Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы социальной терапии в деятельности социального педагога

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Умение взаимодействовать рассматривается как необходимое условие комфортности ребенка в группе ровесников, а сам процесс взаимодействия как база для формирования важнейших качеств личности: активности, целеустремленности, направленности, гуманности, организованности и др. (Н.Я.Михайленко, Н. И. Кустова, Т. В. Антонова, П. И. Кузина, Г. Якобсон и др.). В современных исследованиях опыт… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие методов социальной терапии в деятельности социального педагога
  • Глава 2. Классификация методов социальной терапии в деятельности социального педагога
    • 2. 1. Сущность методов социально-педагогической деятельности
    • 2. 2. Классификация методов социально-педагогической работы
  • Глава 3. Эффективность методов социальной терапии в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями
    • 3. 1. Диагностика
    • 3. 2. Методика проведения исследования
    • 3. 3. Диагностика после проведения исследования
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Методы социальной терапии в деятельности социального педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

В условиях модернизации отечественного образования особое внимание отводится проблеме социальной терапии в сфере установления межсубъектных отношений. В роботах Т. В. Антоновой, М. И. Лисиной, В. Г. Маралова, А. Г. Рузской В.А.Ситарова и других раскрывается гуманистическая ценность межсубъектного взаимодействия, его диалогического характера.

Умение взаимодействовать рассматривается как необходимое условие комфортности ребенка в группе ровесников, а сам процесс взаимодействия как база для формирования важнейших качеств личности: активности, целеустремленности, направленности, гуманности, организованности и др. (Н.Я.Михайленко, Н. И. Кустова, Т. В. Антонова, П. И. Кузина, Г. Якобсон и др.). В современных исследованиях опыт положительного, творческого взаимодействия дошкольника с ровесниками определяется как важнейший компонент социальной готовности к обучению в школе (Г.И. Вергелес, Т. И. Бабаева, Э. Э. Кравцова, В. Г. Маралов, Г. О. Цукерман и др.). Исходя из этого, проблема социальной терапии детей дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении, приобретает особую теоретическую и практическую значимость.

Особое место среди разнообразных видов деятельности принадлежит общению. Согласно Л. С. Выготскому, Л. Рубинштейну, А. П. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину, А. П. Усовой и другим исследователям, само общение играет главную роль в развитии ребенка, его социализации.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию социальной терапии группы детей дошкольного возраста в условиях ДУ.

Объект — социальная терапия.

Предмет — использование методов социальной терапии с детьми, испытывающими сложности в общении. .

Задачи исследования: 1. проанализировать специфику методов социальной терапии;

2. охарактеризовать классификацию методов социальной терапии в деятельности социального педагога;

3. рассмотреть особенности применения методов социальной терапии с детьми, испытывающими сложности в общении;

4. подвести итоги проделанной работе.

Теоретико-методологическими основами исследования стали: теория культурно-исторического развития психики человека (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), учение о роли деятельности в развитии личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн,) социально-психологическая теория развития личности (Г.М.Андреева, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, Я. Л. Коломнский, А. В. Петровский и др.); психолого-педагогические исследования по проблеме структуры и процессуальных характеристик детской деятельности (О.И.Донцов, А. А. Журавлев, Л. И. Уманский и др.); исследование по проблемам эмоциональной и нормативной регуляции поведения и деятельности дошкольников (Г.М.Бреслав, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, Я. З. Певерович, Л. П. Стрелкова, Г. Якобсон); концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности и морального поведения (Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт); психолого-педагогические концепции социализации-индивидуализации личности (Н.Ф.Голованова, О.В. Петровский); теория психологического и педагогического проектирования образовательной среды (Т.И.Бабаева, Э.С. Заир-Бек); концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (А.Г.Асмолов, Л. М. Кларина, Л. Новоселова, В. О. Петровский, Л. П. Стрелкова, М. Н. Полякова и др.).

Структура и объем работы: работа состоит из вступления, трех глав и выводов, списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие методов социальной терапии в деятельности социального педагога.

Постоянное накопление знаний и опыта, познание окружающей действительности обогащают способы, методы проникновения человека в разные сферы общественной жизни. Существуют разные классификации методов в зависимости от признаков, которые положены в их основу: степень общности, распространенность, содержание и характер деятельности и др. По первому признаку выделяют всеобщие (философские), общенаучные и специальные методы.

Всеобщие (философские) методы составляют единство методологической и мировоззренческой позиции субъекта в разных видах деятельности. Иначе говоря, они вбирают в себя богатство общенаучных и конкретных методов подобно тому, как общее вбирает в себя элементы неповторимого и единичного.

Кратко затронем суть этих методов.

Анализ — это исследование чего-то, что основано на разделении (мысленном) предмета, явления на составные элементы целого, рассмотрении их свойств.

Процедурой обратного характера является синтез — метод, когда знание о предмете получают путем объединения его элементов и установлении их связи. Поэтому в практической познавательной деятельности анализ и синтез объединяются.

Индукция — логическое размышление, которое направляется от положений эмпирического, конкретного, узкого характера к более широкому.

Дедукция (вывод) — размышление, которое позволяет благодаря определенным правилам логики создавать заключения из некоторых утверждений и их комбинаций. Они не могут быть более общими, чем ссылка (аксиомы, постулаты, принципы), которые ведут к ним. Исходя из определенной системы их сходства, можно предусмотреть следствия, которые из них следуют.

Наблюдение — сознательное и целенаправленное восприятия действительности. Оно бывает простым (обычным) и сложным, включенным (непосредственным).

Эксперимент (проба, опыт) дает возможность в контролируемых и управляемых условиях исследовать конкретные явления действительности, выполняет функцию критерия истинности научного познания вообще.

Аналогия содержит в основе сходство предметов (явлений, процессов и т. п.) относительно определенных свойств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам Вопросы психологии. -1980. № 5. 60 70.
  2. Абульханова — Славская, К. А. Деятельность и психология личности. М. Наука, 1980.-335 с.
  3. В.В. Психологические условия организации совместных учебных действий школьников: автореф. дисс… 1санд. нед. наук. -М., 1986. -19 с.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1998. 376с.
  5. Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы Избр. психол. труды М.: Моск. П И О .С Ц ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999.- 411с.
  6. Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. Новые ценности образования: забота поддержка консультирование. Вьш.6. М. Инноватор, 1996. 71 88.
  7. Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте. Как помочь ребенку войти в современный мир. под ред. Т. В. Антоновой. М. Центр Дошк. детсгво им. А. В. Запорожца, 1995. с. 327.
  8. Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: автореф. дисс канд. психол. паук. М, 1983.-23 с.
  9. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл: Академия, 2002. — 414с.
  10. Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре. Психология и педагогика игры дошкольника, (материалы симпозиума). -М.: Просвещение, 1966. 188 -205.
  11. Т.И. Подходы к программе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду Теоретические основы программы воспитания в детском саду: сб. науч. трудов. С-Пб.: Образование, 1992. 14−29.
  12. , Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: автореф. дисс… канд. пед. наук. -Л., 1973.-23 с.
  13. М.Р. Социальная психология. М.: Междупар. пед. акад., 1994. 106 с.
  14. А. А. Восприятие и понимание человека человеком М.: МГУ, 1982. 199с.
  15. А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды М.: Междунар. пед. академия, 1995. 324с.
  16. М.И. Социальные нормы и регуляции поведения М.: Наука, 1978. 311с.
  17. Л.П. Человек: деятельность и общение- М.: Мысль, 1978.-216 с.
  18. Р.С. К характеристике структуры детской совместной деятельности Новые исследования в педагогических наук. ХШ. М., 1969. с. 786.
  19. Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду: автореф. дис… д-ра пед. наук. М., 1986, 34 с.
  20. Г. И. Младший школьник: формирование и развитие его личности: сб. науч. тр. — СПб., 2002.
  21. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. 155 с.
  22. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
  23. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. -143 с.
  24. , П.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб: Речь, 2004. 272с.
  25. , Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979. -139 с.
  26. Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач// Вопросы психологии. -1980. № 3. 133 -136
  27. Деятельность и взаимоотношения дошкольников под ред. Т. А. Репиной. М. Педагогика, 1987. -191 с.
  28. А.И. Психология коллектива М.: изд-во МГУ, 1984. 208с.
  29. И.А. Педагогическая психология. Ростов -на- Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 397−405.
  30. В.Г. Психология общения: структура системы эго-защитных процессов в онтогенезе поведения Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена.- СПб: Образование, 1993.
  31. А.Д. Нравственные эмоции детей в условиях практической деятельности. Эмоциональное развитие дошкольника Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 553 с.
  32. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 77с.
  33. Р. Л. Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991. — 205с.
  34. А.А. Психология общения. М.: Смысл: Academia, 2005. 365 с.
  35. , А.А. Общение как объект психологического исследования. Методологические проблемы социальной психологии. под. ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975.
  36. В.Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте М.: Прометей, 1990. 219 с.
  37. Развитие общения дошкольников со сверстниками Под ред. А. Г. Рузской.- М Педагогика., 1989.-215 с.
  38. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М Педагогика., 1988−230 с.
  39. В.В., Гузман РЛ. Психологическая характеристика способов организации совместной деятельности учащихся в процессе решения учебной задачи// Вопросы психологии. -1983. Ш 5.
  40. Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и со взрослыми. Л.: РГПУ, 1991 28 с.
  41. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.- 366 с.
Заполнить форму текущей работой