Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практико-ориентированное обучение учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана программа занятий с учащимися по основам правил дорожного движения, подготовлено тематическое планирование по предмету «Основы оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях». Разработана авторская программа и' тематический план оказания консультационной помощи гражданам, осуществляющим самостоятельную подготовку к сдаче государственного экзамена в ГИБДД… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания решения проблемы практико-ориентированного обучения учащихся учреждений дополнительного образования
    • 1. 1. Практико-ориентированное обучение учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества как педагогическая проблема
    • 1. 2. Педагогические требования к обучению учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества
    • 1. 3. Комплекс организационно-педагогических условий эффективности практико-ориентированного обучения учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества
  • Выводы по первой главе

Глава 2. Педагогический эксперимент по реализации организационно-педагогических условий практико-ориентированного обучения учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества.

2.1. Цель, этапы и содержание педагогического эксперимента.

2.2. Методика реализации организационно-педагогических условий практико-ориентированного обучения учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества.

2.3. Результаты и

выводы педагогического эксперимента.

Выводы по второй главе.

Практико-ориентированное обучение учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Как свидетельствует проведенный нами анализ теории и практики, система непрерывного образования Российской Федерации располагает многообразными, но не полностью используемыми возможностями подготовки учащихся к техническому творчеству, кроме этого, до сих пор не получили теоретико-методической разработки функциональные, содержательные и процессуальные аспекты технического творчества обучающихся и его интегративное влияние на процесс их профессиональной подготовки, а также практического обучения.

В условиях модернизации российского образования назрела необходимость в перестройке и переосмыслении задач обучения, и подготовки молодежи к техническому творчеству, и в этой связи определение нового содержания, методов и построение интегративного процесса осуществляемой подготовки к техническому творчеству.

В проекте Закона Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года одной из основных задач называется — достижение нового современного качества профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность общества в высококвалифицированных работниках среднего звена производства, способных в условиях перехода к рыночной экономике к творческой созидательной деятельности. Принятые документы определили направления модернизации образования и актуализировали научные исследования в этом направлении, в том числе и в области предпрофессионально-го образования в системе дополнительного образования.

Проблеме профессионального образования на различных уровнях в настоящее время уделяется большое внимание в педагогической и методической литературе. Рассматриваются различные аспекты этой проблемы: — непрерывность профессионального образования (Л.И. Анцыферова, Т.Н.

Абрамова, Б. С. Гершунский, Т. И. Шамова и др.);

— трудовое воспитание и образование работающей молодежи (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, В. А. Савиных и др.);

— профессиональная подготовка педагогов и мастеров производственного обучения (В.И. Жернов, И. Ф. Исаев, JI.M. Кустов, А. Т. Маленко, В. А. Сластенин, Н. М. Яковлева и др.);

— направления профессиональной подготовки личности (Э.Ф. Зеер, Е. И. Климов, А. Я. Найн и др.);

— содержание профессиональной подготовки учащихся профессиональных училищ, техникумов, колледжей (В .И. Кондрух, Ф. Н. Клюев, С.А.Мах-новский, O.JI. Назарова и др.).

В качестве возможных путей решения проблем профессионального образования указываются переход к адаптивному непрерывному профессиональному образованию, интеграция трудовой, учебной и досуговой деятельности подростков и молодежи, обеспечение социального партнерства в системе профессионального образования. А также и другие направления.

Для нашего исследования важно направление, реализуемое через систему предпрофессионального дополнительного образования учащихся.

Постановка технического творчества в системе предпрофесионального, начального и среднего профессионального образования в свое время исследовалась разносторонне и активно.

Изучались вопросы теоретического и практического характера (В.Е. Алексеев, A.M. Василевский, A.C. Лында, А. П. Смыслов и др.), возможности осуществления творческой деятельности на основе решения производственных задач, включения обучающихся в рационализаторскую и изобретательскую деятельность (А.Н. Гарина-Домченко, B.C. Иващенко, В. П. Пархоменко, Э. С. Чугунова и др.). Эти исследования свидетельствуют об эффективности технической творческой деятельности обучающихся в решении задач обучения и воспитания, в подготовке высококвалифицированных рабочих и показывают возможность рассмотрения подготовки обучающихся к техническому творчеству как одной из задач обучения и воспитания в системе профессионального образования.

В работах М. И. Алиева, М. Г. Гарунова, В. Н. Михелькевич, В.М. Ра-домского, Дж. Шимшек и др. рассматриваются системы подготовки к техническому творчеству и интегральные технологии обучения методам технического творчества. Таким образом, исследование процесса подготовки молодежи к техническому творчеству осуществляется с позиций социального заказа общества образовательной системе.

Исходные позиции разработки проблемы подготовки молодежи к творческой деятельности нашли отражение в трудах П. П. Блонского, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

О значимости для гармонического развития личности включения молодежи в техническую творческую деятельность свидетельствуют труды педагогов: П. Р. Атутова, Ю. К. Бабанского, Ю. К. Васильева. В. Г. Разумовского, М. Н. Скаткина и других исследователей.

Теория формирования и развития качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности, разработана психологами Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Т. В. Кудрявцевым, А. Н. Леонтьевым, Я. А. Пономаревым, Г. М. Якобсоном и другими.

Техническое творчество учащихся исследовалось с разных позиций:

— во внеклассной и внешкольной кружковой работе (М.А. Аксельрод, А. И. Волков, И. Г. Розанов и др.);

— осуществление технической творческой деятельности на учебных занятиях (П.Н. Андрианова, Л. И. Галкина, Э. Ф. Зеер, В. Д. Путилин и др.).

Обращенность к личности, стремление удовлетворить ее разнообраз ные познавательные потребности — характерная черта современного образования, в том числе и дополнительного образования.

Включенность дополнительного образования в современный социально-культурный процесс позволяет разрабатывать перспективные образовательные программы, определять социальный заказ к дополнительному образованию на конкретном этапе его исторического развития.

Дополнительное образование прошло достаточно длительный эволюционный путь развития. Основы теории и практики дополнительного образования были заложены еще в дореволюционной России. В частности, в трудах Н. И. Пирогова, J1.H. Толстого, К. Д. Ушинского и других великих русских педагогов были сформулированы идеи внешкольного образования, имеющие непреходящие значение для развития теории дополнительного образования и в современных условиях — образование для всех, подготовка к труду и жизни, свободная организация образовательного процесса, единство педагогической теории и практики, система принципов образования.

В дальнейшем эти идеи были расширены и реализованы в трудах и практической деятельности П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и др. E.H. Медынский и В. И. Чарнолуский разработали принципы теории внешкольного образования и организации образовательного процесса. t.

В настоящее время дополнительное образование как правопреемник внешкольной воспитательной работы стало получать свое нормативное и теоретическое обоснование. Значительный вклад в развитие теории современного дополнительного образования внесли А. Г. Асмолов, А. К. Бруднов, В. А. Горский, А. И. Щетинская и др.

Однако в имеющихся исследованиях не в полной мере рассматриваются вопросы, касающиеся развития системы дополнительного образования, в целом, и практико-ориентированного обучения учащихся учреждений дополнительного образования, в частности. Важность постановки и решения этих вопросов неоспорима, так как ключевой фигурой в области дополнительного образования является учащийся, главное условие реализации его практико-ориентированного обучения — эффективность образовательной деятельности учреждения по формированию способности учащихся к саморазвитию и самореализации, к продуктивной творческой деятельности, к развитию творческих способностей детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования.

Таким образом, нами сформулированы противоречия между:

— необходимостью модернизации дополнительного образования и неразработанностью концепции практико-ориентированного обучения учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий и средств технического творчества;

— необходимостью практико-ориентированного обучения учащихся учреждений дополнительного образования и недостаточным его научно-методическим обеспечением.

В системе образования Российской Федерации допускается наличие взаимодействующих и преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, реализуемых сетью образовательных учреждений независимо-от их организационно-правовых форм, типов и видов. В Законе РФ «Об образовании» деятельность негосударственных образовательных учреждений определяется в качестве одного из направлений получения обучающимися того или иного образования (общего, профессионального, дополнительного).

Негосударственное образование играет все более заметную роль в современной системе образования России. К негосударственным образовательным учреждениям в соответствии с Законом РФ «Об образовании» могут быть отнесены учреждения допрофессионального, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В Законе РФ «Об образовании» и положениями Федеральной программы развития образования определены основные нормативные требования к содержанию негосударственного образования — реализация образовательных программ и выполнение образовательных стандартов. Но законодательство пока недостаточно четко определяет требования к содержанию негосударственного образования и управлению его развитием.

В последнее десятилетие активно формируется и развивается общественное мнение, содержанием которого является положительное отношение к негосударственному образованию и видение его возможностей, перспектив, важной роли в развитии личности и общества. Наблюдается рост доверия к негосударственным образовательным учреждениям. При этом роль этих учреждений возрастает еще больше, если они взаимодействуют с учреждениями дополнительного образования.

Таким образом, актуальность поставленной проблемы исследования мы обосновываем также необходимостью приведения существующих нормативных, теоретических, методических и технологических разработок в соответствие с особенностями реально существующих негосударственных образовательных учреждений, обеспечивающими удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих расширение комплекса образовательных услуг в современном образовательном пространстве.

Актуальность проблемы её недостаточная разработанность в системе дополнительного профессионального образования определила выбор темы диссертационного исследования: «Практико-ориентированное обучение учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс организационно-педагогических условий практико-ориентированного обучения учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества.

Объект исследования: обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования.

Предмет исследования: обеспечение практико-ориентированного характера обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования путем реализации технологий технического творчества учащихся.

Гипотеза исследования. Процесс практико-ориентированного обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества как особого вида социальной творческой деятельности, происходит более эффективно, если он реализуется в соответствии с организационно-педагогическими условиями, характеризующими целостность этого процесса:

— обеспечиваются устойчивые связи между целями, содержанием, процессом и результатами практического обучения;

— результаты практико-ориентированного обучения соответствуют основным направлениям обогащения опыта технического творчества и усвоения практических знаний и умений;

— методика практико-ориентированного обучения учащихся с использованием технологий технического творчества, которая включает виды деятельности, входящие в структуру процесса технического творчества (разработка, создания технического объекта) и учитывает последовательность различных по уровням сложности творческих технических заданий.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Оценить состояние решения проблемы практико-ориентированного обучения и технического творчества молодежи в педагогической теории и практике.

2. Выявить основные теоретические положения, обеспечивающие решение проблемы повышения эффективности практико-ориентированного обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования с использованием технологий и средств технического творчества.

3. Выявить основные факторы влияния на эффективность практико-ориентированного обучения учащихся с использованием технологий технического творчества и установить связи между ними.

4. Разработать методику реализации организационно-педагогических условий эффективности практико-ориентированного обучения учащихся с использованием технологий технического творчества и осуществить ее экспериментальную апробацию.

Методологическую основу составили:

— положения о творческой сущности человека, развитии его способностей в процессе деятельности (К.К. Вентцель, Д. Доюн, П. Ф. Каптерев и др.);

— фундаментальные идеи в области исследования творческих качеств личности (Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, А. Я. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.);

— психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.);

— теория и методология профессионального образования (П.Р. Атутов, С. Я. Батышев, Е. А. Климов, М. Н. Скаткин и др.);

— теории технического творчества как одного их основных видов творчества (Г.С. Альтшуллер, С. М. Гаджииев, Дж. К. Джонсон, И. П. Калошина, Т. В. Кудрявцев и др.);

— теория педагогического управления формированием творческих качеств личности обучающихся (И.Я. Лернер, X. Пассов, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, X. Таба и др.).

При проведении исследования использовались следующие общие методы: изучение руководящих документов и нормативных материаловтеоретический анализ, оценка и обобщение научных исследований по темеизучение, анализ и обобщение положительного педагогического опыта технического творчества, дополнительного образованияпедагогический эксперимент, при проведении которого использовались анкетирование, наблюдения, беседы, моделирование.

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования определили логику и основные этапы исследования, которое проводилось с 2008 по 2010 годы в три этапа. i.

На первом этапе (2008 г.) проводилось накопление эмпирических данных в процессе констатирующего эксперимента, изучение положительного педагогического опыта практико-ориентированного обучения учащихся учреждений дополнительного образования и их технического творчества, теоретическое осмысление результатов анализа литературы по данной проблеме и практики подготовки учащихся к творческой деятельности. Использовались методы — изучение руководящих документов и нормативных материалов, теоретический анализ, оценка и обобщение научных исследований по темеизучение, анализ и обобщение положительного педагогического опыта технического творчества в системе дополнительного образования.

Второй этап (2009 — 2010 гг.) заключался в выявлении и систематизации теоретических положений реализации прюцесса практико-ориентированного обучения учащихся с использованием технологий и средств технического творчества в условиях негосударственных учреждений дополнительного образования («Автокурсы» г. Челябинск и г. Магнитогорск) и автотранспортного техникума по проверке эффективности разработанной методики и комплекса организационно-педагогических условий в целомпроводилось распространение и внедрение теоретических и экспериментальных результатов исследования в образовательных учреждениях, на научно-практических конференциях. Основные методы — оценка и обобщение научных исследований по теме, педагогический эксперимент, при проведении которого использовались анкетирование, наблюдения, беседы, моделирование.

На третьем этапе (2010 г.) был завершен педагогический формирующий эксперимент, выполнен анализ, обобщение и оформление материалов и результатов исследования, разработаны методические рекомендации для осуществления практико-ориентированного обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования с использованием технологий и средств технического творчества. Использовались методы — теоретический анализ, оценка и обобщение результатов исследования по теме, педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдения, беседы, моделирование, методы математической статистики, теоретического.обобщения.

Экспериментальной базой исследования были определены учреждения дополнительного образования «Автокурсы» г. Челябинска и «Автошкола» г. Магнитогорска, МОУ ДО детей «Станция юных техников» Нязепетровского муниципального района Челябинской области. В эксперименте принимали участие преподаватели Челябинского автотранспортного техникума (ЧАТТ).

В исследовании на разных этапах приняли участие 186 учащихся и 18 педагогов этих образовательных учреждений.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) выявлен комплекс организационно-педагогических условий практи-ко-ориентированного обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества;

2) обоснована и экспериментально проверена методика практико-ориентированного обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества, включающая совокупность видов деятельности, соответствующих циклу разработки и создания технического объекта, и мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный и результативно-оценочный блоки.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в выявлении совокупности технологий технического творчества учащихся и установлении характера их влияния на эффективность практико-ориентированного обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования;

— в определении критериев, соответствующих основным направлениям обогащения опыта технического творчества учащихся, усвоению практических знаний и умений.

Практическая значимость исследования.

Разработана программа занятий с учащимися по основам правил дорожного движения, подготовлено тематическое планирование по предмету «Основы оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях». Разработана авторская программа и' тематический план оказания консультационной помощи гражданам, осуществляющим самостоятельную подготовку к сдаче государственного экзамена в ГИБДД, в соответствии с которыми разработаны методические рекомендации «Практическое обучения учащихся и техническое творчество». Материалы исследования могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования учащихся, на курсах повышения квалификации работников системы дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Практико-ориентированное обучение учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества будет более эффективным, еслиюно осуществляется в соответствии со следующим комплексом организационно-педагогических условий:

— обеспечиваются устойчивые связи между целями, содержанием, процессом и результатами практического обучения;

— результаты практико-ориентированного обучения соответствуют основным направлениям обогащения опыта технического творчества и усвоения практических знаний и умений;

— методика практико-ориентированного обучения учащихся с использованием технологий технического творчества включает виды деятельности, представляющие собой цикл разработки и создания технического объекта и последовательность различных по уровням сложности творческих технических заданий.

2. Методика реализации организационно-педагогических условий эффективности практико-ориентированного обучения включает мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный и результативно-оценочный блоки.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью выбранных методологических и общетеоретических позицийприменение количества методов научного исследования на теоретическом и эмпирическом уровнях, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативность выборок, повторяемостью результатов педагогического эксперимента и подтверждением гипотезы исследования, обработкой экспериментальных данных с помощью вычислительной техники, а также высокими результатами внедрения методических разработок по материалам исследования в практику дополнительного образования.

Апробация полученных в ходе диссертационного исследования результатов осуществлялась нами во время выступлений на научно-практических конференциях в гг. Екатеринбург, Челябинск и Магнитогорск (2009 и 2010 гг.) — проведения экспертиз и комплексных проверок деятельности негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Автокусры» органами управления образованием Челябинской области (2009 и 2010 гг.) — выступлений с докладами и сообщениями перед руководителями подобными образовательными учреждениями Челябинской области и города Челябинскавыступлений с докладами по материалам исследования на кафедре автодела Челябинского автотранспортного техникума (2009 г.) и кафедры педагогики Магнитогорского государственного университета (2011 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретическая и экспериментальная), заключения, списка литературы по проблеме исследования.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о результативности использования выявленных технологий технического творчества учащихся в процессе практико-ориентированного обучения.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что обучение учащихся НУДО преимущественно осуществляется на репродуктивном уровне, что является издержками традиционного обучения. Это вызвало необходимость, разработки и реализации выявленных организационно-педагогических условий.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы показал, что эффективность практико-ориентированного обучения более успешно происходит при выполнении комплекса организационно-педагогических условий и при использовании технологий технического творчества, чем при традиционном обучении.

Экспериментальная работа подтвердила правомерность разрабатываемой методики, ее соответствие организационно-педагогическим условиям реализации на практике допрофессиональной подготовки учащихся в НУДО.

Подтверждена реальность использования технологий технического творчества учащихся в процессе их допрофессиональной подготовки в НУ-ДО.

Исследование показало, что постоянное и целенаправленное применение технологий технического творчества с учетом комплекса организационно-педагогических условия оказывает позитивное влияние на формирование познавательной мотивации учащихся, на развитие общеучебных и профессионально значимых умений, способствуют осознанному выдвижению целей и их достижению. Их использование формирует активный стиль мышления учащихся, ведет к самоорганизации и самостоятельности учеников, развитию умений, успешности в процессе допрофессиональной подготовки.

Каждый вид технологии в процессе реализации актуализирует познавательные потребности, мотивы, интересы, рефлексию, творческие способности, стимулы, ведущие к самореализации личности учащегося в профессиональной деятельности.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Результаты обучающего эксперимента, где мы проверяли влияние комплекса условий на активизацию учебно-познавательной деятельности, показали не только необходимость, но и достаточность комплекса. Таким образом, цель опытно-экспериментальной работы достигнута, поставленные задачи решены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проблема повышения эффективности практико-ориентированного обучения учащихся учреждений дополнительного образования является актуальной и определяется растущей потребностью общества в обеспечении качественного допрофессионального образования личности. В целях повышения адекватности результатов деятельности негосударственных учреждений дополнительного образования потребностям производства, приближения подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики, укрепления связей обучения обучающихся с производством важным является активизация работы образовательных учреждений различного типа по практико-ориентированному обучению учащихся с элементами технического творчества.

2. Практико-ориентированное обучение представляет собой процесс взаимосвязанной активной деятельности учащихся и педагогов с целью передачи и усвоения практико-значимых знаний, формированию базовых профессиональных умений и навыков, профессионально-значимых качеств личности учащихся.

Основу процесса практико-ориентированного обучения учащихся в негосударственном учреждении дополнительного образования составляют дополнительные образовательные программы, определяющие содержание процесса обучения и развитие творческой личности. Образовательные программы ставят следующие задачи, решаемые педагогами в ходе практико-ориентированного обучения учащихся:

1) ознакомление учащихся с основами современного производства, организацией труда и профессиональной деятельности;

2) формирование практических умений и навыков;

3) развитие морально-психологических и деловых качеств личности (трудолюбие, уважение к людям труда и результатам их труда, отношение к труду как к долгу, ответственность, интересы и способности и т. д.);

4) побуждение к сознательному выбору профессии и овладению ею.

3. Мы пришли к выводу о необходимости и возможности использования технологий технического творчества учащихся в процессе практико-ориентированного обучения в учреждении дополнительного образования, обеспечения направленности учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогов в процессе развития их творческих способностей. Это реализуется в форме выполнения учащимися НУДО заданий с элементами исследования, выдвижения гипотез, идеи, поиска в ходе эксперимента, выбора пути исследования, теоретического обоснования результатов решения технических задач.

Основными технологиями технического творчества в процессе практи-ко-ориентированного обучения в нашем исследовании являются репродуктивные и рационализаторские технологии, проектировайие и конструирование.

При этом в качестве основных средств технического творчества в рассматриваемых технологиях выступали — технические задачи и задания, выполняемые в процессе активной деятельности, способности учащихся, формируемые и развиваемые в процессе практико-ориентированного обучения, продукты (результаты) технического творчества.

4. Техническое творчество учащихся способствует повышению эффективности практико-ориентированного обучения при выполнении комплекса требований — социально-целевые, содержательно-целевые и процессуальные.

Учет этих требований дал нам возможность определить комплекс организационно-педагогических условий эффективности практико-ориентированного обучения учащихся:

— обеспечение устойчивых связей между целями, содержанием, процессом и результатами практического обучения;

— соответствие результатов практико-ориентированного обучения основным направлениям обогащения опыта технического творчества и усвоения практических знаний и умений;

131 ¦

— разработка методики практико-ориентированного обучения^учащихсяс использованием технологий технического творчества, которая ¦ включает виды деятельности, входящие в структуру процесса технического творчества (разработка, создания технического: объекта) — и учитывает последовательность различных поуровням-, сложности творческих технических заданий.

5: Методика реализации? организационнотпедагогических условий эффективности практико-ориентированного обучения учащихся сиспользованием технологий^техническоготворчестваориентирована на создание «технического объекта и открывает возможность — воспроизведенияв: деятельности учащихся основных этапов и видов деятельности, присущих процессу технического творчества: постановка и. формулировкатворческой задачирешение творческой задачиматериально-практическое воплощение найденного решения. ;

Мётодика реализации организационно-педагогических условий эффективности практико-ориентированного обучения учащихся НУДО с использованием технологий технического.' творчества. представленанами в форме: трехотносительно завершенных и самостоятельных компонентов, имеющих • -форму семинара-тренинга дляучащихся: 1) диагностирующий, семинар-тренинг- 2) рефлексивно-мотивирующийсеминар-тренинг- 3) обучающий семинар-тренинг- 4) конструирующий семинар-тренинг. Их выделение осуществлено в соответствии с этапами процесса технического творчества. ,.

6. Методика предполагает использование1 всего педагогически целесообразного комплекса методов технического творчества. Но нами теоретически-обоснованои экспериментально апробировано, что к методам специфически технического творчества могут быть отнесены, конструирование, моделирование и эксперимент. В качестве обобщенного метода практико-ориентированного обучения учащихся с использованием технологий технического творчества мы отнесли метод разработки и решения технических творческих задач (заданий).

Выбор методов определяется возможностью их реализации с учетом комплекса требований и организационно-педагогических условий. На их основе разрабатывается содержание и структура практико-ориентированного обучения.

Деятельность педагога, осуществляющего процесс практико-ориентированного обучения, выполняется на одном из трех преемственных уровней педагогического руководства: профессионально-производственноготехнико-конструкторскогонаучно-технического. Эти уровни определяют выбор видов деятельности учащихся, объем и характер используемых технических задач (знаний).

Построенная методическая модель отображает наиболее существенные компоненты процесса практико-ориентированного обучения и связи между ними — мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный и результативно-оценочный блоки.

7. Таким образом, в нашем исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами заключается в том, что:

— выявлена совокупность технологий технического творчества учащихся и установлен позитивный характер их влияния на эффективность, практи-ко-ориентированного обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образованияопределены ведущие средства и методы технического творчества учащихся;

— выявлен комплекс организационно-педагогических условий эффективности практико-ориентированного обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества;

— разработана методика практико-ориентированного обучения учащихся негосударственных учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества, включающая совокупность видов деятельности, соответствующих процессу разработки и создания технического объекта, и мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный и результативно-оценочный блокиопределен комплекс форм реализации организационно-педагогических условий, включающий семинары-тренинги;

— определены критерии и показатели эффективности методики, соответствующие основным направлениям обогащения опыта технического творчества учащихся, усвоению практических знаний и умений.

— разработаны образовательные программы и методические рекомендации «Практическое обучения учащихся и техническое творчество».

8. Проведенный нами эксперимент показал, что допрофессиональная подготовка учащихся НУДО в процессе практико-ориентированного обучения при использовании технологий технического творчества и комплекса организационно-педагогических условий осуществляется на более высоком качественном уровне.

Полученные результаты теоретического этапа исследования и педагогического эксперимента позволяют заключить о достижении поставленной цели и решении в целом задач исследования.

Дальнейшее исследование по проблеме может бьпъ продолжено в виде поиска перспективных технологий технического творчества учащихся, направленных на формирования у них профессионально-значимых знаний, умений и качеств личности, на повышение эффективности допрофессиональ-ной подготовки учащихся НУДО путем разработки инновационных обучающих и управляющих моделей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.B. Педагогические основы формирования и развития производственно-технического творчества учащихся / A.B. Абдуллаев. — М.: Ин-т общего образования МОРФ, 1993. — 246 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 333 с.
  3. , А.Г. Управление и эффективность / А. Г. Аганбегян. М.: Экономика, 1981. -71 с.
  4. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в профессионально-технических учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1983.-28с.
  5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984.
  6. A.A. Техническое творчество студентов как средство повышения качества их профессиональной подготовки : дис.. канд.пед.наук / A.A. Александров. Магнитогорск, 2007. — 146 с.
  7. , Е.А. Основы теории эвристических решений / Е. А. Александров. -М.: Советское радио, 1975. -256 с.
  8. , Н.Г. Проблема формирования модели личности специалиста / Н. Г. Александров, Ф. В. Шарипов. М.: Знание, 1984. — С. 69−90.
  9. , И.Ю. Учитель и новые ориентиры в образовании (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем): монография / И. А. Алексашина. СПб., 1997.- 153 с.
  10. , H.A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения : автореф. дис. .докт. пед. наук / H.A. Алексеев. Екатеринбург, 1997. — 40 с.
  11. , М.И. Система приобщения учащихся-подростков к техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования : дис. .канд. пед. наук / М. И. Алиев. М.: РГБ, 2003.
  12. , Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. -М.: Московский рабочий, 1980. 210 с.
  13. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JL: ЛГУ, 1968.-339 с.
  14. , К. Учителя и инновации: Кн. для учителя / К. Ангеловски -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  15. , В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев.- Казань: КГУ, 1994. 247 с.
  16. , Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 2. — С.47−56.
  17. , Л.И. Активность учения школьников / Л. И. Аристова. М.: просвещение, 1968. — 140 с.
  18. , А.Г. Психология личности /А.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. -367 с.
  19. , П.Р. Политехническое образование школьников / П. Р. Атутов.- М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  20. , В.Г. Общество: системность, познание, управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  21. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  22. , С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах / С. Я. Батышев. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  23. , С.Я. Формирование у школьников конструкторско-технического мышления / С. Я. Батышев И Школа и производство. — 1985. -№ 3. С. 17.
  24. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика / B.C. Безрукова.- Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  25. , В.А. Профессиональное образование: методология деятельности / Беликов В. А., Валеев A.C. и др. М.: Владос, 2009. — 334 с.
  26. , В.А. Способы контроля и оценки эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов / В. А. Беликов. Магнитогорек, 1994. 18 с.
  27. , В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  28. , А.Н. Перспектива развития профессиональной школы / А. Н. Беляева // Педагогика. 1994. — № 4. — С.26−29.
  29. , H.A. Философия свободы. Смысл творчества / H.A. Бердяев. -М.: Правда, 1989. 607 с.
  30. , В.О. Интерес: познавательная и практическая функции / В. О. Бернацкий. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. — 167 с.
  31. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспаль-ко. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  32. , И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  33. , М.А. Творчество в науке и технике/М.А. Блох. Птб, 1920. — 86 с.
  34. , И.А. Управление образовательной подготовкой учащихся в среднем профтехучилище / И. А. Богачек. М.: Высш. шк&bdquo-, 1990. — 151 с.
  35. , Д.Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981.
  36. , В.П. Техническое творчество /В.П. Брагин, Н. П. Булатов. М.: Молодая гвардия, 1956. — 120 с.
  37. , A.B. Психология мышления и кибернетика / A.B. Бруш-линский. -М.: Мысль, 1970. 191 с.
  38. , JI.B. Личностный опыт в структуре профессионального образования учащихся / Л. В. Бугуева // Вестник учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской
  39. Федерации. Екатеринбург: УГППУ, 1999. — № 1. — С. 126 — 129.
  40. , H.H. Внутриучилищное управление качеством профессионального образования: теория и практика / H.H. Булынский. -Челябинск: ЧГАУ, 1996.-161 с.
  41. Буш, Г. Я. Методы технического творчества / Г. Я. Буш. Рига: Лиесма, 1972.-94 с.
  42. , Е.Л. Проблема личности в творчестве : автореф. канд. фил. Наук / Е. Л. Быкова. М, 1995.
  43. , А. Б. 108 путей к блестящей идее : пер. с англ. / А. Б. Ваганди. Минск: Попурри, 1996. — 224с.
  44. , К.Я. Модель саморазвития человека / К. Я. Вазина. Н. Новгород: ВИЛИ, 1994.-268 с.
  45. , П. Десять заповедей творческой личности / П.Вайнцвайг.i
  46. М.: Прогресс, 1990.- 192 с.
  47. , В.А. Мотивы творчества рационализаторов : дис.. канд. психол. Наук / В. А. Васильковский. Киев, 1977. — 193 с.
  48. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: высшая школа, 1991. — 207 с.
  49. , А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР / А. Н. Веселов. М.: Учпедгиз, 1955. — 287 с.
  50. , А.Ю. Управление инновационными процессами в учреждении начального профессионального образования / А. Ю. Виноградов. Челябинск: ЧИРПО, 2002. — 28 с.
  51. , Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  52. , Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. М.: МГУ, 1988.-225 с.
  53. , Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах / Б. С. Гершунский. М.: Высшая школа, 1980. — 144 с.
  54. , М.П. Работа директора среднего ПТУ с молодыми специалистами / М. П. Глушко. М.: Высш. шк., 1987- - 47 с.
  55. , Е.А. Управление развитием профессиональной компетентности руководителя учреждения начального профессионального образования : дис.. канд. пед. наук / Е. А. Гнатышина. Екатеринбург, 1995. — 156 с.
  56. , М.Р. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / М. Р. Головаха. Киев: Вища шк., 1988. — 208 с.
  57. , В. Нужны идеи / В. Гользе, К. Штарке. М.: Мир, 1973. 57- Горохов В. Г. Знаешь, чтобы делать. — М.: Знание, 1987. — 176 с.
  58. Горошидзе, Г, А. Установка и адаптация личности в творческом труде: дис. канд. психолог, наук / Г. А. Горошидзе. Тбилиси, 1982. — 165 с.
  59. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К.А. Крас-нянская.- М.: Педагогика, 1977.- 135 с.
  60. , A.B. Социально-педагогическая концепция развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы / A.B. Гришин: Автореф.дис.. доктора пед.наук. Челябинск: УралГУФК, 2010. -47 с.
  61. , Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов // Педагогика. 1994. — № 6. — С.31−37.
  62. , Н.И. Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области «Технология» : дис.. канд. пед. наук / Н. И. Гудыменко. Москва, 2002. — 165 с.
  63. , В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 223 с.
  64. Гурова, JI. JL Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. -Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-т, 1976. 327 с.
  65. , A.M. Методы синтеза технических решений / A.M. Дво-рянкин. М.: Наука, 1977. — 103 с.
  66. , Р. Сочинения в 2 т.: Т. 1. М.: Мысль, 1989. — 654 с.
  67. Дерзкие формулы творчества / Сост. А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск:1. Карема, 1987.-269 с.
  68. Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности. -Уфа: БГПИ, 1990. 172 с.
  69. , Дж. К. Методы проектирования / Дж.К. Джонс. М.: Мир, 1986.-324 с.
  70. Диалектика и творчество / Под ред. С. С. Гольдентрихта, A.M. Коршунова. М.: МГУ, 1987. — 260 с.
  71. , Н. От парадокса к идее / Н. Домбровский, М. Левина // Эко.-№ 1.- 1990.-е. 171−178.
  72. , A.M. Проблемная концепция научного поиска : автореф. дис. докт. фил. Наук / A.M. Дорожкин. М, 1993.
  73. , Л.П. Педагогические условия реализации комплексно-интегративного подхода к аттестации профессиональных училищ : дис. канд. пед. наук / Л. П. Ефимова. Челябинск, 1998. — 198 с.
  74. , М.А. Современные требования к методам производственного обучения / М. А. Жиделев. М.: Высшая школа, 1977. — 86 с.
  75. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2008,. — 208 с.
  76. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.- 60 с.
  77. , Д.И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся : дис.. канд. пед. наук / Д. И. Захарова. -Якутск, 2002.
  78. , Э.Ф. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ / Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова. Свердловск: СИПИ, 1989. -88 с.
  79. , Б.Л. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения / Б. Л. Злотин, A.B. Зусмин. Кишинев, 1988. — 271 с.
  80. , Г. И. И начинайте изобретать / Г. И. Иванов. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжн. Изд-во, 1987. — 240 с.
  81. , A.A. Искусство правильно мыслить / A.A. Ивин. М.: Просвещение, 1990.-240 с.
  82. , Ю.В. Логика / Ю. В. Ивлев. М.: МГУ, 1992. — 270 с.
  83. , И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М. Белгород, 1993.-219 с.
  84. Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. -335 с.
  85. Исследовательский принцип // педагогическая энциклопедия. М, 1965.-Т. 2.-С. 287.
  86. Кабанова-Меллер, E.H. Учебная деятельность / E.H. Кабанова-Меллер. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  87. , М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  88. Как стать изобретателем? Челябинск: Юж. — Урал. кн. изд-во, 1985. -с. 136.
  89. , Н.И. Профессиональная деятельность учащихся / Н. И. Калугин, А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко. -М.: Просвещение, 1983. 191 с.
  90. , В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. В. Караковский. M.: НМО «Творческая педагогика, 1992. — 80 с.
  91. , Л.И. Растим рационализаторов / Л. И. Каргаполова и др. // Школа и производство. 1987. — № 6. — С. 38−39.
  92. , В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием / В. Кардашев // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. — С. 208−219.
  93. , Б. О творчестве в науке и технике / Б. Кедров. М.: Молодая гвардия, 1987.- 192 с.
  94. , A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей / A.B. Кирьякова. Оренбург: ОГПУ, 1996. — 188 с.
  95. , Б.С. Социально-экономические проблемы профессионального образования / Б. С. Кларин. Минск: МГУ, 1992. — 108 с.
  96. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 1996. — 437 с.
  97. , Т.Е. Педагогическая диагностика : учеб. Пособие / Т. Е, Климова. Магнитогорск, МаГУ, 2000. — 124с.
  98. , Ф.Н. Подготовка руководителя к разработке программы развития учреждения начального профессионального образования / Ф. Н. Клюев. — Челябинск: ЧелИРПО, 1998. 88 с.
  99. , В.Н. Техническое изобретательство и его проблемы / В. Н. Ковалев. Л.: ЛГУ, 1965. — 48 с.
  100. , Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1978. — 102 с.
  101. , В.И. Теоретические основы исследовательской подготовки педагогов колледжа : монография / В. И. Кондрух. Челябинск: Челяб. фил. УГНОЦ РАО, 2000. — 251 с.
  102. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  103. , Г. С. Управление развитием профессионального лицея: педагогический аспект: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. С. Костыко. Курган, 1997. — 25 с.
  104. , И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации / И. О. Котлярова. -Челябинск: Факел, 1998. 169 с.
  105. , КО. Становление профессионально-педагогической квалификации / ИО. Котлярова. Челябинск, 1998. — 86 с.
  106. , Л.Д. Стандартные решения изобретательских задач / Л. Д. Крикун, Б. В. Шмаков, Е. Г. Щепетов. Челябинск: ЧПИ, 1984. — 76 с.
  107. , Т.В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975.-303 с.
  108. , JI.M. Анализ и проектирование педагогической деятельности : программа и методические указания по курсу / JI.M. Кустов. Челябинск: ОблИУУ, 1991.- 103 с.
  109. , A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980.- 334 с.
  110. , П.Л. Три беседы о современной философии // Избранные произведения: В 2-х т. / П. Л. Лавров М., 1965.
  111. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Полит, лит., 1975. 304 с.
  112. , И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Высшая школа, 1974.-318 с.
  113. , И.И. Имитационное моделирование учебных программ / И. И. Лгинов. М.: Педагогика, 1980. — 127 с.
  114. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  115. Лук, Л. Н. Психология творчества / Л. Н. Лук. М.: Наука, 1987. — 127 с.
  116. , А.И. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении / А. И. Майоров, Л. Б. Сахарчук, A.B. Сотов. -СПб.: Гос. ун-т пед. мастерства, 1992. 79 с.
  117. , Р. И. Развитие творческих способностей учащихся / Р. И. Малафеев, Е. Ф. Самыгина. Челябинск: Южно-уральское книж. изд-во, 1966.-50 с.
  118. , А.Т. Задачи по профессиональной подготовке / А. Т. Маленко. М.: Высш. щк., 1987. — 166 с.
  119. , А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Марков и др. -М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  120. К. Экономическая рукопись 1861−1863 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 47. — С. 556.
  121. , А. Условия творческого труда / А. Матейко. М.: Мир, 1970. -300 с.
  122. , С.Е. Воспитание трудолюбия: Содержание, поиски / С. Е. Матушкин. Челябинск: ЧелГУ, 1998. -74 с.
  123. , Н.В. Психология проектной деятельности : дис.докт. психол. Наук / Н. В. Матяш. М.: ПИ РАО, 2000.
  124. , М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  125. , С.А. Взаимодействие индустриально-педагогического колледжа и ПТУ в решении задач подготовки мастеров производственного обучения / С. А. Махновский. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 111 с.
  126. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986.
  127. Методика диагностики качеств личности и межличностных отношений: Метод, реком. / Магнит, гос. пед. ин.- Сост. H.A. Желещикова. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 68 с.
  128. , JI. Поиски истины / JI. Мигдал. М.: Молодая гвардия, 1983. -239 с.
  129. , A.A. Теория и технология конструирования профессионально-ориентированных структур учебных элементов : автореф. дис.. докт. пед. наук / A.A. Мирошниченко. Ижевск, 1999. — 39 с.
  130. , В.А. Методы формирования у учащихся творческого технического мышления / В. А. Маляко, В. В. Рыбалко // Учебная деятельность и творческое мышление: сборник науч.трудов. Уфа: БГПИ, 1985. — С. 169.
  131. , А.Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. Челябинск: ЧелИРПО, 1998. -264 с.
  132. , А.Я. Гуманизация непрерывного профессионального образования: вариант концепции, модели / А. Я. Найн, JT.M. Кустов. Челябинск: ЧГИФК, 1994. -75 с.
  133. , В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии / В. Д. Небылицын // Вопросы психологии. 1971. — № 6. — С. 18−26.
  134. , Г. Н. Воспитание творческой активности у учащихся средних ПТУ на уроках специальной технологии / Г. Н. Неустроев // Воспитание в процессе обучения. Челябинск. 1976. — С. 20−22.
  135. , А.Г. Предвидение как человеческая способность / А. Г. Никитина. М.: Мысль, 1975. — 151 с.
  136. О создании и работе организации ВОИР в учреждениях просвещения // Школа и производство. 1985. -№ 3. — С. 25−31.
  137. , А.Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач : дис. канд. психолог. Наук / А. Н. Орлов. — М., 1985. — 240 с.
  138. Педагогические исследования в учреждениях начального профессионального образования: Сб. науч. тр. / Под ред. JIM. Кустова, Ф. Н. Клюева, А .Я. Найна- ЧГНОЦ УрО РАО, ЧелИРПО. Челябинск, 2001.-377 с.
  139. , Н.Т. Путь к изобретению / Н. Т. Петрович, В. М. Цуриков. -М.: Мол. гвардия, 1986. 222 с.
  140. , В.А. Личность в психологии / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  141. , Г. С. Интенсификация инженерного творчества / Г. С. Пигоров.- М.: Профиздат, 1989. 192 с.
  142. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. И.: Педагогика, 1980. — 298 с.
  143. , К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.
  144. , Д. Как решать задачу / Д. Пойа. Львов: Квантор, 1991. — 215 с.
  145. , А.И. Основы инженерного творчества / А. И. Половинкин.- М.: Изд-во Машиностроение, 1988. 368 с.
  146. Пономарев, Я, А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-304 с.
  147. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1971. 333 с.
  148. , Н.М. Педагогические условия формирования творческогомышления учащихся : дис.. канд. пед. наук / Н. М. Пручкина. Магнитогорск, 1999.- 176 с.
  149. , Г. В. Познавательная активность человека / Г. В. Пугач. М.: Политиздат, 1985. — 96 с.
  150. , В.Д. Техническое творчество как средство развития творческой активности учащихся средних школ и профтехучилищ / В. Д. Путилин. -М.: Отраслевой центр научной информации, 1989. — 77 с.
  151. , В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  152. , Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т. А. Ротанова, Н. Ф. Шляхта. -М., 1998. 123 с.
  153. , Е.А. Научный поиск и его этапы / Е. А. Режабек, Ростов-на-Дону: Изд-во ростовского ун-та, 1972. — 176 с.
  154. , В.И. Профессия изобретатель / В. И. Речицкий. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  155. , П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования / П. Ю. Романов. -Магнитогорск: МаГУ, 2003. 236 с.
  156. , В.Г. Образование. Наука. Творчество / В. Г. Рындак. Екатеринбург, — Оренбург: Орлит. — 2002. — 352 с.
  157. , A.B. Логические законы мышления / A.B. Савинов. Л.: Изд-во Ленинградского Ун-та, 1958.-371 с.
  158. , C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования / C.B. Сальцева. -Оренбург: ОГПИ, 1996. 151 с.
  159. , Г. К. Современные образовательные технологии / В.Г. Селев-ко. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
  160. , П.С. Разработка модели специалиста / П. С. Семашко // Специалист. 1994. — № 6. — С. 11−13.
  161. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  162. , В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Межд. пед. акад., 1995. — 192 с.
  163. , М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта/М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1977. — 156 с.
  164. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сла-стенин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — С. 170−187.
  165. , В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  166. , А.Г. Философия / А. Г. Спиркин. — М.: Гардарики, 2000. 816 с.
  167. , Ю.С. Техническое творчество учащихся / Ю. С. Столяров. -М.: Просвещение, 1989.-222 с.
  168. , В.А. Моделирование и конструирование как вид самостоятельной работы учащихся / В .А. Тайницкий // Развитие познавательных способностей и самостоятельности учащихся в процессе преподавания физики. -Челябинск, 1974. С. 66−77.
  169. , Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. 1967. -№ 1.-С. 28−32.
  170. Технологические изменения и спрос на квалифицированный труд // Человек и труд. 2000 г. — № 10. — С.32 — 37.
  171. Теоретические основы решения педагогических проблем // В. А. Беликов, О. Г. Хлоповских, C.B. Щеблева-Магнитогорск: МГПИ, 1999.-40 с.
  172. , Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф. Ш, Терегулов. -М.: Педагогика, 1992. 296 с.
  173. , С.Ф. Методы поиска новых технических решений / Тиря-тинская, Г. И. Иванов, JI.M. Киселев // Изобретательство и патентное дело, 1988.-Вып. 4.
  174. , H.A. Система трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы / H.A. Томин. Челябинск, 1985.-83 с.
  175. , А.К. Педагогическое управление как фактор развития творческого потенциала подростка : дис.. канд. пед. наук / А. К. Уразова. Оренбург, 1998.-238 с.
  176. , А. В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся / A.B. Усова // Советская педагогика. 1980. — № 12. — С. 45 -48.
  177. , A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / A.B. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  178. , A.B. Формирование у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты / A.B. Усова, A.A. Бобров.- Челябинск, 1983.- 39 с.
  179. , В.П. Введение в теорию и практику исследовательской деятельности : учебное пособие / В. П. Ушачев. Магнитогорск: МГПИ, 1993. -55 с.
  180. , В.П. Обучение основам творческой деятельности / В. П. Ушачев. Магнитогорск: МГПИ, 1991. — 56 с.
  181. , К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении : Соч., Т.2 / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1989. — С.345−351.
  182. Федеральная программа развития образования в России. М.: МО РФ, 1993. — 83 с.
  183. , И.М. Видеть предвидеть — действовать / И.М. Фейген-берг. — М.: Знание, 1986. — 160 с.
  184. , Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельд-щтейн. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  185. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы. Материалы заочного круглого стола// Вопросы философии. -1995. № 11. — С.3−34.
  186. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.-815 с.
  187. , М.И. Образование в России: философия, идеология, политика / М. И. Фимер // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 17−23.
  188. , Б.П. Гигиена умственного труда / Б. П. Фролов. М.: Медицина, 1965.- 152 с.
  189. , Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей (региональный аспект): дис. канд.пед.наук / Н. И. Фуникова. Челябинск, 1997. — 239 с.
  190. , Ф. Основы общей методологии конструирования / Ф. Хан-зен. — М.: Машиностроение, 1969. — 166 с.
  191. , И.А. Средства активизации в профессиональной консультации подростков / И. А. Холопов // Проблемы образования и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — С. 96 — 99.
  192. , В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте / В. А. Худик. Киев: Освита, 1992.-30 с.
  193. , Д.В. Инновационные подходы к организации обучения / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов // Специалист. 1997. — № 2. — С.21−24.
  194. , В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 5. — С. 13−46.
  195. , Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М: Педагогика и психология, 1979.
  196. , С.А. Обучение и научное познание / С. А. Шапоринский. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  197. , Г. П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек техника / Г. П. Шибанов. — М.: Машиностроение, 1983. — 263 с.
  198. , Д. Интегративная технология обучения курсу «Научно-техническое творчество» студентов технических вузов : дис.. канд. пед. наук / Д. Шимшек. М.: РГБ, 2003.
  199. , В.К. Теория и практика разноуровневого дифференци1.Iрованного обучения в средней школе: дис. .доктора пед. наук / В.К. Шиш-маренков. Челябинск, 1996. — 264 с
  200. , Н.Б. Вопрос о структуре познавательной деятельности : дис.. канд. психол. Наук / Н. Б. Шумакова. — М.: 1985. 236 с.
  201. , А.Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. М.: Высшая школа, 1989. — 143 с.
  202. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  203. Элементы технологии обучения: учебно-методическое пособие / сост. В. А. Беликов, Н. В. Сычкова, Н. Я. Сайгушев и др. Магнитогорск: МГПИ, 1997.-88 с.
  204. , П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений / П. К. Энгельмейер. Новосибирск: Образование Сибири, 1911, — 116с.
  205. , А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике / А.Ф. Эсау-лов. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1979. — 200 с.
  206. , П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юця-вичене. Каунас, 1989. — 271 с.
  207. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2.
  208. , И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И. С. Якиманская // Вопр. психологии. 1994. — № 2. — С. 64−76.
  209. , П.М. Процесс творческой работы изобретателя / П. М. Якобсон. М. — Л.: Изд-во ЦС Всесоюзного общества изобретателей, 1934. — 135 с.
  210. , В.А. Диалектика творческого процесса в науке / В. А. Яковлев. -М.: Изд-во МГУ, 1989.- 128 с.
  211. , Н.М. Подготовка студентов к творческойвоспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
  212. , Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретическая основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1996. -352 с.
  213. , C.B. Инновационные процессы в системе начального профессионального образования / C.B. Ямочкин. Барнаул: БГПУ, 1996. — 76 с.
  214. , JI.A. Индивидуально-дифференциальный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся : автореф.. дис. канд. пед. наук / Л. А. Яцыневич. Казань, 1981. — 23 с.
  215. M. «Contemporary Approaches to Creatiue Thinring». New York, 1963.
Заполнить форму текущей работой