Актуальность темы
исследования. XXI век, исторически восприняв от XX века все высокотехнологичные творения человеческого разума, дав толчок ускоренному развитию постиндустриального общества, процессам глобализации и модернизации мировой экономики, получил в наследство и негативные последствия этих достижений, одним из которых и наиболее острым является возрастающее ощущение одиночества у множества людей, вовлеченных в процесс социально-экономических трансформаций.
В связи с меняющейся реальностью требуется заново переосмыслить место и роль отдельной человеческой личности в мире. Кроме того, сложившаяся во многих странах неудовлетворительная демографическая ситуация требует решений — одиночество становится всё более привлекательным, меняя привычную структуру человеческих ценностей и человеческих взаимоотношений, поэтому необходимо чётко определить аксиологический статус феномена одиночества, выявить его положительные и негативные характеристики. Решение всех этих задач осложняется отсутствием общетеоретического подхода к пониманию одиночества.
Несмотря на значительное число философских, психологических и социологических исследований проблемы человеческого одиночества, пока рано говорить о глубокой и всеохватывающей интерпретации этого феномена, так как частные научные дисциплины изучают только отдельные его стороны. Социальная философия, в свою очередь, не уделяла до сих пор достаточного внимания понятию одиночества как одному из ключевых в познании закономерностей и процессов общественного развития, социального взаимодействия, в вопросе о, соотношении личности и общества, о возможности достижения человеческого счастья и общественного блага и др. важных социально-философских проблем. Однако вклад социальной философии в изучение феномена одиночества может быть неоценим: одиночество человека как разумного, мыслящего существа изначально определяется только через его общественное со-бытие с другими людьми, состояние его коммуникативных связей с ними, свидетельствует о том, что он отделён от других людей или от самого мира границами не только своего тела или сознания, но и по причине своей самобытности, индивидуальности, которую он может осознать и познать только через восприятие других и 1 другими, т. е. через общественные отношения.
Человек и проявления его экзистенциальных состояний, в том числе одиночество — это неизменно продукт того общества, в котором он живёт. Поэтому именно социальная философия как фундаментальная дисциплина, изучающая общество, общественную деятельность и сознание людей, в первую очередь призвана обратить внимание на феномен одиночества. Для того чтобы создать чёткую и непротиворечивую картину происхождения этого феномена, его роли в жизнедеятельности людей, выделить его виды и назвать их характеристики, необходимо определить статус одиночества в ряду основных категорий социальной философии, таких как: общественное 1 бытие, сознание, деятельность, потребность, общественные отношения и т. д.
Выявление социальной сущности одиночества способствует поиску ответов на множество важных вопросов современности: например, каким образом так случилось, что техногенная цивилизация поработила человека и обратила его в депрессию вместо того, чтобы стимулировать развитие его творческих начал и экономить его времяпочему виртуализация социального пространства разобщает людей, несмотря на кажущийся эффект сплоченияв чём спасение от одиночестваможет ли быть так, что одиночество — это не отклонение от нормы, а новая форма существования человека в современном обществе, и др. I.
Степень разработанности проблемы. Проблема одиночества издавна волновала выдающихся мыслителей человечества и играла значительную роль в развитии философской мысли. Различные философские направления предлагали свои дефиниции этого феномена, стремились разобраться в его особенностях, найти пути и способы его преодоления либо обосновать его необходимость.
В западной философии одиночество стало приобретать статус значимой категории только на рубеже XVIII—XIX вв. В философии романтизма на первый план вышло противопоставление индивидуального бытия коллективному, а, следовательно, произошла актуализация отрыва индивидуума от социума и возвышение человека над обществом. Антиномия «человек-толпа» приобрела особую остроту именно в эту эпоху. До этого феномен одиночества не имел столь значительного осмысления в философской мысли, хотя уже античная философия (софисты, Платон, Аристотель, киники, эпикурейцы), а также христианская средневековая традиция (Аврелий Августин, Боэций, Фома Аквинский) и философия Ренессанса и Нового времени (Р. Декарт, Б. Паскаль) актуализировали это понятие и дали ему самостоятельную, хотя и преимущественно имплицитную интерпретацию как, категории вспомогательной, комплементарной.
Философия XVIII — XIX вв. (Ж.-Ж. Руссо, романтики, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, JI. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) наделила одиночество статусом самостоятельной категории, требующей1 философского осмысления.
В XX в. феномен одиночества стал одним из центральныхобъектов изучения в рамках таких философских направлений, как экзистенциальная философия (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, — X. Ортега-и-Гассет, Н. Аббаньяно), феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Д. фон Гильдебрандт), философия, диалога (М. Бубер, Г. Марсель, Э. Левинас, К.-О. Аппель, Ю: Хабермас), постмодернизм- (М. Фуко, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар и др.).
Данный феномен исследовался также представителями психоанализа (3- Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни), психологии (Ф. Фромм-Райхман, Б. Миюскович, Д. Перлман, Л. Э. Пёпло, К. Мустакас, К. Роджерс, С. Салливан, И. Ялом, Р. Вейс и др.) и социологии (Д. Рисмен, М. Кастельс, 3. Бауман, П. А. Сорокин, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер, Д. Белл и др.).
В русской философской традиции феномен одиночества рассматривался как своего рода «болезнь» современной европейской цивилизации со свойственным ей социальным атомизмомпоследнему противопоставлялся, принцип соборности как совместного бытия отдельных личностей-персон на основе христианской* любви (A.C. Хомяков, В: С. Соловьев, H.A. Бердяев).
В современной российской философской и психологической науке проблеме одиночества посвящены работы О. С. Алейниковой, Н. Б. Бячковой, СЛ. Вербицкой, A.C. Гагарина, Д. В. Гарбузова, И. А. Гобозова, О. Б. Долгиновой, О. В. Задорожной, Н. М. Кишлаковой, C.B. Куртияна, Д. А. Матеева, Т. М. Махаматова, JI.E. Моториной, Т. Ю. Лапшиной, Р. К. Нуреевой, Н. Е. Покровского, Ж. В. Пузановой, М. В. Румянцева, Л. И. Старовойтовой, Г. М. Тихонова, Е. В. Тихоновой, И. А. Уледовой, Н. В. Хамитова, В. Ф. Шаповалова и др.
Однако, несмотря на значительное число философских, психологических и социологических трудов и научных работ, посвященных проблеме одиночества, пока рано говорить о полноценной и всеохватывающей интерпретации данного феномена с позиций социальной философии.
Объектом исследования выступает феномен одиночества. Предметом исследования являются социально-философские концепции XX в., в фокусе которых находится феномен одиночества.
Целью исследования является раскрытие проблемы одиночества в социальной философии XX в.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
• исследовать и систематизировать теоретическое и методологическое наследие в изучении феномена одиночества в зарубежной и отечественной социальной философии;
• определить место понятия одиночества в системе социально-философских координат И' отграничить его от других смежных понятий, таких как: индивидуация, уединённость, аскеза, изоляция, социальная дистанция.
• исследовать социальные и психологические процессы, приводящие к состоянию одиночества у человека;
• • рассмотреть роль социальных институтов, в современном обществе, указать, в чём выражается их влияние на возникновение одиночества у людей;
• определить роль современного города в возникновении одиночества и проанализировать влияние процесса урбанизации на увеличение количества одиноких людей.
• изучить экономические причины и последствия распространения одиночества.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляет большой круг источников, к числу которых относятся монографии и статьи, отражающие результаты философского, социологического, психологического изучения феномена одиночества. Поскольку данная тема затрагивает широкий спектр проблем в познании закономерностей и процессов общественного развития, социального взаимодействия, соотношении личности и общества, постольку в работе присутствуют ссылки на многочисленные публикации и по этим вопросам.
Методологической основой исследования выступают принцип историзма (рассмотрение феномена одиночества в историко-философской.
I 1 перспективе) — сравнительный и функциональный" анализ (сравнение одиночества с другими близкими по смыслу, философскими понятиямирассмотрение одиночества в ряду других категорий социальной философии и определение места, которое оно' занимает в их системе) — аксиологический подход, элементы интроспекции, экзистенциального и статистического анализа.
Эмпирической и информационной базой исследования выступили итоги обобщения данных российской и иностранной литературы по проблеме одиночестварезультаты контент-анализа материалов опросов, прямо и опосредованно посвященных данной проблеме.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
• исследованы концепции одиночества в зарубежной и отечественной социальной философии XX века, выявлены основные направления изучения данной проблемы в этих концепциях;
• на основе обобщения выводов, содержащихся в трудах социальных философов XX века, уточнена социально-философская концепция феномена одиночества, а также раскрыты и проанализированы взаимосвязи категории одиночества с понятиями «индивидуация», «уединенность», «изоляция», «социальная дистанция»;
• выявлены причины возникновения одиночества в условиях микрои макросредыобосновано положение о том, что в условиях урбанизации усиливаются процессы, детерминирующие возникновение одиночества;
• определены и систематизированы существенные признаки, виды и особенности одиночествавыделены типологические характеристики одиночества: сознание самодостаточности, отшельничество, расширение" личного горизонта, слабость и опустошенность, имманентный элемент экзистенции;
• сформулированы практические рекомендации о путях преодоления одиночества, касающиеся укрепления семейных ценностей, совершенствования межличностных связей, построенных не на поверхностном, «статусовом» общении, а на личностной эмпатии, единомыслии и взаимоподдержкепредложены методы, направленные на снижение остроты проявления у человека негативных форм одиночества, — межличностной, социальной и эмоциональной изоляции.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Проблема одиночества нашла отражение в основных концепциях зарубежной и отечественной философии XX века — под углом зрения социально-психологического, психоаналитического, социально-антропологического, феноменологического, экзистенциального подходов, а также урбанистической теории и теории постмодерна. Соответственно, каждое из указанных направлений по-своему расставляет акценты в определении причин, сущности и свойств одиночества (например: одиночество как психопатология, нуждающаяся в коррекции психоаналитическая ветвь исследованийодиночество как процесс обретения человеком своей индивидуальности — экзистенциальное направление и т. д.).
2. Социально-философская концепция одиночества выступает общетеоретическим основанием для его исследования другими гуманитарными дисциплинами. В рамках категориального аппарата социальной философии возможен и эффективен комплексный анализ феномена одиночества и его проявлений. Одиночество является социальным и антропологическим феноменом. Сущность одиночества как социального феномена заключается в том, что одиночество есть ' экзистенциальное состояние человеческой личности, отделённой от других границами своего тела, сознания и присущей ей индивидуальности, возникающее под влиянием общества, в котором живёт человек и протекающих в нём общественных процессов. Переживание одиночества у индивида может быть вызвано такими факторами, как: перестройка традиционных социальных институтов (главным образом — семьи и брака), трансформация норм и ценностей, стереотипов, прогрессия высокой мобильности и плотности, окружения, урбанизация, «капитализация» межличностных связей и др. В качестве антропологического феномена одиночество выступает как форма, саморефлексии личности, переживающей свою предельную отделённость от других, свою конечность. Социальная и антропологическая стороны-феномена одиночества тесно взаимосвязаны в силу того, что человек переживает объективные жизненные ситуации, источником которых является социум. Поскольку каждый человек обладает индивидуальным внутренним миром, постольку и невозможна полная рационализация феномена одиночества.
3. Социальными факторами, порождающими одиночество, являются: экономические и социальные условия жизни, урбанизация и виртуализация культуры. Эти факторы связаны с ускоренным развитием I постиндустриального общества, в котором индивид утрачивает способность адаптироваться к новым обстоятельствам. В современных условиях глобализация пронизывает и преобразует все сферы жизни, нравы, обычаи, нормы, массовую культуру, характер образования, формы досуга и даже модели семейной жизни. На возникновение ощущения одиночества у людей влияет развитие современных городов-мегаполисов. Город — это место организации временных, быстротечных и хаотичных, а не осмысленных и сближающих связей. Город-мегаполис как средоточие властных, административных структур, человеческих и экономических ресурсов является плацдармом, на котором разворачивается бытие современной цивилизации потребления. Глобальная сеть Интернет становится всё более мощным фактором влияния на человеческое сознание, заменяя реальные формы общения виртуальными и является дополнительным фактором развития анонимности.
4. Существуют различия между одиночеством и близкими ему по смыслу и своим характеристикам понятиями, также ставшими предметом изысканий в истории философской мысли — такими, как: индивидуация, изоляция, социальная дистанция, уединённость, экзистенция, аскеза. В отличие от индивидуации, одиночество не является тем, что делает «Я» самим собой, условием возможности всякого субъективного опыта. Одиночество предполагает негативные переживания отделённости от других людей (в отличие от уединённости и аскезы), физическую, эмоциональную и социальную отдалённость от них вследствие маргинализации либо самоизоляции (в отличие от социальной дистанции и изоляции).
5. Фундаментальным видом одиночества является экзистенциальное одиночество: одиночество не всегда представляет собой изоляцию и дисгармонию, но всегда и прежде всего — экзистенциальное отношение человека к самому себе. Экзистенциалисты (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.) ясно показали, что экзистенциальное одиночество вызвано непреодолимым разрывом между индивидуальным «Я» и.
Другими, разрывом, который существует даже при очень глубоких и доверительных отношениях между людьми. Экзистенциальная изоляция, сохраняется даже при самом удовлетворительном, общении с другими индивидами, при хорошем знании себя и интеграции в общество.
В условиях неблагоприятного семейного статуса, отсутствия друзей, при, не приносящей удовлетворения деятельности, ограниченности способов проведения досуга, замкнутости или созерцательности^ присущейконкретному человеку, складывается его привычный образ как человека одинокого. У одинокого человека прослеживаются противоречия между его внутренним «Я» и проявлениями этого «Я» в отношениях с другими4 людьми^ нарушение илиневозможность установления полноценного контакта с ними, неспособность поддерживать длительные, доверительные и глубокие отношения с людьми, привычка заменять живое общение эрзац-общением в сети Интернет. ;
6. Ответ на вопрос о преодолении конфликтных форм одиночества, очевидно, лежит, прежде всего, в плоскости семейных отношений, так как именносемья призвана выполнять, «соцзаказ» общества на воспроизводство, и первичное воспитание управляемой личностиВ семье индивид впервые овладевает начальными формами взаимодействия, получает первые навыки общения-, воспринимает первые нормы и ценности, стереотипы, которые семья транслирует от общества, выполняя задачу социализации личности.
Социальные стереотипы как. устойчивые оценочные представления людейдруг о друге, формирующиеся в их взаимоотношениях, являются универсальным и наиболее эффективным инструментом, обработки социально значимой информации человеческим сознанием в коммуникативных процессах, а также необходимым средством регуляции совместной деятельности людей в обществе. Однако стереотипы, если они разрушаются внешней средой, наряду с различными зависимостями и психическими особенностями личности, стрессами, формируют у индивида внутренний дискомфорт, выражающийся в субъективном переживании одиночества.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью рассмотренных в диссертационной работе проблем и обоснованностью содержащихся в ней положений, выводов и рекомендаций. Результаты и выводы диссертационной работы намечают дальнейшие перспективы исследования феномена одиночества и его влияния на жизнедеятельность людей в современном обществе. Они могут служить и регулятивами для социальной работы, направленной на преодоление одиночества и его последствий. Положения и выводы диссертации могут использоваться в педагогической практике — в преподавании учебных курсов по социальной философии, социальной психологии, политологии, социологии и философской антропологии.
Апробация работы. Основные положения, результаты и выводы были апробированы и изложены на научно-практических конференциях, семинарах, в научных статьях и учебно-методических пособиях. Рассматриваемая в диссертации проблематика обсуждалась в рамках выступлений автора на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки: пути решения» (Горловка, май 2010), на XX Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, март 2010), на Международной научно-практической конференциисеминаре «Эффективность социальных коммуникаций как перспектива инновационного развития общества» (Салехард, 2010) на которых были ' апробированы главные итоги исследования.
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК:
1. Музашвили Д. З. Проблема одиночества в социальной философии // Философия и общество. — 2010. — № 3. — 0,5 п.л. (рек. ВАК).
2. Музашвили Д. З. Одиночество как объект социально-философского анализа // Социально-гуманитарные знания. — 2010. — № / — 0,5 п.л. (рек. ВАК).
3. Музашвили Д. З. Одиночество как «подлинное» измерение бытия: Ж.-П.Сартр и А. Камю // Система ценностей современного общества: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. С. С. Чернова. -Новосибирск: Сибпринт, 2010.-0,2 п.л.
4. Музашвили Д. З. Одиночество в условиях современного общества // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. Вып. № 3 (66): Эффективность социальных коммуникаций как перспектива инновационного развития общества. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции — семинара / Под ред. С. Е. Алексеева. — Салехард, 2010.-0,1 п.л.
5. Музашвили Д. З. Значимость философии в условиях кризиса I интеллектуальной культуры современного общества // Актуальные проблемы современной науки: пути решения. Материалы Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим и педагогическим наукам. — Горловка, 2010. — 0,1 п.л.
Структура диссертации определяется логикой исследования, его целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В целом, проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Историко-философский обзор концепций феномена одиночества показывает, что до определённого периода — возникновения и расцвета философ&tradeромантизма одиночество не' рассматривалось как самостоятельная философская категория, как явление, которое следует подвергнуть подробному анализу, — считалось, что это вряд ли приведёт к ' каким-либо результатам, способствующим более глубокому пониманию проблемы. Скорее одиночество в форме других, подменяющих его понятий, лишь сопутствовало размышлениям философов Античности, Средневековья, Ренессанса и Просвещения о более значимых экзистенциальных категориях — счастье, любви, дружбе, вере, свободе, мудрости и пр.
2. Главной методологической трудностью философского исследования феномена одиночества является его психологическая составляющая, не поддающаяся рационализации. В сущности, одиночество — это уникальная история уникального человека от его рождения и до смерти, поскольку | каждый человек обладает уникальным1 внутренним миром, опытом, который не поддаётся обобщающей структуризации.
3. социально-философский анализ позволяет создать базовую теоретическую концепцию для остальных гуманитарных дисциплин, г поскольку, на наш взгляд, одиночество возникает на стыке двух изначальных условий бытия человека — внешнего мира общественных связей, взаимоотношений с другими людьми и внутреннего, душевного устроения его личности, психики. Поскольку состояние одиночества у человека всегда, так или иначе, объективируется во взаимоотношениях с окружающими, с миром социума, мы считаем! возможным утверждать, что ближе всего подобраться к истинному пониманию одиночества позволяет системный социально-философский анализ. Феномен одиночества можно рассмотреть с помощью таких? ключевых понятий, социальной философии, как: общество, общественные отношенияличность, общественное сознание, индивидуальное сознание, социальный стереотип, межличностные отношения, социальная норма, тендер — данный анализ позволяет также определить и собственно место понятия одиночества в системе социально-философских координат.
4. Проведённое соотношение позволяет сделать, вывод, что одиночество обладает рядом определённых характеристик:
• одиночество не является условием цельности «Я» субъекта;
• не является оно и критерием возможности субъективного опыта субъекта;
• одиночество предполагает негативные психические переживания у человека по причине нереализованное&tradeпотребностей в общении, комфорте, в любви, и т. д.;
• одиночествовсегда предполагает наличие ситуации социальной изоляции человека либо его самоизоляции от социума в целом или отдельных социальных групп/участников;
• экзистенциальное одиночество лежит в основании всякого иного вида одиночества;
• ¦ социальная: дистанция может быть фактором возникновения одиночества у человека, если существует конфронтация между предписанной нормой поведения и реальными действиями и стремлениями человека.
5. Причины одиночества современного человека социальная философия во многом усматривает в изменившихся материальных условиях жизни, в ускоренном развитии постиндустриального общества, а также, в силу неспособности индивида приспособиться к новым обстоятельствам жизни или объективного отсутствия условий для адаптации к ним. '.
6. Преодоление одиночества возможно только как сознательная работа над восстановлением диалога, живого контакта с людьми, что на практике может осуществляться, к примеру, в обращении человека к различным психологическим тренингам и программам. В качестве альтернативного выхода следует рассматривать менее распространённый вариант — когда духовно богатая личность не тяготится своим одиночеством (которое даже и не рассматривается ею в качестве одиночества а, скорее, уединения), наоборот, находит в нём источник личностного роста, выражение своей внутренней свободы.
7. Социальная философия ХХ-го столетия поставила очень важный вопрос | - о будущем общества, развитие которого обгоняет темпы адаптации самих людей к меняющимся условиям жизни, обостряет насущную необходимость в удовлетворении определённых бытийных потребностей человека и, по сути, о существовании общества в целом. Ситуация в общественной сфере большинства развитых стран мира, сложившаяся в течение XX века, побуждает социальных философов обратить особенное внимание на взаимосвязь деформации современного социального института семьи и увеличения количества одиноких людей. Чем больше одиноких людей в обществе, тем больше расшатываются позиции института семьи и брака, и тем менее жизнеспособным является само I общество, поскольку нарушается процесс воспроизводства человеческих ресурсов. Фактически, только в рамках социальной философии возможно создание общетеоретической концепции семьи как социального института,.
134 объяснение сущности семьи, а также определение статуса понятия одиночества в системе философских категорий.
8. На возникновение ощущения одиночества у людей влияют темпы | урбанизации. В результате распространения высокотехнологичных коммуникаций и глобальных потоков, а также благодаря постоянной связи с общегосударственными и международными институтами связи городамегаполиса становятся настолько разветвленными, что теоретически город следует представлять как локальную точку кратковременных и хаотичных, а не осмысленных и сближающих связей.
9. В условиях постиндустриальной гонки человек вместо самореализации в процессе труда деградирует, занятый рутиной, вместо того, чтобы получать радость от творчествавместо ощущения общности и единения с другими людьми он оказывается обреченным на социальную изоляцию и I одиночество.
10. Глобализация охватывает сегодня большую часть мира, причём охватывает и пронизывает все сферы жизни, преобразуя нравы, обычаи, нормы морали, массовую культуру. Она всё больше определяет характер образования, формы досуга и создаёт новые формы семейной жизни. Решение проблемы одиночества может быть основано на возвращении к семейным ценностям, укрепляющим и углубляющим межличностные связи (семья как «последний бастион человечности») — на реабилитации дружеских связей, построенных не на поверхностном, «статусовом» общении, а на личностной эмпатии, единомыслии и взаимоподдержке.