Педагогические особенности профессионального развития личности курсантов и слушателей в условиях вуза ГПС МЧС России
Диссертация
Формирование эмоционально-волевой устойчивости в процессе внедрения КП УВР обеспечивается комплексированием форм, методов и приемов обучения при моделировании экстремальных ситуаций в процессе профессиональной подготовки. При этом, воспитание психологической устойчивости осуществляется поэтапно, путем систематической постановки постоянно усложняющихся задач на выполнение приемов, связанных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
- 1. 1. Характеристика чрезвычайных ситуаций и значение профессионально важных качеств сотрудников ГПС МЧС России при выполнении профессиональной деятельности. Ю
- 1. 2. Педагогические особенности формирования профессионально грамотной личности специалиста
- 1. 3. Педагогические особенности формирования личности специалиста в учебно-воспитательном процессе
- 1. 4. Условия формирования готовности к выполнению задач по предназначению в профессиональной деятельности
- ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
- 2. 1. Формирование личности специалиста — педагогический процесс как общественное явление
- 2. 2. Основные научно-педагогические концепции формирования профессиональных морально-боевых качеств у молодых специалистов
- 2. 3. Требования к профессиональным качествам специалиста в современных условиях
- ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
- ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ И
- СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВУЗА ГПС МЧС РОССИИ
- 3. 1. Определение критериев результативности профессиональной подготовки на основе формирования готовности обучаемых к профессиональной деятельности
- 3. 2. Экспериментальная проверка эффективности КП УВР по формированию личности курсантов и слушателей в условиях вуза ГПС
- МЧС России
- ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ
Список литературы
- Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993 г. № 9.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни М., 1991. С.97
- Агаев А.Г. Патриотизм и интернационализм советского человека. М.: Сов. Россия, 1979. С.37−43
- Адаптация персонала к измененной системе труда. / Под ред. Л. Г. Лаптева -М., 1997. С.49−51
- Аксенова В.М. Педагогические условия формирования познавательно-профессиональных потребностей у студентов младших курсов технического вуза: диссертация кандидата педагогических наук Челябинск, 1987.
- Алексеева М.И. Мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности. М., 1989. С.57
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса. Минск, 1990. С.37−49
- Ананьев А.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих. тр. В 2 т. Т.2 М., 1992. С.87
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания М.- Воронеж, 1996. С. 128−268
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Издательство Казанского университета. 1998 г. С.29−31
- Андреев И.Л. Происхождение человека и общества М.: Мысль, 1988. С. 103
- Андрущенко В.П., Торлач Н. И., Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. Харьков 1996.
- Анисимов О.С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991. С.93
- Аронов А.А. Воспитывать патриотов. М.: Просвещение, 1989.
- Артамонов B.C., Бессонов В. П., МоторинА.А., МукучанА.А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы: Курс лекций. Раздел II. Организация воспитательной работы с личным составом ГПС СПбУ МВД России, 2002.
- Асеев В.Г. Мотивация и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
- АсмоловА.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 1990. С.35
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Барабанщиков А.В. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. С. 115
- Барабанщиков А.В., Дерюгин П. П. Военно-педагогическая диагностика. (Теория, опыт, проблемы). М., 1995. С.90−92
- Барышников Е. Н. Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. СПб., 1996. С.78
- Батышев С.Ф. Профессиональная педагогика. М.: РАО, 1997. С.84
- Бегинин В.И., Вяткин Л. Г. Формирование внутренних стимулов учения, как актуальная комплексная проблема. / Формирование внутренних стимулов учения у студентов. / Под ред. Вяткина Л. Г. -Саратов: Издательство Саратовского университета, ч. 1,1991.
- Безруких М. М. Ефимова С.П. Круглов Б. В. Почему учиться трудно? М., 1995. С.29
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.
- Берне Р.В. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. С.47
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1984. С.63
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С.51
- Битинас Б. Структура процесса воспитания. Издательство «Швиеса», 1984.
- Бодалев А.А., РудкевичЛ.А. Как становятся великими или выдающимися? М., 1997.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. С.33−57
- БожовичЛ.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995.
- Болдырев Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения. Анализ опубликованных работ, представленных в качестве диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1967.
- Бондаревскя Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика, 1995. № 4.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей. // Вопр. психол.1997. № 2.
- Братусь С.Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2.
- Бурханов Р.А., ПолищукВ.И. Философия и культура. Сб. научных трудов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета- Нижневартовск: Издательство Нижневартовского педагогического института. 1996.
- Варваров В.И., Мерзляк Л. Е. Командир и подчиненные. М. 1986.
- Вербицкий А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986. С.32−61
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М&bdquo- 1990.
- Военная психология и педагогика. Учебное пособие под общ. редакцией Кулакова В. Ф. М.: Совершенство, 1998. С.116−125
- Волкогонов Д.А. Воинская этика. Издательство «Знание». М. 1980.
- Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: Экспресс-информация. / Отв. Ред. Васильев Ю. К. М., 1978.
- Воскресни Русь. О патриотизме, достоинстве русского человека и православном понимании войны. Даниловский благовестник. М. 2000.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. С.45
- Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М.: Педагогика, 1990. С.58−59,67
- Вяткин Л.Г. Современное высшее образование: проблемы и перспективы развития. / Активизация учебного процесса в современном вузе. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1993.
- Вяткин Л.Г., Тарский Ю. И. Современное высшее образование: проблемы и перспективы развития. /Концептуальные основы. -Саратов: Издательство Саратовского университета, 1993.
- Вяткин Л.И., Шевченко И. В. Основы педагогики и психологии высшей военной школы. М., 1998.
- Галочкин П.В. Готовность к подвигу. М., 1969. С.49
- ГамезоМ.В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
- Гончаров Н.К. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1999. С.121
- Горбунова Т.В., Гордиенко Н. С., Карпунин В. А., Школьный философский словарь, М.: Просвещение. 1995.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Изд. Государственный Комитет РФ по высшему образованию, М., 1995.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В.П. Офицеры и солдаты. М: Воениздат, 1989. С.92
- Давыдов В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России СПб.: Фонд «Университет», 2000.
- Давыдов В.П., Луценко В. К. Педагогические основы воспитания высоких морально-боевых качеств у личного состава подразделений и частей.-М., 1971. С. 193
- Давыдов В.Ф. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. М., 1977.
- Давыдов Г. А. О развитии взаимоотношений преподавателя и курсантов. // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. М., 1980. С. 113
- Деркач А.А. и др. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности: Акмеологический аспект. М., 1993.
- Деркач В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. М., 1997.
- Дубов Г. В. Гришин А.А. Моральные качества специалиста. М., 1996 С.107−108
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 1997.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996
- Дьяченко М.И. Психология высшей военной школы. М., 1983.1. С.383
- Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. С.73
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. С.39
- Ершов А. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. М., 1976.
- Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М., ВПА, 1979.
- Железовская Г. И. Понятийное диалектическое мышление. Педагогическая технология и дидактический анализ. Саратов, 1993.
- Жуков Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
- Зазыкин В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. -М., 1993.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
- Звягинцев В.Г. Педагогическое руководство коллективом слушателей вуза: теория и практика. М. 1987.
- Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов М, 1990. С.70−73
- Зуев Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются. М.: Воениздат, 1986.
- Иванова Е.Н. Основы изучения профессиональной деятельности. -М., 1987. С.57
- Иванова Т.А., Левин А. Я. Мотивация учебной деятельности студентов / Психологические механизмы регуляции поведения иоптимизация трудовой и учебной деятельности. Горький: Издательство Горьковского университета, 1987.
- Ильин B.C. О теоретико-методологических основах органического единства учебного и воспитательного процессов. Волгоград, 1982. С.64−69
- Ильин И.И. О сущности правосознания. М., 1993.
- Ильина Т.А., Педагогика. М., Просвещение, 1984.
- Канаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1983.
- Карагезов К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании. Воронеж. 1979.
- Карамзин Н.М. Избранное. М., 1990.
- Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории // Собр. Соч. в 9-ти т. М.: Мысль, 1999, т.9.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Педагогический словарь. М., 2000.
- Коджаспирова Г. М., Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Кожанов В.И. Организация и проведение уроков мужества. М., 1971.
- Кокурина И.Г., Телегина Л. И. Исследование мотивации научной деятельности. /Мотивация личности. Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.
- Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.
- Концепция воспитания военнослужащих силовых министерств и ведомств Российской Федерации. М., 1998.
- КоретовВ.М. Развитие воспитательных функций коллективам., 1974.
- КорнееваЛ.Н. Профессиональная психология личности //
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, СПб., 1991.
- Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль. 1968.
- Киряшов НИ. Социально-педагогические проблемы теории и практики, комплексного подхода к воспитанию в воинских коллективах. -М., 1980. С.73−75
- Китов А.И. Психология управления. М., 1979.
- Кларин М.В. Педагогические технологии. М. 1989. С.31−41
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996.
- Кравченко А.И., Введение в социологию: учебное пособие. М.: Новая школа, 1995 г. С.89−91
- Краткий психологический словарь под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. -М.: Политиздат, 1985.
- Ксенчук Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М., 1993.
- Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1995.
- Куличенко В.В. Формирование навыков в профессиональной деятельности. М., 1989. С. 102−103,105
- Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Методика оценки педагогической деятельности преподавателя высшей школы в процессе внедрения новых технологий обучения. Барнаул: Изд-во АТУ, 2000.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решения. М., 1979.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969. С. 13−17
- Легонький Г. И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. -М., 1977. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2000. С.30−33
- Ливенхуд Б. Кризисы жизни шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. — Калуга, 1994.
- Лисовская В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: изд-во ЛГУ, 1974.
- Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М., 1983. С.33−37
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1993.
- Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978.
- Луков Г. Д. Психология. М., 1960.
- Луначарский о народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
- Лященко П.Н. Стиль работы командира. М., 1969.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8 т. М, 1983. Т. 1. С21,35,72
- Макашов В.Я. Оценка готовности курсантов к самостоятельной работе // Проблемы оптимизации подготовки и деятельности военных специалистов. Энгельс, 1984.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в обучении и воспитании учащихся/ТБиология в школе. 1989. -№ 1.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1978.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.
- Малопурин И.И. Психологические основы обучения воинов сухопутных войск. М.: Военное издательство, 1983.
- МарьенкоИ.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе. 1970. С.62
- Мапошкин А.М., Понукалин А. А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалистов в вузе. / Вопросы психологии, 1988 г. № 2.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.- Воронеж, 1996.
- Методическое пособие. Воспитательная работа: опыт, организация, методика. М., 2003. С.89−95,117−140
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград. 1995.
- Москаленко А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни личности. -Новосибирск, 1989.
- Москвичева С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1975.
- Мосолов Т.К. Методические проблемы военно-патриотического воспитания молодежи. В кн. Истоки мужества. Владивосток, 1974.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995.
- Назаретян А. Междисциплинарный спецкурс как метод обогащения профессиональных интересов. / Высшее образование в России. -1993г. № 12.
- Никитина JI.E. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект, 2003.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. JL, 1979.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.
- Орлов А.Б. Личность и сущность человека- внешнее и внутреннее в человеке // Вопросы психологии. 1995 — № 2.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
- Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы: Методические рекомендации по подготовке и проведению практических занятий / Моторин В. Б., Ткачев П. А., Бессонов В. П., Саратовский С И., Шелепеныеин А. А. СПб И ГПС МЧС России, 2003.
- Осеева В.Г., Слободянюк Г. Г., Профессиональная этика, этикет и такт. М., 1998. С.106−107
- Основы военно-патриотического воспитания. / Под ред. Средина Г. В. М.: Просвещение, 1988.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. // Под. ред. А. В. Петровского. М.: изд-во МГУ, 1986.
- Основы педагогического мастерства. // Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
- Певень JI.B. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи. СОЦИС, 1997, № 5.
- Педагогическое мастерство. М., 1993.
- Первый курс воспитательная работа / сост.: Н. И. Кучер, Г. И. Зинина, А. В. Пономарев, Е. В. Осипчукова, Ю. Р. Вишневский, С. И. Минеева, J1.H. Воронина, Е. Г. Калинина, Н. Ю. Назарова, Е. Г. Попова, А. В. Титов. — Екатеринбург. Издательство АМБ, 2002.
- Петровский В.А., Калинеченко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов Н/Д, 1993.
- Платонов К.К., АдаскинБ.И. Об изменении и формировании личности учащегося. М., 1966.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972
- Подласный И.П. Педагогика. М., 1999.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1986.
- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., 1993.
- Психолого-педагогическая грамотность современного учителя: Учебно-методическое пособие. СПб., 1997.
- Психология. Словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.
- Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 1997.
- Развивающее обучение: проблемы и решения. Под ред. Вяткина Л. Г., Капичникова О. Б. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1994.
- Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб., 1999.
- СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. Уч. пособие. М., 1998.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М., 2000.
- СкаткинМ.Н. Совершенствование процессов обучения. М.: Педагогика, 1971. С.37−43
- Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. СПб, 1993
- Сластенин В.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997.
- СлеповВ.Я. ФеденкоН.Ф. Психология воинского коллектива. Л., 1986. С.27−29
- Социальное познание: проблемы теории, методологии, практики / Под ред. А. О. Бороноева и Н. А. Андреева. СПб.: Издательство СПбИПБ МВД России, 1998.
- Справочник офицера-воспитателя. М., 2004. С.36−76
- Страхов И.В. Психология педагогического такта. Саратов, 1966
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. пед. соч.: В Зт. М., 1981. Т. З С.78
- Сухомлинский В.А. О воспитании совести.// Педагогика, М. 1995 № 4 С.49−51.
- Тадевосян Е.В. Социология. Учебное пособие. М.: Знание, 1995.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983.
- Утлик Э.П. Традиции воинского коллектива. М., 1981.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. произв. М., 1969.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. М.-Л., 1948.
- Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью. / Психологический журнал. Т. 6,1985 г. № 4.
- Феденко Н.Ф. О комплексном подходе к обучению слушателей: Учебно-методическое пособие. М., 1978.
- Федеральный закон «О пожарной безопасности». М.: Омега-Л, 2005.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности M., Воронеж, 1996.
- Филиппов А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект. М.: Экономика, 1993.
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее пофессионализации // Вопр. психол.1997. № 2.
- Хальзов В.И. Вопросы педагогики в деятельности офицера подразделения. СПб., 1993. С.91−92,95,97
- Хараш А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. М., 1981.
- ХудолеевЮ.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии. МД988.
- Черкасов Л.В. Профессиональная деятельность. М., 1997.
- Шадриков В.Д. Психология и способности человека. М.: 1996. С.318
- Шевченко И.В. Проблемы подготовки офицерских кадров в вузах ВВ МВД России. Саратов, 1999.
- Щаблов Н.Н., Виноградов В. Н. Творцы огнеборцев. СПб., 2003.
- Щедровицкий Т.П. и др. Педагогика и логика. M., 1993.
- Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. M., 1989.
- Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по общей и экспериментальной психологии. СПб., 2000.
- Юрченко Я.Я. Развитие прогрессивной военно-педагогической мысли в дореволюционной России. Л., 1971.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека M.: Просвещение, 1969.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты.1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.211