Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические особенности профессионального развития личности курсантов и слушателей в условиях вуза ГПС МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование эмоционально-волевой устойчивости в процессе внедрения КП УВР обеспечивается комплексированием форм, методов и приемов обучения при моделировании экстремальных ситуаций в процессе профессиональной подготовки. При этом, воспитание психологической устойчивости осуществляется поэтапно, путем систематической постановки постоянно усложняющихся задач на выполнение приемов, связанных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 1. 1. Характеристика чрезвычайных ситуаций и значение профессионально важных качеств сотрудников ГПС МЧС России при выполнении профессиональной деятельности. Ю
    • 1. 2. Педагогические особенности формирования профессионально грамотной личности специалиста
    • 1. 3. Педагогические особенности формирования личности специалиста в учебно-воспитательном процессе
    • 1. 4. Условия формирования готовности к выполнению задач по предназначению в профессиональной деятельности
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
    • 2. 1. Формирование личности специалиста — педагогический процесс как общественное явление
    • 2. 2. Основные научно-педагогические концепции формирования профессиональных морально-боевых качеств у молодых специалистов
    • 2. 3. Требования к профессиональным качествам специалиста в современных условиях
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ И
  • СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВУЗА ГПС МЧС РОССИИ
    • 3. 1. Определение критериев результативности профессиональной подготовки на основе формирования готовности обучаемых к профессиональной деятельности
    • 3. 2. Экспериментальная проверка эффективности КП УВР по формированию личности курсантов и слушателей в условиях вуза ГПС
  • МЧС России
  • ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ

Педагогические особенности профессионального развития личности курсантов и слушателей в условиях вуза ГПС МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России в современных условиях свидетельствует о том, что им приходится действовать совместно с силами и средствами МЧС России в условиях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера в сложных, экстремальных условиях, связанных с риском и опасностью для жизни и здоровья. В этих условиях требуются специалисты и руководители, способные ориентироваться в различных отраслях деятельности, имеющие знания, умения и навыки, достаточные для решения сложного комплекса научных, инженерно-технических, правовых, психолого-педагогических, экономических, экологических, социально-политических и управленческих проблем. Устойчивое развитие Российской Федерации в современных условиях во многом зависит от возможностей государства и человека управлять риском возникновения катастроф и, в конечном итоге, способностью обеспечить защиту населения и территории проживания.

В комплексе мер по совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников МЧС важная роль отводится вузам. На формирование личности специалиста влияют различные факторы: процесс профессиональной подготовкиизменение социального статуса курсанта и слушателя в период овладения профессиейспецифика требований, предъявляемых в период обучения и др.

Возраст обучающихся в вузе характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический, но именно он по времени приходится на период становления курсанта и слушателя как личности, как специалиста: расширяется объем деятельности, меняются черты характера, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и тем важнее в этот период роль педагога-воспитателя.

В связи с этим, весьма актуальным представляется исследование педагогических особенностей формирования личности курсантов и слушателей в условиях вуза. Однако, в настоящее время возникло противоречие между требованиями к высокому профессионализму сотрудников МЧС России, в том числе и к сотрудникам государственной противопожарной службы, и недостаточной подготовленностью выпускников вузов МЧС России к профессиональной деятельности.

Причина данного противоречия кроется в изменении ведомственной подчиненности и в кардинальном изменении, в связи с этим, задач, выполняемых сотрудниками ГПС, в то время как учебно-воспитательный процесс вуза ГПС не претерпел особых изменений.

Таким образом, возрастающие требования к профессионализму сотрудников ГПС в сложных условиях деятельности и её недостаточная разработанность в педагогической науке и обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс вузов ГПС МЧС Российской Федерации.

Предмет исследования: процесс профессионального развития личности курсантов и слушателей в условиях вуза ГПС.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза комплексного перспективного плана воспитательной работы (КП УВР) позволит повысить эффективность формирования у курсантов и слушателей профессионально важных личностных качеств.

Цель исследования: На основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплексный план учебно-воспитательной работы (КП УВР) и методические рекомендации по его внедрению в учебно-воспитательный процесс вуза.

Задачи исследования:

1. Изучить виды чрезвычайных ситуаций, условия профессиональной деятельности сотрудников ГПС, а также противоречия и закономерности, определяющие требования к системе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России в современных условиях.

2. Выявить, научно и эмпирически обосновать требования к профессионально важным качествам и уточнить модель специалиста-выпускника вуза ГПС МЧС России.

3. Разработать и теоретически обосновать комплексный перспективный план воспитательной работы (КП УВР) в вузе ГПС и методические рекомендации по его внедрению в учебно-воспитательный процесс.

4. Определить систему критериев и показателей уровня сформированности личностных профессионально важных качеств курсантов и слушателей в процессе обучения и их готовность к профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды, посвященные:

— проблемам психологии личности (Ананьев Б.Г., Анцыферова Л. И., Бодалев А. А., Выготский JI.C., Грановская P.M., Поршнев Б. Ф., Рубинштейн С. П., Фромм Э., Берн Э., Перлз Ф.);

— акмеологии профессионализма (Гусева А.С., Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Климов Е. А., Кузьмина Н. В., Маркова А. К., Яблокова Е. А. и др.);

— психологические теории и концепции, раскрывающие природу и поведение человека в обществе (Андреева Г. Н., Бодалев А. А., Донцов А. И., Панасюк А. Ю., Шостром Э., Сатир В.);

— социально-психологические методы обучения и развития личности (Бодалев А.А., Грешных А. А., Емельянов Ю. Н., Макшанов С. И., Марасанов Г. И., Ситников А. П., Столин В. В., и др.);

— роли личностных качеств и уровня общего развития в процессе воспитания и самовоспитания специалистов (Артамонов B.C., Олейников B.C., Хальзов В. И., Юрченко Я.Я.);

— воспитанию нравственных, морально-волевых и физических качеств в условиях вузов ГПС (Винокурова Н.Г., ПочебутЛ.Г., Узун Л. С., Щеголев В.А.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогических источников по проблеме исследованияметоды включенного наблюдения, беседы, анкетированияпедагогический констатирующий и формирующий эксперимент с использованием стандартизованных диагностических процедурметодики диагностики особенностей интеллектаметодики самооценки личностиметодики направленные на исследование личностных особенностейкачественный и количественный анализ полученных результатов, статистическая обработка экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Комплексный план учебно-воспитательной работы (КП УВР), основанный на учете всех факторов психолого-педагогического воздействия и основанный на последовательности, этапности, систематичности и непрерывности учебно-воспитательного процесса и позволяющий повысить эффективность формирования у курсантов и слушателей профессионально важных личностных качеств.

2. Уточненная модель личности выпускника вуза ГПС, включающая требования к его профессиональным и личностным качествам.

3. Квалификационные характеристики и перечень профессионально важных качеств выпускника вуза в связи с изменением требований к специалисту ГПС МЧС России в новых условиях.

4. Методические рекомендации по оценке уровня сформированности личностных качеств курсантов и слушателей.

Научная новизна и теоретическая значимость.

• исследованы педагогические особенности формирования личности будущего специалиста в условиях реформирования системы МЧС;

• уточнено понятие педагогических особенностей формирования личности специалиста;

• вскрыты и обоснованы объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс формирования личности специалиста;

• уточнены функции воспитательной работы в процессе формирования личности специалиста;

• разработаны теоретические положения и практические рекомендации по формированию готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что на основании данных исследования и опытно-экспериментальной работы: выявлены, научно и эмпирически обоснованы требования к профессионально важным качествам и уточнена модель специалиста-выпускника вуза ГПС МЧС Россииполучены практические рекомендации, позволяющие обучающимся в вузах МЧС совершенствовать свою подготовку к профессиональной деятельностиразработана и научно обоснована методика изучения оценки качества и эффективности формирования готовности к профессиональной деятельности будущего специалистаопределены педагогические особенности формирования личности специалиста, обоснованы возможности влияния на процесс формирования личности специалиста в учебно-воспитательном процессе.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими положениями, реализацией комплексной методики исследований, всесторонним анализом и апробацией опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных и реиональных научно-практических конференциях, Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России в 20 052 006 гг. Материалы диссертации использовались в учебно-воспитательном процессе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (20 042 006 гг.).

На основе результатов диссертационного исследования были проведены семинары для воспитательного отдела, курсовых офицеров и сержантов курсантских подразделений, теоретические выводы и практические рекомендации внедрены в учебно-воспитательный процесс на факультетах и в отделе воспитательной работы Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (2004;2006гг.).

Организация исследования.

Исследования по рассматриваемой проблеме проводились в течение 2003;2006 г. г. в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. Всего обследовано более 350 человек, из них 118 человек приняли участие в педагогическом эксперименте.

ВЫВОДЫ.

1. Системно-исторический анализ деятельности сотрудников ГПС МЧС России позволил установить ее зависимость от социально-политической и экономической обстановки, изменения задач, стоящих перед сотрудниками в современных условиях. Профессиональная деятельность сотрудников проходит в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера при воздействии на них комплекса экстремальных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье, нередко угрожающее их жизни. Все это предъявляет высокие требования к их моральным, физическим и психологическим качествам.

2. Основными причинами сохраняющихся недостатков современной системы подготовки курсантов вузов ГПС МЧС России являются:

• узость форм воспитательной работы по формированию личности курсантов и слушателей в духе патриотизма, высокой нравственности и культуры, отрыв ее от задач профессионального обучения;

• несоответствие содержания профессиональной подготовки характеру и условиям возникающих служебных задач;

• низкая информативность и надежность существующих критериев проверки и оценки профессиональной подготовленности курсантов;

• отсутствие стройной системы профессиональной, физической и психологической подготовки курсантов к действиям в экстремальных условиях.

3. Требования к профессиональному мастерству выпускников вузов МЧС, содержащиеся в модели специалиста, представлены в виде объема знаний, умений и навыков, должны содержать профессионально важные качества. Представленная модель личности выпускника вуза ГПС МЧС России в результате изучения отечественного и зарубежного опыта организационных и содержательных основ специалистов аналогичного профиля содержит необходимые профессионально важные качества сотрудников МЧС России и уточняет квалификационные требования к выпускнику вуза ГПС.

4. Проведенное исследование показало, что процесс формирования личности курсантов и слушателей в условиях вуза ГПС МЧС России будет проходить успешно, если:

• он осуществляется в рамках целостности педагогической системы интегрирующей профессиональную, психолого-педагогическую, морально-психологическую, нравственную и физическую подготовку будущих специалистов МЧС России;

• он носит комплексный характер и ориентирован на развитии всех структурных компонентов личности будущих специалистов;

• выявлены психолого-педагогические условия формирования готовности обучающихся к профессиональной деятельности;

• разработаны критерии сформированное&tradeготовности обучающихся к выполнению задач по предназначению, а также профессионального долга;

• сформирована психолого-педагогическая модель комплексной программы учебно-воспитательной работы (КПП BP), которая должна отражать: все формы и методы воспитательной работывсесторонний учет изменений обстановки сегодняшнего дня, функций и задач, выполняемых ГПС МЧС Россиинепрерывное совершенствование форм и методов обучения и воспитания курсантов в целях успешного формирования их готовности к действиям в экстремальных ситуацияхсистему всестороннего контроля процесса профессиональной подготовленности курсантов на всех этапах обучения.

4. Разработанная и апробированная на практике вуза ГПС модель КП УВР обеспечивает ведение непрерывной воспитательной работы с курсантами и слушателями на всех периодах обученияпоэтапное усвоение теоретических знанийформирование специальных, тактических и методических навыков действий курсантов в соответствии с интеллектуально-профессиональной иерархией деятельности и профессиональной подготовкиосуществляет развитие профессионально-важных прикладных и физических качеств и навыковразвитие коллективного взаимодействия, достижение целевого, и целостно-ориентировочного единства коллективаформирование психологических качеств и эмоционально-волевой устойчивостипредусматривает контроль профессиональной подготовленности курсантов и материально-техническое обеспечение процесса формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях в условиях профессиональной деятельности Эффективность педагогической системы подтверждается данными, полученными в ходе исследования. Уровень сформированности готовности обучающихся к выполнению профессионального долга и задач по предназначению увеличился по сравнению с исходным в контрольных группах на 9−10%, а в экспериментальных группах на 16−20%.

5. Формирование эмоционально-волевой устойчивости в процессе внедрения КП УВР обеспечивается комплексированием форм, методов и приемов обучения при моделировании экстремальных ситуаций в процессе профессиональной подготовки. При этом, воспитание психологической устойчивости осуществляется поэтапно, путем систематической постановки постоянно усложняющихся задач на выполнение приемов, связанных с элементами новизны, риска, опасности, дефицита, времени, длительного физического и психического напряжения, в сочетании с неожиданными сильными эмоциональными воздействиями, завершаемых обязательным контролем за ходом их выполнения.

6. Экспериментально установлено, что КП УВР оказывает существенное положительное влияние не только на результаты профессионального обучения, но и на формирование коллективных взаимодействий и взаимоотношений, что способствовало совершенствованию коллективного мастерства и повышению уровня их коллективного взаимодействия.

7. Результат формирования готовности курсантов к действиям в экстремальных ситуациях необходимо оценивать группой комплексных критериев: успешность выполнения профессиональных приемов и действийдинамика косвенных показателей работоспособностифакторная информативностьучет реального достижения. Причем, для сотрудников ГПС предпочтительным является составной критерий, построенный на основе суммарного показателя специальной, тактической и физической подготовленности, включающего основные контрольные упражнения, приемы, действия и оптимальную размерность комплекса тестов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для повышения эффективности процесса формирования личности курсантов и слушателей в условиях вуза ГПС МЧС России считаем возможным рекомендовать:

1. Внедрить в вузах ГПС в рамках учебно-воспитательного процесса в целях повышения эффективности и качества профессиональной подготовки специалистов предложенную комплексную программу учебно-воспитательной работы (КП УВР).

2. Рассмотреть уточненную модель личности выпускника вуза ГПС МЧС России, содержащую необходимые профессионально важные качества сотрудников МЧС России и квалификационные требования к выпускнику вуза ГПС.

3. Ввести в учебно-воспитательный процесс вузов программу психологической подготовки курсантов, направленную на формирование у них морально-волевых качеств, психологической устойчивости, готовности выполнять обязанности в экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993 г. № 9.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни М., 1991. С.97
  3. А.Г. Патриотизм и интернационализм советского человека. М.: Сов. Россия, 1979. С.37−43
  4. Адаптация персонала к измененной системе труда. / Под ред. Л. Г. Лаптева -М., 1997. С.49−51
  5. В.М. Педагогические условия формирования познавательно-профессиональных потребностей у студентов младших курсов технического вуза: диссертация кандидата педагогических наук Челябинск, 1987.
  6. М.И. Мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности. М., 1989. С.57
  7. Ш. А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса. Минск, 1990. С.37−49
  8. А.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих. тр. В 2 т. Т.2 М., 1992. С.87
  9. .Г. Психология и проблемы человекознания М.- Воронеж, 1996. С. 128−268
  10. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Издательство Казанского университета. 1998 г. С.29−31
  11. И.Л. Происхождение человека и общества М.: Мысль, 1988. С. 103
  12. В.П., Торлач Н. И., Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. Харьков 1996.
  13. О.С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991. С.93
  14. А.А. Воспитывать патриотов. М.: Просвещение, 1989.
  15. B.C., Бессонов В. П., МоторинА.А., МукучанА.А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы: Курс лекций. Раздел II. Организация воспитательной работы с личным составом ГПС СПбУ МВД России, 2002.
  16. В.Г. Мотивация и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
  17. АсмоловА.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 1990. С.35
  18. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
  19. А.В. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. С. 115
  20. А.В., Дерюгин П. П. Военно-педагогическая диагностика. (Теория, опыт, проблемы). М., 1995. С.90−92
  21. Е. Н. Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. СПб., 1996. С.78
  22. С.Ф. Профессиональная педагогика. М.: РАО, 1997. С.84
  23. В.И., Вяткин Л. Г. Формирование внутренних стимулов учения, как актуальная комплексная проблема. / Формирование внутренних стимулов учения у студентов. / Под ред. Вяткина Л. Г. -Саратов: Издательство Саратовского университета, ч. 1,1991.
  24. М. М. Ефимова С.П. Круглов Б. В. Почему учиться трудно? М., 1995. С.29
  25. А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.
  26. Р.В. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. С.47
  27. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1984. С.63
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С.51
  29. . Структура процесса воспитания. Издательство «Швиеса», 1984.
  30. А.А., РудкевичЛ.А. Как становятся великими или выдающимися? М., 1997.
  31. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. С.33−57
  32. БожовичЛ.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995.
  33. Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения. Анализ опубликованных работ, представленных в качестве диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1967.
  34. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика, 1995. № 4.
  35. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей. // Вопр. психол.1997. № 2.
  36. С.Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2.
  37. Р.А., ПолищукВ.И. Философия и культура. Сб. научных трудов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета- Нижневартовск: Издательство Нижневартовского педагогического института. 1996.
  38. В.И., Мерзляк Л. Е. Командир и подчиненные. М. 1986.
  39. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986. С.32−61
  40. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М&bdquo- 1990.
  41. Военная психология и педагогика. Учебное пособие под общ. редакцией Кулакова В. Ф. М.: Совершенство, 1998. С.116−125
  42. Д.А. Воинская этика. Издательство «Знание». М. 1980.
  43. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: Экспресс-информация. / Отв. Ред. Васильев Ю. К. М., 1978.
  44. Воскресни Русь. О патриотизме, достоинстве русского человека и православном понимании войны. Даниловский благовестник. М. 2000.
  45. JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. С.45
  46. А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М.: Педагогика, 1990. С.58−59,67
  47. Л.Г. Современное высшее образование: проблемы и перспективы развития. / Активизация учебного процесса в современном вузе. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1993.
  48. Л.Г., Тарский Ю. И. Современное высшее образование: проблемы и перспективы развития. /Концептуальные основы. -Саратов: Издательство Саратовского университета, 1993.
  49. Л.И., Шевченко И. В. Основы педагогики и психологии высшей военной школы. М., 1998.
  50. П.В. Готовность к подвигу. М., 1969. С.49
  51. ГамезоМ.В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  52. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
  53. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
  54. Н.К. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1999. С.121
  55. Т.В., Гордиенко Н. С., Карпунин В. А., Школьный философский словарь, М.: Просвещение. 1995.
  56. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Изд. Государственный Комитет РФ по высшему образованию, М., 1995.
  57. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  58. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  59. В.П. Офицеры и солдаты. М: Воениздат, 1989. С.92
  60. В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России СПб.: Фонд «Университет», 2000.
  61. В.П., Луценко В. К. Педагогические основы воспитания высоких морально-боевых качеств у личного состава подразделений и частей.-М., 1971. С. 193
  62. В.Ф. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. М., 1977.
  63. Г. А. О развитии взаимоотношений преподавателя и курсантов. // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. М., 1980. С. 113
  64. А.А. и др. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности: Акмеологический аспект. М., 1993.
  65. В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. М., 1997.
  66. Г. В. Гришин А.А. Моральные качества специалиста. М., 1996 С.107−108
  67. И.В. Практическая психология образования. М., 1997.
  68. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996
  69. М.И. Психология высшей военной школы. М., 1983.1. С.383
  70. Э. Социология образования. М., 1996. С.73
  71. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989.
  72. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. С.39
  73. А. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. М., 1976.
  74. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М., ВПА, 1979.
  75. Г. И. Понятийное диалектическое мышление. Педагогическая технология и дидактический анализ. Саратов, 1993.
  76. Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
  77. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. -М., 1993.
  78. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
  79. В.Г. Педагогическое руководство коллективом слушателей вуза: теория и практика. М. 1987.
  80. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов М, 1990. С.70−73
  81. Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются. М.: Воениздат, 1986.
  82. Е.Н. Основы изучения профессиональной деятельности. -М., 1987. С.57
  83. Т.А., Левин А. Я. Мотивация учебной деятельности студентов / Психологические механизмы регуляции поведения иоптимизация трудовой и учебной деятельности. Горький: Издательство Горьковского университета, 1987.
  84. B.C. О теоретико-методологических основах органического единства учебного и воспитательного процессов. Волгоград, 1982. С.64−69
  85. И.И. О сущности правосознания. М., 1993.
  86. Т.А., Педагогика. М., Просвещение, 1984.
  87. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1983.
  88. К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании. Воронеж. 1979.
  89. Н.М. Избранное. М., 1990.
  90. В.О. Афоризмы и мысли об истории // Собр. Соч. в 9-ти т. М.: Мысль, 1999, т.9.
  91. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
  92. Г. М., Коджаспиров А. Ю., Педагогический словарь. М., 2000.
  93. Г. М., Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  94. В.И. Организация и проведение уроков мужества. М., 1971.
  95. И.Г., Телегина Л. И. Исследование мотивации научной деятельности. /Мотивация личности. Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.
  96. Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.
  97. Концепция воспитания военнослужащих силовых министерств и ведомств Российской Федерации. М., 1998.
  98. КоретовВ.М. Развитие воспитательных функций коллективам., 1974.
  99. КорнееваЛ.Н. Профессиональная психология личности //
  100. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, СПб., 1991.
  101. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль. 1968.
  102. НИ. Социально-педагогические проблемы теории и практики, комплексного подхода к воспитанию в воинских коллективах. -М., 1980. С.73−75
  103. А.И. Психология управления. М., 1979.
  104. М.В. Педагогические технологии. М. 1989. С.31−41
  105. Е.А. Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996.
  106. А.И., Введение в социологию: учебное пособие. М.: Новая школа, 1995 г. С.89−91
  107. Краткий психологический словарь под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. -М.: Политиздат, 1985.
  108. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М., 1993.
  109. В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1995.
  110. В.В. Формирование навыков в профессиональной деятельности. М., 1989. С. 102−103,105
  111. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Методика оценки педагогической деятельности преподавателя высшей школы в процессе внедрения новых технологий обучения. Барнаул: Изд-во АТУ, 2000.
  112. О.И. Наука и искусство принятия решения. М., 1979.
  113. Н.Д. Психология характера. М., 1969. С. 13−17
  114. Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. -М., 1977. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2000. С.30−33
  117. . Кризисы жизни шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. — Калуга, 1994.
  118. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: изд-во ЛГУ, 1974.
  119. .Т. Простые истины воспитания. М., 1983. С.33−37
  120. .Т. Педагогика. М., 1993.
  121. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.
  122. Г. Д. Психология. М., 1960.
  123. Луначарский о народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  124. П.Н. Стиль работы командира. М., 1969.
  125. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8 т. М, 1983. Т. 1. С21,35,72
  126. В.Я. Оценка готовности курсантов к самостоятельной работе // Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военных специалистов. Энгельс, 1984.
  127. В.Н. Межпредметные связи в обучении и воспитании учащихся/ТБиология в школе. 1989. -№ 1.
  128. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  129. К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1978.
  130. Д. Социальная психология. СПб, 1997.
  131. И.И. Психологические основы обучения воинов сухопутных войск. М.: Военное издательство, 1983.
  132. МарьенкоИ.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе. 1970. С.62
  133. А.М., Понукалин А. А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалистов в вузе. / Вопросы психологии, 1988 г. № 2.
  134. B.C. Психология индивидуальности. М.- Воронеж, 1996.
  135. Методическое пособие. Воспитательная работа: опыт, организация, методика. М., 2003. С.89−95,117−140
  136. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград. 1995.
  137. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни личности. -Новосибирск, 1989.
  138. С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1975.
  139. Т.К. Методические проблемы военно-патриотического воспитания молодежи. В кн. Истоки мужества. Владивосток, 1974.
  140. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995.
  141. А. Междисциплинарный спецкурс как метод обогащения профессиональных интересов. / Высшее образование в России. -1993г. № 12.
  142. JI.E. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект, 2003.
  143. Н.Н. Межличностные отношения. JL, 1979.
  144. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
  145. А.Б. Личность и сущность человека- внешнее и внутреннее в человеке // Вопросы психологии. 1995 — № 2.
  146. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  147. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы: Методические рекомендации по подготовке и проведению практических занятий / Моторин В. Б., Ткачев П. А., Бессонов В. П., Саратовский С И., Шелепеныеин А. А. СПб И ГПС МЧС России, 2003.
  148. В.Г., Слободянюк Г. Г., Профессиональная этика, этикет и такт. М., 1998. С.106−107
  149. Основы военно-патриотического воспитания. / Под ред. Средина Г. В. М.: Просвещение, 1988.
  150. Основы педагогики и психологии высшей школы. // Под. ред. А. В. Петровского. М.: изд-во МГУ, 1986.
  151. Основы педагогического мастерства. // Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
  152. JI.B. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи. СОЦИС, 1997, № 5.
  153. Педагогическое мастерство. М., 1993.
  154. Первый курс воспитательная работа / сост.: Н. И. Кучер, Г. И. Зинина, А. В. Пономарев, Е. В. Осипчукова, Ю. Р. Вишневский, С. И. Минеева, J1.H. Воронина, Е. Г. Калинина, Н. Ю. Назарова, Е. Г. Попова, А. В. Титов. — Екатеринбург. Издательство АМБ, 2002.
  155. В.А., Калинеченко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов Н/Д, 1993.
  156. К.К., АдаскинБ.И. Об изменении и формировании личности учащегося. М., 1966.
  157. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972
  158. И.П. Педагогика. М., 1999.
  159. Я.А. Психология творчества. М., 1986.
  160. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., 1993.
  161. Психолого-педагогическая грамотность современного учителя: Учебно-методическое пособие. СПб., 1997.
  162. Психология. Словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.
  163. А.А. Психология и педагогика. М., 1997.
  164. Развивающее обучение: проблемы и решения. Под ред. Вяткина Л. Г., Капичникова О. Б. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1994.
  165. М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
  166. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  167. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. Уч. пособие. М., 1998.
  168. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М., 2000.
  169. СкаткинМ.Н. Совершенствование процессов обучения. М.: Педагогика, 1971. С.37−43
  170. Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. СПб, 1993
  171. В.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997.
  172. СлеповВ.Я. ФеденкоН.Ф. Психология воинского коллектива. Л., 1986. С.27−29
  173. Социальное познание: проблемы теории, методологии, практики / Под ред. А. О. Бороноева и Н. А. Андреева. СПб.: Издательство СПбИПБ МВД России, 1998.
  174. Справочник офицера-воспитателя. М., 2004. С.36−76
  175. И.В. Психология педагогического такта. Саратов, 1966
  176. В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. пед. соч.: В Зт. М., 1981. Т. З С.78
  177. В.А. О воспитании совести.// Педагогика, М. 1995 № 4 С.49−51.
  178. Е.В. Социология. Учебное пособие. М.: Знание, 1995.
  179. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983.
  180. Э.П. Традиции воинского коллектива. М., 1981.
  181. К.Д. Избр. пед. произв. М., 1969.
  182. К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. М.-Л., 1948.
  183. А.А. Принятие мотива личностью. / Психологический журнал. Т. 6,1985 г. № 4.
  184. Н.Ф. О комплексном подходе к обучению слушателей: Учебно-методическое пособие. М., 1978.
  185. Федеральный закон «О пожарной безопасности». М.: Омега-Л, 2005.
  186. Д.И. Психология развивающейся личности M., Воронеж, 1996.
  187. А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект. М.: Экономика, 1993.
  188. А.Р. Формы становления личности в процессе ее пофессионализации // Вопр. психол.1997. № 2.
  189. В.И. Вопросы педагогики в деятельности офицера подразделения. СПб., 1993. С.91−92,95,97
  190. А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. М., 1981.
  191. ХудолеевЮ.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии. МД988.
  192. Л.В. Профессиональная деятельность. М., 1997.
  193. В.Д. Психология и способности человека. М.: 1996. С.318
  194. И.В. Проблемы подготовки офицерских кадров в вузах ВВ МВД России. Саратов, 1999.
  195. Н.Н., Виноградов В. Н. Творцы огнеборцев. СПб., 2003.
  196. Т.П. и др. Педагогика и логика. M., 1993.
  197. Д.Б. Избранные педагогические труды. M., 1989.
  198. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по общей и экспериментальной психологии. СПб., 2000.
  199. Я.Я. Развитие прогрессивной военно-педагогической мысли в дореволюционной России. Л., 1971.
  200. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека M.: Просвещение, 1969.
  201. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты.1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.211
Заполнить форму текущей работой