Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Телесная культура как социально-философская проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу исследования положена идея гармонического развития человека, существующая в философии с античных времен /26, 52, 78, 132, 161, 162, 225/. В нашей стране эта идея на протяжении многих лет использовалась в различных концепциях и программах в виде декларации достижения телесного совершенства. Однако единение телесного развития с духовностью человека было чисто внешнимоно ни в теоретическом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Телесная культура в контексте деятельностно- ценностного подхода
    • 1. Культура как способ человеческой деятельности и система ценностных ориентации
    • 2. Деятельностно-ценностный анализ понятия телесная культура"
    • 3. Место телесной культуры в системе культуры как социального феномена
  • ГЛАВА 2. Телесная культура как общечеловеческая ценность
    • 1. Телесное благо
    • 2. Телесная красота
    • 3. Телесная мудрость

Телесная культура как социально-философская проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В конце XX века во всем мире резко возросла значимость культуры, особенно в нашей стране. Без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса невозможны происходящие реформы и движение нашего общества к гуманному, демократическому строю. В настоящее время осуществляется восстановление приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к другим ценностям, что свидетельствует о повороте к миру культуры, без которого и человечество, и наше общество не смогут выжить.

В последнее время явление культуры изучает множество конкретных наук, каждая из которых создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Однако философский ракурс проблемы культуры остается недостаточно исследованным. Между тем, «метафизические вопросы культуры, поставлены именно современной философией. Более того, сформировалась куль-турфилософия, или философия культуры, направленная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена» /67, с. 5/.

Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация в значительной степени преображает окружающую среду, социальные институты, самого человека. В этой связи культура оценивается как неиссякаемый источник общественных нововведений. Отсюда становится понятным стремление современных исследователей выявить потенциал культуры, найтиее внутренние резервы и возможности ее активизации.

Обострившийся в современной философии интерес к культуре как фактору социального развития привел к значительному прогрессу в этой области знаний. В 1960;1980 гг. в социальной философии сформировалась отечественная теория культуры. Однако здесь сразу следует отметить, что общие представления о культуре как определенном общественном феномене сложились давно, но они в большинстве своем носили фрагментарный характер /142, с. 4/.

В настоящее время теория культуры является методологической основой изучения различных видов культуры. В ее русле осуществляются исследования политической и экологической культуры, художественной культуры и культуры производства, культуры поведения, общения, управления и т. д. Поэтому вполне естественно, что теория культуры стала также и методологической основой разработки теории физической культуры как одного из видов общей культуры.

Дальнейшее определение стратегических направлений социального прогресса, а также обновление России возможно только при условии изучения существующей физической культуры личности и общества, тенденций их дальнейшего развития, разработки целенаправленных программ развития физической культуры.

Это изучение предполагает тесную связь и взаимопроникновение многих частнонаучных, общенаучных и философских подходов. Среди последних мы отдаем предпочтение подходу, который, по классификации П. С. Гуревича /67, с. 19/, условно можно назвать философско-историческим и который в отечественной литературе часто называют деятельностным. По нашему мнению, в рамках данного подхода возможно реальное философское исследование физической культуры, поскольку последняя имеет все типичные черты и свойства культуры.

Феномен культуры генетически связан с поиском смысла бытия, с постижением сакрального, поэтому культуру как социальный феномен чаще всего определяют через ценностные ориентации. Современное понимание культуры как синкретического феномена, а также цель нашего исследования, предполагают использование ценностного подхода к истолкованию физической культуры.

Таким образом, тесная связь и взаимопроникновение философских и конкретно-научных подходов является коренным условием успешного исследования физической культуры личности и общества.

Определяя сущность культуры, философия культуры исходит из того, что «любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от человека, материализованное „тело культуры“ лишается динамики, движения, жизненности. А реальная, живая культура неотделима от общественного человека — субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объективным миром» /136, ч. 2, с. 525 — 526/.

На сегодняшний день физическая культура в стране не оправдывает социальных ожиданий. Современные граждане, в большинстве своем, не являются носителями ценностей, освоение которых возможно в процессе занятий физической культурой. Сложившаяся проблемная ситуация является, по мнению ученых, следствием неразработанности философского и культурологического аспекта физической культуры и его односторонней ориентации на телесное развитие людей /40, 226/. Негативные результаты усугубляются всей социально-экономической ситуацией в стране, которая оценивается отечественными специалистами как кризис.

Нам представляется, что главной задачей сейчас является не только изучение причин и природы кризиса, но и поиск путей выхода из него, конкретная работа каждого специалиста по развитию физической культуры общества и индивида.

В настоящем исследовании предпринята попытка решения этой задачи. При этом мы обращаемся к самому основанию человеческого бытия, к тому, что человеку действительно «дано» и от чего уйти невозможно — к человеческому телу. В нашем исследовании мы отказываемся от сложившихся в научном и обыденном сознании стереотипов, относящих исследование тела к сфере естественных наук. Это позволяет нам взглянуть на проблемы тела под новым, собственно гуманитарным, углом зрения и обратиться к анализу тела как социального и культурного явления.

Обоснование такого подхода связано со спецификой гуманитарного знания, заключающейся в том, что «наряду с рассмотрением вопросов о содержании, структуре, функциях того или иного феномена, причиной его возникновения и закономерностях существования (что присуще и естественнонаучному исследованию), гуманитарное познание предполагает, включает в себя анализ смысла, значения, ценности, т. е. специфически человеческого измерения изучаемого явления» /32, с. 5/.

Однако до сего времени мышление о человеке в контексте культуры и ценностно-смысловой аспект исследования человеческого тела остаются, по мнению И. М. Быховской, «наиболее дефицитными и наименее востребованными» /32, с. 6/.

В отличие от традиционного понимания физической культуры (развития биосубстрата человека) мы трактуем данный феномен как «телесную культуру». Основанием для такой трактовки является, в первую очередь, вторая часть понятия — «культура», а первая часть понятия определяет вид культуры — культуру тела.

В основу исследования положена идея гармонического развития человека, существующая в философии с античных времен /26, 52, 78, 132, 161, 162, 225/. В нашей стране эта идея на протяжении многих лет использовалась в различных концепциях и программах в виде декларации достижения телесного совершенства. Однако единение телесного развития с духовностью человека было чисто внешнимоно ни в теоретическом, ни в практическом смысле слова не создавало из двух человеческих начал единой целостности. Такое положение дел, вопреки провозглашавшимся лозунгам, не давало конкретных оснований для отнесения сферы телесного к истинно культурному, человеческому.

Все выше изложенное обосновывает актуальность проводимого нами исследования и предполагает решение ряда научно-теоретических и практических проблем.

Степень разработанности проблемы. В гуманитарном познании «человек телесный» и телесная культура как феномен осмысливаются с позиций различных наук: философии и педагогики, социологии и психологии, эстетики и этики, истории культуры и т. д. Это абсолютно закономерно, т.к. телесная культура является сложным, многогранным явлением и понять его в аспекте только одной науки невозможно.

В отечественной науке проблема культуры тела в социально-философском контексте затрагивалась А. Ф. Лосевым в работах по истории философии и эстетике /134 — 136/.

Одну из парадигм в разработке вопроса о социокультурном смысле человеческой телесности обосновал М. М. Бахтин. По его мнению, изучение культуры обязательно должно включать анализ «проблемы тела как ценности», проблемы, которая «строго отграничивается от естественно-научной точки зрения: от биологической проблемы организма, психофизиологической проблемы отношения психологического и телесного и от соответствующих натурфилософских проблем» /17, с. 44/. Однако в социальной философии это направление не получило значительного развития, более того, И. М. Быховская констатирует на сегодня, что «специальных исследований по проблеме „тело как ценность“ в отечественном социокультурном знании и вовсе пока не существует» /32, с. 19/.

Проблемы человеческой телесности обстоятельно исследовал Л. В. Жаров /86/. В данной работе он выделил онтологические и гносеологические аспекты проблемы, а также некоторые медицинские аспекты. Более широко, в качестве мировоззренческой проблемы, человеческая телесность представлена в работе В. Л. Круткина /118/.

Последним фундаментальным трудом, известным нам в отечественной науке, является монография И. М. Быховской /32/. В нем автор подробно рассмотрел различные трактовки феномена человеческого тела, его смысла и предназначения, сложившиеся в различных культурных пространствах, исторические корни современных концепций человеческой телесности, историко-культурные типы отношения к телу — от аскетизма до гедонизма, включая их теоретические основания и практическую деятельность, влияние современных концепций социального развития на реабилитацию телесности как общественной и социальной ценности.

Вопросы, касающиеся телесных, физических качеств, заняли особое место в теориях всестороннего и гармонического развития личности, а конкретно — в контексте разработки проблем физического воспитания. Данное направление педагогической деятельности в нашей стране вплоть до 20-х — начала 30-х годов обозначалось именно как «телесное» (а не физическое) воспитание. Позднее это понятие по идеологическо-пуританским причинам было вытеснено и постепенно окончательно заменено на более нейтральное, не порождающее «непристойных» ассоциаций термин «физическое» воспитание /59/.

Физическое воспитание является одним из элементов физической культуры. Данная область науки и практики напрямую, по своей сути, связана с проблемами социокультурного осмысления человеческого тела. Однако в работах, анализирующих понятие «физическая культура», вопросы социокультурного содержания телесности занимают очень незначительное место, или совсем отсутствуют. Это обусловлено тем, что проблемы физической культуры стали разрабатываться в социальной философии относительно недавно — в 1970;е годы, чему способствовала сформировавшаяся к данному времени научная теория культуры.

Тем не менее, в отечественной науке уже можно отметить работы, осмысливающие проблемы тела в социально-философском плане. К ним относятся труды Н. Е. Визитея, который разрабатывает вопросы онтологии тела и сущностной концепции физической культуры личности /39, 40/, труды В. М. Выдрина, Л. П. Матвеева, В. И. Столярова, рассматривающих физическую культуру как вид культуры /47 — 50, 155, 222, 224, 226, 227/, труды Н. Н. Визитея, Б. Лоу, Г. Л. Праздникова, М. Я. Сарафа, обращающие нас к эстетике спортивной деятельности /38, 137, 193, 206/.

Среди других областей знаний, участвующих в социокультурном осмыслении человеческого тела, необходимо отметить работы по философской антропологии /16, 30, 60, 66, 70, 100, 239, '254/.

В зарубежной философии, социологии, культурологии, социальной психологии исследование вопросов, связанных с телесным бытием человека, представлено в работах М. Мерло-Понти, Ж. Сартра, Г. Плесснера, И. Гофмана, М. Фуко, М. Мосса, Б. Тернера, А. Франка, К. Хайнемана, 3. Кравчика и др.

Завершая этот краткий обзор некоторых подходов в гуманитарном изучении человеческой телесности, можно отметить, что при явной ограниченности накопленного здесь материала просматривается определенная заинтересованность в этой проблематике представителей различных отраслей научного познания.

Цель и задачи исследования

Объектом исследования является.

— ю общечеловеческая культура, рассматриваемая как социальный феномен.

Сущностью каждого феномена культуры является конкретный фундаментальный тип целенаправленной деятельности, поэтому сущностью телесной культуры является двигательная деятельность. Именно понятие телесной культуры мы предполагаем избрать предметом нашего исследования, что в сравнении с физической культурой является, по нашему мнению, понятием более широким.

В пределах телесной культуры мы выделяем центральное понятие — телесное совершенство личности. Данное понятие выражает цель телесного развития личности и представляет собой критерий оценки телесной культуры личности.

Телесное совершенство личности как концентрированное выражение ее телесной культуры — это следствие, совместный результат собственных, индивидуальных усилий личности и общественного воздействия на личность, результат управления со стороны общества телесным развитием личности, выполненный социальный заказ. Как и другие виды культуры, телесная культура личности в определенной мере является результатом «наложения» телесной культуры общества на индивида, результатом трансформации телесной культуры общества в телесную культуру личности.

С другой стороны, необходимо помнить, что сама телесная культура общества является результатом исторически развертывающейся двигательной деятельности различных личностей, субъектов, и поэтому личность всей своей творческой деятельностью обогащает и развивает телесную культуру общества и ее взаимодействие с другими видами культур.

Таким образом, цель диссертации — исследование телесной культуры с позиций деятельностного и ценностного подходов. Реализация этой цели предполагает решение ряда теоретических и практических задач, в которых конкретизируется цель работы. Выделим среди них главные:

— обосновать представление о культуре как способе человеческой деятельности и системе ценностных ориентаций;

— рассмотреть и обосновать содержание понятия «телесная культура» ;

— определить место телесной культуры в системе культуры как социального феномена;

— опираясь на синтез философской, общенаучной и частнона-учной методологий, раскрыть содержание телесной культуры с точки зрения общечеловеческих ценностей: блага, красоты, мудрости.

Указанная цель и задачи исследования определили социально-философский, а не частнонаучный статус работы. Будучи теоретической основой мировоззрения, философия интегрирует частные знания, целостно представляет объект, а применительно к конкретному предмету — его целостную теоретическую модель. Рассмотрение телесной культуры личности в силу специфического, частного характера таких конкретных наук как история, педагогика, психология, медицина и др. не может обеспечить целостного понимания данного явления.

Наше исследование осуществляется с позиций социальной философии. Это обусловлено диалектической сложностью объекта исследования, а также его природой, что, в свою очередь, делает необходимым проведение анализа телесной культуры личности с использованием таких общефилософских категорий как культура, деятельность, способности, ценности. Телесное совершенство личности необходимо исследовать в аспекте таких понятий как развитие, становление, норма и мера человека, биологическое и социальное, всестороннее развитие личности, человек, индивид, личность, качественные и количественные изменения.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретическую основу исследования составляют труды классиков, вошедших в историю мировой философии: Т. Гоббса, Б. Спинозы, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, М.Шелера. Их философское наследие дает возможность методологически верно понять как исходные, базовые понятия философии (бытие, природа, человек, общество, культура, личность и др.), так и специфическую проблематику телесной культуры (соотношение биологического и социального в человеке, связь телесного и гармонического развития личности и др.) с ее основными понятиями (тело, человеческая телесность, потребность, деятельность и др.).

В диссертации использованы труды известных отечественных философов-культурологов (И.А.Арнольдов, С. Н. Артановский, В. Ф. Асмус, Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, В. С. Библер, И. М. Быховская, Д. М. Гвишиани, П. С. Гуревич, В. Е. Давидович, Ю. Н. Давыдов, Ю. А. Жданов, Н. С. Злобин, М. С. Каган, В. А. Кайдалов, Л. Е. Кертман, Л. Н. Коган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, В. И. Хорев, Н. 3. Чавчавадзе, Э. Г. Юдин и др.), психологов (К. А. Абдульханова-Славская, Л.И.Бо-жович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев и др.), теоретиков и практиков физической культуры (В.К.Бальсе-вич, Н. Н. Визитей, В. М. Выдрин, Ю. А. Лебедев, Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарев, М. Я. Сараф, В. И. Столяров, Л. В. Филиппова и др.).

В качестве методологической основы диссертации использованы положения, выявленные и развитые в мировой и отечественной философии, определяющие содержание социокультурного анализа как общей, так и телесной культуры личности.

В качестве эмпирического материала исследования мы использовали данные реальной практики телесной культуры в стране, а также собственный многолетний опыт преподавательской, тренерекой и административной работы в ВУЗе. Автор использует в работе результаты конкретно-социологических исследований, проведенных в стране другими учеными и специалистами, а также результаты собственных исследований. Использованы материалы Всероссийских научно-практических конференций, сборников различный уровней.

Научная новизна исследования. Используя деятельностный и ценностный подходы, автор обосновывает и формулирует понятие «телесная культура». В сравнении с общепринятым в отечественной литературе понятием «физическая культура» данное понятие является более глубоким и широким по содержанию. В диссертации исследовано содержание телесной культуры, которая осмысливается автором как универсальный компонент всех видов культуры.

Такое утверждение основывается на том, что в настоящее время в отечественной литературе культура, как правило, рассматривается в качестве социального феномена. Но культура не только социальный, это прежде всего антропологический феномен. В этом смысле культура выступает как «продукт открытой человеческой природы, не имеющей окончательной фиксированности. Это означает, что рассуждение о культуре важно начинать именно с антропологических данностей» /67, с. 34/. И первой, основной антропологической данностью, постоянно о себе напоминающей, является наличие у человека его тела, т. е. реальный человек всегда является прежде всего «человеком телесным» .

Общепринятые современные определения культуры характеризуют ее как реальную творческую деятельность людей. Аналогично и телесную культуру мы представляем как целенаправленное взаимодействие человека со своим собственным телом, где в процессе этой деятельности ее субъект и объект представляют собой гармоническое единство.

Общеизвестно, что любая деятельность внутренне, субъективно детерминирована потребностями и способностями человека. Поэтому в содержании телесной культуры мы рассматриваем не только деятельность, но и предопределяющие ее разумные телесные потребности и способности.

Таким образом, просматривается некая спираль: человек телесный закладывает в культуру свое человеческое начало, далеепотребности и способности человека принуждают его к целенаправленной деятельности, далее — в результате человеческой деятельности создаются ценности, представляющие собой в телесной культуре телесное совершенство. Но здесь вступает в действие принцип обратной связи: человека перестает удовлетворять количество или качество ценностей, которыми он обладает на данный момент. У него возникают новые потребности и процесс дальнейшего развития человека вступает в новую фазу.

Именно здесь должна сказаться ценностная природа культуры. При этом нам представляется, что телесное совершенство, будучи ценностью и результатом деятельности в телесной культуре, должно отождествляться с индивидуальным и социальным ориентиром, ассоциироваться с «достойным» поведением, конкретным жизненным стилем. Только при такой ориентации личности, группы, общества, когда человеческое тело будет рассматриваться ими как одна из ценностей бытия, телесная культура сможет стать неотъемлемой частью культуры и элементом образа' жизни людей.

Телесное совершенство личности мы рассматриваем как оптимальное функционирование биологической основы человека, как его оптимальную жизнедеятельность. Данное понятие мы понимаем не как беспредельное развитие человеческих, в первую очередь, двигательных качеств, а как результат развития этих качеств в пределах разумной нормы, оптимальной для жизнедеятельности человеческого организма /112, 201/. Кроме этого, содержание понятия телесного совершенства мы рассматриваем и с позиций эстетики, и этики, используя категории красоты, блага, экспрессивности.

Стремление к достижению телесного совершенства должно являться непосредственной целью телесного развития и всей деятельности личности, направленной на достижение этой цели. Но кроме непосредственной цели у каждой личности существует и опосредованная, конечная цель — достижение социального совершенства, своего гармонического развития. Этим мы хотим подчеркнуть идею гармонического развития человека, существующую в философии, как уже отмечалось выше, с античных времен: телесное развитие идет не за счет всестороннего, а всестороннее — не за счет телесного.

Данные теоретические положения составляют новизну исследования и отстаиваются в диссертации.

Теоретическое значение исследования мы видим прежде всего в том, что в диссертации осуществлен социально-философский анализ понятия телесной культуры, рассмотрено отношение современного человека к ней. Телесная культура, как универсальный компонент всех видов культуры, рассмотрена в качестве непрерывного процесса, развивающегося по спирали, с его основными составляющими: человек — деятельность — ценность (телесное совершенство личности). Нам представляется, что такое понимание телесной культуры позволит обеспечить большую эффективность в ее формировании у наших современников.

Процесс развития и проявления телесной культуры личности предполагает не изолированное развитие и реализацию двигательных качеств, а их преобразование в тесном взаимодействии с другими качествами человека /188/. Поэтому практическая’значимость нашего исследования заключается в возможности совершенствования работы соответствующих педагогических структур по формированию телесной культуры граждан.

По нашему мнению, все учебные заведения, занимающиеся телесным развитием людей с предложенных теоретических позиций (школы, техникумы, ВУЗы), должны решать три взаимосвязанные задачи при четком осознании их нетождественности: задачу образования как формирования системы знаний личности в области телесной культуры, задачу обучения как систему умений в области двигательной деятельности и задачу воспитания как формирование разумных потребностей в систематических занятиях двигательной деятельностью.

И в теоретических, и в практических занятиях людей необходимо ориентировать каждую личность на две цели двигательной деятельности в их согласованном единстве. С одной стороны, занятия двигательной деятельностью должны быть направлены на достижение телесного совершенства как оптимального функционирования всех систем организма человека, с другой стороны — на всестороннее социальное развитие личности. Это позволит сформировать полноценных граждан нашего Отечества.

Структура диссертации определяется логикой исследования проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повсеместное обращение к понятию культуры и ее реалиям позволяет отметить в настоящее время существенные изменения в отношении общества к явлениям культуры. Характер этих изменений можно кратко выразить в утверждении, что феномен культуры стал сегодня рассматриваться как особая реальность, как специфически бытийное измерение деятельности людей и мира человека в целом.

При таком понимании культуры, возникшем в нашем столетии, просматривается глубинная связь бытия человека в его общественных и персональных измерениях, а культура предстает как базисный, изначальный или фундаментальный способ человеческого бытия.

В философии культуры всегда существовала потребность решения проблемы, что есть культура в целом. С помощью философского умозрения осваивается весь человеческий опыт, возможности приобщения индивида к культуре. В то же время философия культуры исследует и пытается проникнуть в самые неожиданные парадоксы человеческого бытия.

Среди множества видов культуры, отражающих многообразие форм деятельности общественного человека, наибольший интерес для нас представляет телесная культура. Приступая к данному исследованию, мы осознавали относительно слабую разработанность проблемы телесной культуры, ее нетрадиционность для социальной философии. Также мы учитывали и трудности исследования, заключающиеся в том, что данная проблема затрагивает, по сути, всю философскую проблематику — от онтологии до этики и эстетики.

Принципиальной предпосылкой исследования послужило то обстоятельство. что тело человека, как природный, биологический 1 феномен не тождественно тому феномену, который возникает и проявляет себя в реальном пространстве существования человеческого тела, т. е. в условиях социокультурного бытия.

Немаловажным итогом данной работы видится попытка проведения анализа человеческой телесности и обоснования концепции телесной культуры как полноправной составляющей культуры на уровне личности, как одной из важнейших регулятивных сфер человеческой деятельности и существования, в значительной степени предопределяющей возможности его самореализации и самоутверждения.

За отправную точку социально-философского анализа человеческой телесности был принят тот очевидный факт, что при вклю- 1 чении «человека телесного» в социокультурное пространство его телесность преобразуется из биологического феномена в явление социоультурное. При этом она (человеческая телесность) приобретает в дополнение к своим природным атрибутам социальные, культурные свойства, носящие как объективный характер (телесно-двигательные атрибуты), так и субъективный (придаваемые телу смысJ лы, значения).

Для того, чтобы обратить особое внимание на формирование на основе тела как естественно-природного объекта некоторого нового по своей сути феномена, социально детерминированного и культурно «окрашенного», мы считаем уместным и оправданным употребление и разграничение терминов «тело» и «телесность» .

Деятельностно-ценностный подход к телесной культуре, используемый нами в исследовании, акцентирует внимание на совершенствовании человека в его телесно-душевно-духовной целостности. Воспроизводство человека как целостного существа — один из важнейших критериев культуры. Концептуальная схема телесной культуры, предложенная нами в данном исследовании, у других авторов, естественно, будет иметь свое особое содержание, свою специфику трактовок. Однако, при всех различиях в трактовке телесной культуры при деятельностно-ценностном подходе к ней должен присутствовать принцип соотнесения деятельности, связанной с осмыслением, оценкой, использованием, формированием человеческого тела и человеческой телесности, с культуросообразностью в ее высшем, общечеловеческом значении.

В связи с этим, важным итогом работы мы считаем рассмотрение результатов преобразования человеком его собственной природной данности с использованием ценностных категорий блага, красоты, мудрости.

В результате обоснования концепции телесной культуры как полноправной составляющей общечеловеческой культуры можно сделать определенные обобщения и выводы, выделить её существенные характеристики. По нашему мнению, телесная культура является универсальным компонентом всех видов культуры и присутствует в любой сфере культурной деятельности, хотя не всегда осознается человеком. Она представляет собой в определенном смысле интегрирующее звено культуры, т. к. в ней заключено взаимодействие и взаимопроникновение атрибутов, характерных для различных уровней бытия человека.

Одной из характеристик телесной культуры является обязательное наличие в ней гармонии между природными и социально формируемыми качествами человека. Нарушение данной гармонии приводит к выходу за «систему координат» телесной культуры.

Кроме того, телесная культура не ограничивается непосредственным культивированием, облагораживанием тела, хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом V интереса в этой области. Как и любой другой вид культуры, телесная культура — это прежде всего «работа» с душой и духом человека, его внутренним, а не внешним миром, т.к. подлинно культурная деятельность, направленная на тело, в связи с телом, на основе тела возможна при наличии сформированного истинно ценностного отношения к нему.

Основываясь на данных выводах, телесную культуру можно охарактеризовать через понятие «творить тело», где термин «творить» объединяет рассмотренные выше выводы.

Человек — единственное существо, которое сознает свое собственное несовершенство и несовершенство окружающего его мира. Только после осознания человеком данного факта начинается культура. Именно поэтому главной миссией человека является совершенствование самого себя и окружающего мира. «Совершенство», которое достигло предела и больше не совершенствуется, жизнь, которая удовлетворена достигнутым и дальше не нуждается в творчестве, не могут быть ни подлинно правильными, ни подлинно прекрасными. Это — умершая гармония.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые методологические принципы, теоретические обобщения и выводы в отношении того феномена, который мы обозначили как «телесная культура». В своем исследовании мы затронули лишь те аспекты, которые показались нам наиболее значительными с точки зрения теории деятельности и теории ценности. Очевидно, что количество этих аспектов, связанных с предметом нашего исследования, значительно больше. Также является очевидным, что проведенное исследование носит лишь достаточно обобщенный характер, не всегда дифференцирующий особенности конкретных задач и предлагаемых решений.

Перспектива дальнейших исследований по теме предполагает развитие типологий тела, предложенных И. С. Коном и Э. Кречмером /109, 115/. В них есть рациональное зерно: в психологическом плане доказана зависимость характера, темперамента, способностей человека от состояния его тела. В связи с этим возможно социально-философское обоснование типологии конституции тела учащейся молодежи с точки зрения предложенной нами концепции телесной культуры.

По нашему мнению, требует дальнейшего развития и обоснования чисто медицинская концепция телесной мудрости, предложенная профессором А. С. Залмановым /87/. Мы полагаем, что телесную мудрость следует истолковать в философском плане в контексте культуры вообще и телесной культуры в особенности.

В наше время истинное место и роль телесной культуры в системе культурных ценностей человечества еще до конца не осознаны и, во всяком случае, не приняты как естественные и привычные для большинства людей. Хочется выразить надежду, что для наших потомков понятие содержания телесной культуры станет более емким и многомерным. При этом главным в изменении представлений о телесной культуре будет признание ее роли в освоении богатств внутренней природы человека, его природного естества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: Антология. М., 1993. С. 142 155.
  3. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.
  4. C.B. Труд и здоровье. Л., 1989.
  5. H.М. Природа человека. Киев, 1983.
  6. Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
  7. .Г. Человек как предмет познания. М., 1969.
  8. Л. И. Общественно-исторический характер телесности бытия человека // Биология человека и социальный прогресс. Пермь, 1982. С. 89 102.
  9. А. И. Введение в культурологию. М., 1993.
  10. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Л., 1967.
  11. И. Асмус В. Ф. Избранные философские труды (2 т.). М., 1969
  12. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев, 1987.
  13. В. К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу. М., 1992.
  14. B.C. Социальная философия (2т.). М., 1993.
  15. В. С. Социально-философская антропология. М., 1994.
  16. Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969. С. 73 144.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  18. В.А. Духовная культура личности. Философскиеочерки. М., 1986.
  19. В.И. Жизнь без лекарств. СПб., 1994.
  20. В.И. Психология здоровья. СПб., 1994.
  21. X. Естественное лечение // Самолечебник. Лечение без лекарств. Ростов-на-Дону, 1994.
  22. Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М., 1981.
  23. БиблерВ.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1988.
  24. B.C. М.М.Бахтин или введение в гуманитарное мышление. М., 1989.
  25. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М., 1991.
  26. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 257 283.
  27. И. И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии. 1982. N2. С. 48 -53.
  28. И.И. Валеология наука о здоровье. М., 1990.
  29. П. Сердце. М., 1991.
  30. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  31. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). Киев, 1992.
  32. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1993.
  33. H.A. Философско-социологический анализ физической культуры и ее функций в образе жизни молодежи (на материалах социологических исследований в Казахстане): Дисс. канд. филос. наук. Алма-Ата, 1988.
  34. Введение в культурологию / Под ред. И. Ф. Буйдина. М., 1996.
  35. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. М. 1983.
  36. Введение в философию (2 ч.). М., 1990.
  37. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.
  38. H.H. Спорт и эстетическая деятельность. Кишинев, 1982.
  39. H.H. Физическая культура и спорт как социальное явление. Философские очерки. Кишинев, 1986.
  40. H.H. Физическая культура личности: (Проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев, 1989.
  41. П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 1990.
  42. И. Общество, культура, социология. М., 1984.
  43. В.М., Мильнер Е. Г. Бег и здоровье. М., 1988.
  44. Ю. Г. Три лика культуры: историко-философские очерки. М., 1986.
  45. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественно-научный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону, 1994.
  46. . Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования. Воронеж, 1990.
  47. В.М., Николаев Ю. М. О ценностном аспекте физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1979. N7. С. 5−7.
  48. В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культкры. 1986. N 5. С. 24−27.
  49. В.М. с соавт. К вопросу определения понятий теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1987. N 2. С. 23 25.
  50. В.М. Теория физической культуры (культуроведчес-кий аспект). Л., 1988.
  51. В.И. Человек жизнь — здоровье. СПб., 1995.
  52. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. М., 1965.
  53. Гармония здоровья (Режим труда и отдыха). М., 1987.
  54. Г. Соч. Т. 2. М., 1935.
  55. Г. Эстетика. Т.1. М., 1958.
  56. И.Г. Идеи о философии истории человечества // Избр. соч. М., Л., 1959, С. 243 244.
  57. А.И. Избранные философские произведения. М., 1947.
  58. Н.К., Костюков А. П. Культурная традиция, человеческая телесность и физическая культура // Проблемы развития физической культуры молодежи. Воронеж, 1992. С. 50 58.
  59. В.В. Культура тела. Двигательные средства физической культуры. М. 1927.
  60. .Т. Философская антропология. М., 1982.
  61. .Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М. 1986.
  62. Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
  63. М.Ф. Целебная сила движения. М., 1991.
  64. Гуманитаризация образования в технических ВУЗах. М., 1989.
  65. П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. 1984. N5. С. 48 63.
  66. П.С. Человек как объект социально-философскогоанализа // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 504 517.
  67. П.С. Философия культуры. М., 1995.
  68. П.С. Культурология. М., 1996.
  69. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.
  70. В.В. О понятии человека в современной философии и психологии // Человек в системе наук. М., 1989. С. 21 30.
  71. Ю.Н. Культура природа — традиция // Традиция в истории культуры. М., 1978. С. 41 — 60.
  72. Ю.Н. Парадоксы абстрактного культуролюбия // Наше наследие. 1990. N 6. С. 1−6.
  73. Г. А. Творчество и диалектика. М. 1976.
  74. М.В. Потребности как проблема философии // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1984. N 2. С. 3 10.
  75. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
  76. К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М., 1986.
  77. М.А. Где искать здоровье? М., 1992.
  78. .И. Гармоническое развитие и психологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 284 305.
  79. В. А., Лаврентьева Н. А. Ритмы жизни. М., 1991.
  80. Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов-на-Дону, 1987.
  81. Д.И. Человек как биосоциальное существо // Диалектика в науках о природе и человеке. Т. 4. М., 1983. С. 334 340.
  82. А.Г. Мировоззрение и культура. Смоленск, 1991.
  83. Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. Л., 1981.
  84. Л.В. Проблема человеческой телесности в философском знании // Философские науки. 1985. N 1. С. 67 72.
  85. Л. В. О специфике телесной культуры человека // Вопросы философии. 1987. N 6. С. 145 148.
  86. Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988.
  87. А.С. Тайная мудрость человеческого организма. М., 1991.
  88. Звездный путь. Энциклопедия мудрости. М., 1993.
  89. Здоровье студентов. Вып.1: Здоровый образ жизни и физическая культура студентов: социологические аспекты / Под ред. В. М. Лабскира и В. И. Столярова. Харьков, 1990.
  90. Здоровье человека в условиях НТР. Новосибирск, 1989.
  91. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
  92. Н. С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
  93. Н.С., Межуев В. М. и др. Культура человек — философия: К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. 1982. N 2. С. 54 — 66.
  94. Н.М., Иванов Ю. Н. Жизнь по интуиции. СПб., 1994
  95. Иванова 0.А. Формула красоты. М., 1990.
  96. В.А. Как быть здоровым. СПб., 1994.
  97. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. N4. С. 29 33.
  98. Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  99. Л. Г. Социология культуры. М., 1996.
  100. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.
  101. В.А. Деятельность, творчество, культура // В кн.: Новые идеи в философии. Пермь, 1992.
  102. И. Собр. соч. (6 т.). М., 1965.
  103. И. Трактаты и письма. М., 1980.1041. Кертман J1.E. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
  104. В.Е. Человек и его здоровье. М., 1990.
  105. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
  106. Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
  107. Л.Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург, 1996.
  108. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
  109. A.M. Здоровье в движении. Л., 1985.
  110. М.Л., Афанасьев В. Г. Шелудько B.C. Индивидуальная психофизиологическая классификация состояния здоровья // Природа психического. Пермь, 1994. С. 142 143.
  111. A.A., Петленко В. В. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М., 1977.
  112. Г. И., Дьяконова И. Н. Резервы нашего организма. М., 1993.
  113. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  114. Э. Строение тела и характер. М., 1995.
  115. Л.К. Основы культурологии. М., 1994.
  116. М.М., Лежнева С. Б. Еще раз об Апполоне // Физкультура И спорт. 1985. N2. С. 5.
  117. В. Л. Человеческая телесность как мировоззренческая проблема. Екатеринбург, 1992.
  118. О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. М., 1990.
  119. Культура в свете философии. Тбилиси, 1979.
  120. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.
  121. Культурология. История мировой культуры. М., 1995.
  122. К. Аэробика для хорошего самочувствия. М., 1987.
  123. Ю.А. Физическая культура общества и физическое совершенство личности в условиях развитого социализма: Дисс. канд. филос. наук. Пермь, 1984.
  124. Ю.А., Филиппова Л. В. Гуманизация физкультур-но-спортивной деятельности. Пермь, 1992.
  125. Ю.А. Философские основы теории и практики физической культуры: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Н. Новгород, 1993.
  126. В. Искусство быть другим. СПб., 1993.
  127. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
  128. В.А. Чем лечит экстрасенс // Природа и человек. 1991. N12. С. 8 10.
  129. В.И. Философские тетради // Поли. собр. соч. Т.29
  130. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  131. Ю.В. Философские вопросы гармонии. М., 1975.
  132. Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека социальная ценность. М., 1988.
  133. А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Т. 5. М., 1979.
  134. А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  135. А.Ф. Античная философия и общественно-исторические формации // Античность как тип культуры. М., 1988.
  136. Лоу Б. Красота спорта. М., 1984.
  137. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992.
  138. Маецкий 3. Диалектика общественных и личностных ценностей: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Л., 1988.
  139. Г. П. Создание собственной системы оздоровления. СПб., 1995.
  140. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973.
  141. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологической анализ). М., 1983.
  142. Э.С. Культура, человек и картина мира. М., 1987.
  143. . Религия и культура // Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. М., 1992. Вып. 2.
  144. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С. 261 263.
  145. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.46. Ч. 2.
  146. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С. 41 174.
  147. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4. С. 419 — 459.
  148. К. Дебаты о свободе печати // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 30 84.
  149. К. Энгельс Ф. Святое семейство. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2.
  150. К. Замечания на книгу А.Вагнера «Учебник политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.19. С. 369 399.
  151. К. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. 4.1. С. 51 508.
  152. A.B. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. М., 1989.
  153. Т.А. Потребность как социальное явление.М., 1990.
  154. Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.
  155. Материалисты древней Греции. М., 1955.
  156. Е.М. Проблемы человека в истории философской мысли. М., 1986.
  157. A.A. Личность и сознание (в норме и патологии). М., 1978.
  158. В.М. Предмет теории культуры // Проблемы теории культуры. М., 1977.
  159. В.М. Культура и история. М., 1977.
  160. В.Г. Развитие представлений о гармонии в домарксистской и марксистско-ленинской философии. Л., 1981.
  161. A.A. Гармония и дисгармония личности: Философс-ко-этический очерк. М., 1990.
  162. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  163. В.В. Культура и деятельность как факторы социализации: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Киев, 1988.
  164. А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск, 1984.
  165. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
  166. В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993.
  167. Г. Д. Движения великий смысл. Минск, 1987.
  168. .М. Мудрость красоты. М., 1987.
  169. Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1910.
  170. .И. Физическая культура в системе ценностей студенческой молодежи // Физическая культура и спорт в формировании социалистического образа жизни студентов. Львов, 1987. С. 3−4.
  171. .И. Здоровье и физическое состояние в системе ценностей молодежи // Физкультура и здоровье студентов. М., 1988. С. 27 33.
  172. .И. Физическая культура личности: сущность, структура, пути формирования // Физическая культура личности студента. М., 1989. С. 5 12.
  173. Общество и культура: философское осмысление культуры. Ч. 1. М., 1988.
  174. И.Е. Природные лечебные факторы и биологические ритмы. М., 1988.
  175. В.В. Социальная биология // Соотношение биологического и социального: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1981. С. 14 37.
  176. В.В. Биология общества и социальный прогресс. // Биология человека и социальный прогресс. Пермь, 1982. С. 6−7.
  177. Основы марксистско-ленинской теории культуры / Под рук. А. И. Арнольдова и А. С. Фриша. М., 1986.
  178. Очерки по теории физической культуры: Труды ученых социалистических стран / Сост. и общ. ред. Л. П. Матвеев. М., 1984.
  179. Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
  180. Очерки теории и истории культуры. СПб, 1992.
  181. B.C. Введение в культурологию. Основы общей концепции культуры и путей ее изучения. Кастрома, 1994.
  182. Н.В., Попов В. Ф., Шиленко Ю. В. Здоровьесоциальная ценность. M., 1989.
  183. Г. Человек в современном мире. М., 1985.
  184. Д. Культурные универсалии // Философские науки. 1990. N И. С. 110 114.
  185. В.П., Царегородцев Г. И. Философия медицины. Киев, 1979.
  186. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. N 3. С. 4453.
  187. А. Человеческие качества. М., 1985.
  188. В. Феноменология тела. М., 1995.
  189. В.И. Мировая и отечественная культура. Ч. 1. Екатеринбург, Нижневартовск, 1993.
  190. H.A. Философские основы физической культуры. Л., 1982.
  191. В.А., Молчанов C.B., Старшинов В. И. Человек в мире физической культуры и спорта. М., 1987.
  192. Г. Л. Искусство и спорт. Л., 1981.
  193. Проблема ценности в философии. М., 1966.
  194. Проблема человека в истории науки и философии. Л., 1990
  195. Проблема человека и гуманитарные науки. Новосибирск, 1988.
  196. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалис-тического анализа. М., 1984.
  197. Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
  198. Психосоматическая медицина. Пермь, 1994.
  199. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
  200. Розен 3. Проблема оптимальности в биологии. М., 1969.
  201. В. В. Симфония жизни. М., 1989.
  202. С. Красота в здоровье. М., 1985.
  203. В.М. Введение в культурологию. М., 1994.
  204. С. С. Физическая культура как социологическая проблема: Дисс. канд. соц. наук. Свердловский УрГУ, 1982.
  205. М.Я. Эстетическое содержание спортивной деятельности. М., 1981.
  206. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.
  207. И.А. Антропософия здоровья тело и дух. Екатеринбург, 1992.
  208. В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.
  209. А.Л. Понятие «состояние» как философская категория. Новосибирск, 1982.
  210. И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. N 7. С. 83 93.
  211. И.Ф. Красота природы и воспитание красотой. М., 1985.
  212. Смысл жизни: Антология / Общ. ред. и сост. Н.К.Гаврюши-на. М., 1994.
  213. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996.
  214. Современный философский словарь. Екатеринбург, 1996.
  215. П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  216. Состояние окружющей среды и здоровье населения г. Перми. Пермь, 1995.
  217. Состояние окружющей среды и здоровье населения г. Перми. Пермь, 1996.
  218. Социально-культурные аспекты физической культуры и здорового обрза жизни. М., 1996.
  219. В.С. Философская антропология и философия нау1. КИ. М., 1992.
  220. Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстет, аксиологии. М., 1994.
  221. В.И. Актуальные проблемы истории и философс-ко-социологической теории физической культуры и спорта. М., 1984.
  222. В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. М., 1984.
  223. В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) // Теория и практика физической культуры. 1985. N 2. С. 39 44. 1985. N 7. С. 45 — 49.
  224. В.И. Еще раз о концепции всестороннего и гармонического развития личности // Научно-технический прогресс и всестороннее развитие личности, коллектива, региона. Горький, 1988. С. 37 41.
  225. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М., 1988.
  226. В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. 1988. N 4. С. 78 92.
  227. В. И. Физическая культура и спорт как элементы культуры // Культурная среда и ее освоение. М., 1988. С. 126 -142.
  228. Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности: Дисс. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1992.
  229. И. Муки и радости. М., 1971.2301. Тайлор Э. Б. Введение к изучению человека и цивилизации. Антропология. М., 1924.2302. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
  230. Телесность человека: междисциплинарное исследование. М., 1991.
  231. Толстой J1.H. Избранные философские произведения. М., 1992.
  232. H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.
  233. А.Н. Избранные работы’по философии. М., 1990.
  234. Устав Всемирной Организации Здравоохранения. Женева, 1946.
  235. Философия. Ростов-на-Дону, 1995.
  236. Философия культуры: Становление и развитие. СПб, 1995.
  237. Философия. Современные проблемы мира и человека. М., 1995.
  238. Философия человека: Диалог с традицией и перспективы. М., 1988.
  239. Философия человека: Традиции и современность. М., 1991.
  240. Философия, эстетика, культурология: Статьи, заметки, документы. М., 1995.
  241. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  242. Э. Душа человека. М., 1992.
  243. В.И. Соматическая культура в контексте инженерной деятельности // Проблемы гуманитаризации инженерной деятельности и образования. Пермь, 1991.
  244. В. И. Философия должна исцелять дух человека // Гуманитарные науки в системе подготовки инженеров: традиции и новации. Пермь, 1993.
  245. В.И. Движение интенсифицирует умственную деятельность // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в ВУЗе. Пермь, 1995.
  246. Е.Н., Перевозчиков В. П. Антропология. М., 1992.
  247. A.B. О культуре физической и духовной. М., 1989.
  248. Г. И. Социально-гигиенические проблемы научно-технического прогресса // Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество и природа в век НТР. М., 1983. С. 409 414.
  249. Человек в зеркале культуры и образования. М., 1989.
  250. Человек в зеркале наук / Под ред. А. 0. Бороноева. J1., 1991.
  251. Человек в системе наук / Отв. ред. И. Т. Фролов. М., 1989.
  252. Человек и его ценности: Сб. статей. Ч. 1. М., 1989.
  253. Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
  254. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995.
  255. Человеческая телесность как мировоззренческая проблема. Екатеринбург, 1992.
  256. В.И. Биоритмы часы здоровья. М., 1991.
  257. К.А. Философия и воспитание. М., 1989,
  258. И.В. Физическое совершенство духовное богатство. Киев, 1983.
  259. В.Н. Социальные ценности: философско-социологи-ческий анализ: Автореф. дисс. докт. филос. наук. Нижний Новгород, 1992.
  260. К. Студенты: становление личности. М., 1982.
  261. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. Новосибирск, 1989.
  262. Щелкина J1. В. Человек в сфере физической культуры (фило-софско-культурологические и сравнительно-исторические аспекты):
  263. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1988.
  264. Эстетика природы. М., 1994.
  265. Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и предмет исследования // Вопросы философии. 1976. N 5. С. 65 -78.
  266. Н.С. Окружающая среда и здоровье населения. М., 1990.
  267. Huizinga J. Homo lundens: a study of theplay elements In culture. Boston, 1980.
  268. Kroeber A.Z., Kluchohn C. Culture. A Critical Review of concepts and Definitions. Cambridge — Massachusetts, 1952.
  269. Malinowski B.A. Scientific Theory of Culture and Other Essays. Chapel. Hill, 1944.
  270. Merlean Ponty M. Phenomenologie de la perception. -P.107.
  271. Thomas C.E. Sport in a Philosophie Contetxt. Philadelphia, 1983.
Заполнить форму текущей работой