории композиции — органичность и целостность формы, пропорциональность и ритм, масштабность, симметрия и асимметрия формы, пластичность, цвет и цветовые сочетания (начальные сведения). 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

189. Изготовление эскизов и макетов-конструкций настольнойлампы, светильников для детских игровых комнат, кабинета черчения, дизайна.

190. Конструирование (с предварительным выполнением эскизов) игрушек по образцам народных игрушек (богородская, дымковская и т. п.).

191. Копирование декоративных решеток и создание на этой основе индивидуальных и коллективных эскизов декоративных решеток для ограждения участков детского сада, школы, окон спортивного зала, техникума.

192. Выполнение упражнений на гармоническое сочетание цветов, подбор цветов по колориту. 1. Ш часть 1. ЛЕКЦИИ.

193. Этапы художественного проектирования (художественноконструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).

194. Эскизная графика. Аппликация. Шаблоны.

195. Выразительные средства в художественном конструированиина различных его этапах.

196. Особенности проектирования отдельных вещей.- 149 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

197. Выполнение эскизов и дальнейшая лепка из глины или пластилина народных игрушек по типу национальной русской игрушки (дымковская, филимоновская и др.). Раскраска игрушек.

198. Конструирование старинных русских костюмов и костюмовдругих народов (удмуртских, башкирских, осетинских и др.), современных костюмов (эскизы, макеты, раскраска).

199. Конструирование мебели для учебных кабинетов техникума (индивидуальные и коллективные работы). Выполнение шрифтовых композиций. 1У часть 1. ЛЕКЦИИ «Веркбунд» и первый дизайнер Петер Беренд. «Баухауз» — первая, школа художественного конструирования.

200. Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, помещений техникума, учебных комнат, рекреаций, выставок, спортивного зала, учебных мастерских и т. п. 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

201. Конструирование рабочего костюма для техника. Разработкасовременной посуды — для салона самолета, купе поезда, буфета кинотеатш, театоа и т. п.

202. Проектирование элементов благоустройства внешней среды (малые формы) — книжные и журнальные киоски, торговые киоски, — 150 стенды, уличные осветители и фонари, уголки озеленения во дворе дома. 1. У часть 1. ЛЕКЦИИ.

203. История зарождения и развития дизайна в России. Вхутеини его роль в развитии отечественного дизайна.

204. Система основ композиции в технике — категории, свойстваи качества, закономерности и средства композиции, приемы и методы работы над композицией. Форма — формообразование композиция.

205. Стиль и мода в художественном конструировании. Современные проблемы дизайна в России и за рубежом. 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

206. Художественное проектирование различных инструментов и. приспособлений, предметов быта.

207. Разработка проектов сувениров.

208. Конструирование современных видов транспорта — самолета, локомотива, парохода, легковых и грузовых машин (индивидуальные и коллективные работы).

209. Проектная разработка внешнего вида современных станков, конструкций, деталей машин.

210. Проектная разработка города будущего (и его отдельшхфрагментов). Коллективная работа. — 151.

211. П. П. Педагогические пути, методы и средстваэй&ективного йоомиоования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов и колледжей.

212. Рис. I. Леонардо да Винчи. Разные виды струй- 153.

213. Рис. 2. Леонардо да Винчи. Проектытехнических аппаратов и боевых колесниц — 154.

214. Рис. 3. Леонардо да Ьинчи. Мона Лиза/т.н.. Джононда / - 155.

215. Рис. 4. Рафаэль. Сикстинская мадонна- 156.

216. Рис. 5. Рембрандт, возвращение блудного сына- 157.

217. Рис. 6. Шадимирская богоматерьх58.

218. Рис. 7. А. А. Иванов. Явление Христа народу.

219. Рис.В. И. Е. Репин. Бурлаки на ьолге- 159.

220. Рис. 9. Ь. И. Суриков. Утро стрелецкой казниv — -• - -.. '*" **• «.

221. Рис.Ю. Ь. И. Суриков. Боярыня Морозова- 160 7. создание на занятиях обстановки раскрепощения и максимального развития индивидуальности каждого студента- 8. систематическое использование технических средств обучения.

223. М. Ю. Лермонтова в начале и в конце эксперимента1. Группы 1. Экспериментальная (24 студента) f Этапы! экспери"мента • * эксперимента 1. Конец эксперимента iОтсутствие 'интереса i «.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой