Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура методики психологического образования, взаимосвязь с другими научными дисциплинами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теории содержания образования (понимание содержания образования, представления о факторах и источниках его формирования, принципы, критерии и основания его отбора); Какое это знание? Во-первых, это представления о человеке, его сущности, предназначении и месте во Вселенной (высший уровень иерархии). Второй уровень составляют: Знания о естественных механизмах и закономерностях когнитивного… Читать ещё >

Структура методики психологического образования, взаимосвязь с другими научными дисциплинами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Какова общая структура педагогической системы?

Структура научной отрасли определяется в первую очередь предметом изучения. Состав методической системы психологического образования представлен пятью взаимосвязанными компонентами (см. рис. 1). Системообразующий компонент, т. е. объединяющий все компоненты в систему — цель психологического образования. Следующие два компонента выделены на основе различения содержательных и процессуальных характеристик психологического образования. Это, во-первых, его содержание и, во-вторых, методы, формы, средства осуществления. Необходимо отметить, что, являясь в теории отдельными компонентами, на практике они реализуются в виде «сплава» цельсодержание-методы. И последние два компонента системы — сами субъекты психологического образования — педагог и ученик (воспитанник, студент).

Структура методической системы психологического образования.

Рис. 1. Структура методической системы психологического образования.

Эта методическая система существует не изолированно, она связана с другими системами того же порядка (например, с естественно-научным, математическим, историческим, языковым образованием) и является компонентом других, более сложных систем, например, системы образования в целом. Цели, закономерности и способы функционирования таких систем, очевидно, будут оказывать влияние и на рассматриваемую систему. Научное знание об иерархически высших системах представляет собой методологические основы исследования и проектирования методической системы.

Какое это знание? Во-первых, это представления о человеке, его сущности, предназначении и месте во Вселенной (высший уровень иерархии). Второй уровень составляют:

  • — понимание личности и ее развития;
  • — знания о естественных механизмах и закономерностях когнитивного, эмоционального, социального, ценностно-смыслового развития;
  • — теории и закономерности учения;
  • — содержание и структура психологической науки;
  • — принципы и методы научно-педагогических исследований;
  • — представления о функциях, целях и тенденциях образования;
  • — теории содержания образования (понимание содержания образования, представления о факторах и источниках его формирования, принципы, критерии и основания его отбора);
  • — закономерности, методы, средства, формы обучения, дидактические принципы.

Наглядно это представлено на рис. 2.

Взаимосвязь методики психологического образования с другими.

Рис. 2. Взаимосвязь методики психологического образования с другими.

науками Как видно из рисунка, методика психологического образования как наука черпает свои основания опосредованно из философии и непосредственно из психологии, общей педагогики и дидактики. Причем психологическое знание используется двояко: во-первых, как и в других предметных методиках, для выявления и обоснования форм, методов, приемов обучения, а во-вторых, как источник содержания образования.

Изучение психологического образования позволит получить собственно методическое теоретическое знание о ее компонентах и взаимосвязях между ними. Это знание о функциях учебного предмета психологии в общем образовании, о содержании и целесообразных формах и методах психологического образования, о закономерностях процесса обучения, воспитания и развития личности на материале предмета и т. д. Проекты методических систем и теории, разработанные в рамках методики психологического образования, возможно, внесут вклад в дидактику и общую педагогику. Это взаимодействие показано на рис. 2 обратными стрелками.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой