Формирование информационно-технологической компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа
Диссертация
Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности созданных организационно-педагогических условий формирования информационно-технологической компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа позволили констатировать значительное повышение у студентов уровня овладения знаниями, умениями, навыками и личностно-деловыми качествами в области информационных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
- 1. 1. Проблема формирования информационно-технологической компетентности учителя в условиях информатизации образования
- 1. 2. Сущность, структура и критерии сформированности информационно-технологической компетентности будущего учителя
- 1. 3. Обоснование организационно-педагогических условий ф ормир ования инф ормационно-технологической компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа
- Выводы по первой главе
- Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
- 2. 1. Обеспечение методической готовности преподавателей колледжа к формированию информационно-технологической компетентности студентов
- 2. 2. Преобразование информационно-образовательной среды педагогического колледжа, обеспечивающее ее обогащение
- 2. 3. Организация проектно-творческой деятельности студентов с использованием информационных технологий
- 2. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 133 с
- Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя Текст. / В. А. Адольф. Красноярск, 1998. — 310 с.
- Андреев, А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах Текст. / А. А. Андреев // Инновации в образовании. 2004. — № 6.-С. 98−113.
- Андреев, А.А. Проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах Текст. / А. А. Андреев // Информационные технологии в открытом образовании: Материалы конференции 11−12 октября 2001 г.-М: МЭСИ, 2001.
- Андреев, А.А. Педагогика высшей школы Текст. / А. А. Андреев. — М.: Московский международный институт экономики, информатики, финансов и права, 2002. — 264 с.
- Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / Ю. И. Аскерко. Магнитогорск, 2007. — 174 с.
- Афанасьев, Ю.А., Казанская, О.В. Элементы информационной образовательной среды в НГТУ Текст. / Ю. А. Афанасьев, О. В. Казанская // Открытое дистанционное образование. 2001. — № 1(3). — С.42−45.
- Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода: Лекция в слайдах Электронный ресурс. / В. И. Байденко. Авторская версия. М., 2004.
- Беспалько, В.Л. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. Л. Беспалько. М., 1989. — 260 с.
- Беспалько, В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательной программы подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. — М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
- Богдан, Г. Ю. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей колледжа Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / Г. Ю. Богдан. Челябинск, 2003. — 174 с.
- Ваграменко, Я.А. О направлениях информатизации российского общества Текст. / Я. А. Ваграменко // Системы и средства информатики: Сб. научных трудов. -М.: Наука, 1996, вып. 8.
- Васильева, ЕЛО. Модель учителя XXI века // Педагогическое образование для XXI века Текст. / ЕЛО. Васильева: Материалы международной научно-практической конференции. М., 1994. — С. 11−12.
- Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10.-С. 51−55.
- Везиров, Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании Текст.: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук / Т. Г. Везиров. Ставрополь, 2001.-39 с.
- Гершунский, Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 46−54.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Гоноболин, Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя Текст. / Ф. Н. Гоноболин // Вопросы психологии. 1975. -№ 1. — С.100−111.
- Гоноболин, Ф.Н. Черты педагогического мастерства Текст. / Ф. Н. Гоноболин // Народное образование. 1959. — № 9. — С.47−51.
- Гончар, М. Непрерывное образование в педагогическом коллективе на примере школы инновационного типа Текст. / М. Гончар // Народное образование. 2000. — № 9. — С. 106−116.
- Горвиц, Ю.М., Чайнова, Л.Д., Поддъяков, Н.Н., Зворыгина, Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Текст. / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддъяков, Е. В. Зворыгина. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328с.
- Горовая, В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы Текст. / В. И. Горовая // Непрерывное педагогическое образование. Вып. VI. Ставрополь, 1994. — С.44−49.
- Горовая, В. И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования
- Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / В. И. Горовая. СПб., 1995. -44 с.
- Гриценко, В.И., Паньшин, Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. Текст. / В. И. Гриценко, Б. Н. Паньшин. Киев: Наукова думка, 1988. — 272 с.
- Гришанова, Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых Текст. / Н. А. Гришанова: материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004. М., 2004.
- Дебров, В.А. Педагогические условия послевузовской компьютерно-информационной подготовки специалистов в региональном учебно-методическом центре Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / В. А. Дебров. -Калининград, 2000. 172 с.
- Диканская, Н.Н. Формирование готовности студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / Н. Н. Диканская. Ставрополь: СГУ, 2000. — 160 с.
- Диканский, Е.Ю. Комплексное использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного педагогического образования Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / Е. Ю. Диканский. — Ставрополь, 2003. — 193 с.
- Дмитриева, H.JI. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / H.JI. Дмитриева. Великий Новгород, 2003. — 177 с.
- Добудько, А.В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы формирования Текст.: Дисс .канд. пед. наук / А. В. Добудько. Самара: СГПУ, 2000. 176 с.
- Донина, И.А. Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников Текст.: Дисс. канд. пед. наук / И. А. Донина. Новгород: НГУ, 1999. 182 с.
- Егоров, В.В., Сейтбаталова, А.С. Разработка информационно-образовательной среды дистанционного обучения в педагогическом вузе на основе образовательного портала / В. В. Егоров, А. С. Сейтбаталова // Совет ректоров. 2007. — № 11. — С. 79−87.
- Жалдак, М.И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе Текст.: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук / М. И. Жалдак. М., 1989. — 42 с.
- Жиленко, Н.В. Назначение информационной среды для современной школы Текст. / Н. В. Жиленко // Современные технологии обучения «СТО-2005»: Материалы XI межд. конф. Санкт-Петербургский гос. элек-тротехн. ун-т «ЛЭТИ». СПб, — 2005. Т.2. — С. 184−186.
- Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании Текст. / И. Г. Захарова. М.: Академия, 2003. — 192 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 476 с.
- Зияудинова, С.М. Содержание и организация информационнойподготовки будущего учителя начальных классов Текст.: Дисс.канд.пед. наук / С. М. Зияудинова. М.: МГУ, 2000. — 176 с.
- Зубрилин, А.А., Паркина, И.С. Технология разработки элективных курсов Текст. / А. А. Зубрилин, И. С. Паркина // Информатика и образование. 2006. -№ 1.- С. 8−11.
- Ильченко, О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения Текст. / О. А. Ильченко. М., 2002.
- Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-167 с.
- Информатизация образовательного процесса: новые формы диалога // Приоритетный национальный проект «Образование» в Республике Хакасия Текст. / Под ред. Г. А. Салата. Абакан: Министерство образования и науки Республики Хакасия, 2008. — 25 с.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Казанская, О.В., Гужов, В.И. Формирование информационной образовательной среды технического университета Текст. / О. В. Казанская, В. И. Гужов // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. -№ 4(27).-С. 57−61.
- Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования Текст. / П. Ф. Каптеров // Избр. пед. соч. т.З. -М, 1982. — 606 с.
- Кардашев, В.А. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием Текст. / В. Кардашев // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. — С. 208−219.
- Кечиев, JI. H, Путилов, Г. П., Тумковский, С.Р. Информационно-образовательная среда технического вуза Электронный ресурс. / CNews.ru. — Электрон, дан. — М., 2002. — Режим доступа: // http://www.cnews.ru, свободный. Загл. с экрана.
- Климова, Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / Т. Е. Климова. Челябинск, 1995. — 212 с.
- Климова, Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя Текст.: Дисс.. д-ра пед. наук / Т. Е. Климова. Оренбург, 2000. -328 с.
- Ковалев, А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Ковалев. -М.: Просвещение, 1969. 391 с.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1−4 классы Текст. / В. И. Ковалько. М.: ВАКО, 2007. — 304 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова. — М.: Академия, 2000. 176 с.
- Колесникова, И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин Текст.: Дисс.. д-ра пед. наук / И. А. Колесникова. Л., 1991. -493 с.
- Колин, К.К. Информатизация образования, как фундаментальная проблема // Дистанционное образование Текст. / К. К. Колин. М., 1998, № 4.-С. 17−21.
- Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М., 1978. — С. 16.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (приказ от 11.02.02. № 393) Текст. // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования РФ. 2002. — № 6. -С. 11−40.
- Котова, И. Б, Шиянов, Е. Н. Педагог: профессия и личность Текст. / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1997. — 144 с.
- Краевский, В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа Текст. / В. В. Краевский // Гуманизация образования. 1994. — № 1. — С. 3−18.
- Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат Текст. / В. А. Красильникова // Информатика и образование. 2003. -№ 4.-С. 21−27.
- Краткая философская энциклопедия Текст. М.: Прогресс-Энциклопедия. -М.: Прогресс, 1994.
- Краткий словарь современных понятий и терминов 3-е изд., дораб. и доп. Текст. / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др.- Сост., общ. ред. В. А. Макаренко. -М.: Республика, 2000. — 670 с.
- Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания Текст. / В. А. Крутецкий. М., 1976. — 326 с.
- Кузнецов, Э.И. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом вузе: Текст.: Дисс.. д-ра пед. наук / Э. И. Кузнецов. М., 1990. — 277 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования. Текст.: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1980, — 172с.
- Кузьмина, Н.В. Основы профессиональной психодиагностики Текст. / Н. В. Кузьмина. М., 1984.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М., 1990. -160 с.
- Лавина, Т.А. Содержание подготовки студентов педагогического вуза к применению современных информационных технологий вбудущей профессии Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / Т. А. Лавина. -М., 1996.- 18 с.
- Лапчик, М. П ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография Текст. / М. П Лапчик. Омск, изд-во ОмГПУ, 2007. — 144 с.
- Левитан, К.М. Стратегические вопросы модернизации высшего профессионального образования Интернет-ресурс.: http:// www.rsvpu.ru/ news/confl/l/ED.ru (2006)
- Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология Текст. / Н. Д. Левитов. М., 1967. — 240 с.
- Личностно-ориентированное обучение в средних профессиональных образовательных учреждениях Текст. / под общей редакцией Каиновой Э. Б. -М.: НМЦСПО, 1998. 144 с.
- Лобачев, С.Л. Функциональная и структурная организация представительства учебного заведения в информационно-образовательной среде открытого образования Текст. / С. Л. Лобачев // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2004. — № 2. — С.62−68
- Макарова, Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Текст. / Н. В. Макарова. -СПб, 1992.-38 с.
- Маслова, Т.Ф. Условия профессиональной самореализации учителей Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / Т. Ф. Маслова Ставрополь, 1996.- 187 с.
- Милерян, Е.А. Психология формирования общетрудовых, политехнических умений Текст. / Е. А. Милерян. — М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
- Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя Текст. / JI.M. Митина. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
- Мищенко, А.И. Введение в педагогическую профессию Текст.: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / А. И. Мищенко. Новосибирск, 1991. — 148 с.
- Назаров, С.А. Педагогические основы проектирования лично-стно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / С. А. Назаров. — Ростов-на-Дону, 2006.-182 с.
- Никитин, Э.М. Федеральная система повышения квалификации: проблемы и перспективы развития Текст. / Э. М. Никитин // Народное образование. 1999. -№ 7. — С. 5−14.
- Новикова, A.M. Интеграция базового профессионального образования Текст. / A.M. Новикова // Педагогика. 1996. -№ 3. — С. 17−20.
- Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1993. — 730 с.
- Оробинский, A.M. Информационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / A.M. Оробинский. Ростов на Дону, 2001. — 174 с.
- Основы открытого образования Текст. — Т. 1. / Отв. ред. В. И. Солдаткин. Российский государственный институт открытого образования. — М., 2002. — 676 с.
- Основы педагогического мастерства Текст. / Под ред. И.А. Зя-зюна. Киев: Высшая школа, 1987. — 302 с.
- Пидкасистый, П.И., Тыщенко, О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения Текст. / П. И. Пидкасистый, О. Б. Тыщенко // Педагогика. 2000. — № 5. — С.7−13.
- Программа модернизации педагогического образования Текст. // Вестник образования России. 2003. — № 10. — С. 10−36.
- Профессиональная педагогика Текст. / Под ред. С. Я. Батыше-ва. М., 1997.
- Психолого-педагогические проблемы: организация и управление воспитательным и учебным процессами Текст. / Ульяновск, 1995. — 183 с.
- Разинкина, Е.М. Профессиональный потенциал студентов вуза и новые информационные технологии: Монография Текст. / Е. М. Разинкина. Магнитогорск: МаГУ, 2005. — 347 с.
- Разинкина, Е.М. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерных информационных технологий в профессиональной деятельности Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / Е. М. Разинкина. Магнитогорск: МГУ, 2000. — 198 с.
- Раскина, И.И., Федяинова, Н.В. Подготовка учителей начальных классов к преподаванию информационных технологий на интегра-тивной основе Текст. / И. И. Раскина, Н. В. Федяинова // Информатика и образование. 2004. — № 9. — С. 89−92.
- Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2003. — № 2. — С. 8−14.
- Рогожникова, Р.А. Профессиональная компетентность учителя по формированию дисциплинированности школьника Текст. / Р. А. Рогожникова. Пермь: ПГПУ, 1996. — 165 с.
- Романов, Е.П. Подготовка учителя к использованию Интернет-технологий в профессиональной деятельности Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / Е. П. Романов. Магнитогорск, 2006. — 178 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. Текст. / гл. редактор В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
- Рудакова, Д.Т. Развитие содержания компонентов профессиональной деятельности учителя в условиях использования Интернет-технологий Текст. / Т. Д. Рудакова. — М., 2003. — 156 с.
- Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография Текст. / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
- Сагатовский, В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий Текст. / В. Н. Сагатовский. Томск, 1973. — 431 с.
- Саккулин, В.А. Подготовка студентов педвуза к использованию компьютерных технологий в психолого-педагогических исследованиях и экспериментах Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / А. И. Саккулин. — Екатеринбург: УГПУ, 1999. 196 с.
- Санникова, А.И. Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе Текст.: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук / А. И. Санникова. Пермь, 2002. — 40 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учебное пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998.-256 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст./ Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350с.
- Сластенин, В.А. К вопросу о профессиограмме учителя Текст. / В. А. Сластенин // Советская педагогика. — 1973. — № 5. — С.78−80.
- Сластенин, В.А. Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы Текст. / В. А. Сластенин // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1981.
- Сорокопуд, Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Сорокопуд. Ставрополь, 2000. — 185 с.
- Стариченко, Б.Е. Компьютерные технологии в образовании. Инструментальные системы педагогического назначения: Учебное пособие. Текст. / Б. Е. Стариченко. Екатеринбург: УрГПУ, 1997. — 108с.
- Стратегии модернизации содержания общего образования Текст. -М.: ООО «Мир книги», 2001.
- Суходольский, Г. В. Основы психологической теории деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. JL: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168 с.
- Теория и практика дистанционного обучения Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М.Ю. Бухар-кина, М. В. Моисеева / Под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2004.-416 с.
- Узденова, А.А. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей как условие развития информационно-компьютерной культуры младших школьников Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / А. А. Узденова. Карачаевск, 2002. — 158 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 840 с.
- Ходякова, Н.В. Информационная культура специалиста Текст.: Учебно-методическое пособие. Волгоград, Изд-во ВЮИ МВД России, 1999.56 с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент лич-ностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Черемисина, А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / А. А. Черемисина. Оренбург, 2000. — 27 с.
- Чусавитина, Г. Н. Педагогические условия подготовка будущих учителей к использованию электронно-коммуникативных средств в профессиональной деятельности Текст.: метод, рекомендации / Г. Н. Чусавитина. Магнитогорск: МаГУ, 1997. — 110 с.
- Шадриков, В.Д. Проблема профессиональных способностей Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. — № 3. — С. 17−20.
- Шепель, В.А. Человеческая сущность управления Текст. / В. А. Шепель // Народное образование. 2000. — № 9. — С. 41−45.
- Шишов, С.Е., Агапов, А.В. Компетентностный подход в образовании Текст. / С. Е. Шишов, А. В. Агапов // Лучшие страницы педагогической прессы. М., 2002. — № 3. С. 18−26.
- Шукшунов, В.Е., Взятышев, В.Ф., Романкова, Л. И. От осознания парадигмы к образовательной практике Текст. / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, Л. И. Романкова // Высшее образование в России. — 1995. -№ 3-С. 35−44.
- Шухман, А.Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности Текст.: Дисс.. канд. пед. наук / А. Е. Шухман. М.: МПГУ, 2000. — 136 с.
- Юцявичене, П.А. Компьютеризация обучения на основе модульных программ Текст. / П. А. Юцявичене // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации. Рига, 1988. -№ 1 — С. 40−42.
- Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения Текст. / П. А. Юцявичене. Каунас, 1989. — 272 с.
- Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач Текст.: Дисс.. д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 403 с.
- Ярулов А.А. Интегративное управление формированием среды образования в школе Текст.: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук (13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования / Александр Анатольевич Ярулов. М., 2008. — 46 с.
- Austin, G.R., Lutterodt, S.A. The computer at school Text. / G.R.r
- Austin, S.A. Lutterodt // Prospects. -1982. N4. — P. 421−438.
- Glossory of Educational Technology Terms Text. Paris: UNESCO, 2001.-239 p.
- Information system and school improvement: Inventing the future / Ed. Adrienne Bank and Richard C. Williams Text. New York- London: Teacher college press, cop, 2000. — 252 p.
- International Congress Education and Informatics/ Strengthening International Cooperation Proceedings Text. P., UNESCO, 2001. — Vol. 5. -P. 9−11.
- UNESCO. Computers and Education. Rapport on the Stanford Text. UNESCO Symposium. Annex 1. — P. 3 (124).
- Science and engineering indicators.2002. National science board Text. WashGov. print, off., 2002.