Бытие музыкального образа: Онтолого-гносеологический анализ
Диссертация
Ни интонационная, ни формообразующая сферы музыкального образа не тяготеют к предметности или иллюстративности. Музыка опирается главным образом на саму себя, а потому, для полноценного восприятия необходимо знать эти специфические опоры. Музыкальные интонации в ходе исторического развития приобретают устойчивую эмоциональную характеристику, часто за определенными. интонациями, построениями… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРИРОДА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА
- 1. 1. Генезис художественного образа
- 1. 2. Структура художественного музыкального образа
- ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА В ОНТОЛОГИЧЕСКОМ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИЯХ
- 2. 1. Характеристика пространственно-временного бытия и восприятия музыкального образа
- 2. 2. Семиотические особенности музыкального образа
- ГЛАВА III. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ БЫТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА
- 3. 1. Исторические этапы эволюции семантики музыкального образа
- 3. 2. Особенности социального бытия музыкального образа в XX веке
Список литературы
- Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М&bdquo- 1982.- 18 с.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Советское радио, 1970. — 152 с.
- Алексеев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. М.: Музыка, 1991. — 104 с.
- Аминев Г. А. Уязвимый «рок»//Сов. Россия. 1987. — 5июня. — С.6.
- Античная музыкальная эстетика/Собр. текстов А. Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960.-304 с.
- Аристотель. Сочинения. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — 830 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 376 с.
- Афасижев М.Н. О природе художественной информации/УИскуЬство в контексте информационной культуры/Ред. Ю. Н. Рагс, В. М. Петров. М.: Смысл, 1997. — С.7−16.
- Ю.Ашин Т. К., Мидлер А. П. Массовая культура: теоретическое понятие и социальная реальность//США глазами американских социологов. — М.: Наука, 1988.- с.
- Н.Баранова Т. К проблеме композиции в музыке и живописи Возрождения //Эволюционные процессы музыкального мышления: Сб. науч. трудов. -Л.: Ин-т театра, музыки и кинематографии, 1986. С.42−54.
- Баренбойм JI.A. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М.Блуменфельда// Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. — С.61−133.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445с.
- Бессознательное. Сборник статей. Новочеркасск: Агенство Сагуна, 1994. -Т.1−224 с.
- Берлиоз Г. Избранные статьи. М.: Музгиз, 1956. — 406 с.
- Блинов И.И. Синестезия в поэзии русских символистов//Проблема комплексности изучения художественного творчества. Казань, КГУ, 1980.- С.119−124.
- Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. — 144 с.
- Болховский Р. Вещественность знака как фактор художественного воздействия//Эстетические очерки. Избранное: Сб. статей/Сост. И. А. Раппопорт. М.: Музыка, 1980. — С.156−171.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — Изд. 4-е. — 496 с.
- Брушлинский A.B. Психология творчества: некоторые итоги и перспективы//Коммунист. 1967. — № 5. — С.75−86.
- Брушлинский A.B. Воображение и познание//Вопр. философии. 1967. -№ 11.- С.80−85.
- Быстрова Т.Ю. Онтологический аспект искусства (к проблеме художественного миропроявления): Автореф. дис. канд. фил. наук. -Екатеринбург, 1992. 19 с.
- Валькова В.Б. Музыкальный тематизм мышление — культура: Автореф. дис. доктора искусствовед. — М., 1993. — 48 с.
- Ванслов B.B. Что такое искусство. М.: Изобразит, искусство, 1989. — 328 с.
- Волкова Е.В. Произведение искусства объект эстетического анализа. -М.: МГУ, 1976.-288 с.
- Вревский Б. А. Основы философского сознания и их гносеологическое значение. СПб., 1914. — 73 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. -М.: «Лабиринт», 1997. Изд. 5-е. -416 с.
- Газдюк Г. Г. К исследованию восприятия современной музыки: принцип абстрагирования: Автореф. дис. канд. искусствовед. М., 1997. — 16с.
- Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М., Знание, 1982. -63 с.
- Галеев Б. Человек, искусство, техника: (Проблемы синестезии в искусстве). Казань, КГУ, 1987. — 262 с.
- Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт проверки музыкальной эстетики. М., 1910.162 с.
- Гартман Н. Эстетика. -1VL: Изд. иностр. лит, 1958. 692 с.
- Гасанов Я.К., Брагина H.H., Доброхотова Т. А., Корниенко В. Н., Репин Т. Я. Межполушарные отношения мозга и восприятие музыки // Р. Лурия и современная психология/Ред. Е. Д. Хомской и др. М.: МГУ, 1982. -256 с. •
- Гегель Г. Эстетика. М.: Искусство, 1968. — Т. 1. — 312 с.
- Гегель Г. Эстетика. М.: Искусство, 1971. — Т.З. — 621 с.
- Гегель Г. Эстетика. М.: Искусство, 1973. — Т. 4. — 676 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. — Т.2. — 485 с.
- Гейне Г. Собр.соч. в 10-ти т. М.: Гослит, 1957. — Т.4. — 523 с.
- Гершкович З.И. Онтологические аспекты произведения искусства// Творческий процесс и художественное восприятие/Отв. ред. Б. Ф. Егоров. Л.: Наука, 1978. — С.44−65.
- Горанов К. Заметки о бытии и условности художественного образа//Философские науки. 1966. — № 5. — С.65−71.
- Громов Е.С. Начала эстетических знаний. Популярный очерк. М.: Сов. художник, 1971. — 209 с.
- Громов Е.С. Художественное творчество (опыт эстетической характеристики некоторых проблем). М.: Политиздат, 1970. — 263с.
- Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982. — 256 с.
- Декарт Р. Избранные Произведения. М.: Госполитиздат, 1950 — 712 с.
- Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. — 399 с.
- Древнёгреческие лады//Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 182−183.
- Дружкин Ю.С. Вокально-инструментальные ансамбли и дискотека как молодежные формы самодеятельного творчества//Молодежь и культура: проблемы досуга, художественного творчества, становления личности/ Труды НИИ культуры, № 137. М., 1985. — С.21−41.
- Дуков Е.В. К проблеме изучения социально-регулятивной функции музыки//Методологические проблемы музыкознания: Сб. статей. М.: Музыка, 1987. — С.96−121.
- Дуков Е.В. Неромантические проблемы романтического жанра //Советская музыка. 1988. — № 10. — С. 57−63.52.3ахарова О. И. Риторика и западно-европейская музыка XVII первой половины XVIII века: принципы, приёмы.- М.: Музыка, 1983. — 77 с.
- Иванов В.И. Родное и вселенское/Сост. В. М. Толмачев. М.:Республика, 1994.-428 с.
- Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал/Избранные статьи по философии и эстетике. М.: Искусство, 1984. — 349 с.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд. иностр. лит., 1962. -572 с.
- Интонация и музыкальный образ: Статьи и исследования музыковедов. /Ред. Б.Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — 356 с.
- История эстетики/Гл. ред. М. Ф. Овсянников. В 5-ти т. — М.: Искусство, 1964. — Т.2. — 835 с.
- Каган М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. Л., ЛГУ, 1971. -766 с.
- Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 367 с.
- Кант И. Сочинения в 6-ти т.- М.: Мысль, 1964 — Т.З. — 799 с.
- Кант И. Сочинения в 6-ти. т. М.: Мысль, 1966. — Т.5. — 564 с.
- Капустин Ю.В. Музыкант исполнитель и публика (Социологические проблемы современной концертной жизни). Исследование. — Л.: Музыка, 1985. — 160 с.
- Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. Спб.: Шиповник, 1912. — 453с.
- Кнабе Г. С. Феномен рока и контр-культура//Вопросы философии. 1990. -№ 8. — С.39−61.
- Коган Г. Парадоксы об исполнительстве // О музыке. Проблемы анализа. -М.: Советский композитор, 1974. С. 344−365.
- Конен В. Театр и симфония. М.: Музыка, 1975. — 376 с.
- Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. Л.: Музыка, 1979. — 207 с.
- Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984. — 89 с.
- Кремлев Ю. Очерки по эстетике музыки. М.: Сов. композитор, 1972. -272 с.
- Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. М.: Госмузиздат, 1931. — 304 с.
- Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров.- Нижний Новгород, 1994. 199 с.
- Леонтьев Д.А., Волков Ю. А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы л восприятия//Искусство в контексте информационной культуры/Ред. Ю. Н. Рагс, В. М. Петров. М.: Смысл, 1997.-114−131 с.
- Лефевр А. Введение в эстетику. М.: Изд. иностр. лит., 1954. — 120 с.
- Ломов Б., Беляева А., Носуленко В. Вербальное кодирование в познавательных процессах. Анализ признаков слухового образа. М.: Наука, 1986.-128 с.
- Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика//Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, 1960. — С.11−116.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики,— М.: Изд. автора, 1927. 264с.
- Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки//Советская музыка. -1990. № 11. — С.64−74.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 376 с.
- Лукьянов Б. В мире эстетики. М.: Просвещение, 1988. — 272 с.
- Любовский Л. Что есть музыка. О предмете музыки, его постижении и познании постижимого. Казань, 1993. — 30 с.
- Мазель JI.A. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1991. — 376 с.
- Мазель JI.A. Исследования о Шопене. М.: Сов. композитор, 1971. — 248 с.
- Мазель JI.A. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. -616 с.
- Мазель JI.A. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича. //Сов. Музыка. 1975. — № 9. — С.6−15.
- Мазель JI. Эстетика и анализ//Сов. Музыка. 1966. — № 12. — С.20−30.
- Мазель JL, Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. — 751 с.
- Малышев И.В. Произведение искусства и способ его существования: Автореф. дис. канд." фил. наук. М., 1978. — 24 с.
- Малышев И.В. К определению понятия «музыкальное произведение»// Эстетические очерки. Избранное: Сб. статей/Сост. И. А. Раппопорт. М.: Музыка, 1980. — С.103−124.
- Малышев И.В. Проблема отражения действительности в музыке: Учеб. пособие по курсу «Эстетические проблемы музыкознания». М.: Рос. Ак. музыки им. Гнесиных, 1992. — 54 с.
- Марков М. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. — 239 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат., 1956. -656 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: 1955. — т. 12. — с.
- Маркузе Герберт. Одномерный человек: Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: REEL-book, 1994. — 341 с.
- Мархасин B.C., Цехаский В. М. Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии//Творческий процесс и художественное восприятие /Отв. ред. Б. Ф. Егоров. Л.: Наука, 1978. — С.200−215.
- Маслоу А. Мотивация и личность//Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1996. — С.422−449.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы// Советская музыка. 1980. — № 9. — С.39−48.
- Меньчиков Г. П. Духовная реальность человека: (анализ философско-онтологических основ):Автореф. дис. доктора фил. наук. Казань, 1999. -42 с. '
- Методологические проблемы музыкознания: Сб. статей. М.: Музыка, 1987.-231 с.
- ЮЗ.Митителло В. Л. Музыка и современная идеологическая борьба. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1985. — 48 с. • .
- Михайлова А. О художественной условности. 2-е изд. М.: Мысль, 1970.- 300 с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.- 352 с.
- Музыкальная культура стран Латинской Америки. М.: Музыка, 1974. -336 с.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Антология/Сост. А. Михайлов, В.Шестаков. Ред. Н.Шахназарова. М.: Музыка, 1981. -Т.1.-415 с.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х т. Антология/Сост.
- A.Михайлов, В.Шестаков. Ред. Н.Шахназарова. М.: Музыка, 1982. -Т.2. — 432 с.
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII XVIII веков/Сост.
- B.Шестаков. М.: Музыка, 1971. — 688 с.
- Ю.Набок И. Л. Идеологическая функция музыки. Л.: Музыка, 1987. — 77 с. 111. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982. -319с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.:
- Музыка, 1972. 383 с. ПЗ. Ницше Ф. Веселая наука/Собр. соч. — Т. 9. — М., Изд-во Клюкина, 1901. -329 с.
- Ницше Ф. Так. говорил Заратустра- К генеалогии морали- Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник Мн.: ООО «Попурри», 1997.-624 с.
- Петренко В.В. «Новая художественность» как проблема философского исследования: Автореф. дис. канд. фил. наук. — Томск, 1994. 16 с.
- Петров В.М. Прогнозирование художественной культуры: Вопросы методологии и методики. М.: Наука, 1991. — 151 с.
- Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь. М., 1922. — 82 с.
- Полторацкий А.Ф. Знак и образ: Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1966.-14 с.
- Порфирьева А.Л. Фигура и структура. Несколько предварительных замечаний к систематическому описанию эволюции музыкального языка//Музыка. Язык. Традиция: Сборник научных трудов. Проблемы музыкознания. Л.: ЛГИТМиК, 1990. — Вып.5. — С.165−178.
- Притыкина О. О методологических принципах анализа времени в современной западной музыкальной эстетике//Кризис буржуазной культуры и музыки: Сб. статей. Вып.5. Л.: Музыка, 1983. — С. 191−215.
- Проблемы музыкального мышления/Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — 336 с.
- Проблема сознания в свете междисциплинарных исследований: Материалы Респ. науч. конф. Казань, КГТУ, 1997. — 184с.
- Просняков М. Об основных предпосылках цовых методов композиции в современной музыке // Ьаиёатш. М.: Композитор, 1992. — С.91−98.
- Рагс Ю.Н., Маркова О. В., Фёдоров Д. В. Взаимодействие музыкального искусства и человека: три уровня анализа//Искусство в контексте информационной культуры/Ред. Ю. Н. Рагс, В. М. Петров. М.: Смысл, 1997. — С. 62−76.
- Раппопорт С.Х. Художественное представление и художественный образ//Эстетические очерки. Вып.З. — М.: Музыка, 1973. — С.45−94.
- Резников Л.О. Гносеологические вопросы семиотики. Л.: ЛГУ, 1964. -304 с.
- Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV XVII веков: Сб. статей/Отв. Ред. Б. Р. Виппер и Т. Н. Ливанова — М.: Наука, 1966. — 348 с.
- Роднянская И.Б. Художественный образ// Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. С.760−761.
- Розет И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977. — 312 с.
- Розов А.И. Фантазия и творчество//Вопросы философии. 1966. — № 9. -С. 112−116.
- Рождение звукового образа: Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио/Сост. Е. М. Авербах. М.: Искусство, 1985. — 239 с.
- Рыжкин И. Гуманизм и элитарность воззрений Адорно (к проблемам социальной обусловленности музыки и ее истинности)//Эстетические проблемы музыкознания: Сб. трудов. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. -Вып.97. — С.44−62.
- Сай В. В. Заметки о технологии музыки//Музыка. Язык. Традиция: Сб. науч. трудов. Проблемы музыкознания. Л.: ЛГИТМиК, 1990.- Вып.5. -С.117−124.
- Символ художественный//Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. -М.: Политиздат, 1989. С.311−313.
- Серов А.Н. Избранные статьи. М.: Музгиз, 1957. — Т.2. — 733 с.
- Соболев П. Художественная культура личности. Л.: Знание, 1986. — 31 с.
- Соколянский А. Рок, поп, «Антис»//Советская культура. 1983. — 28 мая. — С.9−10.
- Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975.-202 с.
- Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. JL: Советский композитор, 1980. — 295 с.
- Сохор А. Музыка как вид искусства. М.: Музгиз, 1970. — 192 с.
- Социальные функции искусства и его видов/Отв. Ред. А. А. Карягин. М.: Наука, 1980. — 272 с.
- Спиноза Б. Этика//Избранные произведения в 2-х т. М.: Госполитиздат, 1957.-Т. 1.-631 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самопознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Стравинский И. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии. -Л.: Музыка, 1971.-414 с.
- Счастливцев А.Н. Музыкальный • процесс как форма общения. Эстетическо-философский анализ: Автореф. дис. канд. фил. наук. -М., 1993. -24 с.
- Творчество и социальное познание/Под. ред.- Коршунова A.M., Го л ь дентрих*га С .С: М.: МГУ, 1982. — 256 с.
- Тельчарова P.A. Введение в феноменологию музыки. М.: Ин-т философии АН СССР, 1991. — 214 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей//Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — Т.1 — С.42−222.
- Толстой Л. Н. Полное собр. соч. М.: Гос. издат. художеств, лит., 1953. -Т.53.-563 с.
- Толстой Л.Н. Крейцерова соната. Ижевск, Удмуртия, 1988. — 159 с.
- Толстой Л.Н. Собр. соч. в 20-ти т. М.: Худ. лит., 1965. — Т. 19. — 623 с.
- Трубачёв С. Музыкальный мир П.А.Флоренского//Сов. музыка. 1988. -№ 8. — С.81−90.
- Тюлин Ю. О программности в произведениях Шопена. М.: Музыка, 1968.-64 с.
- Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. — 351 с.
- Уайльд О. Избранное/Сост. Б. И. Колесников, О. К. Подцубный -. М.: Просвещение, 1992. 384 с.
- Уайльд О. Поли. собр. соч. Спб., творчество А. Ф. Маркс, 1912. — Т. 3. -325 с.
- Уитроу Д. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1964. — 431 с.
- Фарбштейн A.A. Музыкальная эстетика и семиотика/ТПроблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974. — С.75−89.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1955.-Т.1.-676 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред. В.В.Давыдова- Российская Академия образования. М., Интор, 1994. -128 с.
- Философско-эстетические основы метода социалистического реализма/Ред. И. С. Куликов. М.: Искусство, 1983. — 200 с.
- Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «я». М.: Современные проблемы, 1925. — 98 с.
- Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления//Проблемы традиций и новаторства в современной музыке/Ред. М.Тараканова. -М.: Сов. композитор, 1982. с.52−104.
- Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. — 284 с.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства//Московская гос. дважды ордена Ленина консерватория им П. И. Чайковского. 4.1,2. М.: МГТС, 1990, 1991.- 138, 121 с.
- Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. — 387с.
- Чередниченко Т.В. Произведение музыкальное//Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — с.441.
- Чередниченко Т. Современная марксистко-ленинская эстетика музыкального искусства. Проблемы и перспективы развития. М.: Музыка, 1988. — 320 с.
- Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989. — 223 с.
- Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 3-х т. М.: Госполитиздат, 1950. — Т.1. — 872 с.
- Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. М.: Сов. композитор, 1975.-237 с.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965. — 725 с. 1.8О.Шеллинг Ф. Система трансцендентального • идеализма. Л.: Соцэкгиз, 1936.-480 с. 181 .Шеллинг Ф. Философия идодсства. М.: Мыс. ль, 1966. — 496 с.
- Шестаков Г. Философия музыки как миф. Шел л HHr//Laudamus. М.:
- Композитор, 1992.-С.86−91.183.1Пиллер Ф. Собр. соч.: В 7-ми т. М.: Гослитиздат, 1957. — Т. 6. — 791 с.
- Шопенгауэр А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской философии. -М.: Наука, 1993. 627 с.
- Эстетика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1998.-240 с.
- Эстетические очерки. М.: Музыка, 1979. — Вып. 5. — 254 с.
- Эстетические очерки. Избранное: Сб. статей/Сост. И. А. Раппопорт. М.: Музыка, 1980. — 254 с.
- Юлдашев JI. Г. Искусство: философские проблемы исследования. М.: Мысль, 1981.-244 с.
- Юнг К.-Г. Архетип и символ/Сост. А. М. Руткевич. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
- Юнг К.-Г. Психология и поэтическое творчество//Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. М.: 1979. — С.
- Якубова Х.Ш. Художественный образ как процесс: Автореф. дис. канд. фил. наук. Л., 1966. — 17 с.
- Cogan Robert. New images of musical sound. London: Harvard univ. press, 1984.-177 c.
- Cooke D. The language of Music. London, Oxford univ. press, 1962. — 291 P
- Cott J. Conversations with the composer. London, 1989. — p.19 5. Frith S. The Sociology of Rock. London, Constable, 1978. — 255 p. 196. Halm A. Von Form" und Sinn der Musik: Gesamm., Aufsatze. — Wiesbaden: Breitkopf & Hartel, 1978. — 365 p.
- Hindemith Paul-. A composers world. Horizons and limitations. Garden City
- N.Y.), Doubleday, 1961. 257 p... ¦
- Knepler G. Geschichte als Weg zum Musikverstandnis: Zur Teorie, Method u Geschichte der Musikgeschichts. Schreibung, Reclam jun., 1977. — 663 s.
- Langer S. Mind: On Essay an Human feeling. Baltimore: Johns Hopkins Univ. press. — Vol.1. — 1967. — 488 p.
- Murdock G. Mass Communication and the Construction of Meaning, in Armisted N. (ed.) Recorstucting Social Psyhology, Penguim, Harmondsworth, 1983.- p.
- Read H. The Meaning of Art. Baltimore, Mery Land, Penguin books, 1964. -196 p.
- Reineke H.-P. Das Fernsehen und der vermeintliche Niedergang der Musikkultur//Neue Zeitschrift fur Musik. 1981. — № 1. — S. 7.