Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для того чтобы раскрыть понятие психологической готовности к самостоятельной жизни, необходимо прежде всего определить психологический смысл понятия «самостоятельная жизнь». В основу данного понятия могут быть положены психологические качества развитой личности: активная жизненная позиция; стремление реализовать себя; сознательное принятие идеалов общества и превращение их в личные для человека… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков
    • 1. 1. Понятие психологической готовности к самостоятельной жизни
    • 1. 2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
    • 1. 3. Усыновление. Опека
    • 1. 4. Патронатная семья и семейный детский дом
  • Глава 2. Исследование социально-психологической адаптации выпускников интернатных сиротских учреждений к самостоятельной жизни
    • 2. 1. Цель, задачи и методы исследования
    • 2. 2. Результаты исследования
    • 2. 3. Обсуждение результатов и рекомендации специалистам
  • Заключение
  • Список литературы

Психологическая готовность к самостоятельной жизни современных подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние 10−15 лет число сирот увеличилось более чем вдвое и в настоящее время по разным данным составляет от 600 тысяч до 800 тысяч человек. В основном, эти дети — так называемые «социальные сироты», то есть они являются сиротами при живых родителях и число таких детей продолжает расти. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям.

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходя из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, плохо адаптируются к такой жизни. В результате в качестве перспективы их, как правило, ожидает безработица, нищета, преступность, алкоголизм, наркомания, суициды. И только немногим удаётся адаптироваться в обществе. Все это свидетельствует о том, что в наших учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитанника в обычную жизнь страны.

Исследователи А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых считают, что ход развития ребенка, воспитывающегося в сиротском учреждении, является качественно иным, нежели при воспитании в семье, и он не сводится к отставанию или задержке развития [1, 163 с.]

Дети, живущие в детских домах и домах-интернатах, не ориентированы на достижение высоких профессиональных перспектив: более 80% детей-сирот ожидают направлений в ПТУ, и лишь 10% мечтают о среднем специальном и высшем образовании. Согласно же наблюдениям, описываемым в своей книге «Психология сиротства» Прихожан А. М. Толстых Н.Н. «в интернате в 6, 7 и 8 классах есть несколько человек (10−15%), которые пишут о своем желании поступить в институт. Количество таких учащихся в каждом из этих классов практически одно и то же. В школе таких учащихся, во-первых, значимо больше во всех классах, а во-вторых, их число постоянно растет, достигая максимума к концу школьного обучения» [2, 158 с.].

Трудности и просчёты социальной адаптации очевидны при сопоставлении ответов воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, потому что они, как правило, не знают реальной жизни и в дальнейшем рассчитывают на помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут преодолеть самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношение к работе, но и сохранения своего здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.

У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных — успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь. Основная миссия детского дома — помочь в социальной адаптации воспитанников.

Актуальность исследования определяется проблемой адаптации к самостоятельной жизни выпускников учреждений интернатного типа и ее приоритетами для общества и государства, ставшими исключительно значимыми в последнее десятилетие, когда проблема сиротства приобрела национальные масштабы.

Целью настоящего исследования стало решение проблемы социально-пcихологической адаптации детей-сирот, как одной из наиболее общественно значимых, которые стоят перед государством в настоящее время.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать понятие психологической готовности к самостоятельной жизни детей-подростков.

2. Измерить уровень социально-психологической адаптации детей-сирот.

3. Проанализировать результаты проведенного исследования

4. На основании результатов работы дать рекомендации по организации работы с детьми-сиротами с целью повышения уровня их социально-психологической адаптации.

Объект исследования: психологическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования: социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни старших подростков.

.

1.1 Понятие психологической готовности к самостоятельной жизни

Для того чтобы раскрыть понятие психологической готовности к самостоятельной жизни, необходимо прежде всего определить психологический смысл понятия «самостоятельная жизнь». В основу данного понятия могут быть положены психологические качества развитой личности: активная жизненная позиция; стремление реализовать себя; сознательное принятие идеалов общества и превращение их в личные для человека убеждения и ценности. Человек начинает самостоятельную жизнь, когда погружается в различные общественные сферы — семью, работу, государственные и международные отношения, и ему необходимо к ним адаптироваться, что станет залогом его психологического здоровья. Для успешной адаптации человеку необходимо:

— разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру;

— иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия — от философской до бытовой, уметь действовать в соответствии с данной позицией;

— самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;

— самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ);

— позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми — вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью [3, с.56].

Исходя из всего вышеперечисленного можно сказать, что психологическая готовность к самостоятельной жизни предполагает сформированность у человека социально-психологических механизмов, обеспечивающих благоприятное вхождение в социум, а также определенный уровень развития личностной сферы.

Проблема самоопределения рассматривалась С. Л. Рубинштейном в контексте проблемы детерминации, то есть закономерной зависимости психических процессов от порождающих их факторов: «внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия». С. Л. Рубинштейн подчеркивал роль внутреннего момента самоопределения — самодетерминации, собственной активности индивида, осознанного стремления занять определенную позицию [4, с.78].

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.М., Толстых Н.Н.. «Психология сиротства»: 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 163 с.
  2. А.М., Толстых Н.Н.. «Психология сиротства»: 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 158 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности: М.: Наука, 2000. — 56
  4. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 78 с.
  5. М.Н. Социальная педагогика: М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. — 124 с.
  6. А.М., Толстых Н.Н.. «Психология сиротства»: 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 178 с.
  7. Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. — М.-Воронеж, 2001. — 176 с.
  8. И.В. Формирование личности старшеклассника. — М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. — 185 с.
  9. Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. — М.: Флинта, 2006.- 98 с.
  10. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. — Вильнюс, 2001. — 156 с.
  11. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 2003. — 83 с.
  12. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М.: Изд-во Моск. университета, 2001. — 157 с.
  13. Е. Волкова, Л. Грибанова. Под ред. Е. Крючковой, М. Люсиной. М. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: 2001. — 127 с.
  14. Н. Машер «Школа приемных родителей, виртуальная и реальная» // Семья и школа. 2003. № 3. — 4 с.
  15. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М.:, 2002.- 78 с.
  16. В.Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. — СПб.: Лики России, 2008. — с. 39.
  17. О.В. Особенности адаптации ребенка в приемной семье (По письмам родителей-воспитателей семейных детских домов) // Семья в России. — 2006. — № 1. — 63 с.
  18. К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. М.: Прогресс, 2000. — 78 с.
  19. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Под редакцией С. А. Беличевой и И. А. Коробейникова. — М.: Прогресс, 2004. — 212 с.
Заполнить форму текущей работой