Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при обучении курсу высшей математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выполненное исследование не претендует на полноту решения проблемы, вместе с там нами разработаны теоретические положения о комплексном воздействии на мотивацию СРС личностно и профессионально ориентированного подхода, возможностей современных информационных технологий и балльно-рейтинговой системы, сформулированы научно-методические требования к отбору содержания и вида СР, в соответствии с ними… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы организации и интенсификации самостоятельной работы студентов вузов при обучении курсу высшей математики
    • 1. 1. Проблемы организации и интенсификации самостоятельной работы студентов в высшей школе в историческом аспекте
    • 1. 2. Анализ проблем и специфики организации самостоятельной работы студентов при обучении курсу высшей математики
    • 1. 3. Анализ и обоснование принципов организации самостоятельной работы студентов и психолого-педагогические условия их реализации
    • 1. 4. Исследование возможных путей интенсификации самостоятельной работы студентов при обучении курсу высшей математики
  • Выводы по главе 1

Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при обучении курсу высшей математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время процессы развития экономики, промышленности и технического образования характеризуются все возрастающей потребностью в специалистах нового поколения — разработчиках высокоэффективных технологий, владеющих самым современным инструментарием, в том числе современными математическими методами. Материальное производство и общество в целом формируют социальный заказ на подготовку в вузе высококвалифицированных специалистов, способных к работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В концепции модернизации Российского образования отмечается, что основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Высшая математика является особой образовательной дисциплиной, изучаемой в вузе, она служит фундаментом для изучения других общеобразовательных, общеинженерных и специальных дисциплин. Ей отводится особая роль в становлении и развитии научного мировоззрения студентов, воспитании их интеллекта, расширении кругозора, в совершенствовании умственных способностей. Поиск эффективных методов обучения курсу высшей математикиодно из важнейших направлений работы преподавателей и научных сотрудников вузов.

В Государственных образовательных стандартах третьего поколения предлагается сократить количество лекционных, аудиторных занятий и увеличить время на самостоятельное изучение курса высшей математики, которое подразумевает не самообразование индивида по собственному произволу, а 3 систематическую, управляемую преподавателем самостоятельную деятельность студента (СДС), становящуюся доминантной, особенно в современных условиях перехода от парадигмы обучения к парадигме образования. Ещё А. Н. Крылов утверждал, что основная задача вуза — «научить умению учиться», и никакая школа не может выпустить законченного специалиста: профессионала образует его собственная деятельность. «Умение учиться» наиболее полно развивается у студентов во время их самостоятельной работы (СР).

Различные направления исследования проблемы организации самостоятельной работы студентов (ОСРС) отражены в работах дидактов, психологов и методистов. Это работы С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, М. Г. Гарунова, В. А. Козакова, И. Я. Лернера, П. И. Пидкасистого и др. Они исследовали общедидактические, психолого-педагогические, организационно — деятельностные, методические и другие аспекты самостоятельной учебной деятельности.

В теории методики обучения есть немало диссертационных исследований, посвященных разным аспектам проблемы ОСРС. Среди них: методика организации, проектирования и реализации СР (Ю.Б.Дроботенко, В. И. Ермолаева, Н. В. Перькова, И. В. Сечкина, и др.);

— методическое обеспечение (О.В. Генкулова, В. В. Широкова и др.);

— педагогические условия и средства повышения эффективности СР (А.Е.Жуков, Н. В. Сметанина, Л. В. Туркина и др.);

— мотивация (В.М. Дамиров, М. А. Приходько и др.);

— профессиональная направленность (Г.И. Диниц, А. Б. Дмитриева, Л. Н. Разумова и др.);

— компетентностный подход (H.A. Прохорова, E.H. Трущенко и др.);

— влияние модульно-рейтингового обучения (Е.В. Астахова, Т. С. Куликова и др.);

— использование информационных технологий (В.Е.Гусева, Е. Н. Пряхина, Л. Б. Фоменко и др.);

— методика контроля и самоконтроля (C.B. Литовкина, И. В. Харитонова и др-);

— формирование познавательной самостоятельности студентов (Н.Ю.Ботвинёва, С. Ф. Катержина, К. С. Поторочина и др.) и др.

Однако, несмотря на достаточную широту исследований, необходимо отметить, что в них не нашли своего отражения вопросы связанные с формулировкой специфических проблем ОСРС, возникающих при обучения курсу высшей математики в настоящее время, и с разработкой методики обучения, основанной на интенсификации самостоятельной работы студентов (ИСРС) в вузе, вызванной социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе, постоянно растущим объемом информации при неизменной продолжительности обучения в вузе, переходом высшего образования на многоступенчатую систему, введением бакалавриата, связанного с сокращением сроков обучения математике.

Результаты анализа литературы и проведенного констатирующего эксперимента показали наличие затруднений при организации СР, восприятии и самостоятельном осмыслении полученной информации, осуществлении контроля и самоконтроля в процессе изучения курса высшей математики. Причина в том, что недостаточно сформированы умения и навыки самостоятельной деятельности (СД), слабая мотивация её осуществления, недостаточно развиты общие мыслительные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. Существующие трудности сопровождаются неэффективностью СР, слабо выраженным стремлением студентов к её активизации и приводят к получению формальных математических знаний, умений и навыков. В связи с чем, появилась потребность в проведении дополнительной разработки методики организации и контроля СР, а также теоретических исследований вопроса поиска возможных путей ИСРС.

Анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных работ, практические наблюдения за учебным процессом в вузе при обучении курсу высшей математики позволили выявить противоречие между назревшей в практике высшей школы необходимостью интенсификации самостоятельной работы студентов при обучении курсу высшей математики для подготовки 5 специалистов нового поколения, и недостаточной разработанностью названной проблемы, приводящей к получению студентами в реальной практике уровня математических знаний и навыков самостоятельной деятельности, не соответствующего требованию времени.

Необходимость устранения указанного противоречия свидетельствует об актуальности темы исследования и определяет его проблему: как и какими средствами обеспечить интенсификацию самостоятельной работы студентов при обучении курсу высшей математики.

На решение поставленной проблемы была направлена цель исследования, состоящая в разработке методики обучения курсу высшей математики, основанной на интенсификации самостоятельной работы студентов.

Объект исследования: обучение курсу высшей математики в вузе.

Предмет исследования: процесс интенсификации самостоятельной работы студентов при обучении курсу высшей математики.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровень и качество математической подготовки студентов, учебно-познавательные способности и интенсивность их самостоятельной работы при обучении курсу высшей математики повысятся, если:

— использовать при организации самостоятельной работы для усиления её мотивации в комплексе личностно и профессионально ориентированный подход, возможности современных информационных технологий и балльно-рейтинговой системы;

— организовать распределение содержания и видов самостоятельной работы в соответствии с образовательными возможностями студентов;

— осуществлять систематический контроль качества самостоятельной учебной деятельности, анализировать и корректировать её.

В соответствии с проблемой, целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать результаты научных исследований по проблеме организации самостоятельной работы студентов вузов и выявить специфические проблемы, возникающие при обучении курсу высшей математики;

2. Сформулировать и обосновать принципы организации самостоятельной работы студентов при обучении курсу высшей математики и психолого-педагогические условия, обеспечивающие их соблюдение;

3. Провести классификацию самостоятельных работ, выделить виды работ, использующихся при обучении курсу высшей математики, и исследовать возможные пути интенсификации самостоятельной работы студентов при обучении курсу высшей математики;

4. Сформулировать требования к подбору содержания для личностно и профессионально ориентированных заданий, составить задания, удовлетворяющие таким требованиям;

5. Разработать методы и средства информационных технологий обучения курсу высшей математики, направленные на интенсификацию самостоятельной работы студентов;

6. Экспериментально проверить эффективность применения предложенной методики обучения курсу высшей математики для развития учебно-познавательных способностей студентов и повышения качества их математического образования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической, научно-методической, математической и учебной литературы, диссертационных работ по проблеме организации и управления СРС, по методике преподавания математики, изучение нормативных документов (государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ), учебников и учебных пособий по высшей математикеэмпирические — анализ и обобщение опыта ОСРС по математическим дисциплинам, в частности — наблюдение за ходом учебного процесса, беседы и 7 анкетирование, педагогический эксперимент и анализ результатов СРС при обучении курсу высшей математикиэкспериментальные — проведение поисково-констатирующего, формирующего, контрольно-оценочного этапа педагогического эксперимента с целью проверки и уточнения разработанных положений с последующим выполнением анализа и обработки результатов эксперимента методами математической статистики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие идеи, концепции, принципы и теории обучения в вузе.

Идеи:

— педоцентристского подхода (Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.),.

— мотивации учения (А.К. Маркова и др.),.

— профессиональной компетентности специалиста (И.А. Зимняя, В. Д. Шадриков и др.),.

— применения современных информационных технологий в учебном процессе (С.Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, И. В. Левченко, О. Ю. Заславская, И. В. Роберт и др.),.

— использования балльно-рейтинговой системы контроля (H.A. Васильева, Г. В. Ившина, В. Н. Мальцев и др.).

Концепции:

— зоны ближнего развития (Л.С. Выготский),.

— проблемного обучения (В.В. Давыдов и др.),.

— кибернетического обучения (С. И. Архангельский),.

— деятельностного подхода к обучению математике (О.Б. Епишева, О. А. Малыгина, А. Г. Мордкович, Г. И. Саранцев и др.).

Принципы:

— сознательности, творческой активности и самостоятельности студентов (П.И. Пидкасистый),.

— комплексного взаимодействия субъектов обучения (В.И. Загвязин-ский),.

— систематичности и последовательности, активности, прочности знаний умений и навыков (К.Д. Ушинский),.

— научности (М.Н. Скаткин),.

— природосообразности и наглядности (Я.А. Коменский),.

— доступности и связи с жизнью (Ю.К. Бабанский).

Теории:

— интенсивности (Г.К. Лозанов),.

— развития (Л.С. Выготский),.

— индивидуализации и дифференциации (В.А. Гусев, Л. Г. Мишина, Г. И. Китайгородская и др.),.

— обучения учению (В.Граф, И. М. Ильясов и др.),.

— познавательной самостоятельности (И.Я. Лернер, П. И. Пидкасистый и.

ДР-).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Выявлены основные пути интенсификации самостоятельной работы студентов вузов при обучении курсу высшей математики, основанные на мотивации, личностно и профессионально ориентированном подходе, использовании балльно-рейтинговой системы и современных информационных технологий, позволяющие развивать у студентов умения и навыки самостоятельной деятельности и повышать качество их математического образования;

2. Разработана классификация видов самостоятельной работы и выделены те виды, которые используются при обучении курсу высшей математики для развития математического мышления студентов, повышения их математической культуры и творческих способностей;

3. Построена модель комплексного воздействия на процесс интенсификации самостоятельной работы студентов при обучении курсу высшей математики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретические положения о комплексном воздействии на мотивацию самостоятельной работы студентов личностно и профессионально 9 ориентированного подхода, возможностей современных информационных технологий и балльно-рейтинговой системы, сформулированные научно-методические требования к отбору содержания и вида самостоятельной работы дополняют методику преподавания математики в части организации и управления самостоятельной работой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что составленные личностно и профессионально ориентированные, тестовые задания для самостоятельной работы, предложенная и апробированная технология балльно-рейтинговой оценки индивидуальных достижений студентов могут быть использованы в практике обучения преподавателями высшей математики в вузе.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены методологией исследования: современными психолого-педагогическими теориями и концепциями, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследова нияпедагогическим экспериментом и статистической обработкой его резулб-татов.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в период с 2006 по 2012 гг. На каждом этапе в зависимости от поставленной задачи применялись разные методы исследования.

На первом этапе (2006;2008 гг.) был проведен анализ нормативной, психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью выявления степени разработанности исследуемой проблемы в теории и практике высшей школы и её актуальности с учетом особенностей обучения курсу высшей математики в современных условияхопределены объект, предмет, сформулированы цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего этапа, позволившего сформулировать гипотезу исследования.

На втором этапе (2008;2010 гг.) была выделена совокупность путей для.

ИСРС в вузе при обучении курсу высшей математики, разработана модель.

10 комплексного воздействия на процесс ИСРС и на её основе предложена методика обучения курсу высшей математики, используемая на формирующем этапе эксперименте, разработаны дидактические средства и методы обеспечения экспериментальной методики.

На третьем этапе (2010;2012 гг.) была осуществлена корректировка экспериментальной методики, проверена эффективность и целесообразность её применения при обучении курсу высшей математики, завершен формирующий и проведен контрольно-оценочный этап эксперимента, обобщены результаты исследования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Методика обучения курсу высшей математики, разработанная на основе модели комплексного воздействия на процесс интенсификации самостоятельной работы студентов, учитывает совместное воздействие на мотивацию самостоятельной работы четырех факторов (личностно ориентированный подход, профессиональная направленность, -информационные технологии, балль-но-рейтинговая система), позволяет рационально распределять и планировать вид и время самостоятельной работы, выбирать оптимальные виды работы и осуществлять контроль их выполнения, обеспечивает осуществление принципов организации самостоятельной работы (целеполагания, комплексности, непрерывности, системности, оптимальности, соответствия).

2. Комплекс заданий, включающий дидактические, развивающие и познавательные задачи личностно и профессионально ориентированного характера для аудиторной и домашней самостоятельной работы, контролирующие задачи для итоговой работы и тестового опроса по темам «Элементы линейной алгебры», «Кратные интегралы», «Дифференциальные уравнения», творческие задания для индивидуальной и групповой работы (вопросы для самостоятельного изучения, рефераты, проектные задания), выполняет мотивирующую и обучающую роль, позволяет создавать комфортные, благоприятные условия обучения, помогает студентам почувствовать уверенность в своих математических знаниях, умениях, навыках, способностях и понять необходимость их совер

11 шенствования и развития, повышает интерес к изучению курса высшей математики.

3. Балльно-рейтинговая система оценки и контроля самостоятельной деятельности студента, включающая: оценки за разные виды самостоятельной работыпоощрительные или штрафные баллы за качество выполненной работырасчет индекса интенсивности участия в самостоятельной работе и прогноз оценки за учебную деятельность, позволяет студенту выбирать собственную образовательную траекторию, обучает принимать самостоятельные решения, получать постоянную объективную оценку своей работы, прививая навыки контроля и самоконтроля самостоятельной деятельности, проводить сравнительный анализ своих достижений в учебном процессе с результатами других студентов, развивая такие мыслительные способности, как анализ и сравнение, играющие важную роль при формировании математического мышления.

Апробация результатов исследования. Экспериментальная проверка теоретических положений и их внедрение осуществлялось с 2006 по 2012 гг. на кафедре прикладной математики в филиале ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет им. B.C. Черномырдина» в г. Александрове Владимирской области при обучении курсу высшей математики 85 студентов дневного отделения специальностей: 210 201 «Проектирование и технология радиоэлектронных средств», 210 104 «Микроэлектроника и твердотельная электроника» и 80 502 «Экономика и управление на предприятии». Основные положения и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на XXVII Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Проблемы многоуровневой подготовки учителей математики для современной школы» (Пермь, 2008), на международной научно-образовательной конференции «Наука в вузах: математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования» (Москва, 2009), на XXVIII Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Проблемы преемственности в обучении математике на уровне общего и профессионального обра.

12 зования" (Екатеринбург, 2009), на III Международной научно-методической конференции «Эвристическое обучение математике» (Донецк, 2009), на Российской школе-конференции с международным участием «Математика, информатика, их приложения в образовании» (Москва, 2009).

Основные результаты диссертационной работы опубликованы в 23 печатных работах автора общим объемом 6,8 п.л. (три из них в изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 165 наименований, и четырех приложений.

Результаты исследования специфических проблем, возникающих при организации СР во время обучения курсу высшей математики, использовались нами для осуществления личностного подхода при обучении курса высшей математики и позволили реализовать в экспериментальной работе принципы комплексности, непрерывности и системности, обеспечивая тем самым ИСРС.

В результате диссертационной работы исследованы основные пути ИСРС в вузе при обучении курсу высшей математики: мотивация, личностно ориентированный подход, профессионально-прикладная направленность, использование современных информационных технологий, применение балльно-рейтинговой оценки, послужившие основой для разработки экспериментальной методики. На основе найденных путей ИСРС разработан комплекс дидактических и методические материалов.

В результате исследования сформулированы требования к подбору содержания для личностно ориентированных заданий: методологическая осмысленность, доступность материала, последовательность, дозировка материала, деятельностная ориентация, в соответствии с которыми составлены две группы заданий, отличающиеся по содержанию (сложность задания) и по форме (разные виды работ). В первую группу нами включены задания двух типов: задания с задачами одинаковой сложности (репродуктивные или реконструктивные) и задания с задачи разной сложности (репродуктивные, реконструктивные, реконструктивно-творческие) по темам «Числовые ряды», «Системы линейных алгебраических уравнений», «Кратные интегралы». Вторую группу составляют задания, отличающиеся по форме организации и выполнения (полусамостоятельные, групповые, индивидуальные, реферат, проектное задание).

В результате экспериментальной работы обоснована часть гипотезы: организация распределения содержания и видов самостоятельной работы в соот.

162 ветствии с образовательными возможностями студентов приводит к повышению эффективности СР, математической культуры и качества математического образования, а также установлено, что у них формируются навыки принятия самостоятельного решения, самооценки уровня математических способностей, устраняется возможность появления негативных эмоций, создаются условия для развития их математического мышления.

В результате исследования сформулированы и обоснованы требования к содержанию профессионально ориентированных заданий для СРС (контекст-ность ситуации, наличие неизвестных характеристик профессионального объекта, определяемых математическими методами, взаимосвязь со специальными дисциплинами и т. д.), в соответствии с которыми составлены три группы заданий: нами составлены три группы профессионально ориентированных заданий:

1) репродуктивные, реконструктивные математические задачи, с дидактической целью мотивации работы, обучения и тренировки навыков применения математических методов к решению профессиональных задач;

2) эвристические, творческие и вариативные задания, развивающие творческие математические способности студентов, навыки их мыслительной деятельности: сравнение, анализ, обобщения и т. д., необходимые для формирования математического мышления.

3) критически-творческие задания, развивающие навыки исследовательской математической деятельности.

Для каждой группы приведены примеры заданий, которые использовались в экспериментальной работе при изучении темы «Системы линейных алгебраических уравнений», «Функции нескольких переменных», «Дифференциальные уравнения первого порядка».

В результате экспериментальной работы установлено, что составленные профессионально ориентированные задания повышают мотивацию, познавательный интерес, уровень профессиональной компетентности, показывают практическую значимость и возможность приложения математических методов, показывают наличие связи математики со специальными дисциплинами,.

163 создают условия для ИСРС.

В процессе исследования разработана и обоснована система балльно-рейтинговой оценки СРС, которая позволяет объективно оценивать СДС в процессе обучения курсу высшей математики, предоставляет студенту возможность анализировать результаты своей учебной деятельности и сравнивать с результатами других студентов, создает условия для выбора индивидуальной образовательной траектории и приводит, как показали результаты экспериментальной работы, к интенсификации СРС.

В ходе исследования разработана вариант применения современных информационных технологий для ИСРС, включающий использование компьютерных тестов, составленных по теме «Матрицы», «Определители», «Дифференциальные уравнения», «Проверка остаточных знаний» и др., и возможностей предложенной системы балльно-рейтинговой оценки, позволяющей студенту самостоятельно контролировать степень усвоения учебного материала и выяснять какие вопросы требуют более тщательного и глубокого изучения, активизируя, тем самым, его учебно-познавательную СД. Разработанный комплекс дидактических и методических материалов опубликован на сайте http://mgou.aleksandrov.ru.

В результате экспериментальной работы установлено, что разработанные методы и средства информационных технологий обучения курсу высшей, осуществления систематического контроля качества самостоятельной учебной деятельности, анализа и корректировать её привели к повышению эффективности СРС, математической культуры и качества математического образования, что является обоснованием части гипотезы исследования.

В процессе исследования разработана методика обучения курсу высшей математики на основе модели комплексного воздействия на процесс ИСРС, включающей мотивационную, организационно-управленческую и контролирующую части, которая позволяет реализовать сформулированные принципы ОСРС и подготовить квалифицированного специалиста, владеющего умениями и навыками самостоятельного применения математических методов для реше.

164 ния практических задач, умеющего искать и находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях.

В результате экспериментальной работы обоснована часть гипотезы: использование при организации самостоятельной работы для усиления её мотивации в комплексе личностно и профессионально ориентированный подход, возможности современных информационных технологий и балльно-рейтинговой системы привело к повышению эффективности СРС, математической культуры и качества математического образования.

Экспериментальная проверка эффективности предложенной методики показала её эффективность по всем положениям выдвинутой гипотезы. Качественные изменения результатов обучения студентов курсу высшей математики по экспериментальной методике выражаются в развитии у них учебно-познавательных способностей, повышении уровня и прочности математического образования, развитии их познавательного интереса к математике и обучению вообще, формировании умения планировать свою СР, контролировать и оценивать её, находить и принимать оптимальное решение.

Выполненное исследование не претендует на полноту решения проблемы, вместе с там нами разработаны теоретические положения о комплексном воздействии на мотивацию СРС личностно и профессионально ориентированного подхода, возможностей современных информационных технологий и балльно-рейтинговой системы, сформулированы научно-методические требования к отбору содержания и вида СР, в соответствии с ними составлены задания для СР. Однако нуждаются в дальнейшем исследовании такие вопросы как разработка дидактических и методических материалов для СРС по теме «Аналитическая геометрия», «Дифференциальное исчисление», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Операционное исчисление», в связи с переходом к двухуровневому образованию необходимо теоретическое обоснование подготовки материала для СР из курса высшей математики для бакалавров и магистров, поиск новых возможностей применения современных информационных технологий для ИСРС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного нами исследования достигнута его основная цель, подтверждена выдвинутая гипотеза и получены положительные результаты в решении всех поставленных задач. Проанализируем подробнее результаты исследования.

В процессе анализа исторической, психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных работ по вопросу организации и активизации СРС вузов было установлено, что вопрос ОСРС рассматривался преподавателями, дидактами, методистами на всех исторических этапах развития высшей школыисследовались вопросы методика организации, проектирования и реализации СРрешалась проблема её методического обеспеченияизучались педагогические условия и средства повышения её эффективностирассматривался вопрос её мотивации и т. д.

Несмотря широкий спектр исследований по проблеме ОСРС, нами не обнаружено теоретических разработок вопроса ИСРС при обучении курсу высшей математики. В то время когда происходит уплотнение потока информации, сокращение сроков обучения математике из-за перехода к двухуровневому образованию, в реальной практике нами установлено наличие у студентов недостаточного уровня математических знаний, умений и навыков.

Проведенный теоретико-методологический анализ подтвердил актуальность проблемы ИСРС в вузе при обучении курсу высшей математики в настоящее время.

В результате исследования сформулированы и обоснованы принципы ОСРС при обучении курсу высшей математики целеполагания (описание предполагаемого результата работы), комплексности (обеспечение связанности и гармоничности всех этапов работы), непрерывности (преемственность между всеми этапами СР), системности (выделение во время работы главных факторов и установление связей между ними), оптимальности (выбор лучшего варианта на всех стадиях планирования работы), соответствия (соответствие дидактическим целям и условиям обучения, характеру, виду, формам и способам её информационного обеспечения).

Сформулированы психолого-педагогические требования, учет которых необходим для соблюдения разработанных принципов ОСРС. Они включают: учет дидактических целей и задач СР, мотивация СР, информационное обеспечение, приоритет обучающих задач, учет индивидуальных особенностей студентов, необязательность выполнения всех заданий, вариативность управления, определение времени выполнения работы, контроль или самоконтроль хода и результатов выполнения работы.

В результате исследования проведена классификация СР по дидактическим целям, характеру учебной деятельности, степень познавательной самостоятельности и т. д. Выделены виды СР, которые используются при обучении курсу высшей математики: тренировочные, вариативные, поисковые, расчетно-графические и др., которая позволила реализовать при ОСРС принципы целе-полагания, оптимальности, соответствия.

В процессе диссертационной работы исследованы проблемы, возникающие при ОСРС: организационные (бюджет времени, учебная литература, учебно-лабораторная база), методические (планирование, обучение методам СР, управление), психолого-педагогические (адаптация, доминирование пассивности, ориентация на прошлый социальный опыт), решение которых позволит интенсифицировать СДС. Выявлена специфика ОСРС при обучении курсу высшей математики, связанная с необходимостью учета особенностей мыслительной деятельности студента (особенность восприятия, преобладающие виды памяти, виды мышления, качества мышления), связи уровня его математической культуры с уровнем развития самостоятельно-познавательной деятельности (репродуктивный, исполнительский, эвристический, творческий), взаимосвязи между логикой предмета и психолого-педагогическими факторами и т. д. Отмечены трудности связанные с решением двух задач: научить студентов самостоятельно овладевать математическими знаниями и развить способность применять их в практической деятельности. Исследованы специфические методи.

161 ческие проблемы: концептуальная (проблема выбора содержания и объема материала для СР), процессуальная (проблема выбора способа проведения СР). Отмечена специфическая черта целеполагания — наличие двух целей: обучение определенным алгоритмам и обучение поиску.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Научные основы теоретической и практической подготовки студентов педвузов по педагогике //Сочетание теоретических и практических занятий по педагогике как условие эффективности. М., 1991
  2. A.M., Пидкасистый П. И. и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Киев: ИСИО, 1993.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988, — 236с.
  5. П.К. От моделей поведения к искусственному интеллекту: монография. / [П. К. Анохин и др.]- под ред. В. Г. Редько. Москва: URSS, 2006 (Калуга: ГП Облиздат). 447 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1980. 368 с.
  7. Е.В. Активизация самостоятельной учебной работы студентов технического университета в модульно-рейтинговом обучении: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08-Кемерово, 2005. 191 с.
  8. П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: Избр. тр.: В 2-х т. М., 2001.
  9. A.A. Организация профессионально-направленной самостоятельности работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Улан-Удэ, 1984. — 255 с.
  10. Ю.К. Интенсификация процесса обучения: Перевод. / Ю. К. Бабанский- Пед. о-во АрмССР Ереван: Луйс, 1989. 78 с.166
  11. H.A., Вербицкий A.A. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006.- 184 с.
  12. C.B. Технологии интенсификации учебного процесса в образовательном учреждении: дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Нижний Новгород, 2008. 206 с.
  13. Л.Ф. Адаптация первокурсников вуза: социальная диагностика и проектирование. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Российский гос. профессионал ьно-пед. ун-т», 2009. 125 с.
  14. Н.Л. Система самостоятельных работ как средство активизации учебной деятельности студентов в обучении математике: дис.. к.п.н.-М., 1999.- 164 с.
  15. Н. А. Современные искания в физиологии нервного процесса / Н. А. Бернштейн- Под ред. И. М. Фейгенберга, И. Е. Сироткиной- Предисл. И. М. Фейгенберга. М.: Смысл, 2003 330 с.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психол.-пед. обеспечения и техн. обучающих систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.- 304 с.
  17. Н.Ю. Формирование познавательной самостоятельности студентов технических специальностей при изучении физики: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08-Ставрополь, 2006, — 197 с.
  18. Е.В. Самостоятельная работа студентов сельскохозяйственных вузов при изучении теории вероятностей: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Орел, 2006.- 193 с.
  19. H.A. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Удмуртский гос. ун-т Ижевск, 1999. 22 с.
  20. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей школы: современные проблемы. М., 1996. -68 с.
  21. О.В. Самостоятельная работа студентов как средство обеспечения качества изучения неорганической химии в педагогическом вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02-Санкт-Петербург, 2008. 166 с.
  22. Выготский J1.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. -68 с.
  23. П.Я. Основные результаты исследований по теме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
  24. Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы: Автореф.. канд. пед. наук.. М.: Педагогика, 1998. — 272с.
  25. М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978.
  26. О.В. Методическое обеспечение индивидуальной самостоятельной работы по методике обучения алгебре и началам анализа будущих учителей математики: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Москва, 2004. — 165 с.
  27. .В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. М.: Изд-во ЛКИ. 2011. 400 с.
  28. . В. Математика и математическое образование в современном мире. М., Просвещение, 2005. -177 с.
  29. Л.П. Основные этапы организации самостоятельной работы студентов // Методические проблемы совершенствования вузовского образования: Сб. ст. / Под ред. В. И. Кабрика. Томск, 1996.
  30. В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981 -79 с.
  31. Н.П. Активизация самостоятельной работы студентов в процессе внеурочных занятий: Дис. .канд. пед. наук. Минск, 1985. — 174с.
  32. С.Г. Информационные технологии в науке и образовании: сборник научных трудов / под ред. С. Г. Григорьева, Воронеж: Науч. кн., 2009. -77с.
  33. А. К. Самообразование учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1987. — 116 с.
  34. В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Вербум-М: Академия, 2003 428 с.
  35. В. Е. Организация самостоятельной работы студентов гуманитарного вуза по математике с использованием Интернет: дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.02 Омск, 2008 — 148 с.
  36. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 362 с.
  37. Н.Г. О сущности самостоятельной работы // Народное образование, 1963.- № 5.
  38. В.М. Психолого-педагогические условия мотивационно-личност-ного развития субъекта учебной деятельности: на примере изучения математических дисциплин в техническом вузе: дис.. канд. псих, наук: 19.00.07 -Ижевск, 2005. 186 с.
  39. М.А. Разработка методологических проблем педагогики. М., 1971.
  40. К.Г. Авторитет оценки / К. Г. Деликатный. Киев: Знание, 1990.-47 с.
  41. Л.В. Становление самостоятельности студента в образовательном процессе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01-Оренбург, 2006. 192 с.
  42. А.Н. Зарубежная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 Педагогика) / А. Н. Джуринский — Москва: Гардарики, 2008. -383с.
  43. Г. И. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Москва, 2002. — 176 с.
  44. А.Б. Самостоятельная работа по решению прикладных задач в курсе математики как условие повышения качества профессиональной подготовки обучаемых в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Москва, 2004. -143с.
  45. Ю.Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 -Омск, 2006.-215 с.
  46. , Д. Демократия и образование: Пер. с англ. / Дж. Дьюи М.: Педагогика-пресс, 2000 382 с.
  47. В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни. // Социс. -2001. -№ 9. С.77−82.
  48. О.Б. Технология обучения математике на основе деятельного подхода: Кн. для учителя / О. Б. Епишева М.: Просвещение, 2003 — 222 с.
  49. В. И.Организация самостоятельной работы студентов: На примере преподавания математики: дис.. канд. Пед. наук: 13.00.01 Ульяновск, 2004 — 286 с.
  50. А.Е. Дидактические средства повышения эффективности самостоятельной работы студентов в условиях модернизации образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Брянск, 2004 — 246 с.
  51. В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 192с.
  52. О.Ю. Практикум по курсу «Основы микроэлектроники»: учебное пособие для студентов математических факультетов педагогических вузов. Москва: МГПУ, 2006. — 111 с.
  53. Н.М. Как активизировать обучение в вузе. Горький, 1989.
  54. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исслед. центр, пробл. качества подгот. специалистов, 2004. 38 с.170
  55. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975. -316с.
  56. Е.А. Формирование творческой активности будущих инженеров в процессе обучения математике на основе исследования и решения профессионально ориентированных задач: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 -Ярославль, 2009. 22 с.
  57. O.A. Формирование мотивации самообразования у студентов в системе высшего профессионального образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Волгоград, 2004. 192 с.
  58. Г. И., Каштанов В. А., Коваленко И. Н. Теория массового обслуживания. Изд.2, испр. и доп. 2011. 296 с.
  59. Г. В. Новые информационные технологии в учебном процессе : учеб.-метод, пособие / Ившина Г. В.- Казан, гос. ун-т Казань: Изд-во Казан, унта, 2006 (Казань: Изд-во Казан, ун-та. 98 с.
  60. И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. — 205с.
  61. Е.И. Интегративно-модульный компонент профессиональной направленности обучения математике будущих инженеров радиоэлектротехнических специальностей: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 -Ярославль, 2009. 193 с.
  62. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М.Ф.Шабаева-«Просвещение», Москва, 1982. http://www.detskiysad.ru/ped/ped 103. html
  63. И.Я., Петухова Т. А. Пять подструктур математического мышления: как их выявить использовать в преподавании //Математика в школе. 1998-№ 5. С. 45.
  64. Н.В. Организация самостоятельной работы студентов один из аспектов методологической деятельности преподавателя высшей школы России XIX века. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика, Психология 2008. — Вып. 3(10).-С. 49−70.
  65. С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web-технологий: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Ярославль, 2010. — 174с.
  66. В.Г. Формирование и развитие методических знаний в системе самостоятельной работы студентов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 СПб, 1999. — 273 с.
  67. Г. И. Индивидуализация самостоятельной работы студентов индустриально-педагогических факультетов по общей физике: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 1997.- 199с.
  68. И.Д. Обоснование и совершенствование дидактических процессов повышения активности познавательной самостоятельности студентов: автореф.. канд. пед. наук. Рига, 1973. — 32 с.
  69. Г. М. Организация самостоятельной работы студентов по педагогике / Г. М. Коджаспирова // Теория и практика высшего педагогического образования. М.: 1991.-е. 63−70.
  70. В.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно- методическое обеспечение. Киев: Высшая школа, 1990. — 246 с.
  71. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. М.: 1982.- 656 с.
  72. И.Г. Самостоятельная работа студентов как средство повышения их профессионально-познавательной активности в процессе изучения педагогических дисциплин в колледже: (13.00.08) / Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 1999.
  73. B.C. Теоретические и методические основы обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений в условиях гуманитаризации высшего математического образования: дис.. доктора педагогических наук: 13.00.02, Москва, 2008 481 с.
  74. Н.Ю. Модульно-рейтинговая система обучения высшей математике в вузе: На примере специальности «Геология и поиски месторожденийполезных ископаемых»: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Новосибирск, 2000. -229 с.
  75. А.Н. Мои воспоминания. Издательство Академии Наук СССР, 1963. 271 с.
  76. Т.С. Модульно-рейтинговая система как средство активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов военного вуза на занятиях по математике: дис.. канд. пед. наук: 20.01.06 Пермь, 2001. 171 с.
  77. Ю.Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб, 2002, с. 13−14.
  78. В.К. Эргономические основы интенсификации учебного процесса в вузе. Под ред. П. И. Пидкасистого- Вильнюс: Мокслас, 1987. 190с.
  79. И.В. Развитие системы методической подготовки учителей информатики в условиях фундаментализации образования: дис.. доктора пед. наук: 13.00.02 Москва, 2009. — 527 с.
  80. Р.Г. Дидактические очерки. Алма-Ата: Мектеп, 1964. — 140 с.
  81. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А. И. Красилько, А. П. Новгородцева. М., 1995. — С. 5−23.
  82. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М. Знание. 1976.
  83. С.В. Формирование умений самоконтроля у студентов экономических специальностей в процессе самостоятельной работы в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Магнитогорск, 2010. 200 с.
  84. Г. К. Суггестология. София, 1971.
  85. Н.Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Ставрополь, 2003. — 177 с.
  86. К.Н. Систематизация приёмов учебной деятельности студентов при обучении математике. М.: КомКнига, 2007. 424 с.
  87. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляу-дис, X. Варнеке, И. И. Ильясов и др.- Под ред. В. Я. Ляудис М.: Изд-во МГУ, 1989.-239 с.
  88. P.A., Колмакова Н. Р., Ванюрин A.B. Теория и практика статистического анализа в психолого-педагогических и социологических исследованиях: Учебное пособие. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им ВП Астафьева, 2005.-352 с.
  89. O.A. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода / O.A. Малыгина Москва: Изд-во ЛКИ, 2008 -254с.
  90. В.Н. Контроль качества образования: балльно-рейтинговая система и тестовые технологии. Федеральное агентство по образованию, Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2009. -126 с.
  91. А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.
  92. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научн ред ИЛ Стефановой, НС Подходовой. М.: Дрофа, 2005. -416 с.
  93. B.C. Собрание сочинений т. 5. Лекции по психологии мотивов человека. Сборник задач по общей психологии, 2008. 331 с.
  94. Методы обучения http://yuss26.ru/index.php/statii/l 18-metodv-obucheniya
  95. Э. А. Организация самообразования студентов экономического вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Запорожье, 1998. — 190с.
  96. Е.А. Самостоятельная работа студентов как фактор гуманизации педагогического процесса торгово-экономического вуза: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Иркутск, 2007.-217 с.
  97. С.И. Активизация формирования информационной культуры студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01- Улан-Удэ, 2006. 199 с.
  98. Л.Г. Индивидуализация обучения студентов в вузе с позиций гуманизации образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Сочи, 2000. — 155 с.
  99. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Москва: Высшая школа, 1971. — 396 с.
  100. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: дис.. доктора пед. наук: 13.00.02 Москва, 1986.- 355 с.
  101. В.К. Рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов: Метод, рекомендации Саратов: Поволжская акад. гос. службы им. П. А. Столыпина, 2005: ФГОУ ВПО Поволжская акад. гос. службы им. П. А. Столыпина. 23 с.
  102. A.B. Интенсификация учебно-познавательной деятельности будущих менеджеров в техническом вузе на основе применения электронного учебно-методического комплекса: дис. кандидат педагогических наук. Барнаул, 13.00.08, 2007. 213 с.
  103. А.К. Педагогические условия организации учебного времени в системе деятельности первокурсников военного ВУЗа: дис.. канд. педагогических наук: 13.00.01 Орел, 1999. — 233 с.
  104. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов: учебное пособие. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975.
  105. Н.Д. Педагогика высшей школы. Л.:ЛГПИ, 1974. — 116 с.
  106. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. М.: Высшая школа, 1978. — 279 с.
  107. Е.Г. Интенсификация самостоятельной работы студентов / Е. Г. Никитина, О. Ф. Троицкая // Организация самостоятельной работы студентов: материалы Междунар. науч.-метод, конф. Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2008. -с.152−156.
  108. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). Правительство Российской Федерации. Постановление от 14 февраля 2008 г. N71, п. 40.
  109. В.Л. и др. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В.Л. Омельяненко- Л. Ц. Вовк, C.B. Омельяненко. М.: Просвещение, 1993. — 272 с.
  110. В.И. Дидактические условия оптимизации самостоятельной работы как метода обучения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Челябинск, 1988.- 245 с.
  111. А.К. Психологические механизмы самостоятельности / Российская акад. образования, Психологический ин-т М.- Психологический ин-т, 2010.-230 с.
  112. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Народное образование, 1997, № 8. 19 с.
  113. И.П. Мозг и психика. Москва-Воронеж: МПСИ, 2004.
  114. Е.С. Технология интенсификации учебного процесса в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Тольятти, 2007. 229с.
  115. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  116. Н.В. Методика организации самостоятельной деятельности студентов 1 курса педвуза на занятиях по математическому анализу: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Санкт-Петербург, 2002. — 154 с.
  117. Песталоцци: Избр. тр. / Сост., авт. вступ. ст., с. 5−28, В. М. Кларин, М.: Амонашвили, 1998. 222 с.
  118. П.И. Самостоятельная работа учащихся. М.: Педагогика, 1972.- 184 с.
  119. Письмо Минобразования РФ от 27.11.2002 № 14−55−996ИН/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений»
  120. H.A. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации //Советская педагогика. 1986.-№ 3. — с.72−75.
  121. H.A. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности. Казань, 1968.
  122. К.С. Развитие познавательной самостоятельности студентов технических вузов в процессе обучения высшей математике: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Екатеринбург, 2009. — 228 с.
  123. М.А. Учебная мотивация как средство управления личностно-ориентированным обучением математике студентов аграрного университета: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Омск, 2008. — 229 с.
  124. H.A. Компетентностный подход к совершенствованию самостоятельной работы студентов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01- Казань, 2005. -205 с.
  125. , Е. Н.Возможности информационных технологий в организации и совершенствовании самостоятельной работы студентов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Тюмень, 2006 — 171 с.
  126. JI.H. Активизация самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 -Магнитогорск, 2006. 182 с.
  127. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа Пресс, 1994,-205 с.
  128. В.Я., Прохоров А. И. Что такое теория массового обслуживания. -М., 1965.
  129. И.А. Как заниматься самообразованием. — М., 1962. —52 с.
  130. C.JI. Основы общей психологии II С. J1. Рубинштейн СПб. и др.: ПИТЕР, 1998−705 с.
  131. А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководства на примере гуманитарных дисциплин: дис. канд. пед. наук: 13.00.01- Саратов, 1997. -243 с.
  132. B.C. Научно-методические основы преподавания радиотехники в педагогическом вузе. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1998. — 215 с.
  133. Г. И. Методология методики обучения математи-ке//Г.И.Саранцев- Рос. акад. образования. Поволж. отд-ние Саранск: Тип. «Крас. Okt.», 2001.- 139 с.
  134. Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.
  135. И.В. Проектирование и реализация системы самостоятельной работы студентов по математике в аграрном вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 -Омск, 2002.-214 с.
  136. В.П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании. Учебное пособие: по курсу «Управление педагогическими системами».- Москва: Юрайт: Высшее образование, 2009. 357 с.
  137. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.
  138. , Н. В. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов вузов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 Москва, 2006 — 214 с.
  139. A.B. Развитие исследовательского метода в отечественной дидактике // Образование и общество. История образования. 2010. — № 1 -С.107−112. http://www.ieducation.ru/l 2010/index 1 2010.html
  140. Современные аспекты методики обучения математике: учеб. пособие / T.JI. Блинов, Э. А. Власова и др.- под ред. И. Н. Семеновой, A.B. Слепухина. ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2009. — 222 с.
  141. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1993. — 740 с.
  142. В.А., Шабанов Г. А. Основы самостоятельной работы студентов негосударственных вузов. Учебно-методическое пособие / Под ред. И. Г. Безуглова. М.: МОСУ, 1995. — 64 с.
  143. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России: (По материалам социол. исслед.) / В. И. Уварова, В. Г. Шуметов, Т. Н. Афонина, Т. А. Иваненко. Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2001.- 197с.
  144. Л.Д. Педагогическая психология: Учеб. Пособие / Л. Д. Столяренко. 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов н /Д: Феникс, 2003. 544 с.
  145. .А., Кундышева Е. С., Бортник O.A., Иванова A.A. Лабораторный практикум OPROSSYSTEM по системе дистанционного образования для курса «Математическое моделирование в экономике». М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 20 с.
  146. С. Академическая зрелость как интегральная ценность и показатель готовности студентов к профессиональной деятельности: дис.. доктора пед. наук: 13.00.01, 19.00.11 Москва, 1999.-315 с.
  147. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1972.
  148. Н.В. Рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: учебно-методическое пособие / Н. В. Тельтевская. Изд. 2-е, доп. Саратов: Наука, 2009. — 93 с.
  149. B.C. Пути повышения познавательной самостоятельности студентов первых курсов втузов на практических и семинарских занятиях по математике: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / НИИ педагогики УССР. Киев, 1987, — 18 с.
  150. A.B. Организация самостоятельной работы студентов с учетом личностных факторов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 СПб, 1994. — 249 с.
  151. Л.В. Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза в процессе графической подготовки: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 Екатеринбург, 2007. 174 с.
  152. И.В. Организация самостоятельной работы студентов приобу-чении математике в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02, Саранск, 1996. -188с.
  153. И.В. Рейтинговая система контроля математических знаний студентов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 Архангельск, 2001. — 185 с.
  154. Д.А. Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Казан, гос. пед. ин-т Казань, 1990. 15с.
  155. А .Я. Работы по математической теории массового обслуживания. Изд. З, 2009.-240 с.
  156. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков- Акад. наук СССР, Ин-т психологии, Москва: Логос, 2007. 189с.
  157. Д.М. Информационные технологии в многоуровневой системе образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Казань, 9−10 июня 2005 г. Казань: Новое знание, 2005. 245 с.
  158. В.В. Теоретические основы и разработка методических пособий как средство управления самостоятельной работы студентов: дис. канд. пед. наук / Широкова В. В. 2004.
  159. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.- общ. ред. и пре-дисл. A.B. Толстых. — М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  160. П. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.- 272 с.
  161. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Учеб. Пособие / В. А. Якунин- ЛГУ им. А. А. Жданова, Л.: ЛГУ, 1986.-43 с.
Заполнить форму текущей работой